Протокол допроса от 14 августа 1941 года. В.: Объясните, почему вы не работали? О.: Я несколько раз просил у митрополита Сергия назначить меня в епархию, но он всякий раз мне отказывал, объясняя это тем, что я был в лагерях. В.: Скажите, на какие средства вы существовали? О.: Источником средств моего существования были – присылка денег верующими гг. Москвы и Орла, а так же периодическая материальная помощь, которую мне оказывал митрополит Сергий и мои родственники. В.: Расскажите о своей антисоветской деятельности. О.: Я признаю себя виновным в том, что неоднократно в присутствии ряда лиц из среды духовенства и верующих в антисоветском духе высказывал недовольство политикой партии и советской власти в отношении церкви. Считал политику партии и советской власти неправильной и заявлял, что советское правительство против воли верующих закрывает церкви и применяет репрессии к невинному духовенству в целях разгрома церкви. Мне, посвятившему всю свою жизнь церкви, было больно это [видеть], в связи с чем я так болезненно реагировал. В.: Вы многое не договариваете. Расскажите, какую еще антисоветскую деятельность вы проводили? О.: К тому, что я показал выше, больше сказать не могу. Протокол записан правильно, с моих слов, мною прочитан. Могилевский. Допросил следователь 5 отделения следчасти НКГБ СССР лейтенант госбезопасности Солошенко. Протокол допроса от 20 августа 1941 года. В.: Вы встречались с епископами, приезжавшими в г. Москву из западных областей Украины, Белорусии и Прибалтийских республик? О.: Да, встречался. В.: При каких обстоятельствах вы с ними встречались? О.: В марте 1941 года митрополитом Сергием были вызваны митрополиты и епископы западных областей Украины, Белорусии и Прибалтийских республик для решения церковных вопросов. Я был так же приглашен. В.: Назовите фамилии приехавших священнослужителей. О.: Я знаю, что на приеме у митрополита Сергия были: Митрополит Николай (Ярушевич) Митрополит Александр (фамилию не знаю) .... [Паулус (К. В.)]... Митрополит Августин (фамилию так же не знаю) ... [Петерсон (К. В.)]...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Одна находилась при Богоявленском монастыре в Кременце (Волынская епархия), а вторая – при Свято-Онуфриевском монастыре в Жировицах (Гродненская епархия) и их судьбе школьная реформа не угрожала. Кроме того, в несколько раз выросло число правящих православных архиереев в СССР, только в республиках Прибалтики их было восемь: митрополит Эстонский и Таллинский Александр (Паулус), епископ Нарвский Павел (Дмитриевский), епископ Печерский Николай (Лейсман), заштатный, не признававший автономии Эстонской церкви, бывший Печерский епископ Иоанн (Булин) 260 , митрополит Рижский и Латвийский Августин (Петерсон), архиепископ Елгавский Иаков (Карп), епископ Якобштадтский (Ерсикский), Александр (Витол), митрополит Ковенский и Литовский Елевферий (Богоявленский). Семь архиереев имелось в бывших польских восточных областях: архиепископ Виленский и Литовский Феодосии (Феодосиев), архиепископ Полесский и Пинский Александр (Иноземцев), архиепископ Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский), епископ Острожский Симон (Ивановский), епископ Камень-Каширский Антоний (Марценко), епископ Луцкий Поликарп (Сикорский) и бывший епископ Пинский и Новогрудский Пантелеймон (Рожновский), за непризнание автокефалии Польской Православной Церкви находившийся в заточении в Жировицком монастыре 261 . Перед советским руководством встал острый и неотложный вопрос определения своей религиозной политики на новых территориях. Решение его проходило в свете необходимости ассимилировать и политически нейтрализовать миллионы новых, в основном православных граждан. Правительство сознавало, что этого невозможно достигнуть открытой антицерковной кампанией. Обычно советские пограничные зоны контролировались особенно тщательно – церкви там закрывались полностью. Но ликвидировать тысячи приходов и десятки монастырей западных областей в обозримые сроки было нереально. От обычной политики пришлось отказаться. Рисковано для советской власти было массовое недовольство населения гонениями на церковь , когда германская армия стояла у границы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очередной Собор Финляндской Православной Церкви, проходивший в июне 1935 г., среди обсуждаемых 20 вопросов принял решение о проведении выборов нового епископа Выборгской епархии, вдовствующей с 1925 г. Единогласным