Акафист и служба Скоропослушнице изданы нашею обителью на славянском языке. В 1887 году Царица Небесная благоволила прославить копию с сей иконы Скоропослушницы, находящуюся в принадлежащей нашей обители часовне св. Великомученика Пантелеимона в Москве (на Никольской улице, у Владимирских ворот). Копия сия нисана на Афоне афонскими иноками живописцами Иосафскими, при участии инока нашей обители, иеромонаха Василия, и послана вместе с копиями других известнейших чудотворных икон афонских, по мысли блаженной памяти духовника нашей обители иеросхимонаха Иеронима, в благословение афонолюбивому граду Москве для помещения в построенной нашею обителью часовне при Богоявленском монастыре. Здесь сия Св. Икона стояла несколько лет, пока не была вынесена из часовни В склад (находящийся на Полянке), когда быль сооружен «царский образ» во имя св. благоверного князя Александра Невского и св. равноапостольной Марии Магдалины и когда в часовне не оказалось места для помещения сей последней иконы (вследствие малого объема часовни). Когда же была отделана новая наша часовня (у Владимирских вороть) и вышел из печати, изданный нашею обителью, акафист Божией Матери Скоропослушнице, то сия святая икона была снова внесена в часовню и пред нею впервые прочитан был сей вновь составленный и только что отпечатанный акафист. Как трогательное выражение лика Богоматери, так и умилительные слова нового акафиста произвели сильное впечатление на молящихся. Немедленно по окончании молебна они окружили о. настоятеля часовни и просили его дозволить им соорудить на сию св. икону ризу, что вскоре, по получении на то согласия о. настоятеля, и исполнили. Царице Небесной угодно было вознаградить украсителей Её пречистого лика и даровать Афонолюбивой Москве новый залог благодатных дарований. И вот в самый момент, когда, по возложении новоустроенной ризы, св. икона Скоропослушницы вносима была снова в часовню, – по милости Её получила совершенное исцеление от долговременного и тяжкого недуга мещанская вдова Анастасия Фролова.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Поэтическое завещание духовной дочери», первый выпуск сборника статей другого духовника Лавры архимандрита Елеазара (Иванова) «Духовные размышления о жизни, смерти и вечности», монография М.В. Шкаровского «Русское Православие в Тунисе», буклеты «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра» и «Скит святого Апостола Андрея Первозванного», фундаментальный двухтомный труд по истории обители в XX веке и т.д. В сентябре 2012 г. прошла презентация художественного альбома, посвященного 15-летию иконописной мастерской при Лавре, а так же 300-летию обители. 4 октября на торжественное открытие выставки РЕСТЭК «Православная Русь» состоялась передача в дар Санкт-Петербургской епархии благотворительного тиража художественного альбома в честь 300-летия Александро-Невской Лавры. В 2013 г. вышли трехтомник по всей трехвековой истории монастыря ««Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. 1713-2013», акафист и жизнеописание святого благоверного князя Александра Невского, а также 1-й том энциклопедии «...во имя св. благоверного князя Александра Невского», посвященной всем православным храмам мира, воздвигнутым во имя этого святого. Кроме того, был подготовлен телевизионный фильм «Александро-Невская Лавра - 300 лет». В конце 2012 г. в Лавре при поддержке Союза писателей России состоялся традиционный конкурс «Лучшая книга года» с присуждением премии имени св. кн. Александра Невского. В его рамках состоялся ряд творческих вечеров известных поэтов и прозаиков. Владыка Назарий также является духовником детско-юношеского литературного конкурса имени св. Ап. Андрея Первозванного, десятилетилетие которого торжественно отмечалось в декабре 2012 г. в центре «Святодуховский». В октябре 2012 - мае 2013 гг. прошел историко-краеведческий конкурс на лучшую работу в литературной, исследовательской и художественной форме по темам, связанным с историей Лавры, среди учащихся среднеобразовательных учебных заведений Санкт-Петербурга. В октябре-декабре 2012 г. состоялся Городской конкурс изобразительного искусства «300-летию Александро-Невской Лавры посвящается...» среди учащихся, преподавателей художественных институтов и молодых художников северной столицы.

