(Груич Милутин; 1.12.1810, с. Липово (ныне Липпо, обл. Баранья, Венгрия) - 8.04.1887, г. Пакрац (ныне в Хорватии)), еп. Пакрацкий. Род. в семье серб. свящ. Прокопия, к-рый не имел образования, но считался ученым и пользовался большим уважением. Милутин окончил школу в родном селе. Позже учился в гимназиях в городах Мохач и Печуй (ныне Печ, Венгрия). В Печуе также прослушал курс философии и правоведения, но из-за своей национальности не смог найти работу. В это время написал свои первые произведения - стихи на лат. и серб. языках, к-рые публиковал в разных журналах под псевдонимом Милутин или Серб Милутин. По совету отца поступил в Карловацкую семинарию (богословию), к-рую окончил в 1840 г. В 1841 г. на Петров день в мон-ре Кувеждин принял монашество с именем Никанор. В том же году 19 дек. рукоположен во диакона и назначен преподавателем Карловацкой семинарии, где работал до 1844 г. В 1843 г. стал сотрудником консистории и помощником митр. Карловацкого Иосифа (Раячича) . 26 мая 1846 г. рукоположен во иерея, 6 дек. получил должность протосинкелла. 1 янв. 1848 г. назначен настоятелем мон-ря Кувеждин, затем - протосинкеллом и вскоре получил сан архимандрита. В 1848 г. выступление Н. на Майской скупщине (церковно-народный собор сербов, проживавших в Австро-Венгрии, на к-ром сербы поставили вопрос о предоставлении им автономии и создании области Сербская Воеводина) способствовало избранию митр. Иосифа патриархом Сербским. Именно Н. на Майской скупщине зачитывал список прав серб. народа на ряд привилегий в Австро-Венгерской империи (см. в ст. Карловацкая митрополия ). С молодых лет Н. отличался пламенной любовью к сербам, в своих выступлениях всегда поддерживал представителей своей национальности и способствовал решению их проблем в Австро-Венгерской монархии. Под псевдонимом Православный родолюб (всего исследователям известны 18 псевдонимов Н.) он опубликовал небольшие книжки «Народная сербская скупщина» (Народна српска скупштина. Београд, 1848) и «Развитие сербской народной скупщины» (Наставак народне српске скупштине. Београд, 1849) с описанием истории сербов в Придунавье, начиная с т. н. великого переселения сербов (1690) до 1848 г.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Диалектная или духовная автокефалия Македонской Церкви и нации? Уход от украинского сценария 11.05.2023 730 Время на чтение 18 минут Фото: предоставлено автором Вопрос «раскола» епархий Сербской Православной Церкви на территории Социалистической Республики Македонии в период Социалистической Югославии (самопровозглашенная Македонская Православная Церковь) и их каноническое признание со стороны СПЦ под названием Македонская Православная Церковь, не может быть понятно вне политического проекта Социалистической Республики Македония, т.е. вне проекта македонской нации и македонского языка в социалистической Югославии. Также его нельзя понять вне немецкого (австрославистского) югославского языкового проекта Австро-Венгерской монархии – программы католической миссии среди славянских народов Балкан и в части сегодняшней Украины, находящейся под австро-венгерской оккупацией. Образование Республики Македонии в составе Социалистической Югославии является программой коммунистической политики создания политических наций и социалистических республик и демонтажа исторических народов и государств, таким образом как в Советском Союзе созданны украинская нация и республика. Югославский языковый проект является не только коммунистическим творением, но и продолжением югославской языковой политики Королевства Югославия с 1918 года, когда сербский язык был конституционно переименован, т.