Великий Устюг. Церковь Варвары великомученицы. Варваринская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:не ранее 1709. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, ул. Набережная, 67 Координаты: 60.756057, 46.30588 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Варваринская церковь в Устюге основана не позднее XV в. Летом 1503 г. церковь сгорела во время сильного пожара, случившегося в Устюге. В писцовых книгах 1623-1626 г.г. описаны две церкви, располагавшиеся за торгом у гостиного двора: церковь Живоначальной Троицы с приделом мчч. Фрола и Лавра и тёплая церковь вмц. Варвары с приделом Афанасия Александрйского, обе деревянные, клетские. Варваринская церковь горела во время больших пожаров 1678 г. и 1698 г. ( " Воздвиженского " пожара). В начале XVIII в. были построены каменные храмы - Троицкий (1705 г.) и Варваринский. Благословящая грамота на постройку тёплой каменной однопрестольной церкви во имя вмц. Варвары была дана преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 11 марта 1709 г. Храм освящён в 1710 г. В 1788 г. в приходе числилось 280 человек, в 1868 г. - 186. В мае 1929 г. начали разбирать на кирпич колокольню. Варваринская церковь каменная одноэтажная, построена в 1705 году на место деревянной сгоревшей церкви усердием и иждивением приходских людей. Другая при ней в особом здании во имя св. Живоначальныя Троицы, в связи с которою и колокольня. Священствует иерей Александр Коржавин. Альманах " Великий Устюг, 1995 Когда были построены первые церкви во имя святой Живоначальной Троицы и во имя святой великомученицы Варвары точно не известно. У «Архангелогородского летописца» под 1503 годом среди сгоревших церквей упоминается Афанасьевская и Варваринские Можно предположить, что церковь Живоначальной Троицы первоначально именовалась во имя Афанасия Александрийского. Следующее упоминание Троицкой и Варваринской церквей находим в «Сотной с писцовых книг» 1630 года.

http://sobory.ru/article/?object=44944

Вот мы насупимся и ходим, постимся. Сам Христос говорил, что этого делать не надо, что это время радости. Когда вы чувствуете, что вы живете так, как вам естественно жить, быть самим собой, это и есть правильное ощущение поста. Великий пост – время лишений или приобретений? В программе «Образ жизни» на радио «Град Петров» об этом беседуют М.Михайлова и протоиерей Александр Степанов. М.Михайлова: Сегодня мы будем говорить с протоиереем Александром Степановым об образе жизни во время Великого поста. Как мне кажется, было бы очень уместно поговорить о наших ожиданиях и о требованиях Церкви к Великому посту. Мне кажется, что бытовые представления в народе о том, что такое Великий пост, не всегда бывают правильными с точки зрения замысла Великого поста в церковной традиции. Прот. А.Степанов: Если говорить о замысле Великого поста в церковной традиции, то, как я себе представляю, замысел родился даже не из жизни самих христиан, а из жизни людей, которые готовились таковыми стать. Великий пост был последним периодом в подготовке оглашенных, поскольку этот процесс заключался не только в том, что им сообщалась какая-то информация о жизни Церкви или проводились какие-то беседы, те самые огласительные слова, которые мы знаем у Иоанна Златоустого, Кирилла Иерусалимского и других отцов Церкви первых веков, но еще и во всем образе жизни. Люди должны были усваивать и осваивать христианство, должны были подготовиться внутренне, всей душой, всем сердцем, всеми своими чувствами к этому великому Таинству вступления в Церковь. Именно в этом смысле для них и был изначально установлен пост. Посты, конечно, были в практике духовной жизни, но они были короткими, а длительный период пощения, самоограничения появился, как я себе представляю, в жизни оглашенных. Крещение в первые века было актом, в котором участвовала вся Церковь, а отнюдь не индивидуальным событием. Здесь мы видим страшное искажение в сознании современных людей. Например, часто говорят: «Я хотел бы покреститься или покрестить своего ребенка, но чтобы никакого народа вокруг не было», то есть воспринимают крещение как акт личный: в жизни что-то происходит, и это никого не касается. Понимание, что это дело всей Церкви (ведь апостол Павел говорит, что когда один член болеет, то и все тело болеет), совершенно отсутствует.

