Маркелл папа, муч. Римский. 7 июня. Руфин диакон, Акилина и 200 воинов, мучч. Синопские. 7 апр. 311.            Петр, священномуч. Александрийский. 25 ноября. Силван еп. и с ним 40 христиан, мучч. Газские. 4 мая. Пир и Иоанн, врачи безмездные, Афанасия и три дочери ее, мучч. Канопские. 31 янв. 312.            Климент еп., Агафангел, Христофор и Харитон, мучч. Анкирские. 23 янв. Евстафий, Феспесий и Анатолий, мучч. Ник. 20 ноября. Лукиан, пресв. Антиохийский, муч. Никомидийский. 15 окт. 313.                   Мучч. Александрийские : Мина, Ермоген и Евграф. 10 дек. Александр воин и Антонина девица. 10 июня. 305–313.       Екатерина великомуч., Августа царица, Порфирий стратилат и 200 воинов. 24 ноября. Поликарп. 2 апр. Александра, Клавдия и другие, семь жен, мучч. Амидские. 20 марта. Алвиан еп. и ученики его, мучч. Анейские. 4 мая. Евстахий, Гаий, Провий, Лолий и Урван, мучч. Анкирские. 23 июня. Антиохийские мученики: Вавила еп. с 81 детищами. 4 сент. Феотекн, воИн.10 окт. Елевферий, муч. Византийский. 4 авг. Миродора, Митродора и Нимфодора, мучч. Вифинские. 10 сент. Кирилл еп., муч. Гортинский. 6 сент. Дасий еп., муч. Доростольский. 20 ноября. Александр Римлянин, муч. Дризиперский. 13 мая. Мучч. Египетские: Калуф. 19 мая. Маркиан, Никифор, Иперехий, Аполлон, Леонид, Арий, Горгий, Селиний, Ириний и Памвон, воины. 5 июня. Уар и семь учителей христианских. 19 окт. Васса, муч. Геллеспонтская, и дети ее Феогний, Агапий и Пист, мучч. Едесские. 21 авг. Феодор, Миан, Иулиан и Кион, мучч. из Капдавальской веси. 4 сент. Павел, Алевтина и Хиония Египт., мучч. Кесарийские в Палестине. 16 июля. Варвара великомуч. и Иулиания муч., Илиопольские. 4 дек. Андрей стратилат и дружина его (2593), мучч. Киликийские. 19 авг. Аристоклей пресв., Димитриан диакон и Афанасий чтец, мучч. Кипрские. 20 июня. Папий, муч. Ликаонский. 16 марта. Давикт, муч. Мелитинский. 4 окт. Мучч. Никомидийские : Адриан с 23 христианами. 26 авг. Кириакия. 7 июля. Александр, муч. Пиднский. 13 марта. Зотик, Феопрепий и Акиндин, мучч. в Потаме Фрак. 22 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Когда отец Хрисанфа умер, дом молодых супругов сделался обителью для новообращенных христиан. Через какое-то время трибуну Клавдию донесли, что Хрисанф и Дария проповедуют христианство. Клавдий предал их мучениям, но, видя твердость и чудеса мучеников, сам уверовал во Христа с женой своей Иларией и сыновьями Мавром и Иасоном. За это по приказу императора Клавдий был утоплен с камнем на шее, а его сыновьям отрубили мечем голову. Мать их Илария скончалась на их могиле, прежде чем ее предали мучениям. Хрисанфа же и Дарию после страшных мучений закопали живыми в землю. Впоследствии в день памяти святых Хрисанфа и Дарии многие римские христиане собирались для молитвы в пещере около места их праведной смерти. Язычники, узнав об этом, завалили пещеру, и собравшиеся в ней погибли от голода. В числе погибших в пещере называют пресвитера Диодора и диакона Мариана. Тропарь: Мученицы Твои Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложи, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша. Мученица Лидия и ее семья 5 апр. (23 марта по церковному календарю) Святой Филит, его жена Лидия и их дети: Македон и Феопрепид – пострадали за Христа при императоре Адриане (118–138 гг.). Филит был царским советником (синклитом). Сведения о нем и его семье очень скудные. Известно, что страдания семьи Филита начались в Риме и кончились в Иллирике. Брошенные в кипящее масло, они остались целы и невредимы. Желая скорее соединиться со Христом, мученики сами себе испросили кончину и с молитвой отошли ко Господу. Видя крепкую веру Филита и его семьи, военачальник Амфилохий и тюремщик Кронид уверовали в Христа и тоже пострадали как мученики. Тропарь им тот же, что Хрисанфу и Дарии (смотри выше). Архангел Гавриил 8 апреля (26 марта цер.