е. как продолжение программы колониальной культурной политики австрославизма – официально с момента основания Югославской академии наук и искусств в 1866 году в Австро-Венгрии (в Загребе). Югославская академия – это программа римско-католической миссии на Балканах с целью формирования славянской римско-католической нации на Балканах. Основателем и покровителем Югославской академии был немецкий епископ Йосип Штросмайер, а первым президентом – католический священник, филолог Франьо Рачки. Предметом югославской языковой программы является сербский язык и кириллица. Первое переименование т.е. двойное именование сербского языка было осуществлено Югославской академией путем издания «Словаря сербского или хорватского языка», в создании которого участвовали сербские филологи, сотрудники австрославистской программы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/11/di...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Николай (Бэлан), митр. Трансильванский. Фотография. 40-е гг. XX в. (Бэлан) [румын. Nicolae Blan] (27.04.1882, с. Блэжений-де-Сус, комитат Бестерце-Насод, Венгерское королевство в составе Австро-Венгрии (ныне жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния) - 6.08.1955, Сибиу, Румыния), митр. Трансильванский (1920-1955) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), богослов, церковный публицист. Почетный член Румынской академии (1920). Род. в семье сельского священника. В 1900 г. получил среднее образование в гимназии г. Насод (Нэсэуд). В 1900-1904 гг. учился на фак-те правосл. богословия в Черновицком ун-те - единственном в монархии Габсбургов учебном заведении университетского уровня в области правосл. богословия, сыгравшем решающую роль в формировании румын. богословской школы. В 1905 г. там же получил степень доктора богословия. В 1904-1905 гг. стажировался на фак-те протестант. и католич. теологии в ун-те Бреслау в Германии (ныне Вроцлав, Польша). С 1905 г. преподавал на кафедре догматики, апологетики и морали в правосл. ДС в Надьсебене в Венгерском королевстве (ныне богословский фак-т Ун-та им. Л. Благи в Сибиу, Румыния), с 1909 г. штатный профессор кафедры. В это же время был избран членом Синода Сибиуской архиепископии и Национального церковного конгресса Трансильванской митрополии. В 1907 г. основал в Сибиу периодическое издание - ж. «Revista teologic» (Богословское обозрение), к-рый выходил под его редакцией до 1916 г. (закрыт после объявления Румынией войны Австро-Венгрии и начала боевых действий). Н. входил в руководство наиболее авторитетного в Трансильвании румын. культурно-просветительского об-ва ASTRA (Asociaiei pentru cultura i literatura poporului român din Transilvania - Ассоциация в защиту культуры и литературы румын. народа Трансильвании). Осенью 1918 г. в условиях распространившейся на Трансильванию антигабсбургской демократической революции, охватившей всю Австро-Венгерскую империю, стал одним из редакторов широкого сибиуского издания «Gazeta poporului» (Народная газета). В нояб. 1918 г. возникший в дни революции Румынский национальный совет Трансильвании командировал Н. в Яссы, где находилось правительство Румынии, для того чтобы информировать его о готовности национального движения трансильванских румын к воссоединению с королевской Румынией.