голосованием был избран настоятель Аннантехдасского прихода вдовый протоиерей Александр Карпин. По представлению Государственного совета Финляндии президент Пер Эвинд Свинхувуд 23 августа 1935 г. утвердил избрание прот. Александра Карпина и назначил его на должность епископа православной Выборгской епархии. Церковное наречение и хиротония были совершены в Сортавальском Петропавловском кафедральном соборе 21 сентября и стали крупным торжеством Финляндской Православной Церкви. Это была первая в истории хиротония православного епископа на территории Финляндии. Для придания ей большей торжественности были приглашены митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) и настоятель Псково-Печерского монастыря архиепископ Печерский Николай (Лейсман). Их Архива Ново-Валаамского монастыря можно узнать некоторые подробности приготовлений к архиерейской хиротонии отца Александра. Так, 3 июля 1935 г. предстоятель Финляндской Православной Церкви архиепископ Герман (Аав) обратился с письменной просьбой к Правлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря пожертвовать из монастырской ризницы одно иерейское и одно диаконское облачения, из которых можно было бы изготовить архиерейское облачение. Тогдашний настоятель обители - игумен Харитон (Дунаев) - в ответ на данную просьбу изготовил не одно, а даже два облачения: и для архиепископа, и для новоизбранного епископа Выборгского . Новоизбранному Выборгскому епископу духовенство Карельской епархии в подарок решило преподнести в день его хиротонии крест (видимо, с украшениями), заказанный в Эстонии. Но на цепь из свастик денег не хватило, кроме того, за крест нужно было доплатить 100 марок. Решено было попросить средства у монастырей Коневского и Валаамского. В сентябре 1936 г. протодиакон Лев Казанский (Лео Касанко), секретарь Церковного Управления, обратился к игумену Харитону с просьбой о спешном выделении недостающей суммы. Валаамский монастырь, конечно, же выдал просимые 300 марок .

http://pravoslavie.ru/77869.html

Куремяэ. Часовня Успения Пресвятой Богородицы над источником. Часовня у источника Часовня. Действует.   Освящена в честь: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1931. Адрес: Эстония, уезд Ида-Вирумаа, волость Иллука, Куремяэ Kuremäe-Kaidma, 41201, Illuka vald, Ida - Virumaa maakond, Eesti Координаты: 59.20295, 27.52769 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Новая каменная часовня освящена 28 августа 1931 года митрополитом Александром (Паулус). Новая часовня была сооружена на месте деревянной, выстроенной ранее усердием прихожан Сыренецкого (Васкнарвского) Ильинского храма, по инициативе и на средства жителя Риги Илии Пинуса, после чудесного явления его сыну и всей его семье в источнике образа Тихвинской иконы Божией Матери в 1930 году. В XVI веке на нижнем уступе святой Богородицкой Горы у святого источника для чудотворной иконы была построена деревянная Успенская часовня, однако первое официальное упоминание о ней относится к 1738 году. 28 августа 1931 года в престольный праздник Успения Божией Матери во время Крестного хода на источник состоялось освящение митрополитом Александром каменной часовни. Новая часовня была сооружена на месте деревянной на средства жителя Риги Илии Пинуса. Предание гласит, что 8 июля 1930 года, накануне празднования иконы Божией Матери, именуемой " Тихвинская " , Илия Пинус приехал со своей семьей из Риги в Пюхтицкий монастырь на богомолье. После службы в соборе вся семья пошла на источник, где 13-летний сын Илии, прибежавший туда раньше других, увидел в воде изображение Божией Матери. Подошедшие вскоре остальные члены семьи также удостоились чудесного видения. Вокруг главы Божией Матери и Младенца сиял светлый венчик. Видение было настолько ясное, что семья Пинус решила сначала, что так и должно быть, поскольку на дне резервуара находится мозаичная икона Божией Матери. Приглядевшись, они заметили, что изображение как бы сквозное, прозрачное, и через него видно дно водоема. Семья возвратилась в монастырь и рассказала об этом священнику. Когда вновь пришли на источник с другими людьми, изображение стало ослабевать. На следующий день в присутствии игумении Иоанны на источнике отслужили молебен, но изображение исчезло, хотя все, видевшие его раньше, замечали и теперь легкие контуры, походившие на Тихвинскую икону Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=11856

