Закрыть itemscope itemtype="" > Дионисий Великий: «Такая смерть считалась равной мученичеству» Как вели себя христиане в отличие от язычников в далёком 262 году, когда свирепствовала моровая язва 18.03.2020 2490 Время на чтение 3 минуты Наблюдая за развитием нынешней эпидемии коронавируса, мы ищем исторические примеры, которые помогли бы нам правильно относиться к этому бедствию. Есть в истории пример, который очень напоминает нынешние события. Дело было в 262 году. В тот год в Александрии, как напоминает «Православная энциклопедия» , возникла междоусобица, разделившая жителей города на 2 партии. Последовавшая за ней гражданская война помешала христианам собраться на Пасху. В связи с этим священномученик Дионисий, епископ Александрийский (Дионисий Великий) был вынужден сообщаться с паствой только письменно (Euseb. Hist. eccl. VII 21). Вскоре к бедствиям гражданской войны присоединились голод и моровая язва, христиане под руководством своего епископа несли заботы о лечении больных, о погребении умерших, в то время как язычники, боясь заразы, бросали тех и других на произвол судьбы. Примечательно, что бедствие в далёком третьем веке в далёкой Александрии тоже выпало на Великий пост. Поучительные для нас послания Дионисия Великого цитирует знаменитый церковный историк Евсевий Кесарийский, епископ Кесарии Палестинской, в своей «Церковной истории»: «Войну сменила чума, а так как приближалась Пасха, то Дионисий опять письменно беседует с братьями и так говорит о страданиях от этого бедствия: " Другим людям нынешнее время не покажется подходящим для праздника, и не будет оно подходить ни для этого нашего праздника, ни для какого другого – и не только для людей в печали, но и для тех, кто, казалось бы, преисполнен ликования. Сейчас всюду похоронный плач, все горюют; город оглашают вопли по умершим и каждодневно умирающим. Как написано было о первенцах египтян, так и теперь: " и поднялся вопль великий, ибо нет дома, где не было бы мертвеца " – хорошо, если не больше одного. А до этой беды случилось много страшного. Сначала нас изгнали, но мы, одинокие, всеми преследуемые, всегда под угрозой смерти, и тогда справляли этот праздник. Место, где кто-то пострадал: деревня, пустыня, корабль, гостиница, тюрьма, – становилось для нас обителью праздника; самым сияющим был он для скончавшихся мучеников, участников пира небесного.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/18/di...

Великий церковный " неспециалист " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_56676.html 08 августа 2008 Павел Умнов Великий церковный " неспециалист " Источник:  Русский журнал Умер Солженицын. За прошедшие сутки-двое уже все рассказали, какой он был великий писатель и гражданин. (И это правда.) На одной известной радиостанции опросили людей – оказалось, что почти все Солженицына читали тайно, ночью и под одеялом, а некоторые читали в школе или в интернете. Автор этих строк – промежуточный вариант – прочел Солженицына впервые в начале-середине 90-х, никогда Солженицына живьем не видел, но хочет затронуть одну тему, к которой еще не очень многие обращались в эти дни: Солженицын и Русская православная церковь. Отношения эти были довольно сложные. Великий русский писатель никогда не скрывал своей веры. В годы гонений на религию он писал художественные произведения, рассказывающие о тяжелой судьбе верующих в Советском Союзе (рассказ " Пасхальный крестный ход " ); довольно широко было известно и Великопостное письмо патриарху Пимену, в котором Солженицын просил тогдашнего предстоятеля РПЦ МП вступиться за Церковь. (Это письмо вызвало переписку Александра Солженицына с известным православным священником отцом Сергием Желудковым.) Затем были короткие встречи с протопресвитером Александром Шмеманом, о которых последний упоминал в своих дневниках, выступления перед представителями Русской православной церкви За границей, а уже в 90-х годах Солженицын участвовал в Рождественских чтениях. Все это очень разные тексты, но их объединяет одна особенность – боль за Церковь, которая для Солженицына была во многом силой, способной возродить Россию. При этом писатель не идеализировал РПЦ МП, он видел ее проблемы и пытался найти пути выхода из кризиса. Одна из главных тем, которая всегда волновала писателя, была тема церковно-государственных отношений. К проблеме Церкви в советское время мы еще вернемся, а пока отметим, что Солженицын совсем не идеализировал и дореволюционную практику, сложившуюся в этой сфере. В 1996 году на Рождественских чтениях писатель произнес фразу, над которой стоит задуматься нашим современникам, рассказывающим о золотом веке монархии в России: " Под имперской дланью правительства, пригнетенно теряя свою независимость и свой духовный авторитет, наша Церковь вслед за потерей большей части образованного класса стала в конце XIX века и в начале XX терять верующих в самой цельной и преданной части народа – в крестьянстве, в селе, не говоря уже о простонародье городском. Это нравственное отпадение уже тогда открылось внимательным взорам, а с приходом революционных лет оно стало питательной почвой, поставщиком кадров молодежи, так потребных революционерам для их разрушительных действий " .