http://pravenc.ru/text/2565966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мирон (Романул), митр. Трансильванский. Фотография. Кон. XIX в. (Романул Мойше; 23.08. 1828, с. Мезеш, комитат Бихар, Венгрия в составе Австрийской империи (ныне Мизьеш, жудец Бихор, Румыния) - 4.10.1898, Сибиу, Венгрия в составе Австро-Венгрии (ныне в Румынии)), архиеп. Сибиуский, митр. Трансильванский (1874-1898) Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Род. в семье принявших Православие евреев, занимавшихся аграрным трудом. Получил среднее образование в румын. греко-католической гимназии в Беюше, изучал философию в Венгерской католической академии в Надьвараде (ныне Орадя, Румыния). Богословское образование получил в православной Арадской ДС (1846-1849). 27 окт. 1857 г. принял постриг в православном монастыре Ходош-Бодрог близ Арада. В 1857-1869 гг. преподавал в Арадской ДС. В 1863 г. был рукоположен во иерея и назначен епархиальным секретарем, 27 июня - епархиальным советником Арадской епархии РумПЦ. С 25 марта 1864 г. протосинкелл. В 1869-1870 гг. в структурах венг. администрации занимал должность королевского инспектора правосл. школ в комитате Крашшо-Сёрень в Банате (ныне жудец Караш-Северин, Румыния). В год образования Австро-Венгерской монархии (1867) созвал в Араде конференцию участников румын. национального движения (гл. обр., интеллектуалов), на к-рой было принято решение о создании Румынской национальной партии, был избран одним из ее сопредседателей. С 1869 г. депутат венг. парламента в Будапеште. В 1870 г. на 1-м Соборе Арадской епархии, проведенном в соответствии с Органическим статутом РумПЦ в Трансильвании, предложенным митр. Андреем (Шагуной) и утвержденным имп. Францем Иосифом I (1868), избран викарием правосл. консистории в Надьвараде. 28 авг. 1871 г. возведен в сан архимандрита. В 1872 г. Арадский епархиальный Собор избрал его викарием Арадской епархии. 12 нояб. 1873 г. избран епископом Арадским, 3 февр. 1874 г., после утверждения его кандидатуры австр. имп. Францем Иосифом I, хиротонисан во епископа, 15 дек. того же года возведен в архиепископа Сибиуского, митрополита Трансильванского, стал т. о. главой РумПЦ в королевстве Венгрия. Как глава Церкви входил в верхнюю палату венг. парламента. С нач. 70-х гг. XIX в. был редактором церковных печатных изданий, выходивших в Араде и Сибиу и имевших широкое распространение в среде трансильванских румын.

http://pravenc.ru/text/2563340.html

I. Карловецкая митрополия Краткие сведения о переселениях сербов из Старой Сер­бии, Боснии и Герцеговины в пределы Австро-Венгрии и учреждении здесь автокефальной православной славянской церкви Пребывание сербов в пределах Венгрии, еще до по­явления там мадьяр, есть факт, признанный историче­ской наукой 1 в XI и XII в. сербы занимали самые вы­сокие должности в венгерском королевстве. Так, четвер­тым палатином Венгрии (в 1057 г.) был серб Радо; при короле Стефане II (1114–1181 г.) седьмым палати­ном Венгрии был также серб – Иоанн Урош; при Гейзе II (1141–1161 г.) венгерским палатином опять является серб Бела Урошевич. Со времени венгерского короля св. Стефана (997–1038 г.), Венгрия является государством, в котором иностранцам давались разные права и приви­легии для того только, чтобы способствовать заселению стра­ны и поднятию её культурного состояния. Иностранцы, и в том числе сербы, поселялись в Венгрии в течении XI- XIV веков при королях Владиславе I (1077–1095 г.), Стефане II, Гейзе II, Беле IV (1237–1275 г.) и особенно Сигизмунде (1387–1437 г.). При короле Андрее II в 1225 г. поселился в южной Венгрии, около Вершена, игумен афонского монастыря Хиландара – Арсений Богдан, посвящен­ный св. Саввою, и основал там монастырь для православных сербов 2 . После битвы на Косовом поле (1389 г.), решившей судьбу сербского царства, и после взятия Скопии турками (1391 г.) начались усиленное переселение сербов в земли Венгрии. Первое после косовского погрома пере­селение сербов из Турции в пределы венгерского коро­левства совершилось или в конце XIV в. или в начале XV в. при короле Сигизмунде. Местом переселения был избран Ковин (KeVe) в южной Венгрии около Дуная. В 1405 г. Сигизмунд даровал этим переселенцам первую привилегию, дающую им все прерогативы, которыми в те времена пользовались свободные королевские города. Вскоре впрочем, вследствие турецких вторжений, ковин­ские поселенцы были переселены на остров Чепель в место, которое, в память ими покинутого, тоже было наз­вано Сербским Ковином (Racz-KeVe).