Само собою разумеется, что такая работа над недостаточными частями курса А.С. Павлова требует для себя не узких рамок обычной рецензии и не таких небольших моментов времени, какие потребны для рецензии – а продолжительной работы специалиста, могущей разрастись в целый новый курс, как следующую высшую ступень научной обработки права – по методу и направлению, расчищенным и пройденным А.С. Павловы м. Из тех частей курса, которые мы желали бы указать в качестве образцов для таких ученых тружеников православно-церковного права, отметим следующие. 1) В целой системе церковного права нет скучнее и запутаннее предмета, как учение о видах родства и счислении степеней его, но в курсе А. С.Павлова этот отдел изложен так методично просто, что его может без затруднения усвоить не только студент, но и мало- —455— мальски развитый ученик церковно-приходской школы. (См. стр. 336–358). 2) Излагая последовательное движение законодательной идеи, как оно открывается в источниках права, А.С. Павлов иногда усвояет самый тон, мотивы повеления или запрещения и в своем изложении так сродняется с языком законодателя, что это изложение становится художественным. Такова напр. следующая тирада: «Установляя наименьший возраст для вступления в брак, положительное право, церковное и гражданское, указывает и крайний предел старости, за которым заключение брака признается уже делом физически и нравственно невозможным. Физически – так как самая способность к половому совокуплению с летами теряется, нравственно – так как старость естественно должна заставить человека помышлять о смерти и вечности, а не о радостях медового месяца, которые вообще ей не к лицу: время всякой вещи под солнцем!» (стр. 330). Читая эти строки, невольно задаешься вопросом: кто здесь добродушно посмеивается над немощами и искушениями старости: блаженнейший ли патриарх Адриан или симпатичный старец А.С. Павлов ?! Весьма трудный и сложный вопрос нашего церковного права – об отношении церкви к государству – в курсе А.С. Павлова получил следующее историческое освещение:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

342 В огромной литературе «пушкиноведения» сколько-нибудь серьезных специальных произведений по этому вопросу, насколько мне известно, не существует. В «Пушкинском сборнике памяти Венгерова» (М., 1922) есть статья Е.Кислицыной «К вопросу об отношении Пушкина к религии» – ученическая, добросовестная, но весьма поверхностная работа. Автор приходит к выводу об отсутствии у Пушкина серьезных религиозных убеждений. К тому же выводу, на основании очень спорных соображений, склоняется В.Вересаев в статье «Автобиографичность Пушкина» (Печать и революция. 1925. Кн.5–6). Валерий Брюсов, который вообще смотрит на Пушкина (по своему собственному подобию) как на чистого «мастера» искусства стихотворства, естественно приходит к заключению, что по христиански-религиозным стихам Пушкина так же мало можно судить об его личном миросозерцании, как по его обработкам античных мотивов (Пушкин. Сборник П Пушкинской Комиссии. М., 1925). (Примеч. С.Л.Франка ). Современное отношение к религиозности Пушкина изменилось. См.: Сурат И. Пушкин как религиозная проблема//Новый мир. 1994. 1. 344 «Пушкин...прикидывался буяном, развратником, каким-то яростным вольнодумцем. Это состояние души можно бы назвать юродством поэта» (Бартенев П.И. О Пушкине. М., 1992. С.196). Бартенев Петр Иванович (1829–1912) – историк, археограф, библиограф, один из основателей изучения биографии А.С.Пушкина. 347 См.: О ничтожестве литературы русской//Пушкин. Полн.собр.соч. 1977. Т.7. С.214. Гельвеций Клод Адриан (1715–1771) – французский просветитель, философ-материалист. 349 Б.Модзалевский. Письма Пушкина. Т.1. 1926. Прим.314. (Примеч. С.Л.Франка ). Модзалевский Борис Львович (1874–1928) – историк литературы. Один из создателей Пушкинского дома, известен разысканиями и изданиями исторических и литературных источников. 351 Полицейская выписка из письма А.С.Пушкина предположительно к В.К.Кюхельбекеру//Пушкин А.С. Полн.собр.соч. 1977. Т.10. С.70. 352 «Глухой философ» Гетчинсон – это У.Хатчисон, домашний врач графа Воронцова. См.: Гроссман Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

