«Светлое» прошлое Сейчас мы наблюдаем, как в православном сознании культивируются представления, что в советской стране с семейной жизнью все было хорошо. Более того, иногда звучат утверждения о том, советская семья была чуть ли не православной. С чего начинают большевики после захвата власти? Уже в декабре 1917 года в ряду законов, касающихся Церкви и определяющих религиозную политику, принимаются законы, устанавливающие в качестве обязательного лишь гражданский брак - при этом до предела упрощая процедуру его заключения и расторжения. Большевики руководствовались при этом, очевидно, коммунистическими постулатами: мы помним, что в «Манифесте коммунистической партии» предполагалось уничтожение частной собственности, семьи и религии. Пожалуй, более всех и откровеннее всех на эту тему писала народный комиссар призрения А. М. Коллонтай - так, что даже Ленин смущался. Она прямо говорила о том, что такая ликвидация буржуазного брака, который являлся браком именно церковным в дореволюционной России, и утверждение гражданского брака, максимально легко заключаемого и расторгаемого, является лишь первым шагом на пути к полной ликвидации семьи в коммунистическом обществе. Но со временем большевики отказались не только от идеи мировой революции и политики военного коммунизма. Они отказались и от идеи ликвидации брака. Более того, возникла прямо противоположная тенденция. В 30-е годы прошлого столетия начинает формулироваться некий «идеал» советской семьи. К этому времени церковный брак уже практически не существовал. Многие христиане не венчались, а заключали лишь гражданский брак. Это привело после войны, в конце 40-х годов, к решению Синода о признании гражданского брака православных христиан браком, конечно нуждающимся в восполнении венчанием, но, тем не менее, браком. Большевистский переворот был своеобразной победой культурно- исторической реакции в России. Он отбросил нашу страну на несколько веков назад. И вот в вопросах христианского брака мы оказались по сути дела в XV веке, когда, так же как для значительной части советского народа, церковный брак просто перестал существовать как реальность.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

Цитаты и заимствования из книг Священного Писания в «Житии святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев» Священник Александр Сирин, кандидат богословия Характерными чертами агиографической и вообще церковной письменности на протяжении многих веков являлись обязательные и многочисленные цитаты и заимствования из традиционной христианской литературы. Литературный язык Средневековья полон выражений и образов, почерпнутых из книг Священного Писания , сочинений Отцов Церкви и богослужебных текстов. Эти выражения и образы были «литературно-привычны» читателю по языку церковно-богослужебных произведений, носили характер «условно-приподнятых трафаретов» и служили тем самым «одним из существенных элементов „высокого“ литературного стиля» 225 . Тексты Священного Писания в Древней Руси обладали непререкаемым авторитетом, библейские символы заменяли многие понятия реального мира. Е.М. Верещагин писал: «Характерная черта средневековой теологической литературы, особенно восточного, византийского происхождения, состоит в постоянной оглядке на авторитет канонических книг. Любая мысль в сочинении опирается на прямые цитаты, аналогии в Новом и в Ветхом Завете, так что перекличка авторского текста и выписок из указанных источников – неотъемлемый элемент рассматриваемого вида словесности» 226 . Заимствование выражений и образов из традиционной христианской литературы, обильное цитирование, повторяемость во многих произведениях связаны с одним из основных принципов литературного творчества Средневековья – стремлением к отвлечённому изложению, художественной абстракции. Чем авторитетнее и распространённее был текст – первоисточник заимствования, тем сильнее он настраивал читателя и слушателя на необходимый благочестивый лад своею привычной возвышенностью и тем легче вызывал благоговение и осознание высоты описываемого. «Чередование и нагнетание цитат из Библии концентрирует внимание, помогает создать нужное впечатление, наслоение цитат уже в силу своего объёма кажется выразительнее других изобразительных средств» 227 . Профессор В.