Да пребудет с нами Господь Своей всесильной благодатью и да помогает нам творить Его волю. Аминь. 3. ЧТО ПРИНЕСЛА ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА «Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» (из тропаря праздника) Т ак поет св. Церковь , возвещая наступление радостного события – начало открытого служения Господа нашего Иисуса Христа – Учителя и Спасителя заблуждающегося человечества. Исполнились ветхозаветные пророчества; окончились прообразы; открылось неисследимое богатство благодати Божией; сбылись чаяния всех языков – на землю пришло небо. «Господи! услышал я слух Твой и убоялся, – восклицал пророк Аввакум, возвещая наступление св. дней. – Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его» ( Авв. 3, 2 ). Сегодня само собой, как бы невольно, вспоминаются вот какие слова св. ап. Павла: «Помните... что вы были в то время без Христа... А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки» ( Еф.2,11–13 ). Человечество стояло на краю гибели. Оно задыхалось в атмосфере сомнений, эгоизма и ужасающих беззаконий; утопало в крови миллионов рабов и угнетенных; гибло от непримиримой и жестокой вражды разных сословий, классов. Трудно себе представить, как мог так низко опуститься человек – эта краснейшая тварь, созданная по образу Божию! «Земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями, – говорит слово Божие. – Всякая плоть извратила путь свой на земле» ( Быт. 6, 11–12 ). «Все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим. 3, 23 ). И сами язычники свидетельствовали об этом. Одни из них говорили, что правда и мир, которые прежде царствовали на земле, теперь переселились на небо. Боги, – замечали они, – желают людям гибели (Тацит). Другие писали, что миновал золотой век, а наступил век железный, который принес с собой вместо правды ложь и своеволие. Сколько ни старалась языческая мудрость вывести людей из этого состояния, но не могла. Люди отвергли и забыли истинный путь ко спасению, а потому уделом их стали «ярость и гнев, скорбь и теснота» ( Рим. 2, 8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Как же он поступает? Послушай книгу Царств: « И сказал Господь к Илии Фесвитянину, говоря: восстань и иди на встречу Ахаву, царю Израиля, и скажи ему, говоря: Вот что говорит Господь: так как ты убил Навуфея и стал его наследником, потому, говорит Господь, наведу на тебя зло, и выжгу позади тебя, и погублю у Ахава мочащегося к стене» и прочее, что с гневом угрожал совершить не только против него одного, но и против Иезавели, «т ак как пытался совершить лукавое перед Господом, как учила его Иезавель, жена его» . Итак, что же он делает, услышав это? Не убивает, не предается гневу, но, опечалившись, омрачает лицо и лучше познает совершенное зло, не отвергая пророческих обличений. « От этого слова сокрушился Ахав пред лицом Господа и отправился плача, и разодрал хитон свой, и постился, и облекся в рубище» . И что же делает Бог, желающий обращения всех нас, медленный в наказании и быстрый в спасении? Послушай Писание: « И сказал Господь: Видишь, Илия, как поник Ахав пред лицом моим, и Я не наведу зло во дни его» . Видишь сильный гнев? Видишь резкую перемену? Разве не следовало Ироду, знавшему об этом, поступить также? А если не так, то почему не устыдился своего собственного свидетельства, которое он произнес об Иоанне? Нет, он не поступил так. А как же? Сластолюбие превратилось в убийство, его злоба переходит от брачных дел к делам убийства. Греховный поступок, безумная цель. Ведь следовало, если даже он не желал оставлять страсть, по крайней мере не прикасаться к пророку, « зная его как мужа праведного и святого, и много слушая и делая по его советам, и много от него поучался» . А как именно исполнились его желания, и до какого крайнего безумия довело его управляющая им сластолюбивая жестокость, послушай евангелистов: « Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; даже до половины моего царства.

