Царство Божие — это, с одной стороны, благодатное состояние души, с другой — царство славы. Что такое царство славы? Весь мир, вся Вселенная есть Царство Божие. И было время, когда во всей Вселенной Божией не было греха, не было зла, не было смерти. Вся Вселенная была храмом Божиим. Затем часть Вселенной отпала. Мир разделился на две части. Одна часть мира осталась верной Богу. В этой части и сейчас господствует жизнь добра, радости. А в другой части, в той части Вселенной, в которой живет падшее человечество, совершилась великая катастрофа: под влиянием диавола эта часть Вселенной заразилась грехом, а вслед за грехом последовала и смерть. Таким образом, в настоящее время часть Вселенной является царством славы, а та часть Вселенной, которая заразилась грехом, является царством греха. Бог не забыл и об этой отпадшей части. Он Своим искупительным действием стремится, чтобы и эта часть Вселенной была преображена, чтобы и из этом части был изгнан грех, была изгнана смерть, был изгнан диавол, чтобы и эта часть Вселенной тоже стала царством славы, нерукотворным храмом. Если мы обратимся к Апокалипсису, книге, которой кончается Святая Библия, то увидим, что в ней открывается великая истина: вся Вселенная вновь станет животворящим храмом Божиим, в ней не будет ни зла, ни смерти, ни диавола. Когда читаем прошение: Да приидет Царствие Твое , то, с одной стороны, молимся о благодатном царстве, чтобы в наших душах воцарился Бог; с другой стороны, молимся о том, чтоб пришло царство славы, чтобы вся Вселенная стала нерукотворным храмом Божиим. В это царство славы можно войти только в том случае, если в нашей душе будет благодатное Царство Божие. У кого в душе не будет царства благодати, тот не сможет войти в царство славы. Царство славы — это великий храм. Он будет создан из живых камней — душ человеческих, приобщенных Божественной благодати. Молясь, чтобы наступило царство славы, должно прилагать все усилия, чтобы в наших душах было царство благодати. Вот о чем мы молимся в прошении: Да приидет Царствие Твое .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2805...

По учению евангельскому, Церковь была уже создана или приобретена Кровию Христовою на кресте ( Деян. 20: 28 ), и в силе открылась в день Пятидесятницы ( Мк. 9: 1 ), тогда как в молитве Господней Царство Божие представляется еще не пришедшим, о наступлении чего мы должны молиться: «Да приидет Царствие Твое»! Все это явно говорит, что в евангельском учении Царство Божие и Церковь не одно и то же 64 . Соблазн отождествить Царство Божие с Церковью в виду общих точек соприкосновения, правда, большой: Церковь и Царство Божие « по своему существу даже совпадают, поскольку в первой с особенною полнотою осуществляется общение людей с Богом и между собою во Христе и совершается наше всыновление и духовное рождение». В этом смысле «они синонимы, впрочем, и только». Царство Божие и Церковь не сходятся по объему: Царство Божие по объему шире Церкви, не захватывающей космической стороны, первое всеобъемлющее и вечно, последнее есть союз искупленных Кровиюъ Христа людей, имеющий начало и конец во времени (до 2 – го пришествия Христа). Отличаясь от Царства Божия, Церковь необходима для него, без неё оно невозможно. Как «очаг духовного обновления и духовной жизни», Церковь необходима для самого начала Царства Божия внутри, в сердце человека. Поэтому Царство Божие начинается в Церкви и отсюда идет по окружности. Резюме различения Царства Божия от Церкви таково: 1) Царство Божие духовно, невидимо; 2) Церковь кроме того есть нечто непременно видимое и реальное; 3) Царство Божие состоит только из праведных, а в Церкви есть и грешные; 4) Церковь есть весь невод ( Мф. 13: 47 ), а Царство Божие – только добрый улов 65 . Но почему о. Профессор так настаивает на различении Царства Божия от Церкви? В отождествлении понятий Царства Божия и Церкви он видит сужение границ Царства Божия и начало ложного аскетизма. Ибо тогда науки, искусства и вся вообще жизнь человека, которая не может быть строго названа религиозно – церковной, поставляется вне Царствия Божия... тогда и язычники, естеством творящие законное ( Рим. 2: 14 ) и потому благоугодные. Нелицеприятному Богу ( Деян. 10: 34 – 35 ), будут вне Царства Божия и не только вне, но именно в царстве диавола, потому что если вне Церкви нет Царства Божия, то вне Церкви, в которой господствует Бог , остается только царство сатаны, мрака, греха. A «если вне Церкви нет Царства Божия и мир есть арена греха и зла, то надо, поэтому, самому бежать от мира, как от заразы. Вот естественный вывод из неправильного понятия о Царстве Божием» 66 ! Христианская религия – религия света и небесной радости превращается, таким образом, в религию печали и слез, религию пессимизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/raskryt...

