Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИНА Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон) Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон) [Лат. Martina], мц. (пам. зап. 30 янв.), пострадавшая в Риме, по преданию, при имп. Александре Севере (222-235). Известны агиографические сказания о М. на лат. и греч. языках. По мнению П. Франки де Кавальери, лат. Мученичество было написано в Риме, но его автором скорее всего был грек. На это указывают наличие грецизмов, упоминание папы Римского Ритория (вымышленное лицо) и др. детали. Сказание о М. было основано на греч. Мученичестве св. Татианы, сохранившемся в неск. версиях (BHG, N 1699-1699d), из к-рых более ранней считается версия BHG, N 1699, представленная в рукописях Vat. gr. 1638 и ГИМ. Син. греч. 379 (161) (обе - XI в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 571; Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 51-56). Впосл. лат. Мученичество М. было переведено на греч. язык, возможно, монахом аббатства Гроттаферрата , т. к. из этого мон-ря происходит единственная известная рукопись греч. текста (Vat. gr. 1608, XI в.; см.: Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 57-58). Сюжет Мученичества М. практически полностью повторяется в Мученичестве св. Приски (за исключением имен императоров-гонителей и рассказа о погребении мученицы; см.: Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 58-60). Вероятно, лат. Мученичество М. было составлено в Риме не ранее VIII в. ( Amore. 2013. P. 299), но не позднее IX в., т. к. к этому времени относится самая ранняя рукопись, в к-рой содержится одна из редакций Мученичества (BHL, N 5588; ркп.: Vat. Reg. Christin. lat. 516). Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме Согласно лат. Мученичеству (BHL, N 5587), в 4-й год правления имп. Александра Севера усилилось гонение на христиан.

http://pravenc.ru/text/2562424.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАХРЕЙН [Государство Бахрейн; англ. The State of Bahrain], гос-во, расположенное в Юго-Зап. Азии, на одноименном архипелаге Персидского зал. В состав архипелага входят 33 различных по величине острова (Бахрейн, Хавар, Умм-Наасан, Мухаррак, Ситра, Джида и др.). Территория: 622 кв. км (или 695 - данные источников значительно расходятся). Столица: Манама (137 тыс.). Крупные города: Мухаррак, Ситра. География. Наиболее крупный остров архипелага Бахрейн имеет протяженность с севера на юг ок. 50 км, с запада на восток - 15 км; в центральной части острова находится невысокое плато, возвышаются отдельные «горы», самая высокая - Джебель-Дукан (134 м над уровнем моря). Острова окаймлены коралловыми рифами. Доминируют пустынные ландшафты. Климат тропический, с прохладной зимой и влажным летом. Население (на 2002): свыше 656 тыс. чел., из них бахрейнцы (бахарна - этническая общность, возникшая при смешении арабов и иранцев в период иран. завоевания) составляют 63%, араб. народы - 10, иранцы - 6%. Офиц. язык - араб., но широко распространены англ. (особенно в бизнесе), а также фарси и урду. Гос. устройство: конституционная монархия во главе с эмиром, к-рый является и верховным главнокомандующим вооруженными силами; правительство возглавляет премьер-министр. Деятельность политических партий запрещена. Действующая конституция принята 14 февр. 2002 г. Религия Ислам исповедуют 85% населения, из них мусульман-шиитов - 60%, суннитов - 40%. Христиане - ок. 44 тыс. чел. (7,3%), из них 28 тыс. католиков, ок. 2 тыс. православных, 13 тыс. протестантов; ок. 1,5% - приверженцы др. религий и верований. Католическими приходами в Б. управляет Апостолический викариат Аравии, в юрисдикцию к-рого входят все приходы Аравийского п-ова. Первое православное богослужение в Б. состоялось 24 мая 2002 г., в праздник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, литургию отслужил архим. Александр (Елисов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока. Власти разрешили проведение в стране правосл. богослужений и треб.

