Гл. 26, 14 И да сотвориши покрóв скинии от кóж óвних червлéных, и прикрывáла от кóж синих свéрху И сделай покрышку для покрова из кож бараньих красных и ещё покров верхний из кож синих «Покрышки из бараньих кож красных, – по его же мнению, – указывают на Христа через красный цвет, поскольку Он явился во плоти, ибо таков некоторыми образом цвет кожи; а покрышки из кож синих указывают на Христа через гиацинт, ибо Он с неба и свыше» (ibid, стр. 170). Гл. 26, 33 И повесиши завесу на столпех, и внесéши тáмо внýтрь завесы кивóт свидения: и разделяти бýдет завеса вáм посреде святилища и посреде Святáя Святых и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святого Святых Отделявшая Святое Святых от святилища завеса, по его же мнению, также «проявляла таинство Христа» в том смысле, что сокрытый за завесой ковчег завета предызображал собою Христа, Который «едва не таился как бы за завесою, принявши плоть, ибо, – замечает св. Отец, – разве не назвали для нас завесою тело Христово мудрый ап. Павел ( Евр.10, 19–20 )» (ibid, стр. 196). Гл. 27, 20 И ты заповеждь сынóм Изрáилевым, и да вóзмут тебе елéй от мáсличия без дрождéй чист изжáт в светение, да горит светилник всегдá И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время По объяснению св. Ефрема Сирина , «сим изображается учение Распятого, ибо всякий другой елей не от маслин означает учения чуждые» (тв. ч. 5, стр. 510). Гл. 28, 1 И ты приведи к себе Аарóна, брáта твоегó, и сыны егó от сынóв Изрáилевых, да священнодействуют мне Аарóн и Надáв, и Авиýд и Елеазáр и Ифáмар, сынове Аарóни И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых Аарон – прообраз Христа как Первосвященника, по мнению свв. Кирилла Иерусалимского («Огласительные поучения» X, 11; стр. 171–175), Афанасия Великого (тв. ч. 2, стр. 266–267), Кирилла Александрийского (тв. ч. 1, стр. 72, 127 и др.; ч. 2, стр. 17 и др.; ч. 3, стр. 6 и др.; ч. 4, стр. 87 и др.; ч. 5, стр. 113). По Златоусту («Толкование на послание к Евреям» стр. 305), всякий ветхозаветный Первосвященник – прообраз Христа. Назначение Аарона для священнодействия Самим Богом, по мысли св. Кирилла Александрийского , предуказывало то, что и «Христос зван как бы в Первосвященника волею Отца» (тв. ч. 2, стр. 263).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

С этим согласен и св. Ефрем Сирин (тв. ч. 6, стр. 519–520). Гл. 40, 5 и положиши олтáрь златый, в каждéние пред кивóтом свидения, и возложиши покрóв завесы над двéрию скинии свидения и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию [собрания] Золотой алтарь кадильный тем, что «полагался перед кивотом, над которым была завеса, а вокруг – Серафимы и выше всего – Бог, как бы принимавший несравненное благоухание Еммануила», – по мнению св. Кирилла Александрийского , – предызображал Иисуса Христа как Первосвященника» (тв. ч. 2, стр. 198). Книга Левит Гл. 2, 14 Аще же принесéши жéртву от начáтков жит Гóсподу, нóвы спряжены зелéны клáсы истлáчены Гóсподу, и принесéши жéртву от начáтков жит Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев, высушенных на огне, растолчённые зерна " „Зелены класы”, как прообраз, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – имеют значение таинства Христова. Именно, Он есть жертва за нас, перворождение духовное, т. е. начаток человечества, первенец из мёртвых, первый в нетление, как бы начаток усопших» (тв. ч. 5, стр. 179). Гл. 2, 15 и да возлиéши на ню елéй, и да возложиши на ню Ливáн: жéртва éсть и влей на них елея, и положи на них ливана: это приношение хлебное «На жертву возливался елей, – по его же объяснению, – в знамение того, что смерть Иисуса Христа не была в слёзы и плач, но скорее служила к уничтожению слёз и плача и к возбуждению радостной надежды, потому что елей символически означает изобилие и весёлость» (ibid, стр. 180). А «что смерть Христова не была следствием каких-нибудь благословных причин или проступков с Его стороны, но самою благознаменнейшею и совершенно беспорочною жертвою за нас, это уразумеешь ты, – говорит св. Отец, – от ладана, возлагаемого на жертву, ибо ливан прекрасно назнаменует священное и благоуханное» (ibid, стр. 180–181). Гл. 3, 1 Аще же жéртва спасéния дáр егó Гóсподу, áще ýбо от говяд é принесéт, áще мýжеск пóл или жéнск, непорóчен да принесéт é пред Гóспода

