Книга Ваагна Карапетяна «Великий блеф под названием «Мастер и Маргарита» говорит о том, что есть потрясающе внимательные читатели и знатоки творчества Михаила Булгакова, как автор «Великого блефа…» В его уникальной, острой литературоведческой наблюдательности убедила меня и ранее прочитанная книга В. Карапетяна, посвящённая «ляпам» всенародно любимой книги Александра Дюма «Три мушкетера». Но вернемся к роману Булгакова. Ваагн Карапетян  подчеркивает, что Михаил Булгаков является для него непревзойдённым мастером художественного слова, но он не может согласиться с «булгаковедами», с их оценками и определением целей автора. При этом исследователь  допускает, что в него полетят камни  поклонников книги «Мастер и Маргарита», но «истина дороже». Итак, «булгаковеды» берут на себя смелость утверждать, что роман «Мастер и Маргарита»  - вершинное произведение Михаила Булгакова и лучший роман 20-го века.  Ваагн Карапетян доказывает, что это не так, сдерживая свое «негодование уже несколько десятков лет». Что такое законченность и готовность к печати книги? Когда сам писатель ставит точку и несет свою книгу в издательство – это  означает законченность произведения. Но Булгаков не ставил точки в своём произведении. Это был еще сырой материал к задумке автора. « Как может сырой материал являться вершиной творчества, лучшим произведением XX века, не могу понять? - резонно задает вопрос Ваагн Карапетян. - А то, что “Мастер и Маргарита” имеет множество огрехов,  мы сейчас убедимся».   Автор исследования подчеркивает, что задуман был вначале не роман, а повесть, и в процессе работы над ней  было множество названий, говорящих о том, что Булгаков задумал нечто грандиозное, сюрреалистическое:  “Великий канцлер. Князь тьмы”, «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Сын В(елиара?)», «Гастроль (Воланда?)», «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Чёрный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Пришествие»… По иной версии Булгаков всё же называет своё произведение «Фантастический роман». Но в любом случае, произведение не было окончено, и Булгаков нащупывал точку опоры с его героем Воландом, то ли Богом, то ли доказательством его существования, что в итоге  превратилось в доказательство существования дьявола.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/18/...

