абисары – 11. VI, 77. 17б. 4, 12 (Abisari; βισσραι, или βισσαρες?) – индийский народ царства Абисара (см.), локализируемый на западе нын. штата Джамму и Кашмир (пересеченного высокими горными хребтами), в области Хазара (35°00» 73°20» в нын. Пакистане) и в областях городов Пунч (33°46; 74°09») и Наошера (=Наушахра, 33°10» 74°17») в Кашмире. Санскритская форма в индийских источниках – Abhisra (абхисары). Предполагают, что исары (см.) – искаженная форма названия абисаров. аборты – 11. VI, 77 (Abortae) – индийский народ за пустыней (Тар?) к востоку от Инда; о нем больше ничего не известно. Абрагана – 23. VI, 16, 7 (βργανα) – город в Серской стране (см.), как считают, именно в области народа байтов (хотя по тексту Птолемея этого не видно), т. е. тибетцев, к северу от Гималаев, на торговом пути из Гангской долины к Баутису, а название – индийского происхождения (Abhra-gana). Абрана – см. Арана. Абур – 23. VII, 1,91 (βουρ) – внутренний город Паралии (=Побережья; на юго-востоке Декана, Коромандельский берег) в области сорингов (см. соры), в районе нын. реки Кавери, предположительно – нын. Кангаям (11°00» 77°34» шт. Тамилнад). Тамильское слово r означает «город». Август – 8. XV, 1, 4; 73. 28. LIV, 9, 8–10. 42. К 26 г. до н. э. – первый римский принцепс (27 г. до н. э.–14 г. н. э.). Авксум (или Ауксум, или Аксум и т. п.) – 39. 17 41 (ξομα). 44. I, 4; 7 (Αξομη); у античных авторов встречаются и другие различные формы; – главный город (нын. Аксум, 14°07» 38°46» основанный предположительно в сер. I тыс. до н. э. переселенцами из Южной Аравии), по которому названо и царство (с I в. до н. э. до VIII в. н. э.) в северной Эфиопии, напротив гомеритов (химьяритов, на юго-западе Аравийского п-ова). Благодаря выгодному положению на торговых путях из Индии и Восточной Африки в Средиземноморье Аксумское царство достигло значительного могущества и вело борьбу с химьяритами за господство в Южной Аравии. Завоевание Южной Аравии с конца VI в. н. э. персами, арабами привело аксумское царство к упадку и распаду. Около середины IV в. н. э. аксумский царь Эзана принял христианство (что закрепило здесь влияние Византии, для которой Аксум имел большое значение в ее соперничестве с Персией за торговые пути в Индию). См. еще авксумиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В современных рассуждениях эфиопских национальных мыслителей, историков, церковных иерархов превалирует эта теория незыблемой преемственности: «Как бы на нас ни нападали, исповедовавшие иудаизм племена, как бы потом нас ни терзали мусульмане, мы неизменно сохраняем преемство нашей царской династии, и преемство наших основополагающих традиций». На самом деле это не так. Можно очень долго рассуждать о том, что из себя представляло Аксумское царство, и насколько в этом исчезнувшем окончательно к X веку государстве имело место действительно не только политическое, но и культурное, художественное преемство с тем государством, которое возникает уже на меньшей территории в горах Эфиопии. И, опять же, это государство, которое сначала находилось под властью династии Загве, а потом под властью так называемой Соломоновой династии, насколько это государство действительно что-то смогло сохранить от своих …, или насколько это было уже совершенное перерождение. Потому что на самом деле между Аксумским христианским царством и культурой этого средневекового эфиопского христианского царства – по сути дела такой же пробел, как между поздней Римской империей, и Каролингами. Меняется очень многое. И от Аксумского царства у нас остались достаточно резкие и очень разнообразные памятники. Их очень мало и они очень разные. Да, есть монеты. Христианских царей Эфиопии. Это – одна из поздних монет, потому что после VII века аксумские монархи перестают чеканить монету, уходят в горы, бросают свою столицу. Это уже медная монета царя Армы. Знаменитого завоевателя. Это монета 630 года. Мы видим христианскую атрибутику: крест-посох, который заменял пастырский жезл у епископов Александрийской миафизитской церкви в Нубии, в Эфиопии и в Египте. И, опять же, был царским жезлом. Но, несмотря на то, что по этим остаткам можно реконструировать, как там выглядели воины, как выглядели цари, по уцелевшим археологическим объектам можно более-менее воссоздать славу древнего Аксума с его дворцами, с его стелами, с его церквями, ничего толком не сохранилось.

