(См. Ист. Вебера, т. I, стр. 93). 23 Имя, отличающееся от имени, данного Навуходоносором Даниилу, хотя это отличие и сглаживается в перев. LXX. Даниил получил имя Белтешацарь. Значение имени Белшацарь с несомненностью ещё не определено. Некоторые толковники дают ему значение: «князь Бела» princeps. Beli. (Lange, сотт. pr. Dan. s. 112). 24 По свидетельству Курциуса Алекс. Макед. однажды пригласил к пиршественной брачной вечери 10.000 чел., а по Плин. Птолемей Дионисий содержал на своём столе 1.000 солдат из армии помпеевой (Сотт. Lang. 112). См. также вышеприведённое примеч. к 1, 5 из Эберса о ежедневном прокормлении 15.000 человек с царского стола царей персидских. 25 В числе придворных обычаев у древних персов, как можно заключать из кн. Есф.1:9 и далее, ср. Иос. Иуд. древн. XI. 6. 1, было обычаем присутствие жён царских и наложниц на пиршествах вместе с мужчинами. То же подтверждаете и Герод. V, 18. Относительно участия жён и наложниц на пиршествах в Вавилоне свидетельство можно находить у Ксеноф. Сугор. V, 2, 28, и особенно Курциуса V, 1, 38. Сотт. Lang. 112,113. Keil, 150. В пер. LXX, а отсюда и в слав. слово жёны опущено, вероятно в виду обычаев македонян, греков и римлян, не допускавших у себя на вечерях участия жён своих. 26 По древним обычаям пиршества могли иметь место только поздно вечером или ночью. У Римлян пир, начавшийся раньше девятого часа, всегда имел дурную репутацию. Тр. Киев. д. ак.1873. 8, прим. на 5,5 кн. пр. Дан. 27 В настоящее время отрываемые дворцы в Нимруде и Хорсабаде имеют все свои комнаты выбеленными внутри именно только известью, без всякой штукатурки. Сотт. Keil. – pr. Дан. Lang 113. 33 В подтверждение этого можно привести свидетельство Диора Сицил., который рассказывает, что Дарий, осудив на смерть Харидема, тотчас раскаялся и жестоко укорял себя, но не отменил постановления, потому что слово царское неизменно (по крайней мере, в продолжение жизни законодателя) Тр. Киев. акад. 1878 г. 10, прим. на 6:9 кн. пр. Дан. 34 Львиные ямы – это были большие четырёхугольные ямы, вырытые большей частью в твёрдом грунте, разделявшиеся внутри на две части перегородкой, имевшей дверь, которую сторожа львов могли затворять и отворять сверху.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

14 Преосв. Макария, Ист. Р. Ц. 11, 16, прим 59. Арх. Филарета, Р. Свв. май, 160. Последний (том же, прим. 254) цитирует поздний сп. святцев, помечающий кончину Леонтия 6581 (1073) годом. В сп. нам известном (рук. Моск. д ак. 209) стоит неопределенная цифра 6500. обозначающая,:ю обычаю святцев, век от сота мира, а не год В синод сб. 1459 года. 637, л. 79 приписка к тропарю и кондаку Леонтия помечает его кончину довольно странной цифрой: «Преставися святый в лето 6980. 34». Здесь верными можно нризнать только цифры тысяч и десятков – 6 и 80; может быть, надо читать 6580 (1072). 15 Он состоит в непосредственном переходе первой редакции от известия о рождении и воспитании Леонтия в Царьграде к известию о поставлении его епископом в Ростове. См. выше в прим, о списках жития начало первой ред. 16 Их легко заметить при параллельном чтении обеих редакций. По первой, видя действие Леонтия на детей, ростовцы только пытались изгнать его из города и убить, но, пораженные его видом, уверовали. По древнейшим спискам 3-й ред. (на1гример. в нашем сб. 1543 года, л. 240), Леонтий, изгнанный из города, поселился около, на потоке Брутовщице, куда привлек сперва детей помощью кутьи, потом и взрослых и крестил их. Затем уже выписывается рассказ первой ред. о попытке ростовцев изгнать епископа ил города и убить. Таким образом, выходит, что Леонтий крестит много взрослых на потоке и в то же время теряет на них всякую надежду; ростовцы пытаются опять изгнать его из города, хотя он был уже вне города Другие списки 3-й ред., обходя первую несообразность, поправляют вторую тем, что заставляют Леонтия воротиться в город, чтобы подвергнуться опасности вторичного изгнания. Пятая, переделывая всю вставку, поправляется иначе: ростовцы вторично восстают на епископа, чтобы изгнать его из области и убить. Волокол. 