Завершилась поездка председателя ОВЦС в Грузию Тбилиси, 18 октября 2010 г. 16 октября 2010 года завершилась поездка в Грузию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принимавшего участие в праздновании 1000-летия собора Светицховели, передает служба коммуникаций ОВЦС . В аэропорту Тбилиси митрополита Илариона провожали митрополиты Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор и Некресский Сергий, Боржомский и Бакурианский Серафим, сотрудник Грузинской Патриархии протоиерей Георгий Харазашвили и клирик храма во имя Иоанна Богослова в Тбилиси архимандрит Роман (Лукин). В период с 13 с 16 октября делегация, возглавляемая председателем ОВЦС, приняла участие в Божественной литургии в соборе Светицховели, посетила древние храмы и монастыри города Тбилиси, Алавердской и Некресской епархий, а также молилась у мощей святой равноапостольной Нины в Бодбе. 16 октября, на пути из Тбилиси в Москву, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил короткую остановку в Донецке (Украина). В аэропорту председателя ОВЦС и сопровождавших его архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова и других членов делегации, принимавшей участие в торжествах по случаю 1000-летия собора Светицховели в Грузии, встречал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. В ходе братского общения иерархи, в частности, обсудили вопросы, касающиеся предстоящей поездки митрополита Илариона по городам Украины, которая состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в ноябре нынешнего года. 18 октября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42141.html

Завершилась поездка председателя ОВЦС в Грузию 17 октября 2010 г. 17:02 16 октября 2010 года завершилась поездка в Грузию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принимавшего участие в праздновании 1000-летия собора Светицховели. В аэропорту Тбилиси митрополита Илариона провожали митрополиты Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор и Некресский Сергий, Боржомский и Бакурианский Серафим, сотрудник Грузинской Патриархии протоиерей Георгий Харазашвили и клирик храма во имя Иоанна Богослова в Тбилиси архимандрит Роман (Лукин). В период с 13 с 16 октября делегация, возглавляемая председателем ОВЦС, приняла участие в Божественной литургии в соборе Светицховели, посетила древние храмы и монастыри города Тбилиси, Алавердской и Некресской епархий, а также молилась у мощей святой равноапостольной Нины в Бодбе . 16 октября, на пути из Тбилиси в Москву, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил короткую остановку в Донецке (Украина). В аэропорту председателя ОВЦС и сопровождавших его архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста , заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова и других членов делегации, принимавшей участие в торжествах по случаю 1000-летия собора Светицховели в Грузии, встречал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион . В ходе братского общения иерархи, в частности, обсудили вопросы, касающиеся предстоящей поездки митрополита Илариона по городам Украины, которая состоится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в ноябре нынешнего года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1300504.ht...

Управление другой, Алавердской, епархией поручено Сигнахскому митрополиту Иоанну Бодбелю. Прочие 11 грузинских епархий вошли в состав вновь учреждённых Мцхецкой и Алавердской епархий, а управлявшие ими митрополиты и епископы уволены с пожизненными пенсиями. Прибывший с католикосом, кандидат архиерейства, нетерпеливо дожидался вознаграждения за свои труды, но оно ещё было отсрочено. 