Трифонов-Печенгский монастырь: обитель для покаявшихся разбойников Можно было услышать от иных ‘маститых протоиереев’: ‘Мы-то думали Трифон святой, а он, оказывается, разбойник!’ И то обстоятельство, что в Рай первым вошел покаявшийся разбойник, как-то не вразумляло и снимало остроты противостояния. 24 декабря, 2012 Можно было услышать от иных ‘маститых протоиереев’: ‘Мы-то думали Трифон святой, а он, оказывается, разбойник!’ И то обстоятельство, что в Рай первым вошел покаявшийся разбойник, как-то не вразумляло и снимало остроты противостояния. 13 декабря был освящен новый Троицкий храм в возрождаемом Трифонов-Печенгском мужском монастыре в Мурманской области. Об истории и жизни самого северного монастыря в России рассказывает  игумен Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный Терского округа, председатель Комиссии по канонизации святых Мурманской епархии, кандидат богословия. Луостари, 2012 г. — Расскажите немного о Трифонов-Печенгском монастыре. Какие моменты его истории Вам особенно дороги? — На сегодняшний день, безусловно, самими дорогим и значимым моментом в истории Трифонов-Печенгского монастыря является чудо его возрождения на своем исконном месте, в Трифоновой пустыни, в Луостари. Это его возвращение из небытия было зримо засвидетельствовано 13 декабря этого года, когда наш архиерей владыка Симон совершил освящение Свято-Троицкого собора обители. Игумен Митрофан Лично для меня история этого монастыря и житие его основателя преподобного Трифона Печенгского — особая страница жизни. Когда в 2000 году создавалась Комиссия по канонизации святых нашей епархии, и я был назначен ее председателем, то главной задачей, поставленной нам Правящим архиереем, было установление подлинных событий древней истории нашего края, открытие во всей полноте того духовного наследия, что оставили нам просветители Кольского Севера — преподобные Трифон Печенгский, Феодорит Кольский и Варлаам Керетский. По мере углубления в изучение исторического материала, все более явно обозначалась проблема серьезного несоответствия сохранившихся редакций житий подвижников Севера XVI века историческим документам и свидетельствам современников. Наиболее ярко эта проблема «искусственных житий» коснулась именно истории жизни преподобного Трифона Печенгского.

http://pravmir.ru/trifonov-pechengskij-m...

Международный праздник плотницкого искусства, посвященный памяти прп. Трифона Печенгского, пройдет в Мурманской области 6 декабря 2007 г. 12:37 Международный праздник плотницкого искусства, посвященный памяти преподобного Трифона Печенгского основателя самого северного монастыря России пройдет с 8-9 декабря в городе Заполярный Мурманской области. Об этом сообщили в комитете по культуре и искусству Мурманской области. Участие в мероприятии примут около 50 народных мастеров Северо-Запада России из Санкт-Петербурга, Архангельской области, республики Коми, Мурманской области, а также Норвегии. Во время праздника будет работать ярмарка работ мастеров декоративно-прикладного искусства, и пройдут творческие соревнования умельцев резьбы по дереву в номинациях: «домашняя утварь», «скульптура», «деревянная игрушка», «функциональные предметы быта». Это уже пятый праздник плотницкого искусства на древней Печенгской земле, первый состоялся в 1995 году. Статус международного праздник получил в 2004 году, когда объединил художников Северо-Запада России и Норвегии. Значение мероприятия в том, что благодаря ему возрождаются старинные традиции плотницкого дела на севере, поддерживается интерес к плотницкому искусству со стороны современных мастеров и творческих коллективов. 9 декабря участники праздника посетят церковь в честь святых мучеников Бориса и Глеба на российско-норвежской границе, а также Борисоглебскую ГЭС. Преподобный Трифон Печенегский (в миру Митрофан) родился в 1495 г. в Новгородской губернии. Придя на Кольский полуостров, на реку Печенгу, к язычникам-лопарям, он изучил их язык и обычаи и стал проповедовать им веру Христову. Постепенно мудрым и кротким словом его многие язычники обратились ко Христу. В 1532 г. святой построил храм и основал при нем монастырь во имя Святой Троицы. В годы неурожая святой с несколькими братиями ходил в Новгородские земли, прося подаяния и отправляя собранное в монастырь. Достигнув старости, преподобный мирно почил о Господе 15 декабря 1583 г. в возрасте 88 лет. «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/334058.htm...

