Больше всего от австрийских репрессий пострадали русины-лемки, однако преследования со стороны австро-венгерских властей затронули все области, населенные русинами. Североамериканские русинские деятели, авторы «Меморандума Русского Конгресса в Америке», сообщали в июле 1917 г.: «Как только Австро-Венгрия объявила войну России, более 30.000 русских людей в Галичине, Буковине и Угорской Руси были арестованы, избиты австрийскими жандармами, полицией и войском, подвергнуты неописуемым мучениям и заключены в концентрационные лагеря: Талергоф, Терезиенштадт, Куфштейн, Шпильберг и др. В одном лишь Талергофе… их умерло 1500 человек от побоев, болезней и голода… Над мирным населением в Прикарпатской Руси немцы и мадьяры издевались таким нечеловеческим образом и сделали над ним столько насилий и зверств, что они ни в чем не уступают зверствам турок в Армении… Лишь за первые девять месяцев войны немцы и мадьяры расстреляли и повесили в Галичине, Буковине и Угорской Руси 20.000 людей». Осмысливая трагедию карпатских русинов во время Первой мировой войны, галицкие общественные деятели-русофилы впоследствии писали: «Еще не раздались первые выстрелы на поле брани… как бесконечные тысячи представителей нашего народа сгонялись со всех уголков Прикарпатья в тюрьмы. В то время как террор в Бельгии или других странах всецело объясним одним фактором — войной, в отношении Прикарпатской Руси этого недостаточно. Война тут была лишь удобным предлогом, а подлинные причины этой позорной казни зрели у кого-то в уме самостоятельно… Исключительным объектом австро-мадьярских жестокостей было русское народное движение, т. е. сознательные исповедники национального и культурного единства малороссов со всем остальным русским народом… Прикарпатские “украинцы” были одним из главных виновников нашей народной мартирологии во время войны. В их низкой и подлой работе необходимо искать причины того, что карпато-русский народ вообще, а наше русское национальное движение в частности очутились в пределах Австро-Венгрии… на положении казнимого преступника».

http://ruskline.ru/opp/2023/07/20/nacion...

При этом Галиция после первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) отошла к Австро-Венгрии. К этому времени следов православия здесь уже практически не оставалось, поскольку еще в польский период православное население было обращено в унию. Формально Галиции следовало оставаться под властью митрополита «Киевского, Галицкого и Малой России», а значит и под властью Московского патриарха. По факту же, оказавшись в пределах Австро-Венгрии, эта территория номинально перешла под управление Буковинского митрополита (чья митрополичья кафедра находилась в Черновцах) и тем самым оказалась под властью Фанара. Никакого восстановления православной иерархии здесь не наблюдалось вплоть до начала деятельности Волынского архиепископа Антония (Храповицкого) в начале XX в., поскольку политика Австро-Венгерского правительства по отношению к православию во многом повторяла политику, проводимую до того властями Речи Посполитой. Никакие приезжие архиереи не смогли в Польше и Австро-Венгрии поспособствовать восстановлению православной иерархии. Таким образом, оптимизм В. Ченцовой относительно положения дел в Киевской митрополии в 70–80-х гг. XVII в. из-за пребывания здесь приезжих архиереев не оправдывается историческими параллелями. Политика властей Речи Посполитой, направленная на уничтожение православной иерархии, на самом деле требовала вмешательства русского правительства и Московского патриарха. К счастью, российские власти и киевское духовенство не обольщались присутствием в митрополии приезжих архиереев и не особо на них полагались, а оказались более дальновидными, способными осознать всю опасность безнадежного положения православной иерархии и предпринять соответствующие меры. Это осознавали также в Константинопольском патриархате, о чем свидетельствуют документы: грамота Парфения (февраль 1685 г.) и комплекс грамот Дионисия (май-июнь 1686 г.). О датировке грамоты патриарха Парфения IV. В изданномцерковно-научным центром «Православная энциклопедия» сборнике среди документов под 118 была впервые опубликована малоизвестная даже среди ученых-историков грамота патриарха Парфения IV, требующая от Московского «архиепископа» рукоположить на митрополичью Киевскую кафедру Печерского архимандрита Иннокентия (Гизеля) .

