«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Православная семья: агиография и реальность К сожалению, наша агиография, на которой воспитывались поколения русских православных христиан, не дает нам идеала семьи. Понятно, что большая часть наших святых - это святители, преподобные, мученики, канонизация которых связана отнюдь не с их семейной жизнью. Протоиерей Георгий Митрофанов магистр богословия, профессор СПбПДА, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла при АППО Ищите женщину Если обратиться к нашим святым женам, то здесь мы обнаруживаем очень выразительные особенности. Прежде всего, можно констатировать, что святых христианок в наших святцах ничтожно мало, и это не случайно. В определенные эпохи канонизовали очень много, в другие - мало (как в синодальный период, когда почти за два века произошло всего лишь пять канонизаций до царствования Императора Николая II), и, тем не менее, святым женам места практически не находилось. А когда их все-таки канонизовали, то мы обнаруживаем тенденции, свидетельствующие, что даже среди прославленных святых христианок, женщин, которые посвятили себя семейной жизни, у нас в святцах нет. И это притом, что тема семьи для женщины более значима, чем для мужчины, поскольку в традиционной патриархальной семье вплоть до XX века женщина играла определяющую роль. Для нее жизнь сводилась, прежде всего, к семейной жизни, если она не была монахиней. Услышав имена Евфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, мы сразу вспомним святых монахинь. В их житиях подчеркивается их нежелание вступать в брак, их отторжение от семьи. Что касается блаженной Ксении Петербургской, то ее святость, вроде бы отчасти связанная с браком, начинается только со смертью мужа. Кончина супруга стимулирует ее духовное служение. Складывается впечатление, что в семье она не могла проявить себя должным образом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Ивановна Дьячкова (1893 – 1938), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АЛЕКСАНДРА Иоакимовна Булгакова (1886 - 1938), мц. (пам. 2 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Константинович Введенский (1871 (по др. данным 1872) – 1918), сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Ильич Княжеский (1884 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/122308_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Великосельский (1865 – 1918), сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростовских святых), свящ. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Сергеевич Смирнов (1870 – 1938), протоиерей, священномученик (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Григорьевич Введенский (1890 – 1938), сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Константинович Бенеманский (1881 - 1937), прот., сщмч. Тверской (пам. 22 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иванович Будрин († авг. 1918), прот., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_12.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЧКИН Владимир Андреевич (род. 30.12.1933, Москва), российский историк, источниковед, специалист по истории средневек. Руси. Д-р исторических наук (1979), главный научный сотрудник, руководитель Центра по истории Др. Руси Ин-та российской истории РАН, действительный член Нью-Йоркской АН. Автор многочисленных исследований по социальной и политической истории, источниковедению, исторической географии, агиографии, истории Церкви периода рус. средневековья, публикатор древнерус. источников. Окончил исторический факультет МГУ (1957). Ученик историков М. Н. Тихомирова и А. Н. Насонова . С 1957 г. работает в Ин-те истории СССР (ныне Ин-т российской истории РАН), с 1983 г. старший научный сотрудник, с 1999 г. возглавляет Центр по истории Др. Руси ИРИ РАН. В 1967 г. защитил канд. дис. «Повести о Михаиле Тверском», в основе к-рой лежало текстологическое изучение Жития блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского, а также времени его написания, авторства, политических обстоятельств составления разных редакций памятника. Была выявлена и подготовлена к публикации ранняя, близкая к оригиналу редакция Жития. Исследование стало важным вкладом в изучение древнерус. княжеской агиографии, истории Тверского княжества и великокняжеской власти в 1-й четв. XIV в. (диссертация преобразована в монографию: Кучкин. Повести. 1974; см. также: Пространная редакция. 1999). Изучение агиографических памятников и интерес к истории Русской Церкви проходят через все научное творчество К. Им исследованы Жития св. митрополитов Киевских Петра и Алексия, прп. Софии Тверской, Похвальное слово прп. Сергию Радонежскому и древнейший список его Жития, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, изучена ранняя история Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря и московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . К. написаны тщательно выверенные с источниковедческой т. зр. работы о святых князьях Александре Ярославиче Невском и Димитрии Иоанновиче Донском , об истории Русской Церкви в эпоху Куликовской битвы . Особое место занимают труды К., посвященные прп. Сергию Радонежскому . Историк предпринял попытку написать научную биографию святого, привлекая все ранние и достоверные источники, отделяя позднейшие предания и легенды от исторических фактов XIV в.