снова, с определенными оговорками, принятая исследователями для разработки 369 . Ныне словосочетание «библейский греческий язык» используется в преподавательской практике библейских филологов как синоним термина «койне» 370 . На этом языке по-гречески был написан Новый Завет 371 , который точно так же, как и сама Септуагинта, отличается значительным стилистическим разнообразием, включая в себя произведения, в разной степени удаленные от эллинистической литературной нормы 372 . Литургическое предание Восточной Церкви, построенное на новозаветных и ветхозаветных чтениях, а также святоотеческая письменность, которая представляет собой многовековую литературу со своей поэзией, риторикой, философией, основывались на структурах этого языка. Начало изучению «библейского языка» положил в V в. представитель Антиохийской богословской школы монах Адриан, написавший «Введение» для толкователей Священного Писания. По Адриану, особые свойства библейского языка восходят к еврейской идиоматике, из них «одни обнаруживаются в значении [слов], другие в лексике, третьи в композиции» (PG 98.1273а). Под особенностями значения имеется в виду то, что требует экзегезы для правильного понимания. Лексические отличия состоят в необычном употреблении слов: например, «видеть» в значении «наслаждаться», «однажды» в значении «навсегда» и т.п. (Ibid. 1284d). Своеобразие композиции – в параллелизме фраз, пропуске и перестановке слов: по сравнению с греческой нормой, а также в частом употреблении метафор, сравнений, метонимий, парафразов и т.п. (Ibid. 1300–1301). В более новых штудиях оценки литературных достоинств греческой Библии рознятся от восторженных до уничижительных. По решительному суждению У. Виламовица, язык памятника «запинается», сам в себе неоднороден и «продуктивен только набором слов» 373 . Подобное впечатление возникает, если судить о Септуагинте с точки зрения истории греческой литературы. Но насколько такой подход вообще адекватен? Основная трудность с пониманием Септуагинты состоит в том, что она есть первое произведение в своем роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Процветание Набатейского царства основывалось не только на прибыльной торговле, но и на высокоинтенсивном земледелии, развивавшемся в пустынных ныне областях Негева и Заиорданья. Взятие Маккавеями Газы ок. 100 г. до Р. Х. отрезало набатеев от Средиземного м. и нанесло тяжелый удар по их торговле. В поисках новых выходов к морю экспансия Набатейского царства при Арете (Харите) III (87-62 гг. до Р. Х.) достигла Хаурана и Дамаска. Город Бостра в Хауране (на юге совр. Сирии) стал 2-й столицей набатеев. Набатеи восприняли арамейскую письменность и греч. культуру, памятниками которой остаются храмы и погребальные сооружения, вырубленные в скалах Петры. Авила. Гробница рим. времени Авила. Гробница рим. времени В 63 г. до Р. Х. армия Помпея уничтожила гос-во Селевкидов и Рим установил новый политический порядок на Ближ. Востоке. Сирия стала рим. провинцией, на остальных территориях сохранялись вассальные царства, в т. ч. Идумея, Набатея и города Декаполиса, располагавшиеся на границе евр. гос-ва, рим. Сирии и владений набатеев. Первоначально Рим придерживался стратегии мягкой гегемонии над малыми царствами. Набатеи выступали как союзники римлян в ряде военных кампаний, в т. ч. в Иудейской войне, завершившейся взятием Иерусалима в 70 г. по Р. Х. С этого времени империя переходит к поглощению буферных территорий и их прямому управлению. В 106 г. по Р. Х. имп. Траян окончательно ликвидировал гос-во набатеев, территория к-рого была преобразована в пров. Аравия с центром в последней набатейской столице Бостре. Земли в долине Иордана относились к пров. Палестина Вторая. В отличие от совр. ситуации, когда р. Иордан является линией разграничения между гос-вами, в древности река объединяла оба берега долины в единое природно-экономическое и политико-адм. пространство. Вост. граница этого региона проходила по водоразделу на гребнях Заиорданского плато. Главным торговым узлом Заиорданья стала Новая Траянова дорога (Via Nova Traiana), построенная в 111-114 гг. от Бостры до Айланы (Айлы, совр. Акаба). К востоку от нее была создана идущая параллельно система укрепленных фортов, т. н. арабский лимес (Limes Arabicus), составлявший часть линии пограничных укреплений, опоясывавших Римскую империю. На территории И. был расквартирован IV легион, оборонявший юго-вост. границы империи. Особый интерес к востоку проявил имп. Адриан , к-рый в 129-130 гг. посетил провинции Аравия и Палестина; в Герасе (ныне Джараш) он провел зиму. Имп. Септимий Север , путешествуя по Востоку с женой-сириянкой Юлией Домной, посетил в 199 г. Петру. При Севере к пров. Аравия были добавлены бывш. территории пров. Сирия; здесь, в частности, находился г. Шахба, в к-ром родился имп. Филипп Араб (244-249). При Диоклетиане, напротив, юж. часть провинции вместе с Петрой была передана в состав Палестины, а в сер. IV в. стала самостоятельной пров. Палестина Салютарис (с нач. V в. Палестина Третья).