В дар Папе и Патриарху Христофору был передан снятый в семи частях по случаю 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви и переведенный на греческий язык кинофильм «Торжество Православия» (в праздничных мероприятиях в Москве в 1958 г. принимал участие предстоятель Александрийской Церкви). В Патриаршую библиотеку в Александрии направлялись издания Русской Церкви, среди которых научный журнал Московской духовной академии «Богословские труды» и «Журнал Московской Патриархии» (последний, порой, в таком количестве экземпляров, что это вынуждало редактора бюллетеня «Пантэнос» и библиотекаря Александрийской Патриархии просить сократить высылку до трех экземпляров ). Со стороны Александрийской Церкви звучал запрос на обучение студентов из африканских стран в духовных школах Русской Церкви. С подобной просьбой, встретившей отклик председателя ОВЦС, в конце 1961 г. обратился архимандрит Христофор (Рубен) (Спартас) . Важным элементом взаимоотношений Русской и Александрийской Православных Церквей была деятельность прихода Московского патриархата в Александрии и подворья Александрийского патриархата в Одессе. Эти церковные учреждения выполняли функции представительств – церковных посольств. Представителем патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки в Александрии в апреле 1961 г. был назначен архимандрит Филарет (Денисенко). В этой связи священноначалие Русской Церкви поставило вопрос об учреждении подворья Московского Патриархата в Александрии, которое было призвано стать местом нахождения церковного представителя из СССР и уравновесить деятельность александрийского подворья в Одессе. Устной договоренности об открытии подворья в Александрии между предстоятелями Русской и Александрийской Православных Церквей удалось достичь в ноябре 1960 г. в ходе посещения Святейшим Патриархом Алексием Александрийского патриархата . Однако идею его создания лица, приближенные к Александрийскому патриаршему престолу, в числе которых иерархи и миряне-советники предстоятеля Александрийской Церкви, встретили с напряжением.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312279/

Однако Георгий и вслед за ним Феофан столь убежденно следуют александрийской эре, что в их сочинении можно найти лишь едва заметные следы альтернативной хронологической системы. Объяснить принципиальный отказ соавторов «Хронографии», как и их современника Никифора, будущего Константинопольского патриарха, от византийской эры в пользу александрийской можно двояко. С одной стороны, речь шла о возрождении некогда самой авторитетной в православном мире традиции – александрийской, чье влияние заметно поколебалось в эпоху христологических богословских споров вв. С другой стороны, следует иметь в виду, что все упомянутые хронисты принадлежали к числу православного монашества, одержавшего нелегкую (и, как оказалось, лишь временную) победу над иконоборчеством на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 г. А поскольку эта ересь и возникновением, и укреплением своим в первую очередь была обязана светской власти, противостояние иконопочитания с иконоборчеством имело тенденцию обострять размежевание между «священным» и «мирским». Ярким подтверждением тому служат затяжные конфликты в среде победивших иконопочитателей между монашескими кругами и официальными церковными и светскими властями, проходившие под знаменем борьбы за сугубое благочестие (т.н. «михианская схизма», студитская оппозиция). Вполне возможно, что в монашеских кругах византийская эра воспринималась как светская, «профанная» и неверная хронологическая система, которой следовало противопоставить церковную, «истинную и точную» александрийскую традицию. Весьма характерны следующие факты. В предисловии к актам VII Вселенского Собора в рассказе о поставлении патриарха Тарасия дата его хиротонии (25 дек. 784 г. н.э.) приведена по византийской сентябрьской эре: 8 инд., 6293 г. 4 Далее в соборных деяниях мы находим имплицитно выраженную александрийскую хронологию: говорится о явлении Христа в 5501 г. мира. 5 Наконец, Феофан Исповедник , почти дословно повторяя рассказ о поставлении Тарасия, датирует это событие по александрийской эре: 25 декабря 8 инд., 6277 г. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Экзарх Южной Африки митрополит Серафим рассказал о финансовом положении православной миссии в Африке 31 мая, 2011. Новостная служба Член Священного Синода Александрийской Православной Церкви, экзарх Южной Африки митрополит Зимбабаве и Анголы Серафим по поручению Александрийского Патриарха Феодора посетил Нью-Йорк, где встретился с главой Американской архиепископии Вселенского Патриархата архиепископом Димитрием, представителями греческой диаспоры в Америке и спонсорами южно африканского экзархата, а также дал интервью греческому радио «COSMOS FM». Нью-Йорк. 1 июня. ПРАВМИР — Член Священного Синода Александрийской Православной Церкви, экзарх Южной Африки митрополит Зимбабаве и Анголы Серафим по поручению Александрийского Патриарха Феодора посетил Нью-Йорк, где встретился с главой Американской архиепископии Вселенского Патриархата архиепископом Димитрием, представителями греческой диаспоры в Америке и спонсорами южно-африканского экзархата, а также дал интервью греческому радио «COSMOS FM». Выступая на радио, митрополит Серафим подробно рассказал о миссионерской деятельности Александрийского Патриархата в Африке, которая в настоящее время в значительной степени финансируется Американской архиепископией Константинопольского Патриархата. По словам митрополита, в Африке сейчас около 600 местных чернокожих клириков Александрийского Патриархата, которые несут служение более чем в 30-ти странах африканского континента, ежемесячно получают по 50 долларов от Американской архиепископии (и по сто евро от Элладской Православной Церкви). Также Американская архиепископия постоянно финансирует строительство храмов, больниц и школ на территории африканских стран и посылает добровольческие миссии с целью помощи местному населению и проповеди Евангелия. Американский священник Мартин Ритси подарил пяти приходам епархии Зимбабве полный комплект богослужебных книг на английском языке, а бывший председатель Всемирного Критского Союза Эммануил Веливасакис спонсировал строительство приюта для 514-ти бездомных детей в одном из самых бедных районов Зимбабве.

http://pravmir.ru/ekzarx-yuzhnoj-afriki-...

Затем в «Дионисиевском каталоге александрийских патриархов» о Киприане сказано следующее: «Киприан кипря- нин принял престол вследствие отречения его предшественника кир Матфея в 1766 спасительном году, в месяце июле». 62 «Патриарший каталог александрийских патриархов» сообщает по нашему вопросу следующие сведения: «[Патриарх Матфей] по общему мнению своей паствы отказался в пользу ученаго мужа Киприана в 1766 году 63 , и сам был епископом Метр» 64 . Наконец, об избрании кир Киприана на архиепископскую кафедру Кипра, после изгнания с острова архиепископа Паисия, сообщает некоторые сведения архимандрит Киприан в своей «Хронологической истории острова Кипра» 65 , а ученый К. Сафа говорит, что «в 1766 году, после отречения патриарха Александрии Матфея, был возведен Киприан, который, после семнадцатилетняго патриаршества, в 1783 году отказался [от престола] в пользу Парфения и, удалившись в Константинополь, скончался здесь в 1787 году». 66 В представленных материалах вполне отчетливо излагается процесс избрания александрийского патриарха кир Киприана, имеющий некоторые особенности сравнительно с аналогичными фактами выборов других предстоятелей Александрийской церкви. Прежде всего, материалы говорят о добровольном отречении бывшего александрийского патриарха Матфея в пользу намеченного им кандидата патриаршества, архимандрита Киприана. Этот факт, в свою очередь, был обставлен любопытными историческими подробностями. Патриарх Матфей, по делам Александрийской церкви, проживал в Константинополе. Отсутствие духовного отца сильно удручало осиротевшую его паству. В трогательном послании, – которое, к сожалению, нам неизвестно в подлинном тексте, – клирики и миряне Александрийской церкви излили свою горячую скорбь по отсутствовавшем любимом патриархе и умоляли его возможно скорее прибыть в Египет и стать во главе бедствующей и страдающей паствы. Письмо из Александрии произвело на патриарха Матфея сильное впечатление. Он и сам был проникнут горячею любовью к своей пастве, живо интересовался ее положением, радовался ее радостями и скорбел по поводу лишений и бедствий народа. Из первых строк ответного послания патриарха Матфея видно, какая тесная духовная связь была заложена в основу его отношений к пастве, как высоко он ценил благоговейное к нему расположение ее, как глубоко тронули его слезы сиротствовавшего народа. Вот – одна из иллюстраций взаимоотношений архипастырей и паств на православном Востоке, объединенных началами любви, благоговения, отеческого попечения, сыновней преданности – до сознания бедственности своего положения и до пролития слез включительно, когда архипастырь оставлял свою паству в сиротстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

