[Греч. Μητροφνης] († 4.06.313/4), свт. (пам. 4 июня), еп. Византия (с 306/7). По всей видимости, в отличие от многих других епископов Византия II - нач. IV в., упоминавшихся в списках, которые имели широкое хождение в К-поле и носили при этом недостоверный характер (наиболее ранний - в тексте Псевдо-Дорофея Тирского (VII-VIII вв.), см.: Schermann. 1907. S. 187-194; подробнее см. также в ст. Константинопольская Православная Церковь), М. являлся исторической личностью. Приводимые Евсевием Памфилом, еп. Кесарийским († 339/40), в соч. «Жизнь Константина» ( Euseb. Vita Const. 3. 7) сведения о некоем предстоятеле «царствующего града» (βασιλευοσης πλεως), который по причине преклонного возраста не присутствовал на Вселенском I Соборе и отправил на него своих пресвитеров, не могут, однако, относиться к М., поскольку «царствующим градом» в данный период именовался Рим, а не К-поль (т. о., речь идет о еп. (папе) Римском св. Сильвестре I (314-335)); фрагмент соч. «Жизнь Константина» цитирует в своей «Церковной истории» Сократ Схоластик († после 439) ( Socr. Schol. Hist. eccl. 1. 8). Тем не менее некоторые исследователи привлекали эти сведения для реконструкции биографии М. (см.: Janin. 1967. Col. 396), что объясняется ошибочной интерпретацией сообщения Евсевия, данной Геласием Кизическим (2-я пол. V в.) . Последний, цитируя тот же фрагмент, добавляет к фразе «предстоятель царствующего града» имя М. ( Gelas. Cyzic. Hist. eccl. 2. 5), поскольку уже с кон. IV в. это именование было характерно для К-поля. Геласий также утверждает, что одним из пресвитеров - представителей М. на Соборе являлся буд. архиепископ К-польский свт. Александр I , к-рый в действительности уже занимал кафедру. Известно, что он был архиепископом в течение 23 лет и скончался вскоре после смерти имп. Константина. Это позволяет отнести возведение свт. Александра на престол к 313/4 г. В «Хронографии», ошибочно приписывавшейся свт. Никифору I , патриарху К-польскому (806-815), М. упомянут как 23-й епископ Византия, занимавший кафедру в течение 10 лет ( Niceph. Const. Chronogr. P. 114). Согласно легендарным сведениям, нашедшим отражение уже у Псевдо-Дорофея, отцом М. являлся Дометий, приходившийся, как утверждалось, братом римскому имп. Пробу (276-282). После гибели последнего Дометий переселился со своими сыновьями Пробом и М. в Византий. Здесь он был принят еп. Титом, к-рый рукоположил его во пресвитера. Позднее Дометий якобы стал преемником Тита на кафедре, к-рую в свою очередь передал старшему сыну Пробу. Тем не менее в биографии имп. Проба в составе сб. «Писатели истории Августов» (IV в.) сказано лишь о наличии у императора сестры (Scr. hist. Aug. Prob. 3. 2-4).

http://pravenc.ru/text/2563448.html

Девятое заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Католической Церковью в Белграде 27 сентября 2006 г. 12:47 На девятом заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, прошедшем с 18 до 24 сентября в Белграде, была продолжена работа, начатая в 1980 году. Комиссия возобновила свою деятельность после длительного перерыва — предыдущая пленарная сессия состоялась в Балтиморе (США) в июле 2000 года. Встрече в Белграде предшествовало всеправославное совещание, созванного Патриархом Константинопольским Варфоломеем . На этом форуме, который состоялся в церкви св. Георгия на Фанаре (Турция) в сентябре 2005 года, было принято решение о необходимости продолжить работу православно-католической комиссии. В коммюнике, изданном Папским советом по содействию христианскому единству, отмечалось, что возобновление официального богословского диалога между православными и католиками стало возможным благодаря активному содействию Понтификов Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, и деятельной позиции Патриарха Варфоломея, координирующего работу комиссии с православной стороны. С 13 по 15 декабря 2005 года в Риме состоялась встреча совместного координационного комитета, который и был уполномочен подготовить пленарную сессию в Белграде и определить круг тем для обсуждения. В Смешанную комиссию вошло 30 представителей Православной Церкви и Римско-Католической Церкви. Сопредседателями Смешанной комиссии по диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами являются митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), представляющий Константинопольский Патриархат, и председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер . Секретарями комиссии являются митрополит Сассимский Геннадий (Константинопольский Патриархат) и монсиньор Элеутерио Ф. Фортино, вице-секретарь Папского совета по содействию христианскому единству. В заседании приняли участие представители большинства Православных Поместных Церквей: Константинопольской , Александрийской , Антиохийской , Иерусалимской , Русской,  Сербской , Румынской , Грузинской , Кипрской , Элладской , Польской , Албанской ,  Чешской и Финляндской.

