Атака на знак перемен была предпринята со всей серьезностью. Противостояние инновациям в области молодежной моды всегда и везде являлось делом почти безнадежным. Зато успех в подобном предприятии, пусть неполный и временный, окупался сторицей. Он свидетельствовал о силе идеологической организации, имеющей реальную власть над обществом; он означал торжество охранительных тенденций, демонстрировал наличие контроля — в данном случае церковного — над развитием страны. Сама форма выступления патриарха против брадобрития ярко показывала глубину уже осуществившихся в России перемен. После опыта с Сильвестром Медведевым, успешно противопоставившим авторитету патриарха Иоакима естественное право человека «рассуждати себе», Адриан вынужден был со всей серьезностью обращаться к разуму паствы. Новый патриарх не рискнул дать ход идее «соборного осуждения» Медведева и всех якобы «латиномудрствующих еретиков» в русском православии. Ни книга «Остен» Евфимия Чудовского, изображающая собой обличительные материалы антиеретического собора, ни острополемический «Щит веры» Афанасия Холмогорского не были допущены к изданию контролируемым Адрианом государевым Печатным двором. Проигранный «мудроборцами» спор послужил хорошим уроком новому патриарху. Адриан прекрасно помнил, что сам несгибаемый Иоаким «не рад был, впутавшись в такое дело, много раз со слезами жаловался на монаха Евфимия, который подбил его на это»  . Еще 17 июля 1690 г., когда Адриан управлял делами Церкви в межпатриаршество, Евфимий был суровым указом изгнан с должности справщика Печатного двора за серьезные ошибки в редакторской работе  , опальному пришлось на много лет покинуть Чудов монастырь и саму Москву. Изгнав главного доносителя на Медведева, Адриан менее всего склонен был к продолжению богословского спора с самим Сильвестром. 11 февраля 1691 г. тот был казнен — но не за «еретические» взгляды, а по обвинению в «волхвовании» с целью завладеть патриаршим престолом и царской короной… Не входила в планы Адриана и канонизация верховного «мудроборца». Отстаивавший идею святости своего друга и покровителя Игнатий Римский–Корсаков, продолжавший к тому же пропаганду необходимости активной внешней политики России на юго–западе, 30 апреля 1692 г. был хиротонисан в митрополиты Сибирские и Тобольские с указом немедля выехать в свою епархию  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Г.А. Скворцов Глава IX Характеристика п. Адриана, как вывод из всего вышесказанного Патриарх Адриан не был сильной, выдающейся по характеру личностью. Кроткий, мягкий, незлобивый в обращении со всеми, кто имел с ним дело, он и эти главные черты своего характера не довел до яркого, выпуклого проявления, давая основание недовольным им считать его слабовольным, боязливым и нерешительным. Его темперамент более всего подходит под определение меланхолического. Он жил больше внутреннею жизнию, довольствовался небольшим запасом впечатлений, которые, однако, глубоко залегли в его душу, создали твердые убеждения. Его ревность к греко–русским (византийским) традициям была столь же велика, что и у предшественника, его друга, энергичного п. Иоакима. Но эти твердые убеждения не перешли в равносильные им практические мероприятия в церковном управлении и руководстве русской паствой. Патриарх Адриан был робок, не уверен в своих силах и силах тех, кто был вверен ему, как отцу и главе. Неспособность к крутым, смелым, открытым выступлениям на защиту своих старозаветных воззрений еще более замыкала его в круг излюбленных идей, приводила к большему самоуглублению и келейному одиночеству, к которому он привык от юных дней. Насколько разнообразна, обильна впечатлениями, кипуча, непоседлива с детства жизнь сангвиничного царя Петра Великого, успевшего до 1700 г. побывать два раза в Азове и Архангельске, за границей и на берегу Финского залива, коему суждено было ярко открыть новый период русской истории, настолько монотонно, тягуче, келейно однообразно времяпровождение последнего патриарха, не выходившего за пределы Москвы и близлежащих подмосковных монастырей, олицетворившего собою древнюю Русь с ее установившимися традициями, чинным обрядоверием и восточным спокойствием. При всех своих нравственных достоинствах – незлобии, голубиной кротости, евангельской доброте, выдвинувших его на первое, после Царя, место, п. Адриан не мог стать популярным вождем большинства русского народа, с недоверием и страхом (такими же, что и у самого патриарха) встречавшего беспокойную, порывистую, непонятную деятельность молодого царя–реформатора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Ирода, сын его Архелай жестокостями своими не уступал отцу; он выказывал явное неповиновение римским повелителям, был вызван в Рим, и император Август, лишив его власти, заточил в крепость. Вслед за тем наступает период совершенной утраты иудеями своего политического существования, и причиной всему являются «Зилоты» (ревнители), которые вооружили народ против языческой тирании. В царствование Нерона, в 71 году по Р.