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

Матару или Кохайто, и Маста, остающаяся нелокализованной. Судя по титулатуре правителей Аксума в сабейских надписях (mlk/hbšt/w- " ksm-n - царь хабашат и аксумитов), этническое ядро гос-ва в этот период составляли не только собственно аксумиты, но и племя (или группа племен) хабашат (см. Абиссиния ). Диалект племени геэз, покоренного царем - автором Адулисской надписи, стал наряду с греч. гос. языком А. ц. Один из самых ранних текстов на геэзе упоминает Гадару. Первые надписи и монетные легенды на этом языке составлялись консонантным письмом слева направо благодаря греч. влиянию и лишь изредка справа налево, как в др. семитских языках. Все 24 буквы этой разновидности геэзской письменности, засвидетельствованные в эпиграфике, происходят от соответствующих сабейских знаков, большая часть к-рых претерпела изменения (поворот на 90 или 180°, подчас весьма существенные искажения начертаний). Золотая монета царя Эзаны. 1-я пол. VI в. (Париж. Нац. б-ка) Правление царя Эзаны (20-е - 60-е гг. IV в.) Переломным периодом в истории Аксума стал IV век - начало христианизации страны. В эфиоп. церковной традиции ее связывают с легендарными братьями-соправителями святыми Абрэхой и Ацбэхой , совр. же наука считает, что обращение страны в новую веру произошло при царе Эзане (ок. 320-360). От него сохранилось наибольшее число пространных царских надписей (RIE 185-189, 270-271), сообщающих о покорении этим правителем бега (бэга, блеммиев), агвезат (т. е. племени геэз), царане, черных и красных ноба (нубадов) и др. народов. Вероятно, им был взят г. Мероэ . Держава Эзаны охватывала Эритрею, север Эфиопии и значительную часть совр. Судана. Судя по титулатуре, он претендовал на власть над Химьяром и Сабой, но реальных шагов для осуществления подобных амбиций, насколько позволяют судить источники, не предпринимал. Ко времени правления Эзаны А. ц. в экономическом и культурном отношениях было тесно связано с вост. провинциями Римской империи. Оттуда вместе с торговцами и путешественниками проникает на Африканский Рог проповедь христианства.