645, л. 276. 17 Иначе он не поместил бы в своем перечне Стефана, ученика преп. Феодосия, но поставленного епископом владимирским на Волыни из основанного им Кловского мон. Пам росс. слов. XII века, стр. 256. Притом, насколько известно происхождение упоминаемых Симоном иерархов, он имел в виду, кажется, людей русского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

23 В своем сочинении Йеллинек собрал все отрывки из иудейских авторов, дающих указания или даже намеки на книгу Еноха. 24 В своем труде – Geschichte d. Volkes Israel (Göttingen, 1851–1854, B. III, Abth. 2, стр. 397) Эвальд также говорит о происхождении книги Еноха. 26 Впоследствии эта «Заметка о книге Еноха» была перепечатана в Mélanges orientaux (Paris 1802). В 1801 г. она была переведена с незначительными изменениями и добавлениями на немецкий язык Ринком (в Кёнигсберге). 27 Трактат Стапфера о книге Еноха представляет только краткий перифраз немецкого исследования Иосифа Лангена, также, впрочем, далеко несамостоятельного. 28 При изложении содержания мы старались избегать всякой систематизации, передавая рассказ в том порядке, в каком он предлагается самою книгою; при таком способе передачи содержания читателю легче будет составить определенное представление о книге Еноха со стороны ее как содержания, так и изложения. 29 Речь идет здесь, по всей вероятности, о новом Иерусалиме, поэтому описание его у псевдо-Еноха весьма близко напоминает топографические черты исторического Иерусалима. 30 Какие предметы и места описываются в следующих (за 27-й) четырех главах, догадаться очень трудно. 31 Слово притчи употребляется в книге Еноха не в том смысле, какой ему дается, например, в Евангелиях; в апокрифе оно скорее может соответствовать немецкому Bilderreden и еврейскому . О значении и см. у Ак. Олесницкого «Книга Притчей Соломоновых», в Тр. Киевск. д. Акад. 1883 г. Ноябрь, стр. 350–357. 32 Мы намеренно не скрадываем странного перехода в этой главе пророческой речи о будущих событиях в описание фактов, уже совершившихся. 33 Здесь очевидно в символических чертах изображается последняя борьба языческого мира с теократией, что у пророка Иезекииля описывается под образом нашествия Гога на землю Израилеву (38 и 39 гл.). 34 Автор, по всей вероятности, рисует здесь картину возвращения рассеянного народа Божия к новому Иерусалиму. 35 Хронологические даты нужно относить здесь, кажется не к Еноху, жившему на земле только 365 лет, а к Ною, от лица которого ведется и самый рассказ (см. 60:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

55 Денежное вознаграждение, которое следовало за его проповеди и другие статьи, по расчётам Редакции, владыка не брал себе, а оставлял в Академии для образования капитала на издание Истории Моск. Иерархии, для уплаты на выписку издания Миня: Patrologiae cursus completus, и под. 59 См. С. К. Смирнова: «Учитель Троицкой семинарии В. М. Дроздов» в Соврем. Летописи за 1867 г. 44; нашу статью: «Лира Филарета митр. Московского» в Русск. Вестнике за 1884 г. 11 (т. 174) и др. 62 Дел архива Троицкой Лаврской Семинарии за 1804 г. 10. Срав. тут же отзывы о других учителях со стороны знания греч. языка. 65 Письма митр. Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 596. Киев, 1869. Это письмо св. Г. Богослова к Евдоксию ритору можно видеть в русском переводе, по изд. М. Д. Ак., в VI части Твор. св. Григ. Бог., стр. 177 первого издания (М. 1848). По греческому тексту из пеня Миня это письмо значится под 80. 