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

Следующий важный этап в истории иконы связан с именем протоиерея Фомы Русецкого. В 1859 году он был назначен настоятелем Новоселковского прихода, к которому относился также приписной храм в урочище Марьина Горка. Именно отцу Фоме принадлежит идея строительства нового каменного храма в честь благоверного великого князя Александра Невского. Благодаря усилиям протоиерея Фомы Русецкого к 1871 году были завершены основные строительные работы, и икона пребывала в этом храме до советского времени. 7 ноября 1939 года храм в Марьиной Горке взорвали; было разрушено множество других храмов в Пуховичском благочинии. Чудотворный образ был перенесен в чудом уцелевшую Свято-Троицкую церковь селения Блонь. По праздникам икона по-прежнему выносилась на крестный ход, и отношение к ней было особенное, однако никто уже точно не помнил, что это за образ и какая история с ним связана. В 2001 году в городе Марьина Горка состоялось празднование 125-летия сельскохозяйственного техникума, основанного священником Фомой Русецким. В праздновании принял участие архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан , который в начале 1960-х годов учился в этом техникуме и втайне посещал Блонский Свято-Троицкий храм. Владыка Стефан пожелал посетить храм своей юности и помолиться перед Марьиногорским чудотворным образом Божией Матери, о котором помнил, что в те годы он почитался наряду с Жировичским образом, и люди шли к нему крестными ходами за 50 км, желая поклониться Пресвятой Богородице. Зайдя в церковь, архиепископ Стефан узнал в древней храмовой иконе тот самый образ Божией Матери, перед которым когда-то молился. С того момента икона вновь начала почитаться людьми как чудотворная и именоваться «Марьиногорская». 8 сентября 2010 года по благословению митрополита Филарета было совершено торжественное перенесение иконы в новопостроенный храм благоверного великого князя Александра Невского в Марьиной Горке. Клирики Свято-Духова кафедрального собора города Минска протоиерей Сергий Гордун и протодиакон Николай Авсиевич составили акафист, величание, тропарь, кондак и молитву Пресвятой Богородице.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Один из древних вкладов благочестивых самодержцев наших еще и доселе украшает храм Великомученика, посреди его нового великолепия: – это четырех-ярусное медное паникадило над амвоном, которое пожертвовал обители царь Михаил Феодорович после разорения шведского, на память изгнания врагов. В сию бедственную эпоху самозванцев, когда ликовал в Новгороде нечестивый вождь шведов Делагардий, лишена была обитель Юрьевская лучшего своего сокровища, нетленных мощей благоверного князя Феодора Ярославича, брата Невского, который скончался юношей в день брачного своего торжества, променяв венец тленный на нетленный. После четырехвекового упокоения в храме Великомученика, мощи его перенесены были в собор Софийский, знаменитым митрополитом Новгорода Исидором, дабы предохранить святыню их от ругательства святотатных врагов. Но еще там осталась гробница благочестивой матери свв. князей Феодора и Александра, княгини Феодосии, дочери храброго Мстислава, который столько лет сохранял Великий Новгород славным мечем своим и сам нетленно отдыхает под сенью Св. Софии. В монастыре погребены много князей: Дмитрий Шемяка, Ростислав, Изяслав и Феодор Ярославичи и др. В церкви Похвалы Пр. Богородицы устроена усыпальница, где погребены Фотий и гр. Орлова. По субботам в этом храме по ним совершается панихида. Здесь положено постоянно читать акафист Спасителю и Божией Матери. Главное церковное торжество бывает 14 сентября, когда совершается крестный ход. Часы богослужения распределяются в монастыре так: Утреня в 8 ч. утра; I-я ранняя обедня (в церкви Похвалы Богородицы) в 5 ч. утра; II-я ранняя (в церкви Всех Святых, по субботам) в 6 ч, утра; поздняя обедня в 9 ч. утра; вечерня зимою в 4 ч., летом в 5 ч. вечера; всенощная накануне воскресных и праздничных дней в 6 ч. вечера и акафист Св. великомученику Георгию по воскресным дням после вечерни. При монастыре имеются бесплатная гостиница для богомольцев, больница и богадельня. Перынский скит при Новгородском Юрьевом монастыре находится в 4 верстах от Новгорода при самом истоке Волхова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