http://pravenc.ru/text/2462357.html

Е.Н. Никулина Тема 1. Вводные понятия История христианской Церкви как орудия, через которое Господь совершает наше спасение, есть, прежде всего, история ее святости. Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда являет миру подвижников благочестия и соборным волеизъявлением прославляет их как канонизированных святых. Почитание святых является неотъемлемой частью православной духовной жизни. Собор святых окружает человека с начала его земного пути, когда в Крещении ему дается имя в честь одного из прославленных угодников Божиих, и до погребения, когда Церковь молится о его упокоении со святыми. 1 Сведения о святых представлены большей частью в их житиях, которые являются предметом изучения двух богословских дисциплин со сходными названиями – Агиологии и Агиографии. Агиологией называют богословскую дисциплину, изучающую жития святых с целью установления типов святости, их духовных особенностей в конфессиональном, национальном и историческом аспектах. В отличие от Агиографии, изучающей жития святых как памятники духовной литературы той эпохи, когда они создавались, агиология сосредотачивает свое внимание на самом святом, на типе его церковного служения и восприятии такого типа святости в различные исторические эпохи. Поэтому наряду с житиями святых, важнейшим источником агиологических исследований выступают богословские сочинения, затрагивающие тему святости 2 . К памятникам агиологии относят также месяцесловы, мартирологи, Минеи и другие богослужебные книги, Четьи-Минеи, прологи, синаксари, святцы 3 . 1.1. Понятие святости в Ветхом и Новом Завете 4 . Обожение Слово «святость» в Ветхом Завете означало отделенность, выделение из чего-то для определенных целей, неприкосновенность. В самом глубоком смысле понятие святости относится к Богу, абсолютно отделенному от всей твари. Поэтому святым считалось то, что выделено для посвящения Богу, так или иначе причастно Ему. Например, израильскому народу было запрещено переступать черту, проведенную Моисеем вокруг Синая как места явления Бога (см. Исх.19 ). Сам Израиль, избранный, выделенный среди других народов и очищенный, должен быть свят, то есть обособлен от других народов и посвящен Богу. Устанавливая ветхозаветный культ, Бог выделил и освятил для Себя место (землю Обетованную, храм), определенные группы людей (священники, левиты, назореи, пророки), предметы (приношения и жертвы, священные одежды), время (субботы, юбилейные годы, праздники). Свято и само имя Божие ( Пс.32:21 ), и Закон, Им данный для освящения избранного народа ( Лев.22:31–33 ; Рим.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Иоанн Реомский; лат. Iohannes Reomaensis; франц. Jean de Réôme] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 26-28 янв.), основатель мон-ря Реомай (Реом, впосл. Мутье-Сен-Жан) в обл. Бургундия (совр. Франция). Почитается как один из основоположников монашества в Галлии. Главным источником сведений об И. является Житие, составленное Ионой из Боббио во время кратковременного пребывания агиографа в мон-ре Реомай (нояб. 659). Текст первоначальной редакции Жития сохранился в 2 рукописях X и XIV вв. (Vita Ioannis. 1905. P. 323-324), а также в составе более поздних переработок. В краткой предварительной заметке сообщается, что Иона остановился в мон-ре Реомай по дороге в г. Кабиллон (ныне Шалон-сюр-Сон), выполняя поручение кор. Бальтхильды. Аббат Хуннан и братия попросили Иону, известного агиографа, составить повествование о «телесной жизни и духовном созерцании» основателя мон-ря на основе устных сведений, переданных его учениками. Житие открывается риторическим прологом Ионы, содержащим общие рассуждения о пользе подражания святым и размышления об их подвигах. После оглавления, к-рое плохо сохранилось, следует рассказ о рождении И. в поместье Квартаниак близ укрепления Торнодур (ныне г. Тоннер, деп. Йонна) в еп-стве Лингоны (ныне Лангр). Родители И., Иларий и Квиета, представители местной аристократии, воспитали сына в христ. благочестии. В возрасте ок. 20 лет И. решил стать аскетом и построил в родительском поместье крошечную капеллу (perparvum oratorium). Услышав в церкви чтение из Евангелия от Луки об Иоанне Крестителе, И. принял решение удалиться в пустыню. Он поселился в лесу между реками Орменцион (ныне Армансон) и Сидена (ныне Серен), в 7 милях от крепости Синемур (ныне г. Семюр-ан-Осуа, деп. Кот-д " Ор). По свидетельству Ионы, в этом месте жил страшный змей, однако после молитвы И. обнаружил его мертвым. Вскоре вокруг святого собрались др. подвижники, к-рые «подражали усердию своих предшественников монахов».

