Отсюда во весь свой рост встаёт третий, личностный и персональный вызов человеку нашей страны: «Кто ты?», «За кого ты?», «Какие духовно-нравственные ценности считаешь своими?» и «Как будешь их защищать?». 5. Уже упоминавшийся мною Александр Субетто в своих многочисленных монографиях не устаёт доказывать миру, что человечество находится не только в экологическом кризисе. Оно вступило в фазу Глобальной Экологической Катастрофы, которая закончит существование человека на планете Земля. Это — приговор хищническому капиталистическому производству и власти капиталократии. И его осуществляет сама Природа! Учёный делает вывод: «Спастись человек, как вид, от экологического самоубийства сможет только через своё преобразование в Ноосферного Человека. Я это преобразование назвал «Родами Ноосферного Разума». Рыночно-капиталистического человека Космос, Вселенная не ждут, он обречён на экологическую гибель». (4) Апокалиптическим раскатом грома звучит четвёртый, природно-планетарный и эколого-ноосферный вызов человечеству: не смените курс на тупое потребление ресурсов природы и безудержное экологическое загрязнение, планета Земля как живой организм избавится от двуногих паразитов на своём теле! В этой связи уместно вспомнить выступление на 14-ой Торопецкой Свято-Тихоновской конференции в 2017 году доктора биологических наук, профессора, академика Петровской академии наук и искусств Андрея Зиновьева. Основной посыл его доклада «Православие и экология» на пленарном заседании звучал как указание на религиозно-нравственный путь выхода из затруднительного положения: «Православие глубоко экологично. Это самая благожелательная к природе и к человеку религия на земле». 6. Если размышлять в некой простоте о соотношении русского научного и православного человековедения, то можно сказать, что наука изучает человека таким, какой он есть, «со всей своей, — как говаривал Максим Горький, — человеческий требухой». А православие учит тому, каким он должен быть «по образу и подобию Божьему». В идеале — похожим на спасителя нашего бога-человека Иисуса Христа.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/02/...

Вера Ломоносова, часто спасавшая его в жизни, выросла под впечатлениями детства. Это была крепкая вера моряка, у которого, посреди грозящих отвсюду опасностей, ничего не остается, кроме этой веры. Горячая молитва и уверенность в близкую помощь Божию составляли религиозное чувство Ломоносова. «Я полагаюсь – писал Ломоносов И. И. Шувалову в 1761 г. – на помощь Всевышняго, Который был мне в жизнь защитник, и никогда не оставил, когда я пролил пред Ним слезы в моей справедливости 20 ». Знание церковно-славянского языка, которое Ломоносов приумножил в бытность свою в московской славяно-греко-латинской академии, отразилось впоследствии в его филологических трудах. В сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов, советуя всем любителям отечественного слова с прилежанием читать церковные книги, прямо ссылается на собственный опытъ 21 . Наконец, на родине-же нашел Ломоносов первые учебные пособия. То были грамматика Мелетия Смотритского и арифметика Магницкого 22 . Изображая необычайность судьбы Ломоносова отрока и юноши, Пекарский говорит: «теже самые книги, которые он называл «вратами своей учености», даже эти книги,как будто не случайно попались в руки Ломоносова: и граматика Смотритского, и арифметика Магницкого были самыми крупными и едва не единственными представителями книжной мудрости в до-петровской Руси. Обе они суть наследия польской схоластики, которая стала было пользоваться у нас правом господства чрез представителей киевской учености, находивших себе приют в гостеприимной Москве» 23 . Арифметика Магницкаго – болъшой том в несколько сот страниц – представляег род энциклопедии, и заменяла собою и геометрию, и физику, и географию 24 . Если Ломоносов-юноша без учителя еще и не мог понять всего написанного в этих книгах, за то «по крайней мере с тех пор возимел уже он некоторое понятие о правилах 25 ». Славянская грамматика Смотритского, малодоступная Ломоносову-юноше и благодаря польско-русскому языку, коим написана, была весьма полезна ему своим содержанием и оказала огромное влияние на русскую грамматику Ломоносова 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