Причиной его являлось не только бедственное положение Русской Церкви в СССР, решающую роль здесь сыграло стремление получивших независимость государств предельно оградиться от какого бы то ни было российского влияния. Упорное сопротивление русского духовенства (особенно монахов Псково-Печерского монастыря) в Эстонии удалось сломить в 1920-е гг., а в Латвии только во второй половине 1930-х гг. Так, например, оказалась закрыта влиятельная организация «Единение русских православных студентов Латвии» 271 . В июле 1940 г. республики Прибалтики вошли в состав СССР, и уже в августе Синод, а затем и глава Латвийской Православной Церкви митрополит Августин (Петерсон) под давлением верующих и оппозиционного духовенства ходатайствовали перед Московской Патриархией о воссоединении с Русской Церковью. В том же месяце с подобным ходатайством обратился и глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус). После получения разрешения советских властей в конце 1940 г. в Прибалтику в качестве полномочного представителя Московской Патриархии с целью обсудить условия воссоединения выехал архиепископ Сергий (Воскресенский). Первоначально главой православных приходов Латвии и Эстонии был назначен митрополит Елевферий, но 1 января 1941 г. он скончался, и новым митрополитом Литовским, а затем и экзархом Прибалтики стал Сергий. Указом Московской Патриархии от 24 марта 1941 г. был учрежден экзархат, то есть особая митрополичья область, в состав которой входили Латвийская и Эстонская епископии. Никто из их архиереев не лишался сана. Распускались Синоды в Латвии и Эстонии и Епископское управление в Литве. Вместо них митр. Сергий должен был создать в соответствующих викарных епископствах управления экзархата, а также периодически созываемый Синод епископов, которые по отношению к нему имели только совещательные права. Таким образом посланец Москвы становился руководителем, совершенно независимым от местного духовенства. 28 марта митрополиты Августин и Александр в кафедральном соборе Москвы исполнили процедуру публичного покаяния в грехе раскола, клятвенно обещали хранить в дальнейшем постоянную верность Русской Церкви и были приняты в литургическое общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.В. Шкаровский Глава III. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР 1. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике Религиозная ситуация в различных регионах оккупированной части СССР, как и германская церковная политика в них, при наличии основных общих черт все же отличалась определенным своеобразием. Поэтому следует подробно рассмотреть ее на отдельных территориях. По-своему уникальной являлась ситуация в Прибалтике и на Северо-Западе России. Это был единственный регион, где сохранился и даже вырос экзархат Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским). Прибалтийские республики Литва, Латвия и Эстония только в июле 1940 г., после занятия их советскими войсками, вошли в состав СССР. На их территории проживало 510 000 православных, объединенных в 400 приходов (в Латвии 164, Эстонии 164 и Литве 72), имелось 6 монастырей. Но только Литовская Церковь , которой в 1924–1940 гг. управлял митрополит Елевферий (Богоявленский) оставалась к 1940 г. в юрисдикции Московской Патриархии. Эстонская же Православная Церковь в 1923 г., а Латвийская в 1936 г. были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Так как это было сделано без канонического отпуска Московской Патриархии, последняя никогда не признавала законность данного акта. В августе 1940 г. Синод, а затем и глава Латвийской Церкви митрополит Августин (Петерсон) под давлением значительной части мирян и духовенства ходатайствовали о воссоединении с Русской Церковью. В том же месяце с подобным ходатайством обратился и глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус). В конце 1940 г. в Прибалтику в качестве полномочного представителя Патриархии выехал архиепископ Сергий (Воскресенский). Сначала главой православных приходов Латвии и Эстонии был назначен митрополит Елевферий, но 1 января 1941 г. он скончался, и новым митрополитом Литовским, а с 24 марта 1941 г. и экзархом всей Прибалтики стал архиеп. Сергий. 