А.В. Журавский Глава III. Деятельность митрополита Кирилла в советской России до декларации 1927 года Обстоятельства назначения архиепископа Кирилла экзархом Грузии и избрания на нижегородскую кафедру С апреля 270 1918 года 271 Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Об этом было объявлено 8 апреля 1918 года на Поместном Соборе, на котором присутствовал и сам владыка Кирилл. Секретарь огласил выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода от 19 марта (1 апреля) и 23 марта (5 апреля) 1918 года за 185, 210 о «бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, и о предоставлении ему права ношения белого клобука и митры с крестами» 272 . Само назначение владыки Кирилла на Тифлисскую кафедру являлось мерой, в некоторой степени вынужденной: митрополит Платон (Рождественский), будущий первоиерарх Американской Православной Церкви, не был в состоянии справиться с тяжелой закавказской ситуацией. Еще 12 марта 1917 года собравшиеся во Мцхете в храме Двенадцати апостолов представители грузинской иерархии (епископы, клирики и миряне) объявили о «восстановлении автокефального церковного управления в Грузии». Архиепископу Платону тогда же было объявлено, что отныне он перестает быть экзархом Грузии. Низложенный экзарх отказался подчиняться постановлению Мцхетского Собора 273 . С этого времени и начинается отсчет сложного и трагического периода (длившегося до 1943 года) в отношениях между Русской и Грузинской Церквами, характеризующегося прекращением церковного общения и параллельным существованием на одной канонической территории приходов двух юрисдикций. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви возглавлялся к началу XX века иерархом в сане архиепископа или митрополита, носившего титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г.), Бакинским (учреждено в 1905 г.) и Горийским (учреждено в 1811 г., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г.); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в г. Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г., кафедра в г. Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г. – митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров) 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Л. вернулся в Тифлис и 20 окт. 1888 г. был назначен инспектором школ Общества восстановления правосл. христианства на Кавказе (до 1896). В его ведении находились школы в регионах Вост. Грузии: Мтианети, Пшав-Хевсурети, Мтиулет-Гудамакари, Ардон-Алагирском ущелье и Саингило. 1 нояб. 1892 г. Л. был возведен в сан игумена и назначен настоятелем мон-ря Зедазени , 24 нояб. 1893 г.- мон-ря Хирса с возведением в сан архимандрита. 24 сент. 1896 г. утвержден членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы (до 1897) и председателем Комитета по правке духовных книг. В 1897 г. назначен настоятелем мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи . 19 апр. 1898 г. хиротонисан во епископа Горийского, 1-го викария экзарха Грузии. Чин хиротонии совершили в тифлисском кафедральном соборе Сиони (в честь Успения Пресв. Богородицы) экзарх Грузии архиеп. Флавиан (Городецкий) , еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе), еп. Алавердский Виссарион (Дадиани) и др. С 12 авг. 1900 г. епископ Имеретинский. В первый же год архипастырского служения Л. проехал по всей епархии, занимаясь восстановлением храмов и содействуя открытию церковных школ. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Л. был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В периодике того времени он размещал исследования, касающиеся истории и устройства ГПЦ до ее вхождения в состав РПЦ, печатал полемические письма, обличал антигруз. направленность политики некоторых экзархов Грузии («Отче, редактор!» 1906. С. 15-16; Ошибкав вопросе об автокефалии Груз. Церкви. 1906. С. 6-8 и др.). Его т. зр. оказала значительное влияние на груз. общественность. В 1906 г. участвовал в проходивших в С.-Петербурге заседаниях 2-го отдела Предсоборного присутствия РПЦ , на которых в т. ч. решался вопрос об автокефалии ГПЦ (2 июня - 13 дек.). Выступая 2 июня, он аргументированно доказал правомочность восстановления автокефалии (Журналы и заседания. С. 1-2). Также Л. был сторонником идей движения «Тергдалеулеби», возникшего в 60-х гг. XIX в. среди части груз. интеллигенции, получившей образование в России. Оно ставило такие задачи как служение Родине, защита интересов груз. народа и др. (подробнее см. в статьях Грузия , Илия Чавчавадзе ).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

