Оставляя решение других вопросов, часто обозреваемых в западных исагогических системах пред обзором пророческих книг 1 , остановимся лишь на некоторых общих сведениях о пророческих книгах и особенностях пророческой речи, из непонимания или превратного изложения коих (особенностей) вытекают различные рационалистические возражения против подлинности и неповрежденности пророческих книг. Чтобы позднее, при разборе этих возражений, не повторяться, изложим теперь же свои взгляды па эти особенности. Первая и главная особенность пророческих книг заключается в богодухновенном состоянии пророков во время произнесения пророческих речей. Обыкновенно пророки начинают свои книги словами: тако глаголит Господь ( Ам.1:2, 2:1, 3:1 , Авд.1:1 , Агг.1.2 . Ис.52:1 , Иер.31:1 ), или: быстъ слово Господне ( Ис.2:1 , Иер.1:1 , Иез.1:3, 6:1 , Ос.1:1 , Иоил.1:1 , Ион.1:1 , Мих.1:1 , Соф.1:1 , Зах. 1:1 , Мал.1:1 ), или: видение еже виде ( Ис.1:1 , Иез.1:1, 2:1 , Авд.1:1 , Наум.1:1 , Abb.1:1). Это начало соответствует часто встречающимся и в течение пророческих речей подобным же выражениям, указывающим иногда на особый предмет речи ( Ис.13:1, 21:1, 23:1 , Иер.44:1, 46:1, 47:1, 50:1 ), иногда на особое по времени или месту произнесение речи ( Ис.8:1, 45:1, 50:1, 56:1 , Иер.7:1, 8:1, 10:1, 11:1, 14:1 ). Вообще же встречающиеся очень часто на протяжении пророческих писаний вышеуказанные выражения, свидетельствуя о богодухновенности пророков и их писаний, придают последним особый вид как бы «отпечатка» вдохновенного состояния самих пророков. Это состояние, обычно подробно описываемое пророками в повествованиях об их призвании к пророческому служению, чаще всего называется видением ( Ис. 6 гл. Иер. 1 гл. Иез. 1–3 гл. Дан. 7–12 гл). Видением же можно назвать и обычное вдохновенное состояние ветхозаветных пророков, в коем они получали Божественные откровения, пред сообщением их еврейскому народу 2 . Во время видений Господь открывал пророкам будущие события как бы в перспективе, соединяя их в общем плане, не смотря на действительное значительное разделение их по времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