М. Кириллин так объясняет необходимость цитирования древнерусскими авторами священных текстов: «В функционально-содержательном отношении и цитаты, и аналогии, с одной стороны, украшают, орнаментируют изложение, а с другой – задают определённую сакральную высоту, которая служит, по сути, критерием истины и для автора, и для персонажей его рассказа, и для читателей последнего» 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[e] Доклад ПП ОГПУ по ЦЧО о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных ПП ОГПУ по ЦЧО в 1930 г. 15 октября 1930 г./«Совершенно Секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.), т. 8, ч. 2, 1930 г. М., 2008. С. 1458-1503. [f] 80 % опрошенного населения ответили на вопрос о религии положительно. Лишь 1 млн. человек предпочли отмолчаться, ссылаясь на то, что «ответственны только перед Богом» или что «Богу известно, верующий я или нет». Значительную часть отказавшихся от ответа составляли старообрядцы и сектанты//См. Всесоюзная перепись населения 1937 г.: краткие итоги. М., 1991. С. 106-115; РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 144. Л. 41.  Ульянкин Н.А. Антинаучная сенсация (О «гипотезах» А.Т. Фоменко и его сподвижников). М., 1999. С. 3/Николай Алексеевич Ульянкин – известный историк-архивист, окончил Московский государственный историко-архивный институт, в начале 1970-х гг. был директором Государственного архива Курской области.  Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25.07.2006 375/584/352.  Федеральный закон от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 13 мая 2008 г., 8 мая, 27 июля 2010 г.). Принят Государственной Думой 1 октября 2004 г. Одобрен Советом Федерации 13 октября 2004 г. Ст. 3, п. 4. Стивен Коэн. Бухарин. Политическая биография. 1988-1938. М., 1988. С. 443/Стивен Коэн – известный американский историк и политолог, возглавлявший в 1990-е гг. большую группу исследователей, получивших широкий доступ к архивам России.  Соколов А.К. Социальная история: проблемы методологии и источниковедения//В кн.: Проблемы источниковедения и историографии. Материалы 2 научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М., 2000. С. 86-87.   Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

На Руси жития были неотъемлемой частью единой древнерусской культуры, тесно и неразрывно связанной с жизнью Православной Церкви. Особенно важно, что у нас, как и в Византии, житие входило в состав богослужения, являясь таким образом органической составляющей самой важной стороны жизни Церкви – литургической. Этому факту способствовало то обстоятельство, что все жития писались на церковно-славянском языке. Канон, не описанный, не разъясненный прямо в литературных текстах того времени, но ясно ощущаемый древнерусским читателем, делал житие цельным устойчивым жанром. Агиографический канон, определяющий содержание и форму житийного произведения, практически оставался неизменными до XIX века, до прихода в русскую словесность новых литературных норм. Конечно, не только это, но и религиозное состояние русского общества в целом привело к тому, что содержание, сущность жития и его место в культурном контексте подверглось значительным изменениям. Житие сблизилось с биографическими и историческими произведениями того времени. Изображение духовного облика святого стало уступать место описанию внешних фактов его биографии. Повествование жития разворачивалось уже не в плане вечности, а в рамках земной истории. Кроме того, с изменением языка, на котором пишется житие, ослабла его связь с богослужением, по-прежнему использующим только церковнославянский язык. Выйдя из круга православного богослужения, утратив священный язык, житие и само перестало быть частью священнодействия, приблизилось к разряду собственно литературных произведений 88 . Возможно, реакцией на уход жития из церковной службы является широкое распространение акафистов. Житие, как уже не раз говорилось, по своему происхождению литургично 89 . Своим назидательным, дидактическим характером оно гармонично вплеталось в общий строй богослужения, наряду с песнопениями, чтениями из Ветхого и Нового Завета являясь замечательным источником богопознания и углубления в истины православного богословия. Когда из службы ушло житие, появились попытки «вместить» его в разные богослужебные тексты – в тропарь 90 или в акафист. Последний большей частью и представляет собой пересказ жития, являясь, таким образом, своеобразным псевдожитием. Так, когда из молитвенной жизни Церкви исключается житие, его место заполняет некое его подобие. Подтверждает это предположение современный обычай вставлять акафист в праздничную утреню перед полиелеем, заменяя им кафисмы, между которыми по Уставу положены назидательные чтения, в том числе и жития святых 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