Священный Синод постановил, что указанный документ содержит экклезиологические и терминологические ошибки и подлежит серьезной переработке. Если эти изменения не будут учтены и внесены в текст документа, Грузинская Церковь не находит возможным его подписать. По инициативе митрополита Потийского и Хобийского Григория (Бербичашвили), Священный Синод постановил, создать богословскую группу, которая по ряду богословских вопросов представит свои предложения на рассмотрение Священному Синоду. Священный Синод выслушал доклад митрополита Хонского и Самтредийского Саввы (Гигиберия) по организационным вопросам. Священный Синод определил делегацию Грузинской Православной Церкви в следующем составе: Католикос-Патриарх Илья II; митрополит Кутаисский и Гаенатский Каллистрат (Маргалиташвили); митрополит Даниил Сачхерский и Чиатурский (Датуашвили); митрополит Манглийский Анания (Джапаридзе); митрополит Ткибульский и Терджольский Георгий (Шаламберидзе); митрополит Алавердский Давид (Махарадзе); митрополит Некресский Сергий (Чекуришвили); митрополит Шемокмедский Иосиф (Киквадзе); митрополит Николай Ахалкалакский, Кумурдойский и Южноамериканский (Пачуашвили); митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Теодор (Чуадзе); митрополит Хонский и Самтредийский Савва (Гигиберия); митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе); митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава); митрополит Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили); митрополит Сенакский, Чхороцкуйский и Австралийский Шио (Муджири); митрополит Руставский Иоанн (Гамрекели); архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе); архиепископ Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе); епископ Тианетский и Пшав Хевсуретский Михаил (Габричидзе); епископ Хорнабуджский и Геретский Дмитрий (Капанадзе); епископ Самтависский и Каспийский Дамиан (Хупения); епископ Цалкийский Григорий (Кациа); епископ Бельгийский и Голландский Досифей (Богверадзе); епископ Североамериканский Савва (Инцкирвели); Никорцминдский епископ Вахтанг (Липартелиани); Протопресвитер Георгий Звиададзе;

http://pravmir.ru/gruzinskaya-tserkov-ne...

Какая странная участь для властителей Иверских! Что касается Теймураза, то после многих странствований Вахтанг Шах Наваз выманил его из Имеретии, когда он еще однажды искал возвратиться на родину, ибо туда влекло его сердце κ праху своих предков. Вахтанг послал его пленником в Персию; принятый там с честью, он заболел от старости и скончался в Астрабаде, в 1663 году. Исполнилось благочестивое его желание, и если не царство, то по крайней мере обрел он себе могилу в бывшем своем царстве, близ гроба матери и предков. Но внук его Ираклий получил опять утраченную дедом державу, а правнук Τеймураз по избранию Шах Надира соединил на главе своей обе короны Карталинии и Кахетии и передал их славному сыну Ираклию II. Так исполнились над ними благословения мученицы. Какая страшная и вместе трогательная драма – весь этот ряд Царей Кахетинских, начиная от великого Леона, воителя Иерусалимского, который один только скончался в мире! Если Мученица Кетеван торжественно покоится под самым престолом, ради ее подвигов, то под сенью того же собора нашли себе упокоение и единокровные ее жертвы семейных междоусобий: Царь Александр с сыном своим Георгием, умерщвленные извергом Константином, и с ними пострадавший Епископ Руставский Павел, который тщетно старался удержать руку отцеубийцы. Тут же в числе прочих святителей храма сего и еще один закланный на самом алтаре Лезгинами, в 1480 году, Иоанн Алавердский и другой Иоанн, принесший из Персии мощи Кетеван, и Епископ Зинон, паломник, против своей воли не дошедший до Иерусалима и вместо того посетивший Россию. Тут и многострадальный Царь Теймураз великий, с сыном своим Давидом, погибшим в битве против Рустума; ими кончается в Алаверди царственная династия Кахетинская, ибо сын Давида Ираклий, вынужденный принять магометанское имя Назар-Али-Хана, лишился чести погребения между предков, а преемник его Теймураз II, искавший себе покровительства при дворе Императрицы Елисаветы, умер на обратном пути в Астрахани и там похоронен. В соборе еще покоятся две Царицы Анны, супруги первого Ираклия и второго Теймураза, и две Царевны, Елена, дочь Ираклия, и дочь Теймураза инокиня Макрина, знаменитая своими писаниями; ее канон в честь святого Иосифа Алавердского доселе поется в день его памяти 15-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Над гробом Зинона устроена недавно резная сень усердием Митрополита Бодбийского, а у ног его избрал себе место упокоения другой великий труженик, Авва Арсений, много подвизавшийся ко благу своей родной Церкви. Как умилительно должно было видеть Царя Возобновителя в промежутке браней, смиренно слушающего назидания святого отшельника в сей мирной обители, посреди