http://religare.ru/2_56676_1_21.html

Митрополит Антоний (Паканич): Пост – напоминание политикам об ответственности перед Богом Сегодня всем нам крайне трудно обрести состояние внутреннего покоя. 24 февраля, 2015 Сегодня всем нам крайне трудно обрести состояние внутреннего покоя. Сегодня у православных начался Великий пост, который продлится до праздника Пасхи. О том, что это такое, в чем его смысл, как его следует соблюдать и есть ли особые правила поста для украинских политиков, нам рассказал управляющий делами УПЦ. — Владыка, в чем главный смысл Великого поста? — Пост — древнейшая аскетическая практика. О необходимости поста говорится в Новом Завете. С первых веков христианства в Церкви существовали многодневные посты. Наиболее древний и самый продолжительный из них — Великий пост. Его главное назначение — подготовка человека к празднику Пасхи. Период воздержания, связанного с Великим постом, длится около двух месяцев. Это значительный отрезок церковного года. Иногда его называют десятиной, которую каждый человек должен ежегодно приносить в дар Богу. Красной нитью через все великопостное богослужение проходит мысль о покаянии и об изменении своей жизни, об очищении сердца. Знаменитый богослов ХХ века отец Александр Шмеман очень ясно показал, что великопостный период в Древней Церкви был, прежде всего, временем подготовки к крещению. В древности крещение совершалось, главным образом, над взрослыми. Лучшим временем для крещения считалась Пасхальная ночь. Ведь именно в эту ночь мы воспоминаем смерть и воскресение Христа Спасителя. И в таинстве крещения каждый человек умирает и воскресает со Христом. Потому наше пасхальное богослужение содержит множество крещальных элементов. Для тех же, кто уже был крещен, Великий пост стал временем покаяния и возобновления крещальных обетов. — В пост Церковь предписывает своим членам отказываться от некоторых продуктов. Почему? — В Великий пост мы отказываемся, прежде всего, от мясной и молочной пищи. Те, кто стремится соблюдать пост со всей строгостью, воздерживаются в будние дни даже от растительного масла. Вкушать рыбу в Великий пост разрешается только два раза: в праздник Благовещения, и в Вербное воскресенье. Но каждый должен соблюдать пост по мере сил. Надо учитывать физические нагрузки, состояние здоровья. Тем, кто впервые хочет соблюдать пост, лучше посоветоваться с опытным священником.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