http://pravmir.ru/velikij-post-vremya-li...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУЙСКОГО Грамота нового царя о своем избрании. – Ограничение царской власти. – Царские грамоты по областям. – Царское венчание Шуйского. – Патриарх Гермоген и отношения его к царю. – Причины появления второго самозванца. – Молчанов. – Возмущение в Украйне. – Волнение в Москве. – Болотников. – Поражение царского войска и повсеместное восстание на юге. Ляпуновы. – Болотников у Москвы. – Отступление дворян от Болотникова. – Поражение и бегство Болотникова. – Наступательное движение Шуйского. – Разрешительная грамота патриархов Иова и Гермогена. – Болотников и самозванец Петр в Туле. – Победа царских войск. – Шуйский осаждает Тулу. – Появление второго самозванца. – Взятие Тулы царем. – Состав войска второго Лжедимитрия. – Рожинский, Заруцкий. – Новые самозванцы. – Беспокойство в Москве. – Лжедимитрий спешит к Москве. – Мир Шуйского с Польшею. – Лжедимитрий в Тушине. – Война его с Шуйским. – Марина и отец ее в Тушине. – Польский наказ для второго Лжедимитрия Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: «Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого Бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал Бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Двадцать первый день. Поучение 5-ое. Препод. Иларион Великий. (Царствие небесное достигается путем великих усилий и трудов). I. Св. преподобный Иларион Великий, память коего совершается ныне, родился в Палестине в 291 г. Учась наукам в Александрии, он узнал христианскую веру и крестился. Услышав о знаменитом подвижнике Антонии великом , отправился к нему и сделался учеником его. В это время св. Илариону было 15 лет. С благословения Антония он возвратился на родину. Не застав родителей в живых, одну часть имения отдал родным, другую нищим и поселился в пустыне, близ палестинского города Маиюмы. Святой много боролся с нечистыми помыслами, которые смущали ум и распаляли тело его; но он изнурял тело свое строгим постом и трудом и отгонял помыслы молитвою и богомыслием. Страдал много и от бесов: так не раз, стоя на молитве, слышал представляемые бесами плач детей, рыдание женщин, рев львов и других диких зверей, ужасный шум и смятение. Но св. пустынник не страшился, а молился еще усерднее. Однажды напали на него разбойники, но он силою своего слова убедил их оставить порок и вести жизнь добрую. Скоро слух о подвижнике разнесся по всей Палестине, и многие стали приходить к нему для врачевания тела и души, а иные пожелали спасать свою душу под его руководством. И около св. Илариона собралось много учеников, так что он сделался таким же наставником в Палестине, как Антоний великий в Египте. С его благословения устроено было много монастырей в Палестине, и он, обходя монастыри, утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. Препод. Иларион прожил всего в пустыне более 60 лет, терпя всякие лишения ради достижения царства небеснаго. Под конец своей жизни св. Иларион странствовал по монастырям в разных местах. Везде он являлся как наставник христианской мудрости и святости, как чудотворец и благодетель всех страждущих. Преставился он 80-ти лет от роду на острове Крите. Своему любимому ученику он оставил на память худую одежду и Евангелие, писанное его собственною рукою. Впоследствии ученик его Исихий перенес его мощи в Палестину, в Маиюмский монастырь, где впоследствии погребен был и сам Исихий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Житие князя Михаила Ярославича Тверского, написанное архимандритом Желтикова монастыря Макарием (Петровичем) Подготовка текста и комментарии С.А. Семячко Житие и страдание святаго благовернаго князя Михаила Ярославича тферскаго чудотворца, сочиненное в Тфери 1765 года тферской семинарии ректором и архимандритом Макарием Печатано в Московской синодальной типографии 1791 года. 1 . Якоже плавающий по морю корабленник, аще и случится ему впасти в зельная обуревания и опасная места, обаче 73 представляя себе других, иже от мореплавания великия получили корысти и богатства, надеждою ободряется и стремительно против неудобств ополчается, тако и нам подобает творити, о любопразднственнии слышателие. Донележе бо есмы в теле, дотоле всех злостраданий, бедствий и печалей, приключающихся нам, неудобно есть избежати; обаче взирающе на мужественныя подвиги святых, иже, доброму последующе предводителю Христу, содеяша правду на земли и достигше к желаемому пристанищу, получиша обещанный им от Бога вечныя славы неувядаемый венец, ополчаемся крепко противу всех врагов и побеждаем о Христе. Блаженный Павел, аще и начисляет беды, яже горестную творят жизнь, обаче присовокупляет, яко за то соблюдается венец жизни. 