многочисленной братии, когда в то же время бежали отовсюду сарацины, пред победоносным оружием царственного ученика Арсениева. Не более трех верст от Икальто до Шуамта; дорога спускается в дикое ущелье, поросшее лесом, где видны на скалах следы пустынных келий. Поток шумит на дне ущелья, проникающего до сердца гор Гамборских, и на скате лесистого холма возвышается обитель с башнями и оградой, которые защищали от хищников лезгинских великолепное здание Царицы Тинатины, супруги Леоновой. Молния недавно разбила колокольню; паперть, бывшая около собора с боковыми приделами, уничтожена при последнем обновлении, как и в Алаверди, хотя она служила не только украшением, но и опорой для стен; уцелел один только придел во имя Архангела. Но, несмотря на то, красуется еще своим зодчеством храм Богоматери, в малом виде напоминающий Алавердский. Внутренность церкви столь же приятна для глаз, как и наружность: два столба посередине поддерживают высокие своды, на коих еще сохранилась стенная живопись, и даже чем выше, тем ярче. Иконостас новый недавно прислан из Москвы Царевичем Ираклием. Храмовая икона Божией Матери с Предвечным Младенцем в золотом, жемчужном окладе, есть список чудотворной иконы Хахульской, которая доселе чествуется в Гелатском монастыре Имеретии. Надпись на ней свидетельствует, что она пожертвована Царем Леоном и его супругою, в исходе XVI века, а серебренные подсвечники пред иконостасом принесены в дар благочестием двух последних Царей Грузии. Алтарь разделен на три части, и с правой стороны существовал малый придел Святителя Николая. Все стены внутри святилища расписаны символически, соответственно его назначению, но лики Святых исколоты Лезгинами. На горнем месте умовение ног, ради непрестанной памяти смирения пастырского, и болезненная молитва Господа на Элеоне, в три разные ее минуты, как я это видел в Венецианском соборе Св. Марка: первое моление Господа о чаше, да мимо идет, потом совершенно простерт Он долу, с каплями кровавого пота, и наконец укрепляется Ангелом человеческая Его природа. Внизу четыре Иерарха, образователи литургии, с хартиями в руках, на коих начертаны возгласы ектений, и между ним Господь в образе жертвы на дискосе и два Ангела, его осеняющие рипидами. Над дверьми в жертвенник и придел также святители со свитками, где вписаны молитва проскомидии: «Боже, дающий нам хлеб небесный» и предшествующая Херувимской песни: «Никто же достоин от связавшихся земными сластьми»; а на арке алтарной львиные головы в арабесках, один из символов Серафимов, или, быть может, напоминание имени созидателя Леона.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В ходе посещения состоялись встречи Предстоятеля Грузинской Православной Церкви с главой делегации Московского Патриархата. Обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений между Русской и Грузинской Православными Церквами, а также общеправославного сотрудничества. Также гости из Русской Православной Церкви побывали в храмах и монастырях Тбилиси, Алавердской, Некресской и Бодбийской епархий. Кроме того, митрополит Волоколамский Иларион встретился с учащимися Кварельской духовной семинарии и с насельницами монастыря святой равноапостольной Нины в Бодбе. 14 октября 2010 года, в день празднования в честь Хитона Господня и Животворящего Столпа (Светицховлоба) митрополит Волоколамский Иларион принял участие в Божественной литургии в Мцхетском кафедральном соборе, которую в сослужении представителей Православных Поместных Церквей, архиереев и клириков Грузинской Православной Церкви совершили Святейший и Блаженнейший Католикос Патриарх всей Грузии Илия II, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение в связи с участием делегации Русской Православной Церкви в торжествах 1700-летия первой церкви на месте захоронения Хитона Господня и 1000-летия строительства собора Светицховели. 3. Благодарить Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илию II за внимание и гостеприимство, оказанные делегации Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 128 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о пребывании делегации Русской Православной Церкви в Японии. Справка: С 9 по 13 октября 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом посетила Японию с целью участия в торжествах по случаю 40-летия со дня прославления святителя Николая Японского, дарования Русской Православной Церковью автономии Японской Православной Церкви и учреждения в Токио Подворья Русской Православной Церкви в Японии. В делегацию, в частности, вошли председатель Синодальной комиссии по делам монастырей, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

http://patriarchia.ru/db/text/1368308.ht...