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Но ситуация поменялась с началом Первой мировой войны, когда все те, кто так или иначе был связан с русским языком и культурой на территории Галиции, Закарпатья и Буковины, начали подвергаться жестоким репрессиям со стороны австро-венгров: русских людей (в первую очередь самых беззащитных – женщин и детей) пытали, морили голодом, избивали до смерти. Также осквернениям подвергались святыни. К примеру, в Почаевской лавре устроили кинематограф, утварь и иконы вывезли, более десятка монахов отправили в концентрационные лагеря. Но самыми жестокими оказались австро-венгерские оккупанты на территории Галицкой Руси, организовавшие там настоящий террор против русского народа. Ненависть к русским здесь была настолько сильной, что населению впервые за голову русского человека предлагали денежное вознаграждение от 50 до 500 крон (огромные деньги по тем временам). Крестьянские семьи уничтожали: мужчин и женщин с детьми отделали друг от друга, ставили к деревьям и расстреливали без суда и следствия. Только в одной деревне Цинева Городоского уезда 60 мужчин и 80 женщин было арестовано и убито. Священнослужителей также расстреливали, вешали или закалывали штыками. Верим в победу национально-освободительной борьбы русского народа Так было положено начало первого в мировой истории геноцида русского народа. Талергоф и Терезин – первые концентрационные лагеря для русских на территории Европы. Талергоф. Понятие концентрационного лагеря, как и сам лагерь, собственно, создали не немцы, как многие могут подумать, а англосаксы. Первые такие лагеря возникли в англо-бурской войне (1899-1902) для насильственного содержания (концентрации) пленных буров, о чем писал еще Артур Конан Дойль, который был участником этой войны. Первые же концентрационные лагеря для русских появились в ХХ в. не при нацистской Германии, а на территории Австро-Венгрии. Это были лагеря Талергоф (территория современного австрийского аэропорта Грац-Талерхоф) и Терезин (Терезинская крепость, современная Чехия). Концентрационный лагерь Талергоф представлял собой участок открытой местности в форме четырехугольника, расположенный на равнине у Альпийских гор в глубине Австро-Венгрии, организованный для заключения пленных русских галичан, заподозренных в государственной измене в годы Первой мировой войны. Со временем это место обнесли колючей проволокой и поставили охрану, пригрозив расстреливать любого пленного, кто хоть на йоту приблизится к заграждению.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/26/is...

В-третьих, Сербия в 1912 году воевала не против албанцев, а, вместе со всеми балканскими христианами, за освобождение от подчинения Османской империи. В-четвертых, албанцы в составе турецких войск фанатично воевали против балканских христиан до самого конца войны. Христианской Европе известно, что сербы участвовали в остановке османского похода на Европу, а потом, с конца XVII века, и в изгнании турок из Европы. Этот факт в свое время мотивировал Генри Киссинджера искать истоки косовского кризиса в многовековом противостоянии ислама и христианства. – Мусульманская Турция более-менее отстранена от Балкан с 1912 года. Но процессы, о которых вы упоминаете, продолжаются. Каков исторический подтекст участия во всем этом региональных и мировых сил? – Общими силами балканских христиан Турция вытеснена из Европы, но складывается такое впечатление, что она хочет вернуться на Балканы. Албания и Турция в 1992 году заключили договор о союзничестве. Турция сразу поспешила признать самопровозглашенное государство на территории Сербии. Бывший президент Турции Озал заявил, что бывшие границы Османской империи на Балканах остаются границами сферы интересов Турции. Некоторые исследователи полагают, что США доверили регулирование отношений на Балканах Германии и Турции. Если речь зашла об исторической подоплеке, то ключевую роль в решении балканского и восточного вопроса на Берлинском конгрессе 1878 года взяла на себя Австро-Венгрия. Главной целью Вены было ослабление российского влияния и установление контроля не только над западной, но и над восточной частью Балкан. Австро-Венгрия даже ценой войны старалась помешать возникновению крупного, компактного сербско-славянского государства и, прежде всего, сербскому объединению. Одним из ведущих идеологов австро-венгерской стратегии на Балканах был Беньямин Калай, консул в Белграде (1868–1875) и оккупационный администратор Боснии и Герцеговины (1882–1903). Он стремился к созданию на Балканах системы небольших государств-сателлитов, ссорящихся между собой, при насколько возможно меньшем сербском государстве. Министр иностранных дел Австро-Венгрии Дьюла Андраши назвал эту стратегию «программой будущего». Уже в июне 1880 года в Вене был сделан вывод, что албанцев можно использовать как «разоряющую силу» на южнославянском пространстве…

