90 Имеется в виду возложение рук епископов во время епископ-ской хиротонии. 91 Речь идет о провозглашении избранного на епископскую кафедру. 92 Ошибка автора, который, весьма возможно, цитировал по памяти. Речь идет о месте из книги пророка Аггея (2:11—12): «...так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи, — сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу, — сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым». 93 «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах». 94 Т.е. епископский сан. 95 Как и во многих других местах этой поэмы, автор здесь едко ироничен — он хочет сказать: после Илии твоя очередь восходить на небо. 96 Т.е. таким образом художник подготовился надлежащим образом к написанию картины. 97 εναι καλν τε καγαθν . Смотри об этом подробнее сноску 23 (к ст. 136). Здесь виден также сильный оттенок иронии. 98 Имеются в виду аскетические упражнения. 99 Т.е. тело. 100 Плод древа познания добра и зла (Быт.3и далее). Лишения суть последствия падения Адама и Евы в раю (Быт. 3и далее). 101 В отношении толкования этого места существуют разные мнения ученых. Наиболее логичной представляется версия о том, что здесь автор иронизирует над древнегреческими философами, некоторые из которых бросали свое богатство в море, чтобы тем самым достичь философской бедности. Благочестивый муж, по мнению свт. Григория, должен, напротив, раздать свое имение бедным по слову Евангелия: см.: Мф. 19:21. 102 Ср. Plot. Enn. VI 9.11.49—51: 103 Ум человека, поглощенного исключительно гастрономическими изысками, не способен вместить предметы божественные. 104 Т.е. диавол. 105 Мисия и Фригия — два древних региона Малой Азии, которые граничили друг с другом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3052...

   Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными?    Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена.    Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились богам чуждим. Господь наказал Израиля войной и в ожидании покаяния послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не послушали пророка, как не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля.    Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: «и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:44).    Отверг, опять отверг Израиль Божие и принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон об ослеплении избранного народа, слышит мир: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37—38).     «Се, оставляется вам дом ваш пуст» — страшные слова совершившиеся, потому что люди опять не захотели быть Божиими.    В одно и то же время Иерусалимский храм воспитал Ту, Которая Святая Святых большая, и последователей Христа, но в нем же жили своей далекой от Бога жизнью и те, кто убил первосвященника Захарию между храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

В 515 году следует освящение Храма и праздник Пасхи. Однако, еще при закладке основаня нового Храма, некоторые старики, которые пережили плен и помнили еще Храм Соломона, плачут, глядя на относительную скудость и убогость новой постройки. Соломон во время строительства так поиздержался, что был вынужден отдать царю Тирскому несколько городов для покрытия долгов, в которые он вошел при строительстве этого Храма. Не великий по размеру Храм был весьма дорогостоящим сооружением. Здесь все было гораздо скромнее, однако пророк Аггей говорит о том, что слава этого второго храма будет больше славы Храма первого. Потому что здесь явится Тот, Кого так ждут. В этом Храме явится, и будет проповедовать Христос: «Придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего … и на месте сем Я дам мир» (Агг. 2:7, 9). Строительство начинается в 538 году, возобновляется в 520-м и заканчивается в 515. Когда Господь Иисус Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19), ему возразили, что этот Храм строился 46 лет. Мы же видим, что он строился, самое долгое, 23 года. О чем тогда иудеи говорят Христу? Ирод Великий предпринял значительную реконструкцию Храма, которая действительно продолжалась 46 лет. Они ссылаются не на строительство, которое было во времена Зоровавеля, а на почти современное им обновление Храма. Несмотря на восстановление Храма и на энтузиазм, связанный с возвращением, в целом жизнь была трудной. Бедность, притеснения, постепенное смешение с язычниками, (это была теперь не их земля, и естественным образом начало происходить смешение народов). Если посмотрим книгу более позднего пророка, Малахии, то увидим, что благочестие и ревность о службе Божественной в этом Храме тоже оставляли желать лучшего, иудеи жалели вносить десятину , а если вносили, то, то что похуже. Священники тоже считали свое служение малоприбыльным и не стоящим таких трудов, которые оно от них требовало. Той славы, и того расцвета и процветания, которые обещали пророки, так и не наступило.

