О.Т. Лойко «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор., 9:6) В 1995г. среди громких юбилейных торжеств осталась незамеченной важная для русской философии дата. В 1795г., ровно двести лет назад, родился архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) – автор первой в России истории русской философии. Имя этого подвижника на ниве историко-философских трудов, к сожалению, мало известно современному читателю, в то время как его работы оказали существенное влияние на развитие русской философской школы. Архимандрит Гавриил родился в семье дьячка Московской епархии, окончил семинарию, затем Московскую Духовную академию, где своими дарованиями обратил на себя внимание архиепископа Тверского Филарета (Дроздова) , впоследствии митрополита Московского. В 1820г. окончил академический курс со степенью магистра, был направлен в академию в звании бакалавра философских наук и помощника библиотекаря. Постриженный 23 марта 1821 года митрополитом Филаретом в монашество с посвящением через несколько дней в иеромонахи, в августе 1822 года назначен бакалавром по кафедре священного писания и герменевтики, а 20 октября 1824 года перемещен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию с назначением того же года ее инспектором. 31 мая 1825 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором и профессором богословских наук в Орловскую духовную семинарию В августе 1825 года состоялось назначение архимандрита Гавриила настоятелем Зилантова казанского монастыря. Благодаря его стараниям Зилантов монастырь значительно возвысился. Архимандрит Гавриил славился как выдающийся церковный оратор. Среди казанского населения он пользовался любовью и уважением. Беднота особо чтила его за дела благотворения. Во время страшных холерных эпидемий 1830 и 1849 годов, когда зажиточные люди выселялись из города и отсиживались в своих домах, зилантовский архимандрит безбоязненно ходил по домам Адмиралтейской слободы, напутствуя больных и утешая здоровых. Во время жестокого голода 1830 года им была устроена при монастыре бесплатная столовая.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Преосвященный Вениамин – уроженец Курской губернии, сын священника о. Николая Платонова; в мире носил имя Василия. Образование Василий Николаевич Платонов получил в Курской духовной семинарии и Киевской духовной академии, где в июне 1845 г. окончил курс учения по первому разряду и в январе 1846 г. удостоен степени магистра. Службу Василий Николаевич начал с должности помощника ректора по учебной части, т. е. преподавателя богословских наук в родной ему семинарии – Курской, назначенный на эту должность определением Духовно-учебного Управления от 24/29 сентября 1845 г. Будучи профессором семинарии Курской, Василий Николаевич, вследствие прошения своего, в июне 1848 г. был пострижен в монашество, с именем Вениамина, а в августе месяце того же года инок Вениамин рукоположен был сначала в иеродиакона, а потом в иеромонаха. В декабре месяце 1851 г., профессор Курской духовной семинарии иеромонах Вениамин Платонов , определением Св. Синода, перемещен был в Литовскую духовную семинарию на должность инспектора и профессора по классу логики, психологии и латинского языка. Здесь о. Вениамин, в январе I860 г., по определению Св. Синода, за отлично-усердную службу, возведен в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. В декабре 1859 г., о. архимандрит Вениамин перемещен Св. Синодом на должность инспектора и профессора богословских наук в Казанскую духовную академию, а в марте месяце 1864 г. – на должность ректора и профессора богословских наук в Харьковскую духовную семинарию и назначен настоятелем Старо-Харьковского Преображенского монастыря; в то же время, на основании устава духовных консисторий, он должен был вступить в исполнение обязанностей члена Харьковской духовной консистории. Должность настоятеля монастыря и члена консистории о. Вениамин в 1867 году должен был оставить, по силе требований нового устава духовных семинарий, высочайше утвержденного 14 мая 1867 года; но в должности ректора и преподавателя Харьковской семинарии он пробыл по июнь месяц 1872 г. 24 июня 1872 г. высочайше утвержден был всеподданнейший доклад Св. Синода о бытии ректору Харьковской духовной семинарии, архимандриту Вениамину епископом Сумским, виварием Харьковской епархии и 30 июля, того же года, о. архимандрит Вениамин хиротонисан был во епископа. Епископом Сумским Преосвященный состоял до 9 апреля 1883 г., когда состоялось высочайшее утверждение всеподданнейшего доклада Св. Синода о бытии ему епископом Кинешемским, виварием Костромской епархии. – За служебные отличия Преосвященный имеет ордена: св. Владимира 2-й и З-й степени, св. Анны 1-й ст., 2-й ст. с императорской короной и 3-й ст.; кресты имеет: магистерский, наперсный, жалуемый Св. Синодом пресвитерам и наперсный в память войны 1853–1856 гг. Орден св. Владимира 2-й степени Преосвященный получил за свою отлично-усердную пятидесятилетнюю службу пред своим юбилейным торжеством. Отроду Преосвященному 78 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