кал.) На следующий день после праздника Благовещения совершается память – “собор” (собственно, молитвенное собрание в честь) архангела Гавриила, принесшего Деве Марии весть о рождении от Нее Спасителя мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЕП УГЛИЧСКИЙ († XVI?), прмч. (пам. 22 авг. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых). Поздняя традиция почитания святого, представленная «Ярославским патериком» (1912), называет его учеником прп. Паисия Угличского и приписывает Б. У. обретение чудотворного образа Покрова Пресв. Богородицы в 1482 г., о чем сообщает житие прп. Паисия. В житии рассказывается, что «некий хлебопекарь» из угличского в честь Богоявления Господня (впосл. Покровского) муж. мон-ря ранним утром вышел на Волгу за водой. На берегу под горой он увидел икону Пресв. Богородицы, неведомо откуда приплывшую к мон-рю. Монах побежал в обитель и рассказал о случившемся прп. Паисию. Согласно «Ярославскому патерику», хлебопекарем был Б. У., к-рый имел эту профессию в миру, а впосл., поступив в мон-рь, нес такое же послушание. За благочестие и смирение Б. У. был удостоен священного сана, перед смертью принял пострижение в схиму. Время местной канонизации Б. У. неизвестно. Празднование ему 22 авг. совершается в связи с памятью мч. Феопрепия (Боголепа). Местная канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, установленный решением Святейшего Патриарха Алексия I и Свящ. Синода 10 марта 1964 г. Лит.: Ярославский патерик, или Жития угодников Божиих, подвизавшихся в нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1912. С. 154-155; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 37; Жития рус. святых. Коломна, 1994. Т. 6. С. 300-301. В. В. Денисов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН РЯБОВСКИЙ (ок. 1441 - 1509), Угличский, Рябовский чудотворец, прп. (пам. 12 февр., 11 июня, 21 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/149485.html

Закрыть День памяти преподобного Сергия (Сребрянского) Сегодня мы также вспоминаем скульптора-анималиста Е.А.Лансере, ученого М.М.Протодьяконова, Героев Советского Союза В.К.Олейника, И. Ф.Себрову, Н.Р.Андреева, космонавта В.И.Севастьянова 08:00 05.04.2024 62 Время на чтение 9 минут Фото: из открытых источников Сегодня Святая Церковь чтит память прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251). Мчч. Филита, Лидии, супруги его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия, чад их (117-138). Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мч. Василия Мангазейского (1600). «Сегодня день памяти и скорби» Сщмч. Константина пресвитера (1918). Сщмч. Макария пресвитера (1931). Сщмч. Василия, Стефана пресвитеров, прмч. Илии, прмц. Анастасии, Варвары, мч. Алексия (1938). Прп. Сергия исповедника (1948). Исповедник Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Как и большинство детей священников, Митрофан закончил духовную семинарию, однако не стал сразу священником. Под влиянием народнических идей он поступил в Варшавский ветеринарный институт. Здесь, среди равнодушных к вере студентов, в католической Польше, он разочаровался в народничестве и стал усердно посещать православный храм. 2 марта 1893 года епископ Воронежский Анастасий рукоположил Митрофана в сан диакона к Стефановской церкви слободы Лизиновки Острогожского уезда, а 20 марта 1894 года епископ Острогожский Владимир рукоположил его в сан священника. 1 сентября 1897 года отец Митрофан был перемещен в город Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елизавета Федоровна. Летом 1903 года в Сарове состоялось торжественное прославление преподобного Серафима. На этих торжествах был отец Митрофан. Здесь он был представлен Великой княгине Елизавете Федоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление своей искренней верой, смирением, простотой и отсутствием какого-либо лукавства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/05/de...

