Нек-рые выводы Н. отвергнуты совр. наукой: напр., в атрибуции им редакций Жития Никодима Кожеозерского (см.: Соколова. 1992. С. 375), в определении взаимоотношений между Житием Диодора Юрьегорского и циклом повестей о соловецких пустынножителях (см.: Панченко. 2014. С. 555) и т. д. В работе «Прп. Александр Свирский и его ученики-подвижники» Н. включил нек-рых святых в число «учеников» Александра Свирского без должных на то оснований (см.: Karvonen. 2013). В целом он с доверием относился к сообщаемым в агиографических сочинениях историческим сведениям, пытался примирить содержащиеся в Житиях противоречия и анахронизмы, критиковал И. А. Яхонтова (автора кн. «Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник» (Каз., 1881)), установившего компилятивный характер ряда северорус. Житий, за скептическое отношение к ним как к историческим источникам. Осознавая ценность для агиологии «местно-исторического материала», Н. призывал сельских пастырей собирать и публиковать сведения о святых своего края, предания о них и новейшие чудеса. В петрозаводский период (1909-1910) в своих сочинениях (о Науме Соловецком, об истории Афанасиевой Сяндемской (Сяндебской) пуст. и др.) Н. большое внимание уделял судьбе правосл. карелов, выступал против их «финнизации». В 1906-1912 гг. в изд-ве афонского Русского Пантелеимонова мон-ря был опубликован многотомный труд Н. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков с портретами» (12 томов и один дополнительный). Построенный по календарному принципу, по типу Четьих-Миней, этот труд собрал сведения о десятках подвижников синодального периода. Своеобразным дополнением к «Жизнеописаниям…» стал изданный в том же Пантелеимоновом мон-ре сборник изречений подвижников благочестия XVIII-XIX вв. (Старческие советы. 1913). В течение 11 лет (1906-1916) Н. собирал сведения о св. Иоасафе Белгородском, о его жизни и истории канонизации. Результатом этой работы стал последний крупный печатный труд Н.- «Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причисление к лику святых Православной Русской Церкви (по документальным данным)». Н. является также автором акафистов святым Иоанну Златоусту, Александру Ошевенскому, Никодиму Кожеозерскому, Трифону Печенгскому, Иову Ущельскому, Евфросинии Полоцкой.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

2 янв. 1872 г. иером. Феодорит был возведен в сан архимандрита, признан К-польским Патриархом Анфимом архимандритом Патриаршего Престола и награжден Патриаршим крестом. В мае 1874 г. Муравьёв, прибывший на празднование 25-летия А. а. с., передал ктиторство над скитом рус. послу в Османской империи гр. Н. П. Игнатьеву. Рус. правительство и Святейший Синод рассматривали А. а. с. наряду с др. рус. афонскими мон-рями как один из важнейших форпостов распространения рус. влияния на правосл. Востоке и оказывали ему щедрую материальную и политическую поддержку. Заботами гр. Игнатьева в Сан-Стефанский договор с Турцией (20 февр. 1878) была внесена статья (XXII), согласно к-рой А. а. с. приравнивался к мон-рю, однако на Берлинском конгрессе 1878 г. она была отвергнута из-за антирус. настроений в греч. прессе и по настоянию англ. дипломатии (62-я ст. Берлинского трактата). В связи с этим в 1879 г. к рус. консулу М. А. Хитрово обратились монахи А. а. с. Варнава, Виталий и Филимон с просьбой защитить рус. монашество на Афоне. В февр. 1879 г. Ватопедским мон-рем и А. а. с. был составлен 2-й акт, дополнявший акт 1849 г., по к-рому скит признавался рус. Свято-Андреевским общежительным скитом, получил право иметь печать с этим названием и увеличить состав братии до 150 чел. и более, если позволят средства. Был утвержден собор из 4 старцев, избиравшихся ежегодно для помощи настоятелю в заведовании хозяйством. В 1879 г. вне скита, на сев. стороне, были построены 2- и 3-этажный корпуса, в к-рых разместились кузницы, слесарни, жили работавшие там иноки. В 1882 г. с вост. стороны А. а. с., близ кладбища, была воздвигнута 2-этажная церковь (верхняя - во имя свт. Николая Чудотворца, нижняя - во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и 2-этажный корпус для иноков, избравших подвиг уединения. В следующем году в скиту были закончены работы по расширению братской трапезной и строительству ц. во имя Св. Троицы (Авраамова странноприимства под дубом Мамврийским), начатые в 1873 г. В 1884 г. сооружен 3-этажный корпус по сев.