По соображениям же моим, основанным на вышеизложенных и других сведениях, и согласно с мнением г. Генерал-Губернатора Восточной Сибири (с которым я имел случай ныне видеться в Якутске при возвращении его с Амура), на первый раз необходимо: 1) Построить три церкви: одну в Николаевске, другую в Мариинском и третью в средней деревне для поселенцев. 2) К находящимся ныне на Амуре двум священникам прибавить еще четыре священника. И из них трех определить в Николаевск, как главное место, и где вероятно будет находиться и училище для кантонистов, а между тем один из священников почти беспрестанно будет находиться в отлучках то в ту, то в другую сторону, для исправления треб в Петровском и в близлежащей от города в 7 верстах деревне, и частью к туземцам. Двух в Мариинский пост – один из них должен будет заведывать пока Александровским постом, отстоящим в 80 верстах к востоку – и одного в среднюю деревню к поселенцам, с причислением к нему и прочих селений. Старшему священнику в Николаевском пока должно быть подчинено все духовенство на Амуре, и потому ему прилично быть протоиереем. 3) И кроме того, еще необходимо на первый раз хотя двух миссионеров, для проповеди слова Божия между туземцами, живущими вблизи означенных мест и по рекам Амгуни, Бурее и другим, впадающим в Амур. (А о Сахалинцах теперь и речи нет). 4) В Николаевске – как главном месте и при трех священниках – нужен диакон. 5) Ко всем же восьми священникам необходимо не менее девяти причетников; трех – в Николаевске, трех – в Мариинском, двух, или, по крайней мере, одного при священнике у поселенцев и по одному двум миссионерам. Священников же в настоящее время имеется только двое, как сказано выше; один на Амуре (Вениаминов), а другой (о выдаче которому прогонных я имел честь представлять Святейшему Синоду за имеет отправиться туда при возможности и поступить в Мариинск вместо Ионы. –- А причетников только один – в Николаевске. И потому в настоящее время необходимо 4 священника, 2 миссионера, 1 диакон и 9 причетников, а всего 16 лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Через несколько дней после нашей встречи я узн аю, что в Горловке появился частный музей. Мемориальный музей студентов, погибших в боях. Музей создан их матерями. Они говорят просто: о донецкой/луганской мобилизации забыли мгновенно, как только началась мобилизация в РФ. Но в РФ студентов не брали – разве что добровольцами. Поэтому сама мысль, что студент может погибнуть фронте, большинству россиян кажется дикой. А значит, их не было – студентов, которые погибли как солдаты. Но кто-то же должен увековечить их память! Чтобы люди помнили, что они – были… Власти ДНР – те самые, что объявили мобилизацию – никакого интереса к теме её последствий не проявляют. Остаётся сделать это… матерям и вдовам. Что они и сделали в квартире одной из них. …Темнеет. Садясь в машину, ловлю сообщение в телеграме: заехать, забрать документы на раненого бойца. Отвезти в Питер. Галина Алексеевна. Телефон. Мой путь сейчас проляжет через весь Донецк в микрорайон Текстильщик – то есть опять почти в Александровку. Она живёт в центре. Могу заехать. Встречаемся на Розы Люксембург, у магазина «Жасмин». Хороший ориентир – это единственный освещённый объект в округе. Вроде и центр города, но два квартала от главных улиц – непроглядная тьма. Но, как и на ДКАДе, это иллюзия. В этой тьме продолжает жить город (в полной мере я смогу убедиться в этом буквально через полчаса, рыская в его отнюдь не центральной части – Кировском и Петровском районах). Она – вузовский преподаватель. Практически коллеги. Передаёт папку с документами на бойца, годящегося ей в сыновья. Боец внутренних войск МВД ДНР. Получил тяжелейшие ранения. Сейчас в Петербурге, в Военно-медицинской академии. О его ранах рассказывает спокойно, удерживаясь от эмоций. Обещаю помочь. Прощаемся, еду дальше. Ещё один человек из темноты – Василий Алексеевич. Подтянутый, уверенный в себе пенсионер. Это уже в другой части города, в Кировском районе. В частном секторе. Я должен был передать ему радиаторную решётку от «хёндая», привезённую с собой из Петербурга.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/22/...