95 Орей (Ореос, греч. ρες) – древний город на севере Эвбеи на берегу одноименного пролива, располагавшийся близ современного селения Ореи (греч. ρεο). 97 Агафангел, очевидно, опускает рассказ о поездке с Тенедоса на материк, в те места, где в древности располагалась Троя, отстоящие от острова примерно на 20 км. Про Тенедос см. т. 2, с. 164, прим. 232. 98 58 Скамандр (греч. Σκμανδρος, также Ξνθος, ныне Карамендерес или Малый Мендерес, тур. Karamenderes или Küçükmenderes) – впадающая в Геллеспонт река в Троаде, на северо-западе современной Турции (провинция Чанаккале). Согласно «Илиаде», в нижнем течении реки велись битвы Троянской войны. 100 ν τν φλιον. Филий (Филиос, греч. φλιος, т. е. дружественный) – один из эпитетов Зевса, считавшегося покровителем дружеских союзов. Выражение ν τν φλιον в античности довольно широко употреблялось в клятвах друзей друг другу (встречается у Ферекрата, Аристофана и др.) и может быть понимаемо как «клянусь нашей дружбой». 107 В греческом тексте стоит κρωται, но мы, исходя из смысла фразы предлагаем вместо этого читать κεκρωται. 119 В греческом тексте лакуна, которую мы сочли за лучшее оставить и в переводе, не решаясь додумывать за автора. Ван Дитен пошел по другому пути и предложил вместо τ τν θεων δογμτων читать κατ τν θεων δογμτων (т. е. «против божественных догматов»), а отточие не учитывать (см.: Dieten, Bd. 5, S. 80, и S. 237, Anm. 123). 122 Мы принимаем конъектуру ван Дитена, предлагающего вместо ρν читать ρς (см.: Dieten, Bd. 5, S. 237, Anm. 123). 128 τν θνν. Вероятно, слово «язычники» употреблено не в собственном смысле, а в ругательном, применительно к туркам. 129 Филофей Коккин (греч. Φιλθεος Κκκινος; ок. 1300, Салоники – 1379, Константинополь) – митрополит Ираклийский, впоследствии патриарх Константинопльский (1353–1354 и 1364–1376), приверженец и друг Григория Паламы , богослов, автор ряда полемических, агиографических и иных сочинений, в числе коих Двенадцать защитительных слов против сочинения философа Никифора Григоры, направленного против священного томоса церкви, о божественном действии и благодати, равно и о чудесном Богоявлении на Фаворе и о Божестве, Похвальное слово Филофея иже во святых отцу нашему Григорию, архиепископу Фессалоникийскому Паламе, с историческими описаниями его чудес и Исторический рассказ об осаде и взятии латинянами города Ираклии во время благочестивых царей Кантакузина и Палеолога. Прославлен в лике святых Православной церкви, память совершается 11 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому остро встал вопрос о разработке таких пособий для церковных проповедников, педагогов и читателей, которые могли бы просто и непринужденно вводить читателя и слушателя в многообразную и многоликую стихию догматического, агиографического, аскетического, литургического и этического учения Церкви. Задача эта – необыкновенно трудная. Ведь нужно одновременно найти удобную форму изложения и показать, во-первых, что христианство – не идеология или философия, но встреча с живым Богом, а во-вторых, суметь обратиться к памяти, уму и сердцу всякого ищущего истину человека, причем, не только христианина. А для этого необходимо подобрать соответствующие лексические и стилистические средства, которые позволили бы на современном, почти разговорном языке говорить о сложных темах, не искажая Предания Церкви и сохраняя сложившийся веками богословский понятийный аппарат. О необходимости таких материалов всё чаще заявляют специалисты и педагоги, и наш скромный труд имеет целью хотя бы частично заполнить этот зияющий пробел. Связь работы с крупными научными программами и темами Тематика работы непосредственно связана с программами катехизации и преподавания основ православной культуры, которые разрабатываются под эгидой Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата для разных уровней церковного и светского образования и в рамках проекта по подготовке пособий и материалов по православному катихизису, осуществляемого Минской Духовной Академией. Цель и задачи исследования Цель данного труда состоит в разработке и использовании богословско-методологических