Лекции по введению в круг богословских наук От редакции 111 Предлагаемые для публикации лекции по введению в круг богословских наук прочитаны были студентам I курса Санкт-Петербургской духовной академии доцентом Академии архимандритом Михаилом (Грибановским) в 1888–1889 учебном году и с разрешения ректора Академии преосвященного Антония, впоследствии митрополита Петербургского и Ладожского, 112 тогда же были отлитографированы в количестве 45 экземпляров. По смерти автора, скончавшегося 19 августа 1898 года в сане епископа Таврического и Симферопольского, экземпляр означенных лекций передан был наследниками почившего ректору Казанской духовной академии преосвященному Антонию, епископу Чебоксарскому2, в полное его распоряжение. Благодаря заботливому вниманию к нуждам редакции «Православного собеседника» преосвященного Антония, предложившего лекции преосвященного Михаила для напечатания в «Православном собеседнике», и высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Казанского и Свияжского, 113 давшего средства на это издание, редакция имела возможность поместить все лекции на страницах своего журнала в течение одного 1899 года. Настоящая книга, представляющая отдельный оттиск этого издания, вышла в свет в Казани в 1899 году. Определение науки «Введение в круг богословских наук» Предметом наших чтений будет «Введение в круг богословских наук». Задача этой науки – систематически показать все основания, по которым христианская религия, понимаемая в духе православной веры, есть истинная религия. В науке, подобной нашей, – основном богословии, – задача эта формулируется так: показать божественность христианской религии. Эта задача совершенно верна, но несколько поверхностна. Если вдуматься, что такое божественность христианской религии, как увериться в ней, мы придем к тому заключению, что, прежде чем признать ее божественность, надо сознать ее истинность. Не то для нас истинно, что носит название божественного, но то божественно, что переживается нашим духом как истинное. В основном богословии все признаки божественности христианской религии были разделены на два вида: внутренние и внешние.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Михаил Прокопьевич Филаретов (мирское имя преосвященного) 1 , как даровитый студент, выделявшейся по успехам и познаниям из среды товарищей 2 , немедленно по окончании курса был оставлен при академии в качестве преподавателя. В это время не было в академии свободной богословской кафедры, а были две вакансии философских наук по случаю почти одновременного выбытия из академии двух профессоров философии – С.С. Гоготского (в январе 1851 г.) и архимандрита Феофана Авсенева (в марте 1850 г.), Вследствие этого Михаилу Прокопьевичу предстояло заниматься философскими науками, званием коих он, говорят, отличался в студенчестве. Но тогдашние обстоятельства так сложились, что ему пришлось посвятить себя богословской науке. Ревизовавший академию митр. Филарет заметил, что для истории философии, которую преподавали два наставника, достаточно одного и что эта наука может быть читаема студентам в уменьшенном объеме 3 . По силе такого замечания высокопреосвященного ревизора конференция академии, собравшаяся 9 авг. 1851 г. для рассуждения о назначении на места студентов X курса, постановила: «по классу богословских наук усматривается потребность еще в одном наставнике для успешного преподавания учебных предметов, назначенных по сему важному классу и еще не вполне обработанных, а посему одну из вакансий философских отделить для класса богословского и определить на класс богословский окончившего курс воспитанника академии Михаила Филаретова, а на класс философский – воспитанника той же академии Памфила Юркевича » 4 . Определяя Михаила Прокопьевича преподавателем богословских наук, конференция, без сомнения, руководилась особенною любовью и выдающимися познаниями его в сих науках, обнаружившимися как в устных ответах, так в особенности третных и курсовом сочинениях 5 . К этому, вероятно, присоединилось заявленное им желание принять монашеский сан. Как бы то ни было впрочем, но означенным постановлением конференции определились на всю жизнь ученые занятия Михаила Прокопьевича. Из богословских предметов на его долю досталось Священное Писание , которое до него преподавал Иеромонах Иоанникий, нынешний митрополит московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