435 В Лавре это событие, также, как и первое высочайшее посещение, увековечено позлащенною доской с надписью и особым храмом во имя св. благоверного князя Александра Невского, устроенным на хорах с противоположной стороны параллельно храму св. Николая. Храм этот устроен по особому рисунку, утвержденному, по представлению высокопреосвященнейшего Арсения, самим государем императором. Впрочем, он окончен уже, по выбытии высокопреосвященнейшего на Киевскую митрополию и освящен преемником его, бывшим Волынским архиепископом преосвященнейшим Антонием, 30 августа 1861 года. 436 Сообщены из Лавры особою выпиской из книги, заведенной по благословению Святейшего Синода в 1844 году для записывания благодатных знамений, совершающихся в Лавре, за скрепою делопроизводителя лаврского, ныне о. наместника Лавры Почаевской, почтеннейшего архимандрита Иоанна. 438 Впрочем, в летописях Лавры записано еще одно исцеление от недуга беснования казачки Кубанского войска Анны Плясовицыной, бывшее заступлением Божией Матери и молитвами преподобный Иова 15 мая 1870 года (См. рапорт келаря Почаевской Лавры иеромонаха Иоанникия, преосвященнейшему Агафангелу от 5 июня 1870 года за 52). Кроме сего мы слыхали и о других знамениях и чудесах, бывших от мощей и заступлением преподобный Иова; но как таковые не документованы в летописях Лавры, то мы не смеем указывать на них, чтобы не оскорбить скромное чувство людей, удостоившихся благодати Божией, но не благоволивших объявить об этом для всеобщего сведения. 439 Из молитвы преподобному Иову, употребляемой в Лавре Почаевской. Есть также в Почаеве особый акафист преподобному, читаемый в Лавре пред его святыми мощами. Но к сожалению акафист этот доселе не напечатан, и самая служба преподобному Иову совершается по общей Минеи, хотя Лавра Почаевская давно уже хлопочет о составлении этой службы и напечатании акафиста. (Сравни к сему, выше глав. IV, примечание 2). 440 Русские Святые, изд. 2, отд. 3, стр. 29, примечание 45, «Письма преосвященного Лазаря в Черниговских епархиальных известиях 1863 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Наиболее значимым для меня было возрождение почитания памяти святого апостола Варфоломея, который пострадал в городе Альбанополе — нынешнем Баку. Согласно церковному преданию, святой апостол Варфоломей претерпел мученическую кончину у подножия Девичьей башни: его сначала распяли, а затем с еще живого содрали кожу и отсекли голову, дабы он прекратил благовествовать Слово Божие. До 1937 года на месте его мученической кончины стояла удивительная по красоте часовня в честь святого ученика Христова. В годы безбожия власти старались стереть память о его подвигах и мученической кончине. Снесли часовню, место засыпали землей, а затем все заасфальтировали. Но все же верующие тайно по ночам приходили к подножию Девичьей башни и читали там акафист святому апостолу Варфоломею. Удалось найти экземпляр акафиста, написанный протоиереем Сергием Городцовым, впоследствии митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем, и напечатанный еще по благословению Святейшего Патриарха Тихона . После моего обращения в Правительство республики мы получили разрешение совершать богослужение на месте мученической кончины апостола. К тому времени были проведены археологические работы, в результате которых был найден сохранившийся фундамент часовни, а также древние строения вокруг самой Девичьей башни. Ежегодно 24 июня, в день памяти святого апостола Варфоломея, при большом стечении молящихся мы совершаем молебен с акафистным пением небесному покровителю Баку. В 2003 году в город была доставлена часть мощей святого апостола Варфоломея. Эта святыня пребывает в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц. Переиздали житие святого апостола и акафист. В 2001 году Азербайджан посетил Патриарх Алексий II, который вместе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший  Патриарх Московский и всея Руси) освятил кафедральный собор святых Жен-мироносиц после восстановления. Патриарх Алексий дважды посещал Баку — в 2009 и 2010 годах. Проблем было много, но нам не только удавалось открывать приходы, но и строить и восстанавливать храмы. Среди них — соборный храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Гяндже, кафедральный Успенский собор в Махачкале, собор в честь святого Георгия Победоносца в Кизляре. Важно и то, что не просто открывались приходы, строились храмы, но и то, что мы наполняли их людьми.