68 Свидетельство о сем, писанное рукой самого А. В. Горского, мы нашли в архиве последнего, причем на особом клочке почтовой бумаги самое начало греч. стихотворения (вышеприведенное) писано рукой самого митр. Филарета, а под ним рукой А. В. Горского как цитата стихотворения помечена (Migne, Patrol. scv. gr. t. 37, р. 1420–1421 русск. перев. ч. V, стр. 34), так и засвидетельствовано то, о чем мы сейчас говорили по поводу происхождения этого стихотв. переложения. 69 См. Чт. в Общ. люб. дух. просв. 1867, III, 17–18; см. Сушкова, упомян. соч., стр. 128, при чем мы находим у Сушкова сведение и о том, что это стихотворное переложение маститого святителя вскоре стало известно весьма многим: даже Государыня Императрица Мария Александрова († 1880) имела у себя список его, и оно понравилось Государыне. (Там же стр. 127). «В приложениях мы приводили, это стихотворение». Приложения помещены будут в декабрьской книжке, ,,Богосл. Вестника " ». 72 Прибавления к Твор. св. отцов 1855, XIV, 139. АН. Письма м. Филарета к Л.//. Муравьеву, стр. 448 и дал. В 1855 г. покойная Государыня Императрица. Мария Александровна посетила Патриаршую ризницу в Москве и когда ризничий архимандрит Савва (ныне архиепископ Тверской), показав ей греческий подлинник акафиста, сказал, что митрополит Филарет перевел его, то она очень интересовалась узнать, где напечатан этот перевод и желала достать его. Ризничий указал ей, где он напечатан. Сведение о сем сообщил нам сам высокопреосвященейщий Савва.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Как видим, интеллектуалистический элемент выдвигается здесь довольно настойчиво. Таков был основной состав курса психологии, читанного покойным профессором в 1903–04 году ак. году. К основному составу курса присоединялось подробное изложение следующих материй: а) гипнотизм и внушение, б) сравнительная психология, в) психология человеческого общества, г) история психологии. Эти отделы, отличавшиеся свежестью материала, слушались студентами с особенным интересом. Вообще нужно сказать, что студенты относились к нелегким для усвоения лекциям покойного профессора с большим вниманием, а к его личности с неизменным уважением и глубокими симпатиями, которые нашли свое выражение в живой радости, с какою студенты встретили возведение своего профессора в степень доктора богословия, и в неподдельной скорби, с какою они провожали его в преждевременную могилу. Научно-литературная деятельность Маркеллина Алексеевича стоит в тесной связи с его профессорской деятельностью. Не имея возможности входить здесь в оценку его литературных трудов, даем их перечень по группам соответственно их содержанию. 1 . Книга Екклезиаст. Опыт критико-эксгетического исследования. Магист. Диссертация. Киев, 1873 г. Стр. 596 (первоначально в «Трудах Академии»). 2 . История нравственности и нравственных учений. Ч. I. А. Введение в курсе этики: научная постановка этики. В. Введение в историю нравственности и нравственных учений: идея развития и факторы истории; принцип истории; цель истории. С. История нравственности и нравственных учений: генезис нравственности; дикие народы. Киев, 1882 г., стр. 428 Ч. II. Восточные народы. Киев, 1886 г., стр. 266 (первоначально в «Трудах Академии»). 3 . Нравственный прогресс. Актовая речь. Стр. 34. Киев, 1884 г. (также в «Трудах Академии» и в «Проповедническом Листке»). Выдержала два издания. 4 . Нравственное богословие или христианское учение о нравственности. Составлено применительно к программе для духовных семинарий. Стр. 289. Киев, 1892 г. Выдержало три издания. 5 . Из системы христианского нравоучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