28 марта 1941 г. митрополиты Августин и Александр в кафедральном соборе Москвы публично принесли покаяния в грехе раскола и были приняты в литургическое общение 682 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После образования независимой Эстонской Республики, весной 1920 г. в Москву прибыла делегация представителей православных приходов Эстонии. Делегация получила постановление соединенного присутствия Священного Синода и Высшего церковного совета Русской Православной Церкви от 27 апреля/10 мая 1920 г. о даровании автономии (частичной церковной независимости) православной Церкви в Эстонии во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских. В октябре 1920 г. священник Преображенского храма в г. Таллинне Александр Паулус был утвержден Патриархом Тихоном управляющим новообразованной епархии Ревельской (Таллиннской) и Эстонской. 2. Временное пребывание Эстонской Православной Церкви в юрисдикции (церковном подчинении) Константинопольского Патриархата. В начале 20-х гг. государственные власти Советской России начали открытое гонение на Русскую Православную Церковь , и ее руководство было практически лишено связи с епархиями и заграничными церковными образованиями. Положение усугублялось также и тем, что Патриарх Тихон с мая 1922 г. по июнь 1923 г. находился под арестом и был лишен возможности управлять Русской Православной Церковью. Отсутствие нормального сообщения с церковным руководством в Москве побудило архиепископа Ревельского и Эстонского Александра обратиться к Патриарху Мелетию IV, Предстоятелю (главе) Константинопольской Церкви, с прошением о принятии православной Церкви в Эстонии под свое духовное попечение. С этой целью архиепископ Александр посетил Константинопольскую Патриархию и получил Патриарший и Синодальный Томос от 7 июля 1923 г., подтверждающий автономию Эстонской Православной Церкви, права и обязанности ее Предстоятеля. Правящему архипастырю был присвоен титул митрополита Таллиннского и всея Эстонии, а Церковь наименована «Эстонская православная митрополия». Это решение было принято Константинопольским Патриархом по причине того, что «православная Церковь Эстонии оказалась разлученной с Российской Святой Православной Церковью, в канонической зависимости от которой она до сих пор состояла».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. Члены епархиального совета назначаются епархиальным архиереем при условии предварительного согласия экзарха и генерального комиссара в Ревеле и отстраняются епархиальным архиереем либо по своему усмотрению, либо по требованию генерального комиссара в Ревеле, либо по их собственному желанию. 12. Посты членов епархиального совета в настоящее время вакантны; это объясняется канонически противоправной ситуацией, в которой оказалась епархия по причине политики митрополита Александра (Паулуса). IV. Список принадлежащих Эстляндской епархии церковных общин, объединенных в благочиния, будет представлен позже. V. Пояснения. 1. Прежний епархиальный архиерей Эстонии, митрополит Александр (Паулус), своевольно прекратил свое каноническое отношение к экзарху и местоблюстителю Патриаршего Престола Русской Православной Церкви. Это неповиновение церковному начальству является тяжким нарушением церковного права и de jure canonico влечет за собой определенные последствия. А) Не подчиняющийся епископ автоматически, ipso facto, лишается своего служения, а соответствующая епархия становится, таким образом, вдовствующей. Он теряет свое служение независимо от того, отправлен ли он на покой начальством (в данном случае экзархом), как того требует обязанность последнего, на основании формального акта, или экзарх не смог исполнить своей обязанности. В случае, если не повинующийся епископ фактически все же остается на посту, он действует как узурпатор, а по сему его распоряжения не обязательны для верующих и канонически недействительны. Б) Неподчиняющийся епископ теряет свое достоинство не ipso facto, но в силу соответствующих решений действующего канонического суда; его председатель – в данном случае экзарх – обязан, однако, поставить его перед этим судом, а до решения суда запретить его в служении. 2. До настоящего времени экзарх не отправил митрополита Александра на покой, не поставил перед судом епископов Матери Церкви и не запретил его в служении. Экзарх воздерживается от этого по двум причинам: а) он не хочет, особенно сейчас, в военное время, создавать трудности немецким гражданским властям в Эстонии; б) он не оставляет надежду на то, что митрополит Александр раскается в своей вине и подчинится, согласно церковному праву, каноническому начальству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРГИЙ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ), ВИЛЕНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Сергий (Воскресенский) Митр. Виленский Сергий (Воскресенский). Фото 18 мая 1942 г., Виленский Свято-Духов монастырь. 