http://patriarchia.ru/db/text/146124.htm...

Елена Георгиевна Истомина , старший лейтенант медицинской службы в отставке, Москва. За день я поседела полностью. Фото из архива автора. – С.7; Протоиерей Роман Косовский , Киев. Без споров о вере . Фото из архива автора. – С.7; Валентина Викторовна Штейн , служила врачом-психиатром во фронтовом госпитале, Калининград. Моей судьбы кардиограммы. Фото Елены Нагорных. – С.7. Воин Христов. Памяти погибшего архиепископа Мирона Автор текста – Денис Маханько . Фото Адама Павловского//Фома. - – май 2010. – С.9. – (без рубрики). Гайновский Мирон, архиерей Польской Православной Церкви погиб в катастрофе самолета президента Польши под Смоленском 10 апреля 2010 года. Тема номера. Дети и внуки Победы: Помнить, чтобы … Вступление от Редакции. Фото fotoimedia/Игорь Табаков//Фома. - – май 2010. – С.10-11. – (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). Нина Усатова . День подснежников. О Победе, памяти и фильме «Поп» . Беседовала Елизавета Киктенко . Фото Александра Ситракова. Ил.: кадры из фильмов «Холодное лето 53-го», «Поп»//Фома. - – май 2010. – С.12-17. – (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). Имеется биографическая справка « Нина Усатова » (С.13). Дмитрий Соколов-Митрич , журналист, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», обозреватель газеты «Известия». НЕ черно-белая война. Об опыте общения с ветеранами, играх в войну и латышах-легионерах СС . Фото из архива газеты «Известия» и фото Сергея Полякова//Фома. - – май 2010. – С.18-19. – (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »). См. также: Александр Моисеенков . Молчание о войне . Отклик на очерк Дмитрия Соколова-Митрича «Не черно-белая война», за май 2010 года//Фома. - – июнь 2010. – С.98. – (рубрика « Отклики »). Наталья Лосева , первый заместитель руководителя объединенной редакции новостей агентства «РИА-Новости». Точка опоры. Чтобы перевернуть мир к лучшему . Фото из архива автора, фото Андрея Исмаилова и из архива журнала «Фома»//Фома. - – май 2010. – С.20-21. - (рубрика « Тема номера. Дети и внуки Победы »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-85-m...

Жерехово. Храмовый комплекс. Церкви Сергия Радонежского и Боголюбовской иконы Божией Матери. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Жерехово, ул. Гагарина, Психоневрологический интернат Координаты: 56.1682, 39.9716 Проезд:С трассы М7 от поста ГАИ выезд на местную дорогу Р75 направлением Ставрово-Кольчугино 14км до с. Ермонино, на перекрёстке без указателей поворот строго на север 2км до Жерехово. Ансамбль церквей составная часть усадьбы Оболенских, на въезде в Жерехово Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Село Жерехово Собинского района до революции входило в состав Ставровской волости Владимирского уезда. Одно из ранних упоминаний этой местности относится к нач. XVII века. Селение Жерехово обозначено в писцовой книге 1622 года как вотчина Фёдора Родионовича Всеволожского и Авдотьи, вдовы Александра Родионовича Всеволожского. Братья Всеволожские - Меркурий, Фёдор и Александр - во время Смуты принимали активное участие в борьбе с польской интервенцией, за что им были пожалованы вотчины во Владимирском уезде. При действительном статском советнике Алексее Степановиче Всеволожском (1699-1760) был сформирован усадебный комплекс, в составе которого была выстроена на высоком берегу правого притока Колокши в 1731 году вместо деревянного храма каменная церковь во имя Сергия Радонежского с приделом в честь святителя и чудотворца Николая. Здание типа восьмерик на четверике с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней. На фасадах храма просматривалось декоративное убранство и архитектурные детали в духе аннинского барокко. Средства на её возведение выделил Алексей Степанович Всеволожский. Первая же церковь в селе Жерехово обозначена в книгах патраршего казённого приказа под 7136 (1628) годом, где записано следующее: " Церковь Преподобный Сергий чудотворец в селе Жерехове, в вотчине Татьяны Ивановны жены Всеволоцкаго дани семь алтын две деньги " . В писцовых Владимирских книгах 7161 (1653) года у оной Сергиевской церкви написано: " двор попов, в приходе 13 дворов, пашни церковныя земли 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 30 копен " . В переписных писцовых книгах 1703 года при Сергиевской церкви значится: " поп Семион, в приходе 61 двор, пашни церковныя и земли 5 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен " .

