Должны выделить в особую группу напечатанные труды (где встречается имя Нила) тех авторов, которые сами уже принадлежат истории. Таковыми являются: Полемическия сочинения инока князя Вассиана Патрикеева (Прав.Соб. 1863 г. Сентябрь – Октябрь), где Вассиан в прениях с Иосифом Волоколамским опровергает мнение последнего о неправильном исправлении Нилом жития святых. Иннокентий (Охлебинин, ученик Нила), «Завет инока Иннокентия», с ссылками на писания Сорского. Напечатаны отрывки из него в «Описании Слав, и Рус.рукописн. сборн. Имп.Публ. Б-и» А.Ф.Бычковым, стр.97, ч.1, С.-ПБ. 1882 г., и у Архангельского « Нил Сорский и Вассиан Патрикеев». Паисий Величковский , «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковскаго. Москва, 1847 г.», где он говорит об Уставе Сорского и предлагает провести его у себя в Румынии 4 . Василий Поляномерлуйский, сопостник Паисия, который, как мы предполагаем, писал надсловие на Уставы Сорского, приписыаемое Иннокентию 5 . Данные для биографии Нила напечатаны: в указанной уже работе Архангельского « Нил Сорский и Вассиан Патрикеев», стр.1 и след. Горский, «Отношение иноков Кирилло-Белозерскаго и Иосифово-Волоколамскаго монастырей в 16 в. «Письмо о нелюбках» (Приб.к Твор.свв. отцев, 10, 1851), «Письмо» снабжено замечаниями издателя, дающего в них очень любопытные и важные сведения. Н. К.Никольский . «Описание р-ей Кир. – Бел. м-ря, составленное в конце 15 в. С.-ПБ. 1898 г.» (Изд.И.О.Л.Др.2. имеется указание на происхождение Нила из семьи Майковых; это известие подтверждается письмом о нелюбках. Некоторые сведения из биографии Нила имеются в рукописи музея Щукина 17 в., которые печатаем ниже. «Великий старец Нил Сорский » (Русск.Филол.Вестн., т.64 1910 г. стр.5), где на основании рукописного материала указано: «начальник скитскаго жития в велицей России» 6 ). Среди сырого материала имеется значительное количество рукописей, большей частью поздних, заключающих в себе биографию (общего характера), тропарь, акафист, надсловие и т. под. творения, связанные с личностью Нила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

В 1570 г. опричные войска царя Иоанна IV Грозного подвергли город разгрому, после к-рого в московские и подмосковные храмы и мон-ри (Троице-Сергиев, Александрову слободу) было вывезено большое количество новгородских икон, рукописей и предметов храмового убранства. Для царя в Софийском соборе было обустроено особое царское место (1570) по образцу московского Успенского собора. Растворению местных традиций в русле общерус. искусства способствовала работа с 70-80-х гг. XVI в. новгородских мастеров в московских скрипториях и иконописных мастерских, напр., над иллюстрированием Лицевого летописного свода и Житий святых. В иконописи и книжном искусстве XVII в. продолжал развиваться декоративный стиль с его приемами миниатюрного письма и типичной техникой мелкого мазка, вниманием к деталям, использованием дорогих красочных пигментов и листового золочения. В содержании икон продолжало преобладать повествовательное начало, к-рое определило возникновение произведений житийного и исторического характера. Так, основой иконы «Видение пономаря Тарасия» (кон. XVI - нач. XVII в., НГОМЗ) стал один из эпизодов Жития прп. Варлаама Хутынского. Появилась традиция обрамления древних образов новыми рамами с клеймами. На рубеже XVII и XVIII вв. вновь возросло значение местных новгородских святынь, возникли многочисленные новые иконографические сюжеты и живописные приемы. В Новгород приглашали мастеров из Москвы, Костромы и Ярославля не только для создания станковых произведений, но и для проведения монументальных работ. Наиболее ярким свидетельством стала роспись Знаменского собора 1702 г. московскими и костромскими художниками. Программа росписей в куполе посвящена теме Божественного домостроительства и Второго пришествия Христа, что было характерно