На пути к Богу: богословско-методологический опыт построения системы христианского вероучения и этики Источник Автореферат диссертации на соискание степени доктора богословия Содержание Связь работы с крупными научными программами и темами Цель и задачи исследования Объект и предмет исследования Методология и методы проведенного исследования Научная новизна и значимость полученных результатов Практическая значимость полученных результатов Основные положения диссертации, выносимые на защиту Личный вклад соискателя Апробация результатов диссертации Опубликованность результатов диссертации Структура и объем диссертации Основное содержание работы Заключение Основные научные результаты диссертации Резюме Монографии: Статьи:     Просвещение и обучение основам веры во все времена были предметом первейшей заботы Церкви. Самые первые свидетельства христианского благовестия мы находим уже в Евангелиях и посланиях апостолов. Достигалась эта цель в разное время по-разному – через проповедь , беседы, поучения к народу, но всегда это было живое слово. Не случайно в истории христианской педагогики обращают на себя внимание вдохновенные писания мужей апостольских, например, свв. Климента Римского (+ок. 101), Игнатия Богоносца (ок. +107), Поликарпа Смирнского (ок.+155), которые сумели запечатлеть в простой и ясной форме содержание христианской веры и свои религиозные переживания. Эту линию продолжают затем Климент Александрийский (+ок. 215) и великий Ориген (+254). Но особой высоты и совершенства проповедь на христианском Востоке достигает в 4-м – 5-м веках, и её расцвет связан с такими именами как свтт. Афанасий Великий (+373), Василий Великий (+379), Григорий Богослов (+ 389), Григорий Нисский (+395) и Иоанн Златоуст (+407). Особо следует отметить свт. Кирилла Иерусалимского (+386). Его знаменитые огласительные слова являются, по сути дела, первым образцом собственно обучающей беседы. Беседа как форма поучения оставалась популярной многие столетия. Ей пользовались, к примеру, свт. Софроний, патриарх Иерусалимский, (+638), прп. авва Дорофей (7-й век), прп. Феодор Студит (+826), прп. Симеон Новый Богослов (+1020), В виде бесед предлагал свои поучения и талантливейший византийский проповедник 14-го века свт. Григорий Палама (1359).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Новости В Великий Четверг Патриарх Кирилл освятил миро и умыл ноги двенадцати священникам 16.04.2009 17:02 Москва, 16 апреля, Благовест-инфо. Сегодня, в Великий Четверг – день, когда Церковь вспоминает установление таинства Евхаристии на Тайной вечере, -- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил литургию в Богоявленском соборе в Елохове. Во время богослужения предстоятель Русской Православной Церкви освятил миро и совершил чин омовения ног, который уже долго не совершался Московскими Патриархами. За Божественной литургией, которую называют главной литургией всего года, первоиерарху сослужили его викарии: архиепископы Истринский Арсений и Орехово-Зуевский Алексий, епископы Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Игнатий и Солнечногорский Сергий. На великом входе вместе с евхаристическим хлебом и вином в алтарь были внесены два большие сосуда с новым миром и алавастр – небольшой старинный сосуд восточной формы – со старым. По окончании евхаристического канона Патриарх обратился к верующим со словом, в котором рассказал о значении мира в жизни Церкви. «Эта благовонная жидкость, специально приготовленная из библейских благоуханий, обретает великую и благодатную силу, -- сказал предстоятель РПЦ. – Благодать Святаго Духа прикасается к этому веществу и входит в него. И когда после крещения новый член Церкви помазуется этим святым миром, на него снисходит та благодать, которая в день Пятидесятницы сошла на Церковь. Через помазание святым миром каждый из нас проходит свою Пятидесятницу». Патриарх напомнил, что миром помазывались на царство цари, им же помазуются престолы храма при освящении. Затем предстоятель Русской Церкви прочитал завершительные молитвы освящения мира, благословил каждый из сосудов с новой жидкостью и – под пение тропаря Пятидесятницы – влил в каждый из них них небольшое количество мира из алавастра, который держал настоятель крестового храма Московской патриархии иеромонах Аристарх. Затем с помощью специального почерпала Патриарх влил в алавастр новое миро. Это символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

о. Федор – Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире радиостанция «Радонеж». У микрофона протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы. Сейчас мы с вами размышляем о Преподобной Марии Египетской. На прошлой седмице было стояние Марии Египетской, удивительная служба, во время которой читалось её знаменитое житие. Это единственное житие, которое по уставу читается во время богослужебного годичного цикла, так оно важно. Пятая неделя Великого поста посвящена памяти этой величайшей подвижнице. Поэтому для нас с вами это житие, её жизненный путь и те удивительные вещи, которые мы можем для себя в качестве духовной пользы как наставление извлечь из её жития, чрезвычайно важны. Во-первых, мы узнаем, что она жила в Египте, в Александрии. В Александрию она перебралась в 12 лет, убежала от родителей и стала предаваться безудержному распутству. Конечно, Александрия – это город великих святых, там было огромное количество церквей в V веке, когда жила Преподобная. Это великий центр монашества, подвижничества. Совсем рядом с Александрией находится Нитрийская пустыня, Тавеннийский монастырь, Скитская пустыня. Макарий Великий, Иоанн Колов, авва Исаия Отшельник, Арсений Великий – все там. Но всё это проходит мимо человека, он не видит и не слышит, если предается распутству. Конечно, она была крещена, потому что мы не читаем, что она покаялась и приняла святое крещение. Она покаялась, и сразу была допущена к святому причастию. Но совершилось вот такое страшное падение. Может быть, она была совращена. Это стало её второй природой. Более пространная вариация её жития рассказывает, что Мария часто предавалась распутству даже не за деньги. Она жила тем, что пряла пряжу. Её падшей природе жизненно необходим было распутство, она настолько срослась с этим грехом. В 27 лет она увидела корабль паломников, отправляющийся в Иерусалим на поклонение Честному Животворящему Кресту Господню. Для неё это был просто корабль полный тех, кто мог стать жертвой её страсти. Марии не было важно, что это были люди, которые едут поклониться Животворящему Кресту, для неё важным было только утоление страсти.

http://radonezh.ru/2021/05/01/u-carya-da...