http://patriarchia.ru/db/text/5354285.ht...

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. уцелевшие мощи чтимых святых из Музея истории религии и атеиз­ма были возвращены Русской Православной Церкви: святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, Соловецких чудотворцев и др. [xii] Отчет VIII (ликвидационного) отдела Народного комиссариата юстиции VIII Всероссийскому съезду Советов//Революция и церковь. 1920. 9-10. С. 72. [xiii] Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. С. 171. [xiv] Козлов В.Судьбы мощей русских святых//Отечество. Краеведческий альманах. М., 1991. Вып. 2. С. 140. [xv] Материалы Комиссии по канонизации святых и подвижников благочестия Санкт-Петербургской епархии. [xxvii] Подробнее см.: Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде/Публ. М.В. Шкаровского//Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.-СПб., 1992. С. 560-563. [xxix] Красиков П. Религиозная хитрость (письмо в редакцию)//Революция и церковь. 1919. 1. С. 23-25. [xxxiii] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 3, д. 119, л. 8-10, оп. 4, д. 73, л. 83-84, ф. 142, оп. 1, д. 5, л. 27об . [xxxv] Протоиерей Олег Кобец, А. Крупенков. Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление. Белгород, 2008. С. 63. [xxxvii] Курская правда. 1920. 10 декабря; Житие святителя Иоасафа Белгородского и первое прославление изложено по книгам: Акафист иже во стыхъ отцу нашему Иоасафу епископу Белгородскому. СПб., 2008. Б/с; Белгородский чудотворец. Житие, творения, чудеса и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского. М., 1997. С. 201-202. [xl] Белгородский чудотворец. Житие, творения, чудеса и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского. С. 203-204; Протоиерей Олег Кобец, А. Крупенков. Указ. соч. С. 70-71. [xliv] Там же, оп. 6, д. 60, л. 167; Красная газета. 1922. 13 мая; Петроградская правда. 1922. 14 мая. [xlviii] ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 605, л. 5-7, 12-15, 32-33, 37-39, оп. 1, д. 150, л. 228-234; Фомин С.В. Последний царский святой: святитель Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, Сибирский чудотворец: Житие, чудеса, прославление, служба, акафист. СПб, 2003. С. 662-665.

