Подробнее о преподобной Марии читайте в наших материалах: • Что помогло блуднице стать святой • Фотографии Иудейской пустыни с комментарием протоиерея Игоря Пчелинцева • История покаяния в пересказе Александра Ткаченко • Знаменитые святые с именем Мария: избранные жизнеописания День памяти святых: Мученики Филит, Лидия, Македон, Феопрепий, Кронид и Амфилохий (начало II века) Своего знатного сановника Филита и жену его Лидию с сыновьями Македоном и Феопрепием император Адриан вызвал на суд за открытое исповедание веры во Христа. Допрашивал сам, затем велел истязать военачальнику Амфилохию в Иллирии. Начальник тюрем Кронид вел предварительные следствия и суды преимущественно над христианами. Но его потрясло мужество семьи мучеников, тела которых строгали железными ножами, и он исповедал веру во Христа. На следующий день Кронид взошел вместе с ними в котел с кипящим маслом и серой. Котел тут же остыл и при этом чуде уверовал главный истязатель – Амфилохий. Разгневанный император Адриан приехал из Рима и лично повторил пытку с кипящим маслом. Но увидев, как котел мгновенно остывает, а христиане остаются невредимы, вернулся в Рим. Святые мученики благодарили Бога и в молитвах предали Ему свои души. Произошло это в Иллирии - на территории современных Хорватии, Черногории, Боснии и Герцеговины, части Албании – во время правления Адриана, то есть между 117 и 138 годом. Преподобномученик Никон Сицилийский и 199-ти учеников его (251) Родился в Неаполе, в знатной семье язычника и христианки и стал воином. Однажды в опасном сражении он вспомнил наставления матери, перекрестился и обратился ко Христу как к Богу. Почувствовав силу и одержав победу, Никон вернулся домой и решил креститься. Найти священника было трудно из-за гонений, но после 8 дней поста и молитвы на острове Хиос Никон получил ангельское откровение о месте нахождения 190 монахов и епископа Феодосия, от которого принял крещение и постриг. После 3х лет подвигов Никона он, по откровению и перед смертью, возвел его в сан епископа, велел перебраться с иноками на Сицилию.

http://foma.ru/voskresene-5-aprelja-2020...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ЗИНОВИЙ Евстафьевич Сутормин (? - 1920), сщмч. (пам. 10 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) ЗИНОН мч. (пам. 22 авг.) - см. Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севериан, Зинон и др., мученики Вифинские и Фракийские ЗИНОН мч. Африканский (Карфагенский) (пам. 10 апр., 13 марта, 28 окт.; пам. греч. 5 апр.) - см. Африкан, Терентий, Максим, Помпий (Пуплий), Зинон, Александр, Феодор и 33 мученика Африканских ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 18 апр.) - см. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мученики Никомидийские ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) ЗОСИМА Александровский (не позднее 2-й пол. XVII в.- ок. 1710-1713), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЗОСИМА Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМА Алексеевич Пепенин (1888-1937), свящ., сщмч, (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЗОСИМА Васильевич Трубачёв (1893-1938), прот., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_37.html

