В.М. Тюленев Глава III. Универсальная священная история Сульпиция Севера Почти одновременно с появлением на свет «Церковной истории» Руфина Аквилейского свой исторический труд завершает Сульпиций Север, чья «Хроника» оказалась по-настоящему оригинальным произведением в раннесредневековой историографии. Во-первых, сочинение Сульпиция формально не повторяет ни того, что уже было создано историками на Востоке христианского мира, ни того, что оставляла в наследство античная историографическая культура. Сульпиций не пишет ни монографию, как Лактанций , ни «Церковную историю» в понимании, предложенном Евсевием, ни всемирную хронику, призванную решать традиционные задачи по синхронизации библейского и языческого прошлого. Поэтому именно с определения феномена «Хроники» Сульпиция Севера мы и начнем ее изучение. Во-вторых, труд Сульпиция – по-настоящему западноевропейское историческое сочинение раннего Средневековья. Если Лактанций равно сообщал о событиях, имевших место в западной и восточной частях Империи, чувствуя целостность государства и его истории, если Руфин Аквилейский почти вытеснил из «Церковной истории» события, связанные с Западной церковью, ориентируясь на традиционно сильные религиозные центры Востока Римской империи, то Сульпиций находит продолжение ветхозаветного прошлого именно в истории Западной церкви. В-третьих, очевидно, что создавая необычное историческое сочинение, Сульпиций Север должен был предложить определенную концепцию, способную выразить его понимание всей священной истории. § 1. «Хроника» Сульпиция Севера: к вопросу о жанре Предмет своего внимания Сульпиций Север определяет, как того и требовали законы античной исторической прозы, в начале сочинения: «Я попытался кратко изложить события от сотворения мира, переданные в Священных Писаниях, и, разделив времена, рассказать о них по порядку, доведя до наших дней, поскольку об этом настойчиво просили меня те многие, кто хотел бы познакомиться с кратким изложением Священного Писания» (I.1.1). Попытки привлечь материал Ветхого Завета для реконструкции далекого прошлого предпринимались в христианской литературе и ранее, вспомним хотя бы рассуждения Феофила Антиохийского о появлении технологий и элементов цивилизации в допотопный период, 208 однако все эти попытки не выходили за рамки экзегезы и апологии. В случае с Сульпицием Севером мы впервые встречаемся с желанием христианского интеллектуала изложить событийную историю на основе библейских книг. Подобная попытка была, безусловно, ответом на поиски Антиохийской школы богословия, 209 которая в отличие от Александрийской, искавшей аллегорический смысл на страницах Библии , традиционно сосредоточивалась на буквально-историческом прочтении книг Ветхого Завета. 210 Ничего подобного историческим опытам Сульпиция Севера ни по масштабу, ни по качеству мы не встретим ни в греческой, ни в латинской христианской исторической прозе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Летом 2014 года планируется около ста волонтерских экспедиций к деревянным храмам Русского Севера 15 марта, 2014. Александра Кузьмичева В прошедшем 2013 году участники проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» осуществили 24 экспедиции, а всего за шесть лет — около 90. На конференции «Возрождение деревянных храмов Русского Севера» 15 марта в Москве были озвучены планы участников проекта «Общее дело» — осуществить в 2014 году до ста экспедиций, как разведывательных, так и трудовых, к деревянным храмам и часовням Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей. — Это будет возможно только в случае, если к нашей работе подключатся все православные храмы Москвы и другие организации, где есть молодежь, готовая поехать на Север. До сих пор у нас было гораздо меньше экспедиций, но теперь мы хотим провести работы или хотя бы обследования на как можно большем количестве объектов. Иначе они могут погибнуть, не будучи даже нанесенными на карту, и откладывать  это дело нельзя, — сказал руководитель проекта священник Алексей Яковлев. К участию в экспедициях приглашаются все желающие, каждая поездка занимает от одной до трех недель. Возможно участие как воцерковленных верующих, так и тех, кто только делает первые шаги к Церкви или просто хочет помочь спасению памятников деревянного зодчества. Поскольку упор в экспедициях делается не только на ручной труд самих волонтеров, но и на формирование общины из числа местных жителей, которые продолжили бы восстановление храма, участниками также могут стать люди, не имеющие плотницких навыков, но способные убрать мусор, оттереть похабные надписи, скосить траву вокруг храма. Противоаварийными и консервационными, а также восстановительными работами руководят профессионалы. О желании принять участие в экспедиции можно заявить, заполнив анкету на сайте obsheedelo.ru. Пока экспедиции проходят фактически на личные средства добровольцев и единомышленников, включая оплату дороги и строительных материалов. Недавно Правительство Москвы изъявило желание помочь с оплатой проезда участников экспедиций на Север.

