Памятник Ленина , просп. Ленина и все, связанное с его именем, конечно, вызывают вопросы... Хотя лично меня обрадовал и абсолютно удовлетворил ответ одного русского иерарха: «Он нам не мешает». Это слова мужественного ар­хи­пастыря. Но пока еще стоящие памятники Ленина говорят, наверное, о том, что темные силы только затаились. — Как на сегодняшний день идет воцерковление молодых людей в Грузии? Много ли молодежи приходит в храмы? — Неисповедимыми путями Господними приходят и молодые люди в Церковь. Для Грузинской Православной Церкви является характерным множество моло­дежи. Игумении Таисии, духовной дочери св. Иоанна Кронштадского, принадлежат слова: «Не слепо и безотчетно я верую, а сознательно, понимая — во что, почему и как верую». Хотелось бы, чтобы молодые люди понимали веру душой и сердцем. Монастырь Алаверди. Фото: Игорь Калядин      — Расскажите немного об истории Алавердского монастыря святого Георгия. Алавердский монастырь св. великомученика Георгия был основан в VI веке. Его основателем является преподобный Авва Иосиф Алавердский. Он же является первым епископом этой местности, поэтому все алавердские архиереи носят титул «Авва Алавердский». Преподобный Иосиф был одним из 13 сирийских отцов, которых во главе с преп. Иоанном Зедазнийским Пресвятая Богородица направила в Грузию для укрепления в вере грузинского народа, принявшего христианство от св. равноапостольной Нины в начале IV века. Вспоминается одна из проповедей митрополита Давида, в которой он сказал: «Пресвятая Богородица направила в Грузию 13 боголюбивых иноков, отцов, а не золото, драгоценности или оружие. Этим Она открыла нам, на что должна надеяться и уповать страна в беде. Для нас оружие и сила — славословие и любовь к Господу. Сегодня наш народ должен знать: Матерь Божия в VI веке дала бесподобный пример того, что во всех нуждах и затруднениях спастись можно только Богом». Преподобные сирийские отцы      Святые сирийские отцы являются основоположниками киновиального (обще­жительного) монашества в Грузии. По преданию преп. Иосиф Алавердский на груди носил крест, высеченный из древа Животворящего Креста Господня, с которым Он и был погребен. Этим объясняется тот факт, что особенным поклонением с самого момента основания монастыря был отмечен праздник Воздвижения Креста Господня. Позже, в XVI веке за освобождение Иеру­салима от турок-сельджуков и обновление храма Воскресения Христова, Иерусалимский Патриарх Герман передал в дар Грузинскому царю Леону большую часть Животворящего Креста Господня, которая была торжественно встречена народом в Алавердском соборе. Здесь же в XVII в. грузинский царь Теймураз I встречал святые мощи своей матери — великомученицы царицы Кетеван, которая после долгих лет заточения приняла мученическую смерть в Персии. Она является воистину «орлицей из гнезда Багратиони», как пишет о ней архимандрит Рафаил (Карелин) . Её святые мощи покоятся под престолом Алавердского собора.