Х., римские полчища, под предводительство сначала Веспасиана, а потом сына его, жестокого Тита, осадил Иерусалим и, после 5–месячной осады, срыли его до основания, причем погибло множество народа, будто бы до миллиона человек. Число это невероятно, но объясняется тем, что взятие Иерусалима происходило во время Иудейской Пасхи, когда стечение народа бывало многочисленное. Затаенная на продолжительное время ненависть иудеев к завоевателям-язычникам, за поругание еврейских обрядностей, разразилась в царствование императора Адриана, в 133 году по Р.Х., открытым восстанием. Адриан двинул на них войска под предводительством Юлия Севера. Евреи были совершенно уничтожены и ни одного еврея не осталось в Иерусалиме; Адриан запрещал евреям даже приближаться к этому городу. В 136 году на развалинах древнего Иерусалима Адриан решился основать новый город и назвал его «Элия Капитолина», в честь собственного своего прозвания Элий и в честь Юпитера Капитолийского, которому и воздвигнут был храм на месте бывшего иудейского. Но, чтобы предать забвению христианские святыни, Адриан построил новую иерусалимскую стену, которая была возведена позади Голгофы, так что это святое место было включено в черту нынешнего города. В царствование преемников Адриана евреи купили себе ценой золота право приходить плакать на развалинах Сиона. Царствование Константина Великого , озаренного светом истинной веры, было эпохой возрождения для Иерусалима. При Константине святыня иерусалимская вновь воссияла для мира и начала привлекать к себе поклонников из всех стран. Благочестивая мать первого христианского царя – Елена, несмотря на свои 80 лет, прибыла в Палестину в 326 году, посетила все священные места и воздвигла на них многие храмы. К этому же периоду относят и постройку храмов: Св. Гроба и Вифлеемского. Освящение храма Воскресения происходило 13 сентября 355 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНИД Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) Прмч. Адриан и прп. Леонид, Пошехонские чудотворцы. Икона. XIX в. (Успенский кладбищенский храм) († 1549, Адрианов Пошехонский мон-рь (ныне в дер. Андрианова Слобода Пошехонского р-на Ярославской обл.)) , прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский в честь Успения Пресв. Богородицы женский монастырь ). Основным источником сведений о святом является Житие («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова. Списано бысть житие святых тое же обители многогрешным игуменом Алексеем»), известное в 2 редакциях в большом числе списков XVI-XIX вв. Первая редакция (нач.: «Бысть некий черноризец рекомый Бестуж...») составлена игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573); ее автору было неизвестно местонахождение мощей прмч. Адриана, обретение к-рых состоялось в 1626 г. Самый ранний список датируется кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981 об., сборник-конволют XVI-XVII вв.). Вторая редакция (нач.: «Сие благословенное древо, преподобномученик Адриан, произрасте в богоспасаемом граде Ростове...»), созданная после обретения мощей прмч. Адриана, представляет собой переработку и сокращение 1-й; редактор исключил остросюжетные эпизоды и яркие бытовые подробности, язык повествования приобрел более книжный характер. Согласно Житию, послушник Л. подвизался в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре . 13 сент. 1540 г. он по благословению игумена мон-ря, прп. Лаврентия , удалился из обители вместе с иеродиак. Адрианом (см. Адриан Пошехонский , прмч.), чтобы «создать новый дом Богородицы». Место для обители на берегу р.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.- 5.03.1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. и в Соборе Ростово–Ярославских святых). Основатель пуст. в честь Успения Пресв. Богородицы (см. Адрианов Пошехонский жен. мон-рь ). Основным источником сведений о святом является его житие, сохранившееся в большом числе списков XVI-XIX вв. Житие состоит из 2 разновременных частей. Древнейшая («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова») написана игум. Успенского мон-ря Алексием (1570-1573) и представляет собой рассказ об основании преподобным мон-ря и о трагической гибели святого 10 лет спустя (самый ранний список - кон. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981об.) содержит только древнейшую часть жития). Во второй части («Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана»), возникшей вскоре после обретения мощей А. П. в 1626 г. (наиболее близок к первоначальному тексту список XVII в.- РГБ. Унд. 273), подробно изложено указанное событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы (см. Успения Адриановская икона Божией Матери ), лежавшей на аналое рядом с ракой святого. Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Прп. Адриан Пошехонский. Икона 1752 г. (ЦМиАР) Согласно житию, А. П. родился в Ростове Великом в нач. XVI в. в семье благочестивых христиан Григория и Ирины. После 3 лет безмолвия и жизни в пустыне он принял постриг в Корнилиевом Комельском мон-ре . А. П. часто называют учеником прп. Корнилия Комельского, что, однако, не подтверждается ни житиями, ни др. источниками. 13 сент. 1539 г. А. П. уже в сане иеродиакона по благословению игумена мон-ря прп. Лаврентия Комельского оставил обитель и удалился вместе с прп. Леонидом Пошехонским и неким «черноризцем Бестужем» в глухие места Пошехонья с желанием «создать новый дом Богородицы».

