Данная тебе от Него мудрость, украсившая монашеский образ, наполнила монастырь подвижниками и дала им монашеские правила. Но тебе нет необходимости находиться здесь, но [нужно] пойти в другое место и украсить Церковь Божию твоими толкованиями, чтобы привести множество народа к вере во Христа и спасти от идольского соблазна; и не только, но многих других научить покаянию и отвратить от первых их грехов и достичь Царства Небесного. Ибо в концы вселенной речи их ( Пс. 18:5 ) и даже до крайних пределов земли, и многие возжелают услышать их». Блаженный же Иоанн, упав подле ног его, говорит: «Молю тебя, господин мой, не отчуждай и не отделяй меня от равноангельского этого жития и собрания братии сей. Ибо я не способен совершить сие служение, будучи немощен». Отвечая, ангел сказал ему: «Разве ты не читал в Писании сказанного Богом Моисею, когда Он послал его к фараону, царю египетскому, вывести Израиль: «Я поставил тебя Богом фараону ( Исх. 7:1 ) и дал тебе силу во всяком деле». И тебе он даст силу и благодать служения Своего в деле, которое вручит тебе. Но, восстав, выбери двух монахов, которых укажет тебе Бог, угодивших Ему, и поставь их руководить братией монастыря, ибо они будут подражать твоему житию и заботиться о живущих в нем. Ты же последуй за епископом Флавианом в город не сомневаясь и делай все, что он повелит тебе. Ибо уже и ему открыто о тебе, и вот, он идет с клиром города взять тебя и город». Произнеся это, ангел сказал ему: «Мир тебе, будь сильным и мужайся». Когда же настало утро, блаженный Иоанн собрал всю братию и, избрав из них двоих, отличающихся подвижнической жизнью и украшенных великой добродетелью, поставил их игуменами над ними, приказав им подчиняться им во всем в страхе Господнем и не пренебрегать их увещеваниями. « Ибо, – сказал он, – кто преслушает их или презрит приказание их, будет презрен и Господом. Ибо мне повелено покинуть этот монастырь и переселиться в тο место, которое назначает мне Бог по воле Своей». Когда он таким образом наставлял братию, в монастырь пошли два клирика, посланные епископом, объявляя о его прибытии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Два же каких-то воина отклонились на правую сторону в дубраву, один именем Федор Сабур, а другой Григорий Холопищев, оба родом костромичи. Чуть отошли от места битвы – набрели на великого князя, избитого и израненного всего и утомленного, лежал он в тени срубленного дерева березового. И увидели его и, слезши с коней, поклонились ему. Сабур же тотчас вернулся поведать о том князю Владимиру и сказал: «Князь великий Дмитрий Иванович жив и царствует вовеки!» Все князья и воеводы, прослышав об этом, быстро устремились и пали в ноги ему, говоря: «Радуйся, князь наш, подобный прежнему Ярославу, новый Александр, победитель врагов: победы этой честь тебе принадлежит!» Князь же великий едва проговорил: «Что там, – поведайте мне». И сказал князь Владимир: «Милостью Божьей и пречистой его Матери, помощью и молитвами сродников наших святых мучеников Бориса и Глеба, и молитвами русского святителя Петра, и пособника нашего и вдохновителя игумена Сергия, – тех всех молитвами враги наши побеждены, мы же спаслись». Князь великий, слыша это, встал и сказал: «Сей день сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся, люди!» И еще сказал: «В сей день Господень веселитесь, люди! Велик ты, Господи, и дивны дела твои все: вечером вселится плач, а наутро – радость!» И добавил: «Благодарю тебя, Господи Боже мой, и почитаю имя твое святое за то, что не отдал нас врагам нашим и не дал похвалиться тем, кто замыслил на меня злое: так суди их, Господи, по делам их, я же, Господи, надеюсь на тебя!» И привели ему коня, и, сев на коня и выехав на великое, страшное и грозное место битвы, увидел в войске своем убитых очень много, а поганых татар вчетверо больше того убитых, и, обратясь к Волынцу, сказал: «Воистину, Дмитрий, не лжива примета твоя, подобает тебе всегда воеводою быть». И поехал с братом своим и с оставшимися князьями и воеводами по месту битвы, восклицая от боли сердца своего и слезами обливаясь, и так сказал: «Братья, русские сыны, князья, и бояре, и воеводы, и слуги боярские! Судил вам Господь Бог такою смертью умереть. Положили вы головы свои за святые церкви и за православное христианство». И немного погодя подъехал к месту, на котором лежали убитые вместе князья белозерские: настолько твердо бились, что один за другого погибли. Тут же поблизости лежал убитый Михаил Васильевич; став же над ними, любезными воеводами, князь великий начал плакать и говорить: «Братья мои князья, сыны русские, если имеете смелость пред Богом, помолитесь за нас, чтобы вместе с вами нам у Господа Бога быть, – ибо знаю, что послушает вас Бог!