Я увещеваю тебя подражать милосердию своей матери – церкви. Правда, вы не без ума носите меч, вы слуги Божии, но положение церкви и государства различны. Государство в управлении должно руководиться строгостью, а церковь кротостью и снисходительностью. Ты, как верующий христианин, необходимо должен знать это. Если ты пощадишь злодеев, то ты сделаешь это ради церкви, которой ты сын. Воздай им добром за зло! Злодеи не щадили слуг Бога, возвещавших им спасение, а ты пощади арестованных и изобличённых. «Если они преступным мечом пролили христианскую кровь, то ты, ради Христа, не пятнай своего судейского меча их кровью» оставь им жизнь для покаяния. «Ты, как христианский судья, должен заботиться о пользе церкви. Об этом мы просим тебя, к этому увещеваем, об этом заклинаем тебя!» Просьба Августина не имела успеха. Проконсул приговорил злодеев к смерти, и Марцеллин спрашивал Августина, как поступить с судебными актами о казни злодеев: прибить ли их к стенам донатистской церкви Феопрепии для обнародования, или нет. Августин отвечал 656 , что он желает опубликования актов во всех церквах иппонского диоцеза и просит прибить их в том месте, где бы они читались возможно большим числом людей. Потом Августин повторял свою просьбу – милосердно обращаться с преступниками – и высказывал желание, чтобы к актам были присоединены два его защитительных письма. Пусть общество знает, что не церковь побудила судью к строгому приговору. Сожалея о том, что проконсул не смягчил своего приговора над злодеями, Августин просил на будущее время исполнением приговора медлить до той поры, пока он сам успеет попросить императора о снисхождении к виновным. Затем Августин жаловался на новые насилия донатистов, особенно на епископа Макробия, который с толпой неистовствовал и старался отворить двери одной православной церкви. Правда, эконом Целера, Спондей, прогнал этих фанатиков, но они и после не прекратили своих насилий. Августин просил Марцеллина заботиться особенно о нумидийском диоцезе. Православные епископы уже послали к тебе епископа Делфина, который сообщит тебе о нуждах иппонского диоцеза. Я с своей стороны послал к тебе записку об этом с дьяконом Перегрином, в надежде, что ты потрудишься прочесть её. Вскоре после этих писем Марцеллина постигла злосчастная судьба. По его совету Гонорий издал против донатистов строгий закон, и они возненавидели Марцеллина и всячески желали ему гибели. И в 413 году, как бы во исполнение этого злого желания. Марцеллин был казнён. В это время почти вся Испания, Галлия и Британия отложились от Рима. Италия подверглась опустошению. В 413 году наместник Африки, Гераклион, думал завладеть даже короной римского императора и с большим войском высадился в Италию; но был разбит и потом умерщвлён. После этого Гонорий послал в Африку генерала Марина, чтобы на месте возмущения казнить главных участников в восстании Гераклиона. В числе казнённых был и Марцеллин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

Св. Никите, по воле Божией, пришлось быть апостолом этих славянских племён юга и путешествовать из страны в страну, чтобы с апостольскою ревностию проповедывать евангельское учение 327 . Для гетов проповедь не требовала даже долгого пути. «Геты бегут сами»,– говорит Павлин.– Блаж. Иероним писал: «рыжее и белокурое войско гетов носит с собою в палатках церкви» 328 . Во время св. Никиты христианство уже сильно распространено было во Фракии: на средечском соборе 347 г. присутствовали епископы: Средца, Скуп, Липляны, Ниша, Водины (Aquae) и Чехова дома (Sigindum) 329 .– При Максимиане в Потаме замучены были Боголеп (Феопрепий) и Зотик с Акиндином 330 . Но не только многие сёла славянские, целые племена славян как по дикости, так и по недоверчивости к грекам, неохотно слушали проповедь греков, которая притом большинству их была вовсе и непонятна. Св. Никита, первый епископ Ремешка, посвятил свою жизнь на проповедание веры своим родичам-славянам. И успехи проповеди его были блистательные. О перемене, произведенной Никитою между бесами, тот же современник его блаж. Иероним говорил: «зверские бесы и толпы тулупников (pellitorum), которые некогда приносили в жертву людей, изменили свой скрежет на сладкую песнь Христу» 331 . Блаж. Павлин поёт ещё о св. Никите: «Не любившие склонять шею под рабство, Неукротимые никакою войною, Ныне покорные истинному Владыке, весело Протягивают шею 332 . Ныне более богатый ценою труда Бес радуется: из земли рукою Копал прежде; теперь умом на небе Собирает золото 333 . Какая перемена! И какая счастливая! Непроходимыя и кровавыя дотоле горы Ныне скрывают разбойников, ставших монахами, Питомцами мира. Где