Все три сыграли свою роль в христианизации Мурманского края. Но державное значение четверть века спустя приобрел именно Трифонов. В середине 1550-х гг. Иван Грозный выдал обители грамоту на владение и хозяйственное освоение земель к западу и востоку от Печенги. В 1560—1570-х гг. Печенгский монастырь был центром экономической жизни Кольского полуострова. Монахи и монастырские работники занимались рыболовством, солеварением, китовым промыслом, добычей пушного зверя и речного жемчуга, строили суда. На Печенгу стали приплывать иностранные купцы. Первыми были голландцы, и в окрестностях монастыря образовался крупный узел русско-нидерландской торговли. Русские купцы везли туда товары из центральной Руси для продажи иностранцам. Гавани Печенги и Колы составляли мощную конкуренцию торговле англичан в Холмогорах на Северной Двине. Наверное, Трифону эта «стяжательская» деятельность его обители была не по душе. Сам он до последних дней жизни даже спал на полу, постелив рогожу, и монахов своих учил «не любить мира и всего, что в мире». Но он также понимал, что русская колония должна расти и крепнуть, а это невозможно без обширного  хозяйства. К концу XVI в. общий круг сбора дани трех стран в Лапландии сузился до небольшого района, на востоке очерченного Печенгой. Однако и на «ничейной» земле были  русские островки — поселения монастырских работников, церковь Бориса и Глеба, часовня Святого Георгия. Активная промысловая деятельность монастыря и русско-голландские торговые обороты на Мурмане вызывали раздражение у Швеции и Дании (чьей провинцией была Норвегия). Обе рассматривали эти края как собственность и считали свои интересы ущемленными. Между Данией и Русью завязались многолетние дипломатические споры.  Датский король пенял московскому царю на то, что русские построили в норвежских владениях свои монастыри. Послы Дании четко формулировали свои скромные претензии: «Вся Лапландия принадлежит Норвегии». Московское правительство стояло на своем: «Лопская земля искони вечная наша вотчина за много лет… и на той земле монастырь Печенский и волость Кола… и в них живут наши люди русские и корельские, и лопь крещеная и некрещеная…» Печенгский монастырь в этом споре играл роль пограничного маркера. В правление Бориса Годунова датские послы последовательно предлагали русскому царю уступить их королю 1) всю Лапландию, 2) часть ее, 3) хотя бы один Печенгский монастырь. Дания очень хотела завладеть этой обустроенной колонией на Печенге. Предлагала заплатить за весь край 50 тысяч талеров. Но московское правительство заявило, что и пяди не продаст ни за какие деньги. Отдать православную обитель в руки протестантов — с какой стати?

http://radonezh.ru/analytics/tserkov-i-a...

