В приведенных показаниях Лихудов, данных ими гетману и в Москве в Посольском приказе, нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что они несколько несходны между собою. Гетману они заявили, что посол Возницын поручил приискивать учителей Константинопольскому патриарху, который и послал их в Москву. В Посольском же приказе они заявили, что Возницын поручил приискивать учителей патриархам Александрийскому и Антиохийскому, которые, а не Константинопольский патриарх, и послали их в Москву. В предисловии к своей книге «Мечец Духовный» Лихуды говорят, что они «благословения ради и оглядания отъидоша в Константинополь при патриаршестве Дионисия», который после удостоверения в их правоверии и учености «даде им власть Собором священное Евангелие на амвоне патриаршего престола проповедати; и сие множицею проповедаху присутствующим святейшим патриархом, митрополитом, архиепископом, и епископом, и клириком. Потом же общим разумом всего священнаго Собора, граматами соборне своими руками святейших патриархов и архиереов запечатанными, послашася в православнейшее и святое царство Московское». Из этого позднейшего показания Лихудов оказывается, что они были посланы в Москву не тем или другим отдельным патриархом, а «общим разумом всего священнаго Собора», причем о после Возницыне уже вовсе не упоминается. В другом сочинении Лихудов, «Акосе», говорится, что Константинопольскому патриарху пришла «славная весть, блаженныя памяти благочестивейшаго, тишайшаго и державнейшаго государя, царя и великого князя Феодора Алексеевича.. чрез живущий глас тогдашняго посла достигоша в Константин град, о двоих или болше Восточныя Церкве учителех с чистою совестию, кроме всякия новости и примешения чуждых мудрований, кроме предания Восточныя Церкве; отнуду же, Богу благоволившу, общим советом всесвятейшаго нашего господина и владыки и Вселенскаго патриарха кир Дионисиа и другаго.. патриарха, бывшаго Константина града кир Дионисиа, Вселенский престол агарянскаго ради мучения оставившаго, и блаженнейшаго патриарха великаго града Александрии и судии вселенный кир Парфениа.. и святаго града Иерусалима патриарха кир Досифеа, и соседевших им преосвященных архиереев же и честнейших клириков, послахомся в сие благочестивейших державнейшее велие царство Московское». Здесь опять говорится, что Лихуды посланы были в Москву целым собором, на котором присутствовали три восточных патриарха, исключая Антиохийского, который, значит, в посылке Лихудов в Москву не принимал никакого участия, хотя ранее Лихуды заявляли, что они были посланы в Москву патриархами Александрийским и Антиохийским. Эти указанные нами разности в показаниях самих Лихудов относительно того, кто и при каких обстоятельствах послал их в Москву, подали повод их современнику и врагу, известному Сильвестру Медведеву, обличать их в лживости показаний, утверждать, что они вовсе не были посланы в Москву восточными патриархами, а явились сюда самовольно 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Другое известительное послание о вступлении Киприана на александрийский патриарший престол было отправлено в Египет вселенским патриархом Самуилом, совместно с другими участниками собора, избравшего нового александрийского патриарха. Оно было обращено к преподобнейшему епитропу александрийского патриаршего престола, почтеннейшим клирикам, благочестивейшим иереям, купцам, представителям ремесленных цехов и всем вообще благословенным христианам, как возлюбленным о Христе чадам патриарха. Посредством настоящей нашей патриаршей и синодальной грамоты, – говорится в этом послании, – сообщаем всем вам, что, так как предстоятель святейшего александрийского престола, блаженнейший и во Христе превожделенный брат и сослужитель нашей мерности кир Матфей, как оказавший предпочтение спокойной и мирной жизни, но добровольному решению отказался от святейшего этого престола и признал справедливым, чтобы этот апостольский престол наследовал справедливейший и благоразумнейший среди дидасколов кир Киприан, возведенный и в архимандрита того же престола, то с желанием его блаженства согласились и мы, равно и блаженнейшие патриархи – Антиохии кир Филимон и Иерусалима – кир Парфений, во Христе превожделенные братия и сослужители нашей мерности. И вот согласно древнему священному чину церкви и каноническому уставу, когда находившимися [в столице] преосвященными собратиями нашими архиереями и пречестными были поданы канонические голоса, с присоединением и канонических совместных