был обычай зверей, Ныне там чин ангелов; Скрывается праведник в пещере, Где был разбойник» 334 . Так деятельность св. Никиты, проповедника славянского, обращена была преимущественно на славян балканских. Это и естественно по близости их к месту кафедры его. Павлин восхищался тем, что неукротимые бесы, усмиренные проповедию св. Никиты, стали мирны в отношении к империи; по отзывам же истории, один из питомцев св. Никиты уже сидел на престоле восточной империи; это Лев великий , родом Фрак и точнее бес 335 , а когда имп. Анастасий начал насилиями проповедывать евтихианство в империи, воспитанные в чистой вере св. Никитою жители Фракии, Мисии и Малой Скифии явились (в 514 г.) самыми жаркими защитниками православия и защищали его с оружием в руках 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

знать, должно, владыка как-нибудь узнал, что я стар, не годен, не могу служить, и меня от места хочет отрешить». Так, идя ко храму, думал иерей. «Ничего, не бойся, добр Архиерей, – кто-то близ незримый старца утешал. – Кто на Божьей ниве устали не знал, был доволен малым, сроду не роптал, кто трудом и горем был обременен, тем места благие назначает Он». Вот взошел, смущенный, в освещенный храм. Где ж Преосвященный? Пусто было там, тихо лишь горели свечи у икон, фимиам дымился, и со всех сторон как живые, лики строгие святых на него глядели, много было их. А из отворенных настежь Царских врат, свет сиял чудесный, ослепляя взгляд. И взойти в алтарь уж старец не посмел, сердце страхом сжалось, ум оцепенел. Кто там за престолом, светом весь облит, с книгою разгнутой во руке стоит? И слова горели в книге той огнем. Иерей прочел их, сердце сразу в нем радостно забилось, он теперь понял, Кто такой Владыка перед ним стоял. Это Он, Великий, Сам Архиерей, Кто обремененных скорбию людей и понесших в жизни тяжкий трудный гнет на покой любовно всех к Себе зовет, обещает бремя, благо и легко. Страх, сомненье, скорби, – всё вдруг далеко где-то осталися; перед ним в виду новый мир открылся... «Господи, иду!!!» – радостно и громко иерей вскричал... В комнате давно уж белый день настал, солнышко сияет ярко сквозь окно, но отцу Захару было все равно. Он лежал спокойный, тих и недвижим, для него мир этот был теперь чужим. Приведи, Господи, и мне такожде. Игумен Павел. 1/14 марта 1980. Ученики и сподвижники преподобного Паисия 1 . Преп. Адриан, старец и пустынно-святожитель Грехозаруцкий. Память его почитается 26 августа и в субботу сырную. 2 . Преп. Вассиан, он жил в обители 20 лет и перешел на пустынножительство в громадный Рябовский лес в 30 верстах от г. Углича, где в 1492 г. основал обитель во имя Святой Троицы, идеже преставися ко Господу 1509 года, 12 февраля. 3 . Священно-инок, схимник Боголеп (Феопрепий). Он обрел на р. Волге чудную икону Покрова Пресвятой Богородицы, в обители исполнял послушание хлебопекаря. Память его совершается 22 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Составленный Иосифом († 883) канон А. (1-го гласа) с акростихом «Αγαθονκου τος πνους με επεν θμις», содержащийся во многих рукописях (XII в. Doch. Gr. 32; кон. XIII-XIV в. ГИМ. Син. Греч. 450. Л. 161-172), вошел в совр. греч. и слав. печатные Минеи (в слав. Минеях акростих не указан). Из рукописи (1353 г. Alex. Patr. 118. Fol. 158v - 163) известен др. канон Георгия (4-й глас) попразднству Успения Богоматери и А. («Μεθορτον νυν πανδαισαν τεκοσα» - Ταμεον. N 851. Σ. 271). Славник на вечерне на «Господи воззвах» атрибутируется Анатолию . Службы в совр. греч. и слав. печатных Минеях в целом идентичны друг другу, в греч. (Μηναον. Αγουστος. Σ . 224) имеется после 6-й песни канона на утрене стишной ямбический синаксарь святому. По совр. рус. Типикону, так же как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), по греч.- со славником на вечерне. Иконография А. изображается как юный безбородый мученик, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, его волосы кудрявы: на левой створке складня-триптиха слоновой кости из Палаццо Венеция в Риме, сер. X в.; на эмальерной вставке потира из К-поля, сер. X в. (Венеция, сокровищница Сан-Марко); на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 125об.), на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Мученичество святого представлено в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Успения Трескавацкого мон-ря (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., рекомендует изображать А. молодым, «с малою бородой» (Ч. 3. § 10. 50). Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1. 22 авг.). Ист.: BHG, N 39-43; ActaSS. Aug. T. 4. P. 519-524; SynCP. P. 913-915; ЖСв. Август. С. 376-378.

