726 Своекоштный – ученик, не состоящий на казенном содержании (коште), живущий на квартире за свой счет. 728 Александр Алексеевич Сергиевский (ок. 1802–1877), служивший учителем греческого языка и инспектором Коломенских духовных училищ, впоследствии принял священнический сан, был протоиереем, настоятелем московской Воскресенской церкви на Семеновском кладбище. 736 Начиная с этого л. 3 (на нем вытеснено: «Из лавки В. А. Зверева») и до конца почерк более мелкий. 741 Далее зачеркнуто: Одни евреи приняли непосредственное руководительство Божие, но предназначаемо оно было всему роду человеческому. Всему роду человеческому, в лице Адама, Бог даровал первое обетование и установил первое богослужение (в учреждении жертвоприношений): и не прежде часть рода человеческого лишилась благоволения Божия, как когда в лице предка своего Каина, и вслед за ним удалилась от лица Божия ( Быт. 4:16 )]. 752 Далее зачеркнуто: вниманием к данному закону, богослужению и обетованиям снискивать веру в Искупителя рода человеческого, а сею верою достигать спасения было равно предоставлено всем народам. 754 Далее идут шестнадцать крайне неразборчивых строк, над которыми вписаны еще шесть строк; все они включают большей частью сокращенные и частично зачеркнутые слова. 755 Цитата (стихи 33–35) из программного стихотворения Фр. Шиллера «Die Künstler» («Художники», 1788). В классическом переводе Д. Е. Мина: «Искусство, человек, имеешь ты один./Лишь светлого прекрасного вратами/В мир чудный знанья вступишь ты…» (Художники: Стихотворение Фридриха Шиллера/Перевел Д. Е. Мин. СПб., 1857. С. 8). 761 Фидий (Φειδας, ок. 490 – ок. 430 до н. э.) – древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. 763 Франсуа Пьер Гийом Гизо (Guizot; 1787–1874) – французский историк, критик, политический и государственный деятель; в его исторических трудах заметно влияние творчества В. Скотта. 764 Генрих Эбергард Готтлоб Паулус (Паулюс, Paulus; 1761–1851) – немецкий протестантский теолог рационалистического направления; профессор Иенского, Вюрцбургского, Гейдельбергского университетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Из них богослужение совершалось в 89 церквах, в частности, по епархиям: Епархии Общее число церквей Число действующих Ленинградская Новгородская Псковская Вологодская Олонецкая В число церквей Псковской епархии вошли 14 церквей Пе-черского края, присоединенного из Эстонии к Псковской области. 2. Число духовенства в епархиях Всего штатного духовенства в названных епархиях – 117 человек: из них 1 – архимандрит, 1 – игумен, 24 – протоиерея, 4 – иеромонаха, 74 священника, 7 диаконов, и 6 псаломщиков. В частности, по епархиям это число распределяется следующим образом: Епархии Архиманд. Протоиер. Иеромон. Священ. Псалом. Ленинградская Новгородская Псковская Вологодская Олонецкая Всего: . Наименование приходов, церквей и распределение по ним духовенства с поименным их указанием обозначены в прилагаемых при сем списках по каждой епархии 145 . 3. Сведения о заштатном духовенстве Из заштатного духовенства выразили желание и подали заявления с просьбою об определении на места: в Ленинградской, Новгородской, Псковской епархиях (главным образом из оставшегося за штатом по военным обстоятельствам духовенства Эстонии) – 31 священник и 4 диакона, в Вологодской епархии – 8 священников и в Олонецкой епархии – 1 священник. Всего 44 человека. 4. Сведения об имеющихся в епархиях сектантах и раскольниках. Случаи присоединения к православной церкви В пределах Ленинградской, Новгородской, Псковской, Вологодской и Олонецкой епархий обновленческого духовенства не имеется. В Псковской епархии имеются священники, именующие себя православными, но отклонившиеся от общения с Московской] Патриархией вместе с митрополитом Александром] (Паулус) и им рукоположенные. Сектантских общин, легально зарегистрированных, в указанных областях нет. Отдельные лица «евангельских христиан» и различных старообрядческих толков встречаются, главным образом, в Вологодской и Олонецкой епархиях. В течение 1944 г. было три случая присоединения к Православной] церкви: в Ленинградской епархии был присоединен из обновленческого раскола б[ывший] обновленческий епископ Сергий Румянцев, в Псковской епархии – из григорианского раскола протоиерей Алексий Кибардин, и в Вологодской епархии из обновленчества – священник Николай Гусев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместо просимого епископа Патриарх назначил в Ревель архиепископом предложенного кандидата Александра (Паулус), а последний немедленно после своей хиротонии возложил на себя