http://pravmir.ru/letom-2014-goda-planir...

Глава 50 1–16. Пророчество о Вавилоне. Иер.50:1–46 . Вавилон и его боги падут (1–8), а Израиль и Иуда получат в это время свободу (4–5). – Это две главные мысли пророчества L и LI-й главы. Развивая их, пророк говорит, что раньше народ избранный много терпел от врагов за свое отступление от Иеговы, но теперь он уйдет из Халдеи, которая в свою очередь подвергнется окончательному опустошенно за свою радость, которую она проявляла разрушая Иудейское государство. Израиль снова поселится на своей земле и будет жить, чистый от грехов, в общении с Иеговою, тогда как Вавилону угрожает страшное нашествие враждебных полчищ и меч истребит всех халдеев (6–46). Иер.50:1 .  Слово, которое изрек Го­с­по­дь о Вавилоне и о земле Халдеев чрез Иеремию про­рока: «Через Иеремию пророка». Такое надписание объясняется тем, что пророчество это произнесено было не лично Иеремиею, а послано в Вавилон с Сераиею ( Иер 51.59 ). Иер.50:2 .  воз­вестите и раз­гласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: «Вавилон взят, Вил по­срамлен, Меродах сокрушен, истуканы его по­срамлены, идолы его сокрушены». Знамя ­­ сигнал для оповещения о важных новостях. – «Вил» – высший бог вавилонян (ср. Ис 46.1 ). – «Меродах» – по ассир. Marduk – то же, что Вил. Иер.50:3 .  Ибо от севера поднял­ся про­тив него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинут­ся и уйдут. «От севера… народ» – см. также Иер 51.27 . Иер.50:4 .  В те дни и в то время, говорит Го­с­по­дь, при­дут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Го­с­по­да Бога своего. Ср. Иер 3:18, 21, 31:8 . Слезы свидетельствуют об истинном раскаянии Израиля. Иер.50:6 .  Народ Мой был как по­гибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разо­гнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое. Ср. Иер 10:21 , 23и сл. Горы, в которых заблудились евреи, как овцы, – это чуждые великие царства, у которых евреи искали помощи. Иер.50:7 .  Все, которые находили их, по­жирали их, и при­теснители их говорили: «мы не виноваты, по­тому что они согрешили пред Го­с­по­дом, пред жилищем правды и пред Го­с­по­дом, надеждою отцов их».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если мы теперь заглянем в историю науки, то увидим, что наиболее авторитетные из старых учёных относились к интересующему нас вопросу крайне осторожно. Так, отец финикийских студий – Бохарт, приискавший семитические этимологии для Британии и Фулэ, не дерзнул пускаться в Ютландские проливы, чтобы отыскивать к востоку от них финикийские следы; равным образом и Моверс, при всей той лёгкости, с какой ему удавалось отыскивать на юге финикийские колонии и их торговые пути, ограничивается относительно севера заметкой, что он представляет обширное поле для предположений. «Но мы не будем вступать на него, – продолжает он, – прибавим только, что Финикияне, вероятно, очень рано завели правильные сношения из Гад с Британскими островами, а Карфагеняне, впоследствии, дали этому делу новую организацию, основав под начальством Имилькона новые колонии или упрочив старые Тирские и вероятно, устроили на Сорлингенских островах станцию для с.-з. торговли» 4 . Подобных же взглядов держались и многие другие учёные, занимавшиеся этим вопросом, напр.: Укерт 5 , Ределоб 6 , Гумбольдт 7 , Мюлленгоф 8 и Лопмейер 9 ; они находили возможным сопутствовать Финикиянам только до берегов Немецкого моря. Но находились учёные, дорожившие возможностью начинать историю Прибалтийских областей с финикийского периода. Одним из первых, доказывавших это, был Гесснер 10 ; его взгляды нашли сочувствие у знаменитого Шлецера, а в 1782 г. бургомистр Данцига Уингаген прямо назвал свой город одним из древнейших в мире и торговавшим ещё с Финикиянами. Но более других оставили след в науке, из учёных этого направления, Герен, Нильсон 11 и Ружемонт 