-вост. фасаду А. а. с., в к-ром разместились столярни, токарни, кладовые и кельи. В 1887 г. на зап. стороне А. а. с. был построен 3-этажный корпус с ц. во имя Успения Пресв. Богородицы (богослужения с 15 авг. 1889), с кельями молчальника схим. Андрея и кладовыми. С 1 янв. 1887 г. А. а. с. издавал ж. «Наставления и утешение св. веры христианской»; скит выпускал также «Афонские листки», «Стенные листки», службы различным святым, акафисты, отдельные жития святых.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Всего в скиту было построено 13 храмов, где хранились многочисленные святыни: несколько частиц Животворящего Древа Креста Господня, две частицы от главы и частица от локтя правой руки апостола Андрея, частицы мощей св. архидиакона Стефана, апостолов Филиппа, Варнавы и др., икона Божией Матери «Милующая» (X–XI вв.). К началу XX в. обитель насчитывала более 500 иноков. Скит имел больницу и многочисленные мастерские – иконописные, столярные, слесарные, портняжные, фотографические, издавал журнал «Наставления и утешения святой веры христианской», выходивший в Одессе с 1887 г., «Афонские листки», «Стенные листки», службы различным святым, акафисты, жития святых. После 1917 г. скит начал приходить в упадок, из него вывозилось все, что поддавалось перемещению: иконы в серебряных и золотых окладах, священнические ризы, шитье, богослужебные книги, даже колокола. В 1971 г. скончался последний русский насельник, и скит перешел в полное ведение греческого Ватопедского монастыря. К началу 1980 г. все здания скита, за исключением Андреевского собора, находились в полуразрушенном состоянии. С 1992 г. по решению Ватопеда в скиту проживают греческие монахи (в 2000 г. их было четверо), действуют культурно-исторический центр и оснащенная современной техникой реставрационная мастерская, где в летнее время проходят стажировку юноши из стран Европы и США. Московской Патриархией неоднократно поднимался вопрос о передаче Андреевского скита Пантелеимонову монастырю. Андрея Первозванного собор Восьмикупольный собор в честь апостола Андрея Первозванного с двумя приделами: правым – во имя св. блгв. кн. Александра Невского, и левым – во имя св. равноап. Марии Магдалины был построен в 1881–1899 гг. по проекту петербургского архитектора М.А. Щурупова. 16 июня 1900 г. состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Вселенский патриарх Иоаким III, пребывавший в то время на покое на Святой Горе, совместно с епископом Волоколамским Арсением (Стадницким) , ректором МДА, возглавлявшим группу паломников из МДА и Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Помимо икон свт. Николая от XIV в. дошли новгородский образ «Чудо вмч. Георгия о змие, с житием вмч. Георгия» (1-я пол. XIV в., ГРМ), иконы «Святые Борис и Глеб, с житием» из ц. Бориса и Глеба в Запрудах в Коломне (2-я пол. XIV в., ГТГ), «Арх. Михаил, в деяниях» из Архангельского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). При тесных связях древнерус. искусства с визант. миром рус. мастера имели собственный опыт и предпочтения в области житийной иконографии, напр. помещали в среднике Ж. и. изображение вмч. Георгия, попирающего змея. Исследователи отмечали, что нек-рые сцены из Жития вмч. Георгия встречаются только в рус. памятниках (см.: Барская Н. А., Сергеев В. Н. Живопись XVI-XVIII вв. из верховьев реки Мсты в собрании ЦМиАР//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 275-292). В XV в. продолжали развиваться житийные циклы свт. Николая, о чем свидетельствуют иконы из Тихвинского мон-ря (нач. XV в., ГРМ), из посада Б. Соли (нач. XV в., ГРМ), из Георгиевской ц. Теребужского погоста близ Ст. Ладоги (1-я пол. XV в., ГРМ), из собрания К. В. Воронина (ок. сер. XV в.), из Андреевской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), из Введенского собора в Сольвычегодске (2-я пол. XV в., АМИИ), из Покровского мон-ря в Суздале (1-я пол. XV в. и нач. XV в.