белый клобук, служащий исключительною принадлежностию лишь митрополичьего сана. При таких настроениях Эстония, где председателем церковного Синода состоит протоиерей Николай Пяте, брат эстонского «премьера», охотно вошла в замыслы Финляндии, и в последней на церковном съезде в мае 1922 г. было решено: а) назначить архиепископу Финляндскому Серафиму викария в лице одного малообразованного, но многосемейного эстонского священника, и б) провозгласить церковную автокефалию, для которой тогда будет (вместе с Эстонией) потребные три архиерея. Архиепископ Серафим вполне основательно и канонически неотразимо протестовал по обоим этим пунктам, не имеющим для себя никаких законных и фактических оправданий, а правительство готово обвинить его в гражданской неверности и продолжает искать автокефалии для православной финской церкви вопреки ее главе, вторгаясь в канонически-иерархический строй. Дело искусственно перенесено на суд Вселенского патриарха, которому оно не подведомо, но все стремятся эксплуатировать бедствия святейшего Тихона и, не желая подождать свободного голоса русской церкви, заранее обнаруживают всяческую сомнительность своих притязаний... Патриарх Константинопольский Мелетий, конечно, не оставит без внимания этих обстоятельств. Ему же на рассмотрение передан и вопрос автокефалии Польской православной церкви. Он вызвал целые тучи слухов, толков и хулений, но по своей сущности гораздо проще и чище. Польша заключает все нужные элементы для образования автокефалии в самодостаточности высшей иерархии, которая всегда может восполняться из самой себя и не должна обращаться для сего к другой церкви (как это пока неизбежно для Финляндии и Эстонии). Конечно, всем этим не создается еще прямой необходимости непременного образования автокефалии, а в данном случае весьма примечательно, что инициатива сего исходит от Польского правительства, которое проявляет тут огромную энергию и всюду неотступно хлопочет о независимости православной церкви, когда господствующая католическая церковь в Польше находится в совершенной зависимости от деспотического и «непогрешимого» Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Я родился в Таллине в 1924 году, при Патриархе Тихоне. В то время Эстония была самостоятельной республикой. Таллинскую кафедру тогда возглавлял митрополит Александр (Паулус), два раза переходивший под омофор Константинопольского Патриарха, а в 1944 году и вовсе покинувший свою паству и сбежавший в Швецию, где через несколько лет образовал так называемый «Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании». Мой отец, Василий Васильевич Якобс, дворянин, потомственный военный, полковник Белой армии, оказался в Эстонии с остатками войск Юденича. Его родители имели собственный дом в Санкт-Петербурге. Мой дед, генерал-майор Василий Христианович (Христофорович), бабушка и другие родственники отца похоронены на Петербургском Новодевичьем кладбище. Мать, Татьяна Леонидовна, происходила из известной в Ревеле (Таллине) купеческой семьи Епинатьевых, потомственных почетных граждан Ревеля, получивших впоследствии дворянство. Она вышла замуж, едва закончив гимназию. Мои предки по материнской линии, купцы Епинатьевы, начиная с прапрадеда Димитрия Михайловича, традиционно были прихожанами Никольской церкви на улице Вене, считавшейся купеческой. В Никольской церкви венчали и отпевали всех наших родных по материнской линии, а хоронили усопших на Александро-Невском кладбище. В той же Никольской церкви крестили и меня — в честь благоверного князя Вячеслава Чешского. Отец до самого своего ареста в 1941 году всегда был рядом, много занимался со мною. Он навсегда остался в моем сердце самым близким и дорогим человеком. Когда пришло время учиться, меня отдали в школу, принадлежавшую Дому русского ребенка, размещавшуюся в помещении бывшей Казанской приходской школы. Очень маленькая школа, с очень небольшим коллективом и малым количеством учеников. Но мой церковный путь начался именно при Казанской церкви. В школе царила атмосфера, в которой формировалось мое христианское мировоззрение. Заведующей школой была Татьяна Евгеньевна Дезен, активный деятель Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Таллине. Мученический конец ее жизни стал свидетельством цельности этой натуры, оказавшей огромное воздействие на выбор моего пути. Работа Татьяны Евгеньевны была сосредоточена на христианском просвещении молодежи. Как она заявила позже на допросе в НКВД, вся ее деятельность была устремлена на то, чтобы воспитать людей в христианской вере и направить против материалистической идеологии.