http://sobory.ru/article/?object=06535

Жизнеописание Митрополита Иосифа Владыка Иосиф родился в 1893 году и при крещении был назван в честь великомученика Иоанна Нового († 1330–1340). Его детские годы прошли в Могилеве. Родители – Михаил и Евдокия, сестра – Анна; брат – Алексий. Мать скончалась, когда Ване было три года. Отец, «занимавший одну из низших военных должностей, вынужден был брать сына с собой в казармы, где среди солдат преимущественно и проходило детство мальчика» 1 . Со своими сверстниками он «играл» в богослужения. У него рано возникло желание уйти в монастырь. Поступлению в монастырь предшествовал знаменательный случай. В 1910 году в мае месяце в Могилевском соборе находились святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой († 23.05.1173 г.), которые переносили из Киева в Полоцк 2 . Простояв почти всю ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложиться к ее святым мощам. На следующую ночь он видел во сне, как преподобную уже выносили из собора, и в это время она приподнялась и благословила юношу. По благословению преподобной Ваня был принят в Белыничский монастырь под Могилевом, еще не дойдя до него. Их догнал ехавший на фаэтоне настоятель монастыря архимандрит Арсений (Смоленец; 1907–1910), который поинтересовался, куда идут мальчики. Выяснилось, что один идет в монастырь Богу молиться, слушаться и работать, а брат его провожает. Прочтя рекомендательное письмо директора гимназии Свирелина, отец архимандрит сказал: «Мальчик, ты уже принят в монастырь». Дойдя до монастыря, Ваня со слезами поклонился находящемуся в этой обители чудотворному образу Белыничской Богоматери 3 . Эта встреча на многие годы определила жизненный путь будущего Митрополита. На фотопортрете Архиепископа Арсения, хранившемся у Владыки, было написано его рукой: «(Судьба) Промысл подарил мне встречу на моем жизненном пути с этим человеком, которого жизнь была почти легенда, но – реальность». Не имея школьного образования, Владыка Иосиф многое получил от Архиепископа Арсения (Смоленца; † 6.12.1937 г.) 4 , под руководством которого послушник Ваня Чернов, начиная с послушника, со временем был возведен и в архиерейский сан. Владыка Арсений происходил из польской семьи и имел светское юридическое образование. В 1902 году он кончил Казанскую Духовную Академию, еще через год он инспектор Киевской Духовной Семинарии, через год – ректор Александровской Духовной Семинарии в Ардонске 5 , а с 1907 года – настоятель Белыничского монастыря 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Завершились очередные Всероссийские Иринарховские чтения Борисоглебский, 2 марта 2005 г . Борисо-Глебский монастырь. В поселке Борисоглебский, в Ярославле и Ростове Великом с 27 февраля по 1 марта проходили Всероссийские Иринарховские чтения, посвященные памяти преподобного Иринарха-затворника Ростовского, Борисо-Глебского, чей духовный подвиг послужил делу освобождения Отечества от польско-литовского нашествия в 1612 году. Это уже восьмые по счету Чтения. Проводимые по благословению Патриарха Алексия, силами Борисо-Глебского монастыря и Отделением международного фонда славянской письменности и культуры, они стали ежегодными, передают наши корреспонденты Л.Данилова и А.Волгина. " Правда – венец всему " – эти слова стали девизом нынешних Чтений, собравших на этот раз ученых-демографов, медиков, психологов, священнослужителей, военачальников, журналистов и писателей из Москвы, Владимира, Иркутска, Новосибирска, Углича, Рыбинска, Ярославля. Как всякое на Руси доброе дело Чтения начались с молитвы. Божественную литургию в Борисо-Глебском монастыре служили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Бакинский и Каспийский Александр в сослужении игумена Борисо-Глебского монастыря Иоанна (Титова) и священников Ярославской епархии. Знаменательно, что Чтения открылись в неделю о блудном сыне, когда Святая Церковь начинает предуготавливать своих верных чад к поприщу Великого поста молитвой " Покаяния отверзи ми двери… " и в день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Это особо подчеркнуло дух Чтений, направленный на возвращение в жизнь нашего общества духовно-нравственных традиций русского народа и просветительство. Предметом разговора на этом представительном форуме (среди выступающих – один академик, четыре доктора и пять кандидатов наук) стала демографическая ситуация в нашей стране, которую сегодня иначе, как катастрофической, не назовешь. Директор медико-просветительского Центра " Жизнь " Н.Н. Бойко, проанализировав данные за последние десять лет (с момента принятия решения Каирской конференцией по народонаселению), рассказала о губительной для России деятельности Ассоциации планирования семьи, назвав страшные цифры: по данным официальной статистики в России ежегодно совершается до двух миллионов абортов, а по статистике Центра " Жизнь " – российскими матерями убиваются во чреве до четырех миллионов младенцев.