6 . Богатство, золото и серебро не принадлежит диаволу, как думают некоторые. Ибо верному [...целый мир богатства, а у неверного – ни обола.] ( Притч.17:6 ), но нет ничего, что бы более заражено было неверием, чем диавол. Бог ясно говорит через пророка: Мое серебро и Мое золото ( Агг.2:8 ), а диавол говорит: кому хочу, даю ( Лк.4:6 ). Если только будешь хорошо пользоваться серебром, то оно не заслуживает порицания. А когда хорошую вещь будешь употреблять во зло, тогда, если не захочешь обвинить собственное твое распоряжение ею, нечестиво возложишь вину на Творца ее. Даже и праведным можно соделаться посредством имения. Алкал Я, и вы дали Мне есть ( Мф.25:35 ). Без сомнения, это посредством имения. Был наг, и вы одели Меня ( Мф.25:36 ). Конечно, и это посредством имения. Хочешь ли знать, что имение может послужить вратами к Царству Небесному? Продай, сказано, имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах ( Мф.19:21 ). 7 . Это сказано мною против еретиков, которые проклинают стяжание имущества и рабов. Тебе же я не желаю быть рабом богатства, не желаю также, чтобы ты на то, что даровано тебе Богом для пользы, смотрел как на нечто враждебное. Итак, никогда не говори, что богатство принадлежит диаволу. Хотя диавол и сказал, что все это он отдаст Христу, ибо оно предано ему (см. Мф.4:9 ), но слова эти можно отвергнуть, лжецу верить не должно, ибо, кажется, он, будучи принужден властью находившегося с ним, сказал правду. Он не сказал: все это дам Тебе, потому что оно мое, но что оно предано мне. Он не присвоил себе право владычества, но только признал себя поверенным и распорядителем. Пусть в свое время исследуют толкователи, солгал ли он, или правду сказал. 8 . Итак, один есть Бог Отец Вседержитель, Которого еретики дерзнули бесславить. Ибо дерзнули бесславить Господа Саваофа, седящаго на Херувимах ( Пс.79:2 ). Дерзнули хулить Вседержителя Господа, проповеданного пророками. Но ты поклоняйся единому Вседержителю Богу, Отцу Господа нашего Иисуса Христа ( Рим.15:6 ), избегай заблуждения многобожников, убегай всякой ереси и говори по примеру Иова: Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа... окрест Бога страшное великолепие ( Иов.5:8–9; 37:22 ). Да будет Ему слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Смотреть на это грустно и жалко; особенно жалко видеть, как люди отворачиваются от реальности ради подделок. Ведь за нашим летосчислением действительно стоит Чудо, и Тайна, и Надежда — мы отсчитываем годы от того Рождения, которое полностью обновило и преобразило наш мир, и продолжает преображать жизни многих людей. В самых древних цивилизациях мы уже обнаруживаем те или иные новогодние праздники и ритуалы, время совершало оборот, и все вещи возвращались к своему первоначалу, к первобытной гармонии.  Жизнь как бы начиналась снова, с чистого листа. Глубочайшая человеческая жажда обновления, новой, чистой жизни, выражалась в торжественных ритуалах перехода. И Бог ответил на эту жажду и это ожидание: больше двух тысяч лет назад в наш мир пришел тот, Кто был — и остается — ответом на самые глубокие чаяния всех людей, " Желаемый всеми народами " (Агг.2:7), как Его называет пророк Аггей. Он тот, кто действительно приносит новую жизнь; новую жизнь для тех, кто запутался в грехе, новую жизнь для тех, кто благополучен по мирским меркам, но чувствует в своем сердце пустоту, которую только Бог может заполнить, новую жизнь и для тех, кто уверовал, но остыл в вере и пришел в уныние. Новогодние и Рождественские праздники — это время, когда Бог еще раз напоминает нам о распахнутых вратах в новую жизнь, о возможности начать сначала, о преображающем, исцеляющем, спасительном присутствии Сына Божия, который навсегда стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Многие в эти праздничные дни будут искать каких-то крох радости, какого-то утешения обжорстве, в выпивке, в глупых и пошлых телепередачах, но Бог предлагает нам нечто иное — великую, подлинную радость. Как Ангел сказали Пастухам,  " не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; (Лук.2:10,11) "   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати

http://radonezh.ru/analytics/chto-delaet...

Бывают светские, национальные праздники. Это серьезно усеченная версия того, чем в человеческой культуре традиционно является праздник, в ней нет вертикального измерения. Но горизонтальное в ней есть: люди вспоминают какие-то важные события национальной истории, и это воспоминание дает им сознание общности: разрозненные индивидуумы обретают единство, множество «я» превращается в «мы». «Мы» вспоминаем события нашей истории. «Мы» чтим наших героев. «Мы» вновь переживаем основание той общности, к который мы себя относим. «Мы» повторяем то повествование, через которое мы, как народ определяем свое место в истории. «Мы» сознаем свои обязательства перед предками. «Мы» передаем все это нашим потомкам. Но обычно в истории человечества праздник имеет и вертикальное измерение, он связывает людей не только друг с другом, но и с мирозданием в целом — небом и океаном, звездами и облаками, «горним ангелов полетом» и «гад морских подводным ходом». Он вводит людей в пространство того, что можно назвать Великим Повествованием: как возник мир? Для чего? Что с ним будет? Каково наше место в мироздании? Каков смысл рождения и смерти, радости и горя? Что мы можем знать, на что мы можем надеяться, как мы должны поступать? Поэтому в любой культуре праздник тесно связан с Мифом — той формой Великого Повествования, которую эти культуры выработали. В этих мифах могло жить смутное предчувствие, томление, ожидание чего-то подлинного, какие-то проблески света, который должен воссиять однажды — когда придет Желаемый всеми народами (Агг 2:7). Прикосновение к Реальности Рождество Христово — праздник в абсолютном, подлинном смысле. Это небесное вторжение, прорыв в наш мир из-за его пределов — совершенно иной реальности. Бог, смиренно склонившись, входит под своды Своего Творения. Он становится человеком, младенцем в утробе Своей Матери, потом — на Ее руках. Создатель всего этого немыслимо огромного мироздания, Автор пространства и времени, ангелов и галактик, Владыка истории и каждой человеческой жизни, становится беспомощным дитятей — чтобы принести нам вечное спасение.

http://foma.ru/poxititeli-rozhdestva-voz...

