Он просил в 1741-м году об отпуске в Москву, для завершения образования, но не был уволен 2050 . Рядом с притоком шла и убыль монашествующих – по тем же путям, по которым она шла в предшествовавший период. Один из главных путей отлива Александро-Невских иеромонахов – назначение на начальственные места – едва не был теперь закрыт; но, впроч ом, остался неприкосновеиным. В декабре 1725-го года, при докладе архимандрита Петра, рассуждая об определении на его прежнее место в Симонов Монастырь настоятеля, Государыня выразила желание, чтобы братство Александро-Невского Монастыря оставалось неприкосновенным и из него никто не был определяем на другие места. Архимандрит Петр напомнил Государыне, что по указам Петра Великого были замещаемы архиерейские и настоятельские в знатнейших Монастырях места именно из братии Александро-Невского Монастыря. И «Ее Императорское Величество, по довольном о том рассуждении, указала: в Троицком Алекеандро-Невском Монастыре крылошан токмо, в пении учрежденных, никуды в другие Монастыри не отпускат, но быть им в Алекеандро-Невском Монастыре, для церковного в пения украшения, неотлучно» 2051 . В 1725-м году бывший во флоте иеромонах Филарет («Рабашкеевич») посвящен во архимандрита в Псковский Святогорский Монастырь 2052 . 19-го июля 1726-го года назначен архимандритом Святогорского Монастыря иеромонах Вениамин (Сахновский). В 1730-м году он переведен в Псково-Печерский Монастырь, отсюда 25-го июля 1731-го года хиротонисан во епископа Коломенского, в 1739-м году переведен в Вятку, в 1742-м году в Воронеж, где и скончался 29-го марта 1743-го года, на 53-м году жизни 2053 . В 1727-м году, 19-го января, служивший во флоте иеромонах Спиридон, прибывший в Александро-Невский Монастырь из Троице-Сергиевского в 1718-м году, был посвяшен во архимандрита Московского Златоустовского Монастыря, в котором он и скончался 9-го февраля 1734-го года 2054 . 17-го марта 1727-го года назначен экономом в Иверский Монастырь иеромонах Карион Николаевский 2055 . В 1727-м году вкладчики Лнхвина Успенского Гремячего Монастыря просили о назначении в Монастырь игуменом иеромонаха Иосифа (Добринского), все время служившего во флоте, где он отбыл 7 кампаний, и Святейший Синод требовал из Александро-Невского Монастыря справку о неимении к тому препятствий 2056 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Гробовой Чудова Монастыря Никон, по одной отметке, «явился в Невском», а по другой, тут же написанной, «в Невском не бывал, а отставлен за скорбию» 1135 . Из Александро-Невских монашествующих, о судьбе которых не было сделано пока упоминания, следует сказать, что иеродиакон Герман 9-го января 1715-го года был назначен строителем Новгородского Духова Монастыря 1136 , а в марте он назначен строителем в Ладожский Николаевский Монастырь, где и оставался 1137 . Уже 5-го апреля иеродиакон Герман «слезно молил» архимандрита Феодосия, «припадаючи на нозе его», об освобождении от «такого высочайшего и неудобь носимого начальства» 1138 . В 1718-м голу на него жаловались монастырские крестьяне, а также и монахи за суровое обращение с ними и недостаток попечения о Монастыре 1139 . В 1720-м году, 30-го июля, в Ладожский Николаевский Монастырь назначен был строителем, вместо иеродиакона Германа, иеромонах Александро-Невского Монастыря Гавриил 1140 . Монах Кирилл (Сомов) выбыл в 1718-м году в Ладожский Николаевский Монастырь, где составил монастырскую опись 1141 . В 1717-м году упоминаются в документах, бывшие в Монастыре иеромонах Иосиф 1142 , иеродиаконы: Варлаам, Георгий, Герман, монах Евлогий 1143 . Возможно, что некоторые из них были из братии Иверского Монастыря. В этом году в Иверский Монастырь шло предписание о высылке монашествующих к монастырским службам в Невский Монастырь 1144 . В 1718-м году упоминается иеромонах Авксентий 1145 . В братстве Монастыря с 1721-го гола упоминается «монах» Иосиф, бывший ключарь Московского Благовещенского собора, отправлявшейся в этом году в отпуск. Упоминается еще «постриженник Александро-Невского Монастыря», монах Иустин, в мире Иван Саввин Сахаревский, бывший певчий царевны Натальи Алексеевны. В 1721-м году, в ноябре, его разыскивали по политическому делу 1146 . В 1720-м году указывается монах Никон «у приема муки» 1147 . В 1718-м году требовали высылки в Невский Монастырь иеромонаха Переславль-Залесского Николаевского Монастыря Филарета 1148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