Житель Петровского района Донецка получил ранение в результате обстрела со стороны ВСУ, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. «При обстреле с украинских позиций ранение получил мужчина по улице Кирова», - говорится в сообщении. Вооруженные силы Украины утром выпустили по Донецку свыше 50 артиллерийских снарядов, под обстрелы также попали Горловка, Ясиноватая и ряд других населенных пунктов Донецкой Народной Республики, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. По информации представительства, с 07:00 утра до полудня Донецк шесть раз обстреляли из крупнокалиберной артиллерии. Больше всего пострадал Петровский район города, по которому с украинской стороны выпустили 45 снарядов. Кроме того, под огнем оказались Куйбышевский и Ленинский районы столицы. Всего за утро по городу выпущено 53 снаряда. Зафиксированы три артиллерийских удара по Горловке, дважды обстреляны Пантелеймоновка и Александровка. По трем населенным пунктам в общей сложно выпущено 57 снарядов, в том числе из артиллерии натовского калибра 155 мм. По Ясиноватой выпущено пять 122-миллиметровых снарядов. ВСУ выпустили пять ракет из РСЗО «Град» по Горловке, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. Захарова заявила, что контакты РФ, Турции, Украины и ООН по зерновому вопросу будут продолжены. Минобороны РФ заявило, что среди боевиков украинских нацформирований участились конфликты и столкновения с применением оружия. Истребители ВКС России сбили в воздухе два украинских самолета Су-24 в районе Славянска и МиГ-29 в Донецкой Народной Республики. ВС РФ «Калибрами» уничтожили на территории завода высоковольтной аппаратуры в Запорожье боевые машины РСЗО ВСУ. Референдум о вхождении в состав РФ состоится в Запорожской области в начале осени, заявил глава ВГА. ВС РФ уничтожили артиллерийский взвод гаубиц М-777 на огневых позициях в Харьковской области.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/14/os...

Но я Вас утомил своим длинным письмом. Примите уверение снова в моем душевном уважении к Вам. Ваш усерднейший слуга Н. Гиляров-Платонов Печатается впервые полностью по автографу: СПбФ АРАН. Ф. 22. Оп. 2. 63. Л. 1–4 об. В трагическом для Гилярова 1884 г. он лишился почти всей своей недвижимости. И. Ф. Романову-Рцы он писал 13 ноября 1886 г.: «Да, у меня было состояние свыше двухсот тысяч, и все пошло прахом; имущество распродано с аукциона по 5 к(опеек) за рубль» (Письма к Романову-Рцы. С. 280). Особенно болезненной оказалась потеря дачи в Петровском-Разумовском. А. М. Гальперсон рассказывала в некрологе: «Фабрика была продана; он не опечалился. Продана и типография; его это мало тронуло. Но когда с публичного торга за бесценок в чужие руки перешла его дача, в которой каждое бревно было положено по его указанию, в которой каждое деревцо посажено было собственными руками, в которой целые рощи выросли под его нежным попечением, в которой под собственным наблюдением его устроена была образцовая пасека, которая давала ему ягоды клубники, называвшиеся в продаже гиляровскими, потому что подобных им не было, которая, наконец, в течение двадцати с лишком лет служила ему единственной утехой, – тут только возроптал бедный «каторжник, прикованный к тачке», но ненадолго» ((Гальперсон А. М.). Москва, 20 октября//СИ. 1887. 21 окт. 288. С. 1). Заботы об «образцовой пасеке» ведут начало с конца 1870-х гг. Тогда у Гилярова завязалась переписка с ведущим русским пчеловодом своего времени, одновременно выдающимся химиком и лепидоптеристом (специалистом по бабочкам) Александром Михайловичем Бутлеровым (1828–1886). Знакомство Гилярова с ним, по всей видимости, относится к началу 1854 г., когда Бутлеров приехал в Москву защищать в здешнем университете докторскую диссертацию «Об эфирных маслах». Он с 1851 г. был женат на Н. М. Глумилиной, племяннице С. Т. Аксакова, с семейством которого Гиляров как раз сблизился в этот период ( см. об этом: Дмитриев А. П. Н. П. Гиляров-Платонов и С. Т. Аксаков (к истории знакомства и взаимоотношений)//Русская литература. 2010. 4. С. 194–210 ) . 