поиск:   разделы   рассылка Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Макариевских премий за 2016/2017 годы 19 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2016/2017 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. Уважаемый Александр Михайлович! Уважаемый Александр Николаевич! Дорогие участники торжественной церемонии! Хотел бы начать свое выступление с поздравлений Александру Михайловичу в связи с его избранием на очень важный пост президента Российской академии наук. Пусть Господь помогает Вам, и дай Бог, чтобы и власть имущие, и народ, в полной мере сознавая важность науки для развития нашего Отечества, всячески поддерживали добрые усилия, которые под Вашим руководством будут осуществляться членами Академии, дабы процветала наша наука. Сегодня мы собрались в этом зале для вручения наград лауреатам и номинантам конкурса на соискание премии памяти митрополита Макария (Булгакова). Макариевские премии – общественно-просветительский проект, возрожденный в 1995 году совместными усилиями Русской Православной Церкви, Российской академии наук и Правительства Москвы для поощрения выдающихся научных и научно-просветительских трудов в области отечественной истории, истории Церкви, истории Москвы и краеведения, стали престижными наградами за вклад в развитие гуманитарного знания в целом. Вспомним, что в 1841 году в Киевской духовной академии произошло знаменательное событие – была открыта новая кафедра Русской церковной и гражданской истории, что вообще было делом новаторским, невиданным ранее, когда два предмета – церковная и гражданская история – объединялись в одну кафедру. Это важное решение было неразрывно связано с событием вполне обыденным – окончанием академии студентом иеромонахом Макарием (Булгаковым). Именно для него, окончившего курс обучения в академии и только что принявшего монашество и рукоположенного в священнический сан, и была создана новая кафедра. Так началось служение Церкви и науке выдающегося историка и церковного деятеля, действительного члена Российской императорской академии наук митрополита Московского и Коломенского Макария.

http://religare.ru/2_113898.html

Архив Сретенская духовная семинария Сретенская духовная семинария: Информация для абитуриентов Последнее обновление: 17 июня 2008 года Сретенская духовная семинария объявляет набор учащихся на 2008/2009 учебный год. Сретенская семинария – высшее учебное заведение Московского Патриархата, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Семинария располагается на территории московского Сретенского монастыря . Срок обучения – 5 лет. В семинарии изучается более 30 различных дисциплин. Среди них: Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, патрология, литургика, общецерковная история, история Русской Церкви, церковное искусство, история философии, древние и новые языки и другие предметы, рекомендованные Учебным комитетом Русской Православной Церкви для духовных семинарий. Помимо этих дисциплин в семинарии читается курс всемирной истории (история Древнего Востока, античная история, история Средних веков, новая и новейшая история), история русской литературы, зарубежная литература. По окончании семинарии выпускники получают диплом об окончании семинарии и могут продолжить обучение в духовной академии. Ректор семинарии – наместник Сретенского монастыря, действительный член РАЕН, архимандрит Тихон (Шевкунов). Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской духовной академии, Московского государственного университета, Государственной академии славянской культуры, а также столичное духовенство. Среди них: действительный член РАЕН, доктор философских наук, заслуженный профессор Г. Г. Майоров; доктор исторических наук, профессор О. Ю. Васильева ; кандидат богословия, профессор   протоиерей Максим Козлов ; кандидат культурологии, профессор А. Н. Ужанков ; кандидат богословия,  профессор А. К. Светозарский ; кандидат исторических наук, доцент Н. Н. Трухина , кандидат филологических наук, доцент Л. И. Маршева и другие. Периодически в семинарии читают лекции профессора зарубежных духовных учебных заведений. В минувшие учебные годы лекции были прочитаны известными патрологами епископом Афанасием (Евтичем) (Сербия) и Эндрю Лаутом (Великобритания). Полный список преподавателей семинарии смотрите ниже.