На следующий день по городам разосланы были известительные грамоты о свержении самозванца и о воцарении нового государя Василия Ивановича, в которых он так и оповестил своих подданных: Божией милостью мы великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, щедротами и человеколюбием славимого Бога, и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства, учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царём и великим князем. Государство это даровал Бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от Римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сём российском государстве были прародители мои, а потом удалились на Суздальский удел, не отнятием или неволей, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине и в покое, и благоденстве, и позволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьев его, у жён и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдёт и до смертной вины, и после их у жён и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны. Да и доводов ложных мне, великому государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко и ставить с очей на очи, чтобы в том православное христианство невинно не гибло; а кто на кого солжёт, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую взвёл напрасно. На том на всём, что в сей записи писано, я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судить истинным, праведным судом и без вины ни на кого опалы своей не класть, и недругам никого в неправде не подавать, и от всякого насильства оберегать».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Святитель Лев, Великий, папа Римский является одной из выдающихся личностей в истории Древней Церкви благодаря его разносторонней церковной даже политической деятель. Последняя была вызвана тем плачевным состоянием Западной части Римской Империи, в котором она оказалась по причине сильного на нее натиска варварских племен в эпоху так называемого «переселения народов». Именно нахлынувшие, преимущественно на Западную империю, многочисленные варварские народы привели к ее полному исчезновению, к гибели «Вечного Города». Не менее напряженной была и жизнь Кафолической Церкви, которая после вековых гонений на нее со стороны языческих императоров, «вышла из катакомб». Это произошло после окончательной победы императора Константина Великого в 324 при Адрианополе и объединения всей империи 1 под властью единого фактически императора-христианина 2 состояние внешнего мира, однако это мирное положение было нарушено внезапно возникавшими многочисленными догматическими спорами. «Когда пала тирания и единодержавный Константин стал управлять государством как христианин и защитник Церкви, Церковь настолько ощутила себя осчастливленной, что некоторые епископы почти что утратили чувство меры. Они оказались неготовыми понять новую реальность и противостоять новым сотрясающим проблемам. Речь идет о проблемах, которые создала свободная жизнь и деятельность Церкви, необходимость в ее строгой организации, появление новых опасных ересей и повод для всецело глубокого и самого широкого богословского разъяснения истины. Однако же это разъяснение следовало бы делать с помощью философского слова, правильное и рассудительное использование которой христианскими богословами стало острой проблемой, которая была успешно разрешена только великими Отцами» 3 , – подчеркивает С.Папдопулос В V столетии после завершения т.н. тринитарных споров на III Вселенском соборе (431г.), споров о достоинстве Второго Лица святой Троицы, вскоре начались споры об образе соединения природ в Лице Богочеловека Христа. Эти споры шли не менее напряженно, чем антиарианские. Они длились более чем сто с лишним лет. Для Православной Церкви эти споры имели принципиальный характер, поскольку все они касались существа христианской веры. В них, как известно, играли огромное значение выдающиеся Отцы Церкви, такие как: свт. Афанасий Великий , свт. Григорий Богослов , свт. Василий Великий , свт. Кирилл Александрийский , свт. Флавиан Константинопольский и свт. Лев, папа Римский . О нем, и о его вкладе в раскрытии и и формировании православной христологии и пойдет речь. 4 Свт. Лев Великий и некоторые биографические сведения