прот. Константин Буфеев Введение. Философский взгляд на проблему Да и в прошлом нет причины Нам искать большого ранга, И, по мне, шматина глины Не знатней орангутанга. А.К. Толстой Вскоре после присвоения священнику Даниилу Сысоеву степени кандидата богословских наук один из оппонентов во время диспута дерзким вопросом осадил его: – Как Вы смеете критиковать теорию эволюции, не имея специального биологического образования? Отец Даниил смиренно согласился: – Да, Вы правы. Образование у меня не естественнонаучное, а семинарское. Как у Дарвина. Этот забавный эпизод позволяет провести любопытное сопоставление. Существует такая академическая дисциплина, как теология (или, по-русски – богословие). Но нет такой науки, как «эволюциеведение», или «эволюциология», или «эволюциознание». Не только в Духовных семинариях, но также во многих университетах мipa можно встретить кафедры теологии, укомплектованные профессорами и докторами теологических наук. Но не существует ни одного учёного, который являлся бы «специалистом по научному эволюционизму» или имел бы звание «кандидата эволюционистских наук». Добавим к сказанному, что среди угодников Божьих, прославленных Православной Церковью в лике Святых, известно по крайней мере три богослова: апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов . Но среди Святых Отцов не было ни одного эволюциониста. Таким образом, специалистов в области богословия можно найти немало, причём наиболее авторитетными из них православная традиция признаёт святых учителей Церкви. Специалистов же в области эволюционизма нет ни одного! В качестве экспертов по этому вопросу обычно привлекают учёных из различных областей знания – астрофизиков, геологов, биологов, философов, лингвистов и некоторых других. Но все они, даже будучи глубочайшими знатоками в своей научной области, не могут считаться «профессионалами» в области «теории эволюции». Такой науки нет. Наблюдаемое повсюду разнообразие форм живой и неживой природы, «видимого всем и невидимого», можно объяснить либо признанием Разумного Творца, изволившего создать мip именно таким, каков он есть – либо наличием эволюционного процесса, приведшего вселенную к нынешнему состоянию. Как Живой Бог , так и закон эволюции [см. 1, с.с. 160–164] не являются неоспоримо установленными «фактами».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2005 9 мин., 04.04.2005 Пролог: (на заставке – фото Александра Красоткина) Арсений Тарковский . Посредине мира : Стихотворение («Я человек, я посредине мира…»)//Фома. - – ноябрь 2005. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание: С.3. Анонсы : С.4. Вопрос номер один: (на заставке – фото Евгения Глобенко)   Есть ли конфликт между религией и наукой? //Фома. - – 2005. – С.6-9. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос отвечают: Виталий Гинзбург , академик Российской академии наук (РАН), лауреат Нобелевской премии по физике. – С.7; Константино Эспозито , профессор философского факультета, Университет Бари, Италия. – С.7; Марина Журинская , редактор журнала «Альфа и Омега». – С.7; Александр Гордон , теле- и радиоведущий, кинорежиссер. – С.8; Тимофей Кондранин , доктор физико-математических наук, профессор, первый проректор МФТИ. – С.8; Священник Александр Щелкачев , кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой истории Русской Церкви ПСТГУ. – С.8; Радий Илькаев , директор Российского Федерального ядерного центра ВНИИЭФ (г. Саров), академик РАН. – С.9; Александр Королев , студент 5-го курса механико-математического факультета. – С.9. Грани: Грани (…меценатства, …подвига, …интернета, …возрождения, …милосердия, …медицины)//Фома. - – ноябрь 2005. – С.10-11. – (рубрика « Грани »). Владимир Легойда . Единство сотворенных . Фото Павла Смертина//Фома. - – ноябрь 2005. – С.11. - (рубрика « Грани »). Заблуждения и парадоксы: Рабы не мы …/ Автор статьи - Роман Маханьков отвечает на письмо читателя ( Александр , г. Клин Московской области) с вопросом, почему православные называют себя «рабами Божьими» ? //Фома. - – ноябрь 2005. – С.12-13. - (рубрика « Заблуждения и парадоксы »). Телецитата: Сергей Миронов , председатель Совета Федерации Федерального Собрания России. Цитата из его выступления в передаче « Русский час с журналом «Фома»» на телеканале «Спас» (« В Соединенных Штатах Америки каждый год накануне Рождества появляются сообщения о том, что в том или ином городе запретили Санта-Клауса …»)//Фома. - – ноябрь 2005. – С.14. – (рубрика « Телецитата »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-31-n...

