После революции она была утеряна и долгое время находилась за пределами России, но в XXI веке была выкуплена российским меценатом и преподнесена Патриарху 18 апреля. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар Александро-Свирскому монастырю в Ленинградской области старинную икону преподобного Александра Свирского. 17 апреля 2016 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил литургию в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре в деревне Старая Слобода Лодейнопольского района Ленинградской области. Торжественные мероприятия приурочены к 375-летию со времени обретения честных мощей преподобного Александра Свирского, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви передал в дар обители старинную икону преподобного Александра Свирского, написанную по заказу святителя Макария, митрополита Московского, в XVI веке, вскоре после кончины святого. После революции она была утеряна и долгое время находилась за пределами России, но в XXI веке была выкуплена российским меценатом Вадимом Николаевичем Жимировым и преподнесена Патриарху. «Это почти прижизненный образ святого Александра Свирского, святитель Макарий лично знал Александра Свирского. Здесь запечатлен реальный облик преподобного Александра», — сказал Патриарх Кирилл. Преподобный Александр Свирский (1448 — 1533) — игумен, один из широко почитаемых Русской Православной Церковью. 17 лет жил в уединении сначала на Святом острове Валаамского архипелага, а затем на берегу Рощинского озера в Олонецком лесу, где со временем образовалась обитель, ныне известная, как Александро-Свирский монастырь. Святой прославился чудесами и праведным образом жизни, воспитал в монастыре немало учеников и привел к вере множество мирян. Согласно житию, преподобный Александр Свирский — единственный из русских святых, кто был удостоен явления Святой Троицы. Скончался в 1533 году в возрасте 85 лет. Через 14 лет после его кончины, в 1547 году было установлено общецерковное почитание преподобного. Мощи Святого были обретены нетленными 30 апреля (17 апреля по старому стилю) 1641 года.

http://pravmir.ru/v-aleksandro-svirskiy-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь 3 мин., 31.05.2021 История обители святого Александра типична для своего времени: подвижник уединяется вдалеке от дорог, но через некоторое время у него собирается множество учеников. Так из скромной келии вырастает огромный монастырь, который веками позже будут называть «Северной Лаврой». Приглашаем всех посетить это удивительное место, но вначале — короткий рассказ о нем. Монастырь основан в конце XV века святым Александром неподалеку от речки Свирь на месте, где, по преданию, ему явилась Святая Троица. Монастырь разделен на две части: Троицкую и Преображенскую. Преподобный Александр Свирский (1448–1533) Святой Русской Православной Церкви. Подростком он тайно покинул дом и ушел вместе с монахами на Валаам. В 26 лет принял постриг, а через 13 лет стал жить в непроходимом лесу возле Рощинского озера. На этом месте, по преданию, ему явилась Святая Троица, повелев основать храм. Постепенно к святому стали приходить люди и устраивать свои кельи. Так начинается история одной из самых известных обителей Руси — Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Преставился преподобный в возрасте 85 лет. Канонизирован на Соборе 1561 года. В 1641 году состоялось обретение его мощей. История обители XVI–XVIII вв. — лучшие время монастыря. Здесь была своя библиотека, много земли, хозяйство, восемь храмов, много паломников и более 200 монахов. В XIX веке монастырь в народе называли «Северной Лаврой», у него в подчинении было 27 небольших монастырей. На фото 1909 года Сергея Прокудина-Горского отлично видны Преображенская (ближе к нам) и Троицкая части монастыря После революции монастырь был разграблен, ценности и мощи Александра Свирского вывезены в Петербург. Монахов разогнали, часть арестовали и расстреляли. В стенах монастыря в разное время были тюрьмы, казармы, инвалидные дома и психиатрическая больница. В 1997 году монастырь вернули Церкви, вернули мощи преподобного Александра. Сейчас это прекрасное место для паломничества и туризма. Главные святыни обители преподобного Александра Свирского

http://foma.ru/svjato-troickij-aleksandr...