149 Списки этих вторых грамот нам неизвестны; но о содержании их узнаем из ответов восточных патриархов, приводивших из царских грамот по местам буквально торжественные выписки; патриархи сообщали, что они получили двойные царские грамоты одновременно с денежною милостынею. 150 Список с этого письма в рукописном сборнике румянцевского музеума из собрания В. Ундольского за 415 л. 415 об. И 416. По этому списку письмо царя издано в «Описании Воскресен. Мон.» (Чт. общ. ист. 1875 кн. III стр. 759), но с пропуском первых важных слов письма. 152 Шушерин на этот счет замечает: «Тело его невредимо отнюдь от вони злосмрадныя, аще и десятидневно пребысть; в толикое бо теплое время нимало повредися, но яко того часа преставися; лице же и плоть его ничем не изменися, но все тело его цело и тлению не причастно бе» (стр. 111). 153 Шушер. стр. 106–110. Описание Воскрес. монаст. в Чтен. общ. ист. 1874 г. кн. III стр. 50–55, кн. IV стр. 197, 198, 216, 314, 317–319, 325. 154 Подлинные разрешительные грамоты восточных патриархов, писанные на греческом языке, сохранились в московской синодальной библиотеке в отделе свитков и грамот: грамота цареградского патриарха Иакова с привесною свинцовою печатью за 27, александрийского Парфения за 25, прежнего антиохийского патриарха Неофита за 23, нового антиохийского патриарха Кирилла за 24, иерусалимского Досифея с вислою печатью в искусной медной оправе за 29. Черновые переводы как этих пяти разрешительных грамот, так и трех частных посланий царю Федору Алексеевичу от патриархов цареградского, александрийского и иерусалимского сохранились в греческих делах московского иностранного архива за 7191 год 2: в черновых и перебеленных переводах разрешительной грамоты александрийского патриарха этот патриарх сначала называется Прохором, но вскоре ошибка переводчика была замечена и вместо Прохора он стал именоваться Парфением. Разрешительные грамоты патриархов в переводе изданы в «Собрании государственных грамот и договоров» ч. IV 136–140. Из частных посланий трех патриархов на имя государя изданы в печати послания только двух патриархов иерусалимского в греческом подлиннике и русском переводе (в «собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Патр. Иосиф обращался к константинопольскому патр. Парфению с просьбою дать ответы на четыре вопроса, именно: 1) если совершают литургию многие архиереи и священники, то можно ли служить двумя потирами, 2) в службе по мирским церквам и монастырям можно ли читать единогласно, 3) если жены оставляют по нелюбию своих мужей и постригаются в монашество и если делают то же и по тому же мужья, то остающаяся в мире сторона имеет ли право вступить в другой брак; 4) подобает ли священствовать (быть поставляемым в священники) тому, кто женится на вдове, на рабыне, или на дочери своей рабыни, или на блуднице, или на скомрахине, или кто женится во второй раз. Два последние вопроса, как со всею вероятностью нужно думать, заданы были только для счета, чтобы не обращаться к константинопольскому патриарху с слишком малым количеством двух вопросов, ибо ответы на них находились в Кормчей книге (ответ на первый вопрос, состоящий в том, что остающаяся в мире сторона имеет право вступить в другой брак, – в 81-м параграфе 42-й главы Кормчей, что есть 40-я глава 123-й новеллы Юстиниана; ответ на второй вопрос, отрицательный, в 17-м и 18-м апостольских правилах). Что касается двух первых вопросов, составляющих действительные вопросы, то относительно первого из них должно думать, что введения двух потиров желал Никон, что патр. Иосиф со своей стороны противился этому и что, задавая вопрос константинопольскому патриарху, он (патриарх) надеялся, как это и на самом деле было, получить отрицательный ответ на вопрос (спустя несколько времени с тем же вопросом, в числе других вопросов, обращался Арсений Суханов к александрийскому патриарху, а вопросы Суханова к этому последнему патриарху должны быть считаемы за вопросы, порученные ему Никоном с кружком тех людей, которые начали переменять взгляд на греков). На свой собственный вопрос «подобает ли в службе по мирским церквам и по монастырям читать единогласно», Иосиф получил от константинопольского патриарха ответ, «не только подобает, но и непременно должно (Что Иосиф обращался к константинопольскому патриарху со своими вопросами тайно от людей противного с ним образа мыслей относительно многогласия, это видно из сейчас указанного обстоятельства, что с вопросом о потирах Суханов снова обращался к александрийскому патриарху. Если бы Никон, которому должны быть усвояемы вопросы, предложенные Сухановым александрийскому патриарху, знал о Парфениевом ответе Иосифу относительно потиров, то не стал бы задавать в другой раз вопроса о них. – С грамотой от Иосифа к Парфению ездил константинопольский грек Фома Иванов. Этот Фома Иванов был близкий человек к Парфению (см. в 1-й за 1891 г. книжке Прибавлений к творениям святых отцов статью г. Каптерева: Приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, стр. 235 прим.), и он-то, вероятно, и обнадежил нашего патриарха, что привезет ему от константинопольского патриарха ответ о единогласии желательный для него.