Это многочисленные печатные материалы и архивные документы. Особую значимость имеют подлинные автографы начальников миссии, священников, учителей, сохранившиеся в региональных архивных фондах Алтайского края, Томской и Тюменской областей. Среди сохранившихся архивных документов имеются финансовые отчеты, делопроизводство (рапорты, прошения, указы), неопубликованные записки и дневники, письма, этнографические записи. Несомненно, выдающейся и непревзойденной работой по источниковедению Алтайской духовной миссии является магистерская диссертация протоиерея Бориса Пивоварова «Научное описание фондов Алтайской духовной миссии» 30 , защищенная в Московской духовной академии в 1988 г. Фундаментальное пятитомное исследование содержит перечни, каталоги, указатели как печатных, так и архивных документов. Детально проработаны соответствующие фонды ЦХАФ АК и ГА ТО. Каждому архивному делу дана краткая характеристика, выделены наиболее значимые с точки зрения автора документы. Составлен синодик алтайских миссионеров, приведена географическая карта-схема. В одном из томов впервые опубликовано около семидесяти ценнейших архивных документов. По прошествии двадцати лет со времени защиты диссертации изменилась политическая ситуация в стране. Архивные фонды стали более доступны, а историко-миссионерскими исследованиями стали заниматься не только церковные, но и светские ученые. За эти годы были обнаружены новые источники, так что обширные перечни названной диссертации пополняются и будут пополняться в будущем. Однако это нисколько не умаляет значимости работы, проделанной протоиереем Борисом Пивоваровым. Его диссертация еще долго сможет служить ценным источниковедческим путеводителем для различных тематических миссионерских исследований. Нам удалось дополнить список важнейших документов по истории Алтайской духовной миссии. В монографии впервые введены в научный оборот следующие документы: 1) «Официальное уведомление протоиерею Созонту Куртукову о назначении архимандрита Макария миссионером в Бийский округ» 31 ; 2) «План-фасад миссионерского дома, построенного в селении Майминском архимандритом Макарием» 32 ; 3) «Ситуационные планы Бийского уезда деревни Найминской» 33 ; 4) метрики, фиксированные основателем Миссии 34 ; 5) межевание земли для Улалинского женского монастыря 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

39 Заслуживает внимания, что как на заглавие, так и на содержание этого труда Фирсова, значительное влияние оказали творения Никона Черногорца, которыми автор по местам пользовался дословно. В одном из сборников бывшей Соловецкой библиотеки (Казан. Дух. Акад. 901), писанном Герасимом Фирсовым и содержащем выборки из писаний Никона, можно найти несколько параллелей для «Показания» Герасима, которые объясняют как точку зрения Фирсова на затронутые им вопросы, так некоторые особенности его стиля. Сравн. напр. в издаваемом ниже «Показании» листы 126 и 129 об. и рукоп. Солов. библ. 901 (Казан. Дух. Акад.), л. 68 об.–69; «Показания» л.л. 133–135 и Солов. 901, л. 33 об.; «Показания» л. 134 и Солов. 901, л. 34; «Показания» л. 135 и Солов. 901, л. 34 об.; «Показания» л. 136 об. и Солов. 901, л. 65 об. – Приводим для примера отрывок из Никона по рукописи бывшей Соловецкой библиотеки 901 л. 68 об.–68: «Не подобает своей воли последовати и свой разум кому составляти по своему хотению, но повиноватися божественному писанию, и аще от кого слыша что подобно священным писанием не отметати и преобидети или уничижити то достоинства ради глаголюшаго, каков же аще кто любо есть глаголяй, но приимати и последовати. Аще ли же несогласно божественным писанием, отметати и отвращатися и бегати таковых в не сматряти глаголющаго, но глагол и силу пишемых, якоже Господь научи сему; на Моисеове, рече, седалищи седоша книжницы и фарисее, вся убо елика глаголют вам творити, творите, по делом же их не творите, глаголют бо и не творят; елика аще глаголют от божественных писаней творите, глаголют бо, рече, божественныя писания, а не творят; обаще аще божественная писания нам глаголют, мы божественная писания слышим и последуем» и т. д. Сравн. ниже «Показания» л.