Для такого возрождения человечества к новой жизни должен был явиться Божий Посол. Моисей сознавал это, и потому, в предсмертном прощании своем с народом, предсказывая пришествие такого Посла, сказал: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте! ( Втор.18:15 ). После смерти Моисея, евреи заняли обетованную землю, вошли в близкие сношения с оттесненными ими народами и стали увлекаться веселым разгулом их идольского служения. Этому потворствовали и даже содействовали некоторые из царей еврейских. Перенимая от соседей-идолопоклонников их нравы и обычаи, находившиеся в явном противоречии с синайскими заповедями, евреи в несколько столетий забыли и заповеди эти, и законы Моисея. И когда в храме случайно найдены были книги Моисея, то даже первосвященник, впервые прочитав их, пришел в изумление, а народ, узнав о такой находке, обнаружил полное забвение своего прошлого ( 4Цар.22 ). Тщетно вдохновенные пророки призывали их к Богу, желая объединить их под главенством Верховного Царя! Нравственное падение человечества было так ужасно, что спасти его мог только Сам Бог . И пророки верили, что Бог спасет людей, что Он восстановит Свое Царство и возвратит потерянный рай. В пророческом вдохновении они предсказывали, что настанет счастливое время, когда все народы перекуют мечи свои на плуги и копья на серпы, когда не поднимет народ на народ меча, и не будет больше учиться воевать, когда каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их ( Мих.4:1–4 ). Они верили, что для такого воссоздания Царства Божия придет Божий Посол, и предсказывали скорое пришествие Его. Утешая евреев предстоящим пришествием Избавителя, Исаия, в пророческом вдохновении, восклицал: Придет Искупитель Сиона! ( Ис.59:20 ). Придет Желанный!, – говорил Пророк Аггей ( Агг.2:4–7 ). Ликуй от радости, дщерь Сиона! Царь твой грядет к тебе! ( Зах.9:9 ). Этого Желанного Искупителя пророки называли также Примирителем, Избавителем, Помазанником Божиим, Христом-Мессией.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Конечно, приведенные выше свидетельства не могут исчерпать всего сказанного в разное время в пользу утверждения Боговдохновенности Библии, но, если бы и все свидетельства привести, то, все же они были бы лишь выражением человеческого мнения о Св. Писании. Поэтому, принимая их во внимание, перейдем еще к более реальным и осязательным доводам, которые при помощи Божией помогут покончить со всеми сомнениями на этот счет. Обсудим, прежде всего два следующих положения. Если Библия является Боговдохновенной книгой в полном смысле этого слова, то в ней не может быть ошибок; если же допустить, что вдохновение было не полным, тогда нужно предположить, что в той части, которая остается человеческой, возможны ошибки. В отношении первого положения следует сказать, что до сих пор не смотря на все ухищрения критиков, в Библии не было обнаружено ни одной ошибки, исходящей от Бога. Что же касается второго положения, то, если бы оно имело место, как тогда возможно было бы отличить в Библии – какая часть Боговдохновенна и какая нет? Рождение идеи неполного вдохновения Св. Писания принадлежит, несомненно, дьяволу . Одному ему выгодно, чтобы люди относились к Св. Писанию с недоверием. Помимо прямых указаний на полную Боговдохновенность Библии, имеющихся в самом Св. Писании, весьма поучительными могут быть косвенные свидетельства Духа Святого. Так в Новом Завете неоднократно подчеркивается важность значения не только цитируемых из В. 3. слов, но даже грамматических форм и окончаний этих слов. Обратим внимание на: 1. Евр. 12:27 . Автор этого послания, цитируя, Агг. 2:7 , основывает важный вывод, касающийся будущего суда, на простых словах «еще раз». 2. Лук. 20:37 . Здесь Иисус Христос разъясняет саддукеям сущность доктрины о воскресении из мертвых, указывая им на грамматическую точность времени, примененную Богом в разговоре Моисеем. «Я есмь Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», но не «Я был Богом Авраама»... и т. д. 3. Гал. 3:16 . Ап. Павел, доказывая оправдание верою, в противоположность учения об оправдании делами закона, обращает внимание верующих на слова «и семени твоему», ссылаясь на соответствующее место Писания. «Не сказано – и потомкам – как бы о многих, но как об одном: и семени твоему – которое есть Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