http://pravenc.ru/text/63940.html

Первое упоминание об А. ц. относится к 3-й четв. I в. после Р. Х. Согласно приписываемому Арриану (II в.) «Периплу Эритрейского моря», его правителем был тогда Зоскал . Своим появлением это гос-во было обязано развитию международной торговли в бассейне Индийского океана, в к-рой оно принимало активное участие, и прибылям от этой торговли, к-рая составляла основной источник его доходов. Следующим после Зоскала правителем Аксума, царствование к-рого удалось датировать, был Гадара . На рубеже II-III вв. он заключил союз с сабейским царем Алханом Нахфаном и начал проводить политику активного вмешательства А. ц. в дела Юж. Аравии. На протяжении 70 лет он и его преемник Азба (‘dbh, вероятно, известный по монетам как wzb/ΟΥΑΖΗΒΑ; сер. III в.) и соправители Датвинес и Закринес (или Зафринес; dtwns/w-zq(f)rns; 60-е гг. III в.) стремились установить свою гегемонию над этим регионом, но успеха не достигли, и после 270 г. вплоть до нач. VI в. всякие упоминания об участии эфиопов в войнах на юге Аравии исчезают из источников. Обмен посольствами между Аксумом и Химьяром происходил и позднее (по крайней мере до сер. IV в.). Автором скопированной Космой Индикопловом греч. надписи на спинке трона из Адулиса (т. н. Monumentum Adulitanum), в к-рой сообщается о подчинении власти Аксума многочисленных народов Африканского Рога, Нильской Эфиопии ( Нубии ) и ряда племен зап. побережья Аравии, был скорее всего Гадара или один из его непосредственных предшественников на аксумском престоле, напр. «царь царей аксумитов» Сембрут. Небольшая греч. надпись, датированная 24-м годом его правления, происходит из Дакки-Махари (совр. Дэкэмхаре, Эритрея), но не исключено, что Сембрут правил не до, а вскоре после Гадары. По свидетельству Мани , в сер. III в. Аксум наряду с Римской империей, Ираном и Китаем являлся одной из мировых держав. Об экономической мощи Аксума свидетельствует чеканка им собственной полновесной золотой монеты с кон. III до нач. VII в. Городов в А. ц. было относительно немного, помимо столицы и Адулиса в источниках упоминаются всего 2 центра городского типа: Колоэ, рынок слоновой кости, с к-рым пытаются отождествить совр.

http://pravenc.ru/text/63940.html

Под влиянием, по-видимому, раннего инд. письма кхароштхи при Эзане, еще до принятия христианства, был разработан оригинальный силлабарий, в к-ром основное начертание эфиоп. знака (1-й порядок) стало передавать сочетание «согласный + краткий a», а 6 его модификаций (порядки со 2-го по 7-й) - сочетания этого согласного с u, i, долгим a, долгим e, сверхкратким e (либо нулевым гласным) и o (см. табл. 1). При том же царе слегка видоизмененные греч. буквы стали использоваться для передачи цифр (см. табл. 3). В правление Эзаны появились первые пространные надписи на Г., выполненные эфиоп. консонантным письмом, южноарав. шрифтом с повальной мимацией всех слов в подражание сабейскому и эфиоп. слоговым письмом. Возможно, консекутивные конструкции в этих текстах отражают попытку создания первых неэпиграфических произведений в жанре анналистики, что послужило одним из толчков для реформы письменности. Тогда же впервые появились специальные лигатуры для лабиализованных заднеязычных, и на этом формирование собственно геэзского силлабария завершилось (см. табл. 2). Эпиграфические памятники Г. аксумского периода изучены слабо: их лексика не включалась в геэзские словари, а особенности их морфологии и синтаксиса не нашли отражения в геэзских грамматиках. При этом общепризнано, что приблизительно до X в. Г. оставался живым языком, и именно надписи наиболее адекватно передают основные черты его грамматического строя на этой стадии. С принятием в Аксумском царстве в сер. IV в. христианства в качестве гос. религии Г. стал литургическим и лит. языком Эфиопской Церкви. В течение 2 последующих веков с греческого на Г. постепенно было переведено Свящ. Писание, по частям и не одним переводчиком. Цитаты из Библии в марибской надписи Калеба (см. Аксумское царство ) в 2 др. надписях, принадлежащих соответственно этому царю (Пс 23.8 в RIE 191) и его преемнику Вазебе (Исх 14. 14; Пс 17. 38, 40-41, 48; Пс 34. 1-2, 4-5, 6; Пс 117. 10, 15-16 в RIE 192 A), и особенно перифразы библейских стихов в текстах частных лиц (Пс 139.

