День памяти праведного Феодора Ушакова отметили в Санаксарском монастыре августа 2014 Божественную литургию возглавил митрополит Варсонофий В день памяти праведного воина Феодора Ушакова, 5 августа,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  совершил Божественную литургию в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, настоятель монастыря архимандрит Иннокентий (Руденко) с братией, духовенство Саранской и Краснослободской епархий. Владыка Варсонофий приветствовал молящихся, пожелав им молитвенного предстательства святого Феодора.  В ответном слове владыка Климент поблагодарил гостей за совместную молитву и на память о посещении монастыря преподнес им в дар барельефы с изображением обители. Святой воин Феодор Ушаков родился 13 (24) февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода.  Его дядя Иван Ушаков, который также родился и вырос в Бурнаково, поначалу выбрал офицерскую карьеру, но бежал из столицы в пустынные двинские леса, где укреплялся в подвиге поста и молитвы. Затем был сыскан, доставлен к императрице Елизавете Петровне, которая благоволила оставить его в Александро-Невском монастыре, где он принял монашеский постриг с именем Феодор в 1748 году.  В 16-летнем возрасте Феодор был зачислен в Морской кадетский корпус, но дяди в Александро-Невском монастыре уже не застал - монах Феодор подвизался в то время в Санаксаре, на берегу Мокши, в Тамбовской губернии. Дядя адмирала был прославлен 10-11 июля 1999 года в лике местночтимых святых Саранской епархии как преподобный Феодор Санаксарский. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2004 году.  После выпуска из Морского корпуса Феодора Ушакова направили на Балтийский флот. В 1775 году, в правление императрицы Екатерины II, было принято решение о создании на Черном море регулярного линейного флота. Был основан порт и город Херсон, куда прибыл капитан Феодор Ушаков.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Для «пранья свиток» им, как и прочей братии, нанята была пратомойница 264 . Архимандрит Феодосий из заграницы давал приказ, «смотреть прилежно», чтобы они «в покое и в пище были довольны» 265 , содержать «честно и довольствовать пищей и одеждою нескудно» 266 . В отсутствие архимандрита Феодосия прибыл в Петербург 14-го октября 1716-го года 267 , «игумен и ректор»» Братского Монастыря Феофан (Прокопович) , будущий соперник архимандрита Феодосия, сыгравший в его судьбе столь трагическую роль; впрочем, он хотя и вошел в список. Александро-Невского братства, но проживал особо и только получил, по царскому указу, сообщенному в письме Меншикова Рубцову 2-го ноября 1716-го года, 100 рублей жалованья из монастырских доходов 268 . Ему отведено было Меньщиковым помещение на Невском подворье, в кельях архимандрита Феодосия, и Рубцов с беспокойством писал архимандриту Феодосию заграницу, что при игумене Феофане прибывших из Киева служителей 9 человек, и «ежели в зимнее время иметь будет квартиру, то нам и прочим монастырским служителям для своих нужд на подворье приехать будет негде, понеже кельи все заняты, кроме отхожей маленькой вашей» 269 . В 1716-м году «в Невском Монастыре пострижен церкви Сампсона Странноприимца священник Максим Феодоров, а в монашестве иеромонах Макарий». Он сначала проживал в Монастыре «постриженный в искус»; в конце года архимандрит Феодосий из заграницы давал поручение уставщику «постричь» его в мантию 270 . Упоминается 1-го февраля 1716-года «у просвиренные службы» не значащийся в списках иеромонах Исаия 271 . В 1717-м году Монастырь пополнился 10-ю человеками монашеской братии из Москвы. Из Богоявленского Монастыря прибыли иеромонахи: Лука головщик, Матвей и Варлаам, иеродиаконы: Макарий (Трегуб), Зиновий (Казачок), Павел, Антоний (Черной), Антонии (Рудой), Каллист и из Донского Монастыря иеромонах Герасим головщик. Кроме того, из Ладожского Николаевского Монастыря, приписного к Невскому, взят был монах Филарет «у надзирания рыбной ловли» 272 . Иеромонах Лука головщик, в мире Лаврентий Тимоновский, был 42-х лет, по происхождению попович из города Немирова.