Монастырская обитель, основанная преподобным Александром Свирским, стала со временем большим монастырем, где проходили свой иноческий подвиг многие русские монахи, будущие молитвенники земли Русской. В XIX в. здесь проходил свой иноческий путь будущий знаменитый святитель Игнатий Брянчанинов. В 1817 г. в монастыре подвизались отец Леонид (в миру Лев Наголкин), впоследствии первый Оптинский старец, а также отец Феодор - ученик молдавского старца Паисия. К духовной помощи преподобного Александра Свирского обращались почти все русские цари. Преподобного не даром называли царским заступником. Перед взятием Казани молился Александру Свирскому Иоанн Грозный. После победы царь объявил его на всю Россию Великим Чудотворцем. Большие пожертвования монастырю были сделаны царем Федором Иоанновичем и царем Борисом Годуновым, приезжавшим в монастырь на богомолье. На средства Федора Иоанновича был возведен придел во имя Александра Свирского, где и была устроена каменная гробница Преподобному. Особенно почитал святого Михаил Федорович Романов. Одна из первых часовен, которую построил Петр I в Петербурге, была освящена в честь Александра Свирского. Часто приезжал Петр I и в монастырь, чтобы помолиться и поклониться святым мощам Преподобного, которые были обретены в 17 апреля 1641 г. при постройке собора. Нетленные мощи преподобного Александра Свирского мироточили и благоухали. Мощи перенесли в храм святителя Николая, который был построен самим преподобным и уцелел от разрушения поляками в 1612 г. В 1644 г. мощи в драгоценной раке были поставлены в Преображенском соборе. У мощей Преподобного постоянно совершались молебны и акафисты. Многие люди получали исцеление. В 1917 г. из монастыря были изъяты ценности, после чего все иноки вместе с настоятелем были расстреляны. Мощи преподобного Александра Свирского властями из монастыря были изъяты также. Так как мощи Преподобного оказались нетленными, в 1918 г. их решили тайно отправить в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга. Монастырь был закрыт, а на его территории разместилась психиатрическая больница.

http://sobory.ru/article/?object=00119

идентифицировали мощи путем простого сличения лица преподобного с его изображением на иконе XVI века), с другой — представлялось достаточно сложным. Монолитность хорошо сохранившегося тела мощей преподобного суживала возможность применения инструментальных методов исследования — на дробление мощей рука экспертов не поднималась. Сотрудники кафедры нормальной анатомии ВМА и экспертная комиссия СМЭС Санкт-Петербурга независимо друг от друга заявили, что полных «паспортных данных» к исследуемой мумии они выдать не смогут, их исследование будет отвечать лишь на ограниченный круг вопросов. Это означало, что имя исследуемого, если это имя святого, могло быть открыто только по воле Божией. В конечном итоге так и случилось: мощи «заговорили» сами «на языке мироточения». Ильюнина Людмила Александровна, Санкт-Петербург Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Александра, Свирского чудотворца, ЖИТИЕ, ЧУДЕСА и СЛУЖБА, совершаемая месяца августа в 30 день. Издание второе. Москва . В Синодальной Типографии. 1859года. С. 84 – 85. РГИА.Ф 796, о.30, ед.хр.96, л. 5,7. Ю.Д. Беневоленская. “ Антрополого - иконографическое исследование, посвященное проблеме идентификации мумифицированного тела, хранившегося в ВМА, с мощами преподобного Александра Свирского.” Материалы по поиску и идентификации мощей преподобного Александра Свирского. 1998. Свято – Троицкий мужской монастырь Александра Свирского. С. 30. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 30.08.2022 23.08.2022 29.11.2021 11.09.2021 31.08.2021 Новости Москвы 20.04.2024 19.04.2024 19.04.2024 18.04.2024 18.04.2024 Последние комментарии 19.04.2024 22:55 19.04.2024 22:28 19.04.2024 22:22 19.04.2024 22:11 19.04.2024 20:36 19.04.2024 20:06 19.04.2024 19:35 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+ Закрыть Реклама