http://pravoslavie.ru/5186.html

Считается, что все эти распри и делали войну неизбежной. Но натяжка здесь очевидна. Далеко не всегда даже самые глубокие разногласия оборачиваются вооруженной схваткой, да еще мирового масштаба. В условиях противоречий, а затем и «холодной войны» Европа жила почти весь XIX век и вторую половину ХХ-го. Споры и даже вражда между государствами существуют всегда, но благодаря сдержкам, противовесам и компромиссам мир сохраняется. А нарушается, если одна из стран или коалиций идет к войне сознательно и целенаправленно, не останавливаясь ни перед чем. Такую страну (коалицию) и называют агрессором. Так было и в 1914 году, и в 1939-м. Есть в трактовке истории мировых войн и конспирологический аспект, без проникновения в который на многие вопросы ответить трудно. Ряд историков исследовали роль в трагедиях XX века тайных международных организаций - масонских лож, других скрытых факторов - и пришли к весьма важным выводам, изложение которых выходит за рамки настоящей статьи. Вернемся в 1914-й год. Поводом к эскалации австро-сербского конфликта, переросшего в глобальное противоборство, послужило убийство австро-венгерского наследника престола, случившееся в столице Боснии и Герцеговины Сараеве 28 июня 1914 года. В эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену стрелял 19-летний босниец Гаврило Принцип. История изобилует покушениями и громкими политическими убийствами. Чтобы подобный эксцесс стал детонатором мирового взрыва, нужно нечто гораздо большее, чем попранное национальное достоинство. Нужны политическая воля к объявлению войны и заведомая готовность к ней. Если эти факторы налицо, то поиск предлога превращается в пустую формальность. После сараевского инцидента Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум из 10 пунктов, в которых проницательные наблюдатели тотчас рассмотрели провокацию большой войны. В ультиматуме были требования наказать террористов, провести чистку армии и государственного аппарата от лиц, настроенных враждебно к империи Габсбургов, исключить из программ учебных заведений все, что дискредитирует Австро-Венгрию и т.д.

http://ruskline.ru/analitika/2014/08/6/z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пражские гёзы и революция вывесок 27.04.2015 822 Время на чтение 15 минут От автора: Эта работа была написана несколько лет назад для одного из изданий Академии наук, посвященного Первой мировой войне. Выход книги все откладывался и откладывался (отложен и сейчас), поэтому имеет смысл познакомить с ней читателей «Завтра». Текст представляет собой обзор основных культурных (и не очень) течений в Австро-Венгрии, сделанный на основе романа Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» - моей настольной детской книги. Так как объем текста довольно велик, буду размещать его частями - сейчас вводная и про чехов. Потом про австрийских немцев (немецкоязычных писателей) и всех остальных. Надеюсь, что чтение будет полезным. Все исторические параллели с сегодняшним днем только приветствуются. От частного к общему: отражение Первой мировой войны и национальных вопросов в литературах народов Австро-Венгрии Тема межнациональных отношений и шире - восприятия войны, ее особого смысла в контексте уникальной полиэтничной культуры Австро-Венгрии, является основной темой данной статьи. Автор стремился вычленить наиболее характерные имена и создать не " справочник " по всем авторам, касавшимся этой темы, но представить своеобразный " культурный ландшафт эпохи " , акцентируя внимание на ее особенностях и противоречиях. Особенно интересно представить портрет творческого человека того времени, как вовлеченного в исторический процесс, так и оставшегося - по тем или иным причинам - на обочине " мейнстрима " . Подобная задача предполагает внимание не только к личности автора, но и к историческому фону. В качестве " стержня повествования " использован роман Ярослава Гашека " Похождения бравого солдата Швейка " . При всей своей тяге к бурлеску и неоднозначности трактовок с исторической точки зрения, это произведение ценно тем, что включает в себя практически все народы Австро-Венгрии, уделяя особое внимание немецко-чешским и австрийско-венгерским взаимоотношениям. Роман Гашека с его " глубокими тенями " черно-белых оценок идеально подходит для определения связок " свой - чужой " , которые, при более внимательном рассмотрении оказываются не столь очевидными антитезами.

http://ruskline.ru/opp/2015/4/27/prazhsk...