- обе во ВГИАХМЗ). Каждая из икон имеет свою программу, отличающуюся составом сюжетов. Примеры Ж. и. др. святых в искусстве XV в. единичны: «Святые бессребреники Косма и Дамиан, с житием» из Космодамиановской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (2-я пол. XV в., Нижегородский гос. художественный музей). Особо следует отметить новгородское произведение «Евангельские сцены» («Земная жизнь Иисуса Христа») из ц. Бориса и Глеба в Плотниках (1-я пол. XV в., НГОМЗ). На иконе нет средника. 25 клейм, начиная с Крещения Господня и заканчивая Вознесением, расположены в 5 регистрах. Это единственный известный сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. Из новгородских памятников XV в. аналогична по композиционному решению икона «Акафист Богоматери», от 3 створок которой сохранилось только 2 (ГММК; частное собрание, Москва).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Поминается Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где Николай Чудотворец, будучи епископом Мир Ликийских, по преданию, устав от богословских прений, возмущённый еретическими речами пресвитера Арии, посрамил еретика словом, но коль тот не внял, то в сердцах и заушил. «Инок Студийского монастыря Иоанн повествует о святителе Николае, что одушевлённый, подобно пророку Илие, ревностью по Боге, он посрамил сего еретика Ария на соборе не только словом, но и делом, ударив в ланиту. Отцы собора вознегодовали на святителя и за его дерзкое деяние постановили лишить его архиерейского сана» ( Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. М.: «Ковчег», 2010 ). О противлении Николая Чудотворца еретикам Арии и Савелию в Акафисте святителю: « Вития суемудренныя нечестивых видим тобою посрамленныя, богомудре отче Николае: Ария бо хульника, разделяюща Божество, и Савелия, смешающа Святую Троицу, препрел, нас же во Православии укрепил еси». Святитель Геннадий Новгородский, в православной ревности уподобляясь святителю Николаю Чудотворцу, бранился с «жидовствующими», что, яко Ария и Савелий, порочили Святую Троицу. И преподобный Иосиф Волоцкий воинственно оберегал чистоту православного христианства, посрамляя еретическую скверну: «…Поскольку теперь новоявленные новгородские еретики – протопоп Алексей, поп Денис, Федор Курицын и многие другие, рассуждающие подобным образом, сотворили много зла, которого ни высказать устами, ни описать словом, ни объять умом, такую хулу изрекли они на Святую Животворящую Троицу, на Пречистую Богородицу, на великого Иоанна Предтечу и на все святыни, и столько осквернений нанесли они святым Божиим церквам, Честному и Животворящему Кресту, всечестным иконам. (…) [Схария] изучен всякому злодейства изобретению, чародейству и чернокнижию, звездозаконию же и астрологы… (…) Алексей и Дионисий до того возревновали о жидовской вере, что с ними всегда пили и ели, и от них научились жидовству, и не только сами учились, но научили жидовству своих жён и детей. Хотели даже обрезаться в жидовскую веру, но жиды им не велели, говоря: если узнают о вас христиане и вздумают освидетельствовать, то будете обличены, а держите жидовства тайно, явно же христианство. Алексию переменили имя, назвали его Авраамом, а жену его назвали Саррою». (…) Таким образом, князья и военачальники, частные лица – мужчины и женщины – и каждый православный, осуждая вместе с архиереями и священниками еретиков, составили Божественные правила, наставляемые Живым и Животворящим Духом. К тому же и гражданские законы прибавили они к Божественным правилам, по которым еретиков не только осуждают, но подвергают проклятиям и жестоким казням…» (Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого. Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д.С. Лихачева и др. Т. 9: Конец XV-nepbaя половина XVI века . СПб .: Наука, 2006).

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/10/...