Он был избранником Божиим. Это доказывается уже появлением старца – в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров. Он был избран Самим Господом – для пустынножительства, ибо такая жизнь не устраивается по произволу и разуму человеческому, но по особому смотрению, определению, призванию и откровению Божиему. Антоний Великий , глава монашества, учредитель пустынножития, удалился в пустыню для строжайшего безмолвия, по повелению Божественного гласа. Преподобному Макарию Великому явился херувим, который показал бесплодную дикую равнину, впоследствии знаменитый Египетский скит, и заповедал поместиться в ней на жительство предсказав, что пустынная равнина поселится множеством отшельников (Алфавит. Патерик). Арсений Великий , находясь в царских палатах, молил Бога, чтобы ему был указан путь спасения и услышал голос: Арсений! Бегай от человеков и спасешься! (там же). Церковной истории известны отшельники и затворники, которые вступили на этот путь самопроизвольно, не призванные Богом, и они подвергались величайшим душевным бедствиям. Св. Иоанн Лествичник говорит, что склонные к высокоумию и другим душевным страстям никак не должны избирать себе уединенного жительства, а пребывать среди братства и спасаться деланием заповедей. От преждевременного затвора рождается бесовская прелесть, не только очевидная, но и невидимая по наружности: мысленная, нравственная, несравненно более опасная, нежели первая, как врачующаяся весьма трудно. Отшельническая жизнь весьма тягостна, объясняет св. Ефрем Сирин : это путь трудный – для невежд, несносный для всякого юноши, скорбный – для людей простосердечных. (V, 291). Немного было иноков, пишет св. Макарий Великий , которые с добрым началом соединили добрый конец, дошли непреткновенно до цели, имеют единую любовь к Единому Богу и отрешились от всего. Многие приходят в умиление, многие делаются причастниками небесной благодати, уязвляются небесной любовью, но, не выдержав, встретившихся на пути различных борений, подвигов, трудов и искушений от лукавого, остались в мире и погрязли в глубине его. А те, которые намерены действительно проходить доброе житие, должны руководствоваться одной небесной любовью, не примешивая к ней никакой другой привязанности, чтобы не препятствовать духовному совершенствованию, не возвратиться вспять и, наконец, не лишиться жизни. Как обетования Божии велики, неизглаголаны и неисповедимы, так потребны нам вера и надежда, труды, и великие подвиги, и долговременное испытание (Доброт. I, 195–96).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Афанасий Великий. Творения Богословие Афанасия Великоо пронизывает одна мысль: если Христос не Бог, то Бог не воплотился, значит обожение, соединение с Богом, спасение невозможно («Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» — суть богословия). Афанасию Великому удалось защитить истину и с неподражаемой точностью зафиксировать  её в своих текстах.  Именно ему удалось найти слова для описания тринитарной антиномии, адекватные своему предмету, но такие, которые  не сводили бы веру к словесным формулировкам, не убивали бы Тайну. Христология Афанасия Великого, пожалуй, наилучшая из всех созданных до сих пор («О  воплощение Слова», вообще, центральный текст христианства: фактически, описывает всё вероучение, причём, без обычных перегибов в ту или иную сторону). Афанасий Великий один из первых кто запечатлел опыт отцов — пустынников словесно, его «Житие Антония» станет образцом для подобной литературы. Подвижничество противопоставляется Афанасием Великим философии: подвижник делает то, о чем филосф только говорит (интересно, что косвенно это обличение подтверждает истинность философии). Так богословие Афанасия Великого совмещая опыт Пустыни и необычайно тонкую богословскую мысль, свободную от обычных для александрийцев соблазнов эллинистического интеллектуализма, с необыкновенной полнотой, ясностью и гармоничностью передаёт веру Церкви. Творения Жизнь и наставления преподобной синклитикии александрийской, подвизавшейся в IV beke (воспроизводится в свободном переложении на русский язык) Как великий Антоний явился основателем пустынной отшельнической жизни, так святая Синклитикия была начальницею пустынного общежития для дев и жен. [  ] Блаженная Синклитикия родилась в Александрии. Семейство, к которому она принадлежала, вело свой род из Македонии, было уважаемо и богато. Услышав об особом благочестии александрийцев, предки преподобной оставили Македонию и переехали в Александрию, где нашли искреннюю веру и истинную любовь к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Период второй. Отделение первое (312–420 г.). § 96. Знаменитости четвертого века. Четвертый век христианства был веком необыкновенным, единственным в ряду веков христианских; это – век светоносный и по числу, и по величию светил Церкви. В продолжение сего времени писаны сочинения по всем отраслям христианского знания, и Церковь Вселенская признает святоотеческие творения сего века, по преимуществу, образцами для последующих веков, называя в особенности некоторых из св. отцов сего века вселенскими учителями. Даже самая взыскательная, неблагоговейная к достоинству св. отцов критика не отказывает святоотеческим творениям четвертого века в чести быть образцовыми для веков последующих; так неоспоримо высоко их достоинство! Ближайшие века, пятый и шестой, славны своими учителями: но эти учители были только подражателями и учениками богомудрых мужей 4-го века, и великий век, золотой век просвещения христианского, не возвращался более для Церкви. Тем, чем были св. Златоуст, пророк Сирский, Иероним для толкования Священного Писания ; тем, чем были для изложения догматов Богослов Назианзский, Василий Великий , Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , – не были последующие учители Церкви. Макарий и Антоний отцы пустыни, Василий Великий и в пустыне, и на кафедре, соединяли в духовно-нравственных наставлениях опытность зрелого духовного возраста с возвышенностью и глубиною мысли изумительными. А о процветании духовного витийства в четвертом веке излишне и говорить. Одно число великих четвертого века поразительно. Между тем в том же веке еще много было учителей Церкви, хотя не достигших почести отцов Церкви, но которые заслуживают внимания по своей образованности и по влиянию на дела Церкви! 1 1 Таковы: а) Евсевий Памфил , друг мч. Памфила, с 315 г. епископ Кесарийский, подписавшийся под символом Никейским, а после по слабости характера принимавший участие в делах ариан (в 331 и 336 гг.), но не изменявший православных мыслей, умерший 340 г. Его сочинения: аа) апологетические: Приготовления к Евангелию в 15 книгах, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подготовка к Великому Посту Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия) Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период. Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица). В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей». Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.