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Юж. придел во имя ап. Иоанна Богослова был освящен в 1810 г. архимандритом саранского Петропавловского мон-ря Арсением; время освящения сев. придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» неизвестно. К 1900 г. Троицкий собор обветшал и был разобран. Проект нового собора разработал архит. А. Г. Старжинский, 10 мая 1900 г. проект был утвержден. Однако после открытия фундаментов старого собора выяснилось, что необходимы полная их выборка и создание свайного поля (всего на дне углубленных канав и котлованов под пилоны было забито более 500 свай). Исходный проект был частично изменен Старжинским и 16 июля 1901 г. вновь утвержден. Работы по возведению храма велись под личным наблюдением архитектора, кладка была завершена в 1903 г., в 1904 г. он был оштукатурен и побелен внутри и снаружи, в 1906 г. в нем настелили чистовой пол. 18 сент. 1911 г. состоялось освящение главного престола собора во имя Живоначальной Троицы; справа был устроен придел во имя ап. Иоанна Богослова, слева - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Благодаря живописной многоглавой композиции и пышному декоративному оформлению с использованием элементов древнерус. зодчества XVII в. сооруженный в рус. стиле собор занял доминирующее положение в ансамбле обители. Церковь во имя преподобного Александра Свирского В 1717 г. в П. Т. м. по благословению местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) на средства дворянина А. Г. Блохина был возведен деревянный храм, в к-рый Блохин передал также утварь и иконы. В 1747 г. храм был упразднен, а его престол перенесен на 2-й ярус новой каменной колокольни. Колокольня Колокольня монастыря была построена вблизи Троицкой ул. в 1746-1747 гг., когда возводили в камне Троицкий собор (Там же. С. 155). На 2-й ярус каменной шатровой колокольни был перенесен престол во имя прп. Александра Свирского, при этом алтарь храма оказался помещен над трапезной Троицкого собора. В 1770 г. в «своде трапезной, над которым находился алтарь церкви прп. Александра Свирского, от пожара лопнули металлические связи, а передняя стена трапезной, на которую опиралась колокольня, просела и растрескалась». Пострадал и большой колокол - весом 70 пудов (свыше 1146 кг). После выделения в 1779 г. средств на реставрацию обители колокольня была разобрана, вместо нее к 1782 г. возведена 2-ярусная колокольня в стиле классицизма, в к-рой по-прежнему был размещен храм во имя прп. Александра Свирского. 12 сент. 1782 г. на заводе С. Калинина в Пензе «рачением» игум. Александры (Кекиной) был отлит колокол весом 70 пудов 10 фунтов. В 1798 г. П. Т. м. был пожертвован колокол весом 115 пудов (свыше 1883 кг). В 1814 г. тщанием Е. А. Башевой в ц. во имя прп. Александра Свирского был устроен резной позолоченный иконостас, для к-рого написаны новые иконы. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов

http://pravenc.ru/text/2579948.html

В отделе рукописей Библиотеки РАН журналистам показали материалы библиотеки Александро-Свирского монастыря, которая насчитывает 113 рукописей. Собрание включает богослужебные, богословские книги, переводы с греческого языка, сочинения по мировой истории с дополнениями о Московском царстве. Особый интерес представляют рукописные сборники с житиями русских святых - основателей монастырей: преподобных Александра Свирского, Александра Ошевенского, Кирилла Новоезерского, а также жития святителей - епископа Новгородского Никиты, патриарха Никона. Сохранились описания монастыря, составленные " книжными " монахами. Заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН Мария Корогодина подчеркнула, что оцифровка рукописей не только имеет большое значение для реконструкции библиотеки Александро-Свирского монастыря, но и делает архивные документы доступными для исследователей посредством удаленной работы. В фонде библиотеки хранятся тексты с момента создания обители, а также рукописи XII-XIII веков, которые не были написаны в монастыре, но хранились там. Для хранения рукописей важно следить за температурно-влажностным режимом, поэтому изготавливаются микроклиматические контейнеры, которые располагаются в книжных шкафах. Это коробки из бескислотного картона. Журналистам показали процесс оцифровки рукописей, включающий несколько этапов: сканирование, контроль качества, постобработка в графическом редакторе, повторный контроль качества и внесение оцифрованного документа в фонд библиотеки. О двух важных рукописях, находившихся в данный момент в процессе сканирования, рассказала старший научный сотрудник рукописного отдела РАН Вера Подковырова. Это ирмологион - нотная рукопись конца XVIII века, которая использовалась во время богослужения, и литийный Синодик, в котором записаны имена патриархов, епископов, великих князей и монашеских родов для поминовения в обители. Аналогов рукописям библиотеки Александро-Свирского монастыря нет ни в одном хранилище. ИА " Вода живая " ,