http://pravoslavie.ru/sm/000101214232.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы поддерживаем Вашу бескомпромиссную работу К 70-летию глава СКР А.И.Бастрыкин награждён высшим отличием ПАНИ – Орденом Петра Великого 28.08.2023 412 Время на чтение 3 минуты Президент Петровской Академии наук и искусств, член Общественной палаты Санкт-Петербурга профессор Алексей Васильевич Воронцов поздравил председателя Следственного комитета Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Александра Ивановича Бастрыкина с 70-летием. «Глубокоуважаемый Александр Иванович! От имени Президиума Петровской Академии наук и искусств и от себя лично сердечно поздравляю Вас с 70-летним Юбилеем! – говорится в поздравительном обращении, поступившем в редакцию " Русской народной линии " . - Унаследованные Вами традиции ленинградской рабочей семьи, пережившей страшную немецко-финскую блокаду, позволили Вам на протяжении многих десятилетий Вашей многотрудной работы достойно сохранять преданность делу, исключительную порядочность и приверженность принципам социальной справедливости. На Невских берегах хорошо помнят и ценят ту энергию, инициативу и целеустремленность, которую Вы проявляли в комсомольской организации Ленинграда и на юридическом факультете государственного университета, в правоохранительных органах, а также в Петровской Академии наук и искусств, действительным членом которой Вы являетесь многие годы». «Показывая исключительный пример служения как нашему государству, так и трудовому народу Вы в своей профессиональной деятельности стали примером уникального сочетания фундаментальных правовых знаний и искусства следователя, глубокой интуиции и огромного опыта в решении практических задач, – говорится в поздравительном послании. – Не только профессиональные юристы, но и все интересующиеся отечественной историей ХХ века исключительно высоко ценят замечательную книгу " Идеальное преступление века, или Крах уголовного дела " , в которой Вы обратились к изучению неизвестных фактов, связанных с убийством С.М.Кирова. Популярностью у преподавателей и студентов пользуется также изданный под Вашей редакцией в 2017 году учебник уголовного права».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/28/uc...

Ученая литература Ученая литература в начале нового периода была не богата 332 . Новое образование распространялось медленно и с большими затруднениями; не говоря о высших, средних и низших образовательных заведений было весьма мало. Чтобы ускорит распространие образования, Петр В. положил, кроме перевода книг с иностранных языков, еще составить па русском языке учебники и руководства по всем предметам знания; но эта воля Петра плохо исполнялась при его преемниках. «Недостаток на российском языке до наук касающих книг, говорил в 1760 г. академик Румовский, должно почитать за великое препятствие распространению оных в России. Вместо того, чтобы с молодых лет упражняться в науках и острить разум, наперед принуждены бываем самое лучшее время употреблять, на изучение какого-нибудь языка, к чему ничего кроме памяти, не требуется, а силы разума коснеют и в полном возрасте к наукам и разным употреблениям, где долговременное требуется рассуждение, бывают неспособными» 333 . При занятиях науками нужно было «добывать из чужих краев все выходящие новые книги и периодические издания, чтобы следить за открытиями, изобретениями и новостями, а все это доходило до Петербурга весьма поздно, по причине прежней медленности в сообщениях с центрами европейской образованности, а иногда вовсе оставалось неизвестным в России по недостатку сношений 334 . Возможные или доступные в то время средства к просвещению заключались в Академии Наук и Московском университете; в них главным образом сосредоточивалась и ученая деятельность. В Академии Наук были ученые иностранцы по всем наукам, которые своими трудами были известны во всей Европе, но, согласно с направлением того времени, всего более в ней процветало, как уже замечено выше, отделение естественных и физико-математических наук. К этому отделению принадлежали: братья Бернулли, Герман, Эйлер, Николай Делиль, Бюльфингер, Иоанн Гмелин 335 . Под их руководством воспиталось и несколько русских ученых, каковы были, кроме Ломоносова, бывшего профессором химии: Красильников, который сделал первый астрономические наблюдения в Камчатке, Петропавловском порте, на острове Даго, на мысе Дагеррот; Крашенинников, первый из русских ботаник и зоолог, составивший замечательное описание Камчатки; Адодуров, бывший адьюнктом Академии по математике, и Котельников, ординарный профессор-академик, написавший несколько сочинений