12 . Первый держится мнения о непосредственной торговле Финикиян с Балтийским побережьем в своих знаменитых: «Ideen über Politik, den Verkehr und Handel der vornehmsten Volker der Welt»; второй, на основании находимых, в Скандинавии и противоположном германском берегу, бронзовых вещей, а также гробниц и скульптур, нашёл возможным написать целую книгу о финикийском периоде истории Швеции, Мекленбурга и других Балтийских областей, представив с достаточной ясностью и полнотой не только общий ход её, но даже и отдельные стороны жизни финикийских культуртрегеров севера и германских туземцев, особенно религию и культ. Нечего и говорить, что подобные явления были возможны только при том состоянии сведения о древнем Востоке, какое господствовало во время появления прилежного труда Нильсона 13 . Наконец, Ружемонт дальше всех и решился определить точную хронологию семитической торговли янтарём, начиная с 1500 г. до P.X.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/v...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > По старой Кирилловской, часть 20-я Минино - время и вечность на ладони. Рассказ археолога 22.09.2016 1482 Время на чтение 9 минут В разговоре о Кубеноозерье, нельзя не поговорить об археологических древностях этого края (потому что их много и они интересны), а когда подъезжаешь к деревеньке Минино, появляется и повод об этом поговорить. Здесь, вблизи нынешней в основном дачной деревеньки, стоящей неподалеку от устья речки Дмитровки, в середине 90-х и начале 2000-х годов велись археологические раскопки, давшие поразительные результаты. Впрочем, те, кто хотят знать подробности работы на поселении Минино, могут найти в библиотеках трехтомник «Археология северной деревни X - XIII веков. Средневековые поселения и могильники на Кубенском озере. Научный руководитель и ответственный редактор член-корреспондент РАН Н. А. Макаров», Москва , Наука, 2007. Я эти книги нашел, частично прочитал (рекомендую!), но для своего путешествия по старой Кирилловской дороге выбрал все-таки не обзор этих хоть и интересных, но очень специальных книг, а живой разговор с участником этих раскопок известным вологодским археологом и историком, заместителем директора научно-издательского центра «Древности Севера» Александром Валерьевичем Суворовым. - На Кубенском озере археологические работы велись достаточно давно, - рассказывает Александр Валерьевич. - Но это были эпизодические обследования: в конце 20-х годов, в 60-е годы, случайные сборы подъемного материала в 80-е годы прошлого века. Кубенское озеро как объект обстоятельных исследований выбрал для себя Сергей Юрьевич Васильев - археолог-вологжанин, которого, к сожалению, уже нет на свете, он умер в 1996 году. Он был и основателем нашего центра «Древности Севера». Он начал свои исследования в конце 80-х - начале 90-х годов, и в ходе 7 сезонов озеро было обследовано целиком, насколько это позволяли технические и материальные возможности того времени (социально-экономическая ситуация в стране была очень сложная, нестабильная). Было выявлено около 180 памятников археологии, но обследование их было едва начато, раскопками были частично изучено только несколько памятников разных эпох.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/23/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Фантомные боли Сербского края Причина событий в Косово вовсе не в действиях КФОР/НАТО и албанцев 02.09.2023 433 Время на чтение 9 минут Источник: Русский Вестник Резкая эскалация напряженности в сербском крае Косово и Метохия, действия КФОР/НАТО, «косовской полиции» и ее спецназа нельзя трактовать как случайную вспышку насилия, ничем не подкрепленные, и поэтому непонятные репрессии против сербов на севере края. Все, что сейчас происходит и будет происходить, вне сомнения пойдет по пути обострения, если только НАТО и официальному Белграду не удастся в очередной раз «усмирить сербов». При всем драматизме и трагизме происходящего действия западной и албанской стороны не более чем технический момент, «вишенка на торте», венчающая абсолютное выполнение НАТО и США своего стратегического плана относительно Косово. 