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«Преосвященный архиепископ Новгородский. Возвращая с апробацией нашей план, сочиненный архитектором Старовым на построение церкви в Невском Монастыре, повелели мы приложить тут для сведения вашего и копию нашего повеления, данного Коллегии Экономии вследствие вашего купно тут бывшего представления об отпуске суммы на произведение сего здания, при коем повелеваем быть архитектору Старову, в прочем как сие строение воздвигнуто быть имеет под распоряжением вашего преосвященства, то и возлагаем мы полную надежду на любовь вашу к благолепию храма Господня, что тщание о прочном сооружении оного и весь хозяйский присмотр в рассуждении употребления определенного на то иждивения наилучшим образом соблюдены будут. Пребываио впрочем вам благосклонная Екатерина» 3536 . «Указ нашей Коллегии Экономии. По плану, нами апробованному, на строение церкви в Невском Монастыре, и по смете, что на то учинена архитектором Старовым в 268.162 рублей 90 копеек, всемилостивейше повелеваем из доходов сей Коллегии, во-первых, на строение, что потребно в отделке фундамента, отпустить 84.598 рублей 90 копеек, разделяя выдачу сей суммы, на 2, то есть на настоящий и будущий 777-й года, в каждый по 42.299 рублей по 45 копеек, а потом и остальную сумму на произведение полного здания – 183.564 рубля – имеет оная Коллегия выдавать чрез будущие от того 10 лет ежегодно по 18.356 рублей по 40 копеек, отпуская все сии деньги в распоряжение архиепископа Новгородского Гавриила, коему мы производство сего строения препоручили» 3537 . По плану, «длина соборной церкви со стенами и папертью была показана 35 сажень, ширина в большом корпусе против купола 20, против проходов, то есть меньшей ширины, 15, ширина паперти с колокольнями 16, куполу ширина и длина между стен 8, среднему проходу ширина между стен 6, боковые проходы шириною в 2½, длина среднему проходу от паперти до купола между стен 15, боковым, проходам длина 13, длина алтарю со всею колоннадою и иконостасом 6½, ширина сего алтаря со всем же 9½ отверстие в куполе средних дуг или арок ширина 5». «Вышина церкви в боковых проходах 8 сажень, а с средним сводом и кровлей 11, вышина колоколен с верхним украшением и крестом 22, вышина купола, считая с земли по колонны 11, снизу колонн по верхний свод 6½, свод купольный вышиной по лантернин 5, лантернин вышиной 3½, шириною 2, ширина оного купола с наружными колоннами 10, вышина внутри среднего прохода 9, вышина внутри купола по лантернин 22½, а вся вышина церкви с куполом, верхним украшением и крестом 29» 3538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И если, с одной стороны, Святейшей Синод предписывал епархиальным архиереям – Киевскому, Минскому, Могилевскому, Черниговскому, Брацлавскому и Житомирскому, «всемерно стараться располагать обратившихся из унии в благочестие к восстановлению их по обряду греко-российские церкви», то с другой – полагал «не приступать ныне к устроению в церквах, обращенных из униатских в благочестивые, иконостасов и даже дозволил иметь «по-прежнему обычаю» крестные ходы и другие церковные процессии. 128 Более благовременными, считало высшее духовное правительство заботу об улучшении скудных ризниц в новоприсоединенных церквах. Еще в 1795 году императрица Екатерина II пожертвовала свой богатый гардероб на переделку в «ризничные вещи» для раздачи в бедные церкви вообще, преимущественно же в церкви новоприсоединенного от Польши края. Переделка производилась в Александро-Невском монастыре, под наблюдением Петербургского митрополита Гавриила. В январе 1797 года гардероб был весь переделан, и часть ризничных вещей уже была отпущена, «по рассмотрению» Святейшего Синода, во вновь учрежденную епархию Житомирскую, а также в Северную Америку и в некоторые другие бедные монастыри и церкви; остальные хранились в Александро-Невском монастыре, уложенные в 20 сундуках и весившие 275 пудов. На доклад митрополита Гавриила государю, – как поступить с оставшимися ризничными вещами, была наложена резолюция: «отправить их туда, куда назначены на прежнем основании». 129 Тогда Святейшей Синод решил отослать их в три новоучрежденные епархии, Минскую, Брацлавскую и Житомирскую, а также «не в малом количестве» и в Киевскую. Применительно к числу присоединившихся от унии церквей в каждой из этих епархий, в Синодальной канцелярии было составлено точное расписание, куда и сколько следует выдать ризничных вещей. 