подходов к различным актуальным аспектам христианского вероучения, христианской этики так, чтобы выстраивалась цельная система христианского мировоззрения и образа жизни, как пути к Богу. По мысли автора, такая система должна складываться у читателя постепенно, как бы в результате собственных размышлений над вопросами, которые ставятся в той или иной беседе, между которыми, несмотря на их количество и разнообразие тем, сохраняется внутреннее единство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Я помню свою встречу с группой наших известных режиссеров и их первый вопрос: а вот если делать фильм о Церкви, насколько мы можем выдумывать? Я сказал им: того, что было на самом деле, нарочно никогда не придумаешь. Сюжетов великое множество и они невероятно разнообразны. Мы начали делать свою телевизионную передачу “Православная энциклопедия”, потом сняли фильм “Земное и небесное”. Это документальный сериал, посвященный истории Русской Православной Церкви, причем каждую серию в нем ведет новый и совершенно неожиданный человек. Среди ведущих – Юрий Шевчук, Валерий Золотухин, Владимир Ильин, Федор Бондарчук и многие другие... Все это как-то само собой незаметно выросло из нашей работы над энциклопедией. Недавно вышло постановление Патриарха о создании кино-телекомпании “Православная энциклопедия”. Это будет самостоятельная организация, которую мы вырастили и поставили на ноги. Кстати, телевидение и кино – не единственная точка приложения наших сил. Мы оказались обладателями уникальной информации, оставшейся в архиве редакции, в наших разговорах с авторами, так и не пошедшей в Энциклопедию. Что делать с этим данными? Мы начали еще один проект – интернет-портал Седмица.Ру. Вначале он был ориентирован, главным образом, на журналистов. Предположим, происходит какое-нибудь событие, а мы даем к нему историческую или правовую справку. Бери! Пожалуйста! Нам даже не нужно, чтобы на нас ссылались. Главное – чтобы не делали ошибок. Но в последнее время оказалось, что это нужно не только журналистам. Портал очень популярен, и мы продолжаем его расширять. Вот недавно выложили ежегодник, справочник с точными названиями епархий и церковных учреждений. Мы продолжаем искать новых ученых, новых специалистов. К примеру, работая над статьями о русских святых, мы обнаружили, что сегодня мало серьезных светских ученых работают с житиями святых. Мы создали Агиографический платим гранты за разработки в этой сфере. Мы привлекли церковных краеведов, создали региональные центры. Это вовсе не меценатство! Мы очень эгоистичны, делаем только то, что необходимо для получения конкретного результата. А результат один – энциклопедия выходит.

http://foma.ru/svyashhennik-obyazan-byit...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 9  голосов:  4.4 из  5) На канале «Воспитание детей. Духовный взгляд», открытом на Ютубе, 23 тысячи подписчиков, и аудитория продолжает увеличиваться. Чем привлекает проект? Наверное, каждый из подписчиков дал бы свой ответ. Почему бы и нет? – спросят они. В кадре — человек, который выглядит, вроде, канонично. Четочки. Располагающий фон в «келье». Все вокруг в иконах, лампадках, свечах, книгах. И на вопросы отвечают очень доверительно. Но нашлись люди, которым удалось не просто вникнуть в смысл ответов, усыпанных косноязычными жаргонизмами, и усмотреть в них откровенный бред. Они отдают себе отчет в том, что человек, проповедующий во всеуслышание далекие от православия истины, только позиционирует себя православным священником.Более того… Все детали описывает  иерей Георгий Максимов , православный религиовед, глава сектора апологетической миссии Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, преподаватель Сретенской духовной академии, кандидат богословия, автор десяти монографий и свыше 150 статей на темы христианской апологетики, патрологии, исламоведения, богословия, истории Церкви, агиографии и др. Батюшка, разыскав информацию о мнимом священнике, в этом видео, который мы предлагаем для просмотра, ответит подробно на два вопроса — кто этот человек и о чем он вещает. Ещё статьи о воспитании 3 комментария Духовное развитие Душевное развитие Физическое развитие Насущное Сейчас в разделе 433  чел. Всего просмотров 32 млн. Всего записей 1758 Подписка на рассылку Copyright ©2024 Азбука воспитания Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/deti/vnimanie-razoblach...