23 апреля 2023 года «Республика Косово» провела местные выборы во всех четырех общинах сербского севера Косово. Сербы выборы бойкотировали. Согласно «косовскому ЦИК», проголосовали 3,4% от общего числа избирателей – 1567 албанцев и 13 сербов. Несмотря на крошечный процент голосовавших избирателей международное сообщество сообщило, что оно признает любой результат, что и стало решающим аргументом. По результатам выборов мэром общины Зубин Поток стал Измир Зечири, Звечана – Илир Пеци (оба из рядов Демократической партии Косово «Хашима Тачи») Лепосавича – Люльзим Хетеми и Северной Косовской Митровицы – Эрден Атич (оба из «Самоопределения» Альбина Курти). После прихода к власти в Сербии Александра Вучича, т. е. с 2012 года, Сербия не проводит выборы на территории своего южного края, выборы проводятся исключительно сепаратистской Приштиной, соответственно, по «законодательству Республики Косово». В ноябре 2022 года созданная А.Вучичем партия сербов Косово «Сербский список» (создана и действует по законам «Республики Косово», это фракция в «косовском парламенте») в знак некоего неясного протеста отозвала своих глав общин сербского севера – естественным следствием стало объявление Приштиной внеочередных выборов, т. е. партия Вучича в Косово расчистила путь к проведению локальных выборов «Республики Косово». Напомним, что в 2012 году Вучич уволил сербов-глав десяти общин Косово.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/02/fantom...

Мы уже говорили, что на службе у Эхнатона 95 находился способный организатор и искусный делец, совершенно в духе Тутмоса III. Харемхеб, как его называли, принадлежал к старинной фамилии, некогда номархов Алебастронполя, ему доверялись значительные поручения, и его награждали золотом за выдающуюся службу. Он заведовал азиатскими беглецами, спасавшимися от хабири из Палестины в Египет, и он отправил несколько чиновников, чтобы восстановить там порядок. При Эхнатоне или его преемниках он был отправлен на юг с поручением, имевшим отношение к дани, и при этом так же, как и во всех других служебных делах, он проявил себя человеком находчивым и способным. Он отличился в азиатской кампании под начальством одного из преемников Эхнатона, вероятно Тутанхамона; и в течение смутной эпохи быстрого чередования слабых царей, за Эхнатоном, он вёл себя так искусно, что постепенно занял могущественное и влиятельное положение. Став, наконец, главнокомандующим и первым советником во дворце , он наименовал себя «величайшим из великих, могущественнейшим из могущественных, великим владыкой народа, царским глашатаем во главе армии Юга и Севера, избранником царя, главенствующим над Обеими Странами в управлении Обеими Странами, военачальником над военачальниками Владыки Обеих Стран». Такого титула не носил никогда ни один офицер, подчинённый царю. При каком правителе служил Харемхеб с такими полномочиями, в точности неизвестно, но несомненно, что подобная власть в руках подданного должна была угрожать престолу. Харемхеб был полновластным носителем мощи престола, царь назначил его главой страны, исполнителем законов Обеих Стран, в качестве наследного князя всей страны. Он один не имел соперников... Совет склонялся перед ним в послушании перед дворцом, начальники Девяти Луков (чужеземных народов) являлись к нему как с Севера, так и с Юга; их руки были простёрты в его присутствии, они восхваляли его как бога. Всё, что было сделано, было сделано по его приказанию... Когда он приходил, страх перед ним был велик в народе; «благосостояние и здоровье» (царское приветствие) испрашивались