737 . Впрочем царство Божие не ограничивается одною праведностью. Оно не есть дело одних человеческих сил, но оно вместе с тем есть дар божественный. Оно не есть только задача для человека, но и благо для него. Царство Божие не только праведность, но и вечная жизнь. Если Отец Небесный, по свойству Своей благости, может давать человеку только блага, и все истинные блага посылаются Отцом Небесным; 738 если, затем, царство небесное уготовано праведникам Отцом Небесным, и Он благоволил дать царство верующим, 739 то, следовательно, царство Божие и есть то благо, или совокупность тех благ, которые даруются людям Отцом Небесным. Царство Божие не только внушает человеку этический долг, требует от него усилий и дела, но и делает для него возможным интимный опыт религиозной абсолютности, делает для него действительностью благо вечной жизни. И те жертвы, которые требуются от человека для устроения на земле царства Божия, это не суть жертвы сурового долга, – это радостные жертвы низшими благами ради благ высших. Нам заповедано искать прежде всего царства Божия и правды его, потому что с наступлением царства —437— Божия всё остальное приложится нам, 740 т. е. наступит полное удовлетворение. От человека требуется ради царства Божия оставить всё имение, отсечь всё соблазняющее, но принести эти жертвы человеку «радостно», так как царство небесное есть сокровище, с которым ничто не может сравниться по ценности. 741 Как благо абсолютной жизни, превышающее всякую земную ценность, царство Божие устрояется на земле Божиею силою: оно есть откровение божественной жизни, божественной абсолютности, в пределах человеческого опыта. Когда Христос разъяснял Своим ученикам, как трудно надеющимся на богатство войти в царство Божие, и ученики, чрезвычайно изумившись, говорили между собою: кто же может спастись, – Он ответил: у людей это невозможно, у Бога же всё возможно. 742 Божие царство есть не человеческое, но Божие дело. Так как Бог выше мира, то Его действие в мире для устроения Своего царства отличается характером творческим и сверхъестественным, чудесным. Царство Божие есть дело божественного творчества, и оно приходит на землю в виде чудес, которые приносят человеку спасенье-здоровье и удаляют от него страдания и бедствия. Чудеса – начало царства Божия, его признак, его осуществление. Они – знамение нового времени. В этом смысле Христос ответил на сомнение Иоанна, 743 на неверие городов 744 и на хулу фарисеев. 745 Однако чудеса Христа были лишь символом духовных благ вечной жизни. 746 Подлинное благо, которое даруется Отцом Небесным, есть дух святой, 747 т. е. общение с Богом, усвоение Его божественной жизни, – подлинное благо в духовной вечной жизни. Для евангелия духовная вечная жизнь совпадает с царством Божиим, доставляет ему существенное содержание. Это совпадение легко подтвердить текстуально. Еван-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11. Царство Божие Термин «царство Божие» служит в Евангелии самым общим обозначением предмета Христова учения. Проповедническую деятельность Христа Евангелист Матфей изображает такими словами: «проходил Иисус по всей Галилее, по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие царства " 1280 . Другой Евангелист, Лука, называет царство Божие собственным предметом Евангелия, тем, что придавало Христовой проповеди характер благовестия: Он проповедовал и благовествовал царство Божие 1281 . Евангелие Христа есть Евангелие царства Божия 1282 . Первыми словами, которыми началась проповедь Его к иудеям, были: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» 1283 . Когда Его удерживали в одном городе, Он говорил, что «и другим городам должно Мне благовествовать царство Божие, ибо на то Я послан» 1284 . С народом Он беседовал о царстве Божием 1285 . Учеников Своих Он посылал проповедовать царство Божие 1286 . Его собственное учение было словом царства, λγος   τς βασιλε ας  1287 . Его притчи были изображением царства Божия: «чему уподобим царство Божие? или какою притчею изобразим его»? 