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другая Его беседа в конце второго года – о хлебе живом – говорит также о Нём, как о Сыне Божием, и кончилась исповеданием Петра от лица Апостолов, что Он есть Сын Божий. Таков вкратце ход событий второго года служения Иисуса Христа! 9 Однако Господь вопросил ударившего Его по щеке: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» ( Ин.18:23 ), показывая тем, что творящих зло надо призывать к ответу. – Ред. 10 Многие отцы Церкви называют молитву Господню кратким Евангелием – настолько полно и ясно, а вместе и таинственно, выражает она всё содержание Благовестия Христова. Завершается она словами: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. А из Послания Апостола Иакова ( Иак.1:13 ) мы знаем, что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Это место, по всей видимости, нужно понимать так: и не введи нас во искушение от лукаваго, но избави нас от него – как видно и из стиха 14 того же послания Апостола Иакова: но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Подтверждением тому является и употреблённое у Евангелиста Матфея греческое выражение ες πειρασμν, которое переводится не как испытание (по-славянски искушение) ради утверждения через научение – которым является δκιμον (испытанный и устоявший) – но именно как напасть (которая может быть только от диавола). Именно так и переведено это слово в Острожской Библии. – Ред. 11 В Славянском переводе это выражение переведено точнее: не пецытесь – то есть это вовсе не означает, что мы не должны заботиться о пище тленной, но лишь не превращать это в страсть. – Ред. 13 Это место следует понимать так, что Спаситель вышел на берег возле Гергесы и хотел направиться отсюда по дороге к Гадаре – если только была такая дорога. Иосиф Флавий называет Гадару городом греческим. – Ред. 14 Впрочем, при всём нежелании Иисуса Христа посылать Апостолов к неиудеям, Сам Он беседовал и с женщиной Самарянкой, и ходил к грекам в страну Гадаринскую, равно как и Галилея была частым местом Его проповедания. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Ещё же более откроется его необычайная гордость в том, что он сядет в храме Божием, яко Бог, выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:4 ). Это, впрочем, и естественно: кто не признаёт никакого бога, кто почитает себя выше всякого божества, тот прямо или непрямо показывает, что он только себя признаёт богом. И для большего доказательства своей мнимой высоты и превосходства перед другими богами, он сам сядет в храме Божием, то есть или поставит свои статуи и изображения в храмах Божиих, или присвоит себе божескую власть и сядет на престоле, потому что сидение на престоле и означает именно власть управления. [В храме Божием ( ες τν ναν του Θεο, причём ναν означает внутреннюю часть храма, святилище. Улотребление двух членов указывает, по-видимому, на то, что здесь разумеется храм иерусалимский – перед Пришествием Христовым должный, по пророчествам, быть выстроенным вновь. Такая богоборческая наклонность жестоковыйного народа еврейского, стяжавшая себе печальную славу на протяжении всей известной истории человечества, особенно ярко проявится в ожидании им своего земного мессии, который и будет антихристом. Святой апостол Павел и смотрел на иудаизм как на сферу, где должна проявиться самая страшная сатанинская ненависть против истинного Бога (смотрите 1Фес.2:14–16 : ... иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человеком противятся; которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих). При том отступлении от веры, которое будет предшествовать появлению антихриста, становится очень понятным такое превозношение одного лица над всеми божествами, и такое поругание святыни, каким представляется здесь в сидении антихриста в храмах Божиих. Не только в древние времена, в века Навуходоносора, Антиоха Епифана, Кая Калигулы, Нерона, ставились статуи царей на место божеств, и требовались им божеские почести. И в новые времена, как показали Французская революция XVIII века, Парижская коммуна XIX века, кощунство над святыней, отвержение всего досточтимого человеком, попрание всех прав могут проявляться в самых чудовищных размерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Ещё