26 февраля в столицу Эстонии будет доставлен ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского.  Сопровождать святыню будет викарий Санкт-Петербургской епархии, епископ Назарий. Ковчег будет доставлен в Воскресенский собор города Нарва, где будет отслужен молебен, возглавляемый епископом Назарием и епископом Нарвским Лазарем. На следующий день ими будет совершена Божественная Литургия в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре. На воскресном богослужении в Александро-Невском соборе города Таллина, возглавляемом митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилии, частица мощей будет торжественно передана храму, где и останется для молитвенного поклонения верующих. В 2010 году исполняется 790 лет со рождения святого князя Александра Невского. Александро-Невский собор города Таллина был воздвигнут в 1900 году в память о спасении императора Александра III в железнодорожной аварии в 1888 году. Собор был освящен в честь небесного покровителя Государя. В освящении его принимал участие святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1961 году в Александро-Невском соборе архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым) был хиротонисан во епископа Таллинского и Эстонского архимандрит Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Источник: Интерфакс-религия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-tallin-budet-perenes...

В 1740-м году недалеко от церкви погребен Грузинский царевич Симеон Леонович, начавший собою образование целого Грузинского уголка, где нашли упокоенис члены Грузинского царственного Дома 2819 . В деревянной церкви были погребены члены семей графов Мусиных-Пушкиных 2820 , мать монастырского комиссара Литвинова 2821 . «На правой стороне, у деревянной церкви» в 1741-м году погребен скончавшийся 3-го мая архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский) 2822 . В 1725-м году на кладбище погребен тайный советник Геспен, лютеранин, из свиты герцога Голштинского Карла Фридриха, близ могилы другого иноверца, генерала Вейде 2823 . В 1726-м году граф Савва Рагузинский пожелал похоронить в Благовещенской каменной церкви умершую свою мать, монахиню Феофану, «и дочь его прежде погребенную перенести в один гроб в ту церковь ». По всеподданнейшему докладу архимандрита Петра о том, взимать ли с графа Рагузинского положенные за погребальное место 500 рублей, Государыня 4-го января 1726-го года повелела: «погребети безденежно, для того что оная старуха по столетном жития своего веку пожелала из своего отечества для благочестия выехать и кости свои положить в Российском Государстве, для того и внуку ее положить с нею в одном месте; а другим сие не в образец» 2824 . В Благовещенской каменной церкви погребена скоичавшаяся 24-го июня 1733-го года царевна Екатерина Иоанновна; «на левом крылосе» погребен генерал-прокурор, граф Павел Иванович Ягужинский, скончавшийся 16-го апреля 1736-го года 2825 . 19-го июня 1740-го года погребен в Монастыре, по определению Святейшего Синода, член Синода, епископ Коломенский Киприан (Скрипицын), скончавшийся 16-го июня в 7-м часу по полуночи 2826 , когда-то иеромонах Александро-Невского Монастыря. Вклады, первоначально вносимые при погребении на Александро-Невском кладбище в пользу Монастыря, с течением времени были фиксированы в определенную плату за места погребения. В 1726-м году архимандрит Петр постановил «деньги за погребатольные в Невском Монастыре места» «сбирать» на содержание Школы при Монастыре – «профессору, грамматисту и сторожу в жалованье и школьникам на одежду» 2827 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В С.-ПЕТЕРБУРГЕ ЗАЛОЖЕН НОВЫЙ ПАРК июня 2005 22 июня 2005 г., в День памяти и скорби, в Невском районе возле подворья Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря (на пересечении Дальневосточного проспекта и ул. Тельмана) состоялась торжественная закладка Брестского парка. 22 июня 2005 г., в День памяти и скорби, в Невском районе возле подворья Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря (на пересечении Дальневосточного проспекта и ул. Тельмана) состоялась торжественная закладка Брестского парка. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир отслужил молебен на месте закладки парка. Владыке Владимиру сослужил архимандрит Лукиан (Куценко), настоятель Александро-Свирского монастыря, и духовенство епархии. После молебна состоялась торжественная закладка капсулы с землей с территории Брестской крепости и установка памятного камня " В память священного подвига русского и белорусского народов в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов " . Митрополит Владимир освятил камень, после чего священнослужители пропели " Вечную память " всем воинам, на поле брани жизнь свою положившим. " В этот скорбный день начала Великой Отечественной Войны мы освящаем камень и закладываем парк. Люди смогут придти сюда и вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за наше счастье. Пусть этот парк станет для наших детей живым напоминанием о тех событиях " , - сказал Владыка. После закладки капсулы в знак увековечения подвига народов в Великой Отечественной войне и в знак доброй дружбы между народами России и Белоруссии участники церемонии посадили в парке первые деревья. На церемонии закладки присутствовали официальные представители администрации города и района, а также делегация из Белоруссии, во главе с 1-м заместителем председателя Брестского Городского Исполнительного Комитета В.М. Лаптейкиным. В числе приглашенных были: председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанов, вице-губернатор Петербурга В.Н. Лобко, глава Невского района В.И. Хренов, депутат Законодательного собрания К.Н. Серов, а также представители предприятий и организаций.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Жалованье Семенов получал из синодальных средств. – АСС. 1721 г. 106. – В 1724-м году, при возвращении Святейшего Синода из Москвы, Семенов доставлял в Петербург Синодальную Архиву. – АСС. 1724 г. 311. 1743 OACC. V, 329. – ААНЛ. 1725 г. 106. лл. 1–49. Архиепископ Феофан в августе 1725-го года требовал пересылки лошадей и упряжи Новгородского Архиерейского Дома к нему. 1745 Богданов А., «Опис. СПБ.», 471. – Амвросий, архим., «История Росс. иер.» II, 263. «Списки», 5. 1752 Календарь 1721-го года. Достойно внимания, что Календари того времени начинались благочестивым пожеланием: «здравие, благословение и мир да подаст Бог православным». 1760 OACC. V, CCCXXI–CCCXXII. Таким образом, оказывается не соответствующим действительности сообщение архим. Амвросия а его «Истоки Росс, иер.» II. 188, будто «при первоначальной деревянной Благовещенской церкви колокола повышены были на деревянных столпах, а после уже, в 1753-м году, построена была над воротами к Невской перспектива деревянная колокольня, на коей вверху помещены были и боевые часы». Это неверное сообщение повторено и у последующих историков. – Морошкин И., «Ф. Яновский», – PC. 1887 г. VII, 24. 1767 По крайней мере был в этом году к Московскому вице-губернатору Василию Семеновичу Ершову послан из Монастыря служитель с челобитьем дать к весне, по прежнему своему обещанию, садовника и прислать яблонных почек и семян, какие при Невском Монастыре пристойны. – ОААНЛ. II, 65. – Позднее упоминается садовник из села Валдая. – ОААНЛ. II, 320. 1792 ОАСС. V, CCLVI–CCLVIII. – ААНЛ. 1724 г. 11, лл. 26–32. 48; 1724 г. 197, лл. 1. 4–6. 54. 55; 1725 г. 243, л. 43, – АСС. 1743 г. 515, ч. VII, л. 6. 1849 В «Описании СПБ» А. Богданова, 460, Александро-Невское кладбище в ряду Петербургских кладбищ показано 8-м: «кладбище при Александро-Невском Монастыре, где погребаются как Российские знатнейшие люди, так прежде сего погребаемы были и иностранные». 1854 ОААНЛ. II, 169–170. – Судя по тому, что Петр вернулся в Петербург из заграницы 10-го октября – см. стр. 55. – можно предполагать, что освящение Лазаревской церкви происходило в промежуток от этого числа до 17-го ноября. 1862 «Пох. Жури. 1723 г.», 29. 39. – Амвросий, архим., «.Ист. Росс, иер.» II, 240. 246. – Рубан В., «Опис. СПБ.», 374.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Архив Пн В Таллине прошли торжества по случаю 85-летия митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия 21 июня 2009 г. 10:39 19 июня клир и паства Эстонской Православной Церкви отмечали 85-летие митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия . В четверг 18 июня в Александро-Невском соборе эстонской столицы было совершено торжественное всенощное бдение. 