1288 «Царство небесное подобно» – так обычно начинаются евангельские притчи. Учеников Его отличает от прочих людей не что иное, как разумение тайны царства Божия ( τ μυστ ριον δδοται τς βασιλε ας το θεο) 1289 . Евангелие говорит вообще о книжнике, наученном царству небесному 1290 . В благовествовании о царстве Божием ив его наступлении Христос указывал основной признак новозаветного времени 1291 . Однако это основное выражение Евангелия, подобно всем другим основным евангельским понятиям, не представляет из себя нового христианского слова, но заимствовано новозаветным Учителем из ветхозаветно-иудейской сокровищницы. Евангельское учение было обращено к слушателям, которые «ожидали царства Божия» 1292 . Предтеча Христа, Иоанн Креститель, проповедовал близкое наступление царства Божия 1293 . Первые слова евангельской проповеди были повторением этих слов Крестителя. Проповедуя царство Божие, Христос шел навстречу определенным и устойчивым ожиданиям иудейского народа. Уже это одно заставляет нас быть сдержанными в установке значения этого термина в системе евангельского учения. То же внушается нам и сравнением ветхозаветно-иудейских ожиданий, объединявшихся в идее царства Божия, с евангельским учением по их содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

По словам протопресвитера Александра Шмемана , эсхатология является отличительной особенностью христианской веры как системы убеждений, то есть как «веры в Бога, в спасительную силу определенных исторических событий и, наконец, в окончательную победу Бога во Христе и Царства Божия». Эсхатология устремлена в будущее, в таинственный эсхатон грядущего Царства. В то же время «как христиане мы уже обладаем тем, во что мы верим. Царство должно прийти, но вместе с тем грядущее Царство уже посреди нас. Царство – не только нечто обещаемое, мы можем познать его уже здесь и сейчас. И следовательно, в каждой проповеди мы несем свидетельство, martyria , не только о нашей вере, но и об обладании тем, во что мы верим». Подлинная сущность христианской веры, по мысли богослова, заключается в том, что мы «живем во времени, но тем, что выше времени; живем тем, что еще не пришло, но мы это уже знаем и имеем» 5 . Эти два аспекта христианской эсхатологии раскрываются уже в новозаветном учении о Царствии Божием. Выражение «войти в Царство Небесное» (см.: Мф. 5:20, 7:21, 19:23–24 ), многократно употребляемое Спасителем, указывает на перспективу спасения души человека в его будущем, посмертном существовании. Слова Иисуса, обращенные к иудеям, о том, что отнимется от них Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его ( Мф. 21:43 ), опять же указывают на некую будущую перспективу, в которой Царство Божие перейдет к Новому Израилю – верующим во Христа. Своим ученикам Христос завещает Царство, которое наступит в эсхатологической перспективе, при Его Втором Пришествии: Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Лк. 22:29–30 ). С другой стороны, проповедь Христа, как и проповедь Иоанна Крестителя, началась со слов о том, что Царство Небесное «приблизилось» (см.: Мф. 4:17, 3:2 ), то есть вплотную подошло к людям. Весть о близости Царства становится лейтмотивом проповеди Христа: Царство Божие – не некая отдаленная эсхатологическая перспектива, не реальность «загробного существования», а тот опыт, который доступен человеку уже в земной жизни, если он верует во Христа и исполняет Его заповеди. Эсхатологическое «последнее время» началось с первым пришествием Христа и Его проповедью на земле; завершится оно Его Вторым Пришествием, когда Христос предаст Царство Богу и Отцу ( 1Кор. 15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Изменение династии, преемственность царей и царств – это существенные и необходимые условия мира политического. Царство Божие и небесное, продолжает Пророк, даже не только несовместно с такими царствами, о которых доселе была речь, которые ему противоборны, но победоносно над всеми ими; оно–то собственно должно низложить все эти царства, начиная от твоего, повелитель, Вавилона! истнит и развеет вся царства. 20 Словом, говорит Пророк, это царство не от мира сего временного; истинная его область есть вечность: тое же станет во веки. Довольно одного изложения пророчества, чтобы с очевидностью видеть, что Царство Бога небесного, здесь представляемое, есть отнюдь не какое либо земное, хотя бы самое обширное и великое царство – (как напр. вопреки голосу всех толкователей, и внутренним признакам истины, Гроций разумеет здесь империю Римскую), – и не царство общего промышления Божия (ибо еще восставит Бог небесный оное царство), а Божие и небесное Царство, открывшееся во Христе, царство Его благодати истины, сосредоточивающее в себе всю силу и Божественного промышления, а свою силу раскрывающее во всех земных царствах или через низложение враждебных из них или через водворение свое в благопокорных и верующих. Об этом Царстве и о Божественном его царе, при самом благовещении пресв. Деве Марии изречено Ангелом: и воцарится... во веки и царству его не будет конца ( Лук. 1, 33 ). Впрочем, нет и нужды доказывать, что и по пророчествам Ветхозаветным, и по Новозаветному учению, и по свидетельству Истории – собственно Царство Божие во Христе, и оно едино, имеет те свойства, значение и судьбу, какие указаны Даниилом. Совсем иной вопрос: царство ли благодати собственно здесь разумеется или царство славы? Отцы и учители церкви, в решении этого вопроса, расходятся. Св. Иустин муч. (dial, cum triph.), Св. Киприан (Lib II, contr jud. с. 15. 