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Чтобы не протянуть времени в дальних пересылках, составленных в Константинополе ответов к патриархам александрийскому и антиохийскому, от одного к другому, постановлено было написать патриаршие ответы в двух свитках (иначе сказать – тетрадях) и, по подписании их патриархами цареградским и иерусалимским, один свиток послать для подписи к александрийскому патриарху, а другой – к антиохийскому. Что и было сделано. Свиток, посланный к антиохийскому патриарху Макарию, возвращен был от него с его подписью в Константинополь 9-го Августа 1663 г. и принят иерусалимским патриархом Нектарием, который с ним и отправился в Яссы. Другой же свиток, посланный к александрийскому патриарху Паисию, с его подписью доставлен, от него в Константинополь 19-го Августа, т. е. через десять дней после доставленного от антиохийского патриарха. Здесь опять созваны были архиереи и клирики константинопольской Церкви, участвовавшие в составлении ответов; этот свиток был ими подписан, и передан дьякону Мелетию 116 ; всех же подписавшихся на нем было 20 лиц, кроме патриархов 117 . 17-го Сентября Мелетий оставил Константинополь и 17-го Октября прибыл в Яссы, где нашел патриарха Нектария и заметил большую перемену в его мнениях по делу патриарха Никона 118 . Нектарий с тем и прибыл в Яссы, чтобы ехать в Москву для решения Никонова дела, но переменил свое намерение: к нему в Яссы приехал какой-то купец Анастасий и говорил о Никоне с отличной стороны, что он защитник греков, любит греческий народ и тому подобное. Вследствие сего Нектарий пришел в недоумение и, ссылаясь на войну, что по этому случаю все дороги были закрыты, не решился ехать в Москву. Мелетий просил его послать от себя хотя экзарха; Нектарий обещал послать по зимнему пути, но и в этом обещании Мелетий весьма сомневался 119 . Константинопольский патриарх также отказался ехать в Москву и экзархом от него никто не решился ехать; все боялись за свою жизнь, и сам патриарх чувствовал себя не совсем безопасным. Денежные суммы и подарки, которые с Мелетием были посланы патриархам и греческому духовенству не остались втайне: завистливые греки распустили об этом слух с преувеличением. Некто Еммануил Маимвал разглашал, что русский царь прислал константинопольскому патриарху двадцать тысяч золотых 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Димитракопулос Софоклис Выборы Патриарха Александрийского 1899 года После смерти Софрония IV (22 августа 1899) и во время вдовства Александрийской кафедры многие православные жители Египта, сохранив память о благочестивой и исполненной трудов жизни Нектария Пентапольского, настойчиво убеждали его выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах Патриарха. Повинуясь уговорам, владыка 3/15 сентября 1899 года отправился в Египет. Вместе с ним выехал титулярный митрополит Триполийский Феофан Мосхонас, избранный Священным Синодом Вселенского Патриархата по личной просьбе Софрония буквально накануне его кончины и спустя несколько дней (1 сентября) рукоположенный 114 . Митрополит Фиваидский Герман, который называл себя «единственным действующим» архиереем Александрийского Патриархата, отзывался о Высокопреосвященном Феофане (по-видимому, желая нейтрализовать возможного соперника) как о рукоположенном насильно и «хищением». У парохода обоих архиереев встретили Герман Фиваидский, представители духовенства и многие миряне. Афинская газета «Асти» писала: «В Александрию прибыли митрополит Пентапольский кир-Нектарий Кефалас и только что рукоположенный митрополит Триполийский кир-Феофан Мосхонас. Они проследовали в Патриархию, где вскоре их посетили дипломатический агент и генеральный консул г-н Грипарис, председатель консульского суда г-н Димарас, следователь г-н Пападопулос, г-н Либритис и другие известные лица, поздравившие гостей с благополучным прибытием. По словам Высокопреосвященного Пентапольского, цель его приезда – содействовать умирению Церкви; по избрании же Патриарха он намерен при необходимости остаться в Египте, в противном случае – вернуться на прежнюю свою должность директора Ризарийской Духовной семинарии. Оба митрополита считаются кандидатами на вдовствующую патриаршую кафедру». Но обстановка вокруг выборов показала, что дело чем дальше, тем больше уклоняется в нецерковное русло. Из секретных материалов МИД Греции известно, что Патриарх Софроний назвал своим преемником митрополита Эфесского Иоакима Эвфибулиса, Афины же усиленно продвигали собственных кандидатов. Сохранилось донесение генерального консула Греции в Египте Грипариса министру иностранных дел Афосу Романосу, где наиболее приемлемыми кандидатами названы бывший Патриарх Вселенский Иоаким III и