http://pravoslavie.ru/69522.html

Согласно каноническим устоям ГПЦ, даже в период управления Кахети персид. ставленниками каждый претендент на кахетинскую кафедру, выбранный кахетинскими архиереями и знатью и одобренный ханом, должен был пройти утверждение Мцхетского католикоса-патриарха в патриаршем кафедральном соборе Светицховели в Мцхете ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 606). Однако Н., как и некоторые др. алавердели, проявил склонность к сепаратизму и занял кафедру, игнорируя эту традицию ( Качарава. 1987. С. 113; Она же. 1998. С. 179). Его отношения с Мцхетским престолом значительно осложнились. Решить конфликт мирным путем попробовал архиеп. Тбилисский Иосиф (Саакадзе) . Сохранилось письмо Н. архиеп. Иосифу (НЦРГ. Ad 156; ПГП. 1970. Т. 3. С. 594-595, 1173), датированное И. Долидзе между 1683 и 1688 гг. на основании времени правления архиеп. Иосифа (1661-1688), Николая IX и Н. Архиеп. Иосиф советовал Н. добиваться встречи с католикосом-патриархом. Н. жаловался, что имеет многочисленных подстрекателей, в т. ч. и среди сторонников Ираклия I, отмечал, что «и другие поступали так, как я поступил». В то же время алавердели признавал, что «все знают издавна», что интронизация Алавердских архиереев всегда происходила в Мцхете с благословения главы ГПЦ. Также из документа становится известно, что отношения между Картли и Кахети в это время обострились до такой степени, что кахетинцы и особенно алавердели не могли безбоязненно появиться в Картли даже для того, чтобы поклониться Светицховели. Н. просил архиеп. Иосифа ходатайствовать перед Николаем IX о его помиловании и отмечал, что налаживание отношений между ним и католикосом-патриархом в целом окажет благотворное влияние на состояние Церкви. Письмо содержит эмоциональные высказывания Н. Так, он писал, что для него «обида» католикоса-патриарха - «как конец света. Он милосердный и помилует меня, что бы я ни совершил. Я ошибся, что совершил это без его благословения». Н. обещал, что впредь ни один из последующих алавердели «не наденет митру» без благословения католикоса-патриарха, и выражал полную покорность воле Николая IX: «Если... он приедет и Господь удостоит меня чести видеть его, или я смогу поехать, как он прикажет, так я и сделаю». Сведений о разрешении конфликта нет. Очевидно, он был исчерпан, поскольку Н. сохранил свое положение на Алавердской кафедре. Возможно, положительную роль в этом вопросе сыграли воцарение в Кахети в 1688 г. Ираклия I и восхождение на престол католикоса-патриарха Вост. Грузии Иоанна X ( Диасамидзе; 1688-1692, 1695-1700).

http://pravenc.ru/text/2565962.html

Интронизация состоялась 7 апр. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели ( Жвания. 1994. С. 34). На торжествах присутствовали представители РПЦ экзарх Украины митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) , архиеп. Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко) , ректор МДА прот. К. Ружицкий , а также от лица Антиохийского патриарха Александра III настоятель Антиохийского подворья в Москве архим. Василий (Самаха). Сохранилась характеризующая М. личная запись уполномоченного по делам религии в Грузии М. Меквабишвили, в к-рой тот писал, что новый католикос-патриарх «среди духовных лиц не пользуется хорошим авторитетом из-за своей принципиальности», до 1955 г. в среде представителей груз. духовенства существовала группа его противников. Также уполномоченный отмечал, что М. активно выступал на различного рода конференциях в защиту мира, «хорошо разбирается в вопросах международных событий... у него нет наклонности к жадности... выше всего ставит свою нацию и в решении вопросов в связи с открытием церквей старается открыть больше грузинских» (ЦГИАГ. Ф. 1880. Оп. 1. Д. 40. Л. 1-2). В 1956-1958 гг., в условиях жесткой дискредитации Церкви со стороны властей, М. хиротонисал 5 архиереев: настоятеля тбилисской церкви Квашвети во имя вмч. Георгия прот. Харитона Девдариани во епископа Маргветско-Убисского Давида (впосл. католикос-патриарх всей Грузии Давид V (VI) ) (28 авг. 1956); благочинного рус. приходов в юрисдикции ГПЦ архим. Зиновия (Мажугу) (30 дек. 1956) - вопреки мнению членов Синода, отнесшихся отрицательно к посвящению негрузина во архиерея ГПЦ; прот. Лаврентия Жванию во епископа Сухумо-Абхазского Леонида (15 февр. 1957); настоятеля кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила прот. Наума Шавианидзе во епископа Гаенатского Наума (7 июля 1957); настоятеля телавского Спасского собора прот. Давида Бурдиладзе во еп. Алавердского Давида (14 окт. 1958). Во время патриаршества М. были открыты церковь в Поти и кафоликон мон-ря Моцамета , куда были перенесены мощи святых Давида и Константина Аргветских ; практически заново возведена церковь в Хашури; в жен.