После образования в Москве " живоцерковного управления " митр. Сергий был одним из первых, кто признал его законность. В 4-5 журнала " Живая церковь " за 1922 г. появился документ, датированный 3/16 июня: " Мы, Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегороский и Арзамасский, и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Высшего церковного управления и каноническую законность Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Высшего церковного управления, считаем его единственной, канонической, законной, верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий " . Митр. Сергий находился в обновленческом расколе 14 месяцев. После выхода Патриарха из заключения принес ему публичное церковное покаяние в день праздника Успения Божией Матери перед Литургией на 3-м часе в Донском монастыре. 11 Хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии 10/23.2.1919, в воскресенье в Покровском соборе г. Симферополя. 12 Схиархиепископ Антоний (князь Давид Ильич Абашидзе, 12.10.1867 + дек. 1943) - родился в Тифлисской губернии. После окончания Новороссийского университета (1891) принял монашество с именем Димитрий; иеродиакон. Окончил Киевскую Духовную академию (1896) со степенью кандидата богословия; рукоположен во иеромонаха. Ректор Александровской миссионерской Духовной семинарии, архимандрит. Хиротонисан во епископа Алавердского. Позднее епископ: Гурийско-Мингрельский (1903), Туркестанский и Ташкентский (1906), Таврический и Симферопольский (1912). С 1914 г. добровольно в качестве рядового священнослужителя в составе Черноморской эскадры участвовал в Германской войне. Архиепископ Симферопольский и Таврический (1915). Участник Поместного Собора 1917-1918 гг. Состоял во Временном Высшем Церковном Управлении Юго-Востока России и в организации Юго-Восточного Церковного Собора в Ставрополе (май 1919). В 1920-х гг. проживал в Киеве; был наместником Киево-Печерской Лавры. Принял схиму с именем Антония, пребывал в затворе, старчествовал. Погребен на территории Киево-Печерской Лавры, у входа в Ближние пещеры. В настоящее время готовится его канонизация. 13

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Нет упоминания нигде и о подобном соборе, и не знает этого и сам Кирион, который не преминул бы в ответном своем послании как-нибудь упомянуть о таком лице и не обошел бы глубоким молчанием подобный собор. Не оболгал ли Авраам Иверскую Церковь? — А может быть, упоминаемый в послании католикос Гавриил был католикосом или главой албанских еретиков, имевших свое начало в Албании — в Восточной Грузии в прикаспийской провинции, и известных еще в половине VI века, имевших своего независимого архиепископа с титулом католикоса, — что более вероятно. Подобной церкви законно в Грузии не существовало; но она скрывалась в тайне, поэтому Кирион и не знает такого католикоса. Если знает его Авраам и имеет, как выражается он, даже соборное определение, то это весьма понятно, потому что и он, подобно им, составлял со своей паствой часть еретической церкви, отвергшей св. Халкидонский Собор и имевшей с ним полное единение. 175. Имеется в виду Эчмиадзин. 176. Подобные бродячие епископы и монахи из сирийских еретиков многократно появлялись в пределах Грузинской Церкви с учением, противным св. Халкидонскому Собору, и изгонялись из страны, — как свидетельствует нам святейший католикос Арсений, живший в XII в. в своем повествовании об отделении Армянской Церкви от Грузинской, — рукопись эта хранится в библиотеке Алавердского собора. 177. Этот Ювеналий, епископ Иерусалимский (428—458 гг.), был верным последователем св. Халкидонского Собора, которому так противостал один еретичествующий монах по имени Феодосий, что епископ принужден был на время оставить Иерусалим и снова вернулся к своей пастве в 453 году. Он умер, оставив по себе громкую славу защитника Православия и святой жизни. 178. Фотий был епископом Цуртагским во времена мученицы св. Шушаники 458 г. О нем упоминается в жизнеописании св. Грузинской и Армянской Церквей. См. также Страдание святой славной мученицы царицы Ранской Шушаники. 179. Как сами имена, так и названия епархий, которые упоминаются в послании, показывают явно, что подобных епархий не существовало в перечне епархий Грузинской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