по математике и переведший с латинского Первые основания математики Вольфа 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Брест-Литовский мир — победа демократии или передел территорий России? Брест-Литовский мир — «похабный» или «справедливый демократический мир с Германией»? Он дал передышку молодой советской республике, чтобы она мобилизовалась или все же демобилизовалась? За какими делами стоит фигура авантюриста Парвуса? Брест-Литовский мир — акт национального предательства на деньги агрессора? Что сказал о нем Патриарх Тихон? Цикл бесед об исторической миссии России — попытка с духовно-нравственных, православных позиций осмыслить важнейшие события Отечественной истории. Ведущий — протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, руководитель Интернет-порталов «Православие и мир», «Непридуманные рассказы о войне», основатель постоянно действующего мобильного фестиваля «Семейный лекторий: Старое доброе кино», член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы. Гость — историк Владимир Михайлович Лавров, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, академик Российской Академии Естественных Наук. Протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы продолжаем цикл бесед «Историческая миссия России» и снова коснемся некоторых вопросов отечественной истории. С вами протоиерей Александр Ильяшенко и наш постоянный гость Владимир Михайлович Лавров, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории, профессор Николо-Угрешскойдуховной семинарии, действительный член Академии Естественных Наук. Здравствуйте, Владимир Михайлович! Профессор Владимир Лавров: Здравствуйте! «Похабный мир» Протоиерей Александр Ильяшенко: Мы собрались в очередную годовщину Брест-Литовского мира, о котором все слышали, но что это такое, знают очень немногие люди. Попросим Владимира Михайловича пояснить те драматические, а может, даже роковые события, которые привели к этому миру, который современники, и даже сам Ленин, называли похабным.

http://pravmir.ru/brestskij-dogovor-kak-...

Закрыть itemscope itemtype="" > На заседании Комитета Украинской Православной Церкви по биоэтике обсудили этические проблемы трансплантологии 22.12.2011 238 21 декабря по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством епископа Макаровского Илария состоялось заседание Комитета по биоэтике и этическим вопросам при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru. В заседании приняли участие: председатель Синодального отдела УПЦ по вопросам здравоохранения и пастырского окормления медицинских учреждений епископ Дрогобычский Филарет; председатель Синодального отдела УПЦ по благотворительности и социальному служению архидиакон Сергий Косовский; главный редактор «Церковной православной газеты» игумен Лонгин (Чернуха); ректор Высших богословских курсов, представитель УПЦ при общественном совете Минздрава Украины протоиерей Владислав Софийчук; директор Института медицинского и фармацевтического права и биоэтики Академии адвокатуры Украины Радмила Гревцова; сотрудники синодальных отделов Украинской Православной Церкви и представители православной общественности. Также в работе заседания участвовали участие члены экспертного совета Комитета: член Гуманитарного совета при президенте Украины, председатель рабочей группы по вопросам церковно-государственных отношений, доктор социологических наук Николай Шульга; проректор по научно-педагогической работе Национального медицинского университета им. А.Богомольца, член-корреспондент Академии медицинских наук Украины Александр Яворовский; президент Украинской ассоциации по биоэтике, доктор философских наук Светлана Пустовит; председатель Комиссии по вопросам биоэтики при НМУ им. А.Богомольца, доктор медицинских наук Петр Музыченко. На заседании было продолжено рассмотрение этической проблематики развития трансплантологии. В частности, плодотворную дискуссию вызвали доклады профессора П.Музыченко о современном состоянии трансплантологии на Украине и доцента Р.Гревцовой о католической концепции восприятия и юридических аспектах трансплантологии.