http://pravenc.ru/text/63616.html

Атака на знак перемен была предпринята со всей серьезностью. Противостояние инновациям в области молодежной моды всегда и везде являлось делом почти безнадежным. Зато успех в подобном предприятии, пусть неполный и временный, окупался сторицей. Он свидетельствовал о силе идеологической организации, имеющей реальную власть над обществом; он означал торжество охранительных тенденций, демонстрировал наличие контроля — в данном случае церковного — над развитием страны. Сама форма выступления патриарха против брадобрития ярко показывала глубину уже осуществившихся в России перемен. После опыта с Сильвестром Медведевым, успешно противопоставившим авторитету патриарха Иоакима естественное право человека «рассуждати себе», Адриан вынужден был со всей серьезностью обращаться к разуму паствы. Новый патриарх не рискнул дать ход идее «соборного осуждения» Медведева и всех якобы «латиномудрствующих еретиков» в русском православии. Ни книга «Остен» Евфимия Чудовского, изображающая собой обличительные материалы антиеретического собора, ни острополемический «Щит веры» Афанасия Холмогорского не были допущены к изданию контролируемым Адрианом государевым Печатным двором. Проигранный «мудроборцами» спор послужил хорошим уроком новому патриарху. Адриан прекрасно помнил, что сам несгибаемый Иоаким «не рад был, впутавшись в такое дело, много раз со слезами жаловался на монаха Евфимия, который подбил его на это» . Еще 17 июля 1690 г., когда Адриан управлял делами Церкви в межпатриаршество, Евфимий был суровым указом изгнан с должности справщика Печатного двора за серьезные ошибки в редакторской работе , опальному пришлось на много лет покинуть Чудов монастырь и саму Москву. Изгнав главного доносителя на Медведева, Адриан менее всего склонен был к продолжению богословского спора с самим Сильвестром. 11 февраля 1691 г. тот был казнен — но не за «еретические» взгляды, а по обвинению в «волхвовании» с целью завладеть патриаршим престолом и царской короной... Не входила в планы Адриана и канонизация верховного «мудроборца». Отстаивавший идею святости своего друга и покровителя Игнатий Римский-Корсаков, продолжавший к тому же пропаганду необходимости активной внешней политики России на юго-западе, 30 апреля 1692 г. был хиротонисан в митрополиты Сибирские и Тобольские с указом немедля выехать в свою епархию .