Симеон, Исаак и Вахтисий. 18 мая. Дада, Гаведдай, сын Сапора, и Каздоя. 29 сент. Снандулия, преп. 4 века. 3 ноября. Авид, или Авдий, муч. при Издегерде. 5 сент. Мучч. при Вараране, в 421 году: Вениамин диакон. 13 окт. Иаков. 27 ноября. Сира девица, муч. в 558 г. при Хозрое I. 21 авг. Голиндуха-Мария, муч. 6 века. 12 июля. Анастасий преподобномуч., в 628 году. 22 янв. Евдокия преподобномученица. 4 авг. Христина муч. 13 марта. Иоанн царь, до крещения Мавия, и три отрока, мучч. 9 века. 9 июля. Петрагория, Petracorii , Perige u x, в Галлии. Фронтасий, Северин, Севериан и Силан мучч. Фронтон, еп., 1 века. 4 июня. Пидахфоя, впоследствии Ираклиополь, в Каппадокии. Афиноген еп. и десять учеников его, муч. Севастийских при Диоклетиане. 16 июля. Пидна, в Македонии. Александр, муч. ипри Максимиане. 13 марта. Писидия. Вианор и Силуан мучч. 10 июля. Поливот, в Фригии. Иоанн еп., при Льве Исавр. 4 дек. Помпеополь, в Киликии . Каллиопий, муч. ок. 304. 7 апр. Сизонт, пастырь Ликаонский, муч. 7 сент. Потама Фракийская. Зотик, Феопрепий и Акиндин, мучч. при Максимиане. 22 авг. Пруса, в Вифинии . Мучч. при Иулиане: Патрикий еп. и три пресвитера, Акакий, Менандр и Полиен. 19 мая. Тимофей еп. 10 июля. Прусиада, Prusias, в Пафлагонии. Павел преп., еп. и исповедник при иконоборцах. 7 марта. Птолемаида, в Финикии. Павел и Иулиания, Квадрат и Акакий, мучч. ок. 273. 4 марта. Путеолы, в Кампании. Онисим, из 70 апп. 15 февр. Патров, из 70, еписк. 5 ноября. Ианнуарий еп., Прокул, Соссий и Фавст, диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион, мучч. ок. 305. 21 апр. Равенна, в Лигурии. Аполлинарий еп., муч. при Веспасиане. 23 июля. Раифа, в древности Елим, в Аравии. Иосиф Аналитин, преп. и преподобные отцы, избиенные ок. 304 г. и в 5 веке. 14 янв. Иоанн, современник Лествичника. Субб. с. Рим. Пострадавшие в 67 году: Петр и Павел апп. 29 июня. Олимпан и Родион, из 70. 10 ноября. Пуд, Аристарх и Трофим, из 70. 15 апр. Епископы Римские: Лин, из 70 (управл. 66–67). 5 ноября. Климент, из 70 (91–100). 25 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Мн. христианам II в. казалось, что рескрипт Адриана предоставлял им защиту. Вероятно, так его понимал мч. Иустин Философ , приводя текст документа в 1-й апологии (Гл. 68). Как о благосклонном к христианам упоминает о рескрипте Мелитон Сардский (ap. Euseb. Hist. eccl. IV 26. 10). Однако, несмотря на то, что на практике рескрипт Адриана был близок к терпимости, христианство по-прежнему оставалось вне закона. В конце правления Адриана принял мученическую кончину Римский папа свт. Телесфор ( Euseb. Hist. eccl. IV 10; Iren. Adv. haer. III 3). Крестившийся именно в этот период Иустин Философ во 2-й апологии (Гл. 12) пишет о мучениках, повлиявших на его выбор и утверждение в вере. Известны и др. мученики, пострадавшие при Адриане: Еспер и Зоя Атталийские (пам. 2 мая), Филит, Лидия, Македон, Кронид, Феопрепий и Амфилохий Иллирийские (пам. 23 марта). С эпохой имп. Адриана церковное Предание связывает также мученичество Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в Риме (пам. 17 сент.). При Адриане христианам в Палестине, отказавшимся присоединиться к антирим. восстанию иудеев в 132-135 гг., пришлось испытать серьезное преследование и от них. Мч. Иустин сообщает, что предводитель иудеев Бар-Кохба «велел одних только христиан предавать ужасным мучениям, если они не отрекутся от Иисуса Христа и не будут хулить Его» ( Iust. Martyr. I Apol. 31. 6). В письме, найденном археологами в 1952 г. в районе Вади-Мураббаат (в 25 км к юго-востоку от Иерусалима), Бар-Кохба упоминает неких «галилеян» ( Allegro J. M. The Dead Sea Scrolls. Harmondsworth, 1956. Fig. 7). Это, по мнению У. Френда, может являться косвенным подтверждением сообщения Иустина Философа ( Frend. P. 227-228, 235, n. 147; о дискуссии по поводу письма Бар-Кохбы см.: RB. 1953. Vol. 60. P. 276-294; 1954. Vol. 61. P. 191-192; 1956. Vol. 63. P. 48-49). При имп. Антонине Пии (138-161) продолжилась религ. политика Адриана. Не отменяя строгого законодательства против христиан, он не допускал выступлений черни. Свт. Мелитон Сардский упоминает о 4 рескриптах императора, адресованных городам Ларисса, Фессалоника, Афины и провинциальному собранию Ахайи, «чтобы не было по отношению к нам никаких новшеств» ( Euseb.