http://bogoslov.ru/article/5688970

В 2000 году на ж/д станции Покров (дер. Перепечино) была восстановлена и начала действовать часовня в честь святых Царственных мучеников и страстотерпцев. Божьим промыслом часовня была открыта в воскресенье 16 июля – накануне злодейского убийства в Екатеринбурге семьи последнего Российского Императора Николая II. Вскоре, 25 августа, состоялось освящение часовни Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. Шел пятый день после завершения юбилейного Архиерейского собора в Москве, на котором были прославлены в лике святых более тысячи Новомучеников и исповедников Российских. В их число вошли святые Царственные страстотерпцы – Царь Николай, Царица Александра, Наследник Престола цесаревич Алексей, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Часовня на станции Покров стала первым в России святым местом, освященным в честь Царственных мучеников. С первых дней после её открытия каждый день в часовне читается Акафист Царственным страстотерпцам. За минувшие годы в часовне появились не только иконы Царственных мучеников, сегодня здесь можно увидеть целый ряд икон русских святых: благоверного князя Андрея Боголюбского (с частицей мощей) и благоверного князя Александра Невского, святителя Афанасия, епископа Ковровского (с частицей мощей), святой благоверной княгини Анны Кашинской, преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, святой блаженной Матроны Московской. Восстановлением часовни на станции Покров занималась Галина Николаевна Фомичева, жительница деревни Перепечино, журналист по профессии. Предлагаем вашему вниманию подготовленную ею публикацию, повествующую о восстановлении часовни. Царская часовня в деревне Перепечино Кто и когда построил часовню в деревне Перепечино, стоящую напротив здания вокзала железнодорожной станции Покров, местным краеведам установить не удалось. Престольным праздником здесь всегда был и остается день памяти пророка Божия Илии 2-го августа. Служить в часовню до её закрытия приезжали священники из Свято-Покровского храма г. Покрова. В часовне, или в здании вокзала, где проходило богослужение в зимнее время, была большая напольная икона Покрова Божией Матери. После закрытия часовни примерно в 1926 году эта икона хранилась в семье Василия Федоровича Филиппова, а затем была отдана в село Марково. Об этом рассказывала его дочь Александра Васильевна Перехожева.

http://sobory.ru/article/?object=04415

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище и Александро-Невскую лавру 15 апреля 2016 г. 18:54 15 апреля 2016 года, по прибытии в Санкт-Петербург, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал на Большеохтинском кладбище, где совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей — протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру . В Троицком соборе монастыря Святейший Владыка поклонился честным мощам святого благоверного князя Александра Невского и чтимой иконе Божией Матери «Скоропослушница Невская». Святейшего Патриарха в соборе приветствовал наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий , который сердечно поблагодарил Предстоятеля за всегдашнее внимание к невским святыням и пожелал успешной работы на предстоящем заседании Священного Синода. Епископ Назарий преподнес Его Святейшеству созданную в лаврской мастерской к 150-летию со дня рождения святого Серафима Вырицкого икону преподобного с его келейным Казанским образом Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл, поблагодарив наместника Лавры за памятный подарок, отметил, что в Троицком соборе Лавры произошли важнейшие события его биографии. «С этим собором у меня особая духовная связь, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Здесь я был рукоположен во диакона, во священника и во епископа. Важные моменты моей жизни сопровождались молитвой здесь перед образом Божией Матери " Невская Скоропослушница " , перед ракой святого великого князя Александра Невского. Я радуюсь, что всякий раз имею возможность не в одиночестве поклониться этим святыням, а увидеть вас, мои дорогие. Пусть благословение Божие пребывает с каждым из вас, а также с нашей северной столицей. Храни Вас Господь». На Никольском кладбище Лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на могиле своего духовного наставника приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4431519.ht...

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об избавлении от этого недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость. Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом стечении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминаний о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей). В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928–1930 годах Серпуховскую кафедру возглавлял митрополит Мануил (Ле-мешевский). К тому времени почитание иконы «Неупиваемая Чаша» постепенно пришло в забвение, однако владыка восстановил почитание этой святыни; более того, по просьбе верующих с его благословения было написано несколько копий с чудотворной иконы. В 1929 году Никольский собор закрыли, все его святыни были сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились. Почитание серпуховской святыни возобновилось в 80х годах XX века. Стараниями настоятеля местной церкви во имя пророка Илии архимандрита Иосифа (Балабанова; ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была восстановлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского братства трезвости, в соответствии с которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша». А когда в 1991 году Серпуховской Высоцкий монастырь был возрожден, его настоятель архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» в древнюю обитель, основанную еще преподобным Сергием Радонежским. Постепенно этот образ Богоматери снискал огромную любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатью, которая с первых же дней обильно подается всем, с верою и надеждою приходящим к ней. «И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая»  (акафист, кондак 12).

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010