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Формирование представлений об Отечестве на российском имперском и постимерском пространстве в период поворотных событий начала ХХ в. Часть 1 Первая мировая война 09.10.2023 297 Время на чтение 8 минут Источник: Наука Вера Культура Карта Российской империи от Иоанна Грозного до нашего времени. Издание А.А. Ильина, 1898 г. (http://a.d-cd.net/tUAAAgJyDOA-1920.jpg) XIX в. в Европе стал веком зарождения различных национализмов. Старые разновидности самосознания отходили в небытие и заменялись новыми, связанными с представлением об общем происхождении, общей крови небольшого количества людей. Нужно отметить, что в то время существовала серьёзная терминологическая путаница в национально-этническом вопросе. Этнос и цивилизация в некоторых случаях могли выступать как одно и то же. А термины «народ», «народность», «племя» и «нация» даже учёные использовали, как хотели. Серьёзные проблемы появление локальных национальных идей вызвало в Османской и Австро-Венгерской империях. В которых этнические группы интеллектуалов уже отошли от представлений прошлого в вопросе идентичностей. Например, Чехия в составе Австро-Венгрии была достаточно развитым регионом. У чехов существовали те люди, которые смогли начать формирование национальной мифологии. В России же ситуация была несколько иная. Накануне войны Российская империя простиралась от Калишской губернии на Западе до Чукотской области на Востоке. На её территории жило множество этносов, находящихся на разных стадиях социально-экономического развития. Жёстких механизмов унификации подданных в России не существовало, поэтому о национальном угнетении как разработанном и запущенном механизме говорить не приходится. Как метко выразился В.П. Булдаков: «“национальный гнёт” – субъективно-психологическое ощущение, вводить которое в теоретический оборот столь же бессмысленно, как рассуждать о количестве счастья или несчастья, приходящегося на душу среднего крепостного в каждый миг бытия» Вообще, академик В.А. Тишков предполагает, что Россия начала ХХ в.

http://ruskline.ru/opp/2023/10/09/formir...

Мерано. Церковь Николая Чудотворца. Церковь при Русском Доме Карта и ближайшие объекты Русская церковь возникла в Южном Тероле в конце XIX в., когда эти земли входили в пределы Австро-Венгерской империи (были переданы Италии в 1918 г. в качестве военного трофея). В 1875 г. было учрежден Русский Комитет, существовавший на пожертвования его членов, преимущественно врачей, здесь практиковавших. Целью Комитета было оказание помощи больным соотечественникам, желающим пройти курс лечения в Мерано, одновременно предпологалось и строительство для них пансионата. Но так как россияне испытывали нужду и в правосланых богослужениях, то в 1884 г. Комитет обратился за разрешением к духовным властям в Петербурге об основании православного храма. Благословление было получено, и 21 (9) декабря 1884 г. в Мерано была освящена церковь во имя Николая Чудотворца, размещенная первоночально в наемном помещении, на вилле Стефани. Небольшая комната на вилле не вмещала всех прихожан и Комитет стал хлопотать об устройстве " настоящего храма " . Огромную роль в дальнейших событиях сыграла Надежда Бородина, дочь надворного советника, которая по завещанию оставила Русскому Комитету крупную сумму. Было решено приобрести у муниципалитета участок земли в Майя-Басса для строительства Русского Дома вместе с церковью. Здесь уже началось строительство двух вилл, и поэтому Комитету нужно было достроить виллы, возвести храм и разбить сад. Исполнение технических работ поручили инженеру Хуберу, а общее руководство - местному архитектору Тобиасу Бреннеру. Убранством Русского Дома занялись местные ремесленники, а некоторые картины, иконы, часть церковной утвари были заказаны в Москве. Сооружение Русского Дома им. Бородиной началось в 1895 г. и закончилось в 1897 г. Никольскую церковь разместили в верхнем этаже двухэтажного флигеля, увенчав ее куполом русской формы и " русским " крестом. Торжественное освящение нового русского храма состоялось 15 (3) декабря 1897 г. Регулярная жизнь меранских курортников раз и навсегда оборвалась в 1914 г. Весной того года иеромонах Алексий, по установившимся правилам , отбыл в родную Александро-Невскую Лавру с тем, чтобы вернуться осенью. Но этого не произошло, вспыхнула война, и Австро-Венгрия, и Россия оказались во вражеских станах. Русский Дом опустел, чтобы в начале 1920-х годов наполниться новой категорией россиян - беженцами. В настоящее время русских курортников в Мерано нет. Службы в церкви проводились эпизодически священниками Московского Патриархата. И только совсем недавно в 2006 г. появился настоятель, который духовно окормляет Меранскую общину.

