Древние Восточные Церкви IV. Малабарская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 18 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 1 1. Дохристианский период Малабарская Церковь расположена в юго-западной части Индийского полуострова на территории современной Индии. От древнейшей эпохи этой страны осталось мало исторических документов, потому что индийцы, проявляя интерес к различным отраслям знаний и составляя ценнейшие работы по отдельным вопросам, были безразличны к истории. Известно, что около 1500 г. до Р. Х. в Индию вторглись арии — восточная ветвь индо-иранских племен, которые постепенно распространились по всему полуострову. Возникает брахманизм, утверждающий определенную кастовую систему управления. Четыре первоначальные касты (варны): жрецов (брахманы), воинов (кшатрии), купцов (вайшья) и простых жителей (шудры), на долю которых выпадали самые низкие работы, с течением времени раздробились на множество мельчайших каст, сохранившихся до наших дней. Постепенно возникали феодальные княжества-царства. В эллинистический период в Индии была основана империя Мавриана, которую расширил и укрепил внук Хандрагупты — Ашока. Родственные связи позволяли Ашоку поддерживать общение с сирийскими Селевкидами и египетскими Птоломеями и с Македонией. В результате влияние греческой культуры не могло не отразиться на жизни империи. В середине II века до Р. Х. в Индию вторглись войска парфянского царя Митридата I. На северо-западе Индии образовался ряд мелких государств, управляемых сатрапами. Им на смену пришли тюркские племена, которые с 120 г. до Р. Х. начали завоевывать западную и центральную Индию. К середине первого столетия по Р. X. сильнейшим царем мидо-парфянского царства был Гуандафар, в царствование которого и прибыл в Индию святой апостол Фома с проповедью Евангелия 2 . Но если на севере и в центральной части страны постоянно происходили столкновения с захватчиками, то южную Индию, защищенную с севера горами Виндхья, а с юга морем, кочевые племена почти не беспокоили. Отсюда торговые пути вели в Александрию и Рим, а также в другие средиземноморские гавани. Сюда прибывали арабские, сирийские, египетские, персидские и греческие купцы, потому что богатая и плодородная страна и удобные для пристаней изрезанные берега Малабара с древнейших времен привлекали торговый мир Запада. Жители страны — дравиды, которые смешалась позднее с сирийским элементом. Языки — тамильский и малаялам, причем преобладает второй, на котором говорит около миллиона человек 3 . В настоящее время Малабар является одним из штатов республики Индия, включающим Траванкор и Кочин.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Елец. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первый деревянный храм за рекой Сосной в Ельце был построен казаками в конце 16 века и освящён во имя покровителя воинов святого Димитрия Солунского. В 18 веке древний деревянный Димитриевский храм был заменён каменным. Но началу 19 века церковь уже не соответствовала количеству прихожан, которыми были жители Беломестной и Новой Ямской слобод города Ельца, а также близлежащих деревень. К тому же весной во время половодья вода часто заходила в церковь. Поэтому и было принято решение о строительстве нового приходского каменного храма на более высоком месте. К строительству новой церкви прихожан и причт храма сподвиг уважаемый в городе подвижник священник отец Иоанн Борисович Жданов, который с крестным ходом, на своих руках принес в Димитриевский храм икону Богоматери «Всех скорбящих радости». После сего о. Иоанн своими руками и без всякого разрешения начал копать рвы для фундамента новой церкви. Полиция потребовала прекращения работ, но после обращения о. Иоанна в Орловскую духовную консисторию в 1817 году было получено разрешение и благословение. Закладка храма и его строительство без проекта, в конце концов, привели к печальному результату. Когда постройка храмовой части была уже завершена, главный купол его внезапно обвалился и повредил стены вплоть до основания. Дело об обрушении церкви рассматривалось в Строительном комитете при Министерстве внутренних дел, одному из членов которого – архитектору Иосифу Ивановичу Шарлеманю было поручено подготовить проект на исправление церкви. Переработав объем храмовой части в духе высокого классицизма, Шарлемань включает в общую композицию церкви одноэтажную перекрытую единым сводом трапезную с полукруглыми в плане углами и с западной части – трехярусную колокольню с высоким шпилем. Церковь была задумана стоящей на высоком каменном цоколе с лестницами-всходами с запада, севера и юга. Композиционный центр трапезной подчеркнут аттиком, выступающим над рустованным ризалитом с тройным окном посредине. Однако облик окончательно выстроенной церкви значительно отличался от идеи автора. Отклонения от проекта коренным образом изменили пропорциональное соотношение двух основных объемов: храма и колокольни. Это обстоятельство, вероятно, заставило архитектора А. Александрова, ведущего строительство, увеличить вертикаль колокольни, для чего вместо небольшого квадратного основания шпиля он запроектировал дополнительный ярус-восьмерик с круглыми оконцами. Такое решение лишь отчасти уравновесило композицию всей церкви.