http://bogoslov.ru/article/4763356

Словом и самым делом, далее, Иисус Христос заповедал и освятил внешнее богопочитание. Молитва была самым обычным явлением в земной жизни нашего Спасителя. Нередко Он проводил в молитве весьма продолжительное время, уединяясь для нее в особые места, полные тишины и покоя ( Лук.5:16 ). Молитвы Иисуса Христа, обращенные к Отцу Его небесному, не были одним внутренним обращением души к Богу, но и сопровождались соответственными движениями и положениями тела. Так св. евангелист Матфей повествует следующее о молитве нашего Спасителя перед Его крестными страданиями: отошед немного от учеников, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты ( Мф. 26: 39 ). Молился Иисус Христос и вместе с учениками Своими, причем молитвенное настроение божественного Учителя и Его апостолов выражалось и в пении священных гимнов и псалмов ( Мф. 26:30 ). Спаситель наш посещал храм во время общественного богослужения, особенно во дни иудейских праздников ( Ин. 2:13 и др.) и видел в храме не иное что, как дом Божий ( Ин. 2:16 ). Ученикам Своим Он внушал возможно чаще молиться ( Лук. 18:1 ). Мало того: Господь Иисус Христос прямо указывал на преимущество общественной молитвы перед единоличною. Так, Он говорит каждому из нас в лице Своих учеников: если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Мф. 18:19–20 ). Что касается поста, то Спаситель не только Сам продолжительное время постился ( Лук. 4:2 и др.), но завещал поститься и нам в лице Своих учеников ( Мф. 9:15 ). Вообще Спаситель Сам выполнял и ученикам Своим внушал выполнять то, что требовалось и ветхозаветным религиозным богопочтением ( Мф. 23:3 ). (См. брош. проф. Каз. Д. Ак. А.Гусева : «Необходимость внешнего богопочтения. Против гр. Л.Толстого»). Православное богослужение разделяется на общественное и частное, смотря по тому, где, кем, когда и как оно совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На рубеже I и II столетий обычай утреннего прославления Христа становится настолько распространенным среди христиан, что о нем знают уже язычники. Проконсул Плиний в своем донесении императору о вифинских христианах писал, что “они в установленные дни собирались вместе перед восходом солнца и пели поочередно хвалебные гимны Христу, считая его за божество” (Вестник древней истории Ак. наук СССР, 1946 г. I, стр.254, «Приложение»). Это сообщение Плиния для нас важно не потому только, что оно подтверждает существование у христиан того времени утреннего богослужения, но и потому, что оно указывает на самое содержание этого богослужения. Христиане, по словам Плиния, на этом богослужении поют хвалебные гимны Христу. В этих кратких словах римского проконсула дана квинтэссенция ранней христианской утрени как предрассветного славословия Христа. Заслуживают внимания и последующие слова Плиния о том, что христиане прославляют Христа “считая его за божество”. Этот язычник понял суть утреннего христианского богослужения, а именно, что в то время, как языческая империя прославляла бога-солнце, христиане таковым, т.е. божеством, считали Христа. Что представляли собой те славословия, какими христиане прославляли Христа, Плиний не говорит. Возможно, что сюда входили и ветхозаветные псалмы, где говорится об утренней молитве, напр. 62-й: “Боже, Боже мой, к тебе утреннюю...” и библейские песни, как напр. песнь пророка Исаии: “От нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже...”. Но были здесь и новозаветные, собственно христианского творчества гимны. Так можно уже полагать потому, что эти гимны в виде кратких славословий существовали в церкви еще в I столетии, и зритель божественных откровений, апостол Иоанн Богослов, приводит целый ряд их в своем Апокалипсисе, напр.: “Достоин ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо ты сотворил все и все по твоей воле существует и сотворено” (IV, II); “Достоин ты взять книгу и снять с нее печати; ибо ты был заклан и кровию своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

