Фотий, митрополит Киевский, ум. 1431. 2 июля и 27 мая. (Обретение мощей его в 1472). Фото, муч. Римская ири Нероне, с Фотиной Самар. 20 марта. Фот муч., с Терентием, Неонилой и др. 28 окт. Фронтасий муч., и Фронтон священномуч. Петрагор. 1 века. 4 июня. Фрументий, архиепископ Индийский, ум. ок. 360. 30 ноября. Фулвиан, князь Ефиопский, в крещении Матфей, 1 века, с ап. Матфеем. 16 ноября. Фусик, муч. Персидский 341 г., с Симеоном еписк. и др. 17 апр. Х Халев, сотрудник Иисуса Навина. В нед. праотец. Харалампий священномуч., еп. Магнисийский. Порфирий и Ваптос воины, пострад. в Антиохии Писидийской при Септ. Севере (193–211). 10 февр. Харисим, муч. Киликийский при Валериане, с Анфусой и др. 22 августа. Харита, мученица Римская 163 г. с Иустином и др. 1 июля. Харитина, муч. при Диоклетиане (ок. 303). 5 окт. Харитон, муч. Римский 163 г., с Иустином и др. 1 июня. Харитон клирик, муч. Анкирский, с Климентом, ок. 312. 23 янв. Харитон муч. 9 сент. Харитон, преп. Палестинский, ум. ок. 340. 28 сент. Хариесса, мученица Коринфская ок. 251, с Леонидом и др. 16 апр. Херимон, муч. Александрийский при Валериане, с Гаием и др. 4 окт. Херимон, преп. Египетский 5 в. 16 авг. Хиония дева, муч. Иллирийская в 304 г., с Агапией и Ириной. 16 апр. Хиония Египетская, мученица Кесарийская (в Палест.) при Максимине, с Павлом и Алевтиной. 16 июля. Хрисанф и Дария, мучч. Римские. 19 марта. Хрисия дева, муч. Римская, ок. 268 г., с Ипполитом еписк. и др. 30 янв. Хрисогон, муч. Аквилейский при Диоклетиане, с Анастасией Узорешительницей. 22 дек. Хрисотель, пресв. Вавилонский, муч. Кордувский ок. 251 г., с еп. Полихронием и др. 30 июля. Христина, муч. Тирская. 24 июля. Христина, муч. Лампсакская при Декии, с Петром и др. 18 мая. Христина, муч. в Кесарии Каппад. при Диоклетиане, с Дорофеей и др. 6 февр. Христина, муч. Персидская. 13 марта. Христофор, муч. Ликийский, при Декии. 9 мая. Христофор, Феона и Антонин воины, мучч. Никомидийские 303 г. 19 апр. Христофор клирик, муч. Анкирский, с священномуч. Климентом ок. 312 года. 23 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Сподвизаются с тобою, Максим, двое всеблаженных учеников, соделавшись общниками твоих подвигов, почему и получили равные с тобою награды. Акр. σ – υναθλοσι Вм. второго σο СМ. и печ. чит. σο ркп. Слав: состраждет тебе (тип. 99 сетражет ти, 125–128 —266— со стражета та, 98 и староп, страждут с тобою), Максиме, учеников (98 и староп, приб. твоих) двоица преблаженная (тип. 99 стрспцю врьста преслвьная, 125 оученикоу двоица всеславная, староп. и 98: пребогатая), твоим (98 приб. и) страданием приобщившеся (99 страстьм ти общьвася, 125–128 твоих страсп причащьшася): теьмже и почестей (99 венець 125 веньця) равно получиша (99 прият, 125 оулучиста, 98 улучиша, др. улучивше) Потоком твоей крови орошаемая. Церковь Христова произращает отцами преданный (от) божественного посева (твоего) догмат, преподобный. Акр. τ – . Конст. κ το θεου σπρου, прочие как С, – вм. σιε ркп. σιον, т. е. δγμα. Слав: Течением твоея крове напаяема Церковь (церкви) Христова прозябает (тип. процветаиет оче) отеческого предания божественное семя (тин. от бож. с мене) твоим учением (тип. твоими учении), преподобне (тип. оп.). Песнь V Собравший ведение предметов (о предметах) земных и небесных, Максим справедливо называется философом. Акр. Вм. νδκως 291 νδικος? справедливым философом? – Слав: разум земнородных собрав и небесных (тип. 99 разоумье земьныим видев и нбсныим, 125 др: иже разоума, земныих свкоупивый нбсныих, 98 др. иже разум земных) вправду (99 в истиноу, 125 др. правьдныи – νδικος, 98 др. праведно) философ именуется (99 бысть именован, 98 мудрец, 211. 