Сигурд Шмидт Скачать epub pdf 12 июля 1994 г. скоропостижно скончался архимандрит Иннокентий (в миру Анатолий Иванович Просвирнин). Кончина этого видного церковного деятеля – тяжелая утрата и для наших гуманитарных наук, отечественной культуры. Хотя сам отец Иннокентий более всего ощущал себя священнослужителем и был одним из самых почитаемых в Москве духовных пастырей, его в нашей стране и за рубежом признавали как выдающегося знатока, исследователя и публикатора памятников письменности, историка культуры и историографа отечественной археографии. Архимандрит Иннокентий казался воплощением живой творческой связи современных гуманитарных наук с маги­стральными двухвековыми традициями изучения памятников истории и культуры нашего Отечества, восходящими к Евгению Болховитинову и его младшим современникам. Отец Иннокентий родился 5 мая 1940 г. в Омске в трудовой семье, мальчиком начал служить в церкви алтарником. В Сибири, не знавшей унижений крепостничества, особенно долго сохранялись корневые основы нашей культуры. Там сберегали – и не только в старообрядческой среде – древние рукописи и иконы, старопечатные книги, фольклорные обычаи, необходимые и для строения новой жизни. Академик М. Н. Тихомиров был убежден в этом в начале 1960-х годов, когда предложил программу организации археографического обследования Зауралья и передал в дар Сибирскому отделению Академии наук свою бесценную коллекцию рукописей, старопечатных книг и икон – «Тихомировское собрание». Деятельность ученых последующих десятилетий – тому подтверждение. Произошло то, что характеризуют ныне как «археографическое открытие Сибири» и чему посвящена уже большая литература. Анатолий Иванович с особой теплотой, возвращаясь мыслью к Сибири, говорил о людях, преданиях, природе родного края и при получении монашеского сана в 1977 г. принял имя Иннокентия в память знаменитого апостола Америки и Сибири, сибиряка родом, умершего в 1879 г. Жизненный путь архимандрита Иннокентия – ученого и общественного деятеля – отличают редкостная духовная целеустремленность, просветительская направленность.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Состоялось заседание Совета православных общественных объединений декабря 2020 Итоговое заседание Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии состоялось 28 декабря в формате zoom-kohфepehцuu. Вел заседание председатель совета, председатель епархиального ОВЦО протоиерей Александр Пелин .  В заседании участвовали заместитель председателя ОВЦО протоиерей Вадим Буренин , председатель епархиального миссионерского отдел а иерей Николай Святченко , заместитель руководителя епархиального отдела по делам молодежи Александр Розмыслов, руководитель духовно-экологического движения Надежда Романова, доцент кафедры конфликтологии СПбГУ Георгий Зазулин, сотрудники ОВЦО. Открывая заседание, протоиерей Александр Пелин осветил некоторые важнейшие темы церковно-общественной жизни России и Санкт-Петербурга в 2020 году. Напомнив о закрытии храмов в пасхальный период в связи с пандемией коронавируса, отец Александр отметил, что на этот раз городские власти учли весенний опыт, и Рождество Христово петербуржцы смогут встречать в своих храмах. Упомянул он и о ковид-диссидентстве, в том числе в православных кругах. Говоря о непростой ситуации в Белоруссии, председатель ОВЦО призвал христианскую общественность Санкт-Петербурга не вмешиваться в дела другого государства. Православные общественные деятели рассказали о своей деятельности в течение 2020 года. Большую работу в городе проводит Петровская академия наук и искусств во главе с президентом - доктором философских наук Алексеем Воронцовым. Она объединяет свыше шести тысяч научных и творческих работников. Важнейшими темами на заседаниях академии в прошедшем году стали влияние пандемии на образовательную среду России и вопросы сохранения традиционных семейных ценностей. Собор православной интеллигенции, возглавляемый доктором психологических наук Валентином Семеновым, несмотря на сложную обстановку, провел несколько десятков мероприятий, на которых обсуждались самые актуальные темы сегодняшнего дня. Обязательным для собора является проведение памятных мероприятий, связанных с юбилеями творческой и научной общественности России: несколько " круглых столов " было посвящено творческому и духовному наследию Федора Достоевского, 200-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в наступающем году.