голосований 56 , то был избран названный дидаскал кир Киприан, муж по нравам почтенный и по характеру достойный уважения, воспитанный в благочестии и украшенный наукою, преданный изучению Священного Писания , отличающийся добродетелью в практической жизни и имеющий возможность, при содействии Божественного руководительства, спасти весьма многие души благочестивых не только поучениями на различных языках, по и примером собственной жизни, и одним словом – пригодный и соответствующий этому божественнейшему первому достоинству. Посему он, благодатию и силою всесвятаго и тайносовершителя и всемогущаго Духа, был хиротонисан каноническим предстоятелем святейшей этой церкви, объвлен законным патриархом святейшего престола Александрии и поименован и в священных диптихах 57 вместе с прочими святейшими патриархами, хотя он еще не отправился с Богом для управления и духовного наблюдения за вами, истинными духовными его чадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Закрыть Короткие рассказы из церковной жизни Протоиерей Сергий Правдолюбов   07:40 10.12.2012 310 Время на чтение 9 минут Александрийская овца В далекой уже теперь юности было много интересных случаев в студенческой и иподиаконской жизни. О некоторых хочется вспомнить. В Москву приехал Святейший и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Николай VI, Судия Вселенной. Это еще не весь титул я упомянул. Семинаристам особенно нравилось почему-то «судейство» в титуле, но эти два слова имеют очень древнее происхождение. Встреча в Патриаршем Богоявленском соборе была торжественнейшая. Второй паре иподиаконов, о. Сергию Соколову (ныне покойному уже епископу Новосибирскому) и мне поручили облачить посреди храма Вселенского Патриарха. Соответственно, первый иподиакон отвечал за пуговицы, омофор и панагии, то есть лицевую сторону Патриарха, а я - за «тыл». Перед службой меня проинструктировали, что палица в Александрии надевается не через плечо, а подвязывается за специальную петельку, а остальное все вроде как и у нас. Хор поет, читаются входные молитвы, Патриарх поднимается на кафедру, начинается облачение. Все проходит чин чином, ошибок нет. И вот в самом конце, когда все сложные пуговицы омофора были уже застегнуты, я посмотрел и увидел, что омофор как-то странно, не по-русски лежит прямо на шее Патриарха, а не вертикально и торжественно возвышается, как у всех наших архиереев. Я решил, что это мой недосмотр, и тихонько, осторожно потянул его к себе и расположил на русский манер. Патриарх так же тихонько потянул его обратно к себе на выю. Моей рязанской сообразительности не хватило понять всю значимость обратного движения омофора александрийского святителя. И я снова возвратил омофор на прежнее место, потянув в свою сторону. Патриарх опять, уже сердито и решительно, повторил прежнее движение. И в этот раз я не внял всей опасности грозного Судии Вселенной. Увидев приближающегося протоиерея с подносом в руках и тремя панагиями, я подумал, что цепочки-то надо под омофор расположить, как у нас принято, а он мешает, лежит на шее. И когда я в третий раз потянул за омофор Александрийского Патриарха, он резко повернулся ко мне боком и по-гречески с гневом и раздражением, энергично и сердито высказал мне все свое возмущение. Я испугался, попросил прощения, и только когда увидел, что цепочки от панагий отец Сергий Соколов укладывает поверх омофора, а тот твердо и незыблемо покоится на святительской вые,- сообразил, что такова древняя александрийская символика с глубочайшим смыслом, просто меня никто не предупредил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Новости Александрийский патриархат выступил с заявлением в связи с созданием экзархата РПЦ в Африке 12.01.2022 20:17 Photo: orthodoxtimes.com Александрия, 12 января, Благовест-инфо. Синод Александрийского патриархата выступил с заявлением в связи с созданием экзархата Русской Православной Церкви на территории Африки, сообщает Orthodox Times . По результатам заседания синода, проходившего 10-12 января в Александрии под председательством Патриарха Феодора II, был опубликован документ, в котором создание церковной структуры Московского патриархата в Африке осуждается как «безнравственное вторжение». Отмечая, что создание русского экзархата стало последствием признания Патриархом Феодором ПЦУ, александрийские архиереи тем не менее пишут, что оно стало для них «внезапным». Москва «приобрела» африканских клириков «в расплату, а впоследствии в качестве шантажа и мести» за