В 515 году следует освящение Храма и праздник Пасхи. Однако, еще при закладке основаня нового Храма, некоторые старики, которые пережили плен и помнили еще Храм Соломона, плачут, глядя на относительную скудость и убогость новой постройки. Соломон во время строительства так поиздержался, что был вынужден отдать царю Тирскому несколько городов для покрытия долгов, в которые он вошел при строительстве этого Храма. Не великий по размеру Храм был весьма дорогостоящим сооружением. Здесь все было гораздо скромнее, однако пророк Аггей говорит о том, что слава этого второго храма будет больше славы Храма первого. Потому что здесь явится Тот, Кого так ждут. В этом Храме явится, и будет проповедовать Христос: «Придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего … и на месте сем Я дам мир» (Агг. 2:7, 9). Строительство начинается в 538 году, возобновляется в 520-м и заканчивается в 515. Когда Господь Иисус Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19), ему возразили, что этот Храм строился 46 лет. Мы же видим, что он строился, самое долгое, 23 года. О чем тогда иудеи говорят Христу? Ирод Великий предпринял значительную реконструкцию Храма, которая действительно продолжалась 46 лет. Они ссылаются не на строительство, которое было во времена Зоровавеля, а на почти современное им обновление Храма. Несмотря на восстановление Храма и на энтузиазм, связанный с возвращением, в целом жизнь была трудной. Бедность, притеснения, постепенное смешение с язычниками, (это была теперь не их земля, и естественным образом начало происходить смешение народов). Если посмотрим книгу более позднего пророка, Малахии, то увидим, что благочестие и ревность о службе Божественной в этом Храме тоже оставляли желать лучшего, иудеи жалели вносить десятину , а если вносили, то, то что похуже. Священники тоже считали свое служение малоприбыльным и не стоящим таких трудов, которые оно от них требовало. Той славы, и того расцвета и процветания, которые обещали пророки, так и не наступило.

http://sedmitza.ru/lib/text/431204/

Но сейчас Богу нужно не освободить народ и даже не научить почитанию Его, а объединить его некоторой общей возвышенной целью и — больше того! — поставить его на служение. И дело, оказывается, вовсе не только в восстановлении Храма. В следующей главе Он раскрывает Свой план: «потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою» (Агг. 2:7). Это уже обещание, что некогда Бог приведет в мир Кого-то, Кого ждет все человечество. Исполнение этого мессианского пророчества мы и будем праздновать через полторы недели. Тут встает вопрос: а мог ли Бог воплотиться в еще более стесненных обстоятельствах, если бы не было Храма Его в Иерусалиме? Может, не стоило заставлять так трудиться замотанных бытом людей? И тут внезапно оказывается, что Божественная логика, характеризующаяся Его словами пророку Исаии: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис. 55:8) — то есть не следует ждать, что все Его замыслы нам будут понятны — так вот, эта Божественная логика изящно совпадает с обычной человеческой практикой. Пророк Аггей. Миниатюра Минология Василия II Империи сменяли друг друга, и в империи Римской к моменту пришествия Спасителя Храм Иерусалимский стал явлением уникальным. Иудейская вера в Единого Бога казалась не только непосредственно римлянам, но и другим населявшим государство языческим народам экзотикой гораздо большей, чем зороастрийцам вавилонянам — вот и отправляемый в этой религии культ казался чем-то необычным и потому привлекательным и вызывающим интерес. А вместе с любопытством к странным еврейским обычаям возникал интерес и к происходящим в этом загадочном народе духовным движениям — в том числе и мессианским, и, разумеется, самому выдающемуся из них — учению Иисуса из Назарета. Это очень человеческая история: обычно мы замечаем то, что можно посмотреть глазами и пощупать руками. Послы князя Владимира, как мы знаем из «Повести временных лет», почувствовали, что им близко именно восточное христианство, когда побывали в Софии Константинопольской. Мы можем много теоретизировать о величии Бога, но лучшим образом о нем будет свидетельствовать красота тварной природы. Так что Храм был необходим из соображений не только собственно культовых, но и, как бы мы сейчас выразились, миссионерских. Он должен был стать «картинкой для привлечения внимания», чтобы ни один народ и ни один гость Иерусалима не мог пройти мимо. Душа человеческая во все времена была полна неопределенной тоской по Богу, и встреча с таким мощным материальным выражением общения с Ним конкретного народа, как Храм, не могла не отозваться желанием присоединиться к этому общению: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:9).

http://pravmir.ru/budete-medlit-stanete-...