К ак собираются плевелы и огнем сожигаются: так будет при кончине века сего. Пошлет Сын человеческий Ангелов Своих, и соберут от царства Его все соблазны и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную. Там будет плачь и скрежет зубов. Какое страшное изображение мучений грешника! Внутри холод; а вне жар. Внутри отчаяние и ужас; а отвне – жгущий пламень. Ад внутри, ад и вне! Плачь и скрежет зубов есть выражение неутешной горести и отчаяния. И что же будет их причиною? Там грешники узнают на опыте, и узнают поздно, что сеявший в плоть свою, от плоти пожинает тление ( Гал.6,8 ); что страшно впасть в руки Бога живого ( Евр.10,31 ), – так страшно, что никакое воображение не может представить себе подобного страха. Тогда они скажут: «я произвольно низринул себя в сию пучину бедствий; я мог бы быть правдивым, и однакож лгал; мог бы быть честным, и однакож обманывал; мог бы жить целомудренно и воздержно, и однакож так не жил. Мне дано хорошее воспитание; я много доброго читал и слышал; я так часто получал благие советы и наставления от родителей, от друзей, от моей совести: и все это осталось без пользы»! Нести всю тягость такого чувства, и нести ее вечно; непрестанно питать в себе эту мысль, не видя ни откуда помощи и сострадания; знать, что другие, не высшие по уму и воспитанию, но лучшие по жизни, наслаждаются теперь бесконечным блаженством: о, до какого отчаяния не доведут сии чувства и мысли! Какой плачь и скрежет зубов, слышанный где-либо на земле, может сравниться с сими внутренними муками, терзающими сердце! При том честолюбие, гордость, сластолюбие, – эти страсти, которые там не найдут себе никакой пищи; – эта вечная жажда, не получающая ни одной капли воды для своего утоления, не возвысят ли мучений до такой степени, которая живущим на земле и на мысль не приходила? Т огда праведники возсияют, как солнце, в царствии Отца их. Какое прекрасное и величественное изображение! Как Христос есть свет и солнце духовного мира; так и очищенные Им праведники воссияют в том мире, подобно солнцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

На такое пение в древней храмовой практике, м. б., указывает Пс. 146:7: «пойте поочередно» по-евр. «henu» «отвечайте», но в греч. ξαρξατε , слав. «начните»; выражение можно понимать и о двух других родах пения: епифонном и ипофонном. И термин selah понимают в смысле указания на антифонное пение. Думают, что антифонное пение заимствовано евреями из Египта, где песня разделялась между жрецами и народом, между мужчинами и женщинами, между детьми и взрослыми. Таким пением сопровождалось поклонение золотому тельцу: сходя с горы и заслышав шум, Моисей говорит: «это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих» (Исх. 32:18); буквальнее с еврейского: «это не голоса попеременные (anoth – отвечающие) побеждающих, ни голоса попеременные побежденных; но голоса попеременные я слышу». – Филон видит первый опыт антифонного пения в песни Моисея по переходе чрез Чермное море. Насколько это верно? Исполнение этой песни так описано в Исходе: «тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: пойте Господу, ибо Он высоко превознесся " …; по изложении песни прибавлено: «и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан (тамбурин, бубне, танцевальный музык. инструм.) и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием (евр. мехолот , пляски, греч. χορω ν ); и воспела Мариам пред ними; пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 14:31; 15, 1. 20. 21). Это описание толкователя понимают различно (не в смысле лишь антифонного пения); по одним мужчины повторяли непосредственно после Моисея и по его напеву каждый стих песни и затем тот же стих пели женщины (как у нас поется трижды прокимен, тропарь, светильны); по другим женщины пели один стих, мужчины другой и т.д. попеременно; но гораздо прямее вытекает из контекста речи такое понимание, что после Моисея пропетый им стих повторяли мужчины, а женщины повторяли постоянно один первый стих, изменяя первое лицо пою в пойте, как бы приглашая этим своих мужей дружнее петь гимн Иегове; это тем более, что отчетливо могли слышать слова песни только ближе стоявшие к Моисею. Олесницкий , Др.