л. 126 и 129 об. 40 Нам известен еще список Солов. ризницы, 4°, 92 л., к. XVII в., 974 (по Хр. Кат. Каз. Дух. Ак. 1084, где находится и похвальное слово Герасима, но без его имени). 41 Применительно к историко-литературному (а не палеографическому) назначению, в настоящем издании знаки препинания расставлены (за исключением темных мест, где не удалось разгадать ход мыслей автора, или где заметны следы его рассеянности) согласно современной орфографии. На страницах 3–17 (служба м. Филиппу) опущены знаки, имеющие отношение к церковно-богослужебному употреблению службы (звездочки и т. п.); киноварные буквы здесь заменены прописными, и сохранено начертание букв и и i. При издании всех вообще текстов звуковые особенности воспроизведены согласно с рукописным текстом, оставлено без изменений употребление букв п и е и по мере возможности (несмотря на частую неясность начертаний) букв и ь. Отсутствие мягкого знака в средине слов служит большею частью указанием на раскрытые титла. Буквы ξ, ψ, оу, ω заменены буквами кс, пс, у, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

в)      как проповеднике (617). Об отличительных свойствах бесед св. И. Зл.». – Статья в Воскресном Чтении за XIX год издания. Как отличительные качества бесед св. И. Злата автор отмечает особенную их применимость к обстоятельствам и особенную настойчивость проповедника; а в изложении – особенную простоту, ясность и красноречие. (998). Рассказы из истории христианской церкви». – Две статьи в Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения за 1871 г. – из коих в первой говорится о Златоусте, как о проповеднике. (904). Св. И. Зл. как проповедник». Рукописное курсовое сочинение студента Киевской академии Рождественского. – Отзыв о нем в Протоколах Киев. академии за 1876 г. стр. 180. (553). Альберт. И. Зл. как народный оратор» 30 . – Сочинение Альберта в русском переводе помещено в Труд. Киев. Ак. за 1862 г. (846). Панье. История христианского красноречия» 31 . В I томе между прочим говорится о беседах св. И. Зл. (692). Вильмен. Церковное проповедничество в IV в.» 32 – Исследование Вильмена о Златоусте переведено в Духовной Беседе за 1874–75 год. Читая бессмертные творения отцов церкви, пишет автор, становишься зрителем величайшего переворота в роде человеческом. Пред нами восстает древний отживающий мир; живые и пламенные речи проповедников, кажется, несравненно лучше воспроизводят для нас этот мир, чем сама история». (993). Вогюэ. Центральная Сирия» 33 – по отзыву об этой книге в Христианском Чтении за 1881 г. в ней особенно важно описание памятников Антиохии, так как в нем находим подтверждение многим указаниям св. И. Златоуста об антиохийской жизни. (818). Мюллер. Историческое исследование. О воззрениях, обычаях и роскоши Феодосиева века» 34 . – Автор описывает эпоху Феодосия и Аркадия большею частью на основании сочинений св. И. Златоуста. (919). Проповедь св. И. Зл. против зрелищ и щегольства». Статья в Руководстве для сельских пастырей за 1879 год. (689). Мысли древних отцов и учителей церкви о зрелищах». Статья в Духовной Беседе за 1865 год. (606). О театрах и зрелищах по суду отцов церкви». Рукописное курсовое сочинение студента Казанской академии Воскресенского. Автор цитует исключительно только творения св. И. Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Н етленная, не познавшая мужа Матерь Дево! Из Тебя облекся в мой состав сотворивший века Бог и в Себе Самом соединил человеческое естество. Песнь 6 Ирмос: О т всего сердца моего я воззвал к милосердому Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от тления. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. И скренно приношу тебе, Спаситель, слезы очей моих и воздыхания из глубины при вопле сердца: «Боже, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною!» К ак Дафан и Авирон отклонилась ты, душа, от своего Господа, но, дабы не поглотила тебя пропасть земная, воззови из ада преисподнего: «Пощади!» (Числ. 16: 32) Р ассвирепев как молодая телица, ты уподобилась, душа, Ефрему, но окрылив ум деятельностью и созерцанием, оберегай жизнь, как оберегается серна от тенет (Иер. 31: 18; Ос. 10: 11). П усть рука Моисея убедит нас, душа, как может Бог убелить и очистить прокаженную жизнь, и не отчаивайся сама за себя, хотя ты и поражена проказою (Исх. 4: 6–7). Слава, Троичен: О тец, Сын и Божественный Дух свидетельствуют, что они суть несложная, нераздельная, Лично раздельная Троица и – соединенная естеством – Единица. И ныне, Богородичен: Б огородице! Твоя утроба родила нам принявшего наш образ Бога, Которого как Творца всего умоляй, дабы нам оправдаться по Твоим молитвам. Господи, помилуй (трижды). Слава: И ныне: Кондак , глас 6: Д уша моя, душа моя! Восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься. Итак, трезвись же, дабы тебя пощадил везде сущий и все исполняющий Христос Бог. Песнь 7 Ирмос: М ы грешили, беззаконствовали, неправо поступали пред Тобою; не сохранили, не исполнили, что заповедал Ты нам, но, Боже отцов, не оставь нас до конца (Дан. 9: 5–6). Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Я грешил, беззаконствовал и нарушил Твою заповедь, так как я и предварен рождением во грехах; я еще приложил к язвам раны, но, милосердый Боже отцов, Сам помилуй меня. П ред Тобою, Судиею моим, я открыл тайны сердца своего; воззри на смирение мое, воззри и на скорбь мою, внемли осуждению моему ныне и, как милосердый Боже отцов, Сам помилуй меня (Пс. 37: 19; 24: 18; 34: 23).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Извините, пожалуйста, что я так много написала о своих хворях. Желаю Вам, дорогой Владыка, всего самого хорошего, а главное – здоровья и исполнения желаний! Благодарю Вас за Ваши святые молитвы. Искренно уважающая Вас Ксения С[абурова]. Д. 9. Л. 28–29 об. Подлинник. Автограф. 6. 5 мая 1956 г. 5/V–56 г. Великая суббота       Христос Воскресе! Глубокоуважаемый и дорогой Афанасий Григорьевич! Поздравляю Вас с Светлым праздником и желаю здоровья и всякого благополучия! Ваше поздравление получила сегодня. Очень Вас благодарю. Несколько дней тому назад я получила Ваше письмо от 28/IV относительно М[арфы] У[аровны] и кровати. Я тотчас же передала ей. что Вы не нуждаетесь в кровати, и т. д.. так что это все улажено. (Правда, кровать уже куплена, но мы ее перепродадим, так что Вы не беспокойтесь.) А сегодня М[арфа] У[аровна] получила от Вас 2 письма (одно на эту тему, а второе к Празднику). т[ак] ч[то] она успокоилась. (Ведь она хотела сделать Вам приятное, а получилось наоборот!) Вы пишете, дорогой Владыка, что думаете переехать из Петушков? Конечно, в Петушках, вероятно, ничего привлекательного и интересного нет. И люди там, м[ожет] б[ыть], и хорошие, но серенькие. А я спекла куличик для Вас и весь день сегодня ждала, что за ним придут, но... никто не пришел. Завтра понесу к монашенкам его, м[ожет] б[ыть], они его как-нибудь переправят к Вам. Жаль, конечно, что не сегодня. Как хочется Вас видеть и поговорить с Вами обо всем! Я слыхала, что Вы собираетесь сюда на Радоницу. Мне предлагают работу. Я не знаю, браться ли за это? Здесь открывается отделение «интурист», при гостинице, кот[орая] недавно выстроена. Там нуждаются в людях, знающих иностранные языки. Я знаю 2: английский и французский. Но весь вопрос для меня в том, что работать надо 24 часа, затем 2 дня отдых. Смогу ли я осилить 24 часа подряд, без сна? Здоровье мое слабое. Температура и без этого часто бывает 35,1, 35,3. А как-то и вовсе не поднялась на градуснике, осталась 34,8! Но уроков почти нет. Желательно, конечно, подработать немного. Вл[адыка] Онисим находит, что я там подойду, и советует мне попробовать. В принципе я дала согласие. Но пока я еще не поступила.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010