2.), Блаж. Иероним и Августин относят пророчество к первому пришествию Христа, и Св. Ириней (Lib. 5. cap. 26), Бл. Феодорит (comm.), Тертуллиан (Lib. 2, contr.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Своею безмерною гордостью, доходящею до боготворения себя самого, и своею безумною фанатическою враждою против Бога и Его закона Антиох явил себя подобным тому человеку беззакония, сыну погибели, который имеет явиться впоследствии при конце мира, и на этом основании всеми отцами церкви считается прообразом антихриста. И ап. Павел, предсказывая явление в мир антихриста, изображает его чертами ( 2Сол. 2:4 ), сходными с теми, какие у пр. Даниила усвояются Антиоху (8:9–12; 11:28–31, 36–39). Свое нечестивое 12-летнее царствование Антиох закончил ужасною смертью среди тяжких мучений (в 164 г. до Р. Хр.), которых никто не мог облегчить ему: ибо несть избавляяй его ( Дан. 11:45 ). Так видимо совершился над ним праведный суд Божий, о котором предсказывал пророк словами: судище сядет, и власть его преставят еже потребити, и погубити до конца (7:26). 3) Вечное царство святых Божиих, имеющее открыться на земле после падения четвертого боговраждебного царства (16 ст.), пророк изображает такими словами: «святым Вышнего дано будет царство, власть и величие царей, владеющих всею поднебесною. Это царство Вышнего будет вечным и все власти будут Ему (Вышнему) служить и повиноваться» (17 ст.). Это другими словами значит, что царство это будет, в противоположность предшествовавшим, не от мира сего, царством не человеческим, а Божиим, и, как царство Божие, не будет ограничено ни пространством, ни временем, будет вечным (ср. Лк. 1:33 ) и всемирным ( Мф. 18:19 ; Мк. 16:10 ). Эта мысль яснее высказана выше: во днех царей тех возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется, и царство его людем инем не останется, истнит и развеет вся царства, тое-же станет во веки (2:44), и еще: Тому (Сыну человеческому) дадеся власть, и честь, и царство, и вси людие, племена, и языцы тому поработают: власть его, власть вечная, яже не прейдет, и царство его не разсыплется (7:14). Какое же это царство? – Если под четырьмя зверями следует разуметь те же царства, которые в видении Навуходоносора изображены различными металлами; то и под царством святых Божиих следует разуметь то же царство, которое в том видении символически представлено в образе камня, оторвавшегося от горы, т. е. церковь Христову, имеющую своим основанием камень краеугольный – Иисуса Христа ( Еф. 1:10 ). (Ср. сказанное выше в объяснении 2:44–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

ЖМП 8 за 1949 г. 31. Царство Небесное Слово, сказанное в Пименовской церкви г. Москвы Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф.4:17 . Святой евангелист говорит, что Иоанн Креститель проповедовал в пустыне Иудейской: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” ( Мф.3:2 ). Этими же словами, мои дорогие, Господь Иисус Христос начал Свою проповедь, выступая на подвиг служения людям. И когда Спаситель направлял Своих учеников на проповедь, Он им сказал: “…идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное…” ( Мф.10:6-7 ). Так и Своим апостолам Господь заповедал повторять те же слова Своей Божественной проповеди. С тех пор эти священные слова возвещаются во всем мире, во всех христианских храмах. Во всех православных домах и семьях наших знают, должны знать эти слова нашего Господа Спасителя — в них сущность Его Божественного учения. Что это за Царство Небесное? Почему и откуда оно приближается к нам? Какие пути ведут нас в Царство Небесное и почему о нем начал Свою проповедь и завещал проповедовать Господь наш Иисус Христос? Царство Небесное, дорогие мои, это не царство человеческое, земное. Это то Царство, Владыкой которого является Господь Бог Всемогущий, сотворивший небо и землю Своим словом. Оно состоит не в сокровищах земных, которые уплывают из рук человеческих быстрее