http://sedmitza.ru/lib/text/431204/

В половине последней – 70-й седмины должен предан будет смерти Христос и упразднить жертвы, т. е. совершится принесение в жертву Мессии, Который вместо ветхозаветных жертв установил и повелел совершать в Его воспоминание таинство евхаристии ( Лк.22:19 ). И это произошло спустя 3,5 года по выступлении Мессии на общественное служение, т. е. в полседмины. А вся 70-я седмина должна утвердить завет для многих: и кровью Мессии, пролитою за нас на кресте в половине седмины, утвержден новый завет (сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается – Лк.22:20 ); в первую же половину седмины Он Сам непосредственно призывал к участию в новом завете всех сынов Израиля, проповедуя во Иудеи, Галилеи и Самарии, а во вторую (3,5 года), – по смерти и воскресении Его, всюду возвещали евангелие Его апостолы. После этого (без точного указания, когда именно, но по связи с событиями 70-й седмины) уже имело наступить запустение ветхозаветного святилища. Начало этому запустению положили римляне в 70 г. по Р. X. (см. Мф.24:15 ; Лк.21:20 ), и оно имеет продолжаться, по словам пророчества, до скончания мира. 416 Хотя не с такою точностью, как у пр. Даниила, определяется время пришествия Мессии и у пророков Аггея и Малахии, именно, что Мессия имеет прийти во второй иерусалимский храм. Пр. Аггей, утешая народ, при построении второго храма встречавший постоянные препятствия и даже готовый оставить начатые работы, предрек, что слава этого храма будет боле славы первого: придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего… и на месте сем дам мир (2:7, 9). По пророчеству Малахии, последнего из пророков, внезапно придет в храм Свой (т. е. второй иерусалимский храм) Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (3:1). IV. Наконец, пророки с чрезвычайною подробностью предвозвестили многие частные обстоятельства жизни Мессии и Его служения. Так, они предсказали, что Ему будет предшествовать Предтеча, уготовляющий путь (Ангел его, пророк Илия – у Мал.3:1; 4:5 ; глас вопиющего в пустыне – у Исаии 40:3–5), что Ему принесут дары и поклонятся волхвы, цари востока ( Ис.60:6 ), что на Него низойдет Дух Святый ( Ис.11:1–3; 42:1; 61:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И вот: «в седьмой месяц, в двадцать первый день месяца», и именно «в седьмой день праздника кущей» ( Лев.23:34 ), бедное отправление которого (т.е. праздника) в то время в сравнении с торжественным, радостным и богатым отправлением его среди обильных, жертвенных пиршеств во дворах славного храма соломонова, сильнее, чем когда либо, могло возбуждать в собравшемся к жертвеннику Господню Израиле чувство печали о бедности новосозидающегося храма и безнадежности касательно предсказанной ему пророками славы, «было слово Иеговы чрез Аггея пророка, и сказано: скажи Зерувавелю, сыну Шеалтиилову, и Иисусу, сыну Иоцадакову, великому священнику и остатку народа: кто остался (еще доселе живым) из вас, видевший дом сей в первой славе его? И каким вы теперь его видите? Неправда ли, что он (в сравнении с домом в первой его соломоновой славе) в глазах ваших как бы ничто? Но» хотя это и правда; хотя строящийся дом по своей видимости внешней действительно беден в сравнении с богатством первого дома, несмотря на это, убеждает пророк: «будь тверд Зоровавель, говорит Иегова, и будь тверд Иисус, сын Иоцадаков, великий священник, и будь бодр весь народ земли, говорит Иегова, и действуйте», полные внутренней силы и твердости веры и упования на Иегову, продолжайте начатое дело Божие; «ибо я с вами, говорит Иегова воинств» (ср. Агг.1:13 ). «Слово, которое Я заключил с вами во время исхода вашего из Египта и Дух Мой присутствует среди вас»; и Божие слово или утверждающее завет Иеговы с народом обетование того, что Иегова из среды всех народов избирает Израиля в свой удел, что Израиль есть поэтому достояние Иеговы, и Иегова есть в свою очередь Бог Израиля ( Исх.19:5–6 ; Втор.7:6 ; ср. Иер.7:22–23, 11:4 ), стоит среди