http://sobory.ru/article/?object=09540

Православная Европа. Статья 7 Венгрия: радость миссионерских приходов и плач покинутых церквей. Часть 1 На аналое в Успенском соборе иконы преп. Моисея Угрина и св. короля Стефана Судьбы христианства на территории Венгрии сложны и противоречивы. Хотя бы потому, что сама территория страны меняла свои очертания, вбирая в себя новые земли, а потом теряя их. В X веке венгерские племена просвещались светом истины Христовой миссионерами из Византии, Санкт Галлена и Чехии. Первый король объединенной Венгрии Иштван из династии Арпадов († 1038) известен в Православии под именем святого Стефана. И хотя Венгрия попала под влияние Римской кафедры, в стране (в отличие от государств Западной Европы) никогда не прекращалось присутствие православной веры – благодаря православным сербам, грекам и румынам (влахам). Более того, в Венгрии, входившей в состав Австрийской империи и Австро-Венгрии, православные составляли хоть и меньшинство, но довольно значительное по численности и весьма влиятельное. Что касается XX века, то в нем история Православия приобретает не только сложный и противоречивый, но и зачастую трагический характер. По сей день многие события прошлого столетия остаются предметом споров и взаимных нареканий. Конечно, определенный отпечаток на церковную жизнь наложили кардинальные политические перемены 1910-х годов, Вторая мировая война, передел территорий, переход Венгрии в сферу советского влияния и установление в стране коммунистического режима. В общем, было всякое. Но если обращать внимание на основные вехи, немного абстрагируясь от разного рода проблем и трудноразрешимых дискуссионных ситуаций, то можно отметить следующее. В 1918 году, после распада Австро-Венгрии, Венгрия стала полностью независимым государством. Большую часть православного населения страны в период между двумя мировыми войнами составляли сербы, юрисдикционно оформленные в Будимскую епархию Сербской Православной Церкви. В состав епархии входили, помимо сербских, шесть приходов греко-венгерского происхождения, имевших определенную автономию. Значительным было румынское присутствие. Кроме того, в Венгрии были открыты русские эмигрантские приходы. Они подчинялись Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) или Западноевропейскому экзархату Константинопольского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/33848.html

I. Жизнь Детство Гойко Стойчевич, будущий патриарх Павел, родился в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября 1914 года, в деревне Кучанцы в Славонии, которая в то время относилась к Австро-Венгерской империи, а сегодня находится в Хорватии. Его предки, выходцы из Южной Сербии, с давних пор поселились в этом регионе, где большинство жителей были сербами. Происходя из крестьянской семьи, его отец Стефан отправился на поиски счастья в Америку, но спустя некоторое время после приезда заболел туберкулезом и вернулся домой, чтобы умереть. Гойко было тогда три года, а его брат Душан только родился. Анна, его мать, вышла замуж вновь, но вскоре умерла. Маленькие сироты были поручены их бабушке и тете. Гойко потом скажет: «Мое ощущение материнской любви связано с теткой, которая заменила мне мать, и я помню ее безграничную любовь. Думаю, что когда умру, первой встречу ее, а потом всех остальных» 1 . Отсутствие отца восполнялось крепкой связью с Отцом Небесным, которая укреплялась в атмосфере благочестия его приемной семьи. Потом будущий патриарх скажет: «Когда растешь без родителей, чувство Отца Небесного переживается намного сильнее» 2 . Здоровье Гойко с детства было настолько слабое, что однажды у его изголовья даже зажгли свечу, думая, что он