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Царствующего града Москвы святые 162. Святый и благоверный великий князь Даниил Александрович Московский и всея Руси чудотворец, преставися в лето 6811 месяца марта в 14 день Удельный князь Московский, младший сын св. Александра Невского, родоначальник Московских великих князей, отличался добрыми качествами великого отца своего. Построил на берегу реки Москвы деревянную церковь преп. Даниила СТолпника и при ней основал монастырь. Приняв схиму, ум. 4 марта 1303 года и погребен на погосте устроенной им обители. Открытие мощей последовало 30 августа 1652 года. Мощи почивают открыто в соборной церкви Московского Даниилова монастыря. 163. Святый и благоверный и великий князь Иоанн Данилович Калита преставися в лето 6848 месяца марта 31 день Сын св. Даниила, первый великий князь Московский, родился в Москве около 1283 года, вступил на престол великого княжения в 1328 году. Ум. схимником 31 марта 1340 года, погребен в основанном им Московском Архангельском соборе. Не канонизирован. 164. Святый благоверный великий князь и царь Димитрий Иоаннович Донской и Московский преставися в лето 6897 месяца маия в 9 день Сын великого князя Uoahha II Иоанновича, воспитанный святым митрополитом Алексием, утвержден ханом на великом княжении в 1361 году. Прославил себя победою над Мамаем 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Ум. в Москве 19 мая 1389 года; погребен в Архангельском соборе. Не канонизирован. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста, ризы княжеския» (Филимонов, стр. 54). Житие в. кн. Димитрия Иоанновича написано вскоре после его смерти. Автор, по замечанию Ключевского, «начитанный книжник, писал его для какого-нибудь духовного лица. В характеристику князю допущены почти исключительно иноческия добродетели» (стр. 169–170). 165. Святый благоверный князь Димитрий Юрьевич Галичский Красный преставися в лето 7949 месяца сентября в 22 день Младший сын князя Юрия Галичского, внук Димитрия Донского, кроткий и набожный юноша. Обстоятельства, бывшие при кончине его 22 сентября 1440 года, были изумительны для современников (Барсуков, стр. 150 и 152); погребн в Московском Архенгельском соборе. Не канонизирован. 166. Святый и благоверный царь и великий князь Федор Иоаннович преставися в лето 7106 месяца генваря в 7 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Закрыть itemscope itemtype="" > Император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович Родственные и официальные взаимоотношения 31.03.2021 4502 Время на чтение 57 минут Великие князья Владимир Александрович (стоит), Александр Александрович (второй справа) и другие. Кёнигсберг (Германия). 1862 г. Фотограф Г. Гессау Императрица Мария Александровна родила императору Александру II двух дочерей и шестерых сыновей. Судьба старших детей августейшей четы сложилась печально. Первенец – великая княжна Александра Александровна умерла в 1849 году от менингита, не дожив до 7 лет. Второй ребёнок и старший сын – цесаревич Николай Александрович, который мог бы войти в историю России и мира под именем Николая II, скончался от туберкулезного менингита в возрасте 21 года в 1865 году. Наследником Царя-Освободителя стал его второй сын великий князь Александр Александрович, 175-летие со дня рождения которого мы отмечаем в 2020 году. Третьим был великий князь Владимир Александрович. От него происходит ныне здравствующая старшая линия Российского императорского дома. Из детей Александра II император Александр III и великие князья Владимир и Сергий оставили наиболее заметный исторический вклад. Целью данного доклада является характеристика взаимоотношений двух старших братьев. Владимир был младше Александра на 2 года. Он родился в Санкт-Петербурге 10 апреля 1847 года (1) . Первичным воспитанием маленьких Александра и Владимира, кроме гувернанток, занимался «дядька» - унтер-офицер лейб-гвардии Семеновского полка Тимофей Хренов. В 1849 году по воле деда императора Николая I ко всем трём внукам был определён в наставники директор Пажеского корпуса генерал-майор Николай Васильевич Зиновьев, помощником коего состоял полковник Григорий Федорович Гогель. Т. Хренов продолжал обучать великих князей строевым приёмам. Приёмы воспитания и обучения мальчиков были строгими. Подъем наступал в 7 часов утра (Владимиру было 3 года!). Дети молились и шли поприветствовать отца. Затем им разрешалось побегать по аллеям, где в то же время имел привычку прогуливаться Николай I. Встретив дедушку, внуки выстраивались во фронт и обнажали головы. В 9 часов проходил ритуал приветствия матери. Далее следовали: строевые занятия, лёгкий завтрак, обучение стрельбе, гимнастические упражнения. В полдень августейшие ученики поручались преподавательнице грамматики Вере Николаевне Скрипицыной. Через два часа полагался обед. Спустя много лет Владимир Александрович, знавший толк в кулинарном искусстве и умевший ценить его по достоинству, не раз вспоминал, насколько скромным было великокняжеское меню в пору его детства.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/31/...

Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. 11 сентября, 2012 Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). Александр Невский : только факты (Журнал «Фома» январь 2009) — Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. — Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. — Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Александрийская Православная Церковь Описание: Александрийская Церковь основана апостолом и евангелистом Марком. С 451 г. Александрийская Церковь является Патриархатом, третьим по значению после Римской кафедры и Константинополя. Однако уже в конце V — нач. VI вв. Александрийская Церковь была сильно ослаблена монофизитской ересью. С VII в. она окончательно пришла в упадок в связи с арабским нашествием, чему впоследствии способствовало и создание Османской империи. До последнего времени Церковь находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя. Александрийская Церковь дала христианскому миру великих учителей и борцов за Православие — святителей Афанасия Великого (†373) и Кирилла Александрийского (†444). Из этой Церкви вышли знаменитые богословы — пресвитер Климент Александрийский († ок. 216) и его преемник Ориген (†251), ставшие основателями научного богословия и положившие начало воцерковлению языческой эллинской культуры и философии. Александрийский Патриархат является родиной монашества. На его священной земле подвизались основоположник восточного иночества преподобный Антоний Великий (†356), первый устроитель общежительного монашества преподобный Пахомий Великий (†348), знаменитые египетские аввы Паисий Великий (†400), Пимен Великий (†450) и др. Каноническая территория Александрийской Церкви — страны Северной, Центральной и Южной Африки. В настоящее время в Александрийском Патриархате насчитывается 27 митрополий и 4 епископии. С 24 октября 2004 г. Церковь возглавляет Феодор II, 116-й Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки. Титул Предстоятеля: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. Патриаршая резиденция находится в Александрии.  Епархии: Епископии: Монастыри: 8 ноября 2019 г. за Божественной литургией в Каире Патриарх Александрийский Феодор помянул на великом входе в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу так называемой Православной церкви Украины и официально объявил о признании им этой неканонической структуры.

http://patriarchia.ru/db/text/134420.htm...

П.В. Долгоруков Князья Шуйские Знаменитая в русской истории фамилия князей Шуйских, происходящая от князей Суздальских, угасла в России в 1638 году, но продолжала существовать в Литве (нынешних западных губерниях). Эта литовская ветвь князей Шуйских происходит от князя Ивана Дмитриевича Шуйского, по прозвищу Губка выехавшего из России в Литву при Царе Иоанне IV. Потомство князя Губки разделилось на две отрасли, из коих одна поселилась в Литве, другая на Волыни; сия последняя отрасль угасла в начале девятнадцатого века 84 , а литовская существует и поныне. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО X: Великий Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, рождение 1190 † 1246 (см. статью о князьях Щепиных-Ростовских) КОЛЕНО XI: Святый благоверный Великий Князь Александр Ярославович Невский (во иноках Алексий), рождение 1220 † 1263; женат на княжне Полоцкой Александр-Вассе Брячиславовне 85 КОЛЕНО XII: Князь Василий Александрович † 1271 Князь Дмитрий Александрович † 1294 Андрей Александрович, Великий Князь Российский † 1304; женат на княжне Василисе Дмитриевне Ростовской Князь Даниил Александрович Московский † 1303; родоначальник Великих Князей Московских Княжна Евдокия Александровна КОЛЕНО XIII: Князь Александр Дмитриевич † 1292 Князь Иоанн Дмитриевич Переяславский † 1302 Княжна Мария Дмитриевна, за Довмонтом, князем Псковским Князь Юрий Андреевич † 1279 Князь Борис Андреевич † 1303 Князь Михайло Андреевич Суздальский КОЛЕНО XIV: Князь Василий Михайлович Суздальский † 1309 КОЛЕНО XV: Князь Константин Васильевич Суздальский † 1355; женат 1. на Анне Васильевне; 2. на Елене NN КОЛЕНО XVI: Князь Андрей Константинович Суздальский и Нижегородский † 1365; женат на Василисе NN (во инокинях Феодоре) † 1377 Князь Дмитрий-Фома Константинович Нижегородский и Суздальский, и в продолжение некоторого времени Великий Князь Владимирский † 1383 Князь Борис Константинович Городецкий, потом князь Нижегородский и Суздальский † 1394; женат на княжне Марие Ольгердовне Литовской Князь Дмитрий Константинович Ноготь, угасших князей Ногтевых

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010