http://sobory.ru/article/?object=43546

Закрыть itemscope itemtype="" > Монастырский музей как «инфраструктура» памяти К 500-летию Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря 28.10.2019 686 Время на чтение 4 минуты В 2020 году Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь отметит свой 500-летний юбилей. Одной из визитных карточек юбилея станет музей. О готовящихся к открытию выставках и собрании древностей рассказал пресс-секретарь монастыря Денис Данилов. - На официальной страничке монастыря в Facebook появилась статья о том, что на территории обители в скором времени будет открыт музей… «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале и Русском Севере», «Потаенные Соловки», виртуальный музей Новомучеников и исповедников Земли Архангельской». На приходах епархии действовали и действуют немало музейно-образовательных проектов. Это как правило небольшие экспозиции, плоскостные выставки, онлайн – галереи. Сийский монастырь сделал заявку на музей. Планка поднята высоко, удастся ли ее удержать? Удалось, очень давно и не нам. Сам по себе Антониево-Сийский монастырь, его древние стены в некотором смысле, есть неповторимая архитектурно-ландшафтная экспозиция - ансамбль древних памятников, органично сосуществующий с окружающими природными объектами: Михайловское озеро, исток реки Сия, необъятная лесная даль. Каждый сезон, каждый день монастырь разный. Так что большую часть работы выполнили наши предшественники и созданная Богом северная природа. На сегодняшний день сложились все основные направления классической музейной деятельности. Работает церковно-археологический кабинет и архив. Их возглавляет «память монастыря» - Александр Юрьевич Карушев. На хранении более 2000 экспонатов. Это уникальное собрание старопечатных книг кирилловского и гражданского шрифта XVII – начала XX века, коллекция памятников древнерусской живописи и современных икон, картины, фотографии, произведения церковного декоративно-прикладного искусства. Кроме того - небольшая этнографическая коллекция: орудия труда, утварь, инструмент… Сложился опыт сотрудничества с музеями и библиотеками Архангельска и Архангельской области, в частности с Архангельским областным краеведческим музеем, музейным объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова. Сотрудники этих учреждений культуры помогают в реставрации, изучении и атрибуции экспонатов. Самостоятельно и в рамках сотрудничества с туристическими фирмами и паломническими службами проводятся экскурсии. Много лет издается газета «Духовный Сеятель» и альманах «Сийский хронограф». Духовное и материальное наследие Сийского монастыря находит отражение на страницах этих изданий.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Назначены председатели комитетов Госдумы Из 29 думских комитетов 15 – у «Единой России» и 14 – у оппозиционных партий, прошедших в парламент 22.12.2011 862 Время на чтение 3 минуты На первом заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва в среду, 21 декабря, депутаты проголосовали за проект постановления о составе комитетов палаты парламента, передает ER.RU . Из 29 думских комитетов 15 – у «Единой России» и 14 – у оппозиционных партий, прошедших в парламент. На пост руководителя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству депутаты утвердили Владимира Плигина, комитета по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству – Павла Крашенинникова, комитета по труду и социальной политике – Андрея Исаева. На пост руководителя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству утверждена кандидатура Игоря Руденского, комитета по финансовым рынкам – Натальи Бурыкиной, комитета по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления – Виктора Кидяева, комитета по бюджету и налогам – Андрея Макарова. Госдума утвердила на пост руководителя комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы Ильдара Габдрахманова, комитета по делам национальностей - Гаджимета Сафаралиева, комитета по вопросам безопасности и противодействию коррупции - Ирину Яровую. Главой комитета по культуре депутаты единогласно утвердили Станислава Говорухина, комитета по вопросам аграрной политики - Николая Панкова, комитета по транспорту - Евгения Москви чева, комитета по международной политике - Алексея Пушкова. Должность руководителя комитета по образованию занял Александр Дегтярев. Председателями комитетов от фракции КПРФ стали: Владимир Комоедов (по обороне), Сергей Гаврилов (по вопросам собственности), Алексей Русских (по земельным отношениям и строительству), Николай Харитонов (по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока), Владимир Кашин (природным ресурсам, природопользованию и экологии) и Сергей Собко (по промышленности).