42. Куща эта в начале же христианства обращена была в маленькую церковь, которая цела до сих пор, она до половины стоит почти в земле, во дворе Самтаврского девичьего монастыря, при входе в ворота на правой стороне. 43. А не Евстафия, патриарха Антиохийского, как уверяет Иосселиани и многие другие, в действительности по воле св. Константина Великого патриарх Антиохийский Евстафий вручил новую Церковь упомянутому епископу Иоанну и послал его в Грузию. 44. См. Картлис Цховреба об обращении грузин. 45. архитектура старых грузинских больших комнат в домах, известных под именем дарбазы; подобные большие комнаты вроде теперешних зал строились из больших бревен с полусферическим красиво выложенным потолком. Свет проникал сверху. У подобных комнат потолки поддерживаются одной или несколькими большими деревянными колоннами. 46. Потомки первосвященника Авиафара существуют и поныне, известные в Мцхете по фамилии Гедеоновых. Они одни имеют право на жительство в ограде католикосского Мцхетского собора. 47. Глубокой полночью две горы, где были капища идолов Армаза и Задена, обрушились в реки Куру и Арагву, которая затопила город Мцхет. При этом раздавались дикие вопли, вой и страшные удары. Затем по молитве святой Нины все стихло, но перед первыми петухами вновь раздался громкий звук военной трубы персов, которые разломали городские ворота, заполонили город и с криком начали убивать жителей, заливая город потоками крови. 48. Течение св. мира из пня, по словам стариков очевидцев, продолжалось и в их время. У самой каменной четырехгранной колонны, заключающей пень св. столба, возле маленьких серебряных дверец, земля, пропитанная миром, издает до сих пор благовонный запах. 49. Одна из этих икон, а именно икона Божией Матери, стоит по ныне в Руисском соборном храме — в Средней Карталинии. Она весьма замечательна по своей древности и надписям на обороте; а другая — Спасителя в Алавердском кафедральном соборе, в ризнице величественного храма. 50. Подножие Св. Креста унесено было назад в Грецию импера-тором Ираклием в конце 629 года при правителе Грузии Адарнасии, сыне Бакара III (f 639 г.), снова возвращено и сохранялось в Ананурском храме, по Военно-грузинской дороге, откуда пропало при последнем грузинском царе Георгии XIII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Так, к периоду Патриаршества Антония I число епархий в Вост. Грузии сократилось до 14; в 1765 г. была упразднена Кацаретская епархия в Кахети, территория к-рой вошла в Ниноцминдскую и Руставскую епархии (ПГП. Т. 3. С. 860). Католикосы стремились укрепить пограничные епархии, в Некресской и Гишской епархиях, охватывавших отторгнутые от Грузии провинции Саингило, Чари и Каки, резко повысился процент мусульм. населения. В 1762 г. на Церковном Соборе был поднят вопрос о Некресской епархии, еп. Досифей (Пицхелаури) открыл здесь школу под личным покровительством Ираклия II; в 1765 г. епархия была возведена в ранг митрополии ( Анания (Джапаридзе), митр. Соборы. 2003. Т. 2. С. 201). В 70-х гг. XVIII в. в Кахети действовали Алавердская, Ниноцминдская, Кизикская, Руставская, Некресская епархии, в Картли - Мцхетская, Тбилисская, Самтавро-Горийская, Руисская, Урбнисская, Никозская, Самтависская епархии. Опустошенными и фактически упраздненными числились Самебская, Гишская, Черемская, Харчашнийская (Кахети), а также Цинцкаройская, Цалкская, Болнисская, Дманисская, Ахтальская, Манглисская, Цилканская (Картли); последние 3 позже были восстановлены (ПГП. Т. 3. С. 929). В марте 1788 г. Антоний I скончался и на Патриарший престол был избран сын Ираклия II 26-летний митр. Алавердский Антоний II (Багратиони) . До взятия Тбилиси Агой Мухаммад-ханом в 1795 г. положение Вост. Грузии было стабильным: в перерывах между набегами лезгинских племен и нашествиями иран. войск пустующие земли заселялись крестьянами, возрождались села и города, налаживалось хозяйство и церковноприходская жизнь. Однако в приграничных приходах проведение богослужений было затруднено. Так, митр. Некресский Амвросий (Микадзе) писал, что во время своего настоятельства в мон-ре Икорта он постоянно подвергался нападениям леков, а после перевода в Цилкани (1777) по этой же причине месяцами не мог проводить службу, церковь оставалась без прихожан даже в великие праздники ( Амвросий [Микадзе], митр. Некресский. Проповеди. 2003.

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010