http://pravenc.ru/text/166129.html

1988. P. 43), епископы острова, хорошо знавшие о строгой подвижнической жизни Е. К. и его твердых правосл. убеждениях, избрали его архиепископом ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 16; ср.: Vita S. Epiphanii. 34//PG. 41. Col. 68). Вероятно, не последнюю роль в этом избрании сыграл прп. Иларион, пользовавшийся большим уважением у предыдущего Кипрского архиепископа ( Sozom. Hist. eccl. V 10. 4; ср.: Vita S. Epiphanii. 33//PG. 41. Col. 66). Констанция, в к-рой располагалась кафедра Е. К., к тому времени представляла собой большой столичный и портовый город, разрушенный в результате землетрясений 332 и 342 гг. и заново отстроенный имп. Констанцием (древнее название города, Саламин, также употреблялось еще при жизни святителя - Epiph. Adv. haer. 51. 24. 5; De mensur. et pond. 21//PG. 43. Col. 276; Hieron. Ep. 108. 6). Хотя формально Кипрская Церковь подчинялась тогда Антиохийскому митрополиту, ее фактическим правителем был архиепископ Констанции. В результате деятельности Е. К. на посту архиепископа сложились благоприятные условия для обретения Кипрской Церковью автокефалии, к-рую она получила на Вселенском III Соборе 431 г. вскоре после смерти Е. К. ( Mansi. T. 4. Col. 1465-1468; Εγγλεζκη. 1983. Σ. 12-18, 42-46; Dechow. 1988. P. 48). Епархия Е. К. была столь обширна, что он, следуя местному обычаю, дозволял епископам, в частности Филону и Феопрепию, епископам Карпасийским, рукополагать пресвитеров, диаконов и иподиаконов в отдаленных частях острова ( Epiph. Ep. Ioan. Hieros. 2). По сообщению Созомена, очень скоро Е. К. заслужил всеобщую народную любовь за заботу о местных жителях и о приезжих ( Sozom. Hist. eccl. VI 32). В Констанции он начал строительство кафедральной базилики, впосл. носившей его имя ( Karageorghis. 1969. P. 197-198). Предметом особого внимания Е. К. являлось монашество, пробуждение которого на Кипре было связано с деятельностью прп. Илариона, умершего в 371/2 г. в отшельническом уединении в пещере недалеко от Пафоса; в 372 г. Е. К. написал небольшое послание в его похвалу, имевшее широкое распространение (см.: Hieron.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

Преподобный игумен Никон показал тем иконописцам образ любимых друзей своих, преподобных отцов Антония и Феодосия, скончавшихся 10 лет тому назад, и они тотчас же узнали в них тех, которые явились к ним, наняли их и послали к нему. При этом они рассказывали и другие дивные чудеса: так, когда они хотели возвратиться, явилась им святая церковь Печерская и икона Пресвятой Богородицы, от которой слышали запрещение возвращаться обратно, как они чудесно приплыли в горе против течения, хотя сами стремились плыть вниз, по течению. Пришедшие столь чудесно иконописцы при усердии и молитвах преподобного Никона старательно принялись за украшение святой Церкви Печерской, причем опять было немало чудес, ибо сама икона Пресвятой Богородицы в алтаре изобразилась чудесно мусиею из уст ее вылетел голубь, как об этом пишется в пространном сказании о Церкви Печерской Все это было по небесным молитвам преподобных отцов Антония и Феодосия и земным блаженного игумена Никона. Затем и сам приснопамятный игумен, преподобный отец наш Никон, украсив разнообразными подвигами своего равноангельского жития Печерскую обитель, после долговременных трудов, почил о Господе, от сотворения Мира в лето 6596-е, а от Рождества Христова — 1088-е, при великом князе киевском Всеволоде Ярославиче И тело его положено в той же обители Печерской, в родной ему пещере, где и доныне нетлением мощей своих он свидетельствует о своей святости, которою и по смерти чудотворно украшает свою святую обитель; духом же он переселился в небесные обители для неизреченного, вместе с единонравными своими друзьями, преподобным Антонием и Феодосием, лицезрения Божия, — уже не в образах, но лицом к лицу (1 Кор 13:12), и там, осияваемые верною славою, они, как три светильника, предстоят престолу Трисиятельного Божества и, как отцы, молятся о нас, своих детях, чтобы мы явились наследниками их благодати и славы праведною жизнью для Бога, Ему же слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Память святых мучеников Филита и Лидии Сии святые мученики пострадали в царствование императора Адриана Из них святой Филит синклитик его жена Лидия и сыновья их Македон и Феопрепий были христианами и всегда пребывали в служении истинному Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