http://pravenc.ru/text/2562940.html

10 окт. 1925 г. М. принял постриг и был возведен в сан архимандрита, 14 окт. хиротонисан во архиерея и назначен епископом Алавердским. 18 нояб. он прибыл в епархию. В письме исп. Амвросию (26 янв. 1926) он описал состояние дел в епархии ( Мачуришвили. 2009. С. 25-26). 17 окт. 1927 г. М. временно был назначен управляющим Сухумо-Абхазской епархией. С 24 марта 1928 г. епископ Цилканский (Архив Груз. Патриархии. Д. 1823. Л. 140, 175). С 11 мая 1928 г. настоятель тифлисского Преображенского муж. мон-ря. 2 янв. 1935 г. М. возведен в сан митрополита, переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). Свою первую проповедь он начал словами прор. Давида: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс 13. 1), что оскорбило властей и восстановило их против нового архиерея. Ему не давали возможности проводить изменения в епархии, на протяжении неск. лет М. оставался практически без дохода ( Рафаил (Карелин). 2006. Т. 2. С. 100). Репрессии в отношении духовенства коснулись и Сухумо-Абхазской епархии: в письме католикосу-патриарху всей Грузии Каллистрату (Цинцадзе) (2 мая 1937) М. писал о сложностях, которые возникли в епархии с назначением священника в 3 греч. деревни,- не нашлось подобающей кандидатуры. 9 окт. 1937 г. были арестованы протоиереи Симеон Гигинеишвили и Элизбар Анчабадзе, в епархии осталось 2 представителя духовенства: священник в Сухуми и М. (Архив Груз. Патриархии. Д. 1613. С. 23-24). 9 июля 1938 г. М. получил назначение в Тбилиси. С 1 апр. 1943 г. служил в ц. во имя св. Нины в Кутаиси, с 30 апр. 1944 г.- митрополит Урбнисский, настоятель тбилисской церкви Дидубе в честь Рождества Пресв. Богородицы (ЦГИАГ. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 26. Л. 30). М. был ревностным участником движения в защиту мира: неоднократно выступал на различных конференциях, в 1949 г. возглавил делегацию ГПЦ на 1-й Всесоюзной конференции сторонников мира (25-27 авг., Москва). 5 апр. 1952 г. на IX Соборе ГПЦ, проходившем в Тбилисском Сиони, М. посредством открытого голосования единодушно был избран католикосом-патриархом всей Грузии.

http://pravenc.ru/text/2562940.html

Именным указом имп. Александра III Александровича от 16 июля 1882 г. П. был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, постоянным членом Синода. 10 авг. П. выехал в Одессу, чтобы попрощаться с другом - архиеп. Херсонским Димитрием (Муретовым), 12 авг. посетил Новонямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь . При прощании с паствой П. отметил, что, возможно, в его «деятельности обрелось нечто погрешительное, одностороннее, несовершенное», поэтому «Господь призывает сюда иного деятеля для исправления погрешительно мною сделанного» (Слово. 1882. С. 847). Его преемником на Кишинёвской кафедре стал архиеп. Сергий (Ляпидевский) . Одним из последних деяний П. на Кишинёвской кафедре стало освящение 16 авг. нового здания жен. гимназии. 18 авг. 1882 г. он выехал из Кишинёва. Д. Б. К. 2 окт. 1882 г. П. прибыл в Тифлис, духовенство города встретило его в церкви Квашвети. В кафедральном соборе Сиони (см. Тбилисский Сиони ) был отслужен молебен, П. произнес приветственное слово, в к-ром «выразил готовность полюбить и защитить новую паству» (Дроеба (Времена): Газ. Тифлис. 1882. 208. С. 1). При П. изменилась структура Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви : из его состава было выведено Владикавказское викариатство , преобразованное в 1885 г. во Владикавказскую и Моздокскую епархию ; в Зап. Грузии учреждены 2 епархии - Сухумская (см.: Сухумо-Абхазская епархия ), территория которой была выделена из состава Имеретинской епархии (1885), и Гурийско-Мингрельская епархия (путем слияния Мингрельской и Гурийской епархий, 1886); в составе Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии образовано Алавердское викариатство (1886). Также был изменен устав Общества восстановления православного христианства на Кавказе , председателем к-рого стал экзарх (1885). В 1883 г. под редакцией прот. Д. Гамбашидзе стал выходить правосл. ж. «Мцкемси» (Пастырь). По инициативе П. были куплены здание для Тифлисского жен. епархиального училища имени равноап. Нины (за 40 тыс. р.), дом с землей для Озургетского ДУ (за 30 тыс. р.), земля для Горийского ДУ, а также возобновлено Телавское ДУ, для которого построены здания. В с. Ардон (ныне город, Сев. Осетия) открыто Александровское ДУ, готовившее священнослужителей для осет. приходов (в 1895 преобразовано в семинарию). Архиерей учредил братство Пресв. Богородицы, «имеющее целью утверждение православной веры в народе» ( Невзоров. 1892. С. 696). Считается, что при П. из Успенского храма Метехи исчезла чтимая икона Божией Матери, из Сиони - чудотворная икона равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/2578489.html