130 Сообразно этому расписанию, вся огромная ризница была еще раз уложена в сундуки (с обозначением на каждом из них числа вещей и места назначения) и, но запечатании последних печатью Петербургской Консистории, отправлена под строгим конвоем в Слуцк (как ближайший от Петербурга город из всех вышеназванных епархий) к преосвященному Минскому Иову, которому поручалась дальнейшая её рассылка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Церковь Павла Исповедника при Александро-Невском Антониевском Духовном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Павла Исповедника Год постройки:Между 1853 и 1856. Архитектор:Н.А. Сычев Адрес: СПб, наб. Обводного кан., 9 Координаты: 59.919414, 30.388409 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Александроневское духовное училище первоначально, со времени основания своего, помещалось вместе с семинарией (1726 - 41 гг.) подле Александроневского монастыря в особом здании, по левую сторону Черной речки; потом (1741 - 88 гг. ) за нынешним Стеклянным заводом, по Шлиссельбургскому тракту, в деревянном одноэтажном, с двумя флигелями здании; затем семинария (1788г. - до сент. 1841 г.) в одном из монастырских двухэтажных флигелей, так называемом Федоровским, между Федоровскою церковью и собором, а училище (до 1858 г.) в другом монастырском флигеле между тою же Федоровскою церковью и архиерейским домом; в этом флигеле и находятся квартиры начальствующих в училище, некоторых наставников, эконома, больница и пр. Кроме того, для учеников училища на довольно большой площади против того же флигеля построен был деревянный двухэтажный корпус, вместо которого на том же месте построен был для них в 1858 г. каменный трехэтажный корпус. До 1858 г., когда для духовных воспитанников не было устроено особой церкви, они ходили ко всенощному богослужению в семинарский актовый зал, бывший в Федоровском флигеле, близ собора; всенощное здесь обыкновенно отправлял ректор училища, который был в то же время и инспектором семинарии. К литургии же они ходили в одну из монастырских церквей, преимущественно в Лазаревскую. В настоящее время училищная церковь помещается в среднем этаже построенного в 1858 г. каменного корпуса. Она устроена попечением бывшего протоиерея Волковско - кладбищенской церкви Николая Степановича Ильинского, впоследствии архимандрита и наместника Александроневской лавры, Никанора на сумму, пожертвованную С.-петербургским почетным гражданином Павлом Ивановичем Кудряшовым, и освящена 20 сентября 1858 г. высокопреосвященным митрополитом Григорием.

http://sobory.ru/article/?object=11219

Мы также молились святителю Николаю Чудотворцу, и каждый день либо в храме, либо в своей келии кто-нибудь из монахинь читал ему акафист. У нас были благодетели в Тбилиси. Иногда они собирали для нас продукты или деньги и оставляли их в Александро-Невском храме 9 , в притворе, где продаются свечи. Однажды в обители не осталось ни куска хлеба. Мы только выпили кипяток с какими-то крошками от сухарей и решили поехать в Тбилиси, чтобы привезти в обитель, что нам подадут наши благодетели. Мы пришли по обычаю в храм, но в этот день не увидели никого из знакомых нам людей. Сидели мы там до вечерней службы. Когда началась вечерня, я и другая монахиня, по имени Валентина, стали горячо молиться святителю Николаю, чтобы он сам накормил нас. В Александро-Невском храме недалеко от входа, на колонне слева, есть образ святителя Николая, который многие почитают как чудотворный. Мы всю службу молились и плакали перед ним, как сироты, оставшиеся без родительского крова на улице. Кончилась служба, но мы не хотели уходить из храма. Мы чувствовали, что святитель Николай поможет нам. Но никого не было. Пришло время закрывать церковь на ночь, и мы со слезами вышли из храма. “Должно быть, святитель Николай не услышал нас за наши грехи”,– подумали мы. Ничего не оставалось нам делать, как пойти на вокзал и ждать поезд, направляющийся в Мцхету. В то время монахине нельзя было показываться на улице в монашеской одежде, и потому мы были одеты в простые мирские платья и даже нарочно повязали головы разноцветными косынками, чтобы никто не догадался, что мы монахини. Поезд запаздывал. И когда мы приехали в Мцхету, то уже наступила ночь. Нам нужно было идти в обитель через лес. Мы слышали, что в окрестностях Мцхеты прячутся разбойники, но делать было нечего. С молитвой, в ночной темноте, прижавшись друг к другу, мы шли по лесу, и вдруг перед нами появилось несколько человек, одетых в бурки и папахи. “Стой,– кричали они,– ни с места!”