http://sedmitza.ru/lib/text/439382/

Иером. Адриан: Что служило источниками при создании «Нового иконописного подлинника»? Помогали ли вам какие-нибудь музеи? Игум. Лука: При издании мы не имели права публиковать изображения икон из фондов музеев. Поэтому в первую очередь были использованы печатные альбомы. Кроме того, мы сотрудничали с «Православной энциклопедией», в которой сейчас проводится огромная работа над томами, соответствующими еще только начальным буквам. Для святых нового времени мы помещали не только иконы, но и фотографии, которые также являются очень важным материалом для создания образа. Также мы сотрудничали и с некоторыми музеями. Так, Государственный Исторический музей предоставил возможность сделать копии с древних миниатюр, и эти копии помещены в «Новый иконописный подлинник». И, конечно же, в «Новый иконописный подлинник» вошли многие работы современных иконописцев — в том числе созданные в нашей Иконописной школе, в Оптиной Пустыни, в Минских иконописных мастерских, в Москве и области. В первую очередь это касается икон святых нового времени, но отчасти и древних святых. Иером. Адриан: Где и когда можно будет приобрести диск, и будет ли он размещен в интернете? Игум. Лука: Диск был издан ко дню рождения приснопамятной монахини Иулиании (Соколовой), и тогда же, 21 ноября 2008 года, прошла презентация диска в Московской духовной академии. Вообще, работа приснопамятной монахини над иконой вдохновляла нас. Она подходила к созданию образов очень серьезно, собирала большой материал (как правило, наиболее древние образы), молилась. Сейчас диск продается в Иконописной школе, в Троице-Сергиевой Лавре, в Москве – в Сретенском монастыре, в храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке, связанном с монахиней Иулианией. Его можно приобрести через интернет-магазин «Озон». На портале «Богослов. Ru» будут представлены несколько страниц – в первую очередь, святые, связанные с Московской духовной академией и Троице-Сергиевой Лаврой, и святые-иконописцы. Иером. Адриан: Много ли людей сотрудничало с вами при создании «Нового иконописного подлинника»?

http://bogoslov.ru/article/369006

Он сказал, что познал теперь, что такое Ангел- хранитель. У о. Германа и о. Серафима забот, как говорится, был полон рот, хотя поначалу они и не помышляли «основать монастырь». Всякого человека они привечали как дар Господень, хотя порой, судя чисто по-человечески, люди эти были «совсем не подарок». Всякого, кто возжелал встать на стезю монашества, они принимали, следуя завету преп. Паисия: «Не отвергну никого из приходящих ко мне». Они также держались правила – никого не выгонять, разве что поведение того или иного брата становилось буйным и угрожало другим. Коль скоро Господь посылал им брата, не их дело решать, сколько ему пробыть в монастыре. Они жили и трудились с уверенностью: если брат не приживется, он сам это поймет и уйдет. Отцы старались каждому дать как можно больше, какие бы тяготы и невзгоды ни сулило это им самим. По словам преп. Паисия: «Новый брат – новая молитва». Пустынь для американок Вдали от шума и суеты мира, в тихих монашеских убежищах, в пустынных местностях, наводящих на мысль о вечности, тысячелетие жены Святой Руси трудились ради своего спасения. Стремясь прежде всего приобрести смиренномудрие… Они старались быть невидимыми, незаметными, скрытыми в тихих кельях за монастырскими стенами, расположенными за отдаленными реками и озерами, в забытых скитах, спрятанных в зеленых чащах, в тени плакучих ив и березовых рощ, которые одни только и слышали их тихую молитву и нежное пение и видели их созерцающими свадебную горницу их Божественного Жениха, Христа. Игум. Герман (Подмошенский). Отец Герман вспоминает: «Порой о. Серафим бывал столь отрешенным, безмолвным, что казалось, он никогда не выйдет из этого состояния. Природу он ценил как источник непостижимого соприкосновения с Богом и, пребывая в ней, погружался в пучины собственного внутреннего мира. Как утешительно видеть, сколь глубоко радовался он, созерцая пустынь. Я нередко задумывался: неужто более нет молодых американцев, чувствующих столь же глубоко, способных разделить его радость?» Со времени знакомства с о. Адрианом о. Герман (в ту пору просто 20-летний юноша Глеб) начал общаться с американцами, недавно принявшими Православие. Отец Адриан познакомил его с тремя своими подопечными – они жили в деревеньке близ Ново-Дивеевского монастыря. Прощаясь тогда с Глебом, о. Адриан настоятельно просил его не только помогать новообращенным в переводах с русского, но и заново, с позиции их восприятия учиться Православию. Их новый взгляд чрезвычайно полезен тем, для кого Православие сделалось «прописной истиной». «Кто знает, доколе Господь будет попускать нечестивость, расползающуюся по Америке. Времени терять нельзя, нужно передавать людям опыт православной жизни, а это непросто – из-за различия культур. Как-то привьется побег Православия на новой ветви?» – говорил о. Адриан.