митрополит Нектарий Пентапольский. При этом об Иоакиме III Грипарис сообщал, что его подозревают в русофильстве, а относительно Нектария Пентапольского ссылался на прежнее свое донесение и сведения, полученные из Египта, когда «ожидалось его назначение директором Ризарийской семинарии» 115 . Спустя несколько дней (1 сентября 1899) он извещает министра, что, по предварительным оценкам, кандидатуру Иоакима III «примет большинство». И добавляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Отречение правящего александрийского патриарха от престола и указание своего Диадоха или преемника, приготовления в Египте к избранию нового патриарха соборным порядком – при участии духовенства и мирян и составные акты этого порядка в их последовательном развитии и осуществлении, перенесение, в зависимости от исторических обстоятельств, избирательного процесса из Египта в Константинополь и предварительное обращение к Великой Христовой церкви со стороны духовенства и народа Александрийской церкви с просьбами о содействии в избрании патриарха и о покровительстве, сношения вселенской патриархии то с христианами Александрийской церкви, то с патриархами Востока относительно избрания нового предстоятеля Александрийской церкви, совершение избрания в Константинополе при участи вселенского патриарха и священного при нем синода, а иногда и при содействии патриархов антиохийского и иерусалимского, вступление вновь избранного патриарха в общение с своею паствою, его хиротония и исповедание веры, интронизация и представление гражданскому правительству, султанский берат новому патриарху и его содержание, мирные грамоты александрийского патриарха к прочим патриархам и предстоятелям православных церквей Востока – вот те отдельные акты, которые входили в состав сложного патриаршего избирательного процесса и служат предметом нашего исторического очерка по руководству официальных документов и дополнительных исторических материалов, отчасти рукописных. А на ряду с этими вопросами здесь рассматриваются уставы об избрании александрийских патриархов, регламентировавшие в последнее время этот сложный процесс, анализируется в своем содержании и историческом применении «непоколебимая, древняя и священная прономия» Александрийской церкви в избрании патриархов, совмещавшая участие в этом деле со стороны как духовенства, так и народа, подробно обозреваются исторические отклонения от этой прономии, бывшие в течение XVIII и XIX веков, и те движения и волнения в недрах Александрийской церкви, которые возникали здесь на почве и в связи с избранием новых ее предстоятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

На состоявшемся 10 декабря заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение: «Выразить удовлетворение в связи с прибытием в Москву для участия в погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей. Благодарить Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II, Высокопреосвященного митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, председательствующего в Священном Архиерейском Синоде Сербской Православной Церкви, Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила, Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских Земель и Словакии Христофора, Высокопреосвященного Архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва, а также Преосвященных представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Польской и Американской Православных Церквей, Японской Автономной Православной Церкви за их участие в погребении Первосвятителя Русской Православной Церкви. Благодарить Святейшего Гарегина II, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, высоких представителей Римско-Католической Церкви, Коптской и Маланкарской Церквей, Ассирийской Церкви Востока, Церкви Англии, Евангелической Церкви в Германии, Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Церкви Норвегии, Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей, а также глав и представителей российских протестантских церквей и общин, председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, генерального секретаря Всемирной комиссии по сближению мазхабов аятоллу Али Тасхири, а также других высоких представителей мусульманских, иудейских и буддийских общин за присутствие на погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Выразить благодарность Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину за участие в траурных мероприятиях, связанных с кончиной Святейшего Патриарха Алексия, а государственным структурам Российской Федерации — за содействие в организации и проведении траурных мероприятий, оказанное согласно распоряжению Президента России.

http://patriarchia.ru/db/text/514705.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010