http://pravenc.ru/text/77712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ († 6(16?).12.1305, Владимир-на-Клязьме), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), митр. Киевский (1283-1305). М., грек по происхождению, был поставлен в К-поле митрополитом на Русь после кончины св. митр. Кирилла II . Поставление М. «Гречина» в 1283 г. возглавил патриарх К-польский Григорий II Кипрский (1283-1289; будучи известным богословом, он противодействовал сведенному с престола симпатизировавшему униатству патриарху Иоанну XI Векку ). В том же году М. прибыл на Русь. Находившийся в это время в столице Византии Александрийский патриарх Афанасий III (II) Синаит отправил на Русь грамоту со свидетельством о православности византийского предстоятеля. В ней также сообщалось, что угроза Лионской унии после кончины имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) миновала ( Мейендорф И., протопр. Единство империи и разделение христиан: Св. Григорий Палама и правосл. мистика. Византия и Московская Русь. М., 2000. С. 367). По прибытии на Русь в 1283 г. М. совершил поездку в Сарай к хану Туда-Менгу. Вполне вероятно, что митрополит направился в Орду также и по поручению визант. имп. Андроника II Палеолога Старшего (1282-1328). Вернулся М. на Русь весной 1284 г. Согласно позднейшей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), по возвращении в Киев новый митрополит созвал в 1284 г. Собор рус. епископов; о причине созыва иерархов и об обсуждавшихся на Соборе вопросах ничего не сообщается (ПСРЛ. Т. 10. С. 162), более ранние источники о нем умалчивают. В 1285 г. М. совершил поездку по митрополии, посетив, в частности, Владимир-на-Клязьме, Суздаль, Новгород. Очевидно, с разорением и запустением рус. юга епархии севера Руси приобрели в жизни митрополии особое значение. В период своего святительства М. возглавил неск. архиерейских хиротоний. В 1288 г. в Киеве был хиротонисан Иаков, еп. Владимирский, в 1289 г.- Тарасий , еп. Ростовский, и Андрей , еп. Тверской (последнего прислал как своего кандидата на епископию св. блгв. кн. Тверской Михаил Ярославич ; новый Тверской владыка был сыном литов. кн. Герденя - Приселков. 2002. С. 344-345). В 1295 г. «приеха Максим митрополит ис Киева, Якова, владыку Володимерьскаго, свед с епископьи… того же лета поставлен бысть Семен епископом Володимерю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 527-528). Причина сведения еп. Владимирского Иакова с кафедры остается неизвестной.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский. Фотография. 10-е гг. XX в. (Кононов Александр Михайлович; 18.06.1871, с. Тельвиска, Мезенского у. Архангельской губ.- 10.01.1919, Белгород), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф. Происходил из старинного священнического рода. Его отец, свящ. Михаил Семенович Кононов, настоятель прихода с. Тельвиска в низовьях р. Печоры (ныне на территории Ненецкого автономного окр.), был известен выдающейся миссионерской деятельностью среди ненцев. В 1877 г. семья Александра переехала на новое место служения отца в дер. Прилуки Онежского у. Архангельской губ. В 1886 г. окончил Архангельское ДУ, в 1892 г.- Архангельскую ДС. В том же году поступил в СПбДА. Уже во время учебы в академии он получил известность в церковных и просветительских кругах как агиограф и исследователь истории монашества Русского Севера. В 1893-1895 гг. в С.-Петербурге в ж. «Русский паломник» публиковались его очерки о святынях Мезенского у., о Михаило-Архангельском мон-ре в Архангельске и Кожеозерской Богоявленской муж. пуст., о прмч. Иове (Мозовском , Ущельском); были изданы брошюры о преподобных Александре Ошевенском и Антонии Сийском и об историческом значении основанных ими обителей. На последнем курсе академии, 10 февр. 1896 г., пострижен ректором СПбДА Нарвским еп. Иоанном (Кратировым) в монашество с именем в честь прп. Никодима Кожеозерского, 24 февр. рукоположен во диакона, 21 апр.- во иерея. После окончания СПбДА со степенью кандидата богословия был назначен 17 авг. 1896 г. смотрителем Александро-Невского ДУ в С.-Петербурге. Был также смотрителем С.-Петербургских педагогических курсов для учителей второклассных церковноприходских школ с 23 июня по 6 авг. 1897 г. и с 24 июня по 6 авг. 1898 г. Одновременно продолжал активную научно-богословскую деятельность, стал автором многочисленных агиографических работ. Его исследования в этот период приобретают научную зрелость, к-рая совмещалась с доступностью «душеполезного чтения» для широкого круга читателей . Н. был собран почти исчерпывающий на то время материал о святых Архангельской, Вологодской, С.-Петербургской, Олонецкой епархий, подготовлен теоретический очерк о канонизации рус. святых.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Миссия среди народов Севера 26 ноября 2014 г. 08:04 Приходская и внешняя миссия Церкви стали главными темами миссионерского съезда V Всецерковный съезд епархиальных миссионеров в течении трех дней рассмотрел ключевые направления миссионерского служения на территории нашей страны. В их числе — вопросы образование миссионеров, антисектантская работа и взаимодействие с единоверческими общинами. Но больше всего внимания было уделено темам приходской и внешней миссии. Напомним, что об этих проблемах в день открытия съезда говорил и Святейший Патриарх Кирилл. Сегодня приходская миссионерская работа должна способствовать тому, чтобы приходя в храм, человек не только удовлетворял бы свою личную «духовную потребность», но становился частью общины, жил ее жизнью и проблемами. «Наши приходы должны стать такими общинам, когда слова «братья и сестры» будут отражением реальности, в которой мы осознаем себя причастными к некой общности, понимаем свое общее дело и свою задачу, - сказал секретарь епархиального управления Губкинской епархии протоиерей Димитрий Карпенко в интервью ЦВ. - А главное наше дело - это Святая Литургия. Потому что, собираясь вместе, мы обращаемся к Богу и становимся частью Тела Христова. И такая община сама по себе обладает большим миссионерским потенциалом». Говорить об успехе приходской миссии можно будет только в том случае, если прихожане будут жить нуждами, проблемами и радостями молящихся рядом с ними в храме людей. Как это сделать - уже второй вопрос, инструментарий подробно рассмотрен в документах, принятых съездом. «Однако ни один документ не заработает, если у священнослужителей и мирян не будет в сердце внутреннего горения и желания созидать дело Божие, внести свой вклад в дело церковного возрождения», - пояснил отец Дмитрий. Не менее актуальным оказался и вопрос церковной миссии в поселках, удаленных от крупных городов (расположенных преимущественно в Сибири и на севере страны). Так настоятель Петр-Павловского храма г.Шилки протоиерей Александр Тылькевич окормляет 12 храмов, самый дальний из которых находится в 800-х км к северу от Шилки.