-евр. муз. и пение, Труды К. Д. Ак. 1871, 11, 115—116. Наш чин исполнения песни в В. субботу основан на этом последнем понимании. (Ср. и Кейль. Рук. к библ. археол. рус. пер. Киев 1879, II, § 136)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Молитвы Иисуса Христа, обращенные к Отцу Его небесному, не были одним внутренним обращением души к Богу, но и сопровождались соответственными движениями и положениями тела. Так св. евангелист Матфей повествует следующее о молитве нашего Спасителя пред Его крестными страданиями: отошел немного от учеников, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты ( Мф. 26, 39 ). Молился И. Христос и вместе с учениками Своими, при чем молитвенное настроение Божественного Учителя и Его апостолов выражалось и в пении священных гимнов и псалмов ( Матф. 26, 30 ). Спаситель наш посещал храм во время общественного богослужения особенно во дни иудейских праздников ( Иоан. 2, 13 и др.) и видел в храме не иное что, как дом Божий (ст. 16). Ученикам Своим Он внушал возможно чаще молиться ( Лук. 18, 1 ). Мало того: Господь Иисус Христос прямо указывал на преимущество общественной молитвы пред единоличною. Так, Он говорят каждому из нас в лице Своих учеников: если двое из вас согласятся на земле просит о всяком деле, те, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Матф. 18, 19 – 20 ). Что касается поста, то Спаситель не только Сам продолжительное время постился ( Лук. 4, 2 и др.), но завещал поститься и нам в лице Своих учеников ( Матф. 9,16 ). Вообще Спаситель Сам выполнял и ученикам Своим внушал выполнять то, что. требовалось и ветхозаветным религиозным богопочтением ( Матф. 23,3 ) 52 . (Сост. по брош. проф. Каз. Д. Ак. А. Гусева : «Необходимость внешнего богопочтения против гр. Л. Толстого»). г) Библейские изречения о внешнем выражении внутреннего богопочтения. О видимых действиях, в коих выражается стремление нашего духа в невидимому, духовному или, что тоже, о внешнем выражении внутреннего богопочтения христианина, вопреки учению штундистов, мы находим ясные свидетельства в св. Писании. 1) И оне (мироносицы), приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему ( Мф. 28, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

9. сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь». Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; Ст. 9. Отрок Господень освободит находящихся в узах, просветит пребывающих во тьме ( Ис.59:1 ; Лк.4:18 ) и будет для них пастырем добрым ( Ин.10:9–11 ). і. не взалчтъ, ниж вжаждтъ, ниж поразитъ ихъ зной, ниж солнце, но милй ихъ утшитъ ихъ и сквоз источники водны проведетъ ихъ. 10. не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведёт их к источникам вод. Ст. 10 ср. Откр.7:16 . Вместо==в р.-с. будет вести их, 70 читали: , почему: παρακαλσει ατος= утшитъ ихъ. ср. объяснение Ис.41:17–18 . аі. И полож вск гор въ пть и вск стезю въ паств имъ. 11. И все горы Мои сделаю путём, и дороги Мои будут подняты. Ст. 11 ср. Ис.26:7; 62:10 . Казавшийся прежде для последовавших за Отроком Господним трудный путь, т. е. путь добродетели, при содействии Божием, становится лёгким (ср. св. Кирилл Александрийский ). Посл. два слова ст.: 70 читали: , почему: κα πσαν τρβον ες βσκημα υτος= и вск стезю въ паств имъ. ві. С, сіи издалеча прїидтъ, сіи свера и мор, иніи же земл персскї. 12. Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. Ст. 12. В наследие Отрока Господня войдут народы всех стран света. Слова: « издалеча, севера, мор, земли персск», по Иерониму, суть названия четырёх стран света,: востока, севера, запада и юга. земл персск соотв. буквально с евр.: из земли Синим, у Ак. С. Феод. κ γς Σινεμ; Иероним: de terra Australi – из земли южной, на том основании, что имя Синим (), по его словам, происходит от имени горы Синай (), лежащей к югу от святой земли ( Авв.3:3 ). Перевод Иеронима согласен с Таргумом: =от земли южной, что принимается Раши и Кимхи и одобряется Бохартом, по мнению которого происходит от , упоминаемого у Езек.30:15 в смысле имени г. Пелузия, и означает «жителей Пелузия», а синекдохически – жителей южных стран вообще. Со времени Ариас Монтана и Гезениуса большая часть позднейших комментаторов в стране Синим, упоминаемой здесь у пророка, видят Хину (Китай), сведения о которой, как самой восточной относительно Палестины стране, мог иметь пророк (ср. комм. Гезениуса и Делича, у последнего (особое прибавление к коммент., например, Исаию: Können Jes. XLIX, 12 die Chinesen sein? Excurs von Victor von Strauss-Torney).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Ст. 9. Отрок Господень освободит находящихся в узах, просветит пребывающих во тьме ( Ис.61:1 ; Лк.4:18 ) и будет для них пастырем добрым ( Ин.10:9–11 ). 