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/22/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Напоминание о Благодати Божией При всяком явлении мироточения нужно усилить молитву 06.07.2023 770 Время на чтение 5 минут Источник: Русский Вестник Паломнические поездки от церковных приходов и монастырей стали осуществляться в начале 90-х годов. В Нижнем Новгороде в ту пору паломников было столько, что не всегда хватало комфортабельных экскурсионных автобусов. В свободное от основной работы время около 15 лет я работала экскурсоводом, сопровождая паломников. За этот период пришлось побывать во многих городах и весях, где живы и действуют православные святыни. Но в ту пору мало кто интересовался таежным Заволжьем с его отдаленными от городской среды глухими селами и полузаброшенными за советский период храмами. При этом в некоторых церквях богослужения практически не прекращались во все времена богоборческого лихолетья. В храмах нижегородского севера, стоящих в отдаленных таежных лесах, мне побывать не пришлось. Поэтому, когда настоятель храма Державной иконы Божией Матери о. Сергий (Сержантов) объявил о предстоящей поездке в известное поветлужское село Троицкое, я, не раздумывая, записалась в число паломников. В день поездки с утра моросил дождь – тучи то сгущались, то рассеивались. Поэтому экскурсовод Вера Витальевна уже в пути советовалась со священником, как скорректировать маршрут поездки в соответствии с погодой. Первая остановка – возле храма Воскресения Словущего в Воскресенском районном центре Поветлужья. Чистый, уютный поселок преображается возрождением величественного собора в центре населенного пункта. Большой объем реставрационных работ уже выполнен. Много лет в соборе проводятся богослужения. Но после разрушительных действий богоборцев еще много предстоит потрудиться, чтобы к завершению привести реконструкцию всего собора, духовная жизнь которого освещается в газете «Воскресение», главным редактором которой является иерей Роман (Смирнов), благочинный Воскресенского благочиния, настоятель собора. Далее по узким асфальтированным дорогам, рассекающим густые лесные массивы, направляемся в село Глухово. В середине XIX века «глухое» поселение возникло на месте скита Троицкого Бабьегорского Черноезерского монастыря села Троицкого. Возле храма в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана нас встретили настоятель о. Алексий (Белоусов) с матушкой. Храм этот не первозданный – освященный в 1862 году разрушился от бесхозности в 90-е годы прошлого века. В 2005 году храм построен вновь по старинным чертежам из сибирской лиственницы попечительством Владимира Васильевича Каданникова (руководил при жизни АВТОВАЗом) и его жены Нины Александровны, уроженки села. В приходе храма чтят память расстрелянного в 1937 году настоятеля о. Вячеслава (Святицкого) и всего церковного причта, арестованного в те годы вместе со священником.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/06/napomi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Северная святость О северных святых и северо-русской святости с академиком Г.М.Прохоровым беседует Людмила Ильюнина 15.04.2005 378 Время на чтение 6 минут Людмила Ильюнина : Гелиан Михайлович, ваша научно-исследовательская деятельность направлена на изучение феномена русской святости. Можно ли говорить о том, что особенности проявления святости зависят от каких-либо внешних причин, например от места, где подвизается тот или иной подвижник. Можем ли мы говорить о неповторимых чертах северной святости, по сравнению с южной или центрально-русской? Гелиан Прохоров : Я думаю святость - она и разнообразна, и одинакова везде. Разными могут быть только условия жизни. По-моему все, кто живет на севере - немножко святые. Но при этом на севере так красиво... Трудно и красиво... Ответ на ваш вопрос отчасти содержится в книге, которая недавно вышла под моей редакцией в издательстве О.Абышко - " Святые подвижники и обители русского севера " . Она посвящена не самым знаменитым, но очень важным в истории русской духовности и культуры святым подвижникам и их обителям. Большая часть книги посвящена Спасо-Каменному монастырю на Кубенском озере, основанном в средине XIII века, из которого вышли подвижники, основавшие свои обители. Например, прп. Дионисий Глушицкий и прп. Александр Куштский. Людмила Ильюнина : В книге собраны оригинальные, авторские произведения, а Вы выступали в качестве переводчика и комментатора? Гелиан Прохоров : Да, вместе с С.А.Семячко. Назову те тексты, которые входят в это издание " Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре " , " Житие прп. Дионисия Глушицкого " , " Житие прп. Александра Куштского " , " Житие прп. Иосафа Каменского " , " Житие Амфилохия Глушицкого и Евфимия Сянжемского " , " Повесть об Усть-Шехонском монастыре " . Издание подготовлено в старых академических традициях: даны разные варианты, изводы текстов по разным рукописям, примечания и комментарии. Особое внимание хотелось бы обратить на прп. Дионисия Глушицкого - по-настоящему еще не открытого нашего подвижника.