Ф. Г. Спасский высказал предположение, что И. был также автором службы прп. Александру, переработанной в 1643 г. в связи с открытием мощей святого ( Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. П., 1951. С. 197). По мнению архим. Макария (Веретенникова) , 2-й канон святому несомненно написан И., что подтверждается наличием в каноне заимствований из служб тем святым, из житий к-рых И. делал выписки при составлении Жития прп. Александра. Соч.: Житие, чудеса и служба преподобного и богоносного отца нашего Александра, Свирского чудотворца. М., 1888 3; Минея (МП): Авг. Ч. 3. С. 294-316; Житие и чудеса прп. Александра Свирского. СПб., 1995; Житие Александра Свирского: Текст и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2002 [публ. Жития по списку РНБ. Погод. 874]. Лит.: Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 526; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 37-87; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 23-26; Смирнова Э. С. Об одном лит. сюжете в живописи кон. XVI в.//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 365-373; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 266-267; он же. Иродион//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 440-442 [Библиогр.]; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Александр Свирский, «новый чюдотворец»,- рус. подвижник XVI в.: К 450-летию со дня кончины//БТ. 1982. Сб. 23. С. 321-336; Гаврюшина Л. К. Из истории сербско-рус. лит. связей: Житие Саввы Сербского и рус. агиографы XVI в.//ССл. 1985. 1. С. 76-81; она же. Жития прп. Сергия Радонежского и свт. Саввы Сербского в рус. агиографии XVI в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 2-й междунар. конф. Серг. П., 2002. С. 208-222; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митр. Макария: (на мат-ле нек-рых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 208-213; Сказание о Валаамском монастыре/Исслед., текст, пер. с древнерусского, коммент.: Н. А. Охотина-Линд. СПб., 1996. С. 101-102, 111-112; Пак Н. В. К проблеме источников Жития Александра Свирского: Переводные Жития//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 145-151; Пигин А. В., Запольская К. М. К вопросу об источниках Жития Александра Свирского: Житие Пахомия Великого и Чудо архистратига Михаила «иже в Хонех»//ТОДРЛ. 2004. Т. 55. С. 281-288.

http://pravenc.ru/text/674105.html

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира 23 ноября 1998 года мощи преподобного Александра Свирского вернулись в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Торжественный молебен. Все присутствующие взволнованы. Без конца поется величание и тропарь преподобному Александру Свирскому , люди прикладываются к мощам. Все бывшие тогда в храме радовались радостью Преподобного, вернувшегося домой через долгие 80 лет. Все сопереживали ему как живому, среди нас сущему. Наконец, все разошлись. У Преподобного задержался игумен Лукиан. У земного игумена были свои, сокровенные разговоры с Небесным Игуменом и вернувшимся хозяином. В этот момент во двор въехала машина, из нее вышел человек, убеленный сединой, в светской одежде. Отец Лукиан узнал приехавшего гостя, но для большей уверенности почтительно обратился: «Владыка Лев?». Последовал утвердительный ответ. Приехавший был Новгородский Владыка Лев, который возвращался из Петрозаводска, путь его пролегал в 6 километрах от Свирского монастыря, о переносе мощей он ничего не знал. Руль машины как бы сам повернул в сторону обители. Этому приезду можно было бы не удивляться, если не знать, что за этим стоит история. В веке XVII новгородский Владыка на своих руках переносил мощи в раку, по-даренную Царем Михаилом Федоровичем Романовым. В середине XIX века монахи Свирского монастыря на свои деньги заказали новую серебряную раку (якобы старая обветшала), но теперь уже новгородский Владыка был специально приглашен, чтобы соблюсти традицию: непременное участие новгородского Владыки в переносе мощей преподобного Александра Свирского . В архивных документах подробно описывается, как торжественно происходила встреча новгородского Владыки и перенос мощей в новую раку. Традиция переноса мощей преподобного Александра Свирского с участием новгородского Владыки, таким образом, и в наше время была соблюдена. Только теперь соблюдение традиции сотворил Сам Господь. Местные жители свидетельствовали, что когда в день приезда мощей они услышали в неурочное время звон колоколов и стали смотреть в сторону монастыря, то увидели над храмом огромный сияющий крест. Крест появлялся и в последующие два дня над храмом, где находились мощи. О том, что это означает, можно строить различные предположения, но каждый христианин знает, что крестом утверждается только правда и никогда – ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Оба больных по очереди приложились к открытой раке преподобного Александра Свирского, затем остались возле нее, женщину посадили на стул. Прошло 10 минут и, к удивлению больных и свидетелей (благочинной и казначеи Свято-Иоанновского монастыря, послушника Александра и матери молодой женщины), с ног преподобного обильно полилось благоуханное миро. Генерал в растерянности произнес: «На такое я не рассчитывал» (известно, что генерал много жертвует для Церкви, женщина — вышивальщица для Церкви). Так преподобный поддер­жал их в их скорбях, явил им свидетельство того, что Господь все знает, и дал им через преподобного такой добрый знак. Позже они приезжали еще раз и долго молча молились. Случай 2. Ближе к 22 часам приехал священник о. Максим из церкви Спаса Нерукотворного со своей паствой (около 20 человек), чтобы отслужить молебен и пропеть акафист преподобному. На искренние горячие молитвы приехавших к нему преподобный тоже ответил очень обильным мироточением: вся ступня как бы «пропотела» каплями миро, и, кроме того, струи миро стекали между пальцами. Мироточение икон св. прп. Александра Свирского, освященных на раке преподобного Многие паломники, пришедшие поклониться святым мощам преподобного Александра Свирского, были вознаграждены за свою веру и молитвенное усердие, обращенное к преподобному. Каждый, кто подходил поклониться, просил освятить и икону святого, приобретенную тут же в храме. Послушник, стоящий у раки, прикладывал икону к стеклу раки и возвращал людям. Эти иконы начинали мироточить у людей во время домашних молитв в тот же день или несколько дней спустя. Некоторые отмечали не мироточение, но сильное благоухание на протяжении нескольких дней. Таких сообщений было много. Приведем одно из них — от прихожанки церкви «Утоли моя печали» п. Некрасовское Ярославской области, р. Б. Татьяны. «Хочу поделиться с вами чудесами, которые произошли со мною. Прочитав газету “Благовест” об обретении святых мощей преподобного Александра Свирского, сразу же возникло желание посетить его, что мы и сделали с моим духовным отцом Зиновием.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/06/...