213 любомудрец) Максим (99 Максиме). К мудрости высшей любовью ты, преславный Максим, явился вседоблестнейшим подражателем Христа твоего. Акр. σ – οφας. Вм. μενονος СМ и 292 прочие все μενω. Слав: Премудрости безмерным желанием (ρωτι – тип. 99: лоучшая любвью премоудрости, 125 премоудрости. др. премудростию – лоучьшая любовию, др. любовью) Христа твоего (98 др. своего, тип. опуск.) подобных (99 и хоу же, 125 др. сподобных) изряднейший (99 доблии, 125 др. вседолбии, 98 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Липеровский, Ник. Дим., свящ. Моск. Липягов, Серг. Семен., пом. смотр. Вят. дух. уч. Лихачев, Никол. Ник., преп. Волокол. дух. уч. Лучинин, Вас. Петр., лектор М. Д. А. Любимов, Никол. Александр, свящ. Моск. Ленивов, Никол. Александров. Лямина, Елизав. Сем., вдова действ. стат. советн. Лямин, Сергей Ив., пот. поч. гражд. Логинов, Ал-др Никол. Мальярд, Евгений Осип., Моск. куп. Малютина, П. с-вей Т–во Мамонтов, Савва Ник., пот. поч. гр. —26— 297. Мансветов, Иоанн Феодор., свящ. Моск. Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. Марков, Петр Мих., свящ. Моск. Марков, Серг. Мих., свящ. Моск. Мерцалов, Евг. Ал-др., свящ., препод. Олонец. дух. семин. Минервин, Ник. Степ., препод. Моск. дух. уч. Миролюбов, С. Д. Миртов, Мих. Конст., пом. инсп. Моск. Дух. Акад. Михайлов, Ал-др Мих. Михайлов, Макс. Дм., Моск. куп. Михайлова, Над. Мих. Михайлова, М. Д. Михеев, Яков Андреев. Могилевский, Матвей Ив., смотрит. Павловск. дух. учил. Модестов, Ал-др Васил., свящ. Моск. Модестов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск. Муретов, Митроф. Дим., проф. Моск. Дух. Акад. Мышцын, Вас. Никанор., проф. М. Д. А. Мякишев, Ал-др. Федор., пот. поч. гр Мячин, Ник. Иван., свящ. Моск. —27— 320. Назаров, Ал-др. Ал-дров., дворянин Нафанаил, епископ, управляющ. Андроньев. мон. Найденов, Мих. Степ., Моск. куп. Найденов, Пав. Степ., Моск. куп. Невский, Мих. Георг., прот. Моск. Недумов, Ник. Семен., свящ. Моск. Некрасов, Дим. Петр., прот. Моск. Некрасов, Илья Феодор., прот. Моск. Нектаров, Григор., препод. Павловск. дух. училища Неокладнов, Ал-др Борис., Моск. куп. Низовцев, Пав. Иван., препод. Томск. дух. учил. Никитин, Ал-ей Ив. Никитин, Иван Семен. Никольский, Степ. Степ., преп. Оренбург. дух. сем. Новоселов, Серг. Ал-др., пом. см. Волокол. дух. уч. Обидина, Клавд. Ник. Орлов, Ал-др Евф., Архангельской дух. сем., прот. Орлов, Ал-ей Филип. Орлов, Ал-ей Иван., преп. Тамб. дух. сем. Орлов, Ник. Дим., свящ., законоуч. Холмск. Мариинск. епарх. учил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- рассматривающими педагогическую действительность сквозь призму аксиологической (Е.И. Артамонова, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) и культурологической (Е.