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 25, 37 И да сотвориши светил егó сéдмь, и постáвиши светила егó, и светити бýдут от единаго лицá егó И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его Так как «число 7 есть признак совершенства», то, по его же толкованию, семеричное число лампад светильника предуказывало на то, что «всесовершен и по естеству Своему Еммануил как Бог, и в разделении исходящих от Него дарований совершенно предлагается достойными принять их» (ibid, стр. 141). А по толкованию св. Климента Александрийского , «золотой светильник святилища не только внешним своими устройством, но и своими светом предызображал свет, принесённый на землю Христом» («Строматы» кн. 5, гл. 6, стр. 545). «Златозарный Тя свещник предвообрази, приемшую несказанно Свет неприступный, разумом Своими озаряющ всяческая», т. е. «Сияющий золотом светильник предызобразил Тебя, неизреченно воспринявшую неприступный Свет, Своею премудростью просвещающий всё» (Октоих гл. 6, Нед. Утр. к. 3, п. 8, т. 4). Гл. 26, 1 Скинию же да сотвориши от десяти опóн от виссóна скáнаго и синеты, и багряницы и червленицы скáныя: херувимы делом ткáным да сотвориши я Скинию же сделай из десяти покрывал кручёного виссона и из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою Кручёный виссон из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, по мнению св. Кирилла Александрийского , предуказывал на Христа, ибо, «будучи тонким и бестелесным по естеству, рождённое от Бога Отца Слово некоторым образом скручено через сплетение как бы с плотью. Итак, Он есть и кручёный виссон; но также есть как бы и «синета» (гиацинтовый голубой цвет), потому что не от земли, а свыше и с неба. Ибо гиацинту уподобляется на высоте и вверху находящееся эфирное тело, достигающее и до самой тверди; пурпур же, поскольку не есть раб, как будто сотворённый, но от Бога Царь и Господь всяческих. Червленица же кручёная, потому что умопредставляемый в сплетении с плотью и пребывая истинно Словом Божьим, Он дал кровь Свою за нас, так как червленица есть знамение крови» (тв. ч. 2, стр. 169–170).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

15. Общение свойств (Communicatio idiomatum) Божеских и человеческих в Лице Богочеловека    В силу ипостасного единения естеств, один и тот же Бог Слово может именоваться и Богом, и Человеком. При этом:    а) Свойства человеческие приписываются иногда Христу как Богу: «Если бы познали   «Если бы познали    (премудрость Божию), то не распяли бы Господа славы»   то не распяли бы Господа славы«    (1 Кор. 2:8). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею»   «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею»    (Деян. 20:28).    «Оно (Слово), соединившись с плотию в самой утробе (Святой Девы), родилось по плоти, усвоив Себе плоть, с которой родилось» (святителя Кирилла Александрийского послание к Несторию «Καταφλυαροσι»).    б) Свойства божеские приписываются иногда Христу как Человеку: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»   «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»    (Ин. 3:13).    «Божественный и вышевидный Младенец, хотя и был в пеленах, по человеческой природе, но как Бог неизреченной силой расхитил сосуды сатаны» (святителя Кирилла Александрийского пасхальная гомилия 429 года).    