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Тебя умницу не моему язычонку оспаривать. О молитве небрегу: часто оставляю правило? Без моленья и поста, во век не узрим мы Креста. Хочется смирить себя? У Добротолюбия учись. Не умею собою управлять? Добротолюбие дало бы ума! Более и более каменею и дебелею? Если Бог для нас не страшен: да побоимся хоть смерти-то! За чтение примусь: не понимаю! Да, сударыня: в аду-то опомнимся, да уж поздно будет. Простите меня, батюшка? Разве за это, что Лествичника-то под пятами держишь? Попекитесь обо мне? Перестанешь ли плевать на книги-то? 94. 1851 года 21 ноября. Батюшка, в моем уме одна только гордость? Добротолюбие являет пред глаза: за гордость мне готова адова гроза. Матушка Игуменья говорит: соборное правило полезнее выслушать? Соборное правило надобно выстаивать, а недостаточное, в келье дополнять. Я ей сказала: дома лучше понимаю. Да послушание-то должно быть безпрекословное. Батюшка! Падаю на всякой час? Лествичника слушайся. А возстать не могу? А я так еще и не хочу. Не чувствую, в чем грешна: нет сознания? Ефрема Сирина спрашивай. Юродивая у меня была и говорила загадками? Новый Завет нас прямо, а не загадками, к Богу зовет. Некоторыя просят меня, чтобы я была им наставницей? Слепой дорогу не указывает; а ищущая вернаго пути слушалась бы Ефрема Сирина A.M. просит вашего благословения в новую келью перейти? Перемещай, Христианочка, тело: да обновишися духом. М. и Ф. просят вашего благословения? О, если бы подражали науке Добротолюбия? Оне желают побывать на родине у духовных отцев, братьев и сестер? Душа, любящая Бога, все на одном месте найдет. Не оставьте их в своих св. молитвах? Слушайтесь Библии, Четь-Миней, Ефрема Сирина . Вы свет в очах душ наших? Господи! Очи мои направляй всегда к Тебе: дабы моя слепая гордость не запуталась в сетях вражиих. Моя келейная просит вашего благословения? Полюбите книгу, называемую, – житие и писания Молдавскаго старца Паисия Величковскаго . Она хворает лихорадкою? Святое лекарство: вода святая, маслецо святое, просфорочки кусочек кушать натощак, с уважением Господу Богу молиться усерднее как можно: за такую болезнь молитвенник Угодник Божий Сисиний.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Помолитеся, чтобы приобрести терпение и смирение? Сказано в Алфавите: буди смиренно мысли, смиренно глаголя: буди смирен и благоразумен; смирение к Богу присвоение; о, коль несть смирения достойно! Оно всего дороже: даждь его нам Боже! Семейство укоряет, что я и меньшая сестра отстали рядиться? Не убойся, егда разбогатеет человек. А которая рядится, о той я измучилась: у нас нужда в деньгах, замуж отдать не с чем? Это не друг, который для светских выгод женится. С замужней сестрой тоска: боится смерти? Любя Новый Завет, не умрет, оживет. 199. 1853 года 3 января. Молиться и читать не хочется . Без молитвы в ад попадешь. Такая зависть: – все бы шила? Читай Четьи-то Минеи. Хочется одной пожить без сестрицы? Неужели для вас своя воля не страшна? Много с вами поговорить на письме некогда: знайте Бога, да свою душу берегите, – чтобы в ад не приготовить; – об этом сами читаете и знаете: за что будет Царство Небесное, за что будет и мука вечная. 200. 1853 года 7 февраля. Погостить сестрице хочется у М. Вас оставить нельзя. Я рада была бы, да домашние? Ошибаешься. Исправили бы дело без нее? Не резвися! Сделай себе милость: ищите кротости, смирения, терпения, разсуждения. Если бы вы обратили внимание на благочестивыя дела: об них бы заботились, исполняли со всяким страхом и уважением к Господу; и писать-то Господь бы вас научил о благочестии расположенной душой. Простите Господа ради, вот какие мы до вас строгие! Батюшка! Простите: живу худо, й не оставьте во св. молитвах? Лучше умереть, нежели жить постыдно. Еще не хочется смирить себя против невестки? Смиряйся везде, только не против веры. И сестры между собой спорим? За труды по 300. Иногда бранимся? По 500 поклонов. Страх нападает: с какими делами к вам приехать? Приезжай, не робей. У нас братец нездоров: болит спина и грудь и кашляет: просит помолиться за него? Молиться, поститься, слушаться Божьих книг; водою и маслецом освященными лечиться. 201. И.И. 1849 года 21 июня. Батюшка! Благословите много- грешнаго? Господь грешников кающихся принимает.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