2 марта 1854 г. Вера Аксакова писала из Абрамцева кузине Марии Карташевской в Петербург о том, что Бутлеров заехал на один только день (28 февраля), но «успел, однако ж, у нас наделать много дела, пересмотрел с сожалением цветы, пересадил некоторые, посадил по моей просьбе [все] тобою присланные корни и луковицы, из которых, впрочем, оказалось многое погибшим. Что делать, плохие мы садоводы, и мне жаль, что ты, мой милый друг, для меня отделила от своих прекрасных луковиц» (ИРЛИ. Сигн. 10621. Л. 28). Впрочем, не исключено, что Гиляров, часто посещавший тогда Абрамцево, все же не смог встретиться с Бутлеровым и их знакомство оставалось заочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Потеряв с отпадением от Церкви твёрдую опору в религиозной жизни, старообрядчество, естественно, скоро начало распадаться на многочисленные отдельные толки или секты. Распространяясь в среде невежественной и умственно неразвитой, секты эти стали принимать грубые и —534— даже извращённые формы, ещё более смешивая важное с временным и условным, форму с сущностью, и всё дальше и дальше удаляясь от тех оснований, без которых не может быть установленной христианством церковной жизни. Появились, наприм., беспоповцы, отвергнувшие значение иерархии. От них откололись затем федосеевцы, отрицающие брак. Среди федосеевцев в 1771 году выделился особый толк «безбрачники», основанный Ильёй Ковылиным. По учению этого религиозного реформатора и его преемников: «лучше жить с кобылицею, нежели с красивою девицею, лучше блудить с разными жёнами тайно, нежели жить с одной в яве: тайный блуд тайно и судится». На почве беспоповщины возникла также секта странников или бегунов. Эти люди нашли, что в мире уже царствует антихрист, и в нём нельзя спастись. «Ради душевного спасения от антихриста», они требуют разорвать связь с гражданским обществом, «с вавилонскими жителями», по их выражению. Последователи секты не должны записываться в ревизии и, конечно, в метрики, как акты гражданского состояния, иметь паспорта, а должны пребывать в странствии, в бегах. При поступлении в секту прежде всего требуется уничтожение паспорта, а затем вступающий подвергается шестинедельному испытанию. 611 По причине именно распоряжения о ведении метрических записей среди старообрядчества образовался даже отдельный толк. Когда Император Александр I Указом 26 марта 1822 года дозволил раскольникам содержать беглых попов, если только они не совершили уголовного преступления, побудившего их учинить побег, то вместе с тем им было приказано «для порядка вести метрики». В Высочайше утверждённых 26 марта 1822 года правилах о беглых священниках у раскольников находящихся, в 5 правиле сказано: «священникам, оставленным у раскольников, приказать для порядка вести метрики и представлять о том ведомости ежегодно гражданскому начальству». 612 Но часть беглопоповцев в Стародубских

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

вспомнил лишь тогда, когда пришло время им подписывать Регламент: „объяви преосвященным архиреом“... Таким образом, те, собору коих принадлежит верховная законодательная власть в Церкви, были унижены до положения лиц с правом только совещательного голоса: „ежели что не так покажется, то б ремарки показывали и на каждой ремарке экспликацию вины дела“. Но и это право оставлено было за ними лишь для видимости. Петру необходимы были только их подписи, чтобы придать Регламенту характер авторитетности в глазах духовенства и тех из мирян, которые помнили традиции древне-русского времени и знали правила св. Церкви, по которым всякое вмешательство светской власти в дело церковного законодательства самым настойчивым образом отстраняется 105 . И вот он посылает подполковника Давыдова собрать подписи от архиереев. Что этот сбор подписей сделан был не без насилия, нечего и доказывать: требование письменного объяснения, в случае уклонения от подписи, равносильно угрозе судом. О свойствах суда в Петровское время даёт достаточное понятие уже одно существование знаменитого и страшного Преображенского приказа. А что и архиереев, в случае их сопротивления делу Петровских реформ, не защищал от привлечения к суду самый их высокий сан, показывают примеры: казни Ростовского архиерея Досифея, лишения сана Игнатия Тамбовского, ссылки в Сибирь митрополита Крутицкого Игнатия... Неудивительно, что подполковник Давыдов per fas aut nefas (пока для нас это безразлично, и нам важно лишь установить в принципе, что согласие архиереев не было свободным) сумел собрать нужные ему подписи. А продолжительные, но неудачные уклонения от подписи самого видного из архиереев, местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского , который, если потом и подписался, то, очевидно, лишь уступая силе, показывают, что прочим, не столь важным архиереям нечего было и думать об уклонении. А почему Златоустовский архимандрит Антоний не поехал с Давыдовым в Казань и Вологду? Уж не потому ли, что слишком тяжёлой для его нравственного чувства была возла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По поводу покаяния