Масельга. Церковь Александра Свирского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Александра Свирского Год постройки:1861. Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, д. Масельга, Хижгора Координаты: 61.83057, 38.014003 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Притягательность Масельги объясняется не только красотой места и точкой на пути между Кенозером и Лекшмозером. Вокруг Масельги расположены несколько архитектурных, природных и этнографических объектов, вызывающих огромный интерес у туристов и экскурсантов. Это Хижгора, Плакида, деревня Гужово, система озер, начинающаяся с Вендозера, водораздел. Попасть в эти пункты легко: на поворотах дороги стоят указатели. Хижгора возвышается над Масельгским озером в виде лесистого холма. От дороги, идущей по северному берегу озера, направо вверх по склону идет набитая тропа. Вокруг обычный сосновый лес. Но вдруг слева от дороги показывается могильный крест, за ним другой, затем группа покосившихся крестов. По форме кресты воспринимаются как очень древние. Но это кладбище образовалось всего лишь около 1939 года. Выше кладбища в разрыве крон – деревянная церковь преподобного Александра Свирского, почитаемого на Севере святого, основавшего монастырь в Карелии и канонизированного в XVII веке. Церковь построена в 1866 г. на месте первоначальной старообрядческой часовни (крест под двумя скатами, видимо) по традиционным канонам: клеть с симпатичными пятью главками и прирубленной пятигранной алтарной пристройкой, стройная колокольня с высоким четырехгранным шпилем и крестом на конце, крыльцо, которое, наверное, не сохранилось. Строилась она первоначально как церковь Иверской Божией Матери, но в 1871 г. освящена в честь Александра Свирского. Церковь была закрыта в 1930-х годах. Сохранение церкви на Хижгоре в наше время связано с именем масельгца Василия Макаровича Солодягина, потратившего немало времени и сил на сохранение церкви. Он похоронен на кладбище под горой.