раз подчеркнём, что проекты именно таких документов, мировоззренчески и идеологически определяющих развитие системы образования и воспитания в нашей стране, уже подготовлены. Но, увы, до сих пор нет ни одной государственной инстанции, которая могла бы инициировать разработку и принятие необходимых и соответствующих исторической ситуации нормативно-правовых инструментов организации отечественного образования прямого действия на законодательном уровне. Такой инстанцией могли бы стать либо Государственная Дума РФ, либо Совет Безопасности РФ. Откладывать принятие стратегически важных сегодня для нашей страны документов нельзя. Мировоззренческий и воспитательный векторы развития образования не могут столь долго быть неопределёнными. Виктор Иванович Слободчиков , доктор психологических наук, член-корреспондент РАО; Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 6. Ответ на 5, Человек: А кто же автор этого текста? Кто нижеследующие места из Библии трактует под себя: «Вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас; всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; никто не устоит против вас» (Втор 11:23-25) «… господствовать будешь над многими народами, а они над тобой не будут господствовать» (Втор 15:6). «…проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (2.Пс.). 5. Ответ на 3, Адриан Послушник: " ... Нами достигнуто многое…............ Кто владеет женщиной — владеет народом. Мы уже успели развратить большинство гоек, исказив их разум и чувства. " А кто же автор этого текста? 4. мировоззренческая неопределённость А что, коммунисты хотят всех покрасить в красный цвет? Всё -поезд ушёл. А пришёл Христос и принёс меч, чтобы разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку - домашние его. " Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня " сказал Христос

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/23/po...

Замена предыдущей формы последнею в миропомазании совершилась еще в апостольское время. Что это действительно так, – для подтверждения имеются сравнительно ясные свидетельства в самом свящ. писании. В первом послании: Иоанна мы читаем: «Вы имеете помазание от святого и знаете все; помазание, которое вы получили от него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: то самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно» 1153 . Подобно этому ап. Павел в посл. к Коринфянам говорит: «утверждающей же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» 1154 . Употребляемое здесь выражение – « χρσμα» – как известно, в православной и римско-католической догматике относится к миропомазании или по западному – к конфирмации. Уже одно это дает понять, что в приведенных нами местах писания идет речь именно о помазании в рассматриваемом таинстве. Но ото еще более получает вероятия, если обратит, внимание на тот факт, что древние отцы учители церкви оба приведенные текста объясняли именно в смысле апостольских свидетельств о миропозании – в последующей форме его совершения 1155 . Правда, нельзя отвергать того, что апостолы говорят здесь преимущественно о внутреннем действии таинства, чрез которое преподается Дух Святый; но с другой стороны, вполне естественно думать, что для выражения этого внутреннего действия, они, желая, быть понятными христианам, употребляли слова, заимствованные от общеизвестного внешнего действия, служившего видимым знаком первого 1156 . Последнее предположение тем более возможно, что апостолы говорят здесь о помазании от Святого и запечатлении, как о вещи обыкновенной, всем известной и понятной, не требующей даже объяснения» 1157 . И так, нет сомнения, что в приведенных нами местах из апостольских писаний говорится о совершении миропомазания в апостольское время в той именно внешней форме, в какой теперь. В какое же время в эпоху апостолов миропомазание явилось в таком именно виде? Какого-либо, хотя приблизительно определенного ответа на этот вопрос мы не находим в апостольских писаниях. Благодаря этому, остается избирать и соглашаться с одним из двух: или св. апостолы, преподавая верующим Духа Святого чрез возложение рук, вместе с тем и нераздельно употребляли и другой видимый знак – помазание, о котором умалчивают только Деяния Апостольские; или, первоначально совершая таинство чрез возложение рук, сами, же они вскоре заменили этот видимый знак другим видимым священнодействием – помзанием мира 1158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