19 июня Божественную литургию в Александро-Невском соборе возглавил митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Владыке Корнилию сослужили: и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , митрополит Рижский и всея Латвии Александр , епископ Даугавпилсский Александр , архимандрит Лазарь (Гуркин) (назначенный решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 мая 2009 года викарием Таллинской епархии), игумен Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей (Вуд) , духовенство Эстонской Православной Церкви. По окончании Божественной литургии и благодарственного молебна владыке юбиляру были преподнесены памятные подарки. Архиепископ Варсонофий зачитал поздравление Святейшего Патриарха Кирилла и передал в дар от Его Святейшества икону Божией Матери. Во внимание к трудам во славу Церкви Христовой владыка Варсонофий вручил юбиляру высокую Патриаршую награду — орден преподобного Сергия Радонежского I степени. Затем владыку Корнилия поздравил митрополит Рижский Александр, который зачитал поздравительный адрес и преподнес в дар эстонскому архипастырю архиерейскую митру, вышитую сестрами Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря, дикирий и трикирий. Также митрополита Корнилия поздравили клир и верующие Эстонской Церкви, архимандрит Закхей (Вуд), настоятель Псково-Печерской обители, детский хор кафедрального Александро-Невского собора Таллина. Владыка Корнилий поблагодарил всех за оказанное внимание и подарки. Затем гости были приглашены на торжественный прием. В качестве почетных гостей присутствовали архипастыри, духовенство и представители традиционных конфессий Эстонии, мэр Таллина Эдгар Сависаар, представители русской интеллигенции, дипломатического корпуса и государства. Во второй половине дня в малом зале Русского культурного центра состоялась презентация книги митрополита Корнилия «Мой путь», во время которой с праздничной программой выступил православный хор «Credo». В воскресенье торжества продолжатся в Пюхтицкой обители . Сайт Латвийской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/677271.htm...

По выходе из Семинарии Селлий состоял на частной службе – секретарем у графа Лестока, но скоро вернулся в Монастырь и посвятил себя исключительно научным занятиям по Русской истории, преимущественно церковной. Более значительные его сочнения – о церковной Российской иерархии, об иностранпых авторах, писавших о России, о Российских Государях. Все писаны на Латинском языке. Первое сочинение – De Rossornm hierarchia – состоит из 5-и книг: в первой книге общие сведения по Русской церковной истории, в остальных 4-х – исторические сведения по епархиям. Это сочинение послужило основанием для Истории Российской иерархии архимандрита Амвросия. Второе сочинение – каталог 164-х авторов, писавших о Росии, – издано было впервые в 1736-м году и носило заглавие, в переводе: Литературная записка о писателях, объяснивших своими сочинениями Русскую политическую и церковную историю. В этой книге в алфавитном порядке перечислено 164 Европейских писателя, кроме Византийских и средневековых!» Латинских, не считая анонимных. В 1815-м году эта книга издана в Москве в Русском переводе. Третье сочинение – историческое зерцало Российских Государей от Рюрика до Елизаветы Петровны, с хронологическими и родословными таблицами. После смерти Селлия это сочинение, написанное стихами, было переведено Русскими стихами иеромонахами Гавриилом и Амвросием и от имени Семинарии посвящено Императрице Елисавете. Перевод напечатан в 1-й части Древней Российской Вивлиофики в 1773-м году. Есть сочинения Селлия: словарь чудотворных Богородичных икон и несколько записок из истории Русских Монастырей – в Московском Архиве Министерства Иностранных Дел и не оконченная рукопись Bibliotheca Medico-Chirurhica и путешествие по Немецким землям – в Библиотеке С.-Петербургской Духовной Академии. Долголетние занятия историей Русской Церкви привели Селлия в лоно православной Церкви. «В 1744-м году, октября 30-го дня, в Александро-Невском Монастыре, по благословению преосвященного Никодима епископа, восприял по желанию своему веру Греческого исповедания и наречено ему имя Николай». 27-го марта 1745-го года архиепископом Феодосием он был пострижен в монашество с именем Никодима. Скончался 7-го декабря 1745-го года и погребен, в Александро-Невском Монастыре 2556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Архив: Послужный список о. Н. Аквилонова (19221927). AEYA. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Александр ( Ловчий Андрей Иаковлевич ; 1.12.1891, с. Народичи Волынск, губ. – 11.9.1973, Мюнхен, Германия), архиепископ. Окончил С.-Петербургское реальное училище, участвовал в 1-й мировой войне сперва офицером железнодорожного полка, а затем офицером русского экспедиционного корпуса на французском фронте (19161917), после окончания войны переселился в Болгарию, окончил русские пастырско-богословские курсы в монастыре Св. Кирика в Станимаке (19301936), поступил на философский факультет Берлинского университета (19361937), состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (19.9.1937), священник (3.10.1937), рукоположение совершил архиеп. Тихон (Лященко) в Берлине, помощник настоятеля Воскресенского собора в Берлине (19371940), редактор «Воскресенского листка» (19401952), настоятель Тегельской кладбищенской церкви Свв. Константина и Елены в Берлине (31.12.19401942), пострижен в монашество (22.3.1941), настоятель Св.