74 Что убо не предпочтим ли краткой суете житейской целое небо? Аще навыкнути желаеши, чего ради, по преждеписанному, Бог руководствует святых к Небесному Царствию, то слыши Спасителя, глаголющаго, яко нужно есть Царствие и тесный путь к нему предлежит. 75 И яко злато в горниле, искушает огнем страданий любящих его благоутробный Владыка, да тем всему миру изъявит мужественное в святости постоянство их, да даст нам незыблемый христоподражания пример. И да пожившии зде свято вящшее за понесенный крест восприимут воздаяние в будущей жизни, якоже блаженный Павел в послании к евреом учит 76 и якоже сей доблественный страдалец благоверный великий князь Михаил Ярославич доказал то своим примером, о немже предлежит нам настоящее слово. 2 . Егда святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский по четвертом хождении в Орду к Беркалю, 77 татарскому царю, на возвратном пути во граде Городце, облекшися в иноческий чин и схиму, преставися к Богу, 78 тогда общим согласмем возведен бысть по нем на великое княжение Ярослав Ярославич, князь Тферский, яко старейший брат святаго, в лето от спасительнаго промысла 1264. 79 Бысть убо сей двадесять первый великий князь по счислению лет от святаго Владимира, 80 по степени же родства седмый, 81 ибо Ярослав родися от Всеволода Георгиевича Долгорукаго, иже произыде от Владимира Мономаха , сына Всеволода Ярославича, емуже в лето 981 даде начало святый равноапостольный великий князь Владимир Святославич, внук Игоря Рюриковича, 82 российскаго князя из варягов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Колокольня Иван Великий: 20 лет регулярных звонов 23.03.2012 725 Время на чтение 13 минут 20 лет назад, впервые после 1918 года, на Пасху 1992 года зазвонили колокола на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Кремлевский храм со знаменитой колокольней был посвящен автору «Лествицы», и в преддверии Недели преподобного Иоанна Лествичника главный звонарь Московского Кремля Игорь Васильевич Коновалов рассказывает о том, как он впервые поднялся на колокольню, каким образом начинались современные кремлевские звоны и о том, кто и как звонит на Иване Великом в наши дни. Фото И.В. Коновалова - Игорь Васильевич, когда Вы сами впервые поднялись на Иван Великий? - Уже более двадцати лет назад, 26 января 1992 года. - Начало 90-х - непростое время. Сложно было это организовать? - Практически невозможно. Во время празднования тысячелетия Крещения Руси, совместно с Издательским отделом Московской Патриархии Общество Церковных звонарей обратилось к директору музея-заповедника «Московский Кремль» Ирине Александровне Родимцевой с просьбой разрешить посещение колокольни, но никакого вразумительного ответа не последовало. Нам сообщили, что лестница на Иване Великом очень плоха, подниматься по ней опасно, так что только один раз в год на колокольню поднимается сотрудник Музеев Московского Кремля и смотрит, все ли там в порядке с колоколами. Примерно в то же время члены Ассоциации Колокольного Искусства во главе с ныне покойными с Юрием Пухначёвым и Иваном Даниловым, светской советской организации, которая занималась устройством колокольных звонов и изучением колоколов, пытались организовать звоны на колокольне собора Василия Блаженного и хотели, чтобы первый удар прозвучал с Ивана Великого, но и этой организации было отказано в просьбе подняться на кремлевскую колокольню. Прошло время, Предстоятелем Русской Церкви стал Святейший Патриарх Алексий II. И вот примерно за полгода то того, как я поднялся на Иван Великий, мне несколько раз виделось во сне, как я поднимаюсь к колоколам Кремля, иду по лестнице и вижу громадные колокола Ивана Великого у себя над головой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Усмирение плотских страстей, а не умерщвление тела Об опросе ВЦИОМ и предназначении Великого поста 05.03.2020 1138 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные опроса россиян о Великом посте и результатах, к которым приводит его соблюдение. Великий пост в 2020 году начнется 2 марта и продлится до 18 апреля. Абсолютное большинство россиян слышали о Великом посте — 94%, но