Израиля во всей своей первоначальной, еще неослабной силе; и Дух Божий, Божественная сила, действующая в мире, сопутствующая слову обетования, творчески приводящая его в исполнение и устраняющая все препятствия к осуществлению планов Божия домостроительства спасения человека, еще вполне действует во Израиле, как народе Богоизбранном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределённая гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9:24–27 ). Когда прошло 70 лет вавилонского пленения народа Израильского, предсказанное пророком Иеремией, пало Вавилонское царство, и в первый же год правления Кира, царя Персидского, вышел указ 538 г. до н.э. о возвращении иудеев и восстановлении Иерусалима и Храма ( 2Пар. 36:23 ; 1Ездр. 1:2–4; 6:3–5 ). И Зоровавель, потомок прежних Иудейских царей, с возвратившимся народом начал построение Храма. Но вскоре, вследствие доносов Самарян, царь Персидский Камбиз – сын Кира и преемник его – запретил евреям восстановление Храма и мечом убил пророка Даниила и трёх отроков (достигших уже старости). Построение Храма было приостановлено вооружённой силой. Через два года воцарился Дарий Гистасп, и при нём в 520 г. до н.э. вышел новый указ о продолжении работ ( 1Ездр. 6:6,7 ). Построением Храма заведовали Зоровавель и первосвященник Иисус. Наконец, почти через 19 дет после закладки храма, он был построен, ровно за 6 недель до Пасхи. Но в этом Храме не было главной святыни – Ковчега Завета Господня. Старики, помнившие великолепие прежнего первого Храма Соломона, плакали, видя новый Храм не в таком благолепии. Пророк Аггей утешал народ: «...так говорит Господь Саваоф: ещё раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, и сушу: и потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами, и наполню Дом этот славою, и слава этого последнего Храма будет больше, нежели прежнего, и на месте этом Я дам мир, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2:7–8 ). И пророк Захария взывал: «Ликуй радостно, дочь Сиона; торжествуй, дочь Иерусалима! Вот идёт к тебе Царь твой, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле» ( Зах. 9:9 ). Пророки предвозвещали большую славу новому Храму, ибо сюда придёт Желаемый Мессия. Хотя Храм был построен, но Иерусалим был почти пуст, и воздвигаемые стены и врата вновь разрушались врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Отказав Rothstein’y в правильности его взгляда на смысл пророческого иносказания, г. Попович естественно, отвергает и то, что говорит названный исследователь в объяснение мотивов, побудивших Аггея выступить со своей речью пред Зоровавелем. – В оправдание своего несогласия с Romhsmein’oм r. Попович приводит на этот раз между прочим следующие соображения. Bo- первых, он не допускает, чтобы вражда самарян „могла сосредоточиться на одном только Зоровавеле“ 19 , который поэтому и нуждался в особенном ободрении пророка. Но Rothstein, по изложению его взгляда Поповичем же, вовсе и не утверждает, что свои враждебный чувства самаряне должны были проявить только к Зоровавелю, он говорит прежде всего к Зоровавелю. И опасения „правителя Иудеи“ были в этом случае вполне основательны, так что, действительно‚ являлась необходимость укрепить, ободрить его. Ведь в тот век интриг и фаворизма самаряне легко могли овладеть вниманием персидских владык, под властью которых находилась, между прочим, и Палестина, и внушить им мысль, что иудеи – народ «мятежный и вредный для царей» ( Ездр. 4:15 ). А это, в свою очередь, должно было рождать и рождало в сознании повелителей Персии вопрос: «к чему допускать размножение вредного, в ущерб царям» (22 ст.)