24 февраля 1941 года для воссоединения Эстонской и Латвийской Церквей с Московским Патриархатом был учрежден Прибалтийский экзархат (на территории Литвы, Латвии и Эстонии), во главе которого был поставлен владыка Сергий. В марте того года был возведен в сан митрополита Виленского и Литовского , экзарха Латвии и Эстонии. 28 марта 1941 года глава Латвийской Церкви митрополит Августин (Петерсон) и 30 марта 1941 года глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус) принесли покаяние в грехе раскола и тем самым произошло воссоединение этих Церквей с Московским Патриархатом. Митрополит Августин стал епископом Рижским, митрополит Александр - епископом Таллинским, в подчинении экзарха Сергия. Во время второй мировой войны отказался от эвакуации. Гестапо арестовало митрополита Сергия сразу после оккупации края, однако владыка сумел убедить гитлеровцев в том, что является антикоммунистом и что поддержка верующих придаст немцам вес в глазах населения. Сегодня из немецких и советских архивов известно, что у митрополита Сергия был опыт общения и с гестапо, и с НКВД. Еще в Москве, в Даниловом монастыре, тогда еще иеромонах Сергий (Воскресенский) был весьма близок к патриарху Тихону. Отчасти за эту близость он пять раз подвергался арестам; преследовались и его родители. Может быть, тогда-то владыка и научился искусству лавирования в интересах возрождения Церкви? В узком кругу близких к нему людей он не раз повторял: «И не таких обманывали! С НКВД справлялись, а этих колбасников обмануть нетрудно!..» С начала нацистской оккупации Латвии митрополит Августин (Петерсон) 20 июля 1941 года провозгласил о восстановлении ЛПЦ до 1940 года, то есть в юрисдикции патриарха Константинопольского, а также попросил оккупационные власти выслать из Латвии экзарха Литвы, Латвии и Эстонии митрополита Сергия (Воскресенского). Однако Августина поддержали только пять священников небольших сельских приходов. 25 октября 1941 года экзарх Сергий осудил действия митрополита Августина и призвал его не раскалывать Церковь. Августин не подчинился требованиям митрополита Сергия, и 15 июня 1942 года Собор епископов экзархата запретил Августина (Петерсона) в священнослужении.

http://drevo-info.ru/articles/5596.html

Стремясь расколоть РПЦ, оккупационные власти оказывали поддержку раскольническим движениям или вынуждали православное духовенство объявлять о своей независимости от Московской Патриархии. На Украине при поддержке националистов и с одобрения нем. властей викарный Владимиро-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную церковь . Большинство православных общин Украины сохранило каноническую связь с Московской Патриархией, войдя в состав образованной 18 августе 1941 г. на Соборе епископов автономной УПЦ, управление которой было поручено митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому) . После оккупации летом 1941 г. Эстонии Таллинский митр. Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эстонских приходов ( Эстонская апостольская православная церковь была создана по инициативе Александра (Паулуса) в 1923, в 1941 архиерей принес покаяние в грехе раскола). В октябре 1941 г. по настоянию немецкого генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Церковь. Однако возглавивший ее в сане митрополита Минского и Белорусского Пантелеимон (Рожновский) сохранил каноническое общение с патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) . После насильственной отправки на покой в июне 1942 года митрополита Пантелеимона его преемником стал архиепископ Филофей (Нарко) , также отказавшийся самочинно провозгласить национальную автокефальную Церковь. Учитывая патриотическую позицию Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), германские власти первоначально препятствовали деятельности тех священников и приходов, которые заявляли о своей принадлежности Московской Патриархии. Со временем немецкие власти стали более терпимо относиться к общинам Московской Патриархии. По мнению оккупантов, эти общины лишь на словах заявляли о своей лояльности Московскому центру, но в действительности были готовы оказать содействие немецкой армии в уничтожении атеистического Советского государства.

http://drevo-info.ru/articles/26078.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010