http://pravmir.ru/o-moem-puti/

Другая задача, которой митрополит Сергий уделял пристальное внимание, – сохранение единства Русской православной церкви в Прибалтике, так как считал недопустимым ее разделение по национальному признаку. Но он сразу же столкнулся с нежеланием оккупантов способствовать укреплению единоличной церковной власти прорусски, как они считали, настроенного экзарха. Сергию пришлось преодолевать не только противодействие оккупационной власти, но и вскоре проявившие себя церковные разделения в Прибалтике. В Латвии митрополит Августин (Петерсон) отказался от своих прежних обязательств перед Московским патриархатом и, объявив о восстановлении прежнего синода, обратился к немцам с просьбой разрешить восстановление автокефальной Латвийской православной церкви под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Но за Августином пошло небольшое число приходов, так как в большинстве из них прихожане были русскими. В Эстонии же все приняло несколько иной оборот. Православная церковь Эстонии раскололась на Русскую православную церковь в составе тридцати восьми русских приходов и Печерского монастыря и Эстонскую апостольско-православную митрополию. Митрополит Александр (Паулус) 14 октября 1941 года издал циркуляр, которым объявлял себя главой Эстонской церкви, в которую входили 119 приходов и Пюхтицкий монастырь. В ответ 5 ноября 1942 года митрополит Сергий своим указом запретил митрополиту Александру проводить богослужения и передал суду Собора. На что 16 декабря 1942 года синод Эстонской православной митрополии заявил о нежелании иметь какое-либо общение с Московской патриархией. Немецкие власти признали факт раскола и придали обеим церквям равный правовой статус. Духовенству и верующим власти дали право свободного выбора юрисдикции. Судьба митрополита Сергия (Воскресенского) находилась в центре противоречий между руководством комиссариата «Остланд» и министерства восточных территорий. Они по-разному относились к личности митрополита Сергия, к его церковной политике и возможной перспективе русского православия в Прибалтике.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

По-иному обстояло дело с Автономной Православной Церковью в Эстонии, где политика государственной власти отличалась крайним национализмом. 23 сентября 1922 г. Собор принял решение об обращении к Патриарху Константинопольскому Мелетию IV с прошением о принятии Автономной Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. 10 сентября 1940 г. в обращении к Блаженнейшему Сергию Московскому, митрополиту и Патриаршему Местоблюстителю, митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр (Паулус) писал, что это решение было принято под сильным политическим давлением со стороны государственной власти в то время, когда из Советской России непрерывно поступали сведения о тяжелейшем положении Святейшего Патриарха Тихона и Русской Православной Церкви и в ответ на призыв Патриарха Мелетия IV. Вскоре такой же шаг был сделан и Финляндской Православной Церковью. Томосом Патриарха Мелетия IV от 6 июня 1923 г. первой была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата Финляндская Православная Церковь (состоящая из Финляндской и Выборгской епархий Русской Православной Церкви), которой при этом была предоставлена автономия, хотя эта Церковь ею уже пользовалась с 11 февраля 1921 г. в соответствии с решением высшей церковной власти Московского Патриархата. Это деяние явилось самовольным отторжением и поглощением одной Автокефальной Православной Церковью части канонической территории другой братской Автокефальной Православной Церкви (8 правило III Вселенского Собора; 9 правило Антиохийского Собора и др.), что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права. Через месяц, 7 июля 1923 г., Патриарх Мелетий IV вручил в Константинополе архиепископу Таллинскому и Эстонскому Александру (Паулусу) томос о принятии Православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного автономного церковного округа «Эстонская Православная Митрополия». Таким образом, Константинопольским Патриархатом были аннексированы Таллинская и Эстонская епархия, часть Нарвского викариатства Петроградской епархии и часть древней Псковской епархии Русской Православной Церкви. Обосновывая свои действия, Константинопольский Патриархат в первую очередь напомнил о том, что Вселенский Престол осуществляет каноническое попечение о церковном устроении тех православных общин, которые остаются без пастырского окормления. Во-вторых, в томосе утверждалось, что перехода под юрисдикцию Константинопольского Патриархата требовали новые политические условия, сложившиеся в Эстонии, и в-третьих, подчеркивалось, что возникшие в России церковные нестроения сделали невозможным установление «надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны святой Церкви России» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