Между тем церкви и имущества их настолько пострадали во время этой смуты, что патриарх Иосиф Раячич принуждён был обратиться к русскому императору Николаю I с просьбой о материальной помощи для своего народа, каковая и была оказана великодушным императором. Рядом с материальным оскудением обнаружился и нравственный упадок, который особенно сказался в 60-х годах. Под растлевающим влиянием западноевропейского либерализма, среди австрийских сербов началось брожение, которое шло прямо против православной церкви и освящённых ею устоев жизни. Выразителем этого направления выступило «Общество сербской молодёжи» («Омладински покрст»). Сначала оно ограничивалось областью литературы, но впоследствии приняло политический характер и, перестав быть обществом, обратилось в сильную партию, во главе которой встал Светозар Милетич. Хотя эта партия имела и некоторые свои хорошие стороны, однако её деятельность печально отозвалась на церковной жизни австро-венгерских сербов. Став на слишком радикальную дорогу и введением выборного начала предоставив народу, ещё не подготовленному к либеральным учреждениям, слишком большое влияние на дела церкви и духовенства, она тем самым подрывала всякий авторитет и совершенно деморализовала народ. И действительно, на церковно-народном конгрессе при патриархе Маширевиче уже обнаружился сильный раздор между иерархией и народной партией, который впоследствии принимал все большие размеры и принес много несчастий и зла сербской церкви. Около этого же времени и под теми же влияниями между австро-венгерскими сербами начала распространяться назаренская секта, которая уже имела своих приверженцев между мадьярами. Главной причиной распространения назаренства между австро-венгерскими сербами служат церковные неурядицы в широком смысле этого слова с одной стороны, с другой – искусно проводимая протестантская пропаганда. В настоящее время между сербами насчитывается около пяти тысяч назарен. Наконец немало смуты в церковно-религиозную жизнь внесло стремление принадлежавших к карловицкой патриархии румын. Когда они в 1864 году добились отделения от этой патриархии и получили самостоятельную митрополию с кафедрой в Сабине (Германштадте), то это не только ослабило карловицкую патриархию, но и повело к сильной национальной розни между сербами и румынами и к бесконечным распрям и спорам при разделе церковных имуществ. Утверждая такое разделение, австрийское правительство логично следовало своему правилу: divide et impaer!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

После ее разгрома бывшие союзники сразу поссорились, что послужило причиной Второй Балканской войны. Лишь дипломатическое посредничество России в конечном счете спасло Болгарию, атакованную со всех сторон пятью противниками, от окончательной катастрофы. В ходе двух Балканских войн проигравшими оказались Турция и Болгария – именно они в ожидании реванша и вступят в Первую мировую войну на стороне Германии. Кайзер Вильгельм, взошедший на престол еще в 1888 году, мыслил Россию в лучшем случае как своего младшего партнера . В 1898 году он посетил Османскую империю и демонстративно объявил себя «другом всех мусульман». В начале 1914 года фактическим главнокомандующим турецкой армии стал германский генерал О. Лиман фон Сандерс, прибывший из Берлина с огромной военной миссией из 900 человек. Началась усиленная модернизация турецкой армии. Протесты со стороны российского МИДа не дали реальных результатов. Впоследствии немцы почти насильно втянули турок в Первую мировую войну. Уже в марте 1914 года германская и австро-венгерская печать активно обсуждала возможность превентивной войны с Россией. С 1912–1913 годов Германия и Австро-Венгрия приступили к резкому увеличению штатного состава своих армий (Россия делала это только с 1914 года). Июньские учения австро-венгерской армии в Боснии в 1914 году, куда прибыл наследник престола Франц Фердинанд, были направлены против Сербии и приурочены к траурному для сербов дню – годовщине битвы на Косовом поле. Сербское правительство по дипломатическим каналам предупреждало эрцгерцога о возможном покушении со стороны боснийских радикалов, но он не отменил поездку. 5 июля 1914 года (через неделю после сараевского убийства) Берлин и Вена пришли к соглашению об использовании инцидента для развязывания войны. Австро-Венгрия играла ва-банк: даже ее император понимал, что в случае военного поражения империи наступит конец. Однако основным инициатором войны выступила не дышавшая на ладан империя Габсбургов, а Германия. В 1914 году ее программа перевооружения была завершена.