36).    Найденная будто бы в Португалии напись на мраморе, в которой Нерон восхваляется «за очищение провинций от разбойников и от тех, которые хотели ввести новое суеверие», подложна. В 1862 г. на смену этой написи явилась другая, сделанная углем на стене в Помпеях, на которой разбирают слово HRISTIAN. Де-Росси на этом основании доказывает повсеместность гонения при Нероне. Он исходит из того предположения, что это указание написи нужно читать: «igni gaude christiane». Но другие ученые (F. Overbeck, Aube, Gorres, Langen, Schultze), которых также нельзя не считать компетентными, основательно указывают на то, что вся аргументация Росси и его последователей покоится лишь на слове «hristian», а из этого одного нельзя вывести ничего больше того, что в Помпеях о христианах знали и, может быть, над ними смеялись; а может быть, вся эта надпись не имеет никакого отношения к христианам и представляет не более, как объявление о продаже вин (одно слово разбирают как «vina»). Во всяком случае слово «igni» прочитано Де-Росси с большою натяжкою. Период второй Христианство как religio illicita (недозволенн... Век Антонинов    18 сентября 96 г. Домициан пал жертвою заговора, вызванного, между прочим, казнью консуляра Флавия Климента. Преемником его был император Кокцей Нерва, престарелый сенатор, правивший всего год и несколько месяцев (96—98). Домициан оставил ему, по-видимому, множество дел, возбужденных им против подозрительных личностей. Но новый благородный император отдал приказ о прекращении всякого следствия по обвинению в asebeia и совращении в иудейские обычаи. Точно так же политических изгнанников царствования Домициана он возвратил в Рим. В первый же 96 г. своего правления он отменил «иудейский фиск», чем заслужил особенную признательность сената, выбившего в честь этого факта монету.    Нерва открывает своим царствованием одну из самых блистательных эпох в истории римской империи. Все пять императоров этой эпохи (Нерва, Траян, Адриан, Антонин, Марк Аврелий) оставили по себе память, как самые лучшие императоры, optimi imperatores, как цвет кесарей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Тут я столкнулась с большой проблемой. Некоторые из преподавателей уехали из Хайлара, учитель математики Е.Е. Волгин уехал на заимку и не появлялся в городе. Пришлось о. Ростиславу Гану взять на себя подготовку к экзаменам. Некоторые преподаватели оставались в Хайларе. Всех собрали, назначили экзамены по всем предметам, сдавали их в помещении школы, уцелевшем от пожаров, которые устраивали японцы, уходя из Хайлара. Мы получили аттестат зрелости, устроили скромный послевоенный “Белый бал”, на котором ничего белого не было, кроме белой бумаги, которой покрыли столы вместо белых скатертей, потому что все было разграблено. Что было на столах – не помню. Мне портниха сшила платье из случайно оставшегося куска красивого материала цвета само с кружевом. Моим кавалером был Саша Исакин, только что окончивший медицинский факультет и направленный на работу в хайларскую больницу. Не обошлось без проблем. Весть о “Белом бале” облетела разрушенный и разграбленный Хайлар, военные услышали о н м и решили, что это “белобандитский бал”, и пришли расправиться с белобандитами. Как их усмирили и объяснили, что это просто школьная вечеринка, я не знаю. В конечном итоге все обошлось спокойно и благополучно. С приходом Красной армии жизнь маленького городка приняла новый облик. Как только жизнь встала на мирные рельсы, началось знакомств коренного населения Хайлара с военными. Некоторых из них поселяли в частные дома, и таким образом жизнь шла в тесном контакте. Политических разговоров и споров, как мне известно из опыта в нашей семье, не было, а люди оценивались по их личным качествам, положительным или отрицательным. В моей памяти ярко запечатлен один случай, как будто бы это произошло вчера. Это касается семьи о. Ростислава Гана, к которому я относилась с безграничным уважением и любовью. В то время у него и матушки Софии было два сына – Адриан и Серафим. Ждали третьего ребенка, и он родился. Отец Ростислав сказал, что я буду его крестной матерью. Ребенок родился с врожденным пороком сердца.

http://azbyka.ru/fiction/minuvshee-razvy...