Закхея Господь сказал: «Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть» ( Лук. 19, 9 ). Такой же смысл имеет Его известный ответ Самарянке (Иоан. гл. 4). Итак, наш православный патриотический космополитизм в сознании народа вполне соответствует учению Христову и Евангельскому, но, увы, эту любовь к единоверцам нашим почти утратили наши интеллигенты после Петровской эпохи. Когда они, лечась от ревматизма или худосочия, забираются в Египет, то, возвратясь домой, будут вам разсказывать о пирамидах и пальмах, а дамы о красоте молодых арабов, а если вы их спросите: «а православнаго патриарха Александрийскаго, имеющаго титул Судии Вселенной, вы постарались повидать?» – то ваш собеседник или собеседница вытаращат на вас глаза и спросят: «а разве там есть патриарх? Первый раз об этом слышу». Впрочем, русская интеллигенция не вполне лишена нравственнаго общения с Православным Востоком. С 1882 г. мы имеем весьма достопочтенное Императорское Палестинское о-во, обладающее разнообразными отраслями деятельности – поддержание св. храмов и духовенства в Палестине и и Сирии, собирание и издание исторических документов по истории Православнаго Востока, облегчение денежное и юридическое русскаго паломничества в Святую Землю и хозяйственная поддержка народных училищ на всем Ближнем Востоке. Учреждение этого О-ва имело виновниками Вел. Кн. Сергея Александровича и его Высочайшей Супруги, а главным труженником сего учреждения был один из основателей его В. Н. Хитрово . Нужно ли говорить о том, что с самаго начала русской революции Общество это была лишено своих доходов, которые прежде из добровольных пожертвований и церковных сборов доходили до 1 миллиона рублей. Впрочем, упоминая обо всем этом, мы должны присовокупить, что и прежде не вся же русская интеллигенция обнаружила безучастное отношение к Православному Востоку. Книги с описанием Св. Земли и окружающих ее стран издавались постоянно, хотя и с большими промежутками и имели авторами весьма авторитетных и ученых представителей высшаго сословия: разумеем известные труды А. Н. Муравьева и бывшаго министра Абрама Норова, которые можно сказать жизнь свою посвятили на изучение Православнаго Востока. А со времени учреждения Палестинскаго Общества таких трудов появилось несколько десятков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

В 1723 г. даже помещикам было предписано сотрудничать с новосозданной по католическому образцу духовной инквизицией 1405 . К счастью для раскольников, борьба с ними так и не была централизована и проведена в качестве единой, повсеместно действующей, системы. Нередко администрация и духовенство не только не поддерживали антираскольнических агентов и миссионеров, а боролись с ними, даже гнали их из своих городов, и жаловались на их действия в столицу. Документы Петровской и послепетровской эпохи полны случаев подобного вмешательства губернаторов и воевод, заступничества священников. Алатырский воевода князь Б.М. Мещерский выгнал местного антираскольничьего деятеля из своего города 1406 . Стародубские комендант Пашков и воевода князь Трубецкой жаловались на местного миссионера 1407 . Олонецкий комиссар Уваров и местный ландрат Муравьев открыто поддерживали Выговскую пустынь 1408 . Меншиков покровительствовал и Выговскому общежитию поморцев, и федосеевской Ряпиной Мызе. Сам Петр не только дал возможность легального существования Выгу и Ряпиной Мызе, но и усиленно поддерживал уральские заводы Демидовых, на которых находили себе пристанище тысячи и тысячи староверов. Он же оформил легальное существование стародубских раскольников, когда те помогли ему в борьбе со шведами 1409 . Царь открыто помогал тем из старообрядцев, которые не осуждали его, а помогали ему строить империю. В 1725 г. Синод даже обвинил весь Сенат в том, что тот,«если не открыто держал сторону раскольников, то действовал очень слабо» 1410 . Но все эти случаи помощи и сочувствия оставались все же исключениями на общем фоне гонений, помогая старообрядцам пережить преследования только тогда, когда сами они были достаточно сплочены, богаты и влиятельны. Широкая же масса раскольников тяжело страдала от разветвленной, хотя и хаотической системы борьбы с их верой и их общинами. До основания Синода борьба с расколом велась целым рядом независимых организаций:»раскольничьими конторами» в Москве, общей гражданской администрацией, церковной иерархией, а в случаях пропаганды против " безбожных реформ» или " царя-антихриста» – тайной полицией, Преображенским приказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010