эти действия Александрийского Патриарха, говорится в заявлении. Что касается клириков, присягнувших на верность РПЦ, то члены синода пишут, что они либо «сами отошли от своих обязанностей», либо «их происхождение неизвестно» и «хотя они называют себя православными, они никогда не имели отношение к Александрийскому патриархату». Авторы заявления утверждают, что создание экзархата РПЦ в Африке противоречит «церковной практике и традиции, которую уважали все предшественники Патриарха Кирилла», а его причина – «вирус этноцентризма, осужденный собором 1872 года». Более того, сочли африканские архиереи, решения Москвы исполнены «духом неоколониализма» и «стремлением к мировому превосходству». Александрийский синод постановил проинформировать о действиях РПЦ в Африке Константинопольского Патриарха Варфоломея и все Поместные Православные Церкви, а также применить «ко всем нарушителям» действия, предусмотренные каноническим правом. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По словам блж. Иеронима († 420), «в Александрии, от евангелиста Марка вплоть до епископов Ираклы и Дионисия, всегда пресвитеры нарекали епископом одного избранного из их числа и возведенного на высшую ступень, подобно тому как войско провозглашает императора или диаконы выбирают того из них, чье усердие им известно, и объявляют архидиаконом» (Ep. 146 ad Evangelum//PL. 22. Col. 1194). В кон. V в. Севир Антиохийский свидетельствует, что некогда епископы Александрийские провозглашались пресвитерами, но позже в согласии с повсеместным обычаем стали избираться уже епископами ( Brooks E. W. The Ordinamion of the Early Bishops of Alexandria//ThSt. 1901. T. 2. P. 612-613). Наконец, правосл. Патриарх Евтихий (X в.) оставил подробное описание древней практики поставления александрийских архиереев: «Евангелист Марк вместе с Патриархом Ананией учредил 12 пресвитеров, к-рые пребывали рядом с Патриархом; когда престол становился вакантным, избирался один из пресвитеров, к-рого остальные 11, возлагая на его главу руки, благословляли и делали Патриархом; затем они избирали кого-либо достойного и ставили его пресвитером на место ставшего Патриархом, чтобы число их постоянно было равно 12. И такой порядок в отношении пресвитеров, то есть что Патриархи поставлялись из 12 пресвитеров, сохранялся в Александрии вплоть до времени Александра, Патриарха Александрийского... Он запретил впредь пресвитерам ставить Патриарха и постановил, чтобы по смерти Патриарха собирались епископы для назначения нового и чтобы они, когда опустеет престол, избирали откуда угодно - или из этих 12 пресвитеров, или из прочих - какого-либо мужа, выдающегося и испытанного в добродетели, и делали его Патриархом» ( Eutych. Ann.//PG. 111. Col. 982). Однако представляется весьма странным, что столь необычная практика оставила так мало следов и отмечается в источниках не ранее кон. IV в. Подкрепляет сомнения и расхождение в хронологии этого обычая: до сер. III в., по Иерониму, и до 1-й четв. IV в., по Евтихию. Впрочем, все объясняется, если предположить здесь архаичное словоупотребление: под «двенадцатью пресвитерами» подразумевались клирики, чей ранг в нашем понимании соответствует епископскому (ср. Тит 1, 5-7 и комментарии к этому месту Иеронима - PL. 26. Col. 562 sq.). Едва ли можно допустить, чтобы простые священники совершали поставление Александрийских предстоятелей: в этом случае статус Александрийского Патриарха оказался бы ниже по сравнению с др. престолами.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Путь от Синая до Суэца совершён мною на верблюдах в течение пяти суток. Обычный срок дороги считается в семь суток и иногда в девять, как путешествуют наши поклонники, но я шёл ускоренным маршем, останавливаясь лишь на короткие роздыхи в страшный полуденный жар, доходивший до 50 градусов и более, и в глухую полночь.... В Суэц я приехал 4 числа июля и, отдохнув от тяжёлой дороги целый следующий день, 6 числа, в среду, отправился в Каир, куда и прибыл того же дня вечером. Цель моего вторичного приезда в Каир заключалась в том, чтобы обозреть археологические достопримечательности старого Каира, где сохранилось много базилик древнейшей греко-римской архитектуры, Булакский музей египетских древностей и познакомиться с рукописями тамошней патриаршей библиотеки. Благодаря рекомендациям г. Щеглова, секретаря нашего дипломатического агентства при хедиве египетском, исправлявшего в это время и обязанности самого агента, за отсутствием г. Коявдера. о. архимандрит