И.В. Киреевский внимательно изучал не только древнюю и новую философию, но и воззрения святых отцов и твердо стоял на святоотеческой почве. Он рассматривает европейскую культуру, как, в целом, рационалистическую: католичество и схоластика, протестантизм и новая философия – последовательные фазы рационализма. И.В. Киреевский призывает к отказу от односторонне-рационалистического, чувственного или волевого подхода в мировосприятии. Он напоминает о святоотеческом принципе собирания воедино всех трех сил души, разрозненных грехопадением. Поскольку святоотеческое мировоззрение всегда основывалось на указанном принципе и потому было целостным и целомудренным, то, согласно Киреевскому, именно оно является истинной философией. Религиозная философия И.В. Киреевского стала неотъемлемой частью славянофильства и почвенничества. §35. А.С. Хомяков (1804–1860 гг.) – вождь и теоретик славянофильства. В своих богословских и философских сочинениях проводил мысль, что Православие имеет особенное значение для развития государственной, общественной и духовной жизни России. Славянофильство не было однородным движением, его слабая сторона проявлялась в идеализации русской государственности и в гротесковом восприятии западной цивилизации. Эту слабую сторону А.С. Хомяков пытался преодолеть, призывая к обновлению России в истинно христианском духе. Главными богословскими сочинениями А.С. Хомякова являются «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» и «Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях»; важна также переписка с Пальмером. Направление мысли А.С. Хомякова экклезиологично, он рассуждает о Православной Церкви, как о живом организме свободы, истины,. единства и любви. По мысли автора, католичество пожертвовало свободой ради единства, а протестантизм – единством ради свободы. А.С. Хомяков был также религиозным и патриотическим поэтом. Его поэзия заслуживает внимания и с литературной точки зрения. §36. Архиепископ Филарет (Гумилевский) Черниговский (1805–1866 гг.) известен своими научно-исследовательскими трудами в области догматики, церковной истории, агиографии, истории церковного песнотворчества, патрологии. Он является автором около 150-ти сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В старом дремучем лесу страстей растет колючий кустарник (пока молод, только вырос), ветвящийся побегами авторского самолюбия, тщеславия и питаемый водою зависти....  Бондарь Сергей Александрович, Саратов 26 апреля 2011г. 14:36 Присоединяюсь к мыслям С. Рожкова, кроме того, что Дамаскин - явление того же порядка, что и Мраморнов, и возраст здесь вовсе не при чём. Разве что Дамаскин не пишет глумливых рецензий на чужие книги. А уровень знаний обоих- совершенно одинаков. Кстати, Мраморнов подверг суровой критике не только Лобанова. В книжке про епископа Гермогена досталось и Боханову за " реабилитацию " Распутина. Вот Боханов Мраморнова не спросил, что ему писать. Зато в предисловии к " научному труду " о епископе Гермогене Мраморнов описывает беременность своей жены и рождение сына... Наука - сложная штука, простым смертным вовсе не доступная. Сергей Валентинович Чертков 27 апреля 2011г. 13:14 Неправда нечистоплотных и нечестивых комментаторов, чреватых злобою (Пс. 7, 15), должна быть разоблачена. Во вступление " От автора " , как и положено, Мраморнов благодарит людей, помогавших ему создать книгу. Помимо упоминания дюжины учёных, учителей, соработников, отдаёт низкий поклон семье, в частности, жене, которая " одной из первых знакомилась... со всем текстом... с моим сыном под сердцем, появление которого на свет почти совпало с окончанием моей работы " (с. 9). Сергей Рожков, Москва 27 апреля 2011г. 16:10 Бондарю: простите, не знаю, почему Вы решили, что я указал на Мраморнова, как на явление того же порядка, что и отец Дамаскин. Придерживаюсь противоположной точки зрения, и считаю игумена Дамаскина лучшим современным агиографом и одним из лучших историков Руской Православной Церкви. А Мраморнову (возможно и вероятно, что он способный ученый) еще нужно созреть, как ученому и просто человеку. Тем более, что изучение истории Церкви требует определенных нравственных качеств, по словам Псалмопевца: в злохудожну душу не внидет премудрость. Можно сколько угодно накапливать фактический материал, знать и умело использовать методики для изучения, но вопроса нравственности не обойти, как бы этого и не хотелось. 

http://bogoslov.ru/article/1611011

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010