И вот, когда ветхозаветному сознанию явилась мысль о воздержании, когда в Ветхом Завете ясно послышалось: не похотствуй на жену ( Сир. 25:23 ), в этот момент ветхозаветной истории чувствуется уже веяние новой эры жизни человеческой, когда всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ) и когда, кто может вместить (безбрачие), да вместит ( Мф. 19:12 ). В этот момент идея брака, наравне с прочими естественно-нормативными законами жизни человеческой, готовится уже уступить место и покориться высшим «законам благодати». И было [к Иеремии] слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем ( Иер. 16:1–2 ) – вот ветхозаветное предвозвещение того времени, когда потребуется уже не временное воздержание ради предстоящих ужасов местного бедствия, а целый жизненный подвиг ради вечного спасения. Ветхий Завет , таким образом, сказал свое первое и сильное слово в пользу девства. Ветхозаветный плач об утерянной райской гармонии брака естественно переходит в новозаветную радость о Христе христианских девственников» 15 . Однако при констатации того факта, что идеал девства был в целом чужд ветхозаветной религии, необходимо принимать во внимание, что брачное сожитие мужа с женой рассматривалось преимущественно в аспекте деторождения и всякое чувственное наслаждение как таковое считалось за «блуд» ( πορνεα); данная черта ярко запечатлелась в так называемом «раввинистическом иудаизме», возникшем после Рождества Христова 16 . Во время, близкое к этому величайшему событию в мировой истории, в иудаизме возникают такие секты, как ессеи и терапевты, в мировоззрении которых отдельные черты «ветхозаветного аскетизма» приобретают своеобразные черты 17 . Относительно первой известия сохранились и у древних авторов (Филона Александрийского, Иосифа Флавия, Плиния), но находки в Кумране значительнейшим образом обогатили наши представления об ессеях. «Лихорадка сенсации», поначалу охватившая научный мир в связи с этими находками, заставила некоторых ученых даже говорить о «кумранских монахах» 18 , но затем исследователи пришли к более взвешенным суждениям 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И как с лозами поступает виноградарь – то отрезывая негодные, то подчищая хорошие, чтобы они приносили лучшие плоды – так и Господь действием Своего Суда то отвергает неверующих, то посылает на верующих разные испытания и скорби, чтобы соделать их через то достойными высших наград и способными к высшим нравственным подвигам. 13) Сия глаголах вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша исполнится (стих 11-й), то есть чтобы и вы могли радоваться тою радостью, какою радуюсь Я; а радость Моя, – говорил Он прежде, – в том, что Я соблюл заповедь Отца Моего и пребываю в Его любви. Значит, Иисус Христос хотел, чтобы Апостолы радовались об исполнении заповедей Божиих и пребывании в любви Отца Небесного. 14) Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (стих 18-й). Странное утешение во время преследования от мира; но для последователя Христова оно, действительно, великое утешение, потому что ненависть мира может служить мерилом уподобления учеников Учителю, основанием для награды, побуждением и примером для подвигов. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего (стих 23-й). Иудеи, ненавидевшие Иисуса Христа, старались оправдать свою ненависть к Нему строгим исполнением воли Божией, желанием угодить Богу. Теперь Иисус Христос раскрывает перед учениками Своими мысль, что ненависть Иудеев к Нему есть ненависть и к Самому Богу, Который послал Его, что эта ненависть их к Нему не только не Богоугодна, но, напротив, есть грех против Бога. Они грешны, потому что не приняли посланника Божия; они грешны, потому что видели дела, совершённые Им, и не познали Иисуса Христа. 15) Раскрывая эту мысль ученикам, Иисус Христос имел в виду, с одной стороны , ободрить Апостолов в их страданиях, когда они, подвергаясь, по-видимому, законному преследованию установленных властей, будут находиться в недоумении относительно их справедливости и своей невинности; с другой стороны , разоблачало еврейскую самоуверенность в том, что ненавидя Христа и учеников Его, они службу приносят Богу, тогда как на самом деле совершают величайший грех против Него и Посланника Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