Термину communicatio idiomatum соответствует греческое выражение (ντμεθιστασις των ονομτων) (взаимозамена или взаимоперемещение именований), которое введено в догматику на основании одного высказывания святого Григория Нисского. Святой Григорий в письме к Феофилу, архиепископу Александрийскому, писал: «По причине совершенного единения воспринятой плоти и восприемлющего Божества имена взаимно заменяются, так что и человеческое называется божеским, и божеское человеческим (именем). Посему и Распятый у Павла называется Господом славы (1 Кор. 2:8) и Поклоняемый от всей твари небесных, земных и преисподних именуется Иисусом (Флп. 2:10)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Ст. 19–20. Обилие чад Сиона будет таково, что пространство Иерусалима, пустырей его и всей св. земли, находящейся в разорении, будет слишком мало для них, и они будут желать расширения своей территории. В 20 ст., вместо =Иероним sterilitatis tuae=бесплодия твоего (ср. Лют. deiner Unfruchtbarkeit), 70 читали: , почему: ος πολλεκας= ихже вылъ погвилъ еси; в р. син. описательно: которые будут у тебя после потери прежних. ка. И речеши въ сердцы своемъ: кто мн пород сихъ; азъ же безчадна и вдова, сихъ же кто воспита мн; азъ же стахс єдина, сіи же мн гд быша; 21. И ты скажешь в сердце твоём: кто мне родил их? я была бездетна и бесплодна, отведена в плен и удалена; кто же возрастил их? вот, я оставалась одинокою; где же они были? Ст. 21. Нарождение новых чад Сиона последует не по естественным законам племенного размножения природных жителей Сиона, т. е., иудеев, а по чрезвычайному действию Божию. Евр.-сл. – в р.-с. отведена в плен и удалена, в ват. т. и ал. код. не имеют себе соотв., почему не переведены и в слав.; но в некоторых греч. сп. переведены: προικος κα γκεκλεισμνη. кв. Так глетъ гдь гдь: с, воздвизаю на зыки рк мою и на стровы воздвигн знаменїе мо, и приведтъ сыны тво въ лон и дщєри тво на плещахъ возмтъ. 22. Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Моё племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. Ст. 22. Господь обратится к языкам: проявит пред народами силу свою, т. е., по св. Кириллу Александрийскому , силу благовестия о Христе; Он воздвигнет среди них знамя своё, т. е., по бл. Иерониму, знамя креста своего, вследствие чего среди них объявятся во множестве чада Сиона, стремящиеся к нему. В первое время, после своего духовного рождения, они, как малые дети, в своём стремлении к Сиону будут сильно нуждаться в посторонней помощи, – помощи своих воспитателей. Таковыми воспитателями новых чад Сиона, по св. Кириллу Александрийскому и бл. Иерониму, были апостолы и предстоятели церкви (ср. 1Кор.3:2 ; Гал.4:19 ; 1Сол.2:7 ; 1Пет.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Почему такие условия? Чтобы не ошибиться – ведь много дев может подойти к колодцу в это время. Эта дева сделала все именно так, как он себе и представил. Девица должна быть не только целомудренной, но и трудолюбивой. Внимательно относитесь к тому, как ваши дети проводят свое свободное время, приучайте их к труду. Я знал одну молодую семью, получившую квартиру и ставшую жить отдельно от родителей: к ним надо было специально приезжать и готовить еду – сами молодые ничего не умели. Мы видим, что Ревекка трудолюбива. И вот раб Авраама сосватал Ревекку и везет ее к Исааку. Исаак ждет, волнуется. Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась ( Быт.24:62–65 ). Мы видим, что Ревекка не бежит навстречу Исааку, а взяла покрывало и накрылась. Что это значит? Покрывало на голове женщины – это знак власти над ней мужа. Иногда говорят о женщине – опростоволосилась. Это означает: вышла из-под власти мужа. И в этом мы видим целомудрие Ревекки. Святые отцы александрийской школы историю сватовства Ревекки и встречи ее с Исааком истолковывали духовным образом. Согласно этому толкованию, Авраам – это образ Бога Отца. Бог Отец посылает своего распорядителя за невестой. Исаак – это образ Иисуса Христа. Ревекка – невеста Христова, символизирует собою Святую Церковь . А кто же раб? Раб – это Дух Святой. Ревекка едет на верблюде. Сторонники александрийской школы считали, что в Писании нет ни одного лишнего или случайного слова. Почему она едет именно на верблюде? У верблюда – два горба. Это символы Ветхого и Нового заветов. Церковь должна опираться на Писание и руководствоваться Духом Святым – вот смысл этого толкования. Дух Святой подсказывает: Христос – жених перед невестой. Целомудрие веры Целомудрие веры – это очень важный вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В настоящее время на Мальте нет ядовитых змей, а у туземцев есть предание, что с тех пор, как святой Павел стряхнул ехидну в огонь, вся эта порода ядовитых пресмыкающихся утратила свою ядовитость. Деян.28:7 .  Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал. Деян.28:8 .  Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его. Деян.28:9 .  После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, Деян.28:10 .  и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным. Начальник острова по имени Публий , имевший по близости имение, принял у себя его и дружелюбно в течение трех дней угощал Павла и его спутников ( «нас», как выражается Дееписатель, то есть Павла, Луку и Аристарха, а конечно, не всех 276 путников, что особенно видно из ст. 10). Тут Павел совершил чудо исцеления от лихорадки и кровавого поноса отца Публия, после чего к нему стали приводить и других больных на острове, и он также исцелял их. Благодарность их была велика, они оказали Павлу со спутниками много почестей и снабдили их всем нужным на дальнейший их путь. Деян.28:11 .  Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове, Деян.28:12 .  и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня. Через три месяца по прибытии на Мальту, то есть, когда прошла бурная осень и большая часть зимы, и дальнейшее плавание не представляло уже опасности, они отплыли на александрийском корабле, называемом Диоскуры , зимовавшем на Мальте, в Сиракузы  – приморский город на юго-восточном берегу Сицилии в 18 географ. милях (около 125 верст) от Мальты. На носу кораблей делались изображения или богов или животных, или других каких либо предметов. На корабле, на котором Павел и его спутники отправились из Мальты, была надпись или изображение Диоскуры . Так назывались двое известных в древности мифологических героев-близнецов Кастор и Поллукс, покровители, как их считали, мореплавания и защитники от морских бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пс.108:26–29 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей: и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. Да облекутся оболгающии мя в срамоту и одеждутся яко одеждою студом своим. Показавши, что ему отовсюду тесно, псалмопевец повторяет свою молитву о помощи и спасении, находя в едином Боге непреодолимую защиту, непобедимую помощь (ст. 26). Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. Притом, как говорит св. Иоанн Златоуст , «он хочет не только спастись, но так, чтобы и они (враги его) знали, Кем он спасен, чтобы иметь ему двойной трофей, двойной венец, высшую славу» с 280]. И да разумеют («да познают», ст. 27), яко рука Твоя сия, по переводу с еврейского: «что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это». Твоя рука здесь значит то же, что «Твоя помощь, Твоя защита». По словам св. Афанасия Александрийского , руками называет здесь дела, какие совершил (Спаситель), воскресив Себя из мертвых. Пусть они проклинают его, говорит пророк, ему от сего не будет никакого вреда, когда Сам Бог будет благословлять его. Прокленут тии, и Ты благословиши, т.е. они проклинают, а Ты благослови. Востающии на мя да постыдятся, по переводу с еврейского: «они восстают, но да будут постыжены, раб же Твой да возрадуется». По словам св. Афанасия Александрийского , в словах: возстающии на мя да постыдятся, – заключается пророчество об иудеях, «ибо все они постыжены, потому что нет у них ни священника, ни жертвы, ни священства, ни слова судного», по слову пророка ( Ос.3:4 ) с 350]. А словами: раб же Твой возвеселится, – сказано о Христе, как и апостол Павел говорит: «себе умалил, зрак раба приим» ( Флп.2:7 ). И Сам Спаситель сказал о себе, «сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити» ( Мф.20:28 ). В конце псалма молитва псалмопевца заменяется полною надеждою и всецелою уверенностью, что враги его будут посрамлены, а он будет спасен и прославлен. «Да облекутся, – говорит он, – противники мои бесчестием и, как одеждою, покроются стыдом своим» (ст. 29, пер. с евр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Рубрики Коллекции Почему Церковь против близости перед Причастием? 