Согласно 1-й редакции Жития, И. К. род. в г. Диррахий (ныне Дуррес, Албания). Его отец рано умер, воспитывала И. К. мать, к-рая была славянкой (возможно, болгаркой). Мальчик обладал красивым голосом, и его послали в имп. училище в К-поле обучаться муз. искусству. Поскольку И. К. плохо знал греч. язык, воспитанники дали ему прозвище Кукузель, к-рое, по мнению агиографа, происходит от слов κουκι (бобы) и зелия (зелень). И. К. достиг успехов в пении и был приближен к императору, к-рый предложил ему выбрать достойную супругу. С разрешения императора он посетил Диррахий. Навестив мать после долгого отсутствия, он услышал ее причитание: «Мое мило дите, где ми си?» (слав. фраза записана в Житии греч. буквами). После пира, устроенного императором в честь его возвращения, И. К. составил полиелей на мелодию этого причитания, получивший название «болгарский». Однако придворные почести тяготили святого, и он решил удалиться в мон-рь. Воспользовавшись прибытием в К-поль игумена Великой Лавры, он переоделся в рубище и последовал за свитой игумена на Афон. Не зная о том, что И. К.- известный певчий, игумен постриг его в монахи и поручил пасти коз. Обеспокоенный исчезновением И. К. император вел безуспешные поиски. Однажды пение святого услышал отшельник, к-рый узнал его и сообщил об этом игумену. Удостоверившись, что И. К. действительно скрылся в мон-ре, игумен отправился к императору и попросил передать под его защиту неизвестного человека, намекая на то, что речь идет о некоем преступнике. Удивленный император согласился, и тогда игумен сообщил, что имел в виду И. К. Обрадовавшись, император посетил святого в Великой Лавре, однако, не желая нарушить данное им слово, разрешил ему остаться в мон-ре. После этого И. К. построил близ обители келью с ц. св. Архангелов, однако ежедневно посещал мон-рь и пел там за богослужением. Однажды после всенощного бдения в субботу Акафиста святой уснул и ему явилась Пресв. Богородица, Которая обещала И. К. покровительство и вручила ему золотую монету. Пробудившись, он обнаружил у себя в руке монету и поместил ее в церкви, где впосл. от нее происходили чудеса. От постоянного участия в длительных службах у И. К. начала гноиться рана на ноге, однако Богородица исцелила его. Предвидя кончину, святой завещал похоронить себя в ц. св. Архангелов. В конце повествования И. К. назван «великим маистором и мелургом», «вторым Иоанном Дамаскином», агиограф подчеркивает покровительство, к-рое оказывала ему Богоматерь. Житие завершается риторическим эпилогом с рассуждениями о пользе почитания И. К. и др. святых.

http://pravenc.ru/text/471332.html

Программу издания определил на первой странице 1 редактор архим. Мефодий: «Журнал не будет повествовать о текущей церковной жизни, не будет и отражать современную богословскую мысль. Его задача просто приоткрыть для читателя вечную сокровищницу православной веры и Православной Церкви». В журнале регулярно печатались толкования Свящ. Писания, главы и фрагменты из творений св. отцов (свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , свт. Ефрема Сирина , свт. Григория Нисского, прп. Иоанна Дамаскина , прп. Максима Исповедника и мн. др., в т. ч. авторов «Добротолюбия», др. аскетических сборников и патериков) и рус. духовных писателей (прп. Нила Сорского , митр. Ростовского свт. Димитрия (Туптало) , свт. Тихона Задонского , свт. Игнатия (Брянчанинова) , свт. Феофана (Говорова) , прав. Иоанна Кронштадтского , оптинских и афонских старцев и др.), поучения и статьи митр. св. Иннокентия (Вениаминова) , митр. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Димитрия (Самбикина) , еп. Иоанна (Соколова) и др., богослужебные тексты (молитвы, акафисты, в 1967-1970 каноны праздникам в рус. переводе Е. Ловягина), объяснения богослужений и обрядов (А. Н. Муравьёва , М. Н. Скабаллановича , прот. Сергия Четверикова , Б. И. Сове ), жития святых (в т. ч. греч. новомучеников), жизнеописания подвижников благочестия, апологетические статьи и заметки. Мн. публикации в журнале являются перепечатками или выборками из дореволюционных книг, журналов или более ранних зарубежных периодических изданий (напр., «Сергиевских листков»), исключение представляют, напр., биографические и житийные материалы: В. Гаджимукова о св. Женевьеве (1955. 11), архим. Авраамия (Терешкевича?) об архиеп. Японском равноап. Николае (Касаткине) (1956. 7/8) и архим. Андронике (Елпидинском) (1959. 11), архим. Киприана (Керна) «Памяти архим. Антонина (Капустина)» (1955. 7/8), М. Н. Дьяченко о прп. Ниле Сорском (1956. 11, 12), Н. И. Кульман об архиеп. Сергии (Королёве) (1960. 12), И. Е. «Отец Сергий Четвериков» (1972. 12). Среди публикаций журнала - «Письмо о молитве» митр. Антония (Храповицкого) (1962. 6/7), статьи прот. А. П. Князева «Христос Спаситель» (1958. 12) и еп. Мефодия (Кульмана) «Из сокровища духовного Царской Семьи» (1956. 6; 1968. 7/8), описания пребывания рус. паломнических групп из Франции в Св. земле.