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Амфилохий (Сергиевский-Казанцев Павел Иванович), еп.Угличский, вик. Ярославской епархии Родился в семье священника с.Любец Боровского уезда Калужской губернии 20 июня 1818 года. Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. 14.XI.1842 на втором курсе академии постригся в монашество. I.VIII.1844 был рукоположен во иеромонаха и I.VIII.1845 года по окончании академии назначен в Суздаль учителем и смотрителем Духовного училища. В 1852 году получил назначение на должность настоятеля в Ростовский Борисоглебский монастырь, с возведением в сан архимандрита. Как начальник о.Амфилохий отличался величайшим добродушием и полным отсутствием формализма. 28.VII.1858 назначен настоятелем Ставропигиального Воскресенского монастыря, именуемого «Новый Иерусалим», обладающего драгоценной библиотекой из старинных рукописей. Это назначение определило дальнейшую деятельность о.Амфилохий. Ранее в 1845 году он издал в Москве свое академическое сочинение о трех обетах монашества – девстве, настяжании и послушании, теперь же он занялся исключительно палеографическими трудами. В 1860 году, после четырехлетнего управления Новоиерусалимским монастырем, он переселился в Москву и в течение I0 лет состоял в числе братии Московского Покровского миссионерского монастыря, предаваясь научным занятиям. В 1863 году избран членом-корреспондентом Академии Наук по греческой и славянской палеографии. 30.XII.1874 года назначен настоятелем Московского Данилова монастыря. За время пребывания в монастырях архимандрита Амфилохия, труды по палеографии потекли обильным потоком. Трудоспособность у о.архимандрита была необычайная. Труды приносили ему неоднократно ученые премии от Академии Наук (уваровскую, демидовскую, Ломоносовскую), сделали его ученое имя известным не только в России, но и за границей и принесли ему звание почетного члена многих ученых учреждений. Живя в Москве, он занимался изучением древнеславянских и греческих богослужебных рукописей, хранившихся в Румянцевской и Синодальной библиотеках. Все его сочинения по палеографии, изданные, конечно, не для широкого круга читателей, имеют неоспоримое значение для науки и многие содержащиеся в них данные, касающиеся древних рукописей и в особенности древнего церковного искусства, особенно по иллюстрировании книг, вошли уже в общенародный обиход.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сергей Чапнин против Святейшего Патриарха Кирилла Церковные либералы хотят поставить иерархию «под контроль общественности» 24.09.2012 3918 Время на чтение 6 минут 14 сентября на сайте популярного петербургского журнала «Город 812» опубликован очень любопытный материал, который называется «Существует ли раскол в Русской Православной Церкви»? Впрочем, тот, кто подумает, что речь идет о расколе церковном, ошибется. Речь в данном материале идет о «расколе в Церкви», якобы вызванном делом «бешенных кощунниц». Очередная провокация, решит читатель. По сути так, - очередная провокация против Церкви. Но не рядовая, а принципиально новая. Прежде всего, интересен подбор участников опроса, который провела редакция журнала на провокационную тему. Здесь пять человек. Среди них люди, занимающие высокие посты в церковных структурах: Сергей Чапнин – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», секретарь по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и протоиерей Георгий Митрофанов – профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, член Межсоборного присутствия. Еще два человека – тоже известные в церковных кругах персоны. Александр Мусин журналом представлен как доктор исторических наук и кандидат богословия. Мы же его помним как диакона и профессора Санкт-Петербургской духовной академии (непонятно: то ли он стесняется теперь диаконского сана, то ли лишен его, то ли сам с себя сложил сан). Диакон Александр Мусин получил печально-скандальную известность как организатор провокации (кстати, вместе с С.