воды; оно состоит из сокровищ небесных, какие накапливает каждый истинный христианин в душе, в своей земной жизни, молитвой, покаянием, добрыми делами. Это те небесные сокровища, какие Господь приготовил верным Своим детям в жизни, не знающей конца. Это Царство составляют не наслаждения земные, какие только отягощают душу человека, а наслаждения духовные — та радость о Духе Святом и все те радости, какие верующему человеку дает его святая православная вера. Это Царство Небесное имеет своим украшением не земную человеческую славу, которая сегодня окружает человека, а завтра покидает его, а славу духовную, славу небесную, которой, по словам Господа Иисуса Христа, праведники просветятся, как солнце, в обителях Отца Небесного (см.: Мф.13:43 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Несправедливо наказывать всех вечным наказанием. Наказания будут разные. Мера наказания зависит от меры греха человека. А вечность – это отторжение человека от Бога. Августин Блаженный писал, что наказание в тюрьме намного дольше по времени, нежели совершение какого-либо греха: кражи, убийства, прелюбодеяния. И это считается нормальным. «Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете» ( Ис. 50, 11 ). Вечный огонь зажигает сам человек. Царство Небесное. Праведники после Воскресения удостоятся Царствия Небесного, которое не от мира сего: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» ( Ин. 18, 36 ). Смотри также у апостола Матфея ( Мф. 5, 3; 7, 21; 8, 11; 11, 11; 19, 14; 25, 1 ). Писание говорит о трех Царствах Бога: природы, благодати и Славы. В Царстве природы Бог царствует над всем творением. Царство благодати начинается со времен искупления, но предначиналось тогда, когда Бог царствовал над своим народом Израилем. Царство Славы – это Царство Небесное, которое начнется со Второго Пришествия Христа. Царство Небесное в силе. «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» ( 1Кор. 4, 20 ). В Царство Небесное призваны все. «Мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» ( 1Фес. 2, 12 ). В Царствии Божием люди будут в вечном состоянии праведности. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» ( Ис. 35, 10 ). «И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся» ( Ис. 51, 11 ). «За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них» ( Ис. 61, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

2. Так как еретики возражают, что и самое царство, которое имеет Спаситель, Он получил от Отца, и ничего не имеет по природе, но по благодати, то необходимо показать, каково данное Ему по плоти домостроительство и каково по природе присущее Ему в силу Его предвечного достоинства царство? Спаситель был поставлен от Отца царем не неба и земли: то царство он получил не в силу назначения; был же Он возведен Богом в цари по Своему плот­скому домостроительству. " Я же, – говорит, – поставлен Им царем... над Сионом, горою святою Его» ( Пс.2:6 ). Когда Он пришел в Иудею, когда предпринял плотское домостроительство, когда, будучи вечным Богом, явился на земле, тогда началось Его царство по преемству от Давида, – потому что Он приобрел Себе не другое какое-нибудь царство, но то, которое утратил дом Давидов. Поэтому архангел Гавриил говорит Деве Марии: «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1:31 ): «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). Обрати особенное внимание (на выра­жения евангелиста), (Иисус) еще не проповедал, еще не научил, а (евангелист уже) говорит: «людей Своих» – чтобы ты знал, что не после Его страданий народ стал Его народом, что не в силу страданий Своих Он унаследовал народ, но имел Свой народ, как Владыка Его, еще до Своих страданий, а страданьями Своими приобрел Себе вселенскую Церковь . «Он спасет людей Своих от грехов их.... И даст Ему Господь Бог...». Кому? Рожденному Тобою по домо­строительству воплощения. «И даст Ему Господь Бог престол». Какой? «Давида, отца Его». Значит, Он получает не небесное царство, которое Он имел, но приобретает это именно, похищенное демонами от дома Давидова, царство. «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). Если царство Его вечно и не имеет конца, то, что означают превратно толкуемые слова: «когда Он предаст Царство Богу и Отцу»? Но я уже раньше сказал, что царством Писание называет не только царское достоинство, но и сами народы, царем управляемые. Как мог бы быть царь, если бы не было тех, над кем ему царствовать?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010