http://sobory.ru/article/?object=00293

Итак, из описи следует, что церковь Александра Свирского была небольшая и одноглавая, но без существенных деталей, изложенных ниже в описи, её облик будет неполным: «Под церковью Александра Свирского две кладовые палатки. Подле той церкви с северныя страны две кельи с сенями и чуланы. Под теми кельями два погреба с однем выходом, крыша ветха». То есть, храм был расположен на высоком подклете, где имелись две кладовые комнаты. При внимательном рассмотрении существующих ныне остатков церкви, сразу бросается в глаза тот факт, что этот подклет поднимается над землёй на несколько метров. Кроме того, в восточной части подклета есть окна с решётками, которые ныне засыпаны, а вот ранее явно служили для освещения нижних помещений. К сожалению, подобных архитектурных аналогов одноглавой, двухэтажной церкви без алтарной апсиды с востока в близлежащих селениях мы не имеем. Ближайший по времени построения к Александро-Свирской церкви храм находится в Бежецке – это Крестовоздвиженский собор. Построенный на рубеже XVII-XVIII вв., храм также имеет квадратную форму и увенчан одной главой. Но полным аналогом он явно служить не может. Ещё один храм, очень близко подходящий по времени и архитектуре, сохранился в Белозерске – это каменный Богоявленский храм. Он имеет два этажа, вход на второй этаж осуществляется по чердаку трапезной. Ещё одна деталь в описании храма – с северной стороны от него имелись кельи с погребами. И тут встаёт закономерный вопрос, что же сохранилось в монастыре до наших дней: «кладовые палатки» в основании церкви Александра Свирского или «два погреба», над которыми стояли кельи «с сенями и чуланы». У сохранившихся подземных комнат один выход в южную сторону. Учитывая то, что с юга от имеющихся комнат должна была стоять церковь, расположение выхода не логичное, т.к. с крыши храма всяко будет съезжать снег и стекать вода и вся она пойдёт вниз в погреб. В случае же, если это основание храма Александра Свирского, всё куда логичнее – выход на южную сторону, т.к. с запада было пристроено крыльцо-паперть со ступенями в храм. Окончательно решить этот вопрос могут лишь археологические раскопки стен храма. Возможно, мы увидим и наружные наличники восточных окон церковного подклета, которые ныне засыпаны.

http://sobory.ru/article/?object=22023

989 См.: Постановление ВСНХ РСФСР «Об утверждении секции благородных металлов ВСНХ и об установлении казенной монополии торговли золотом и платиной» от 16 (29) января 1918 г. (СУ. 1918. 16. Ст. 232). 992 Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь Олонецкой епархии. Основан преподобным Александром Свирским в конце XV в. в Олонецком крае среди поселений карелов, вепсов и чуди. Монастырь складывался как объединение двух связанных друг с другом, но независимо расположенных комплексов: Троицкого комплекса – при братских келиях и Преображенского – у монастырского кладбища. Покровская церковь с трапезной в Троицкой части построена в 1533 г. при участии Александра Свирского . Мощи преподобного Александра Свирского после его кончины покоились в обители. После революции, в 1918 г., мощи преподобного были увезены из монастыря, обитель реквизирована, часть монахов расстреляна, в том числе настоятель – архимандрит Евгений (Трофимов). В дальнейшем монастырь использовали как Свирьлаг, детский и инвалидный дома, психиатрическую лечебницу. Преображенский корпус монастыря был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 г. Полностью монастырь был возвращен Церкви в 1998 г. 993 Богорадник (трудник) – слово имело различные значения: 1) человек, живший вне штата в монастыре, выполнявший хозяйственную работу; зачастую впоследствии такие люди принимали постриг; 2) паломник, богомолец по обещанию послужить во благо монастыря; проживал в монастыре; 3) попрошайка, нищий, просящий милостыню. 994 26 октября 1918 г. иеромонах Антоний был назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря по приказу местного военного комиссара и Комитета деревенской бедноты. В показаниях в Олонецкой ЧК от 20 декабря 1918 г. он свидетельствовал против нетленности мощей преподобного Александра Свирского (РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 177. Л. 7). 995 Настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Евгений (Трофимов), казначей иеромонах Варсонофий и иеромонах Исайя были расстреляны в день ареста 14 ноября 1918 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам торжеств, посвященных 500-летию Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря 30 июля 2006 г. 16:58 30 июля, в день второго обретения мощей прп. Александра Свирского, в основанном им монастыре отмечают 500-летие обители. В воскресенье торжественную службу возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир . Святейший Патриарх Московский и всея Руси направил ему и всем участникам юбилейных торжеств приветствие, текст которого приводится ниже. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому и всем участникам торжеств, посвященных 500-летию Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Митрополит! Преосвященные архипастыри, всечестной отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, во множестве собравшихся ныне в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре, дабы молитвенно отметить 500-летие этой обители. Вместе с собратьями архипастырями, духовенством, монашествующими, благотворителями и паломниками сорадуюсь сему торжеству и поздравляю со свершившимся юбилеем. Господь сподобил нас и наших современников встретить эту памятную дату и иметь возможность помолиться в возрожденной Свирской обители, в прошлом — духовном и культурном центре Северо-Запада России. Возблагодарим Всемилостивого Господа за дарованную духовную радость — обретенный в прежней красоте Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Всякий раз мне весьма отрадно слышать живые свидетельства побывавших в обители паломников о благолепных белокаменных храмах и их внутреннем убранстве, о братских корпусах, за короткое время возрожденных из руин и принявших достойный вид, о чудных звонницах и колокольном звоне, который пробуждает и наполняет благовестом всю монастырскую округу до города Лодейное Поле и до карельских земель. Главная же радость о том, что в обители налажена монашеская, богослужебная и молитвенная жизнь. Ведь еще восемь лет назад Александро-Свирский монастырь стоял в безмолвии - разрушенный и опустошенный. Но предстательством его основателя, небесного покровителя и неустанного молитвенника перед Господом и Спасителем нашим преподобного Александра Свирского обитель возродилась к новой славе и красоте. Ныне монастырь населяет уже более 20 монашествующих и 10 послушников. Святыни обители помогают многим жителям не только Северо-Запада России, но и всех уголков земли нашей обрести веру в Бога и духовно-нравственные силы для достойного следования по пути душевного спасения.