5:11. Если бы Павел стремился обратить язычников в иудаизм обычным путем (обрезание – для мужчин, крещение – и для мужчин, и для женшин), он не столкнулся бы с противостоянием иудеев. Именно оппоненты в Галатии, более чувствительные к своим собственным культурным традициям, чем к особенностям галатийской культуры, принудили его к этому (6:12,13). (Если его читатели проживали в Южной Галатии, то о некоторых из подобного рода преследований можно прочитать в Деян. 13, 14 .) 5:12. Они «удалены были» или сами себя «отсекли» от этого сообщества. Но большинство комментаторов трактуют эти слова как нанесение себе «увечья» (NASB) или «кастрация» (NRSV, TEV) самих себя. Многие язычники рассматривали обрезание как увечье, и римский император Адриан позднее поставил этот обряд вне закона, связав его с запретом на кастрацию. А Павлу, как иудею, хорошо известно, что в иудаизме особенно ненавидели евнухов – кастрированных мужчин ( Втор. 23:1 ). И хотя Павел намеренно избегает прямых обличений и резких выражений, вряд ли это оскорбление было не замечено оппонентами, – такая остроумная форма выражения оскорбления считалась искусным риторическим приемом. Павел здесь в большей степени увлечен критикой своих оппонентов, чем обвинением самих галатов. 5:13–18 Исполнение закона 5:13,14. Другие иудейские учителя тоже подытоживали эту заповедь «закона, цитируя Лев. 19:18 . А Павел предпочитает такой вариант всем другим, поскольку это была формулировка, предложенная Иисусом ( Мк. 12:31 ). 5:15. В древности (особенно во времена «Ветхого Завета, см., напр.: Прит. 30:14 ) была популярна метафора, даже гротеск, – «поедание» друг друга. Это считалось страшным роком или немыслимым нечестием(каннибализм в древности пугал людей даже больше, чем в современном мире). 5:16. «Поступайте по духу», т. е. ходите путями Господа в праведности, в законе, – это выражение характерно для Ветхого Завета и иудаизма (см., напр.: Лев. 26:3 ). Здесь оно означает призыв не идти на поводу у других, а вести надлежащий образ жизни. Иудейские учителя описывали свои нравственные установления, которые опираются на ветхозаветный закон, как halakah, что букв, означает «ходить». Хотя это выражение не было характерно для греческого языка, читатели Павла (особенно те, кто был знаком с Ветхим Законом и иудаизмом) вполне могли его понять. Возможно, у Павла здесь ссылка на Иез. 36:27 : когда в конце времен Бог даст Своего Духа Своему народу, он будет «ходить» во всех Его заповедях, хотя и не сможет соблюсти праведность закона своими силами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Просим вашего духовного благословения? Прошу слушаться Библии . И до земли вам кланяемся? И от меня прошу принять по низенькому поклончику. Как бы не погибнуть во грехах? Когда полюбишь Четь – Минеи и Прологи? Как бы Господь вразумил? Счастливую жизнь чтобы иметь: Любовь к Богу в веке гореть. И Машенька вам до земли кланяется? И от меня ей низенький поклон. И просит духовного вашего благословения? Прошу уважать Георгия Затворника. Я во всём ропщу на К. В. Где прямо в глаз, – не в бровь: Там верная любовь! Господь бы помог за ваши св. молитвы кузнецу сдать? Сделайте милость, сударыня: поскорее расставайтесь. Я этим занятием связана, как железной цепью? Принимать Библейское слово: не замедли обратиться ко Господу. 313 Батюшка! Просим духовного вашего благословения? Без Алфавита ни на один день. И Машенька просит духовного благословения? Люби, малютка; Алфавит: Мирские лести удалит. Как бы не погибнуть во грехах? Слушайтесь Георгия Затворника. Батюшка! Простите нас? За 300 поклонов. Не смеем вам писать? Пишите, когда угодно. Утешьте нас наставлением? Толковая Псалтирь премного может. Не оставьте утешением душевным? Любя Новый Завет , Грешник снова живёт. Не откажите от паствы овец своих? С желанием благочестно жить, мы дружиться усердно желаем. Все усердно просим вас, батюшка: обличите нас в грехах; а если не будем слушаться: так укоряйте нас? На это у Матрёны дерзость – та отчасти имеется. Батюшка! Простите? За 300 поклонов. Не могу удержать своё сердце от зла? Да, ведь, грешника – то разумеют за скота. Изощрён язык от многоглаголания? А за это похож на землю; да и говорят: экой бессовестный! Досадую на свою товарочку от неразумения? Со слезами умоляй; гордым не соизволяй. Простите? За 400 поклонов. И помогите: как нам жить недостойным? В Четь – Минеях премного примеров. И в том простите? За 400 поклонов. Мы с товарочкой не редко сердимся? С умилением поклонами поборай, а не укоряй. И вам известно: в чём? За каждую вину ей 100 поклонов приказывай полагать. Не на погибель ли моей душе эти слёзы?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010