-Николаевской церкви в Монхене (19421945), настоятель приходов в Аугсбурге и в Нюрнберге (19421944), игумен (19.10.1942), архимандрит (12.9.1943), настоятель Св.-Сергиевского храма в Бад-Киссингене (19451951), епископ Киссингенский, викарий Германской епархии РЗЦ (29.7.1945), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), архиепископ Берлинский и Германский с местопребыванием в Мюнхене (11.4.1952), уволен на покой по старости (15.3.1971). Архив: АГЗ. Александр ( Нелидов Александр Дмитриевич ; 16.6.1907, Стамбул, Турция – 6.11.1975, Париж, Франция), архимандрит. Из семьи дворянства, сын российского посла в Риме, затем в Брюсселе. Образование получил во Франции, член-основатель Братства Св. Александра Невского (1921 ), член прихода Св.-Александро-Невского собора в Париже, где долго прислуживал и иподиаконствовал при митр. Евлогии (Георгиевскоом) и Владимире (Тихоницком) и архиеп. Георгии (Тарасове), посвящен в иподиакона (25.12.1930), состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (26.4.1964), приписан к Св.-Александро-Невскому собору (6.1.1965), священник (12.2.1967), рукоположение совершил архиеп. Георгий (Тарасов) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, помощник настоятеля франкоязычного прихода Святой Троицы при Св.-Александро-Невском соборе в Париже (19671975), протоиерей (26.4.1970), пострижен в монашество (16.11.1974), архимандрит (17.11.1974). По его инициативе были устроены первые встречи православных и католических богословов и церковных деятелей во Франции, сперва у него на квартире, а потом в доминиканском центре «Истина». Автор неизданного «Православного катехизиса» на фр. яз. Издавал также собственные переводы богослужебных текстов на французском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В середине XVIII века в Петербурге при Александро-Невском монастыре появилась монастырская славянская школа, из которой впоследствии выросла Санкт-Петербургская Духовная Академия 31 . Славянская школа При Александро-Невском монастыре создавалась с целью сделаться основой всех учебных заведений столицы 32 . Основной задачей школы было формирование «ученого братства» – русского ученого монашества. «особым послушанием воспитанников школы в обители было произнесение проповедей, перевод и составление собственных духовных сочинений» 33 . Преподаватели школы активно занимались научной и издательской деятельностью. Существовали монастырские школы и при женских русских обителях. Они устраивались для детей-сирот, детей низших сословий, детей из духовенства, а также для послушниц. Как правило, учащиеся таких школ получали начальное образование и обучались простым ремеслам. Большой вклад внесли женские обители в организацию женского образования в XIX веке, так как в России долгое время не было специальных женских учебных заведений. Так, при знаменитой Пюхтицкой обители вскоре после открытия ее в 1891 году игуменьей Варварой был открыт приют для девочек бедных родителей. В приюте девочки «обучались чтению, письму и другим предметам, предусмотренным программой церковно-приходских школ, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству» 34 . Известны женские школы при Елабужском монастыре Казанской епархии 35 , при Богоявленском Анастасиинском монастыре в Костроме и при многих других обителях. Во время жизни в Тихвинском Введенском монастыре обучением детей занималась и духовная дочь св. праведного Иоанна Кронштадтского игумения Таисия (1915). В то время в Тихвине не было женских школ, «и некоторые из граждан обратились к матушке игумении с просьбой: поучить их детей в монастыре подготовительно для поступления в столичные учебные заведения» 36 . Обучение девочек было поручено будущей игумении Таисии. Прославилась, как просветительский и духовный центр Леснинская женская обитель. Основательница обители игумения Екатерина, выпускница московского университета, ученица знаменитого педагога С. А. Рачинского, главным делом монастыря считала просветительскую деятельность. При монастыре были открыты несколько школ, где обучали грамоте и различным ремеслам. Сестры монастыря впоследствии организовывали свои обители в округе и устраивали в них подобные школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010