2 мин., 20.02.2020 Поделиться Вопрос читателя:  Здравствуйте, батюшка! Почему Церковь отрицательно относится к близости супругов накануне и в день участия в Таинстве Евхаристии? Отвечает иерей Георгий Христич:  О том, что не следует причащаться после супружеского общения, сказано в 5-м правиле Тимофея Александрийского. Очевидно, запрет на близость связан с аскезой, как и воздержание до Причастия от еды и питья. Аскеза - это духовные упражнения, которые существуют для приближения себя к такому внутреннему состоянию, которое не будет мешать встрече и соединению с Богом. Когда оппоненты монашества говорят, что аскеза – это умерщвление человека, то с точки зрения христианской аскетики они правы в своих суждениях с точностью до наоборот. Это действительно борьба и умерщвление, но человека ветхого, исполненного и испорченного страстями и грехами. Как говорил отец Александр Мень, «аскеза – это борьба с хаосом мыслей, чувств и желаний» читать далее Церковь не регламентирует супружеское воздержание (это вопрос частной жизни), а единственное исключение - каноническим установлением является только запрет супружеского общения в ночь накануне Причастия. Отношение к супружеской близости в целом определяется следующими словами апостола Павла: " А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:1-7). Отсюда возникла норма воздерживаться от супружеских отношений во время поста. Однако, если за нарушение пищевого поста отлучали от Причастия (69 правило св. апостолов), о супружеском посте сказано следующее: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).

http://foma.ru/pochemu-czerkov-protiv-bl...

В целом, это обширное сочинение имеет характерные черты христологии свт. Кирилла Александрийского , как она сложилась накануне III Вселенского (Эфесского) Собора 4 , а также иллюстрирует искусное владение логической аргументацией, которое у святителя счастливо сочетается с проникновением в тонкости библейского текста. Вниманию читателей предлагается первый отдел основной части трактата, включающий около половины ее общего объема. Как и во вступительной части, взятый за основу перевод священника Василия Дмитриева существенно переработан и приведен в соответствие с новейшим изданием Э. Шварца 5 . Принципы воспроизведения библейских цитат у святителя и использованные издания текста Священного Писания и его русских переводов те же, что и в предыдущей публикации 6 . Кирилла, епископа Александрийского, обращение к благочестивейшим владычицам (21) [Это содержится в последующих главах: О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, поскольку в Его славу восходит и воспринятый храм 7 , из апостольских посланий. Избранные места из соборных посланий, о том же. Избранные места из Евангелий, о том же. О том, что Христос – жизнь и животворящий, из имеющегося у апостола Павла и найденное в апостольских посланиях. О вере во Христа как в Бога, из соборных посланий и из Евангелий. О том, что Христос – жизнь и умилостивление, различные избранные места. О том, что смерть Христа спасительна для мира, избранные места из апостольских посланий и Евангелий] 8 . О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, восходя в Его славу. Из Послания к Римлянам (22) «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и наречен 9 Сыном Божиим в силе, по Духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» 10 . Итак, если проповедь о Христе – благовестие Божие, то каким образом Христос – не Бог? И если всякое пророчество направлено к Нему как конечной цели и Писания проповедуют Сыном Божиим Того, Кто от семени Давида, пусть даже говорится, что Он наречен так по Духу святыни через Таинство Вочеловечения, то каким образом не Сын поистине Он, свидетельствуемый через воскресение из мертвых? Ведь Он восстал не как простой человек, подобный нам, но как сильнейший смерти, в силу чего Он – и жизнь и Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010