. Поняли мы, что оказались в руках разбойников. “Давай деньги”,– приказал один. “Мы сами нищие, у нас нет ничего”,– ответили мы. “Сейчас обыщем и узнаем”,– сказал этот человек. Я задрожала от страха, кричать было бесполезно, да и голос пропал у меня, как будто присох к горлу. “Мы монахини,– сказала я,– отпустите нас, ради Господа”.– “Врешь,– возразил этот человек,– монахи ночью не ходят. Если ты монахиня, то зачем ты не сидишь в монастыре?”. Тут я разрыдалась и стала говорить, что у нас в монастыре голод, и я вышла из обители, чтобы раздобыть старым монахиням хлеб. Он выслушал и снова повторил: “Врешь”,– видно это был атаман – и затем приказал своим товарищам: “Держите их крепко, пока я не приду”.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Окончил Екатеринбургское реальное училище и Московское высшее техническое училище (1901), работал инженером на судостроительном и механическом заводах в Тюмени (19011905), затем на Невском заводе в С.-Пегербурге (19051909), управделами Всероссийских судовладельческих съездов (19091914), главный инженер в правлении общества «Самолет» (19121917), эмигрировал в Константинополь, где руководил мастерской (19201923), переселился в Сербию, работал чиновником в дирекции оснащения водой в Белграде (19231924), переселился во Францию, вольнослушатель подготовительных курсов Парижского Св.-Сергиевского богословского института (19241925), диакон (31.5.1925), священник (25.10.1925), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Св.-Александро-Невской церкви в Крезо (25.10.192515.11.1927), состоял в юрисдикции митр. Евлогия, священник при обители Нечаянной Радости в Ливри-Гарган под Парижем ( 15.11.192727.5.1928), настоятель Св.-Николаевской церкви в Тулузе (27.5.192813.5.1929), настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери в г. Бордо ( 13.5.192912.5.1930), пострижен в монашество (29.3.1930), снова настоятель Св.-Николаевской церкви в Тулузе (12.5.19305.11.1934) Архив: Послужный список о. Серапиона (Сухих) (19251934). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Серафим ( Вербин Владимир ; 1872, Курск, губ. 17.11.1965, Шелль, Франция), архимандрит. До революции поступил в Глинскую Пустынь, где был пострижен в монашество, после рукоположения во иеромонаха служил в Грузинском Экзархате, затем в Кишиневской епархии, возведен в сан архимандрита, после революции арестован и сослан в концлагерь в Забайкалье, провел 25 лет в ссылке, после освобождения вернулся в Молдавию, оттуда уехал в Румынию и поступил в Нямецкий монастырь, эмигрировал в Австрию (1944), принят в клир РЗЦ, настоятель церкви при лагере в Шлиербахе (19451948), настоятель Покровской церкви в Зальцбурге (19481950), член епархиального совета Австрийской епархии (19491950), вышел за штат и поселился в старческом доме в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн 21-23 октября состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Нижегородскую митрополию 23 октября 2022 г. 17:45 21-23 октября 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Первосвятительский визит в Нижегородскую митрополию . 21 октября Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в аэропорт г. Нижнего Новгорода, откуда направился в г. Лукоянов Нижегородской области. По прибытии Святейший Патриарх Кирилл посетил храм Покрова Пресвятой Богородицы, после чего побывал в доме-музее «Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев». 22 октября Святейший Владыка посетил Нижегородский кремль. Патриарх осмотрел памятник основателю Нижнего Новгорода благоверному князю Георгию Всеволодовичу и его наставнику святителю Симону Печерскому, епископу Владимирскому и Суздальскому, побывал в Архангельском соборе, где погребен национальный герой России Косьма Минин, и осмотрел воссозданную колокольню Спасо-Преображенского собора. В тот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.А. Комаровым и губернатором Нижегородской области Г.С. Никитиным. Встреча прошла в резиденции митрополита Нижегородского при Александро-Невском кафедральном соборе г. Нижнего Новгорода. В беседе участвовал глава Нижегородской митрополии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Вечером Предстоятель  совершил в Александро-Невском соборе утреню всенощного бдения. 23 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме. Днем Святейший Владыка отбыл в Москву. Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/5970618.ht...