Замечательна надпись сей иконы, что точно такая же послана была в дар Царю Алексею Михайловичу Теймуразом I; но где она находится теперь в Москве, неизвестно. Память великого Леона ознаменовалась в соборе Алавердском еще богатой иконой Николая Чудотворца и наперстным крестом с мощами, которые также принес с собой из Иерусалима и постоянно имел при себе в течение пятидесятилетнего своего царствования, озарившего лучом славы Кахетию и Палестину. Икальто и Шуамта Мы спешили оставить собор Алавердский, потому что уже вечерело, и провели ночь в Икальто, селении князей Макаевых, из дома коих был Митрополит Иоанн Бодбель. По давнему обычаю страны, гостеприимный хозяин, в лучшей своей одежде и на лучшем коне, проводил нас на следующее утро в соседний монастырь Икальтский, место погребения его предков. Положение обители весьма живописно, на лесистых холмах; только недавно обновил ее старец Митрополит ради памяти Св. Зинона, одного из Сирийских отцов, ее основавшего и в ней почившего. Некогда славилась она своей ученостью, многолюдством братии, ибо тут устроил свое знаменитое училище духовник Царя Давида Возобновителя, игумен Арсений, который сам был в Палестине, собрал все жития святых Грузинских и для многих составил службы. Около его обители основалось по окрестным горам до шестидесяти малых скитов церквей, коих остатки еще видны в лесах, и даже сохранилась народная пословица: «В Икальто шестьдесят церквей без одной». Развалины обширного училища Арсениева, отколе вышли многие светильники Церкви Грузинской, просиявшей и на святой горе Афонской, доселе видны на дворе монастырском. Соборный храм невелик, но приятного зодчества и современен Св. Зинону; празднует же нерукотворному образу Спасову, ибо сию икону принес из Сирии один из тринадцати отцов, Св. Антоний Марткопский, хотя с тех пор не сохранилась самая икона, но списки ее повторяются во всех почти церквах Грузии, по глубокому к ней уважению народа. С благоговением поклонился я гробу святого основателя Зинона, житие коего нам не сохранилось, равно как и житие его сподвижников Иосифа Алавердского и Стефана Хирского; но храмы их служат живой летописью их деяний вместе с исцелениями, доселе истекающими от их раки, потому что одна только проповедь блаженных отцов утвердила Христианство в сих некогда диких пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Род Багратидов Мухранских доселе сохранил право хоронить своих усопших в левом крыле собора. Мне всегда трогательным казался обычай древних родов Грузии собираться на вечный покой подле гробов своих предков, чтобы вместе воспрянуть по гласу вселенской трубы. Лишиться могилы между отцов почиталось величайшим бесчестием, и многие, как Теймураз Великий Царь Кахетинский, после бурной долголетней жизни истомленный в изгнании, одного только жаждал, быть погребенным под родственной сенью Алавердского храма; самые его гонители, Персы, уважили его благочестивое желание. Католикосы Иверские погребаемы были также под сводами своего кафедрального собора, и еще там видно несколько безымянных гробниц: одна высокая, остроконечная, стоит в правом крыле соборном подле ризницы, быть может, Доментия или Виссариона; но Антоний старший, обновивший помост, велел положить себя подле амвона, и тут доселе видна его гробовая плита. Есть еще один именитый усопший в соборе Мцхетском, но он внутри святилища под престолом, потому что положен был в утверждение храма: это один из тринадцати Сирийских Отцов Св. Авив, Епископ Некресский. Епархия его была за Алазанью, но в окрестностях мцхетских окончил он свой евангельский подвиг. Маги-огнепоклонники, раздраженные против ревнителя истинной веры, потребовали от вождя Персов, воевавшего тогда в Карталинии против Греков, чтобы он вызвал к себе на суд Святителя. На пути встретился ему инок Антиохийский, посланный от Св. Симеона Столпника, и вручил пастырский жезл, долженствовавший служить ему напутствием к вечной жизни. Сподвижник его, Св. Шио, спасавшийся около Мцхета, испросил себе позволение видеть друга своего, прежде мученической его кончины. Камнями побили праведника после долгих истязаний за смелое обличение идолопоклонства, пред лицом самих магов; тело его было брошено на съедение зверям и птицам. Но Св. Шио с учениками своими поднял истленные останки и в присутствии Католикоса положил их под алтарь Мцхетского собора. Церковь совершает память Св. Авива 29-го ноября, накануне праздника Первозванного просветителя стран Закавказских. Сирийские Св. отцы