http://pravenc.ru/text/469414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский. Фотография. 10-е гг. XX в. (Кононов Александр Михайлович; 18.06.1871, с. Тельвиска, Мезенского у. Архангельской губ.- 10.01.1919, Белгород), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф. Происходил из старинного священнического рода. Его отец, свящ. Михаил Семенович Кононов, настоятель прихода с. Тельвиска в низовьях р. Печоры (ныне на территории Ненецкого автономного окр.), был известен выдающейся миссионерской деятельностью среди ненцев. В 1877 г. семья Александра переехала на новое место служения отца в дер. Прилуки Онежского у. Архангельской губ. В 1886 г. окончил Архангельское ДУ, в 1892 г.- Архангельскую ДС. В том же году поступил в СПбДА. Уже во время учебы в академии он получил известность в церковных и просветительских кругах как агиограф и исследователь истории монашества Русского Севера. В 1893-1895 гг. в С.-Петербурге в ж. «Русский паломник» публиковались его очерки о святынях Мезенского у., о Михаило-Архангельском мон-ре в Архангельске и Кожеозерской Богоявленской муж. пуст., о прмч. Иове (Мозовском , Ущельском); были изданы брошюры о преподобных Александре Ошевенском и Антонии Сийском и об историческом значении основанных ими обителей. На последнем курсе академии, 10 февр. 1896 г., пострижен ректором СПбДА Нарвским еп. Иоанном (Кратировым) в монашество с именем в честь прп. Никодима Кожеозерского, 24 февр. рукоположен во диакона, 21 апр.- во иерея. После окончания СПбДА со степенью кандидата богословия был назначен 17 авг. 1896 г. смотрителем Александро-Невского ДУ в С.-Петербурге. Был также смотрителем С.-Петербургских педагогических курсов для учителей второклассных церковноприходских школ с 23 июня по 6 авг. 1897 г. и с 24 июня по 6 авг. 1898 г. Одновременно продолжал активную научно-богословскую деятельность, стал автором многочисленных агиографических работ. Его исследования в этот период приобретают научную зрелость, к-рая совмещалась с доступностью «душеполезного чтения» для широкого круга читателей . Н. был собран почти исчерпывающий на то время материал о святых Архангельской, Вологодской, С.-Петербургской, Олонецкой епархий, подготовлен теоретический очерк о канонизации рус. святых.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Семь фактов о злословии Только злоречивый настойчиво доказывает, что его грех освящен традицией, агиографией и чуть ли не «Добротолюбием»… 10 сентября, 2014 Только злоречивый настойчиво доказывает, что его грех освящен традицией, агиографией и чуть ли не «Добротолюбием»… О том, насколько из церковного наследия можно заключить вывод, будто бы на злословие иногда допустимо закрывать глаза, рассуждает, подкрепляя свои слова примерами, Мария Сеньчукова. Жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Дьявола все это ужасно потешало. Все ученики тролля – у него была своя школа – рассказывали о зеркале как о каком-то чуде. – Теперь только, – говорили они, – можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете. Г. Х. Андерсен. Снежная королева Вместо пролога Вообще-то, это должен был быть эпилог. Через много дней после сдачи этого текста в редакцию я невольно провела один социальный эксперимент. В оживленной дискуссии в социальной сети, вяло споря с хорошо знакомым в реале человеком с довольно-таки охранительными взглядами (вяло – потому что человек я аполитичный, по политическим и идеологическим вопросам допускаю любые мнения, кроме откровенно людоедских, типа «всех убить», а по социальным дискутирую только там, где понимаю хоть что-нибудь), я на очередную резкость не в мой, правда, адрес процитировала апостола Павла: «Злоречивые Царствия Божия не наследуют». Реакция не замедлила себя ждать. Мне намекнули, что я ничего не понимаю в церковной жизни, потому что многие святые позволяли себе резкие высказывания. Меня прямо обвинили в том, что я его, человека, из Православной Церкви выгоняю. Мне в итоге даже заявили, что такие вещи надо обсуждать с духовником, а не в интернете. Кончилось дело расфрендом, в связи с чем я была чрезвычайно расстроена – человек-то, повторюсь, лично знакомый, не виртуальный приятель.