http://pravenc.ru/text/63268.html

25 .   Благовещение. Афонский Пролог 769 указывает три канона: один Θεονου с ирмосом νοξω τ στμα μου: τερο κανν ωσ с ирмосом ν περ и последний Γερμανο или Γερασμου с ирмосом опять νοξω τ στμα μου. В Греческой Печатной помещается канон 4 гл. на ирмос: νοξω τ στμα μου· ποημα ωννου μοναχο. 26 .   Собор Архангела Гавриила: канон с акростихом: παμμγιστον τν Γαβριλ ανσω ωσ· χο δ. Ирмос: νοξω τ στμα. Начало: χρηματζοντα. То же в Славянской Печатной, только без акростиха. Этот же канон и на 13-е июля. 427 28 .   Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского; канон с акростихом: σο το λαρο ανσω τρπου πτερ, ωσ· χ. β. Ирмос: ν βυθ κατστρωσ ποτε. Начало: Συμπαθ κα προ γεγον. По рукописи 553 (Х в.) ПБ есть еще канон Богор. Γεωργου гл. 4: Θαλσση. Начало: Λαμπρνα τα ρετα. Акростих: λιτα με πτερ λαρναι νθω. 28 .   Преподобного Стефана Чудотворца исповедника. В Славянской Печатной Минее канон с акростихом: «Твоя чествую всеблаженне божественныя труды». Творение Кир Иосифа. У Сараф. 527 есть тот же акростих, но надписание неразборчиво: χο α. Ирмос: ιδν πινκιον. Начало: Τν νθεον μνμην σου. В IX песни акростиховано ωσ. Греческая Печатная Минея, Евергетидский Типик, Порф. 227, Ант. 552 под указанным числом не имеют совсем этой памяти. 28 .   Св. мучеников Филита (Φιλτου το Συγκλητικο), жены его Лидии и их детей – Македона и Феопрепия, Кронида (κομενταρησου) и Амфилохия (Δουκ). По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ· с ирмосом: Σο τροπαιοχο δεξι (т. е. 1 гл.). 29 .   Св. священномученика Марка, епископа Арефусийского, диакона Кирилла и других. В Печатной Славянской и Ант. 552 акростих один: Μρκον γεραρω κα Κριλλον νθω (Марка чествую и Кирилла вбоженныя (?) ); в Славянск. надписано: «творение Иосифово», а у Ант. 552 на поле знак: сиф. В IX песни акростиховано ωσ· χο πλ. δ. Ирмос: κεκομμνη τν τομον τεμε. Начало: Μετ γγλων Θε παριστμενοι. У Ипполита Мараччи все Богородичны другие, чем в Славянской Печатной Минее; они таковы, как в каноне св. мученикам Ионе и Варахисию, память которых идет вслед под этим же числом, причем Мараччи, чтобы не повторяться, опускает их в последней памяти и делает оговорку. 428 В Греческой Печатной Минее другой канон, анонимный, в Богородичных – Γεωργου. То же в Греческой рукописи 553 (Х в.) ПБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оба дака – житель левого берега Дуная и другой, со времени Ав­релиана живший на правом берегу Дуная. Дакия собственно страна славян на левом берегу Дуная, но где поселились колонии римлян, известных у Нестора и других под именем волохов 966 . В этом описании племен видим подтверждение той справедливой мысли, что после того, как многие славянские племена силою оружия Филиппа Македонского вытеснены были из Фракии и Иллирии на се­верный берег Дуная 967 , где они известны истории под именем даков, не­которые племена их оставались еще во Фракии и Иллирии, особенно в ущельях гор южных 968 . Святителю Никите по воле Божией, пришлось быть апостолом этих славянских племен юга и путешествовать из страны в страну, чтобы с апостольскою ревностью проповедовать Евангельское учение 969 . Для гетов проповедь не требовала даже долгого пути. «Геты бегут» са­ми, говорит Павлин. Блаженный Иероним писал: «рыжее и белокурое войско гетов носит с собою в палатках церкви» 970 . Во время святителя Никиты христианство уже сильно распро­странено было во Фракии: на Средечском соборе 347 года присут­ствовали епископы: Средца, Скун, Липляны, Нища, Водины (Aquae) и Чехова дома (Sigindum) 971 . При Максимиане в Потаме замучены были Боголеп (Феопрепий) и Зотик с Акиндином 972 . Но не только многие села славянские, целые племена славян, как по дикости, так и по не­доверчивости к грекам, неохотно слушали проповедь греков, которая притом большинству их была вовсе и непонятна. Святитель Никита, первый епископ Ремешка, посвятил свою жизнь на проповедование веры своим родичам – славянам. И успехи проповеди его были бли­стательные. О перемене, произведенной святителем Никитою между бесами, тот же современник его блаженный Иероним говорил: «Зверские бесы и толпы тулупников (pellitorum), которые некогда приносили в жертву людей, изменили свой скрежет на сладкую песнь Христу» 973 . Блаженный Павлин поет еще о святителе Никите: Не любившие склонять шею под рабство, Не укротимые никакою войною, Ныне покорные истинному Владыке весело Протягивают шею 974 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008