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Чрез 48 лет после этого разрушения Иерусалима император Элий Адриан основал на месте Иерусалима новый город, который в честь имени императора и в честь Юпитера Капитолийского был назван Элией Капитолиной. Это был город чисто языческий. Иудеям поселение в Элии Капитолине было положительно воспрещено. Они имели позволение являться туда только на один день в году, во время большой ярмарки, и то с платою за право входа. Над главными воротами города поставлено было изображение свиньи, чтобы этою, ненавистною израильтянам, эмблемою, заставить их еще более удалиться от своего священного города. Лишенный своих туземных жителей, новый город был населен переселенцами Сирии, Греции и Аравии, которые заняли всю местность прежнего города, кроме южных склонов Сиона и Мориа, некогда занятых дворцами первосвященников (на Сионе) и царей (на Мориа), а при созидании Юлии Капитолины оставшихся (и остающихся доселе) вне городских стен Иерусалима. На месте храма Соломонова устроен был храм в честь Юпитера Капитолийского и таким образом Адриан думал нанести удар Иудейству. Наравне с иудеями были изгнаны из своего священного города и христиане из иудеев, и в Элии Капитолине жило только небольшое число христиан из язычников. Для нанесения удара христианской вере, Адриан отнимает у христиан гробницу Спасителя, приказывает засыпать наносною землею место смерти и погребения Богочеловека, т. е. Голгофу и примыкающую к ней котловину с гробницами. На образованной таким образом насыпи он ставит над местом Голгофы храм и статую Астарты или Венеры, а на месте гроба Господня статую Юпитера. Но уже эти языческие образы, статуя смерти и статуя возрождения и воскресения, поставленные на месте действительной смерти и действительного воскресения Богочеловека, предохраняли от забвения засыпанную гробницу, так что, когда император Константин Великий изъявил намерение построить храм на месте гроба Господня, ему указали это место без затруднений. – Очевидно, что со времени разрушения Иерусалима и возникновения Элии Капитолины. со времени описанной выше гибели и поругания священных мест христианства и изгнания из Элии христиан из иудеев, епископская кафедра Иерусалимской церкви, которая в первое время христианства была занимаема исключительно родственниками Иисуса Христа по плоти, потеряла особое значение в глазах христианского мира, и епископ Элии подчинен был митрополиту Кесарии Палестинской. Таково было положение Иерусалима в течение 2-го и 3-го века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

XXV. Патриаршая грамота на освящение церкви всех Святых, что под колокольнею, 1690 года Божиею милостью, Преосвященный Адриан, Митрополит Казанский и Свияжский. В нынешнем во 198 (1690) году били челом Великим Государем Царем и Великим Князем, Иоанну Алексеевич у, Петру Алексеевичу, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцам, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрит с братиею, а в челобитной их написано: В прошлых, де, годах блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержца, Святейший Никон Патриарх строил у них, в Воскресенском монастыре, церковь каменную с пределы противу Иерусалимского образца, и построил предел под колокольнею во имя всех Святых, и ныне, де, они в тот предел построили иконостас, и святые иконы написаны, и ко освящению те церковь готова, а без грамоты святить не смеют. И Великие Государи пожаловали бы их, велели тое церковь всех Святых освятить ему ж, Архимандриту, и о том дать освященную грамоту. И аз, смиренный Адриан, Божиею милостью, Митрополит Казанский и Свияжский, по повелению Великих Государей Царей и Великих Князей, Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцев, меж Патриаршества, Воскресенского монастыря, что на Истре, Архимандрита Никанора с братиею благословил, велел в том их, Воскресенском монастыре, церковь во имя всех Святых, что под колокольнею, освятить ему ж, Архимандриту Никанору, соборне по новоисправленному Чиновнику, буде тот предел построен по чину против иных церквей. Писан на Москве лета 7198 (1690), Марта в 31 день. На той же грамоте внизу рукою Архимандрита Никанора подписано: «198 года, месяца Апреля в 6 день, в неделю пятую святого поста освящена церковь во имя всех Святых в великой церкви под колокольнею. На обороте грамоты надпись: «Казначей старец Паисий Сийский». XXVI. Патриаршая грамота на освящение церкви Св. Архангел, 1690 года Божиею милостью, Преосвященный Адриан, Митрополит Казанский и Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010