http://pravoslavie.ru/12856.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Граф М.Н.Муравьев-Виленский в кривом зеркале белорусского национализма Личность и дела М.Н.Муравьева как ориентир для русского политика сегодняшнего дня 23.11.2020 868 Время на чтение 17 минут Личность и дела генерал-губернатора Михаила Николаевича Муравьева , управлявшего Северо-Западным краем России (Литва и Белоруссия) в 1863-1865 годах, обладают особой притягательной силой. Профессиональный интерес к фигуре виленского генерал-губернатора испытывают не только ученые-историки. Граф М.Н. Муравьев давно уже стал объектом пристального внимания лиц, число и разнообразие которых вызывает неподдельное удивление. В этом пестром списке представлены польские сепаратисты, русские радикалы, экстремисты и либералы, коммунистические партийные функционеры, деятели науки и культуры, белорусские националисты, государственные и оппозиционные, и прочая, прочая. Связующей нитью между этими лицами – независимо от их места в истории, идейной ангажированности, образования, партийной и этнической принадлежности, является многоликая и вездесущая русофобия. Сквозь призму отношений к фигуре М.Н. Муравьева небезынтересно изучать и различные общественные явления. Например, такие, как белорусский национализм и «национальная» история Белоруссии. Названный подход позволяет выявить носителей и творцов русофобской идеологии, их мотивы и цели, а также формы, в которых она проявлялась в белорусской истории и современности. Прежде чем перейти к изложению названной темы, следует рассмотреть события польского мятежа 1863 года и ту политическую опасность, которую он представлял для Российского государства, единства русского народа и Русской православной церкви. Мятеж начался в ту пору, когда Россия вступила в эпоху Великий реформ императора Александра II (1855-1881). Так как речь шла об освобождении миллионов крестьян и перераспределении собственности на землю между дворянами и крестьянами, конфликтов и противоречий в столь сложном деле было не избежать. Недовольство испытывали и дворяне, и крестьяне, интересы которых ущемляли условия освободительной реформы 1861 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/23/gr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Забытый фельдмаршал 02.07.2020 888 Время на чтение 66 минут Очерк деятельности Главнокомандующего в Русско-турецкую войну 1877 - 1878 г.г. на Балканском полуострове На Туркестанской выставке В.В. Верещагина в числе картин была одна: «Забытый», - это убитый русский воин, оставленный в степи. Государь Император Александр Николаевич нашел ее тенденциозной и выразил свое неодобрение. Верещагин ее уничтожил. В Петропавловском соборе, среди царственных могил, по­коится также «забытый русский воин», и это победоносный полководец, Генерал-Фельдмаршал, Великий Князь Николай Николае­вич. Цель настоящего очерка - нарушить это забвение. ВСТУПЛЕНИЕ Восточный вопрос. Его развитие до войны 1853-1856 г., включительно Начало возникновения восточного вопроса во всемирной истории определить трудно. Мнения историков в данном случае резко расходятся. Многие считают его началом крестовые походы, когда Европа, поднявшаяся на защиту Гроба Господня, двинулась на борьбу с Исламом. С течением веков борьба эта в большей степени пере­шла в руки Польши, стремившейся к освобождению славянских христианских народов на Балканах от ига турок. Но Польша впоследствии оказалась не в силах продолжать эту борьбу, и Россия, заместившая последнюю во главе славянства, приняла ее на свою долю. Таким образом, подчиняясь неизбежному ходу исторических событий, наследие крестоносцев перешло в наши руки. Спрашивается, что выдвинуло Россию на арену этой вековой борьбы? Многие историки приписывают это естественному стремлению к Черному мору Русского Государства и вытекающему из этого стремления возрастанию нашего влияния среди народов Балканского полуострова, связанных с нами религиозным и кровным родством. Первые признаки этого стремления относятся к древнейшим временам нашей истории, а именно к походам на Царьград Олега, Святослава и других. Рельефнее оно обозначилось, начиная с средины XVII века, т.е. как раз к началу окончательного ослабления польского королевства. В течение всей второй половины XVII века взаим­ные отношения Московского государства и Турции были враждебны.