г) Припомним, братия, совет свт. Василия Великого о том, как побеждать зависть , эту величайшую мерзость нашего сердца. «Если прозришь рассудком выше человеческого, – говорит великий учитель веры и благочестия, – не будешь ничего земного почитать великим и чрезвычайным: ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья; если не будешь поставлять блага для себя в преходящих вещах, а устремишь взор свой к истинно прекрасному и похвальному, к достижению благ вечных и истинных, то будешь далек от того, чтоб достойным ублажения и соревнования признать что-нибудь земное и тленное. А кто таков, и не поражается мирскими величиями, к тому никогда не может приблизиться зависть». (Tbopehuя IV. 188. 190). III. Господи! Молитвами преп. Авраамия искорени в нас зависть, насади в нас любовь, дай нам плач о грехах наших, да спасемся этим плачем от плача бесполезного, неутешного, который ждет завистников и всяких нераскаянных грешников в той жизни. (Составлено по указанным источникам). Двадцать второй день Поучение 1-е. Св. мученик Агафоник (Страдальцы, спасающиеся и погибающие) I. Npaздhyeмый ныне св. Церковью св. мученик Агафоник был замучен в царствование Максимилиана. Посланный для преследования христиан по южной стране Черного моря, начальник Евтолмий схватил в Никомидии Агафоника и многих других, как-то: Зинона, Феопрепия, Акиндина и Севириана, отправился с ними во Фракию и на дороге убил их, кроме Агафоника, так как вследствие мучений они не могли продолжать путь. Агафоник же был замучен в самой Византии. II. Св. мученик Агафоник и другие с ним является страдальцем за правду, – за исповедание веры Христовой. И много можно встретить в жизни страдальцев всякого рода. а)  Одни страдают невинно , по одной воле Божией, от злобы или неразумия человеческого. Такие страдальцы – все бедные и бесприютные сироты, невинно оклеветанные, искаженные природою и несчастными случаями, болезненные, обиженные и другие несчастные. Мало-помалу они привыкают к своему несчастному положению и переносят его благодушно. Такое безропотное перенесение незаслуженных страданий поучительно и достойно венцов мученических. Кая похвала, – говорит апостол Петр, – аще согрешающе мучими терпите; но аще добро творяще, и страждуще терпите, сие угодно пред Богом (1 Пет. 2, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Изволи Господеви от юности работати, отче Боголепе,/Крест Христов на рамо взем, и понесе,/молися Пресвятей Троице/о верою просящих в скорбех исцелений/и в напастех свобождений,/всей Российстей земли похвало и утверждение. Святой отрок схимонах Боголеп был сыном воеводы г. Черного Яра в 250 верстах от Астрахани Иакова Лукича Умакова и его супруги Екатерины. Он родился в 1660 году в Москве. При Крещении новорожденному дали имя Борис. С самого младенчества Борис отличался необыкновенным поведением. По средам и пятницам он не вкушал молока от груди матери; когда благовестили к службе, начинал плакать и слезами давал знать, чтобы его отнесли в храм. В церкви он сразу успокаивался. В тот день, когда его не носили в храм, святой младенец ничего не ел и плакал. В 1662 году в России распространилась смертельная язва. Мальчик занемог. Язва показалась у него на ноге. Он стал хромать, но продолжал ходить в храм. Родители молились о его здоровье и прилагали все силы, чтобы исцелить сына. Когда прошла одна болезнь, появилась на лице другая, под названием чечуй. Однажды во время болезни мальчик увидел в доме родителей странствующего инока. Ангельское одеяние так поразило мальчика, что он тут же стал просить родителей сшить ему такое же и постричь его в монашество. При этом он говорил, что, когда его сподобят ангельского образа, он будет здоров. Родители согласились, и семилетний отрок был облечен в схиму с именем Боголеп (имя является переводом с греческого имени Феопрепий). Действительно, на другой же день святой схимонах Боголеп стал совершенно здоров: на лице не осталось даже следа болезни. Но на третий день новая болезнь – огневица смертельно поразила святого отрока. Он скончался 1 августа 1667 года и был погребен с левой стороны деревянной церкви в честь Воскресения Христова, которая была воздвигнута в Черном Яре после пожара, случившегося 24 июля 1632 года. Над могилой святого отрока была устроена часовня. В 1750 году на этом месте был построен придел в честь святого мученика Иоанна Воина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вероятно, провинциальная власть в очередной раз столкнулась с требованиями черни преследовать без соблюдения юридических формальностей представителей чуждой ей религии, отрицавших ее богов. В конце