для храмовых декораций XVII в. Отдавая дань новгородской традиции, мастера включили в цикл стенописей образы Софии, Премудрости Божией, прп. Варлаама Хутынского, свт. Ионы Отенского, прп. Антония Римлянина, архиепископов Моисея и Иоанна, псковских князей Довмонта и Всеволода. В основную программу декорации вошли изображения евангельских чудес, Вселенских Соборов, апостольских деяний и Акафиста. Художники следуют системе, разработанной Дионисием в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря (1502). В качестве источников как для этого цикла, так и для др. композиций были использованы также западноевроп. гравюры (Библия Пискатора, Библия Матиаса и др.).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

М., 1895. Кириллов, 1905; Память прп. Кирилла, Новоезерского чудотворца//ЖСв. Кн. 6: Февр. 1905. С. 60-63; Голицын С. М. Записки уцелевшего. М., 1990. С. 328-335; Курдюмов М. Г. Год злоключений: Отчет об археогр. поездке в Белозерский край в авг. 1919 г.//Памятники Отечества. М., 1993. Вып. 30: Сев. Фиваида. С. 51-56; Акафист прп. Кириллу Новоезерскому. СПб., 1860; То же//Акафисты рус. святым. СПб., 1995. Ч. 3. С. 460-474; Афанасьев В. Костромские святые: Житие прп. Кирилла Белого, Новоезерского чудотворца//Лит. учеба. 1994. 5. С. 144-161; он же (Лазарь, мон.). Житие прп. Кирилла Белого, Новоезерского чудотворца. Рязань, 2010; Житие Кирилла Новоезерского: Текст и словоуказ./Сост.: И. В. Азарова и др.; под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. (Памятники рус. агиогр. лит-ры); Описание о российских святых. С. 142-143; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011; она же. Святцы 1646 г.: Памяти рус. святых//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ./Под ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб., 2011. Вып. 2. С. 249-301. Лит.:ИРИ. 1812. Ч. 4. С. 507-516; Богословский Н. Мат-лы для истории, статистики и этнографии Новгородской губ., собр. из описаний приходов и волостей: 4. Кирилло-Новоезерский мон-рь//Новгородский сб. 1865. Вып. 1. С. 275-279; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 154-163; Строев. Списки иерархов. Стб. 78-79; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 307-308; Васильев В. П. История канонизации рус. святых//ЧОИДР. 1893. Кн. 3. Отд. 3. С. 212-213; Успенский Н. П. Белозерская старина: Мат-лы для истории Белоозера, посада и уезда в XVII в. Новгород, 1893; Голубинский. Канонизация святых. С. 130; Барсов Е. В. Четии Минеи братьев Денисовых//Сб. статей в честь М. К. Любавского. Пг., 1917. С. 663-708; Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество (по совр. Минеям). П., 1951; М., 2008. С. 232-233; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1981. С. 61-62, 84; Ключевский. Древнерус. жития. С. 319-320; Кручинина А. Н. О музыкально-литург. творчестве Кириллова мон-ря//Монастырская традиция в древнерус.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Иосиф. СПб., 1858. С. 17; Толстой. 1861. С. 91). Однако к 1887 г. иконы в храме, очевидно, уже не было (Описание о российских святых. С. 52-53). Сохранилось клеймо иконы с изображением «явления» Е и прп. Серапиона Псковского автору «Повести о сугубой аллилуии» - врезок кон. XVI - нач. XVII в. в доску XIX в. (ПИАМ, живопись поновлена в XIX - нач. XX в., причем сюжет назван неверно: «Образъ преподобных отец Евфросина и Саввы Псковских чюдотворцев», прп. Серапион наименован прп. Саввой Крыпецким), выполненный в старообрядческой среде, где на Житие Е. ссылались в полемических спорах. Преподобные представлены в рост, на фоне условного изображения монастырских построек (здание храма близко по типу к каменному одноглавому собору во имя Трех святителей); облачены в монашеские одежды, двуперстно благословляют монаха-писца, склонившегося над развернутым свитком, где прочитывается слово «аллилуия». Е.