более половины не смогли назвать дату или период его начала в 2020 году (54%). Знает о том, что Великий пост начнется 2 марта, после Масленицы, каждый четвертый (24%), чаще православные россияне (30%). Те, кто что-то слышал о Великом посте, связывают его с ограничением в еде (22%), христианством и церковью (19%), самоограничением во всех сферах, отсутствием грехов (14%), а также с очищением (10%). Чуть более половины россиян знают правила и ограничения, связанные с Великим постом (55%), чаще об этом сообщают женщины (60%), а также россияне в возрасте 45-59 лет (64%). Чаще они узнавали об этих ограничениях от родителей или других родственников (55%), в СМИ, книгах или интернете (50%), а также от священников (27%). Не знают о традиционных ограничениях, которые нужно соблюдать во время Великого поста, 43% россиян, среди молодежи 18-24 лет эта доля достигает 69%. Слышавшие ранее о Великом посте считают, что его соблюдение дает человеку духовное очищение (20%), тренирует силу воли и дисциплину (13%), очищает организм (12%) и помогает здоровью (12%). Однако большинство россиян не будут соблюдать Великий пост в этом году (69%), чаще 18-24-летние и 25-34-летние респонденты (80% и 81% соответственно). Каждый пятый еще не определился с решением относительно соблюдения Великого поста (20%), но каждый десятый (10%) точно знает, что будет соблюдать Великий православный пост. Данные опроса прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин :

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/05/us...

Закрыть Екатеринбургские останки не являются Царскими О научной конференции по исследованию обстоятельств убийства Царской Семьи Василий Бойко-Великий   Александр Бочкарев   Галина Ананьина   12:24 03.12.2021 6474 Время на чтение 12 минут Фото: А.В. Бойко-Великого От редакции: 28 ноября с.г. в Москве прошла конференция «Тайны убийства Царственных Мучеников. Новые материалы следствия и независимые экспертизы» , организованная Русским Православным Фондом имени Святителя Василия Великого (президент В.В. Бойко-Великий) при поддержке других организаций. Изначально конференция представлялась, как площадка для дискуссии экспертов следствия и независимых экспертов, не согласных с выводами следствия. Однако эксперты следствия отказались участвовать в конференции, назвав её сомнительным мероприятием», о чём уведомили редакцию «Русской народной линии» письмом . Предлагаем вниманию читателя отчёт о конференции, подготовленный её организаторами. 28 ноября в Москве в Большом зале конгрессов гостиницы «Космос» состоялась Международная научная конференция, посвящённая обстоятельствам убийства Царской семьи и вновь опубликованным материалам следствия по этому делу. В конференции приняли участие около 400 человек и несколько тысяч смотрело ее в режиме онлайн, на сайтах «Московские ведомости» (Mosvedi.ru), Amin.su, «Царский крест». С докладами на конференции выступили независимые эксперты и эксперты следствия. Вели конференцию организаторы: председатель Русского просветительного фонда имена святителя Василия Великого Василий Бойко-Великий и член правления Женского православного патриотического общества Галина Ананьина. Открыл конференцию Василий Бойко-Великий. Поприветствовав участников, ведущий призвал проявить научный открытый подход и провести открытую научную дискуссию по всем обстоятельствам убийства Царской семьи. С первым докладом выступил Пётр Мультатули кандидат исторических наук, потомок мученика Иоанна Харитонова, отдавшего жизнь за Христа и за Царя. Историк обратил внимание собравшихся на то, что из недавно изданного Следственным Комитетом РФ трехтомника «Преступление века. Материалы следствия» следует, что обещанная следствием экспертиза по ритуальному характеру убийства Царской семьи до сих пор не проведена. Более того, из представленных материалов трёхтомника следствия видно, что не был привлечен ни один современный специалист по ритуальным убийствам, которые имеются в России сегодня. Историк подробно изложил и указал на ошибки в изучении каббалистических надписей в Ипатьевском доме. Сочтя их относящимися к практике каббалы западноевропейского толка, историк заявил, что считает себя потерпевшим и в соответствии с Уголовно-Процессуальным законом России, он должен быть признан таковым следствием, ведущим Царское дело, как признаются другие наследники убитых.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/03/ek...