http://pravenc.ru/text/164933.html

Решив основать мон-рь на понравившейся ему горе, он не смог на нее взобраться. Тогда ему явился арх. Михаил и посоветовал ухватиться за хвост большого змея (дракона), к-рый и втащил его на гору (этот сюжет лег в основу иконографии З.-М. А.). Там была основана обитель Дэбрэ-Дамо , 1-й общежительный мон-рь в Эфиопии с Пахомиевым уставом. В царствование Калеба (см. ст. Елезвой ), сменившего на престоле своего отца Тазену, к З.-М. А. был отправлен посланец царя, и святой предсказал ему победу над гонителями христиан Награна и успешное возвращение из похода. Приход к власти Габра Маскаля, сына Калеба, Житие З.-М. А. датирует 368 г., что полностью противоречит общепринятой датировке правления Калеба и его сына (1-я пол. VI в.) и, очевидно, объясняется стремлением автора Жития представить З.-М. А. современником прп. Пахомия. В год своего воцарения Габра Маскаль посетил З.-М. А., поклонился ему и повелел начать монументальное каменное строительство в Дэбрэ-Дамо, для чего были сооружены специальные подъемные механизмы. Узнав о кончине З.-М. А., Габра Маскаль прибыл в мон-рь и, стоя у ног его преемника Матфея, объявил о пожаловании крупных земельных владений Церкви и на содержание монахов Дэбрэ-Дамо. Текст этой грамоты дошел в 2 близких редакциях: в пространном Житии З.-М. А. и в одной из частей «Книги Аксума» (XVII в.). В заключении Жития приводится краткая история мон-ря Дэбрэ-Дамо при преемниках З.-М. А.: Матфее, Иосифе, Мадханина Эгзиэ, Йоханни, За-Иясусе. Ист.: BHO, N 96; Sapeto G. Viaggio e missione cattolica fra i Mensâ i Bogos e gli Habab con un cenno geografico e storico dell " Abissinia. R., 1857. Vol. 1. P. 398-399; Guidi I. Il «Gadla " Aragâwî»//MRAL. 1895. Ser. 5. Vol. 2. Pt. 1. P. 54-96; Documenta ad illustrandam historiam: Liber Axumae/Ed., interpr. K. Conti Rossini. Parisiis; Lipsiae, 1909. Vol. 1: [Textus]. P. 19-20. (CSCO; 54; Aeth.; 24); 1910. Vol. 2: [Versio]. P. 21-22. (CSCO; 58; Aeth.; 27); The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. Vol. 1. P. 155; La vie de saint Za Mka   " êl " Araga  wi/Trad., introd., notes: M. A. van den Oudenrijn. Fribourg (Suis.), 1939. Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 6 (примеч. 2), 54-64. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство ЕВСТАФИЙ (1273 - 1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан ЕЛЕЗВОЙ правитель Аксумского царства, блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота, 15 мая, пам. зап. 27 окт.)