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Теплоход «Княжна Анастасия» Портрет святой Царевны Мученицы Анастасии На четвертой палубе теплохода С братьями сербами - ветераном войны Воином Гушичем и автором РНЛ Ранко Гойковичем Уходим с Валаама О.А.Платонов вручает Александре-Невской Лавре памятную хоругвь Николая Угодника С О.А. Платоновым у могилы владыки Иоанна на Никольском кладбище Лавры С Ранко Гойковичем на месте первого захоронения Г.Е.Распутина на следующий день после закрытия съезда Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 9. Ответ на 4., Lucia: Почему уважаемый Олег Анатольевич Платонов в Свирском монастыре обращался к православному священнику (иеромонаху) " святой отец " ?Судя по его книгам, он человек нецерковный. Потому Вы ссылаетесь на его книги в вопросе о прославлении Распутина? 8. Я по маме белорус, а по папе - великорусс. Здорово См.: http://u.to/3dr_Dw 7. Ответ на 5., Блинов: Почему уважаемый Олег Анатольевич Платонов в Свирском монастыре обращался к православному священнику (иеромонаху) " святой отец " ?Что, серьезно? Ольга, можно ссылку? Ссылки нет. Участникам съезда устроили посещение монастыря, и он держал речь от их лица. 6. Ответ на 4., Lucia: Почему уважаемый Олег Анатольевич Платонов в Свирском монастыре обращался к православному священнику (иеромонаху) " святой отец " ?Судя по его книгам, он человек нецерковный. Но, ведь, образованный. 5. Ответ на 2., Ольга Чернова: Почему уважаемый Олег Анатольевич Платонов в Свирском монастыре обращался к православному священнику (иеромонаху) " святой отец " ? Что, серьезно? Ольга, можно ссылку? 4. Ответ на 2., Ольга Чернова: Почему уважаемый Олег Анатольевич Платонов в Свирском монастыре обращался к православному священнику (иеромонаху) " святой отец " ? Судя по его книгам, он человек нецерковный. 3. Ответ на 1., Абазинский: Что толку от этого " славянского единства " , когда мы не понимаем важности русского единства, северо-евразийского единства?! И кого представляли эти представители? Самих себя? Польша в НАТО, остальные кого тащат в НАТО, кто сам туда рад. Странные или преждевременные радости.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/08/to...