8 Июля, по докладу князем Голицыным ходатайства католикоса, состоялось Высочайшее повеление «сообщить католикосу, что ныне в Грузии нет праздных епархий, а ежели архимандрит Досифей выучится по-русски, – как известно, что он уже сим занимается – то тогда можно посвятить в епископы, оставив здесь, дабы с пользой мог быть употреблен со временем на службу в Святейшем Синоде по делам Грузинского духовенства». Вместе с тем Высочайше повелено поместить его жительством в Александро-Невской Лавре и производить ему в пенсион по 2 тысячи рублей ассигнациями ежегодно. Досифей счёл себя обиженным этими распоряжениями и заявил, что назначенный ему пенсион недостаточен и не соответствует должностям им занимаемым; между тем и управляющий Грузией маркиз Ф.О. Паулуччи уверял его, что ему будет определён пенсион, по крайней мере, в 6 тысяч рублей. Князь Голицын доложил об этой претензии 2 Сентября Государю и получил повеление объявить Досифею, что «ежели он не может здесь сим пенсионом жить, то может возвратиться в Грузию». – Это было ещё до отъезда католикоса. С.-Петербургский митрополит Амвросий, по Высочайшему повелению, дал Досифею помещение в Невской Лавре, но, не зная, зачем этот архимандрит прислан к нему, месяца через два обратился к князю Голицыну с запросом: какое Государь Император соизволил сделать ему предназначение? Князь Голицын разъяснил ему обстоятельства дела и в заключение сообщил, что если Досифей приобрёл достаточное сведение в русском языке, то от митрополита зависит войти о нём с представлением в Святейший Синод. Амвросий немедленно сделал представление, и 31 Декабря 1811 г. состоялось Высочайшее повеление о посвящении Досифея в епископа с тем, чтобы он именовался епископом Горийским, викарием Грузинским, но пребывание имел здесь в Александро-Невской Лавре и службу Божию отправлял в С.-Петербургской епархии с согласия митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

д. к. Председателем был назначен архиеп. Алавердский и Телавской Досифей (Пицхелаури), центром стал Тифлис. Комиссия находилась в непосредственном подчинении Синода, ареал ее деятельности был расширен (помимо Сев. Кавказа включены груз. регионы Абхазия, Саингило, Сванети, Самцхе-Джавахети), на ее работу было выделено 14 750 р. серебром, с ежегодным увеличением суммы (НА Грузии. Ф. 492. Оп. 1. Д. 412). Помимо председателя в состав О. д. к. входили архимандрит, игумен, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 иерея, диакон, 8 церковнослужителей. Канцелярские дела вели коллежский секретарь (10-го класса), губ. секретарь (12-го класса, занимался переводами), 2 переписчика. В штате О. д. к. состояли также 30 всадников из церковных крестьян, выполнявших функцию проводников. Они были освобождены от всех налогов. За безопасность миссионеров отвечали 100 штатных казаков, эта служба приравнивалась к воинской повинности. Миссионерские центры О. д. к. находились в Телави (Кахети) и Ананури (Картли) (История груз. иерархии. 1853. С. 79-80). В сент. 1817 г. в результате реформ экзарха архиеп. Феофилакта (Русанова) О. д. к. вошла в подчинение Грузино-Имеретинской синодальной конторе . 28 дек. 1818 г. О. д. к. были выданы правила для миссионеров: для обращения горцев им надлежало «употреблять больше духовные, нежели мирские, побуждения»; они не должны были участвовать в разбирательстве мирских дел и крестить без удостоверения искренности крещаемых (Там же. С. 80-81). Новокрещеным горцам было разрешено выбирать место жительства, им помогали материально. В 1819 г. членам О. д. к. стали выплачивать жалованье (общая сумма составила 13 250 р. в год), были выделены средства для бесплатного распространения икон, крестов и др., общий расход гос-ва на О. д. к. в этом году составил 28 тыс. р. (НА Грузии. Ф. 495. Д. 514. Л. 4). В 1825 г. на строительство церквей в горных районах правительство выделило 49 тыс. р. Кроме того, на работу О. д. к. 1250 р. ежегодно выделял Грузинский Экзархат. Особое внимание уделялось духовному образованию молодежи.