http://pravoslavie.ru/53284.html

Проблематика Первой мировой войны всё более актуальна не только в связи с современной геополитической ситуацией. Но также потому, чтобы объективно проанализировать выдающиеся успехи России в той войне и трагические ошибки этого периода, способствовавшие ускоренному нарастанию системного кризиса в Российской Империи в 1916-1917 гг. Такой подход востребован, чтобы избежать аналогичных ошибок и их последствий в максимально конфликтных геополитических условиях. Причем немалое число ошибок упомянутого периода были обусловлены, прежде всего, двуличной – иезуитской политикой Антанты в отношении России и Русского – самого протяженного (свыше 3000 км, включая морские акватории), самого кровопролитного фронта Первой мировой: от Балтики и Карпат – до Черного моря, Закавказья и ирано-турецкого приграничья включительно. Напомним, что в отличие других фронтов, России одновременно противостояли все ведущие «центральные» державы – Германия, Австро-Венгрия, Турция и, соответственно, их колоссальная военная мощь. Но западная Антанта не предпринимала НИКАКИХ военных операций, чтобы отвлечь с Русского фронта часть военных сил противников в периоды их наступлений на этом фронте. Как и в периоды наступлений Русской армии против германских и австро-венгерских войск. В выступлении С.Н. Базанова (доктор исторических наук, Центр военной истории РАН) вполне объективно отмечается, что страна оказалась «не готовой к затяжной войне. Массовая мобилизация самой трудоспособной части населения страны привела к качественным экономическим и политическим сдвигам» в экономике, как и в целом, «в комплексе межклассовых и межнациональных взаимоотношений». Поэтому нараставшее с 1915 г. негативное отношение значительной части населения «к ведению царским правительством войны – после военных поражений (в том же году на германском и австро-венгерском фронтах. – прим. А.Ч.) – не обошло и действующую армию». Эксперт подчеркивает, что позиционный характер войны с осени 1916 г. на европейском участке Русского фронта, недостаточное снабжение, всё более ущербные тяготы фронтовой жизни «вызвали падение воинской дисциплины и, как следствие, начало разложения армии». В совокупности, эти и смежные факторы привели к февралю 1917 года. Добавим: вкупе со всё более активной подрывной деятельностью спецслужб Германии, Австро-Венгрии и Турции с целью, в том числе, распада России на марионеточные государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/17/pe...

По прибытии в конце IX в. на подкарпатские земли азиатских кочевников-угров, выходцев из степей Зауралья, начался новый этап в жизни русинов. Угры (венгры, мадьяры) не знавшие земледелия, всем сельскохозяйственным и бытовым навыкам научились у коренных жителей Потисской низьменности и Паннонии - славян. До сих пор в венгерском языке немало бытовых и сельскохозяйственных терминов славянского происхождения. Постепенно венгры прибрали к рукам земли русинов и включили их в своё государство. Отсюда возникло старое название Руси под Карпатами - Угорская (т.е. венгерская) Русь, неофициально использовавшееся вплоть до развала Австро-Венгрии (1918). В целом пребывание русинов в составе Венгерского королевства было более-менее сносным. Венгры, азиаты по происхождению, были этнически, языково и культурно-религиозно абсолютно чужды русским под Карпатами и мало влияли на их менталитет, веру и язык. Ближайшими славянскими родственниками у подкарпатских русинов были словаки, также подпавшие под власть бывших зауральских кочевников. Уже в составе Австрии в Венгрии в середине XIX в. зародилось национальное мадьярское движение, целью которого была Венгрия для венгров. Славянские и другие народы вдруг стали людьми второго сорта. Это при том, что большинство населения Венгрии составляли именно славяне - словаки, русины, сербы, хорваты, словенцы, а также румыны (валахи), евреи и цыгане. Венгры (мадьяры) после образования дуалистической Австро-Венгерской Империи (1867) стали абсолютно нетерпимы к «нетитульному» большинству, примущественно к славянам. Особая нетерпимость была к славянам православного церковного обряда - сербам и греко-католического - русинам, которые, будучи издревле православными, вынужденно приняли унию с Римом в конце XVII - начале XVIII вв. С другой стороны, у русинов это вызвало обратную реакцию и в 80-90-е годы XIX в. началось возвращение греко-католиков в Православие. Однако за переходом русских под Карпатами в старую веру власти усматривали русофильство и, соответственно, симпатии к России, которая, хоть и неофициально, считалась врагом Австро-Венгрии. Австро-венгерские власти развязали показательные судилища - I и II Мараморош-Сигетские процессы (1903, 1913) - над карпатороссами из села Иза, которых за переход в Православие судили и обвинили в государственной измене немецко-мадьярскому государству.. Тем не менее карпатороссы продолжали массово оставлять унию и присоединяться к Православию - впоследствии под омофор Сербской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010