Чапниным и, как говорят, протоиереем Митрофановым) против прежнего ректора Академии владыки Константина (Горянова), ныне архиепископа Курганского и Шадринского, когда специально подговоренные семинаристы начали кричать во время рукоположения их сотоварища «анаксиос». Когда провокация вскрылась, он был уволен из Академии как организатор этого подлого дела, потом вроде бы преподавал в Сорбонне и состоял в «русской архиепископии» (бывшие евлогианцы), находящейся в подчинении Константинопольского Патриарха. Еще один персонаж, которого опрашивает журнал, - доктор исторических наук Ирина Левинская, которая получила известность благодаря своим воинственно антиправославным экспертизам, с которыми она регулярно выступает, когда речь заходит об обвинении тех или иных общественных деятелей . В частности, она попыталась поставить под сомнение экспертизу, на основе которой вынесли приговор «бешеным кощунницам» .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/24/se...

Митрополит Волоколамский Иларион возглавил заседание нового состава редакционной коллегии «Богословских трудов» 9 ноября 2012 г. 10:30 8 ноября 2012 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялось заседание нового состава редакционной коллегии «Богословских трудов». Заседание возглавил председатель редколлегии  митрополит Волоколамский Иларион . Был обсужден круг вопросов, связанных с актуализацией издания, и утвержден план следующего, 45-го сборника. На заседании присутствовали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии епископ Гатчинский Амвросий , главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев , доцент Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Михаил Желтов, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев , руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец , заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии, ответственный редактор журнала «Богословские труды» Е.С. Полищук, главный редактор портала Katehon.ru А.А. Малер, профессор Отделения византийской и новогреческой филологии МГУ им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук (ИВИ РАН)  Д.Е. Афиногенов, старший научный сотрудник ИВИ РАН, доцент исторического факультета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» А.В. Виноградов, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова П.В. Кузенков, научный редактор журнала «Богословские труды» М.М. Бернацкий и другие. После приветствия митрополита Илариона слово было предоставлено  Е.С. Полищуку, который  рассказал о работе, проводившейся в последние годы членами редколлегии, и обозначил круг проблем, стоящих в настоящее время перед изданием, в частности, нехватку авторов и трудности с распространением тиража.

http://patriarchia.ru/db/text/2577420.ht...

Приведу список некоторых авторов «Русской народной линии»: архиереи: Предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), епископ Рашко-Призренский Артемий (ныне на покое), архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт, викарий Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), викарий Витебской епархии епископ Друцкий Петр; ученые и богословы: доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов, заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии и семинарии кандидат богословия Алексей Константинович Светозарский, преподаватель истории Католической церкви и католического богословия в Московской Духовной академии, заведующий Издательским отделом Учебного комитета Русской Православной Церкви и МДА, кандидат богословия иеромонах Евфимий (Моисеев), доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования, член Союза писателей России Александр Аркадьевич Корольков; маститые священники: настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников), наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов), председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин, известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин, ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина, доктор экономических наук, профессор протоиерей Александр Миняйло, настоятель храма св. апостолов Петра и Павла в Шувалово, ректор некоммерческого Института русской культуры протоиерей Николай Головкин, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Бельков, член Союза писателей России, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе ( Москва ) протоиерей Артемий Владимиров, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов), старейший клирик Русской Зарубежной Церкви протопресвитер Валерий Лукьянов и многие другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/14/ot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010