http://pravenc.ru/text/2581603.html

Чувствуя доброжелательность нового архипастыря, груз. духовенство отменило бойкот и вступило с ним в административно-церковные отношения. 29 апр. 1908 г. экзархом было издано распоряжение «О распределении дел грузинскаго епархиальнаго управления между викарными Грузинской епархии», согласно к-рому викарному еп. Горийскому Петру (Кончошвили) вменялось в обязанность председательство в комиссии по изданию богослужебных книг на груз. языке, в экзаменационной комиссии, в комиссии по ремонту Мцхетского собора. Викарный еп. Бакинский Григорий (Вахнин) должен был определять, перемещать и увольнять за штат и в отпуск церковнослужителей в приходах с рус. и греч. населением (с груз.- викарный еп. Алавердский Давид (Качахидзе)), а также следить за цензурой брошюр на рус. языке (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 22686. Л. 1). Архиеп. Никон оставил богатое собрание проповедей и слов, к-рые опубликовал его племянник Л. И. Софийский ( Никон (Софийский), архиеп. [Речи, слова и поучения]// Софийский Л. И. Высокопреосвященный Никон. СПб., 1909. С. 255-440). Экзарх предчувствовал свою трагическую кончину. В последний приезд в С.-Петербург (1907) он говорил: «Может статься, что и убьют меня, но смерти я не страшусь. Умирать ведь надо и в тихих епархиях, и в мирное время» ( Софийский. 1909. С. 129). 28 мая 1908 г. перед отъездом в С.-Петербург на заседание Святейшего Синода экзарх Никон зашел в здание Грузино-Имеретинской синодальной конторы, в вестибюле к-рой по обыкновению было многолюдно, и был убит 2 выстрелами. Убийцы так и не были найдены (Некролог. 1908. С. 1028-1032; К-в. 1908. С. 693-696). Убийство экзарха Никона вызвало волну возмущения. Находившийся в ссылке еп. Кирион (Садзаглишвили) писал, что «убрали экзарха и тем самым убили вопрос автокефалии» ( Дурново. 1909. С. 28). Трагическая кончина экзарха еще более противопоставила российское и груз. духовенство в пределах Г. Э.: по инициативе Патриотического об-ва российское духовенство подало в дек. 1909 г. новому экзарху Иннокентию (Беляеву ; 7 дек. 1909 - 9 сент. 1913) прошение, под к-рым стояло 762 подписи, об отказе от совместной работы с груз. духовенством (Обзор. 1910. С. 10). Г. Э. в предвоенные годы и в годы первой мировой войны (1909-1917)

http://pravenc.ru/text/168201.html

1909. С. 6). 29 апр. 1908 г. Н. издал распоряжение «О распределении дел грузинского епархиального управления между викарными Грузинской епархии», согласно которому викарному еп. Горийскому Петру (Кончошвили) вменялось в обязанность председательство в комиссии по изданию богослужебных книг на груз. языке, в экзаменационной комиссии и в комиссии по ремонту Светицховели, а викарный еп. Бакинский Григорий (Вахнин) должен был определять, перемещать и увольнять за штат и в отпуск церковнослужителей в приходах с рус. и греч. населением (с грузинским - викарный еп. Алавердский Давид (Качахидзе)), а также следить за цензурой брошюр на рус. языке (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 22686. Л. 1). В Грузии того времени, когда все русское вызывало агрессию, Н. своими разумными действиями и благим расположением отчасти смог успокоить волнения груз. духовенства, которое вскоре отменило бойкот. Однако Н. чувствовал напряжение, в письмах знакомым он писал: «О себе и не знаю, что сказать, живу как жил, работаю как работал. Нет помогающих мне, а все ждут ошибок и промахов. Поэтому всегда в напряженном состоянии духа» (Никон (Софийский)//drevo-info.ru/articles/14348.html). В последний его приезд в Петербург в 1907 г. он говорил: «Может статься, что и убьют меня, но смерти я не страшусь. Умирать ведь надо и в тихих епархиях, и в мирное время. Так лучше умереть в борьбе за правое дело, за истину святую, на посту воина среди яростных врагов. Это смерть почетная! А что величественного умереть в келии, защищенной даже и от сквозного ветра. Но за что, однако же, грузинам убивать меня?» ( Софийский. 1909. С. 129). 6 мая 1907 г. Н. получил право ношения бриллиантового креста на клобуке (Высочайший рескрипт: Жалование бриллиантового креста для ношения на клобук//ЦВед. 1907. 18. 6 мая. С. 121). Напряженными оставались его отношения с автокефалистами. Так, опираясь на негативное отношение наместника на Кавказе гр. И. И. Воронцова-Дашкова к деятельности еп. Сухумского сщмч. Кириона (Садзаглишвили), Н. направил в Синод отношение, в котором указал, что сщмч.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