Кефала, наместник патриарха Александрийского, который на лето всегда выезжает в Александрию, свободно допустил меня к занятию рукописями. Библиотека Александрийского патриарха невелика (около 370 рукописей) и помещается в приём-вокзале патриаршего дома (синодиконе). Рукописи её по преимуществу исторического, канонического и библейского содержания. Им составлен черновой каталог г. Мазараки, патриаршим секретарём, издателем ныне прекращённого историко-филологического журнала «Κκροψ» автором приготовленной к изданию трёхтомной истории александрийского патриархата, на печатание которой дана даже субсидия нашим правительством. Каталог этот составляет собственность г. Мазараки, который любезно предоставил его в моё временное распоряжение и с готовностью помогал неоднократно своими опытными советами, при моих учёных разысканиях. Рукописи, интересные своими хронологическими датами, отмечены, хотя далеко не полно и не без ошибок, г. Гардгаузеном в его «Каталоге синайских рукописей». Рукописи исторические обстоятельнейшим образом, даже с излишней щедростью, особенно те, которые содержат в себе документы (нередко давным-давно известные у нас в печати) сношений александрийских патриархов с Россией, проштудированы г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Общество Все рубрики Минас Монир Визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат: радость и ожидания Как член Александрийской Православной Церкви, я воспринимаю первый визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат, как продолжение сотрудничества и содействия Русской Церкви. Церкви в Египте нужна поддержка в ее программах и развитии. В настоящий момент основными сложностями, с которыми приходится сталкиваться Церкви, стали бедность и социальные проблемы. Африканским миссионерам нужна поддержка всего христианского мира Визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат: радость и ожидания Как член Александрийской Православной Церкви, я воспринимаю первый визит Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат, как продолжение сотрудничества и содействия Русской Церкви. Церкви в Египте нужна поддержка в ее программах и развитии. В настоящий момент основными сложностями, с которыми приходится сталкиваться Церкви, стали бедность и социальные проблемы. Африканским миссионерам нужна поддержка всего христианского мира Минас Монир Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/obshhestvo/pa...

Принимая во внимание обвинения в адрес И. Т., папа был готов приостановить процедуру признания его как Александрийского патриарха, но требовал, чтобы кафедру занял православный иерарх ( Simplicius, papa. Ep. 68//CSEL. 35. Vol. 1. P. 151-154). Изгнание И. Т. с кафедры без соборного осуждения было воспринято в Риме как незаконное. И. Т. пробыл в Антиохии всю зиму 482/3 г. Илл посоветовал И. Т. заручиться поддержкой Антиохийского патриарха Календиона . И. Т. обменялся с Календионом синодиками. Календион писал по делу И. Т. патриарху Акакию, имп. Зинону и папе Симплицию, но ответов не получил ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 9). В это же время И. Т. обратился в Рим с просьбой повлиять на патриарха Акакия. В ответе папе Симлицию Акакий заявил, что не знает никакого патриарха Александрийского И. Т. и признает Петра Монга. В последних письмах Симплиция в К-поль (сер. нояб. 482; Simplicius, papa. Ep. 18//PL. 58. Col. 59-61) нет упоминания об И. Т., хотя папа не смирился с реабилитацией Монга. Нек-рые совр. исследователи считают, что, находясь в Антиохии, И. Т. мог участвовать в мятеже Илла ( Grillmeier, Hainthaler. 1996. P. 72). Однако мятеж Илла против имп. Зинона начался лишь весной 484 г. К.-л. упоминаний в источниках, в т. ч. в переписке имп. Зинона, о причастности И. Т. к мятежу нет. Весной 483 г. И. Т. покинул Антиохию и направился в Рим. Папа Феликс III, вступивший на престол 13 марта 483 г. по смерти Симплиция, в 2 первых посланиях к Акакию и Зинону сообщал, что разделяет позицию своего предшественника (март 483; Felix, papa. Ep. 1, 2//PL. 58. Col. 893-904). Папа не признавал Петра Монга, но и не настаивал на возвращении на престол И. Т. Однако прибытие И. Т. в Рим (в кон. апр.- мае 483) и получение папой от И. Т. «Петиции против Акакия» (Libellus adversus Acacium), написанной им, видимо, в Антиохии, изменили т. зр. Симплиция. Текст петиции не сохранился, но о ее содержании известно из последующих 2 папских посланий Акакию и Зинону, к к-рым она прилагалась ( Felix, papa. Ep.