- с окладистой бородой, в зеленой мантии и охристой рясе, голова не покрыта. На лузге - текст из Жития, сделанный при поновлении образа, возможно повторяющий древнюю надпись на полях: «Восприяхъ писало и хартию и отяготеша сном, очи и главу на колену преклонихъ, внезапу предсташа два старца, глаголаху пртайны престыя аллилуйя, и возбнувъ не виде ник[огож]». Совместное изображение 2 Псковских преподобных, духовного наставника и ученика: Е. и прп. Саввы Крыпецкого, прослеживается на иконах и предметах церковного убранства кон. XVI - нач. XX в.: на иконе Божией Матери «Умиление» в серебряном чеканном окладе (кон. XVI - нач. XVII в., ПИАМ) небольшие фигуры святых написаны на полях в молении образу в среднике, в монашеских одеждах, с куколем на плечах (др. пара святых на полях - преподобные Зосима и Савватий Соловецкие); на серебряной резной цате с изображением Деисуса (кон. XVI в., ПИАМ, находилась в XIX в. на иконе Божией Матери Одигитрии с Акафистом в ц. Успения Пресв. Богородицы с Пароменья в Пскове) святые в коленопреклонении припадают к стопам Иисуса Христа с молебно поднятыми руками (десница на груди), Е.- слева, с волнистой, немного раздвоенной бородой (в составе Деисуса также псковские блгв. князья Довмонт (Тимофей) и Всеволод (Гавриил)); на иконе кон. XIX - нач. XX в. (вероятно, список с древнего образа, ПИАМ, временно находится в Крыпецком монастыре) Е. предстоит справа вместе с блгв. кн. Всеволодом и прп. Саввой.

http://pravenc.ru/text/187848.html

– Книгу, рассказывающую о богослужебном Уставе Православной Церкви. 22.5. Какую книгу купить, чтобы правильно поститься? – В церковных лавках имеется много книг, рассказывающих обо всех сторонах христианской жизни: о посте, молитве, Таинствах и др. 22.6. В какой литературе можно прочесть десять заповедей? – Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей Серафим Слободской ). 22.7. Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину? – Евангелие, Псалтирь, Закон Божий, православный молитвослов, жития святых, Акафистник, Каноник. 22.8. Как с пользой читать Священное Писание? – Сначала надо помолиться Богу, чтобы Он направил ум уразуметь Писание. Не довольствоваться одним чтением Евангелия – стараться исполнять его заповеди. Святые отцы советуют читать Евангелие ежедневно: даже если очень не хватает времени, одну главу все же надо стараться прочитывать. С другой стороны, известен совет святых людей, соблюдать при чтении умеренность: она поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением отвращает от него. 22.9. Можно ли читать Библию, которую взяли у протестантов? – Дело не в том, у кого взята Библия, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство «протестантских» Библий на русском языке печатается с Синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если есть такая надпись – можно читать без смущения, поскольку тексты священных книг не содержат ничего неправославного. Другое дело – «вольные» или «современные» переводы Библии или отдельных библейских книг (например, «Слово жизни»), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций. 22.10. Можно ли христианину читать что-либо иное, кроме Священного Писания и сочинений святых отцов? – Христианство не закрывает от человека мир, а открывает во всем его многообразии, но уже через новую призму восприятия. Конечно, можно читать и хорошую светскую литературу, историческую, научную. Надо избегать лишь тех сочинений, которые возбуждают низменные страсти, лишают душу мира и радости. 22.11. Что читать новоначальным православным христианам?