http://pravenc.ru/text/182549.html

Собор Бетэ-Мэдхане-Алем в Лалибэле Собор Бетэ-Мэдхане-Алем в Лалибэле Полностью монолитными являются только 4 храма: собор Спасителя мира, церкви Пресв. Богородицы, Еммануила и св. Георгия. Под ц. Животворящего Креста приспособлен один из природных гротов. Высказывалось предположение, что изначально некоторые из сооружений комплекса имели светский характер. В этой связи чаще всего упоминаются ц. св. Меркурия, ориентированная не строго по оси «восток-запад», и ц. архангелов Гавриила и Рафаила с ее слишком роскошным по сравнению с др. храмами Л. фасадом. Первоначально Л. называлась Роха, что дает прямую отсылку к араб. наименованию сир. г. Эдесса - Эр-Руха (сир. Урхай), но никаких параллелей ни в архитектуре, ни в топонимике отдельных храмов у Л. с этим городом не прослеживается. Неясно, когда именно топоним Роха вышел из употребления. Нек-рые исследователи находят значительное сходство между Аксумским собором Богоматери Сионской в том виде, в каком он существовал до разрушения его Ахмадом Ибрахимом аль-Гази (Гранем) в 1535 г., и собором Спасителя мира в Л., а также между церквами Дев в обоих культовых центрах и предполагают, что Л. призвана была заменить Аксум в качестве места общеэфиоп. паломничества. Остается открытым вопрос о том, на какие средства христ. Эфиопское царство, превратившееся после упадка Аксума в децентрализованное гос-во, где не осталось городов, не чеканилась своя монета и безраздельно господствовало натуральное хозяйство, смогло построить храмовый комплекс, аналога к-рому неизвестно не только в аксумской, но и вообще в восточнохрист. архитектуре той эпохи, за исключением Византии. Можно предположить, что Коптская Церковь , испытавшая в конце периода крестовых походов жесткие гонения со стороны мусульм. властей, строго следивших за тем, чтобы новых христ. храмов на подконтрольной им территории не сооружалось, направила накопленные ею средства на церковное строительство в свободной от ислам. ига Эфиопии. Характерно, что эфиоп. традиция связывает возведение Рохи как «Нового Иерусалима» со взятием Иерусалима султаном Салах-ад-Дином в 1187 г. Кроме того, на центральном столбе ц. Бетэ-Марьям, именуемом «Столп света», высечена араб. монументальная надпись, выполненная араб. шрифтом, за исключением написанного по-коптски слова «Христос»: «Смилуйся, Господи, над рабом Христа (Абд аль-Масихом?), который построил [эту] церковь» ( Bosc-Tiess é et al. 2010. P. 45-49). Вместе со всей поверхностью столба надпись покрыта особой завесой, возможно с момента основания церкви. По традиции считается, что т. о. сохраняется в тайне начертанная на «Столпе света» вся прошлая и буд. история мира, но напрашивается более тривиальное истолкование этого факта: закладная надпись была скрыта от посторонних глаз, чтобы к.-н. мусульманин не донес властям Египта, что строительством храма в христ. Эфиопии руководил копт, и не возник вопрос, на чьи деньги оно осуществлялось.

http://pravenc.ru/text/2462567.html

Дегнайзан же, царь Израилев управлял Эфиопией силою Божий и обходил ее из конца в конец. Однажды, когда царь сидел за обедом, пришли иереи и приветствовали его, говоря: «вот даровал тебе Бог такую силу! Сойдись с женой твоей в день, когда вам будет угодно, как напр. сегодня, при объезде пределов Эфиопии». И пришла гордость на царя от Сатаны, и сказал он: «всегда вы говорите о силе Божией, а о моей – никогда не говорите». За эти слова отторгнуто царство от руки его и отдано рабу его Мерара. Мерара умер скоро, когда внутренности его вышли как, испражнения. Воцарился род, именуемый Загве и (царствовал) до Зена-Петроса. Этот Зена-Петрос пошел воевать в землю Дамот со всем своим войском, (пошли) и священника скинии со своим ковчегом. В те дни макваненом Дамота 7 был язычник по имени Маталомэ, который служил идолам. Он воевал с ним, и Маталомэ победил и отрубил голову Зена-Петросу. Все войско его разбежалось, a иереи скинии стояли одни перед своим ковчегом, поя громогласно псалом с аллилуйя. Они говорили: «уповайте на Бога и опирайтесь на Бога» до конца – это песнь Иареда иерея. Когда увидал макванен Дамота, что иереи стоять пред ковчегом завета Божья без страха, послал воинов, которые окружили их и привели к нему. И спросил их макванен: «почему вы не испугались и не убежали от меня»? Отвечали иереи Божьи «мы не страшимся тебя: есть Бог наш на небе, который спасет нас от руки твоей»! Спросил макванен: «кто этот Бог ваш»? Ответили спрошенные иереи и назвали Бога небесного. Тогда сказал макванен иереям скинии «можете ли вы творить чудеса, подобно волхвам, и войдете ли вы в огонь сегодня и выйдете ли невредимы»? Они сказали: «да, мы можем силою Бога, Господа нашего, но дай нам срок до 40-го дня». Он дал им, согласно их просьбе. С этого времени иереи скинии начали восклицать и взывать к Богу великим гласом пением песни Иареда иерея, говоря: «прибежище мое и сила моя, спасение души моей, помози ми, на Тя уповаю» до конца. Он 8 назвал это «меераф». Макванен же приказал всем людям Дамотским и людям Гафатским 9 и всем людям из Барья собирать дрова к 40-му дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/a...