http://pravenc.ru/text/469606.html

Всякий день приходят посланники от престола моего и наместники пишут, от чего так долго не прихожу, а я о том думаю, что от долгов престола моего стало росту – свыше головы. Я же не имею иного предстателя, как вашу пресветлость, а потому молю, как и прежде не оставляли, так и ныне молю, ради многодетного вашего здравия и памяти твоих родителей, когда обрящешь в добрый час державного миролюбца, напоминай обо всем и извести, ибо и прежде писал я, но ответа не было». Государь послал патриарху Макарию грамоту, в которой, между прочим, извещает его о кончине царицы и просит молиться за нее. Получив эту грамоту, Макарий пишет царю: «со многою надеждою молю великого твоего царствия, как пожаловал еси брата нашего, святейшего александрийского патриарха о душевном спасении царицы, тако и нас не презри, богомольцов своих, но помилуй нас бедных, яко пострадали есмы в великих убытках во странах персидских, – тако прошу великого твоего царствия, да учиниши милость для блаженные памяти души благоверные царицы и для душевного спасения родителей своих» 246 . Но назойливые выпрашивания патриарха Макария все новой и новой милости у государя этим не кончились. 20-го мая 1671 года прибыл чрез Киев в Москву посланный патриарха Макария митрополит Тира и Сидона Нектарий. Киевские воеводы не хотели было пропускать его в Москву, так как по царской жалованной грамоте в Москву за милостынею должен был приезжать от патриарха архимандрит, а не митрополит, да к тому же он и приехал не в тот срок, какой назначен в грамоте. Тогда митрополит Нектарий заявил, что он едет по царскому делу, почему его и пропустили в Москву. Но в Москве Нектарий показал, что никаким государевых дел с ним нет, а сказал так Киевским воеводам потому, что не знал русских обычаев и что прошло уже 10 месяцев, как его отпустил от себя патриарх. С митрополитом Нектарием патриарх Макарий прислал государю грамоту, в которой извещал, что дорогою при своем возвращении из Москвы, он потерял все, что получил в Москве от государя. В городе Шемахе «взяли у нас все соболи половинною ценою, и вместо денег давали шелк по двойной цене, и из сего шелку держали целый год в грузинской земле, и все там утратили, что было милости царской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

2354. 60-ЛЕТИЕ Патриарших общин в Финляндии и освящение дома Московского Патриархата в Хельсинки. – 1987, 11, 27. 2355. ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Пимена. – 1987, 11, 26. 2356. ПОЕЗДКА митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия в Финляндию. – 1989, 2, 19. 2357. БОГОСЛОВСКИЙ семинар в Хельсинки. – 1988, 7, 63. Приветствие Святейшего Патриарха Пимена участникам семинара, посвященного тысячелетию Крещения Руси. – 1988, 7, 63. 2358. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16, 19 и 20 апреля 1990 года: Поручить архиеп. Смоленскому Кириллу архипастырское окормление Патриаршими приходами Финляндии. – 1990, 10, 4. 2359. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1 октября 1990 года: Освободить прот. Б. Сойко от обязанностей благочинного Патриарших приходов в Финляндии. – 1991, 1, 9. 2360. ИЗ ЖИЗНИ благочиния: 1984, 2, 26;4, 24. 1985, 2, 31;11, 61. 1986, 6, 34. 1988, 4, 36;5, 31. 16. Представительство в Александрии 2361. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 6 июля 1989 года: 1. Освободить прот. Д. Нецветаева от обязанностей экзарха Святейшего Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и настоятеля подворья РПЦ в Александрии и направить в распоряжение архиеп. Владимирского Валентина. 2. Назначить архим. Феофана (Ашуркова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на эти должности. – 1989, 10, 2. 2362. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 апреля 1997 года: 1. Освободить прот. Н.Орлова , настоятеля подворья РПЦ в Александрии, от занимаемой должности и направить в распоряжение Святейшего Патриарха. 2. Назначить на эту должность прот. Г.Героева, сотрудника ОВЦС. – 1997, 6, 4. 2363. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 6 октября 1998 года: 1. Освободить, согласно прошения, прот. Г.Героева от должности настоятеля Подворья и направить в распоряжение Святейшего Патриарха. 2. Настоятелем Подворья назначить клирика Владимирской епархии прот. Д.Нецветаева. – 1998, 11, 8. 2364. ИЗ ЖИЗНИ прихода: 1986, 6, 34;7, 27. 1988, 7, 38;8, 44;9, 62. 1989, 4, 26;11, 22. 17. Представительство в Дамаске (Сирия)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010