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Здесь как было, так и ныне - сердце всей Руси Святой...» Московский Кремль. Фоторепортаж 09.11.2016 842 Время на чтение 8 минут «...Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», - так в 1836 году, полемизируя с западником и либералом Чаадаевым, сказал о России и истории нашего государства Александр Сергеевич Пушкин . Это замечательное высказывание великого русского поэта мне вспомнилось на Соборной площади Московского Кремля. Здесь под открытым небом государственного историко-культурного музея-заповедника, в «сердце всей Руси Святой» (как назвал Московский Кремль поэт Валерий Брюсов) - можно сказать, предстает вся многострадальная и героическая история нашей страны. То многолюдная от российских и иностранных экскурсантов, то через несколько минут опустевшая Соборная площадь занимает самую высокую часть кремлевского холма, ее окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Сооружённый в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти белокаменный Успенский собор был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Здесь венчали на царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав русской церкви, совершали торжественные молебны перед военными походами и по случаю побед русских войск. Здесь оглашались государственные акты и совершались ритуалы погребения митрополитов и патриархов. Так в 1547 году в Успенском соборе был венчан на царство первый русский государь Ивана IV Грозный. 26-го октября 1612 года русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского был освобожден от польско-литовских захватчиков Кремль. Радость победителей была омрачена известием о смерти умученного поляками Патриарха Московского Гермогена - идейного вдохновителя народного восстания 1612 года. Первым при освобождения Кремля поспешил в Успенский собор бывший в ополчении князь Хворостинин. «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы», - воскликнул он, и когда ему показали место захоронения священномученика, мужественный воин горько и долго плакал.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как поляков на Россию науськивают «Диссиденты» пытаются снова отравить российско-польские отношения 28.05.2010 329 Время на чтение 3 минуты На этой неделе в польской газете «Rzeczpospolita» появилось письмо «диссидентов» советской эпохи и нынешних наших «заклятых друзей» Владимира Буковского, Виктора Файнберга, Натальи Горбаневской, Андрея Илларионова и Александра Бондарева, в котором они заявляют о недобросовестности российских экспертов, расследовавших гибель самолета польского президента под Смоленском. «Создается впечатление, - сетуют господа «диссиденты», - что российские власти не заинтересованы в выяснении всех причин катастрофы, а польские власти повторяют заверения по поводу «полной открытости», полученные от российской стороны, ничего от нее не требуя и терпеливо ожидая получения из Москвы давно уже обещанных материалов». Тут же на подкинутую «дохлую кошку» откликается американский «The Wall Street Journal». «Польское правительство решило, что расследование будет проводить российская прокуратура. Это вызвало споры и озабоченность по поводу того, что Россия может попытаться скрыть собственные ошибки в организации президентского визита, который российские власти посчитали частным и не имеющим большого значения», - пишет автор WSJ Марцин Собчик. Ссылаясь на опубликованное письмо в «Rzeczpospolita» (моментально, кстати, перепечатанное на сайте еще одного «диссидента», г-на Каспарова), г-н Собчик растолковывает читателю: «Как пишут российские диссиденты, польское правительство ведет себя наивно, думая, что Россия хочет раскрыть всю правду об этой катастрофе». А Россия-де – не хочет, поскольку хотеть этого она не может, продолжает г-н Собчик, поскольку российско-польские отношения на протяжении длительного времени были откровенно плохими: «Обе страны боролись за влияние в постсоветских странах Восточной Европы и Кавказа, а Польша утверждала свою независимость». Да и сегодня, уверяет автор WSJ, «разногласия по поводу энергоресурсов и военных планов продолжают портить эти взаимоотношения, и без того уже отравленные историческими спорами, связанными в первую очередь с жестоким владычеством Советского Союза над странами Центральной и Восточной Европы в XX веке».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010