Большинство людей, в том числе неверующих, согласятся с ветхозаветными еще словами: Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть (Притч 15:17). Но те же люди тратят массу усилий на приобретение «быков» — денег, имущества, социального статуса, и совершенно не заботятся о том, чтобы сделать свое сердце любящим. Напротив, соперничество из-за «откормленных быков» превращается в повод для ненависти и ожесточенных конфликтов, нередко даже между членами одной семьи. Великие воители опустошают целые континенты, обычные люди разрушают жизнь своих близких, и зачем? Ради того, что апостол Иоанн определяет как похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин 2:16): стремление к удовольствиям, к обладанию и к «престижу». Люди ищут счастья и ищут его там, где можно найти только несчастье. Всему человеческому роду свойственен этот трагический излом, эта порча воли, которую Церковь называет грехом. Именно грех и является причиной всех человеческих несчастий, и людей невозможно спасти от них, не устранив эту причину. Людям кажется, что должен измениться мир вокруг них — обстоятельства, климат, другие люди — и тогда они будут счастливы. Но Евангелие обращает внимание на то, что корень нашего несчастья — в нас самих. Один бывший наркоман, обратившийся ко Христу, написал книгу под названием «Спаси меня от меня самого» — и это очень уместный заголовок. Очень трудно признать, что наихудшее зло мы причиняем себе сами, и часто нас нужно спасти не от того, что мы считаем своими бедами, а от нас самих — от нашего собственного зла и безумия, которое лежит в основании всех этих бед. Поклонение пастухов.  Рембрандт Харменс ван Рейн. 1646 Желаемый всеми народами Но говоря о «вывихе», мы подразумеваем, что существует и правильно поставленное сердце, как бывает нормально работающий сустав. Практически в любой человеческой цивилизации — у египтян, индийцев, китайцев, кого угодно еще — существовало представление о гармоничном нравственном миропорядке, частью которого был человек, порядке, который определял долг человека по отношению к своим ближним и мирозданию в целом. Этот порядок задавал объективные критерии того, что правильно и что неправильно, именно он определял то, как человек должен проходить свой жизненный путь. Люди могли спорить и ошибаться относительно того, каков этот порядок и чего он от нас требует, но никто не сомневался в его наличии. Полноценная человеческая жизнь — счастливая, плодотворная, достойная — определялась тем, насколько сообразно этому миропорядку человек жил. «Благородный муж, — говорил китайский мыслитель Конфуций, — думает о праведном пути и не думает о пропитании». И практически во всех культурах существовало осознание трагического разрыва, несоответствия человека своему подлинному предназначению. Поэтому ветхозаветный пророк и говорит о  желаемом всеми народами (Агг 2:7) — о Спасителе, который восстановит разрушенную гармонию.

http://foma.ru/radi-nas-rozhden-mladenec...

Да, именно «из дел оказывается, кто лучше» . Именно так изображается тайну пришествия Христова для эллинов, обращаясь к некоему эллину, Феофилу-боголюбу, апостол Лука. Лука поступает в отношении эллинов как талантливейший миссионер, как истинный друг, спутник и сотаинник Павла. Он подчеркивает земное служение Иисуса Христа как милостивого Целителя, как заступника страждущих, потерявших всякую надежду. Ведь эллины помнили мифы об Асклепии, оживляющем мертвых: «Нечего тут горевать,- сын Корониды сказал,- Честному юноше жизнь я верну, залечив его раны, Злую судьбу посрамит мощь моего врачевства». …И над землей Ипполит голову поднял, ожив. (Овидий, Фасты) О, эллин, — словно говорит повествование св. Луки, — отвернись от своих богов, посмотри: пришел Желаемый всеми народами! ( Агг. 2:7). Пришел Тот, который может воскресить сына-юношу безутешной матери-вдовы и единственную дочь безутешных родителей. Он ходил по земле, Он исцелял, Он утешал – и погиб, был убит. Он воскрес, Он снова обрадовал всех, кто любил Его. Лука описывает встречи людей с Воскресшим Иисусом – это и плачущие женщины-мироносицы, пришедшие отдать последний долг любимому Учителю, и потерявшие надежду, усталые путники на Эммаусской дороге, и собравшиеся одиннадцать апостолов, испугавшиеся поначалу явления Воскресшего. Фото: Юрий Сорокин, photosight.ru Но после всех этих светлых и радостных встреч Христос возносится на небо в облаке – и этот символ, которым святой Евангелист передает тайну Вознесения, много говорил и эллину. В облаке возносились на небо герои – смертные люди, избранники и баловни судьбы, по странному выбору богов. «Но что же будет теперь?» — спросил бы эллин. Этот Иисус, которого проповедали Павел и Лука, подобно прочим героям, ставшим богами, находится на небе – а мы, как же мы? Ведь в античном представлении человеку путь на небо, в блаженную жизнь закрыт – если только кто-то из богов по своему капризу не сделает его своим любимцем. Но боги-олимпийцы не очень-то спешат делить свое беспечальное бессмертие со смертными.

http://pravmir.ru/xristos-i-legendy-o-vo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010