Вообще, при своей близости к православному абиссинское богослужение наряду с монофизитскими вставками затемняется также и разного рода обрядами, заимствованными из других религий. Посты [ править править код ] Посты по времени продолжительности и строгости близки к православным, причем одним из отличий служит не положенный у нас во время нашей недели мытаря и фарисея пост, общий всем монофизитам и несторианам. За исключением всех тех свойственных абиссинцам особенностей, которые чужды истинной Церкви Христовой, в остальном вероучение и богослужение абиссинской, или эфиопской, церкви остается близким к православию, и, по свидетельству некоторых, современные абиссинцы считают себя вполне единоверными с греками, русскими и другими православными народами, несмотря на то, что, как монофизиты, находятся в общении с единоверными им коптской и армянской церквами. Аксумская митрополия Александрийской Православной Церкви [ править править код ] Аксумская митрополия  (греч. Ιερ Μητρπολη Αξμης) — епархия Александрийской Православной Церкви на территории Эфиопии, Эритреи, Джибути и Сомали. Во времена проповеди апостола Матфея на территории Африканского Рога существовало Аксумское царство, правители которого с середины IV века начали исповедовать Христианство. При святителе Афанасии Александрийском (328—373) был поставлен первым епископом Аксумским святитель Фрументий, отправившийся туда вместе со своим братом, пресвитером Эдесием. С VII века Аксумская епархия, как и вся Эфиопская Церковь, перешла в юрисдикцию монофизитской Коптской Церкви. Православная Аксумская митрополия был воссоздана в 1908 году, при патриархе Александрийском Фотии. Однако этот акт не получил признания со стороны эфиопских гражданских властей. Лишь 16 ноября 1931 года Патриарх Мелетий II настоловал митрополита Аксумского Николая (Абдаллу), сирийца по происхождению. К 1914 году был построен кафедральный собор святого Фрументия в Аддис-Абебе. В 1981 году при митрополии было основано благотворительное братство святого Фрументия.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Эфио...

373-377 377-378 ГАЛУППИ Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (1706 - 1785), итальянский оперный композитор венецианской школы 378-379 379-380 380-381 381-382 382-385 385-389 389-393 ГАМИЛЬТОН Джон (ок. 1511 - 1571), последний католич. архиеп. Сент-Андруса (Шотландия) перед Реформацией 393-394 394-401 ГАНГА крупная река Северной Индии; священная река в индуизме; богиня ведийской и индуистской мифологии 401-402 ГАНГРСКИЙ СОБОР Поместный Собор древней Церкви, созванный в Ганграх (пров. Пафлагония, диоцез Понт) в IV в. 402-405 405-406 406-407 ГАНДЗАСАР мон-рь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (ист. обл. Арцах); основан до X в. 407-408 ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869 - 1948), религ. идеолог, один из лидеров национально-освободительного движения в Индии ГАНЕША один из важнейших и наиболее популярных богов индуизма, почитаемый также в джайнизме и нек-рых направлениях буддизма 409-410 ГАНКА Вацлав (1791 - 1861), чеш. поэт, филолог-славист, общественный деятель; принадлежит к плеяде деятелей чеш. национального возрождения 410-411 ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. 411-412 412-414 ГАРБЕТТ Сирил Форстер (1875 - 1955), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании 414-415 ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей 415-416 416-418 ГАРЕГИН I (в миру Ншан Саркисян; 1932 - 1999), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4.04.1995) ГАРЕГИН II (в миру Ктрич Нерсесян; род. 1951), Верховный Патриарх и Католикос всех армян (с 4 нояб. 1999) 418-419 419-423 ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей 423-425 ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство

http://pravenc.ru/vol/x.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010