П. Белозерцев,Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев и др.) концепций; - обосновывающими положение об антропологической детерминированности педагогики (Б.М. Бим-Бад, прот. В. Зеньковский, В.И. Максакова, К.Д. Ушинский и др.) и раскрывающими сущность православной антропологии и психологии, которые изложены в трудах русских религиозных философов (Н.А. Бердяев, прот. С. Булгаков,           И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.), а также современных исследователей (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Ю.М. Зенько, диак. А. Кураев, М.Н. Миронова, прот. Б. Ничипоров, М.А. Остапенко, митр. Амфилохий (Радович), Т.В. Склярова, Т.А. Флоренская, С.А. Чурсанов, Л.Ф. Шеховцова и др.); - выявляющими закономерности духовного становления личности (прот. В. Зеньковский, И.А. Ильин, Т.И. Петракова, Н.И. Пирогов, И.А. Соловцова, В.С. Соловьев, свт. Феофан Затворник, свящ. П. Флоренский, прот. Г. Флоровский, С.Л. Франк, П.Д. Юркевич и др.); - характеризующими различные концепции воспитательного пространства (Н.М. Борытко, С.И. Гессен, Е.А. Леванова, Н.Е. Мажар, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, А.А. Остапенко, В.Д. Путилин, А.И. Савенков, В.А. Ситаров, Н.Л. Селиванова и др.) и выявляющими особенности религиозного (православного) воспитания (В.А. Беляева, прот. В. Зеньковский, прот. Г. Каледа, А.Г. Козлова, архим. Зиновий (Корзинкин), В.М. Меньшиков, Т.В. Склярова, архим. Георгий (Шестун) и др.); - рассматривающими отечественные традиции школы и образования (М.И. Демков, А.Р. Забелин, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Д.С. Лихачев, С.И. Миропольский, А.В. Овчинников, К.П. Победоносцев, К.Д. Ушинский, Н.В. Чехов и др.), социально-культурного служения Русской православной церкви (П.В. Знаменский, П.Н. Зырянов, И.К. Смолич, Н.Е. Шафажинская и др.); - анализирующими инновационные процессы в воспитании и образовании (В.И. Жог, М.М. Левина, Л.С. Подымова, С.Б. Серякова, Ю.В. Сысоев, Е.В. Фомина, Ю.И. Щербаков и др.).

http://bogoslov.ru/article/2533712

Однако Церковь , всегда живущая Духом Святым, и эти новые формы, вошедшие в недра церковной жизни, одухотворяет и облагораживает. Так, икона XIX в. духовно выше и благороднее, чем в XVIII веке. А в XX в. вновь начнется возрождение подлинно иконописного стиля. Названия храмов, в которых есть росписи по теме Песни Песней, в таблице 2 выделены жирным начертанием шрифта. Автор посетил Патриаршие соборы и церковь Троицы в Никитниках в Москве, храмы Ярославля, Романова-Борисоглебска, Костромы, Ростова Великого и Троице-Сергиевой Лавры. Таблица 2. Хронологическая таблица фресковых росписей приволжских мастеров втор. пол. XVII в. – нач. XVIII в. Мастера 1647–1648 Успенский собор Княгинина монастыря (Владимир) Марк Матвеев и др. Издание Библии Иоанна Пискатора (Амстердам) 1652–1653 Яков Казанец, Осип Владимиров, Симон Ушаков, Гавриил Кондратьев, Дмитрий Григорьев 1667–1669 Дмитрий Григорьев и др. 1660–1680-е Дмитрий Григорьев, Гурий Никитин и др. 1660–1680-е Патриаршие соборы (Москва) Гурий Никитин и др. 1660-е Троицкий собор Данилова монастыря (Переславль-Залесский) Гурий Никитин, Сила Савин и др. 1679–1680 Иван и Феодор Карповы, Феодор Игнатьев и др. 20 мая – 30 августа 1684 Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад) Дмитрий Григорьев, Феодор Игнатьев, Феодор Савини др. Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома) Гурий Никитин, Сила Савин и др. 1686–1688 Софийский собор (Вологда) Дмитрий Григорьев и др. 1694–1695 Дмитрий Григорьев, Феодор Игнатьев и др. Собор Феодоровской Божией Матери (Ярославль) Феодор Игнатьев, Феодор Федоров, Гурий Никитин 1715–1716 Гурий Никитин, Сила Савин, Феодор Игнатьев, Феодор Федоров и др. Феодор Игнатьев (?) Успенский собор (Тула) Описание и толкование сюжетов ярославско-костромских фресок по теме Песни Песней Соответственно гравюрам Мартэна де Воса в Библии Пискатора, в ярославско-костромских храмах изображены шесть композиций на тему Песни Песней. Только в Троицком соборе Ипатьевского монастыря (Кострома) почему-то отсутствует одна из композиций (с изображением царя Соломона на престоле). Кроме церкви Илии-пророка в Ярославле, в остальных храмах порядок расположения композиций также соответствует последовательности гравюр в Библии Пискатора. Хотя каждая композиция отражает различные тексты книги, однако в целом они соответствуют последовательности первых шести глав Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

и получило широкое распространение в слав. землях в неск. редакциях. В России особенной популярностью Житие пользовалось в среде старообрядцев. На основании пространной версии Жития свт. Димитрий (Савич (Туптало)) , митр. Ростовский, составил и опубликовал в 3-м т. «Книги житий святых» (К., 1700) свой вариант Жития, во многом авторский, написанный с учетом лат. перевода Жития (ActaSS. 1668. Mart. T. 3; см.: Вилинский С. Г. Житие св. Василия Нового в рус. лит-ре. Од., 1913. Ч. 1. С. 268-269). Текст свт. Димитрия, написанный на церковнослав. языке, не был переведен на рус. язык; существует переработанный в нач. XX в. вариант Жития на рус. языке, включенный под 26 марта в издание «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых» (М., 1903-19112). Эта версия Жития наиболее известна. Существует также перевод на совр. рус. язык фрагмента Жития, «Хождение Феодоры по воздушным мытарствам». Выполнен он по списку XVI в., представляющему пространную редакцию Жития, и помещен в сер. «Библиотека литературы Древней Руси» (СПб., 2003. Т. 8). В греч. вариантах Жития, в слав. и рус. переводах количество М., их названия и порядок следования различаются в большей или меньшей степени. Вероятно, к первоначальным ближе всего следующие последовательность и состав грехов, обличаемых на М.: клевета и злословие, брань и поношение, зависть, ложь, гнев и ярость, высокомерие, пустословие, лихва и лесть, тщеславие, сребролюбие, пьянство, злопамятство, колдовство, чревоугодие, идолослужение, мужеложство и деторастление, прелюбодеяние, убийство, воровство, блуд, немилосердие и жестокость. Текст Жития прп. Василия Нового входит в комплекс апокалиптической литературы, созданной в Византии во 2-й пол. X - нач. XI в. на волне усилившихся эсхатологических ожиданий, к которому относятся также Житие прп. Андрея Юродивого (BHG, 115), Видение монаха Космы (BHG, 2084), Житие Нифонта Констанцского (BHG, 1371z), Видение монахини Анастасии (BHG, 1870) ( Пентковская Т.