http://pravmir.ru/sem-faktov-o-zloslovii...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Дамаскин (Орловский) К вопросу о критериях канонизации святых Русской Православной Церкви: агиография и литература В Избранное игумен Дамаскин (Орловский) канд. ист. наук, ст. науч. сотрудник лаборатории локальной истории кафедры истории государства и права В статье анализируется историческое значение агиографии, изучающей жития святых как церковно-исторический жанр, описываются характерные особенности агиографии, отличающие её от жизнеописаний подвижников благочестия. На примерах истории Русской Православной Церкви доказывается важность соблюдения принципов канонизации святых и внешних церковных правил. Рассматривается сформировавшаяся в XIX веке практика признания отдельными авторами на основании личных воззрений святыми людей, не канонизованных Русской Православной Церковью, так называемая псевдоканонизация, и делается вывод о пагубности подобного явления. Ключевые слова: Русская Православная Церковь , критерии канонизации святых, периоды канонизации, агиография, литература, псевдоканонизация. Одним из существенных вопросов русской агиологии и памятников агиографии является первичное определение – кто является в Русской Православной Церкви святым, прославленным с соблюдением внешних церковных правил и в соответствии с критериями канонизации, принятыми в Русской Церкви, и, соответственно, что является агиографией и что литературным памятником древнерусской письменности. Для Русской Церкви этот вопрос приобрел особую остроту во второй половине XIX столетия, когда вместе с умножением печатных изданий и увеличением числа желающих не столько изучать этот вопрос, сколько собирать сведения о подвижниках, стало умножаться и число ошибок. Для ученых, изучающих агиографические источники, это имеет немалое значение, так как, изучая тексты о подвижниках, они изучают тексты или с житиями прославленных Церковью святых, или – подвижников благочестия. Канонизации подвижников благочестия, каковых в Русской Православной Церкви подавляющее большинство, независимо от причины смерти подвижника (например, насильственной) и того, какое он занимал иерархическое положение, совершались или к общецерковному почитанию, или к местному – в пределах одной или нескольких епархий. Однако критерии причисления подвижников благочестия к лику святых оставались одними и теми же.

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-kriteriyah-...

Фото pravchelny.ru ЖМП 7 июль 2015 /  22 сентября 2015 г. Святые, чтимые молебнами и торжественными Литургиями. Порядок канонизации святых в Русской Православной Церкви Кто почитается в Русской Православной Церкви как святой, то есть прославленный в соответствии с критериями канонизации? Что является агиографиским материалом, а что литературным памятником древнерусской письменности? Эти существенные вопросы русской агиологии и памятников агиографии приобрели особую остроту во второй половине XIX столетия, когда с ростом числа печатных изданий и желающих не столько изучать этот вопрос, сколько собирать сведения о подвижниках стало умножаться и число ошибок. Ответы на эти вопросы дает секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский). Путаница История канонизация святых в Русской Православной Церкви делится на несколько периодов: от начала христианства на Руси до Макариевских Соборов 1547 и 1549 годов; период Макариевских Соборов; от Макариевских Соборов до учреждения Святейшего Синода в 1721 году; от времени учреждения Святейшего Синода до падения монархии в 1917 году; канонизации, совершенные в 1918 году на Священном Соборе Православной Российской Церкви и совершающиеся до настоящего времени. Всего — от первых канонизаций в России до 1902 года — было причислено к лику святых 3821 подвижника благочестия, почитаемых общецерковно и местно. В XIX столетии Русская Православная Церковь столкнулась с серьезной угрозой для целостности и чистоты своего церковного предания. Некоторые писатели публиковали жития подвижников благочестия как канонизированных святых. Против этого выступал митрополит Московский Филарет (Дроздов), писавший одному из высокопоставленных чиновников Святейшего Синода А.Н. Муравьеву 26 декабря 1835 года, что «архимандрит Соловецкий канонизует святых»2, имея в виду, «что архимандрит Соловецкий Досифей в своем описании Соловецкого монастыря, представленном в цензуру, самовольно назвал святыми некоторых усопших Соловецких иноков»3.

http://e-vestnik.ru/church/poryadok_kano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010