http://e-vestnik.ru/news/prioriteti_zerk...

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор Андроникова монастыря Карта и ближайшие объекты Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм. Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом. Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа.

http://sobory.ru/article/?object=04155

Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших: история, молитвы, проповеди (+видео) Какие черты характерны для русской святости 30 июня, 2019 Какие черты характерны для русской святости Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших». Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси. Неделя Всех святых – история праздника Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти «Всех святых новых Чудотворцев Российских». Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.). Известно два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам» (Гродно и Супрасль, в одном и том же 1786 г.). Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917 г. заставила всерьез обратиться к помощи Свыше. Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В своем докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

http://pravmir.ru/nedelya-vsex-svyatyx-v...

Нижний Новгород. Благовещенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Первый монастырь Нижнего Новгорода. Основание относится к 1221 году. До революции в обители хранилась чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Решением НКВД по Нижегородской губернии был закрыт в 1921 г. Возобновлен в 1993 г. Количество насельников: 14. Настоятель: игумен Александр (Лукин). На территории монастыря располагается Духовная семинария. Монастырь имеет 2 скита и 2 подворья. В одном из скитов - на территории бывшей воинской части в Борском районе - действует Центр духовной реабилитации наркозависимых. Основан великим владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем в начале 13 века на высоком живописном берегу Оки. К сожалению, древние постройки не сохранились: монастырь не раз подвергался разрушениям и перестраивался. Основные сооружения монастырского ансамбля относятся к середине и второй половине 17 века. Многие из них являются уникальными памятниками отечественного зодчества. В настоящее время - действующий мужской монастырь. В 1228 году был выжжен мордовским князем Пургасом, в XIV веке восстановлен и приписан к митрополичьему, а затем к патриаршему дому. Сохранившийся ансамбль относится к XVII веку, когда здесь развернулось массовое строительство. В ансамбль монастыря входят: - Благовещенский собор (1647-1649 гг.). Центральная глава имеет луковичное, а боковые – шлемовидное завершения. Изначально центральная глава была покрыта муравленой черепицей, боковые – железом. Архитектура собора имеет особенность – отсутствует пара столбов в шестистолпном по облику храме; необычная форма закомар, напоминающая «бочки» деревянных построек. С запада и с севера примыкает открытая паперть в духе галерей ярославских храмов. Паперть имела фресковую роспись, в самом же соборе находилось множество древних икон. После многочисленных пожаров собор неоднократно ремонтировался, что исказило его архитектуру. В 1870-1872 годах в ходе реставрационных работ Л. Даль вернул зданию первоначальные формы – это была первая в России научная реставрация. Но из-за грунтовых вод центральные стобы вновь просели, что вызвало заметный наклон двух малых глав.