http://pravenc.ru/text/2564534.html

Клосс Борис Михайлович Скачать epub pdf Содержание Введение Часть I. Значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский Глава 3. Русская Фиваида Глава 4. Троицкий монастырь при преемниках Сергия Часть II. Троицкая литературная школа Глава 1. Епифаний Премудрый Глава 2. Пахомий Логофет Глава 3. Сергий Новгородский Глава 4. Митрополит Симон Чиж Глава 5. Митрофан Коломенский Глава 6. Адриан Ангелов Глава 7. Авраамий Палицын Глава 8. Симон Азарьин Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418–1419 гг. Глава 3. Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 6. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 7. Проложная редакция Глава 8. Редакция с записью чудес 1449 года Глава 9. Пятая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 10. Пространная редакция Жития Сергия Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Глава 12. Житие Никона Радонежского Глава 13. Житие Сергия в составе Троицкой летописи Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI-XVII вв. Часть IV. Тексты I. Похвальное слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году II. Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 г. Епифанием Премудрым III. Первая Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского IV. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского V. Рассказы о чудесах 1448–1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции VI. Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина     Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым , Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преобладание Востока в ранней византийской агиографии подтверждает и перечень житий V века. К этому столетию относятся: сирийские жития препп. Симеона Столпника, Андроника и Афанасии, Пелагии Антиохийской, палестинские жития препп. Порфирия Газского, Евфимия В., Герасима Иорданского, Анины и мучч. синаитов, египетские жития препп. Паисия, Пимена, Арсения, Виссариона, Евфросинии, Аполлинарии, Евпраксии Фиваидской и Феодоры Александрийской, малоазийские жития препп. Ипатия Руфинианского, Авксентия, Вендиамина и Акакия Мелитинского , далее, жития западных благочестивых аристократок препп. Мелании и Евсевии, константинопольская легенда о Феодуле Столпнике и константинопольские жития: патриархов Иоанна Златоуста и Анатолия, препп. Даниила Столпника, Исаакия, Далмата, Александра и Маркела Акимитов, Маркиана эконома, Олимпиады диакониссы, Матроны Пергской, Домники, Иоанна Кущника и Дия. Данный перечень не только указывает на преобладающее значение в византийской религиозности V в. Палестины и Египта, но также выясняет и значительную роль самой столицы, как нового центра благочестия. Основываются знаменитые константинопольские монастыри: восточные подвижники (Даниил, Дий, Матрона, Александр, Исаакий и Далмат) переселяются в Константинополь. Всё предвещает и грядущую славу «царственного града», как средоточия византийских святынь, и знаменательное передвижение центра тяжести культуры из восточных областей империи на берега Босфора, и централизацию византинизма в его столице. К IV столетию относятся: константинопольские жития патриархов Мины, Евтихия и Иоанна Постника , препп. Симпсона Ксенодоха, Вара, Патапия и Феодора Хорского; константинопольские легенды о препп. Ксенофонте и Марии, Евлогии Камнетёсе и Анастасии Патрикии, солунское житие преп. Давида, малоазийские жития препп. Феодора Сикеота, Авраамия Кратейского и муч. Голиндухи, легенды о Марии-Марине и Феофиле экономе; сирийские жития препп. Симеона Столпника Дивногорца, его матери Марфы и Симеона Юродивого из Эмесы, легенда об Авраамии и Марии; палестинские жития препп. Саввы Освященного, Феодосия В., Феогния Витилийского, Иоанна Молчальника, Кириака, Иакова Постника и Досифея, александрийское собрание чудес мучч. Кира и Иоанна и аскетическая легенда о Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1871. С. 120, 247-248). Клосс, разделяя мнение Ключевского, ссылается на данные рукописной традиции Жития - датировки старших списков редакций ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 235, 239). При этом Зубов сузил датировку Краткой редакции, предложенную Ключевским, до 1449-1459 гг. или даже до 1453-1459 гг. в связи с отсутствием в тексте упоминаний о кн. Юрии Звенигородском ( Зубов. 1953. С. 155. Примеч. 3). Альтернативное мнение принадлежит Яблонскому, который считал вслед за Некрасовым первичной Пространную редакцию, о чем свидетельствуют выражение в предисловии «да никтоже вас зазритъ ми безъвременьству слова» и характеристика Краткой редакции как «сведенной вкратце» в заголовке. При этом обе редакции, по его мнению, были написаны в 1440-1459 гг. П. Л. (что, в частности, подтверждается указанием в предисловии Пространной редакции на тождество ее автора с составителем Жития прп. Сергия, ссылкой на Житие прп. Сергия в Краткой редакции, стилистической близостью обеих редакций и сочинений П. Л.) ( Яблонский. 