И когда он будет есть, произносишь так: » Уста ею полны проклятия, коварства и лжи; под языком его – мучение и пагуба». И обрати внимание на то, что у того, кто украл те вещи, которые пропали, когда положишь ту частицу возношения в уста его и скажешь ему изречение – «Проклятия его..», – лицо его чернеет и глаза его вращаются и делаются дикими и бегут из них ужасные и горькие смертные слезы, и уста его раскрываются, и, о чудо! гортань его становится зримою до конца вследствие того «возношения», которое ты вложишь в уста его, так что он не может есть, [и] наконец, оно начинает душить его, пока он не объявит то украденное, которое он взял. Когда же он исповедует то, лицо его тотчас начинает делаться, как было и прежде, благообразное и прекрасное, и он съедает возношение беспрепятственно. И обрати внимание еще и на то, что при этом, когда вложишь кому-либо из людей возношение, следует тщательно смотреть, да не скроют то за пазуху их, дабы не есть, или будут держать оное в руках и ты не увидишь, – и посему сделай так, чтобы отлично видеть, когда едят. И те от сих людей, которые не имеют сведения относительно украденного, вкушают возношение Пресвятой прекрасно и безболезненно и не страдают никаким худым последствием, и не бывает на них знамения. Тот же, кто взял, как мы сказали, – изменяет вид, [и] творить Пресвятая, Преблагословенная, надежда ненадеянных, чудо и, как сказали выше, обличает вора. И когда исповедует он, возьмешь [украденное] и отдашь тому, у которого он взял то, и вор не объявляется. И обрати внимание на то: если когда найдут уворованное у первого, или второго, или третьего человека, то настоит нужда, да дашь [возношение] всем людям, которые суть в подозрении, да едят то возношение один за одним, – да не будет понято, что один из тех трех взял вещи; потому что когда едят все, вор не становится известным, и когда будет найден вор, другой не уведает, а только сердцеведец, Бог , и ты, духовник, который видел это чудо, какое сделала Пресвятая и обличила его; (и) необходимо, да сохранишь тайну, дабы не было показано, кто именно украл; но только, когда возьмешь вещи, отдашь их тому, кто лишился их, и он получит радость и возрадование, и прославится Христос Бог наш и пресвятая его Матерь, Госпожа всех; они (бо) творят чудо и открывают истину; ему же слава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Ибо если и почил блаженный Иоанн, но бодрствует истина, ради которой и будет проведено расследование. Когда же скончался великий вселенский учитель, прибыли два епископа и диакон, бывшие с ним в ссылке, в Рим, к папе Иннокентию и рассказали обо всем произошедшем с блаженным Иоанном в ссылке, и как он страдал от сопровождавших его от места к месту солдат, и о народе, спасенном от поклонения солнцу благодаря помощи Божией, произошедшей через него, и об уверовавшем в Бога, а еще – о видении Петра и Иоанна, святых апостолов, и о сказанном ему ими, и о кончине его, и о видении мученика Василиска 1326 , предупредившего его о ней. Папа, услышав об этом, изумился и, одновременно, опечалившись, говорит присутствующим: «Вы видите, какой столп Церкви и светильник веры незаконно изгнали восточные епископы. Что будет с ними в нынешнем веке и что ожидает в будущем? И какое приемлемое оправдание они могут дать Судии в страшный день, когда они предстанут перед непреклонным судейским седалищем Христовым?» Сказав это, он идет к императору Гонорию и возвещает ему все то, что сказали ему клирики, и еще об императрице Евдоксии, как она не оставила памятозлобия, которое имела против Иоанна, вплоть до того времени, когда, наконец, не сделала его явным, низложив Иоанна с епископского престола с помощью тех негодных людей, которые ей в этом помогали, поскольку он изобличил ее в том, что делал, неудержимо похищая деньги и имущество ближних, совершая убийства и многочисленные беззакония. Император, услышав это, сильно опечалился душой, ибо он был весьма благочестив, проводя все время своей жизни в молитве, посте, бдении, чтении Священного Писания, весьма стремясь к спасению души. И, отвечая, он сказал папе: «Вся земля и все море поражены злыми делами этой женщины, ибо по большей части [известия: о них] дошли до моего слуха, и мы, заткнувши уши, отвернулись в отвращении от этого, не желая вовсе слушать таковые порочные слова. И что делать, я не знаю. Ибо я много раз писал о ней моему брату Аркадию, чтобы он отвратил ее от этих дел, дабы не навлечь на нас и на детей ваших ее грехов, как на священника Илия и на дом его и отца его – гнев Божий ради грехов Офни и Финееса, детей его 1327 , но он не послушал меня, как, впрочем, не слушал и тот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010