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вечером совершаются 9-й час (в литийном притворе) и вечерня (в главном храме). Молитву 9-го часа «    », предначинательный псалом (103), «Сподоби, Господи» и «Ныне отпущаеши» читает игумен или один из старейших монахов. На праздничных вечернях во время стиховных стихир совершается чин лобзания икон: все по очереди выходят в центр храма, кланяются на разные стороны и прикладываются к висящим в храме иконам ( [ Χρυσστομος ( Κατσουλιρης ) , ρχιμ. ]. Σ. 62). На будничных вечернях после «Ныне отпущаеши» и перед Трисвятым могут петь канон Божией Матери из составленного прп. Никодимом Святогорцем Богородичника (Θεοτοκριον) или общий молебен Божией Матери. После отпуста всех служб в афонской практике прибавляется неск. кратких прошений и возглас «        » (Ibid. Σ. 34; ср. с окончанием повечерия и полунощницы по рус. Часослову. С. 26-28, 36-37, 219). По окончании вечерни бывает трапеза. Трапезные на А. устраиваются рядом с кафоликоном, внутри трапезных делается апсида, где стоит стол игумена; вдоль стен, украшенных фресками, стоят столы для монахов и паломников; к одной из стен или колонн, значительно выше пола, прикрепляется амвон для чтеца. Вечерняя трапеза совершается по чину, описанному и в рус. Часослове (С. 168-169; первая молитва - «    »); за ней читаются поучения св. отцов или жития святых. Во время трапезы игумен трижды ударяет в колокольчик: после 1-го удара разрешается пить, после 2-го чтец прекращает чтение, спускается с амвона и принимает благословение у игумена, а трапезарь подносит игумену для благословения укрухи (остатки хлеба), после 3-го удара вкушение прекращается, все встают, читаются благодарственные молитвы. В конце благодарственных молитв прибавляется неск. прошений, произносимых попеременно игуменом и чтецом. После вечерней трапезы в литийном притворе совершается повечерие; за повечерием, как правило, читают великий Акафист Божией Матери, хотя могут читать и др. акафисты или петь канон. Во время повечерия паломников обычно приглашают в главный храм для поклонения (προσκνησις) св.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Из детства мне почему-то запомнился такой случай. Однажды мы со старшим братом Андреем уже буквально выходили, идя в школу на экзамены, он был в 10-м классе, а я в 8-м, и отец нас благословил: «Благословляю вас получить по пятерке!» И мы действительно получили по пятерке! Брат по литературе, а я по геометрии. Меня тогда поразила сила его священнического благословения. Но такое бывало нечасто. Больше, конечно, с нами мама занималась. Бабушка ей помогала. Дома всегда была очень мирная атмосфера. Много читали вслух. Во время еды мама быстро поест – и читает нам вслух жития святых. Что-то и из классики читали: Пушкина, Диккенса, Гоголя, хорошие детские книги – «Малыш и Карлсон», «Папа, мама и 8 детей», «Маленький лорд Фаунтлерой». Мог кто-то и из нас, детей, подменять её. Праздники, помню, все в кругу семьи отмечали. у нас всегда появлялась на Рождество , а не на Новый год. На Прощеное воскресенье мы все вместе собирались, и было заговенье на блинах, а потом, перед тем как разойтись, кланялись друг другу в ноги и просили прощения. С детства мы постились. Пасху, разумеется, все вместе праздновали. На праздники дома всегда было пение – папа акафисты пел о преподобных Серафиме Саровском и Сергии Радонежском, о Валааме и Афоне и т.д. Это производило очень сильное впечатление. Начальное музыкальное образование в нашей семье получили все дети, у нас была учительница по фортепиано. Но только я окончил ещё и пятилетнюю музыкальную школу по классу флейты. В доме у нас всегда было много интересных людей. Бывали баптисты, исследователи парапсихологии, интересно было послушать, как отец с ними говорил. Тем более если собирался собор отцов: так, помню, оказались у нас дома ещё и протоиереи Владимир Воробьев и Александр Салтыков, и тут пришел человек, который был атеистом... Вот отцы втроем с ними и разговаривали, и было очень интересно и поучительно. Но бывали и глубоко верующие люди, многие из ВГИКа. Например, Николай Николаевич Третьяков, Леван Давидович Рондели и др. Они и с нами иногда устраивали беседы.