http://ruskline.ru/analitika/2005/04/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тяжело смотреть, как вымирают северные деревни 28.10.2019 493 Время на чтение 13 минут Источник: сайт Архангельской епархии Приобщение детей и молодежи к православной вере в новых духовно-культурных центрах, организация эффективной просветительской работы духовенства с военнослужащими космодрома «Плесецк» и сохранение шедевров деревянного зодчества и древних монастырей Русского Севера. Это далеко не весь список проблем, которые приходится решать епископу Плесецкому и Каргопольскому Александру. Как найти подход к пассивным атеистам и почему лучше переносить храмы, чем их реставрировать в заброшенных деревнях, правящий архиерей объяснил в интервью «Журналу Московской Патриархии» 10, октябрь 2019). — Ваше Преосвященство, более двух лет вы возглавляете Плесецкую епархию. Каковы главные особенности вашего служения на этой земле? — Кафедральные соборы нашей епархии расположены в городе Мирном, где находится космодром «Плесецк», и в поселке городского типа Плесецк (в 4 км от Мирного). Учитывая, что Мирный — закрытый город и без специального пропуска в него не попасть, епархиальное управление мы разместили в Плесецке. Но кафедральные храмы есть и в Мирном — в честь святого Архистратига Божиего Михаила, и в Плесецке — в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Отмечу, космодром — это не только географический центр епархии. Духовное окормление его военнослужащих — предмет особой заботы, и моей, и епархиальных служб. При этом приходится учитывать, что образовательный уровень у солдат и офицеров, как правило, разный. Но главная проблема тут в другом. Несмотря на то что на космодроме есть священник (помощник начальника космодрома по работе с верующими военнослужащими), в распорядке дня, утвержденном Министерством обороны, не предусмотрено времени для участия военнослужащих в Божественной литургии и общения с духовенством. С проведением духовных бесед с солдатами и офицерами проще, их можно организовать в часы каких-то информационных мероприятий. А с Литургией сложнее. Ведь в отличие от верующих других конфессий, православному человеку, кроме частной молитвы, важно участвовать и в Таинствах, которые совершаются во время совместного богослужения. Может быть, необязательно в храме, но обязательно во время богослужения. C устного разрешения командования мы пока вынуждены проводить Литургию до подъема, жертвуя сном военнослужащих. Военнослужащие могут посетить вечернее богослужение накануне, как правило, исповедуются они как раз вечером. Но это тоже не специально отведенное время. Так что это достаточно острая и актуальная проблема, с которой я столкнулся, знакомясь с жизнью воинского состава на космодроме.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/28/episko...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Эта война оздоровила кровь нашему народу» Из Афганской войны вышли очень достойные наши мужчины-войны 15.02.2019 1007 Ровно 30 лет тому назад советские войска были окончательно выведены из Афганистана. Завершались Афганская война, когда в течение более, чем девяти лет Советская армия выполняла в Афганистане интернациональный долг, боролась с мятежниками, выступавшими против законной власти в этой стране. Около 15 тысяч советских воинов полегло на поле брани в результате этого вооруженного конфликта. О подвиге русского солдата в Афганистане рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» член Совета по общественному телевидению, ветеран Афганской войны, генерал-майор, Герой Советского Союза, председатель Союза Михаила Архангела Александр Солуянов : Ввод войск был необходим, потому что американцы готовились ввести свои войска и разместить там свои ракеты «Першинг». «Першингу» лететь до Москвы 5-7 минут. Кроме того, с севера мы были защищены противоракетной обороной по кратчайшему пути американских ракет к нам. Там была сильная ПВО. А азиатское подбрюшье не было защищено. Поэтому все-таки не просто так двадцать раз афганское правительство просило нас ввести войска. Если бы в Афганистане было проамериканское правительство, то у нас в дальнейшем было бы очень много проблем. Вывод войск был поспешным и нецелесообразным. Откуда уходим мы, туда опять приходят американцы. Мы не только воевали, но и создавали всю инфраструктуру: школы, больницы, дороги. Они до сих пор это прекрасно помнят. То, что ввод войск был политическим решением, объясняется тем, что тогда надо было сделать все, чтобы во внутренние дела Афганистана не вмешивались бы ни Америка, ни другие 30 стран. Это уже второй вопрос, потому что армии пришлось решать политические, дипломатические, военные задачи. Все за всех, как обычно. А так Афганистан был бы нашей шестнадцатой республикой. В Афганистане мы боролись с наркотиками, их просто-напросто сжигали: и поля, и мешки с наркотиками, и составляли акт в двух экземплярах. Почему сейчас в России, по самым минимальным статистическим данным, гибнет около 50 тысяч, а на самом деле 100 тысяч молодежи от афганского героина? Мы за десять лет потеряли 12-15 тысяч человек в Афганской войне. Поэтому я скажу, как есть — эта война оздоровила кровь нашему народу. Это так и есть.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/15/et...