http://pravoslavie.ru/20892.html

Преподобный Арсений Великий Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:12 мин. Размер 3.5 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Святой Арсений родился в благородной римской семье в начале IV века. Одаренный живым умом, он получил всестороннее светское образование. Но став диаконом , решил посвятить себя исключительно священным трудам. Святой так прославился в столице, что, когда император Восточной Римской империи Феодосий Великий попросил правителя западной ее части императора Грациана найти учителя для его сыновей, Грациан послал к нему Арсения. Несмотря на почет при дворе и уважение, оказываемое ему Феодосием, который взирал на него как на духовного отца, сорокалетний Арсений не позволял себе быть обманутым ложными прелестями мира и горячо желал посвятить жизнь свою только Богу. Как-то ночью он молился Господу, прося указать путь ко спасению, и услышал голос с небес: «Арсений, бегай от людей – и спасешься!» Он немедленно покинул дворец, дошел до пристани, сел на корабль и приплыл в Александрию. Его тотчас постригли в монахи в одном из многочисленных монастырей, что располагались вокруг столицы Египта. И если при дворе он носил богатое и дорогое платье, то здесь стал носить только самую простую одежду, в которой его невозможно было узнать. Он отказался от суетной мирской науки и стал учеником суровых египетских подвижников, к которым без колебаний обращался по поводу любого своего помысла. Через некоторое время Арсений вновь спросил в молитве у Бога, как возможно спастись. Тот же голос сказал ему: «Арсений, скрывайся от людей, пребывай в молчании, сохраняй трезвение ума. Это корни совершенства». Тогда он отправился в известный монастырь Скит, чтобы пустынничать. Там он построил себе келью в 47 километрах от церкви. Он выходил из кельи очень редко, 40 лет пребывал наедине с Богом, мужественно отвергая бесовские соблазны, напоминавшие ему о прежней жизни. Каждый день он спрашивал себя: «Арсений, для чего ты ушел из мира?» – и смиренно просил Бога: «Даруй мне, по милости Твоей, положить начало».

http://pravoslavie.ru/53693.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010