http://pravoslavie.ru/104905.html

Кроме того, Московским публичным музеем были опубликованы «Фотографические снимки с миниатюр греческих рукописей Синодальной библиотеки» в 3–х вып. (М., 1862–1865). Имеется также исследование: Lake К. Monumenta paleographica vetera. Boston, 1936 (6: Manuscripts in Moscow and Leningrad). В 1862–1869 гг. вышли три первые отдела (Св. Писание, писания свв. отцов, богослужебные книги) полного описания рукописей, составленные протоиереем А.В. Горским и его учеником – членом–корреспондентом Академии наук К.И. Невоструевым (1815–1872). Архимандрит Владимир ( Филантропов) издал «Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки» (М., 1894. Ч. 1. Рукописи греческие), впоследствии дополненный. См.: Фонкич Б.Л. , Поляков Ф.Б. Греческие рукописи Московской Синодальной библиотеки: Палеографические, кодикологические и библиографические дополнения к каталогу архимандрита Владимира (Фил антропова). М., 1993. См. также: Фонкич Б.Л. Греческие рукописи европейских собраний. М., 1999; он же. Греческие рукописи и документы в России. М., 2003. Академиком М.Н. Сперанским в 1927 г. было подготовлено оставшееся в рукописи «Описание рукописей Архангельского собора». Из памятников церковной литературы Синодальное (Патриаршее) собрание содержит ряд древних списков: Евангелия в списках, начиная с 9 и кончая 12 в.; Апостол в списках с 11 по 14 в.; минеи служебные и минеи четьи с 12 по 16 в.; творения Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина в списках 14 и 15 вв.; церковная история Евсевия Кесарийского в списке 12–13 вв.; сборники догматико–полемического состава, направленные главным образом против латинян, – в списках 14–17 вв.; Акты Флорентийского собора 1436 г. (рукопись 16 в.). Акт об учреждении патриаршества в России 1593 г. поступил в собрание позднее. Собрание содержит 71 рукопись с точной датой, начиная с 880 г. Древнейшим (недатированным) памятником в собрании считается отрывок (2 листа) Апостола 6 в., писанный уставом. В собрании имеется 28 лицевых памятников: Минологий 11 в. (март–февраль) (Син. 183 – см.: Тренев Д.К., Попов Н. К. Миниатюры греческого Менология 11 в. М., 1911); Минологий 11 в. (октябрь) (Син. 175); Жития святых 1063 г. (Син. 9); Новый завет с Псалтирью 10 в. (Син. 407); Евангелие 12 в. (Син. 518); Акафист 14 в. (Син. 429) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Максима, митр. русского, правило, 205, 206, 209. Малахиа ржевитин, строитель Киржачского мон., 816. Мальцов Василий, владелец, 792. Манассии, царя иудейского, молитва, 254, 350. Манихеи еретики, 663. Чин обращения их к правосл. вере, 739, 799. Мантии толкование, 189, 756. Мануил, царь греческий, 224, 765. Марапе князю Никона черногорца послания, 211–213, 783. Маргарит, книга, см. И. Златоуст. Марк, биограф Иоанна Предтечи, 211, 680, 681, 686. Марка, преподобного, отрывки, 181, 189, 407, 753, 756, 760, 770. Марка, иеромонаха, о неведомых Уставу, 46, 242–245, 247–251. Маркел диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206, 269, 424; поп, 781. Мартин Исаевич, ключарь моск. Успенского Собора, владелец, 813. Мартирия, монаха киево-печерского, акафист всем Святым, 285, 652, 768, И. Златоусту, 768. Мартолой, книга, 762. Матренин Карп, слуга монастырский, владелец, 805. Матфей, евангелист. Евангелие его см. Библия. Житие см. Жития