Крепость на горе Гори. XVII в. Крепость на горе Гори. XVII в. В 20-х гг. XVII в. борьбу против иран. завоевателей возглавил полководец Георгий Саакадзе (Великий Моурави). Под его командованием 25 марта 1625 г. на Марткопском поле груз. войско разгромило 30-тысячную армию кызылбашей (иранцев). В битве при Марабде 1 июля того же года победили иранцы, однако Саакадзе организовал партизанскую войну, чем свел на нет успех противника: во время военной кампании 1625 г. Аббас потерял половину армии (60 тыс.) и вынужден был признать царем Картли-Кахети Теймураза I. В 30-х гг. XVII в. Иран и Картли достигли компромисса: престол Картли занимали перешедшие в ислам Багратиони (для Ирана они были вали - наместниками, для грузин - царями), к-рые не боролись с Православием. В правление первого мусульм. царя Ростома (1633-1656) в обществе насаждались иран. нравы и обычаи, однако супруга царя заботилась о состоянии храмов и собирала расхищенные груз. рукописи. При Ростоме воцарился мир, были восстановлены мн. села, проложены новые каналы и дороги, оживилась городская жизнь. В 1648 г. Ростом при помощи шаха Аббаса II изгнал из Кахети Теймураза I и занял его престол. Аббас II, продолжавший политику Аббаса I, сместил Ростома с кахетинского престола в 1656 г. и отдал Кахети под упр. гянджинского хана Селима; за неск. лет в страну было переселено 15 тыс. тюрк. семей. В 1660 г. в Кахети картлийские и кахетинские князья подняли восстание: были отбиты у неприятеля крепость Бахтриони и Алавердский мон-рь, из страны изгнаны семьи тюрок, на царство возведен Вахтанг V Шахнаваз (1658-1675/76), представитель младшей, Мухранской, ветви Багратиони. Вахтанг V усмирил азнауров и лезгин; в 1661 г. он возвел на имеретинский престол старшего сына Арчила, подчинил себе князей Гурии и Самегрело, тем самым заложив основу объединения Г. Однако в 1663 г. вслед. протеста Османской империи по требованию Ирана он отозвал Арчила (правил в Кахети в 1664-1675). По словам современника Вахтанга, груз. поэта XVII в., «Шахнаваз покорил все страны, подчинил себе царей и создал такой мир, чтобы овцы и волки паслись рядом» ( Пешанги Хитаришвили. Шахнавазиани).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Прибавление в дополнение к Истории Российской Иерархии. Часть I К стр. 26. 59 Прибавление: До 1811 года в Грузии было Епархий 13, в них Архиереев 7, церквей 799. В церквях: Священников 746, Диаконов 146, причётников 661, Архимандрий 9, Архимандритов 6, монашествующих 75. Крестьян: в 13 Епархиях 22.218, дворов в девяти Архимандриях 637, да у церковных дворян 470 семейств. В 1811 году, Июня 10 Католикос Грузинский Антоний уволен на пребывание в Москву с титулом Члена Святейшего Синода и Католикоса, с пенсией 10.000 рублей серебром, и велено при священнослужении воспоминать Его Блаженнейшим, а между первоклассными Архиереями занимать ему пятое место. И в том же 1811 году по докладу Святейшего Синода, Высочайше утверждённому 30 Июля, в Грузии назначено и предписано: Первое : вместо существующих (ныне) 13 Епархий составить только две: одну под названием Мцхетской и Карталинской, а другую – Алавердской и Кахетинской; а из 9 Архимандрий оставить только 5, согласно представлению Архиепископа Варлаама. Второе : начальствующему над Грузинским духовенством быть Митрополиту Мцхетскому и Карталинскому, с присвоением навсегда титула Члена Синода и Экзарха оного в Грузии. Третье : учредить Дикастерию на равном с Российскими основании, под начальством управляющего Грузинским духовенством, и по рассмотрению его как ныне, так и впредь определять в оную присутствующими способных из монашествующих и белого духовенства, которой в производстве дел, сверх возлагаемой на неё, по мнению Архиепископа Варлаама, обязанности, поступать согласно слову Божьему, правилам святых Апостолов и Отцов, Государственным узаконениям и предписаниям из Синода. По учреждении же Дикастерии предоставить начальствующему по удобности и по количеству церквей для начального судопроизводства между духовенством, по уездам состоящим, учредить и духовные правления в уездных городах, определяя в оные присутствующими Протоиереев и Священников, в тех городах находящихся, а сверх того для ближайшего надзора над духовенством иметь и Благочинных.