для него, его приветствовали как «Отца Обеих Стран». Такое положение вещей длилось несколько лет, и в 1350 г. до н. э. он фактически стал царём, и ему оставалось лишь получить титулы и отличия царского сана 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Всеволодов А. В. Александр Васильевич Камкин: историк, педагог, просветитель   10 декабря 2017 г. ушел из жизни Александр Васильевич Камкин – известный историк, этнограф, культуролог, доктор исторических наук, профессор, крупный специалист по истории крестьянства, один из основоположников изучения истории православной Церкви на Европейском Севере России. А. В. Камкин родился 14 февраля 1950 г. в Вологде в семье машиниста тепловоза и акушерки. Окончив среднюю школу 29, в 1967 г. он поступил на отделение истории Историко-филологического факультета Вологодского государственного педагогического института (ВГПИ). Уже в самом начале студенчества состоялась его встреча с выдающимся историком, заслуженным деятелем науки Российской Федерации Петром Андреевичем Колесниковым (1907–1996 гг.), во многом определившая всю дальнейшую судьбу молодого человека. Под руководством Колесникова Камкин написал первую свою статью, посвященную крестьянским порядным записям, и под его влиянием впоследствии сформировался как ученый. После окончания института Камкин несколько лет преподавал в родной для него 29-й вологодской школе. В 1977 г. он был принят методистом на кафедру истории СССР исторического факультета ВГПИ, а позже поступил в аспирантуру Института истории АН СССР. В 1983 г. в Ленинградском отделении Института истории А.В. Камкин защитил кандидатскую диссертацию «Правосознание и правотворчество государственных крестьян Европейского Севера (вторая половина XVIII века)». Его научным руководителем была Екатерина Иосифовна Индова (1916–1995 В 1980-х гг. Александр Васильевич стал одним из ведущих преподавателей истфака ВГПИ. Он читал общие и специальные курсы, посвященные преимущественно проблемам истории XVIII в. и отечественной историографии, в 1985–1989 гг. являлся деканом исторического факультета. Параллельно он вел обширную научную и научно-организаторскую работу в составе созданного П. А. Колесниковым Северного отделения Археографической комиссии АН СССР и Вологодского проблемного объединения по аграрной истории, участвовал в работе Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы, был членом редколлегии и одним из авторов 1-го тома «Истории северного Свода документальных памятников Вологодской области, редактором и составителем ряда сборников научных трудов.

http://sedmitza.ru/lib/text/7841389/

Голова правителя. Тахти Сангин. III–II вв. до Р. Х. [Бактриана; греч. Βακτρα, Βακτριαν], древняя историко-культурная обл. вдоль среднего течения Амударьи, на севере ограничивалась Гиссарским хребтом, на юге - горами Гиндукуша (территории совр. юж. Узбекистана, юж. Таджикистана, сев. Афганистана и юго-вост. Туркмении). Начала осваиваться человеком еще в эпоху палеолита, в эпоху бронзы (кон. III - кон. II тыс. до Р. Х.) здесь существовала высокоразвитая земледельческая культура (т. н. бактрийско-маргианский археологический комплекс), основанная на ирригационном земледелии. Для периода раннего железа (I тыс. до Р. Х.) характерен синтез традиц. местных земледельческих культур со степными скотоводческими. В нач. I тыс. до Р. Х. население Б. было ираноязычным. Зороастрийская традиция считает Б. областью, сыгравшей важную роль в распространении этой религии. В первых веках I тыс. до Р. Х. в Б. возникла собственная государственность. Центром страны являлся г. Бактра (Балх). Полулегендарные сведения об этом гос-ве сохранились у греч. историка Ктесия Книдского (кон. V - нач. IV в. до Р. Х.). В сер. VI в. до Р. Х. Б., как и др. страны юга Ср. Азии, была покорена Ахеменидами и оставалась в составе их гос-ва до походов Александра