правления Адриана принял мученическую кончину Римский папа святитель Телесфор . Крестившийся именно в этот период Иустин Философ во 2-й апологии пишет о мучениках, повлиявших на его выбор и утверждение в вере. Известные другие мученики, пострадавшие при Адриане: Еспер и Зоя Атталийские , Филит, Лидия, Македон, Кронид, Феопрепий и Амфилохий Иллирийские . С эпохой императора Адриана церковное Предание связывает также мученичество Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в Риме. При императоре Антонине Пии (138–161) Продолжается религиозная политика Адриана. Не отменяя строгого законодательства против христиан, он не допускал выступлений черни. Святитель Мелитон Сардийский упоминает о 4 рескриптах императора, адресованных городам Ларисса, Фессалоника, Афины и провинциальному собранию Ахайи, «чтобы не было по отношению к нам никаких новшеств». При Антонине Пии в Риме около 152-155 гг. жертвой язычников оказались Птолемей и Луций. Также пострадал и священномученик Поликарп, епископ Смирнский . При императоре Марке Аврелии (161–180) Правовое положение Церкви не изменилось. По-прежнему действовали нормы антихристианского законодательства, введенного при первых Антонинах; кровавые Гонения происходили во многих местах империи. Святитель Мелитон Сардский в апологии, обращенной к этому императору, сообщает, что в Асии происходит неслыханное: «...по новым эдиктам гонят и преследуют людей благочестивых; бесстыдные доносчики и любители чужого, исходя из этих распоряжений, открыто разбойничают, ночью и днем грабя людей, ни в чем не повинных». Апологет призывает императора поступить по справедливости и даже выражает сомнение, по его ли распоряжению появился «новый эдикт, издать который не пристало бы даже против врагов — варваров». На основании этого известия некоторые историки делают вывод, что «гонение Марка Аврелия производилось по именному императорскому приказанию, утвердившему гонение на христиан» и внесшему изменения в ранее изданные против них нормативные акты.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Особое место в исторической хронике Черного Яра занимает жизнь отрока Бориса, нареченного в схиме Боголепом и прославленном в лике преподобных. Как повествует агиографическое жизнеописание святого, Борис родился в Москве в семье боярина Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой. Имя при крещении получил в честь благоверного князя Бориса Владимировича. В 1651 г. Яков Лукич, будучи назначенным воеводой, переезжает в крепость Черный Острог. С младенческих лет душа ребенка тянулась к Богу. Борис рос тихим и смиренным ребенком, старался избегать детских забав и игр со своими сверстниками, во всем слушаться родителей. Он строго соблюдал посты в среду и пятницу, стремился при первой же возможности пойти в храм, чтобы в благодатной атмосфере с горячей детской и внимательной молитвой в сердце с благодарением обратиться к Господу. Состояние здоровья семилетнего мальчика было сильно подорвано из-за образовавшейся язвы, плавно перетекшей впоследствии в язвы на лице. Отрок безропотно нес свой жизненный крест с благодарением и молитвенным воздаянием к Богу. Вскоре он встретил праведного монаха-отшельника и после удивительного богодухновенного знакомства с ним Борис преобразился необычайной радостью и попросил у своего батюшки с матушкой благословения для принятия пострига, уверенно утверждая, что по принятии оного обязательно выздоровеет. Святой угодник успокаивал свою горячо переживающую родительницу и отца, утешая их словами: «Пошлет Вам Господь еще детей, дорогие мои». После напряженных колебаний, сомнений и безуспешных отговорок родители согласились дать добро. Борис был пострижен в схиму с именем Феопрепий, которое в русском переводе звучало как Боголеп. Как и предсказывал отрок, на следующий день проказа отступила, и налицо были видны признаки наискорейшего выздоровления. Но на следующий день после этого славного чуда Борис вновь заболевает лихорадкой «огневицей» и вскоре отходит к Господу 1 августа 1654 г. Похоронили его около Вознесенской церкви. Через некоторое время над могилкой преподобного жители соорудили деревянную часовню. Известны неоднократные свидетельства о явлении преподобного Боголепа Черноярского и его заступнической помощи во время обороны укрепленного поселения от вражеских агарянских полчищ, пытавшихся захватить форпост. В апреле 1731 г. Савва Татарников составил подробное жизнеописание Бориса Боголепа.

http://sobory.ru/article/?object=15407

   001    002    003    004    005    006   007     008