Святых. Изображение, 68. Слово, 144. Матфей, епископ сарайский, автор, 11. Матфей, инок, автор, 628. Матфей Иванов, поп, владелец, 430. Матфей, иером. Троиц. Серг. мон., то же, 156, 165. Матфей Меркулев, то же, 115. Медведев Виссарион, поп, то же, 109, 171. Мелетию, монаху, Никона черног. послание, 211–213. Мелетия, патр. александрийского, послания, 196. Мелхиседек, царь, 732, 793, 794. Мелхиседикиане, еретики, 205, 206, 739, 799. Менандра Мудрого изречения, 189, 204, 730, 762. Менгутемир, хан ордынский, 177, 765. Меркурий, архим. Троиц. Серг. мон., вкладчик ркп., 178. Метафраст см. Симеон. Мефодия, еп. патарского, слово, 770. Упом., 187. Мефодий, патр. константинопольский, 799. Мефодий, учитель Славян, 674. См. Кирилл. Минеи общие, книги, 379, 461–464. Минеи служ. месячныя, 30–32, 465–596. Минеи-четьи, 663–681. Мисаила, иерод. голутвинского, книги, 159, 770. Митрополиты российские изчислены, 408, 647, 765. Митрофана, патр. константинопольского, канон пресв. Троице, 255 и др. Митрофан, епископ коломенский, 647. Митрофан, иером., автор, 624. Михаил св. архангел. О нем слова, 664, 665, 670, 671, 730, 754, 755, 774, 775, 786. Молитва ему, 285, 347.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Изображения святых могут быть оглавными, оплечными, поясными, в полный рост. Перед Христом и Богоматерью, сидящими на престолах или стоящими в полный рост, иногда предстоят в молении избранные святые (на иконах «Спас Смоленский», «Богоматерь Печерская», «Богоматерь Боголюбская», «Богоматерь Максимовская» и др.). Порой святых писали в окружении отдельных небольших композиций на темы их жизни – так называемых житийных клейм, а Богоматерь – в окружении клейм на тему акафиста (своего рода прославляющей ее поэмы). Поэтому в названии такой иконы добавляется – «с клеймами жития», «с клеймами акафиста», «с клеймами деяний». Большую группу составляли иконы, посвященные евангельским событиям; их писали не только для праздничного ряда, но и как особо почитаемые – храмовые, и как аналойные, и как просто домовые. Местные, или храмовые, иконы обычно отличаются большими размерами от аналойных и икон с «праздниками», но написанных для домашнего обихода. Среди изображений Богоматери существует несколько основных иконографических типов: Одигитрия, Елеуса, Знамение, Оранта и другие. Вообще существует более двухсот иконографических «изводов» (типов изображений) Богоматери, названия которых порой связаны с наименованием местности где их или особо почитали или где они появились впервые: Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и другие. Всего существовало только в России порядка шестисот наименований особо чтимых икон, иконографически, однако, восходящих примерно к двумстам основным «изводам». Изображения Богоматери с младенцем чаще всего поясные, но могут быть оплечные (Петровская и другие – ростовые, например, Боголюбская); иногда Богоматерь представлена сидящей на троне. Весьма распространен тип Одигитрии (Путеводительницы). Он представляет собой поясное изображение Богоматери с младенцем Христом, сидящим на ее левой руке (реже на правой). Головы их почти фронтально повернуты к зрителю. Правая рука Христа в благославляющем жесте; в левой руке у него свернутый свиток. Свободную руку Богоматерь держит перед грудью, как бы указывая на младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010