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Четвёртое : для обучения детей священно- и церковно-служительских и приготовления их к духовному званию, учредить на первый случай вместо Гимназии Духовную Семинарию. Что же касается до уездных училищ, то оные открыть в удобных местах в то время, когда для этого в Семинарии будут приготовлены учители. Пятое : суммы, полагаемые на содержание Архиереев, Архимандритов, Дикастерии, Семинарии, а также на вспоможение вдовам и сиротам священнослужителей, и на удовлетворение прочих расходов производить из церковных доходов, получаемых с церковных крестьян, по назначению, представленному от Архиепископа Варлаама с Генералом от Кавалерии Тормасовым. Относительно же до сумм, на училища уездные назначаемых, то оные производить по открытию тех училищ, а до того времени ежели встретится надобность, то часть из оных употреблять на устроение Семинарии и приведение в порядок во всех её частях, остальные же деньги хранить до открытия училищ. Шестое : к поддержанию церквей и служителей её, от коих роздано имение по открытию в Грузии Российского правительства, Синод согласен с мнением Архиепископа Варлаама и Генерала от Кавалерии Тормасова об обращении иного имения по-прежнему в ведомство церковное. Что же касается до дворян, занимающихся должностями управителей церковного имения, как сбор доходов с крестьян церковных возлагается уже на Дикастерию, то в таковых управителях и надобности не предвидится. Вслед за этим Июля 8 вышел Именной Указ в следующих словах: «Начальствующего над духовенством Грузинским Синодального Члена Архиепископа Варлаама Всемилостивейше пожаловали Мы в Митрополиты; повелеваем ему управлять Епархиями Мцхетского и Карталинского и быть Экзархом Святейшего Синода в Грузии». А 14 Июля последовал Указ Именной же такого содержания: «по представлению Экзарха Святейшего Синода в Грузии Митрополита Варлаама Всемилостивейше повелеваем: Архиерею Иоанну, бывшему Бодбийским, управлять Епархией Алавердской и Кахетинской». В 1812 году, Января 30, по Именному указу 1811 года Декабря 31, в Александро-Невской Лавре хиротонисан в Епископа Викарного, с наименованием Горийский Грузинский Архимандрит Досифей, которому и велено остаться в Санкт-Петербурге и по делам Грузинской Экзархии временно присутствовать в Святейшем Синоде с жалованием в год по 1.000 рублей. Ему, при посвящении его в Епископа, пожалована алмазная панагия. В 1814 году, Августа 30, пожалован он Архиепископом Теласским и Грузино-Кавказским, а Митрополит Варлаам – Экзархом и Имеретинским.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Антоний I оставил М. К. в сравнительно благополучном с организационной и материальной т. зр. состоянии. Его преемником стал молодой царевич митр. Алавердский Антоний II (Багратиони ; 1788-1811). Состояние Вост. Грузии было в то время более или менее стабильным: пустующие земли заселяли крестьяне, возрождалось хозяйство, налаживалось образовательное дело, церковный сепаратизм сошел на нет, культурно-образовательная деятельность Церкви заняла ведущее место. Католикос-патриарх принимал активное участие в гос. дипломатических переговорах, положение М. К. окончательно упрочилось. В 1792 г. по поручению Ираклия II Антоний II посетил с дипломатической миссией Имерети, где уладил конфликт между 2 претендентами на имеретинский трон и местными иерархами и помазал на престол внука Ираклия II св. Соломона II (1789, 1790-1810) ( Бубулашвили. 2002. С. 12). После разорения Вост. Грузии персид. шахом Агой Мохаммед-ханом в 1795 г. католикос-патриарх руководил восстановительными работами в Тбилиси. Антоний II в начале своего предстоятельства разделял политические приоритеты сторонников пророссийской ориентации политики Вост. Грузии с учетом условий Георгиевского трактата 1783 г. Однако после 1801 г., когда Российская империя с нарушением трактата присоединила Вост. Грузию, католикос-патриарх усомнился в правоте своей позиции. Начиная с 1805 г. генералы П. Д. Цицианов и И. В. Гудович в целях выравнивания положения управлявшейся Синодом РПЦ и возглавляемой католикосом-патриархом Грузинской Церкви стали проводить политику ограничения полномочий католикоса-патриарха: был установлен контроль над церковным имуществом и доходами, запрещено отчуждение церковных земель, из-под церковного управления выведены торговые ряды, таможни; крепостные, сельские священники закреплены за казенными учреждениями и т. д. (подробнее см. в ст.: Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви ) ( Бубулашвили. 2002. С. 25). Антоний II, оставшись без средств, в 1810 г. был вынужден покинуть родину и уехать в С.-Петербург. В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, М. К. прекратил свое существование. Предстоятели М. К.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010