10. Не взалчут, ниже вжаждут, ниже поразит их зной, ниже солнце, но милуяй их утешит их, и сквозь источники водныя проведет их. 10. Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их, и приведет их к источникам вод. Ст. 10 ср. Апок.7:16 . Вместо =в р.-с. будет вести их, 70 читали: , почему: παρααλσει ατος=утешит их, ср. объясн. 41:17–18. 11. И положу всяку гору в путь, и всяку стезю в паству им. 11. Я все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты. Ст. 11 ср. 26:7; 62:10. Казавшийся прежде для последовавших за Отроком Господним трудный путь, т. е. путь добродетели, при содействии Божием, становится легким (ср. св. Кир. ал.). Посл. два слова ст.: 70 читали: , почему: α πσαν τρβον ες βσημα υτος=и всяку стезю в паству им. 12. Се, сии издалеча приидут, сии от севера, и от моря, инии же от земли персския. 12. Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. Ст. 12. В наследие Отрока Господня войдут народы всех стран света. Слова: „издалеча, от севера, от моря, от земли персския“ по Иерон. суть названия четырех стран света: востока, севера, запада и юга. От земли персския соотв. буквально с евр.: из земли Синим, у Ак. С. Феод. γς Σινεμ Иерон.: de terra Australi=из земли южной, на том основании, что имя Синим (), по его словам, происходит от имени горы Синай (), лежащей к югу от святой земли ( Авв. 3:3 ). Перевод Иерон. согласен с Таргумом: =от земли южной, что принимается Раши и Кимхи и одобряется Бохартом, по мнению которого происходит от , упоминаемого у Езек. 30:15 в смысле имени г. Пелузия, и означает „жителей Пелузия“, а синекдохически – жителей южных стран вообще. Со времени Ариас Монтана и Гезениуса большая часть позднейших комментаторов в стране Синим, упоминаемой здесь у пророка, видят Хину (Китай), сведения о которой, как самой восточной относительно Палестины стране, мог иметь пророк (ср. комм. Гезениуса и Делича, у последнего особое прибавление к коммент. на пр. Исаию: Können Jes.49:12 die Chinesen sein? Excurs von Victor von Strauss-Torney).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Их мавзолеи украшают все их прижизненные награды и знаки отличия. Там они все гибнут в ужасных мучениях, но думать об этом жители этой страны стараются поменьше». – «Может им нужно объяснить, что они поступают неразумно?» – «Это невозможно, – с печалью ответил путешественник. – Они считают, что в этом и состоит весь смысл их жизни». 95. «Пребудьте во Мне, и Я в вас.» (Ин. 15:4). Двое друзей в пещере Двое друзей заблудились в горах поздно ночью. Они зажгли свои фонарики, и неожиданно вышли к большой пещере. Начался дождь, они развели костер и стали устраиваться на ночь. Один из друзей прошел немного вглубь пещеры и увидев, что она очень глубокая, сказал товарищу: «Слушай, давай исследуем пещеру до конца. Очень уж интересно». – «Да, ведь сейчас ночь, – возразил его друг. – Лучше пойдем туда, когда рассветет». – «Да ведь в глубокой пещере все равно что день – что ночь. Нет никакой разницы». – «Верно», – согласился его спутник. И они отправились вглубь пещеры. Вскоре последние отблески костра остались далеко позади. Друзья остановились и выключили свои фонарики. Кругом был совершенный мрак. «Какая темнота», – шепотом сказал один из друзей. «Да, но она не похожа на обычную темноту. Она какая-то светлая, – так же тихо ответил другой. – Ее даже можно слушать». 96. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:2). Сила привычки Жили два приятеля. Один из них заикался, а другой был глуховат. Узнав, что появился новый метод лечения, позволяющий избавиться от заикания и глухоты, они им воспользовались. После успешного лечения, спустя какое-то время приятели встретились и очень обрадовались друг другу. «К-ак п-поживаешь?» – спросил первый. «А? Повтори, что ты сказал?» – переспросил второй. «Т-ты п-плохо с-слышишь?» «Нет, я слышу хорошо, только привык переспрашивать. А ты почему заикаешься?» – «Т-тоже п-привык». 97. «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.» (2Кор. 5:5). В сокровенных глубинах сердца Когда человек поднимется на перевал, он не может не поразиться прекрасной панораме величественных гор.

http://isihazm.ru/?id=139

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010