Об этом удивительном случае знают едва ли не все обитатели Свирского монастыря. Он произошел в одной семье, живущей в Ростове-на-Дону. Жители этого города часто совершают паломнические рейсы к мощам прп. Александра Свирского. Однако на этот раз две ростовчанки приехали, вернее, прилетели на самолете, не с паломническим рейсом, а самостоятельно. Такой спешный приезд был вызван страхом потерять дорогого им человека: для одной из них он был мужем, для другой — братом. Тот, за кого они приехали склонить головы перед ракой великого Чудотворца, находился в это время в тяжелом состоянии после третьей, перенесенной только что операции по поводу рака головки поджелудочной железы. Забрали его в безнадежном состоянии «умирать дома». Но родственники не хотели сдаваться перед «неизбежным концом» и, невзирая на свое собственное нездоровье и преклонный возраст, отправились в дальний путь. Со слезной молитвой они упали на колени перед мощами прп. Александра Свирского. Это было раннее воскресное утро. По словам их дочери, оставшейся с отцом в это утро, отец впервые почувствовал себя настолько хорошо, что встал с постели и даже осмелился сесть за руль своей машины. Энергия и сила в нем забили ключом. Его жена и сестра, вернувшись из Александро-Свирского монастыря, были поражены бодрым видом больного, и не только обрадовались за него, но, охваченные благодарностью к Богу и молитвенному ходатаю — прп. Александру Свирскому, через две недели снова вернулись в монастырь только лишь для того, чтобы отдать дань благодарности именно в том месте, откуда воссылались их горячие молитвы. Самому монастырю, где настоятельствует небесный игумен — прп. Александр Свирский, были сделаны пожертвования, в которых монастырь так нуждается — следы разрушений, нанесенных большевистским временем, еще очень велики. Все, что описано выше, произошло в сентябре 2000 г. Летом 2001 г. женщины снова вернулись в монастырь, но на этот раз их сопровождал бывший больной. Он сам лично захотел поблагодарить прп. Александра за проявленную к нему милость. По свидетельству исцелившегося, он раньше, живя далеко от северного монастыря, не знал святого, к которому обращалась с верой и надеждой его родня.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/07/...

Один из списков – Успенский – был вложен в кафедральный московский собор в 1552 году, хотя закончен был, вероятно, уже в 1550 году. Исследователи XIX века высказали предположение о том, что Успенский список содержит первоначальный текст жития преподобного Александра Свирского, написанный игуменом Иродионом. Все исследователи отмечают компилятивный характер текста: игумен Иродион заимствовал фрагменты из лучших древнерусских житий: преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского. Тем не менее рассказ получился стройным и цельным, тесно связанным с историческими реалиями XVI века, хотя и не лишенным отдельных сюжетных неувязок. Житие преподобного Александра сохранилось в большом числе списков и послужило источником для некоторых позднейших житий других святых. Предполагается, что служба преподобному Александру Свирскому, тесно связанная с его житием, также написана игуменом Иродионом. Преподобного называли царским заступником. Иван Грозный молился преподобному Александру Свирскому перед взятием Казани, а после победы объявил его на всю Россию великим чудотворцем. При преемниках Ивана Грозного – Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове, – также весьма почитавших преподобного Александра, основанная им обитель становится царским богомольем. Цари приезжали в Александро-Свирский монастырь поклониться гробнице преподобного. На средства Феодора Иоанновича рядом с Преображенским собором был возведен придел во имя преподобного Александра Свирского. В приделе была устроена каменная гробница преподобному, на которую были возложены покрова, присланные в монастырь от Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. На покровах были вышиты фигура преподобного Александра Свирского в полный рост и тексты молитв. После Смуты большие вклады в Александро-Свирскую обитель были сделаны первым царем из новой династии Михаилом Феодоровичем Романовым, в правление которого и произошло обретение мощей преподобного Александра. Можно сказать, что полвека с обретения мощей преподобного – кульминация почитания святого Александра Свирского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В АЛЕКСАНДРО-СВИРСКОМ МОНАСТЫРЕ сентября 2004 12 сентября - день успения великого русского святого преподобного Александра Свирского - каждый год торжественно отмечается в его святой обители, Свято-Троицком монастыре. 12 сентября - день успения великого русского святого преподобного Александра Свирского - каждый год торжественно отмечается в его святой обители, Свято-Троицком монастыре. В этом году торжества были отмечены важнейшими высокими посещениями. Накануне праздника монастырь посетил блаженнейший митрополит всея Украины Владимир (Сабодан) в сопровождении архиепископа Тихвинского Константина (Горянова). В этот же день поклониться святому угоднику Божию, в нетленных мощах почивающему, прибыл губернатор Ленинградской области В.Сердюков. Митрополит Владимир рассказал настоятелю Свирского монастыря игумену Лукиану (Куценко) о том, что и до Украины дошла молва о великих чудотворениях, которые ныне совершаются у мощей преподобного Александра. В далекий северный монастырь с Украины постоянно пребывают паломники, с каждым годом их становится все больше и больше. Как бы в подтверждение этого факта именно в те часы, когда монастырь обозревал блаженнейший Владимир, к святым вратам подъехали три автобуса с паломниками из Украины. Наши славянские собратья получили возможность помолиться со своим Предстоятелям перед великой всеправославной святыней - нетленными мощами прп.Александра Свирского. Праздник в монастыре стал поистине пасхальным - потому что продлится еще два дня: 13 сентября в обитель прибыл правящий архиерей митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). После торжественного богослужения владыка освятил подаренный монастырю девятитонный колокол. 14 сентября колокол будет поднят на звонницу. Колокола такой мощи в Петербурге установлены только в Александро-Невской лавре, по всему северу ни в одной обители, и ни в одном храме больше нет таких колоколов. Звон колокола (как и в прежние времена, до революционного разорения обители) будет слышен на десятки километров в округе. Дарование Александро-Свирской обители " кимвала Божия " , подобного тому, который украшал ее прежде, является знамением благословения Божия за те великие труды, которые проведены для полного восстановления Преображенской части монастыря в столь короткий срок. Это отмечали все многочисленные паломники из Петербурга, Москвы, Владивостока, севера и юга России, которые собрались почтить преподобного отца нашего Александра в день его памяти. Русская линия Поделиться 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