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

" О, ужасный слух! - говорит Святейший Патриарх Антоний I. - Как могла земля принять в себя кровь невинных страдальцев, пролитую рукой сына и брата, кровь престарелого отца и венчанного царя! О преступление! Каин, казалось, имел предлог, будучи первенцем, из-за того, что Господь не принял принесенной им жертвы, убить брата своего Авеля. Братья Иосифа имели к нему неприязнь по причине любви к нему отца их Израиля. А этот окаянный и навеки погибший какой имел повод для неприязни к невинным отцу и брату, столь ласково и радушно принявшим его после давней разлуки? " Окаянный Константин велел положить их тела на верблюдов и отвезти Кетевани. Блаженная, увидев привезенные тела, исполнилась неописуемой горести и печали. По грузинскому обычаю оплакав их, она похоронила их в Алавердском соборе с великим торжеством. Нечестивый же Константин, исполнив одно беззаконие, задумал другое. Словно второй Ирод, он захотел взять прекрасную Кетевань себе в супруги. Поэтому, отправив к ней послов, он просил нечестивыми и окаянными устами своими святой ее руки. " Мужчина, - говорили послы Константина Кетевани, - по закону Магомета, по смерти своего брата может взять в супруги его жену, т.е. свою сноху. На основании этого правила Константин и желает, чтобы ты была его женой. Ты будешь опять царицей " . Послы грозили от имени Константина, что, если она не согласится, то ее принудят силой. Раба Христова, услышав, что Константин желает совершить такое беззаконие, удивилась и пришла в сильное смущение. Соблюдая после смерти своего супруга честное вдовство, она, подобно Анне, дочери Фануиловой, готовилась стать невестой одного Бессмертного Жениха. Поэтому она сказала послам: " Чтобы отнюдь не смел беззаконный убийца отца, брата и епископа видеться со мной! Мало ему совершенного им преступления: окаянный и нечестивый, он желает еще видеть меня, - никогда! " Дав послам решительный отказ, мудрая вдова собрала всю знать кахетинскую и просила не допустить Константина до какого-нибудь беззакония по отношению к ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Митрополит Алавердский Давид (Грузинская Православная Церковь) посетил Иоанно-Предтеченский собор в столице США 13 февраля 2008 г. 20:09 В воскресенье вечером 10 февраля иерарх Грузинской Православной Церкви Высокопреосвященнейший Давид (Махарадзе), митрополит Алавердский, посетил Иоанно-Предтеченский Собор в Вашингтоне. Владыку сопровождали игумения Иоанна, настоятельница Шуамтского монастыря, и насельница этой обители мать Фекла. Высокого гостя клир и прихожане собора встретили с колокольным звоном. Настоятель прихода протоиерей Виктор Потапов от имени всей общины тепло приветствовал владыку, а затем митрополит Давид возглавил соборное служение молебного пения Иоанну Предтечи, совершенного на грузинском, славянском и английском языках. В конце молебна митрополит Давид произнес краткую проповедь-привествие, во время которой передал благословение Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II , и на молитвенную память раздал собравшимся прихожанам иконки святого Иоанна Крестителя из монашеского скита в его епархии, названного в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи. На вечерней трапезе, устроенной сестричеством прихода, владыка-митрополит показал фильм, посвященный святыням его епархии, и рассказал о возрождении монашества и церковной жизни в Восточной Грузии и во всей стране. Владыка намерен посетить ряд монастырей в США и поклониться нетленным мощам святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна, почивающим в Радосте-Скорбященском соборе в г. Сан-Франциско. Официальный сайт РПЦЗ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/363396.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010