? Должно прекратить рост вредного. И такое решение по отношению к иудеям могло иметь то последствие, что Зоровавель, как персидский наместник, не оказавший надлежащего попечения об интересах своего владыки, и как представитель своего народа, ответственный за все действия последнего, направленные против целостности Персидской монархии, рисковал, благодаря козням самарян, потерять свою должность; и это – в лучшем случае. Потому-то Аггей и обращается к правителю Иудеи с особенным словом ободрения, имеющим мессианский смысл. Вся сила этого ободрения заключалась, по мнению Romhsmein’a в том, что Зоровавелю возвещалось к нему лично относящееся пророчество. – Против этого П-ч возражает, что «существование у Зоровавеля мессианских чаяний, относимым им лично к себе, является ничем не обоснованным предположением» 20 . Но если современники Зоровавеля, по словам самого же П-ча, не отделяли это пророчество от названного правителя Иудеи, хотя и не относили только к нему 21 , то почему же сам Зоровавель не мог отнести этого пророчества к себе? Тем более, что пророк Аггей, как пр. Захария, говоря о мессианских временах, представляют их уже как бы начавшимися; причем центральная фигура этих времен, – мессианский царь, – прямо отождествляется с Зоровавелем 22 , почему последний, как утверждают некоторые исследователи 23 , считался у современников Мессиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vinogr...

Лев.6:27 ), по которому пола одежды от освященного мяса сама делалась священною, но далее эта святость не простиралась, «отвечали и сказали: нет. Потом Аггей» предложил им другой вопрос, – «Он сказал: а если нечистый от мертвого тела дотронется до всего этого», т.е. до хлеба, похлебки, вина и проч. «сделается ли это (хлеб, вино и пр.) нечистым? " Нечистота от прикосновения к мертвому телу была самая сильная, она продолжалась семь дней и могла быть уничтожена только двоекратным, а именно в 3-й и еще 7-й день после осквернения, окроплением оскверненного очистительною водою, приготовленною из пепла сожженной вне стана рыжей телицы (см. Чис.19 ). Все, до чего только оскверненный такого рода ни касался, все это становилось нечистым. Поэтому, сообразно с законом, на предложенный вопрос пророком «священники отвечали и сказали: да, сделается нечистым. Аггей отвечал на сие и сказал: тоже и с народом сим, тоже и с языком сим, говорит Иегова, и тоже со всеми делами рук их». Народ в своем положении ко Господу подобен с одной стороны мужу, который носит священное мясо в поле своей одежды, а с другой – подобен мужу, который чрез прикосновение к мертвецу сделался нечистым. Израиль владеет в своей земле святилищем, именно местом, которое Господь избрал в свое жилище и которое облагодатствовал многими славными обетованиями. Но как никакое кушанье, ни хлеб, ни овощи, ни вино, ни масло не освящаются чрез то, что кто-либо касается их освященною одеждою; так равно не делается освященным и все то, что насаждено на почве земли, окружающей, охватывающей святилище Иеговы так, как пола одежды охватывает со всех сторон священное мясо. Правда, что чрез существование святилища на земле Израилевой, эта земля делается священною, но делается без того, чтобы эта святость могла быть распространяема далее, могла быть переносима и на то, что возделывается на этой земле. Поэтому все, что Израиль возделывает на этой земле: хлеб, вино, масло и пр., – все это остается произведением обыкновенным, но никак не особенным, никак не освященным, на плодах этой земли точно также не почивает, ради святости самой земли, особенного благословения, необходимым последствием которого было бы плодоносное изобилие, как само по себе не почивает и неблагословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

в. Описывается особливое Божие строение в освобождении народа из Египта, и в сохранении его в пустыне. Прем.18 . г. Продолжается примышление об народе, и защищение его от врагов. Прем.19 . § 30. О книгах пророческих I. Определение пророков Они были лица, от Бога избранные и призванные к тому, чтобы волю Его, часто непосредственно открываемую и еще грядущую, людям возвещать. II. Причина названия Пророк означает такого человека, который в объявлении, изъяснении и приложении чьей-нибудь воли обращается, и в сем означении сие слово положено. Исх.7:1,2 . Смотр. Исх.4:14 . 