http://sobory.ru/article/?object=00566

Никольское. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Никольская кирпичная оштукатуренная церковь построена в бывшей вотчине А.Д. Татищева Никольское-Сверчково между 1738 и 1758 гг., в стиле раннего барокко. В 1930-х гг. колокольня была уничтожена, теперь она восстанавливается. В ремонтируемом храме уже проводятся богослужения. Село Никольское (в 17 веке – Сверчково) составляло в 17 веке одно владение с селом Троицким-Александровом. Эти земли (Сверчково было сожжено в Смутное время, в 1627 году на его месте пустошь) принадлежали М.Ю.Татищеву и его матери. Татищев поселил крестьян и восстановил деревянную церковь, его крепостным был зодчий Яков Бухвостов (родился в Сверчкове). После смерти М.Ю. Татищева в 1701 году село с деревянной церковью Святителя Николая Чудотворца перешло его сыну Даниилу. Ныне существующая каменная Никольская церковь построена его сыном Алексеем Даниловичем Татищевым О.Пэнэжко. Город Клин и храмы Клинского района. Владимир, 2003. Широкая, как площадь, единственная улица высоко расположенного над Чернушкой села замыкается зданием Никольской церкви, сооруженной в 1738 году. Безымянный автор ее – профессионально грамотный и далеко не бесталанный архитектор. Об этом свидетельствуют силуэт здания, его пропорции и декор. Планировка церкви нашла четкое отражение на ее фасадах, где спаренные пилястры разграничивают собственно храм с высоким завершенным куполом барабаном, трапезную и алтарь. Декоративная обработка фасадов и интерьера характерна для барокко первой половины XVIII века. Но, применяя не раз использованные мотивы, архитектор искал что-то свое. И он нашел его в отдельных фрагментах, рисунке оконных и дверных наличников, в обрамлении окон во фронтонах, в профиле венчающего карниза. Здание, как, впрочем, и большая часть подмосковных церквей, на редкость хорошо поставлено. Но полностью оценить местоположение памятника зодчества мне довелось лишь в последнее посещение Никольского-Сверчкова, приближаясь к селу с севера, из Троицкого. Неожиданно за поворотом – взлет дороги, напоминающий трамплин, и на вершине его – церковь. Впечатление новое и сильное, как прозвучавший в тишине аккорд…

http://sobory.ru/article/?object=01034

Ницца. Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской. Карта и ближайшие объекты Приехавшая в Ниццу зимой 1856 года вдовствующая Императрица Александра Федоровна, супруга покойного Императора Николая I, открыла подписку и этим положила начало сбору денег на постройку храма. Этот православный храм был построен в 1860 году, в его закладке участвовал великий князь Константин Николаевич. По бокам главного входа в Церковь на каменных плитах на русском и на французском языках высечено: Русская православная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая и мученицы царицы Александры. Торжественное освящение храма состоялось в присутствии Великой княжны Марии Николаевны, дочери Императора Николая I, впоследствии принцессы Баденской, русских дипломатов и русской общественности. Это был первый  русский православный храм в Западной Европе. Иконостас выполнен в резном дереве по эскизам члена Императорской Художественной Академии профессора Горностаева и является даром вдовствующей Императрицы Александры Федоровны. Все изображения иконостаса были написаны в стиле византийских фресок другим академиком профессором Васильевым. На престоле в алтаре стоит большая и массивная дарохранительница в форме креста тонкой художественной работы, дар Донского войска. Собственно храм расположен на втором этаже здания, первый этаж отдан под приходскую библиотеку, созданную в 1860 году по инициативе писателя князя Петра Вяземского. Источник информации -  http://www.palamos.ru/ Ницца и Канны стали любимыми курортами русской знати в середине XIX века, когда появилась возможность доехать до них из России по железной дороге. Приезжали обычно на курорт в ноябре, уезжали в феврале-марте. Русская пресса писала: «Климат во всей области Ниццской, защищенной от севера последними отлогостями Альпов, несравненный, истинно благотворный, так что он сам собою, без медицинских пособий может восстановить силы и здоровье». Уже в зимний сезон 1857–1858 в Ницце, которая тогда (до 1860) входила в состав Сардинского королевства, проживало 150 богатых русских семей. Среди них было много больных чахоткой, искавших исцеления, но остававшихся, увы, без необходимого христианского утешения, так как в городе не было даже домовой православной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=20510

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010