умер. Гимназия В каком-то смысле слабое здоровье дало ему шанс: тетя, увидев, что он не может работать в поле, по окончании начальной школы разрешила ему продолжать обучение, руководствуясь еще и тем, что Гойко проявлял большой интерес и прилежание к учебе. Он был отправлен к своему дяде по отцу, жившему в пригороде Тузлы, продолжать образование в нижней (начальной) гимназии. Перед тем он провел лето в монастыре Ораховац, в пятидесяти километрах от своей родной деревни, чтобы духовно подготовиться к новой жизни. Это пребывание в монастыре оставило след в сердце Гойко, не разбудив в нем, однако, его будущего монашеского призвания. Вспоминая этот эпизод, он пишет: «Я был не в состоянии понять всего хода богослужения, но я ощущал печать прошедших веков и наших предков, которые здесь молились; их молитвы были для меня словно бы осязаемыми, так же как их стенания и их радости. Все это запечатлелось в моей памяти, но я не мог тогда еще и представить, что мое будущее станет связано с Церковью » 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Боснийские новомученники Икона новомученников Дабро-боснийской епархии Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в XX веке не раз претерпевала тяжелые испытания: Первая мировая война и террор австро-венгерских войск и полиции, геноцид в годы существования марионеточного усташского Независимого государства Хорватия (1941-1945) и террор партизан Тито, коммунистические репрессии послевоенных лет, и, наконец, тяжелая и кровопролитная гражданская война 1992-1995 гг. Разделяя судьбу со своей паствой Сербская Церковь в годы всенародных страданий явила миру целый сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. Данью их подвигу стала новая канонизация мучеников и исповедников Православия на этих просторах. Канонизация новопрославленных святых, пострадавших за веру во время Первой и Второй мировой войны и террора коммунистов состоялась в мае 2005 года в монастыре Житомислич (Босния и Герцеговина), где в тот момент проходило очередное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. Мы приводим лишь краткие сведения о жизни и страданиях новопрославленных святых. Пресвитер Момчило Гргучевич родился в 1906 году в Фоче (Србинье). В 1928 году закончил семинарию в Сараево, в 1929 году рукоположен в сан дьякона, а затем священника. Служил приходским священником в Челебичах до своей мученической кончины 29 ноября 1945 года. За Время второй мировой войны неоднократно приговаривался к смерти, но по милости Божьей оставался жив. В ноябре 1945 года, уже после окончания войны был схвачен коммунистами и казнен. По одной из версий ему отсекли голову, которую потом как трофей отнесли в здание Общины в Челебичах. Спустя 45 лет его сын Василий перенес останки отца и похоронил около церкви в Челебичах. Священник Доброслав Блажевич родился в 1916 году в Високом. Закончил семинарию в Сараево, в 1939 году рукоположен в диакона и священника. В июне 1941 года был схвачен усташами. Зверски убит на дороге в Бугойно. Тело не найдено. Протоиерей Милан Божич родился в 1885 году в Гламоче. Закончил Рельевскую семинарию. В 1909 году рукоположен в сан диакона, а затем священника. Во время Первой мировой войны был арестован австрийскими оккупационными властями и томился в заключении в Травнике, Зенице и Араде. В мае 1941 года был арестован усташами в Сараево, а затем отправлен в Загреб, где содержался вместе со священномучеником митрополитом Дабро-Боснийским Петром (Зимоньичем). Был отправлен в концлагерь Даница, а затем в Госпич, где в ночь с 1 на 2 июля 1941 года принял мученическую кончину.

http://pravoslavie.ru/41279.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010