1908. С. 67-74). Мнение Яблонского об атрибуции Пространной редакции также нашло поддержку в науке (см.: Творогов О. В. О «Своде древнерус. житий»//Русская агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. Т. 1. С. 42. 118; Кузьмин А. В. Никон, прп., игум. Троице-Сергиева мон-ря//ПЭ. Т. 50. С. 716). Тихонравов выделил вариант Краткой редакции со стилистическими изменениями и с особым началом, где упоминалось, что при создании Жития автор опирался на рассказы ученика прп. Никона мон. Игнатия (РГБ. Ф. 299. 705. Л. 287-299 об., 60-е гг. XVI в.); этот вариант исследователь считал первичным, а Краткую редакцию - его стилистической переработкой ( Тихонравов. 1892. Отд. II. С. 176). Клосс выделил этот вариант текста Жития в Особую редакцию и выявил ее старший список, который является автографом П. Л. (РГБ. Ф. 304/I. 763. Л. 407-414 об., 50-е гг. XV в.). При этом, по его мнению, Особая редакция представляет собой стилистическую переработку Краткой редакции, выполненную самим писателем; Краткая редакция была написана П. Л. ок. сер. 40-х гг. XV в., Особая - в 50-х гг. XV в. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 177, 235-239). Мнение Клосса получило дополнительную аргументацию. Н. В. Пак обнаружила неизвестный ранее лит. источник Жития - Похвальное слово патриарху Евфимию Тырновскому, составленное Григорием Цамблаком ( Пак Н. В. О неизвестном источнике Жития Никона Радонежского (в печати)). Сопоставительный анализ этого сочинения с редакциями Жития прп. Никона показал, что первичной является Краткая редакция, Особая редакция была ее переработкой, выполненной П. Л. (можно говорить о Первой и Второй Пахомиевских редакциях Жития прп. Никона), Пространную составил неизвестный книжник на основе Краткой в сер. XVI в. Краткая редакция Жития послужила источником игум. Иродиону (Кочневу) при создании Жития прп. Александра Свирского ( Пак Н. В. 2017).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Кроме нескольких благочестивых легенд и житий, кроме некоторых собраний чудес, составлявшихся целыми веками (таковы жития Кипрских святых, написанные Неофитом, жития препп. Нифонта, Афанасия Адрамиттийского, Павла и Иоанна пресвитеров, Модеста, еп. Иерусалимского и Марии Антиохийской; собрание чудес мучч. Косьмы и Дамиана; легенды об обретениях главы Иоанна Предтечи, о Кресте Господнем и о чудесах икон Спасителя и Богородицы), содержание, а стало быть, и возникновение остальных агиографических памятников легко укладывается в определённые хронологические пределы. Так, к IV веку, кроме мученичеств Юлианова гонения, относятся жития святителей: Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского , Мирона Критского и Маркелла Апамейского, житие константинопольского патриарха Павла, жития-панегерики, произнесённые Григорием Богословом , Григорием Нисским и Иоанном Златоустом , малоазийские жития препп. Ипатия Гангрского, Фоки Синопского, Парфения Лампсакского, Николая Мирликийского, Агапита Синадского, Евсевии Евхаитской и Маруфы Софанинского, жития херсонских епп. Василия и Капитона; сирийско-кипрские жития препп. Ефрема Сирина , Епифания Кипрского , Спиридона Тримифунтского и Тихона Амафунтского, палестинско-синайские жития препп. Илариона В., Харитона, Мартиниана, Малха и монахов-синаитов; египетские жития препп. Антония, Пахомия, Онуфрия, Макария, Павла Фивейского, Марка Афинского и Синклитикии Александрийской, наконец, египетская легенда о Таисии и александрийские чудеса муч. Мины. Просматривая этот перечень, убеждаемся в сильном преобладании в религиозной жизни IV века Сирии и Египта, давших наибольшее число житий. Это преобладание названных областей в агиографии не только иллюстрирует большую интенсивность религиозного чувства на пылком и фанатичном Востоке в сравнении с европейскими частями ранневизантийского мира, где ещё господствовала старая эллинская вера, но отмечает и решающее влияние восточных элементов религиозного настроения – отшельничества и аскетизма, на дальнейший характер всей византийской религиозности и агиографии. Эта последняя за всё время своего существования, почти не выходит за пределы описания монастырского подвига. Почти все её герои, как и в IV веке, принадлежат к монашескому кругу. Исключение составляют лишь жития столичных патриархов и таких чрезвычайно редких святых из числа мирян, какими являются Филарет Милостивый, Мария Новая, царицы Феодора и Феофано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010