Русская Церковь своим снисхождением покрыла канонические нарушения, которые учинены были финской иерархией. В 1923 году под нажимом Эстонского правительства в юрисдикцию Константинопольского Патриарха перешла автономная Эстонская Церковь, которую возглавлял архиепископ Александр (Паулус), возведенный Константинопольским Патриархом в сан митрополита. Правительство Латвии также оказывало давление на православных, ставя своей целью отторжение их от Матери-Церкви. Латвийские власти не разрешили въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых святитель Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. Лишь после провозглашения самостоятельности Латвийской Православной Церкви власти разрешили приехать в Ригу архиепископу Иоанну (Поммеру), латышу по национальности. Патриарх Тихон предоставил ему широкие полномочия в рамках церковной автономии. Архиепископ Иоанн хранил верность Московской Патриархии, хотя, во избежание конфликтов с властями, и не афишировал этой верности. В ночь с 11 по 12 октября 1934 года он был убит. После его мученической кончины Латвийская епархия вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Правящим архиереем ее стал митрополит Августин. Митрополит Литовский Елевферий (Богоявленский), вынужденный перебраться из своего кафедрального города Вильнюса, где он подвергся преследованиям со стороны Польских властей, в столицу независимой Литвы Каунас, до конца своих дней хранил молитвенно-каноническое единение с Московской Патриархией; с 1930 года, помимо управления Литовской епархией, он возглавил приходы в Западной Европе, оставшиеся в юрисдикции Патриархии. В 1940 году Эстония, Латвия и Литва вошли в состав Советского Союза. Епархии, расположенные на этой территории, в 1941 году были возвращены в юрисдикцию Московской Патриархии. Местоблюститель Патриаршего Престола назначил своим Экзархом в Прибалтике митрополита Сергия (Воскресенского), который после кончины митрополита Елевферия (в 1940 году) занял Виленскую кафедру.

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

25 апр. 1926 г. хиротонисан во епископа Печерского. Хиротонию в таллинском соборе во имя св. кн. Александра Невского совершили Таллинский митр. Александр (Паулус), архиеп. Нарвский Евсевий (Гроздов). И. возражал против требований Синода ЭАПЦ по модернизации богослужения в соответствии с зап. традициями, выступал против перехода Церкви на григорианский календарь, при И. в Печерском мон-ре вопреки предписаниям Синода службы шли по юлианскому стилю. В февр. 1928 г. воспротивился решению высших церковных властей зарегистрировать все монастырское имущество как синодальное. Согласно законодательству Эстонии, такое решение снимало угрозу отчуждения монастырской собственности эст. гос-вом в связи с реализацией закона об упразднении сословных имуществ от 12 нояб. 1925 г. И. вынужден был согласиться с решением Синода при условии получения доверенности на управление монастырским имуществом. Для урегулирования вопроса в обитель была направлена инвентаризационная комиссия Синода. Положение И. осложнялось тем, что комиссию возглавлял П. Я. Пятс, брат Президента Эстонской республики, в прошлом один из школьных наставников И., рекомендовавший его для поступления в ДС. Пятс взял хозяйственную жизнь обители под свой контроль. В авг. 1928 г. И. участвовал во II съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД), к-рый прошел в Печерском мон-ре. И. активно боролся за сохранение в Таллине правосл. Александро-Невского храма, к-рый пыталась уничтожить группа депутатов-лютеран. В нояб.-дек. 1928 г. составил «Чин молебствия о сохранении соборного храма св. благоверного великого князя Александра Невского в городе Ревеле от насильственного разрушения». В июле 1929 г. был делегатом на III съезде РСХД в Пюхтицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . В 1930 г. избран членом центрального совета движения в Париже. В 1931 г. в Пюхтицком монастыре прошел общепастырский съезд духовенства. В 1929 г. И. стал депутатом Парламента Эстонии, где защищал интересы правосл. Церкви и рус. меньшинства. В дек. того же года направил на рассмотрение парламента запрос о городском самоуправлении г. Петсери. В нач. 1930 г. И. вместе с депутатом свящ. В. Смирновым представил в парламент проект облегчения долгового бремени и внедрения долгосрочных кредитов для крестьян Печорского края. В 1931 г. неоднократно выступал в Государственном собрании Эстонской республики при обсуждении законопроекта об упорядочении недвижимого имущества ЭАПЦ.