1Кор.13:9 . Чис.12:6 . III. Способ Божия откровения, пророкам бывшего Открываема была им воля Божия 1) чрез видение, или чрез изображения, пред телесные или мысленные очи бдящих пророков представленные. Иез.8 :1с. – 2) чрез сновидение Дан.7 :1с. – 3) чрез гадания или видения эмблематические, иное представляющая и иное означающая. Иез.4:5 . Иер.1:11,12 . Ам.8:2 ; чрез речения темные и сокровенные Иез.17 :1с, и чрез действия знаменательные, от Бога пророкам повеленные Ис.20:2 . Иер.27:2 ; – 4) чрез начертание, означающее некоторый вид Бога, в видимое тело и образ облеченного, которого видели и слова Его слышали Ис.6 :1с. – 5) чрез непосредственное Святого Духа просвещение и вдохновение; – б) чрез Ангельское возвещение Дан.7:16 , след. Дан.9:21 . Четыре первых способа читаются Чис.12:6–8 . IV. Порядок, по которому один за другим следовал Хотя известно, что не тем порядком, который мы в священных книгах видим, пророки один за другим следовали: однако между тем, с другой стороны, трудно сказать, кто в первом и кто в последнем месте, наипаче же между современными находится; а вероятно, что следующим бы образом расположишь их должно было: Иона, Осия, Иоиль, Амос, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Захария, Малахия; из которых пророческую должность отправляли, при продолжении гражданства Израильского, Иона, Осия, Иоиль, Амос, Исаия и Михей; по пленении Вавилонском Осия, Иоиль, Михей; Авдий, Наум, Аввакум, Иеремия: и Софония; в продолжение пленения Вавилонского Иеремия, Иезекииль и Даниил, и по окончании Вавилонского пленения, Аггей, Захария и Малахия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

13. Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники, и сказали: будет нечистым. 14. Тогда отвечал Аггей, и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто. 15. Теперь обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем. 16. Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказалось только двадцать. 17. Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь. 18. Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда основан был храм Господень; обратите сердце ваше. 19. Есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давала плода; а от сего дня Я благословлю их. 20. И было слово Господне к Аггею вторично в двадцать четвертый день месяца, и сказано: 21. Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу я небо и землю. 22. И ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них и низринуты будут кони и всадники их, один мечем другого. 23. В тот день, говорит Господь Саваоф. Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать; ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф. Аггей Аггей и Захария начали пророчествовать во второй год царствования Дария Гистаспа, спустя восемнадцать лет по возвращении из плена. Навуходоносор взял и разрушил Иерусалим в 588-м г. При его преемниках, Вавилонская империя быстро ослабела и была разрушена в 539-м г. Мидянами и Персами. Эти два союзные народа имели тогда царем Дария Мидянина, который умер, спустя два года по взятии Вавилона, и оставил скипетр всемирной монархии Киру, первому царю Персии. Уже в следующем 536-м году, Кир, дух которого возбудил Господь ( Ездр.1:1 ), дозволил Евреям, находившимся в плену в Вавилоне, возвратиться в их отечество. Иудейское предание говорит, что пророк Даниил, достигший тогда очень преклонного возраста, имел влияние на это царское решение. Впрочем, вероятно, что Персы, поклонники света и последователи религии, предписывавшей духовную чистоту, как первую из обязанностей, – что эти Персы, разрушавшие во всех побежденных ими странах статуи и храмы ложных богов, смотрели благосклонно на Изральский народ, почитавший одного Бога; и с их стороны было благоразумно в политическом смысле – приобресть расположение этого многочисленного и могущественного народа, который долго был угнетен Халдеями, и возвратить ему его отечество, находившееся на границах империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010