История Санкт-Петербургской Духовной академии Начало грамотности и просвещения на севере России восходит к первым векам русского государства. В 1030 году великий князь Ярослав Владимирович основал училище в Новгороде при епископской кафедре; а достоверная история сохранила память о мужах, которые, по желанию общей пользы и по собственной любви к образованию, поддерживали и распространяли просвещение в здешнем крае. Такими мужами, в первое время русской Церкви, были два первые новгородские епископа Иоаким и Лука, по прозванию Жидята, и некто Ефрем, учительствовавший в Новгороде по благословению епископа Иоакима. В XII веке Нифонт, епископ из иноков печерских, ревностный защитник неприкосновенности церковного предания, написал церковные правила в виде приложения общих законоположений Церкви к частным случаям жизни и нуждам совести своих пасомых, по просьбе любознательного Кирика, бывшего иноком в одном из монастырей новгородских. В XIII и XIV столетиях, когда над прочими русскими княжествами тяготело иго монгольское, север России сохранил свою самостоятельность; но только в Новгороде, богатом торговлей, имели довольно средств заниматься просвещением. Архиепископ Моисей, книжный и учительный муж, содержал на свой счет писцов, которые, по выбору его, переписывали книги 1 . Между тем невежество остального севера открывало свободный вход заблуждениям, суевериям и тому подобным явлениям. Новгородская область, обнимавшая нынешние губернии Новгородскую, С. Петербургскую, Олонецкую, Архангельскую и Финскую Карелию, населена была по крайней мере наполовину поколениями чудского племени, которое было особенно склонно к суеверию и передавало его своим легковерным и необразованным соседям – Русским: это было причиной многих печальных событий в истории Новгородской епархии, особенно в первые века русской Церкви. Нигде суеверие не было так сильно, и нигде так открыто не восставало против христианства, как в Новгородской области; и если в городах и селениях, ближайших к Новгороду, восстания его были скоро подавляемы ревностью пастырей, то в областях отдаленных, как например в Карелии, оно пользовалось свободой и безопасностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Истра. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Церковь Константина и Елены. Карта и ближайшие объекты К 1666 году под Подземную церковь вырыли котлован, при рытье котлована для " земляной " церкви на месте Обретения Креста Господня забил ключ. Образовавшийся источник оформили как колодец, который сохранился и до настоящего времени. Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены была освящена в 1690 году. Низкая подземная или " земляная " церковь - первое, что видит вошедший через Святые врата на территорию монастыря. В XVII веке церковь возвышалась над поверхностью земли всего на 1,5 метра. На ее плоскую кровлю-гульбище можно было попасть через дверной проем в барабане главы. С восточной стороны на барабане был выложен из изразцов восьмиконечный, так называемый Голгофский, крест; окна, размещенные в арках керамической аркатуры, оформляли керамические же наличники. В первой трети XVIII столетия церковь была покрыта на два ската, барабан главы надстроен, керамический декор брабана XVII века сбит. Для надстроенной части барабана специально изготовили изразцы, повторяющие в упрощенном виде керамику первого строительного периода. С севера и юга появились восьмигранные объемы небольших часовен. Чтобы предохранить от разрушения кирпичную кладку стен, вокруг подземного храма вырыли ров. До нашего времени дошло оформление рва, выполненное по проекту М.Ф. Казакова в первые годы XIX столетия. Подземная церковь примыкает к полукружию заалтарного обхода. Частичной перестройке и переоформлению в стиле барокко подверглись центральная часть Воскресенского собора и Подземная церковь, сильно поврежденные пожаром 1726 года. Подземная церковь, освященная вторично в 1751 году, поновлялась на средства братьев Алексея и Кирилла Разумовских. В северной части Подземной церкви в начале XIX века был устроен придел в честь иконы Божией Матери " Утоли мои печали " . В нем погребена Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная княжна Прозоровская (1750-1806). В этом же приделе похоронен сын великого русского полководца Аркадий Александрович Суворов (1786-1811). Придел обновлялся на средства Александра и Константина Аркадьевичей Суворовых в 1872 году.

http://sobory.ru/article/?object=09785

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010