http://patriarchia.ru/db/text/129164.htm...

Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Александра Свирского. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Александра Свирского Год постройки:приблизительно 1790 - 1820. Год утраты:приблизительно 1930 Архитектор:П.Т. Завьялов (перестройка 1852 г.) Ссылки:   Адрес: Москва, ул. Восточная, 4 (корп. 1, сев. часть) Координаты: 55.71516, 37.657458 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В конце XVIII века у северной стены Симоновой обители появилась пристройка – монастырская больница. Вскоре при ней была устроена церковь преподобных Ксенофонта и Марии. В 1774 г. при церкви устроили трапезную с приделом Сошествия Святого Духа. В середине XIX века в монастыре проводились крупные строительные работы. Была перестроена и больничная церковь, которую в 1853 г. переосвятили во имя преподобного Александра Свирского. Храм закрыли в 1929 г., а на следующий год он со многими другими монастырскими постройками был взорван. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Александр Александрович Алябьев умер 22 февраля 1851 года, а 24 февраля скончался его двоюродный брат Николай Петрович Новиков. Братьев похоронили в Симоновом монастыре у церкви близ северной ограды, рядом с отцом и матерью композитора, братьями матери Нилом и Петром Новиковыми, а также ее сестрой Натальей Стрекаловой. Эпитафии на памятниках А.В. Алябьеву и П.А. Новикову принадлежали перу Н.Д. Иванчина-Писарева. После смерти А.А. Алябьева его вдова часто посещала монастырь, заказывала панихиды. В 1853 году попечением Екатерины Александровны была возобновлена церковь у северной ограды, освященная во имя преподобного Александра Свирского чудотворца. Под церковью устроили усыпальницу, куда перенесли прах Алябьева. В течение 1854 года до самой смерти Екатерины Александровны здесь ежедневно служились молебны. Позже, очевидно, исполняя волю покойной, ежедневные службы заказывала ее воспитанница Л.В. Сорокина. «Русская музыкальная газета» в 1901 году так описывала семейный склеп Алябьевых: небольшое окошко, льющее скудный свет, чугунная плита на возвышении, над плитой - распятие и несколько икон, перед ними - лампада, в стороне - обветшавшее кресло.

http://sobory.ru/article/?object=39885

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010