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/22/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Трагедия Путина - он окружен либералами и казнокрадами К дискуссиям о реформировании Академий Наук 04.07.2013 4994 Время на чтение 7 минут Вчера Государственная Дума приняла в 1-м чтении голосами фракций «Единой России» и ЛДПР законопроект о реформировании Российской академии наук и других академий. Оппозиционные фракции - КРПФ и «Справедливая Россия» - проголосовали против этого законопроекта. Реформирование РАН - самый обсуждаемый вопрос последних дней. Страсти накалены до предела, об этом свидетельствуют и письма, которые поступали и поступают в адрес нашей редакции от различных патриотически настроенных ученых, организаций и партий, в частности, свой протест против реформы выразила в своем заявлении «Партия Великое Отечество» Николая Старикова. Очевидно, что РАН и другие академии нуждаются в реформировании. С этим согласны все участники дискуссий. РАН отягчена тяжелым советским наследием. Еще в советское время в средствах массовой информации (дозированно, в духе времени) обсуждалась тема закрытости и кумовства при выборах академиков. Эта проблема никуда не делась. К ней только добавилось, что к сегодняшнему дню Российская академия наук превратилась в клуб пенсионеров, - средний возраст академиков составляет 74 года, как было официально заявлено во время обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Талантливым молодым ученым в состав закрытого клуба, которым фактически стала РАН, попасть очень и очень сложно, зачастую невозможно. И с этим надо что-то делать. Российская академия наук отягчена также и тяжелым наследием смуты 90-х. Фактически в то время РАН, которая в дореволюционное и советское время, формально являясь самоуправляемой организацией, на деле сильно зависела от государства и выполняла государственные задачи, стала фактически независимой от государства. Такого никогда не было в нашей истории. Еще с одним тяжким наследием РАН в последнее время столкнулась Русская Православная Церковь, становящаяся все более заметным фактором российской политической жизни. РАН неожиданно предстала как рассадник мракобесия и воинствующего безбожия. Печально известное письмо академиков , которое было инициировано покойным лауреатом Нобелевской премии Гинзбургом и в котором содержалось требование не допустить введения в школе «Основ православной культуры», и недавнее не менее печальное письмо 81 академика-физика против создания кафедры теологии в МИФИ - яркое тому свидетельство. Причем в дискуссиях противники кафедры теологии в МИФИ заявляли, что студенты и преподаватели не могут выносить запах ладана, поскольку он якобы мешает им заниматься творчеством. Любому православному человеку известно, кому мешает запах ладана. Это вошло даже в русскую поговорку «Бежать, как чёрт от ладана». Воинствующее безбожие некоторых академиков стало откровением для многих представителей православной общественности. Такого не было с советских времен.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/04/tr...

Закрыть Наталья Ложкина Читательский рейтинг: 1911 Российский ученый византолог, специалист в области Древнерусской культуры и культуры Московской Руси, историк-искусствовед, кандидат культурологии, автор монографий по культуре Православного Возрождения XIV-nepboй половине XV вв. (Византия, Балканы, Московская Русь). После окончания школы в Санкт-Петербурге, поступила в СПбГУ (1975 год) на исторический факультет, закончила Кафедру Истории и теории искусства в 1985 году. Работает в Государственном Эрмитаже больше 35 лет, специализируется по теме: «Византия. Древняя Русь». Кандидат наук, в 2013 году защитила диссертацию по теме: «Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV — первой половине XV вв. » Научный руководитель Островская Елена Петровна – профессор ЮНЕСКО, Доктор философских наук, завсектором Южной Азии ИВР РАН, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук (СПбФ ИВ РАН). Основные положения и выводы исследования содержатся в монографии: «Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV — первой половине XV вв.» — СПб., 2013. (515 с. текста и 923 иллюстрации). Своими главными учителями считает: профессора Гелиана Михайловича Прохорова, доктора филологических наук, профессора СПбГУ, главного научного сотрудника ИРЛИ РАН; Медведева Игоря Павловича - византолога с мировым именем, Академика, член-корреспондента РАН; Булкина Валентина Александровича-кандидата искусствоведения, руководителя Древнерусского семинара кафедры истории русского искусства СПбГУ СПбГУ; Сергея Ивановича Голубева - ведущего художника-реставратора сектора реставрации древнерусской живописи Русского музея, преподавателя иконописи Санкт-Петербургской Духовной Академии, заслуженного работника культуры РФ, члена рабочей группы Государственной Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ, члена Союза художников РФ; Светлану Гурьевну Савину, сотрудника Государственного Эрмитажа, профессора Института богословия и философии Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/author/l/lozhkina_nat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010