Великого, к-рый завоевывал юг Ср. Азии (330-327 гг. до Р. Х.), включая Б. История этого завоевания нашла отражение в многочисленных сочинениях греч. и рим. авторов (Арриана, Курция Руфа, Диодора, Плутарха и др.). После смерти Александра Великого (323 г. до Р. Х.) в Б. произошло восстание греков, к-рые были поселены в новых городах, основанных Александром. В ходе борьбы за власть преемников Александра (диадохов) Б. вошла в состав гос-ва Селевкидов, а в сер. III в. до Р. Х. добилась независимости. Совр. ученые называют это гос-во Греко-Бактрией, поскольку господствующее место в нем занимали греки, а ядром гос-ва являлась Б. В состав Греко-Бактрии также входили области Маргиана, Согдиана, Арейя, Паропамисады. Бактрийские цари примерно со 180 г. до Р. Х. начали завоевание Индии. Однако ок. 140-130 гг. до Р. Х. Б. была захвачена кочевниками, пришедшими с севера. Это завоевание нашло отражение гл. обр. в кит. династийных хрониках. На протяжении примерно 2 веков на месте Б. существовало неск. небольших кочевнических гос. образований, часть из них зависела от Парфии . За это время старое название страны сменилось новым - Тохаристан (по именованию одного из народов). В сер. I в. по Р. Х. начался процесс объединения мелких гос-в в Кушанское царство, поставившее под свой контроль огромные пространства - от Б. до Сев. Индии. Кушанское время отмечено распространением буддизма, к-рому покровительствовала гос. власть. Упадок царства начался с сер. III в. по Р. Х., когда цари сасанидского Ирана завоевали часть Б., где было создано т. н. кушанское наместничество. В дальнейшем Б. попала под власть новых завоевателей (кидаритов, эфталитов).

http://pravenc.ru/text/77402.html

Ханский посол привёз не только ярлык Михаилу Александровичу, но обещал и помощь войсками, если тверскому князю потребуется. А ещё надеялся Михаил Александрович на князя литовского. Знал, что Ольгерд в неладах с князем Дмитрием. «Литва нас поддержит,— говорил он своим боярам.— Идёмте же на Москву походом». И тверской князь объявил войну князю московскому. Это был год 1375. Но ни татары, ни литовцы войск прислать не успели. А Дмитрий Иванович быстро двинул свои полки на Тверь. Вместе с ним пошли войска девятнадцати князей и ещё отряды новгородские. Как взяли они Тверь в осаду, испугался Михаил Александрович: «Понеже вся русская земля восста на него», да и свой народ на князя озлобился — зачем, мол, с татарами сговаривался. На помощь Твери литовцы было выступили, но узнали, какое войско большое привёл князь Дмитрий, повернули назад. Стал просить пощады Михаил Александрович, стал просить мира, отдаваясь «на всю волю» московского князя. Заключили князья меж собой соглашение. Признал князь тверской Дмитрия Ивановича «братом старейшим», обещал не ходить больше на Москву, никогда с татарами не сговариваться, не просить ярлыка ханского. А ежели татары на Русь нападут «или мы на них пойдём», то тверской князь войсками своими должен будет помочь князю московскому. Так становилась Москва во главе Руси. Собирала силы грозные. Объединяла народ русский. Только такими силами можно было ударить по ненавистному врагу — по Золотой Орде. Набеги ордынцев Хан Мамай выслушал гонца, коротко кивнул: ступай, мол. Гонец выходил из ханского шатра согнувшись, вобрав голову в плечи: знал, что привёз худую весть. Не осердился бы хан, не сорвал бы на нём своё зло. Но хану было не до него. Он велел никого к себе не пускать. Сидел нахмурившись. Тревожные вести приходили с севера одна за другой. Слишком высоко поднял московский князь голову. Ханские распоряжения ни во что не ставит. Прав, пожалованных тверскому князю, не признал. А ведь ещё недавно покорным был князь Дмитрий — сам приезжал в Золотую Орду, чтобы получить ярлык из рук ханских.

http://azbyka.ru/fiction/na-pole-kulikov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010