http://pravenc.ru/text/469460.html

В рассматриваемый период, завершившийся в марте 1941 г., ЭАПЦ продолжала свое служение, как определил Святейший Патриарх Тихон. С исключительной остротой и болью ее священноначалие и паства переживали трагическое положение Русской Православной Церкви, переносившей в то время беспримерно жестокие гонения. Во всех храмах не ослабевала усердная молитва о страждущей Матери-Церкви и чадах ее и об избавлении их от страданий. Духовная семинария в Печерах, где обучение происходило на двух языках, успешно осуществляла подготовку пастырей для русскоязычных и эстонских приходов. На богословском факультете Тартуского университета существовала Православная кафедра, которую возглавлял протоиерей Василий Мартинсон, бывший ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1938 г. протоиерей Иоанн Богоявленский организовал в Таллине богословско-пастырские курсы с преподаванием на русском языке, которые окончил и мой отец, впоследствии протоиерей Михаил Ридигер. Отец Иоанн оказал большое духовное влияние и на меня. У него в храме я начал прислуживать с шестилетнего возраста. Духовные учебные заведения Эстонской Церкви были открыты до июля 1940 г. Многие годы жизнь Эстонской Православной Церкви осложнял процесс, связанный с Александро-Невским собором, воздвигнутым в Таллине (Ревеле) в 1900 г. В 1922 г. националистическая газета «Ваба маа» открыла сбор средств среди населения для уничтожения «часовен русского времени, памятника Петру и церкви с золотыми луковицами»— Александро-Невского собора. В своем обращении по этому поводу архиепископ Таллинский и Эстонский Александр (Паулус) писал: «Мы не можем пройти мимо этой крайней ненависти, которая проявляется в указанном походе против православия. Говорят о русском иге, которое напоминают эти часовни и собор. Мы спрашиваем открыто: каким образом эти здания и эта вера больше напоминают иго, чем многочисленные немецкие церкви, возникшие во время рабства, со своими странными гербами и другими знаками немецкой власти и даже орудиями пыток, которые для эстонцев должны быть гораздо болезненнее по воспоминаниям. Если хотят быть последовательными, нужно начать сбор средств для уничтожения и этих немецких памятников... Так как среди взрослых, по-видимому, разрушителей церкви не хватает, некоторые эстонские педагоги, как мы слышали, собирали средства на разрушение русской церкви среди учеников. Мы должны объявить протест против этого варварского и злобного тона во всем этом деле».

http://sedmitza.ru/lib/text/430334/

   Немецкие власти после захвата Вильнюса арестовали владыку Сергия, но через 4 дня он был выпущен на свободу и смог исполнять свои обязанности по управлению церквами Прибалтики. Ему разрешили оставаться в каноническом послушании Московской Патриархии и возносить за богослужением имя Местоблюстителя патриаршего престола. Известно, что церковная ситуация в Прибалтике обсуждалась на совещании в Восточном министерстве в Берлине. И там сочли целесообразным сохранить канонические связи этого края с Московской Патриархией, с тем чтобы в будущем, после падения Москвы, православные были выселены из Прибалтики в рейхскомиссариат «Москва». В свою очередь митрополит Сергий (Воскресенский) должен был заплатить за терпимое отношение оккупационных властей к его канонической связи с Патриархией целым рядом публичных заявлений, направленных против правительства Советского Союза, ведущего войну с Германией, и заверениями в лояльности германским властям. Объяснялось это, конечно, не какими-то иллюзиями относительно фашизма, а политическим расчетом, стремлением сохранить легальную церковную организацию и хотя бы только молитвенную связь с Патриархией. В кругу совершенно доверенных лиц он, по словам очевидца, говорил: «Не таких обманывали... а этих колбасников обмануть нетрудно».    Немецкие власти разрешили митрополиту Сергию организовать миссионерскую деятельность на Псковщине, куда он направил 60 священников для открывавшихся там приходов, посылал богослужебные книги. При этом он не включал приходы Псковщины в свою церковную область. Он требовал от направлявшихся туда священников возносить за богослужением имя митрополита Ленинградского Алексия, на которого возложено было управление и Псковской епархией.    В 1942 г. митрополит Александр (Паулус), перешедший в свое время в юрисдикцию Московской Патриархии, объявил о восстановлении Эстонской автономной Церкви в составе Константинопольского Патриархата. Но здоровая часть православного духовенства и народа не поддержала схизматической акции митрополита Александра. В раскол ему удалось вовлечь в основном лишь те приходы, где большинство прихожан и клирики принадлежали к эстонской национальности. Приходы, оставшиеся в каноническом послушании Патриархии, возглавил епископ Нарвский Павел (Дмитровский). Из юрисдикции митрополита Сергия вышел и митрополит Рижский Августин (Петерсен). Экзарх Московской Патриархии энергично противодействовал расколу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010