Мощи преподобного Александра Свирского Фото: Андрей Харлачёв НЕОБЫКНОВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДООБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО " О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре... Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя... " Из молитвы к преподобному Александру Свирскому Память 30 августа (12 сентября) и 17 (30) апреля ПРЕСС-СЛУЖБА АЛЕКСАНДРО-СВИРСКОГО МОНАСТЫРЯ : С тех пор как мощи преподобного Александра Свирского вернулись в родную обитель, мы получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Украины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. " Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань " . - Сказал отец игумен, и, продолжая, добавил: " В музее анатомии Военно-Медицинской Академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью - похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью " . Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог: " Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов. Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов. Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут - разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса - таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют " .

http://pravoslavie.ru/put/svjatyni/alsvi...

Епископ Мстислав совершил Божественную Литургию в храме Рождества Христова на подворье Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря в Санкт-Петербурге июня 2016 За богослужением епископ Мстислав рукоположил в сан иерея диакона Георгия Гурамиевича Иосава; в сан иеродиакона иподиакона Спиридона (Подставкина Павла Васильевича) 5 июня 2016 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой , епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав совершил Божественную Литургию в храме Рождества Христова на подворье Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря в Санкт-Петербурге. Его Преосвященству сослужили: игумен Антоний (Гутник), секретарь епархиального управления иеромонах Онуфрий (Ларин), настоятель храма иерей Сергий Лявда , иерей Петр Богданов, заведующий канцелярией епархиального управления иеромонах Николай (Бестужев), иерей Максим Дубовой. Диаконский чин возглавил протодиакон Георгий Стефанов. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор под управлением Д.Капусто. После сугубой ектении была провозглашена молитва о мире на Украине. За богослужением епископ Мстислав рукоположил в сан иерея диакона Георгия Гурамиевича Иосава , клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Подпорожье ; в сан иеродиакона иподиакона Спиридона (Подставкина Павла Васильевича) , насельника Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря . По окончании Литургии был совершен пасхальный крестный ход и прочитана молитва преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Затем Преосвященнейший Владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом. Поделиться 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 9 марта 2024 6 марта 2024 18 февраля 2024 10 февраля 2024 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 30 января 2021 15 января 2021 13 января 2021 10 января 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010