http://pravenc.ru/text/158322.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ МИКРАЯННАНИТ [греч. Γερσιμος Μικραϒιανναντης] (Грекас Анастасий Иоанну; 5.09.1904, с. Дровиани, Эпир, Греция - 24.11.1991), мон. Малого скита св. Анны на Афоне, выдающийся гимнограф, оставивший обширное поэтическое наследие. Род. в благочестивой семье Иоанна и Афины Грекасов, получил начальное образование в родном селе, в школе, основанной св. Космой Этолийским . Затем учился в гимназии в Афинах и одновременно посещал храм при духовной школе имени братьев Ризари, в к-ром служил свт. Нектарий Эгинский , еп. Пентапольский († 1920). С ранних лет имея призвание к монашеской жизни, в 1924 г. Анастасий тайно от родных удалился на Св. Гору. Там он поселился в каливе св. Иоанна Предтечи, относившейся к Малому скиту св. Анны, почему и стал называться Микраяннанитом. В каливе он поступил в послушание к иером. Мелетию Иоаннидису, происходившему из М. Азии. В первые годы жизни на Афоне Анастасий познакомился со мн. святогорскими подвижниками, явившими новоначальному послушнику пример для его последующей духовной жизни. Пройдя необходимый искус, он принял монашеский постриг с именем Герасим. Г. М. сочинял синаксарные жития, гомилии и церковные песнопения, занимался составлением и подготовкой к изданию каталога рукописей кириакона (соборного храма) скита св. Анны (ΕΕΒΣ. Τ. 29. Σ. 187-192; Τ. 30. Σ. 453-560). Он является автором более 2 тыс. песнопений: служб, молебных канонов, акафистов, кондаков, тропарей, величаний в честь святых. Все его сочинения хранятся в б-ке Малого скита св. Анны и составляют 50 рукописных кодексов по 800 страниц каждый. Нек-рые службы, сочиненные Г. М., вошли в состав печатных Миней (Покрова Пресв. Богородицы, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского, и др.), Часословов, гимнографических книг и сборников и используются в совр. богослужебной практике греч. церквей. С именем Г. М. связано возрождение такого жанра церковной поэзии, как акафист . Составленные им акафисты разным святым могут исполняться в монастырской практике в день памяти полиелейного святого, на повечерии, вместо традиц. Акафиста Пресв. Богородице. Г. М. автор «Энциклопедии религии и этики» (ΘΗΕ) по тематике, связанной с афонскими святыми и мон-рями.