Нечаянная радость Рассказывала мне некогда игумения Ольгинского монастыря Ангелина: «После революции настали трудные времена, мы переживали и голод, и холод. Иногда в обители не было даже хлеба, но в этих испытаниях Господь не оставлял нас, а в самые тяжелые годы нередко оказывал нам помощь через людей, от которых мы никак не могли ожидать ее. В обители мы чувствовали себя под покровом Божией Матери. Есть икона Ее, именуемая “Нечаянная Радость”, и когда казалось, уже нет выхода и нет помощников в нашей беде, Божия Матерь нежданно являла нам Свою помощь. И так нам было понятно и близко сердцу имя Царицы Небесной – Нечаянная Радость! Мы также молились святителю Николаю Чудотворцу, и каждый день либо в храме, либо в своей келии кто-нибудь из монахинь читал ему акафист. У нас были благодетели в Тбилиси. Иногда они собирали для нас продукты или деньги и оставляли их в Александро-Невском храме, в притворе, где продаются свечи. Однажды в обители не осталось ни куска хлеба. Мы только выпили кипяток с какими-то крошками от сухарей и решили поехать в Тбилиси, чтобы привезти в обитель, что нам подадут наши благодетели. Мы пришли по обычаю в храм, но в этот день не увидели никого из знакомых нам людей. Сидели мы там до вечерней службы. Когда началась вечерня, я и другая монахиня, по имени Валентина, стали горячо молиться святителю Николаю, чтобы он сам накормил нас. В Александро-Невском храме недалеко от входа, на колонне слева, есть образ святителя Николая, который многие почитают как чудотворный. Мы всю службу молились и плакали перед ним, как сироты, оставшиеся без родительского крова на улице. Кончилась служба, но мы не хотели уходить из храма. Мы чувствовали, что святитель Николай поможет нам. Но никого не было. Пришло время закрывать церковь на ночь, и мы со слезами вышли из храма. “Должно быть, святитель Николай не услышал нас за наши грехи”,– подумали мы. Ничего не оставалось нам делать, как пойти на вокзал и ждать поезд, направляющийся в Мцхета. В то время монахине нельзя было показываться на улице в монашеской одежде, и потому мы были одеты в простые мирские платья и даже нарочно повязали головы разноцветными косынками, чтобы никто не догадался, что мы монахини. Поезд запаздывал. И когда мы приехали в Мцхета, то уже наступила ночь. Нам нужно было идти в обитель через лес. Мы слышали, что в окрестностях Мцхета прячутся разбойники, но делать было нечего. С молитвой, в ночной темноте, прижавшись друг к другу, мы шли по лесу, и вдруг перед нами появилось несколько человек, одетых в бурки и папахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Представлен фильм о святом Александре Невском сентября 2021 Премьера фильма " Князь Невский: лики и лица " состоялась на ТК " Санкт-Петербург " 10 сентября. Просветительский проект творческой студии " Образ " осуществлен при поддержке сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и городского комитета по печати и взаимодействию со СМИ. Фильм был показан накануне главных торжеств в честь 800-летнего юбилея святого великого князя Александра Невского. Он рассказывает, как формировалась и менялась личность святого на протяжении столетий и как вписался в историю и топонимику Санкт-Петербурга, небесным покровителем которого стал является почти с самого его основания. " Князю Александру Ярославичу было отпущено всего 42 земных года, однако история его почитания оказалась куда более долгой, - рассказала руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела и продюсер проекта Наталья Родоманова . - Восемь веков имя князя остается знаковым для российского культурного пространства. При жизни его называли Александром Храбрым. В историю он вошел как Александр Невский. И каждое поколение будет искать свои актуальные черты в его образе. От эпохи к эпохе будут меняться и его " лица " в иконографии. Поворотом в нашей истории стало основание новой российской столицы. И мы хотели сделать этот фильм именно на петербургских образах, показать святого, который не только честными мощами пребывает в главном монастыре города, но и вписан в его летопись через храмы, памятники, иконы, картины - и даже людей, которые здесь жили и живут сейчас. Пятьсот лет разделяют эпоху Александра Невского и время, когда был основан Санкт-Петербург. Но они неразрывно связаны, и наш фильм показывает эту связь " . Почему на плечах древнерусского князя в петровские времена появилась императорская мантия? Кого напоминал современникам образ князя на мозаике " Спаса-на-Крови " ? Как на советском ордене Александра Невского появилось изображение артиста Николая Черкасова? И наконец, почему именно образ князя выносит на поверхность историческая память народа во все ключевые моменты жизни страны? Об этом в фильме рассказывают наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , директор Института истории и социальных наук РГПУ Роман Соколов, историк и культуролог Юрий Соколов, руководитель иконописной мастерской лавры Дмитрий Мироненко, хранитель музея-древлехранилища монастыря Роман Катаев, главный художник Военно-исторического музея Евгений Емельянов, сын артиста Николая Черкасова Андрей Черкасов, ветераны Великой Отечественной войны, кавалеры ордена Александра Невского Борис Феофанов и Анатолий Климов. Ведущий фильма - Александр Малич.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010