Закрыть Посёлок Алтухово и Великий Князь Михаил Романов Скрещение судеб 05.10.2021 1511 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором Алтухово – старинный поселок в Навлинском районе, где периодически происходит пересечение исторических дорог. Символично, что именно здесь – в глубинке России – очередная страничка русской истории в алтуховскую летопись была вписана совсем недавно, 1 октября 2021 года. На здании железнодорожного вокзала, представляющем историческую ценность, в этот день была открыта мемориальная доска с изображением великого князя Михаила Александровича Романова и надписью: «Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович (1878 – 1918 гг.) неоднократно бывал в Алтухово и окрестностях 1901–1916 гг.». Младший брат императора Николая II, третий сын императора Александра III очень любил свое Брасовское имение, в которое входило и Алтухово. Он часто бывал здесь. В Алтухово работали его предприятия (два лесопильных завода, древесно-массовая фабрика), благодаря чему здесь всегда находилась рабочие места для жителей близлежащих деревень. Примечательно, что совладельцем одного из лесопильных заводов вместе с Великим Князем был крестьянин (!) А.В. Федорцов. Прогулки по великолепным окрестностям, катание на лодках, охота, общение с близкими людьми – всё это отражено в дневниковых записках Великого князя. Без преувеличения, счастливые дни своей короткой трагической жизни, ознаменованной драматичной любовью к женщине и неискоренимой преданностью России, командир «Дикой дивизии», прославленной в годы Первой мировой войны, провёл именно здесь, в глубинке империи. Ветер революции разбросает судьбы людей, когда-то счастливо соединённых в Алтухово. Михаил Александрович будет расстрелян в 1918 году недалеко от Перми. Где покоится его тело, неизвестно до сих пор... И появление мемориальной доски на здании железнодорожной станции, где бывал Великий князь, хотя бы в небольшой степени компенсирует исторический пробел. Для проведения церемонии в яркий, пронизанный солнцем день приехали гости из Москвы , Брянска, Локтя, Навли. Алтуховцы, конечно же, не остались в стороне от знаменательного события. Поселян, правда, не удивить интересом к поселку, ведь Алтухово – родина великой русской певицы несравненной Анастасии Вяльцевой. Не так давно на месте дома, где она родилась, был установлен памятный знак, разбит уютный сквер. Рядом с ним появляются мысли о мистике России… И вот новая волна интереса к Алтухово.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/05/po...

Новопосвященный епископ посетил церкви Фиваиды, где Арий произвел немало смут, поставил Фрументия епископом для Эфиопии, громил еретиков-ариан, боролся с раскольниками-мелетианами, рассылал окружные послания, писал инструкции и увещания. С этих пор начинаются тернии и волчцы в жизни Афанасия. Пять раз удавалось врагам добиться изгнания св. Афанасия из епархии; несколько соборов назначалось для рассмотрения его дел, но великий исповедник снова и снова торжествовал над злобой врагов своих. Энергичный, но исполненный такта, гениальный, но не гордящийся этим, Афанасий не был заносчивым, не был недоступным и беспощадным, а был кротким, мягким, общительным, медленным на гнев и скорым на помощь. Первое изгнание не заставило ждать себя. Арий, отлученный от церкви, употреблял все усилия получить снова общение с ней и, видя в Афанасии несокрушимую преграду этому, направил против него вместе со своими единомышленниками целый ряд клевет. Афанасий обвинялся в жестокости к клиру, безнравственности в частной жизни и в политической неблагонадежности. И хотя Афанасий блестяще опроверг все обвинения, Константин Великий , считая его нарушителем мира, удалил его от паствы. По смерти Константина, Афанасий Великий возвратился из ссылки, к всеобщему ликованию паствы, по не надолго. Египетский префект Филагрий, желая доставить епископскую кафедру своему соотечественнику Григорию Каппадокийцу, вооруженной силой заставил александрийцев признать своего клеврета епископом, а ариане добились от своего Антиохийского собора нового низложения Афанасия, как уже отрешенного от кафедры Тирским собором 335 года. Афанасий удалился во второе изгнание и, проводя его сначала в Риме, добился у папы Юлия торжественного признания своей невинности на Римском (341 г.) и Сардикийском (343 г.) соборах, а затем, живя в Галлии, возбудил живейшие симпатии в галльском правителе Констансе, который и ходатайствовал за него перед своим братом Констанцием. В октябре 346 г. Афанасий возвратился в Александрию. Мудрыми мероприятиями он добился того, что многие противники смягчились и склонились к никейской вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010