http://pravenc.ru/text/164619.html

Церковь Рождества Христова (Арбанаси) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Христова (болг. Църква «Рождество Христово») — православная церковь в селе Арбанаси, построенная в честь праздника Рождества Христова. Ныне функционирует как платный музей. Содержание История [ править править код ] Постройка церкви относится к концу XVI века — согласно ктиторской надписи её росписи были завершены в 1596 году. Церковь построена из камня, однонефная, одноапсидная, имеет полуцилиндрический свод, крыша покрыта черепицей. Всё это делает здание внешне похожим на жилую постройку. Предполагается, что в XVII веке храм был резиденцией Тырновского митрополита. Церковь несколько раз перестраивалась, к концу XVII века с запада были пристроены притвор (использовался как «женское отделение» храма), а в южной части придел во имя Иоанна Крестителя и галерея, арки которой позднее были заложены кирпичом. Фрески [ править править код ] Фреска «Древо Иессево» (1649) Первоначальная стенопись конца XVI века сохранилась фрагментарно (фреска «Страшный Суд» на восточной стене притвора, ктиторская надпись, образы двух святых воинов в наосе). Стенопись церкви неоднократно дополнялась и обновлялась, в 1681 году был заново расписан наос. Ещё в 1632 году фресками был украшен придел Иоанна Предтечи (изображены сцены из его жития), в 1638 году — притвор. Среди наиболее впечатляющих фресок притвора — «Древо Иессеево», в нижнем ярусе которой изображён уникальный ряд античных мудрецов, включая Гомера, Пифагора, Платона, Аристотеля, Плутарха и др., изображённых в виде святых с нимбами. Динамику античному ряду придаёт изображение святых в виде пар полемизирующих друг с другом учёных. Там же находится цикл сюжетов из акафиста Богородицы. Между 1643 и 1649 годами была расписана галерея, где изображены события священной истории от Сотворения мира до эпохи Вселенских соборов). Надписи на фресках выполнены на греческом языке. Стенопись церкви является одним из самых богатых образцов поствизантийского искусства на Балканах. Наиболее известна фреска «Колесо жизни» (закончена в 1649 году), расположенная на восточной стене галереи. Призванная отобразить тщету человеческой жизни, она содержит 8 изображений мужчины, ползущего по внешней поверхности колеса, в возрасте от отрочества до старости. Престольные праздники [ править править код ] Рождество Христово - 7 января Контакты [ править править код ] Адрес: Улица " Рождество Христово " 2, 5029 село Арбанаси, област Велико Търново, България Электронная почта: info@arbanasinativitychurch.com Паломнику [ править править код ] Богослужения в храме не проводятся, храм функционирует как платный музей. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иоанн Дамаскин. Гравюра В. Вощанки. 1702 г. (РГБ) белорус. типографы и граверы сер. XVII - 1-й трети XVIII в. Максим Ярмолинич (50-е гг. XVII в., Могилёв - 1708, ?), гравер по меди, издатель, один из основателей могилёвской Богоявленской братской типографии. Учился в Виленской иезуитской академии, бакалавр философии и свободных искусств (с 1672), магистр (с 1673). Сначала работал в типографии в Слуцке (выполнил гравюры для кн. «Монархия турецкая». Слуцк, 1678), затем с 80-х гг.- в Могилёве. Арендовал могилёвскую Богоявленскую братскую типографию (была открыта в посл. четв. XVII в.), где выполнил ок. 30 подписных и 10 неподписных иллюстраций для книг: «Акафисты и каноны» (1693, 1726), «Акафисты» (1728). Одним из первых в белорус. кириллическом книгопечатании использовал технику резцовой гравюры на меди. Мн. гравюры, созданные под влиянием западноевроп. художественных традиций, отличаются мастерством рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен. Василий Максимович сын Максима Ярмолинича, гравер по дереву. С 1694 по 1730 г. работал в могилёвской Богоявленской братской типографии, где выполнил ок. 10 подписных и 10 неподписных гравюр для изданий братства. Автор титульных листов книг: «Диоптра» (1698), «Небо новое» архим. Иоанникия (Галятовского) (1699); «Перло многоценное» К. Ставровецкого (1699); «Жития святых» свт. Димитрия (Туптало) , митр. Ростовского (1702); гравюр «Св. Иоанн Дамаскин», «Рождество Христово» и др. для «Осмогласника» (1702). Гравировал доски для антиминсов (1694, 1708, 1723). Его ксилографии отличаются выразительностью контурного рисунка, композиционным мастерством, близостью к традициям народного искусства. Лит.: Жудро Ф. А. История Могилевского Богоявленского братства//Могилевские ЕВ. 1889-1890 (отд. отт.: Могилев, 1890. С. 100-104); Ровинский. Словарь граверов. Т. 1. С. 122-124; Шчakaцixih М. Baciль Вашчанка - гравер кан. XVII - нач. XVIII ст. Mihck, 1925; В. Ф. Беларус. khiжhaя гравюра XVII-XVIII ст. Mihck, 1984. С. 159-170. Е. Н. Пикулик Рубрики: Ключевые слова: НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/155398.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010