Преподобный Евфросин, ученик пр. Савватия, основателя Оршинского Савватиева монастыря и преемник по управлению его обителью, происходил из князей Тепринских; он безысходно прожил в Савватьевой пустыне 60 лет; многие приходили к нему для душеспасительной беседы и этим нарушали его безмолвие. Евфросин на время удалился на озеро Нево (Ладожское); но и здесь посетители являлись к нему, почему он возвратился в Савватьеву Оршинскую пустынь. Слух о святости пр. Евфросина далеко распространился и его чтили за чудотворца. Тверской князь Борис Александрович (с 1426 по 1505 г.) отправил к нему свой юную больную дочь Марию и пр. Евфросин, по неотступной просьбе княжеской свиты, исцелил её от болезни. – Когда скончался пр. Евфросин, неизвестно (но не позже 1460 г.); не известно и место его погребения. В бывшей Савватьевской пустыне, в Сретенской церкви, находится изображение пр. Евфросина: он изображён глубоким старцем, в монашеском одеянии, с воздетыми в молитвенном положений руками. Преподобному Евфросину нет не только особой службы, но даже и тропаря и определённого дня его памяти. 23. Преподобный Трифон Печенгский Преподобный Трифон Печенгский (или Кольский), просветитель лопарей, присоединён к Тверским святым по месту своего родопроисхождения. Некоторые (см. Православный Собеседник 1859 г., ч. 2) предполагают, что «якобы отечество его (бысть) близ города Торжка, от освящённых, благочестно живущих родителей». В Крестовоздвиженской церкви г. Торжка Тверской епархии свято чтится память пр. Трифона и сохраняется (в этом городе) предание, что он был сын священника этого прихода; в мире он именовался Митрофаном. С ранних лет он посвятил себя на суровые аскетические подвиги среди диких лопарей (на реке Печенге в Кольском уезде Архангельской губернии). Познакомившись с языком лопарей, Трифон (постриженный в монашество в 1642 г. по благословению Макария, Новгородского архиепископа, впоследствии Московского митрополита) вместе с блаженным Феодоритом и иеромонахом Ильёй, ревностно трудился над обращением язычников в христианскую веру и многих из них крестил. Для новообращённых он с большими затруднениями построил церковь , а для любителей иноческого жития основал Печенгский монастырь «у холодного моря, у Мурманской границы». Царь Иоанн Грозный богато одарил обитель пр. Трифона.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Вост. Африку, Юж. Родезию и другие страны. В 1953 г. норвежец О. Хаген (1906-1970) стал епископом Сев. Европы, в 1966-1970 гг. он занимал пост президента Всемирного методистского совета . В 1954 г. впервые в Н. была ординирована в пастора женщина - представительница методизма Агнес Х. Нильсен (1907-1996). В сер. XVI в. небольшая группа саамов-колта на севере Финляндии была крещена рус. миссионером прп. Трифоном Печенгским. В 1533 г. на р. Печенге, вблизи совр. российско-норвеж. границы, прп. Трифон основал Трифонов Печенгский во имя Святой Троицы мужской монастырь , ставший оплотом Православия за Полярным кругом, в т. ч. в Северной Н. Печенгский мон-рь был не только религиозным, но и торговым и промысловым центром. Монахи и миряне, проживавшие в округе, занимались охотой, рыболовством, тюленебойным и китобойным промыслами. Во 2-й пол. XVI в., в период усиления торговых связей между Европой и Россией по сев. морскому пути, Печенгский мон-рь приобрел международную известность благодаря выгодному пограничному положению. Жалованной грамотой рус. царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1556 г. земля по р. Нявдеме (ныне Нейден) вместе с поселением саамов-колта (т. н. Нявдемский погост, совр. Нейден) была передана «в вотчину» Печенгскому монастырю. По преданию, в 1565 г. прп. Трифон поставил деревянную часовню во имя вмч. Георгия Победоносца на р. Нявдема (близ совр. Нейдена в Финнмарке) и деревянную ц. во имя святых Бориса и Глеба в устье р. Паз (на территории совр. пос. Борисоглебского Печенгского р-на, Мурманская обл.). Часовня существует по наст. время (дендрохронологический анализ показал, что ее старейшие элементы имеют возраст не более 200 лет, что может свидетельствовать о неоднократном ее обновлении). Являясь самой малой храмовой постройкой на территории Н., она служит важным духовным центром для саамов-колта и всех правосл. христиан севера Н. и России и охраняется Норвежским гос-вом как культурное наследие саамов. Первоначальное деревянное здание Борисоглебской ц., оказавшейся после демаркации российско-норвеж. границы в 1826 г. на территории России, погибло в ходе боевых действий в окт. 1944 г. Жители Нявдемского и Пазрецкого погостов платили подати как королю Датско-Норвежского гос-ва, так и русскому царю и сохраняли правосл. веру и связь с РПЦ. До сер. XIX в. погосты относились к правосл. Кольскому приходу.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Молодежь, которая дойдет до самой крайности, видя, что так дальше продолжаться не может, тем горячей будет каяться. То есть разбойничье покаяние, согласно этому пророчеству, как бы и должно стать характерным для России. И мы уже наблюдаем признаки этого явления. Нам известны 2 случая, когда криминальные авторитеты пережили клиническую смерть. Одного я лично знаю, а о другом снят документальный фильм. Так вот один из них в состоянии клинической смерти был в преисподней и там ему встретился благоразумный разбойник. И показал ему мучения его подельников, его родного отца, который наложил на себя руки. И когда он вернулся обратно в мир, то он стал совершенно другим человеком. Если раньше он нигде не работал, даже на зоне (за него работали, потому что он был авторитетом), то потом он стал строить срубы, часовни, храмы. И вот не только они, но даже те, кто считали их авторитетами, из уголовного мира, тоже пошли за ними. И в частности они строили церковь одну, и люди, которые их поддерживали, из этого мира, они однажды даже украли грузовик кирпича с кирпичного завода для того, чтобы строить храм. Но когда он узнал, он был очень расстроен, что они так поступили, поехал объясняться с директором, и это объяснение привело к тому, что директор сам стал слать грузовики с кирпичом. Открытие епископа Епископ Митрофан (Баданин) защитил в Свято-Тихоновском институте диссертацию, посвященную Трифону Печенгскому. Было такое отношение к этому Трифону Печенгскому раньше – искусственно созданное житие, где были одни штампы. Что якобы с детства уклонялся от детских игр, что в младенчестве по средам и пятницам не брал грудь у матери… Был очень благочестивым, потом получил какое-то извещение и создал монастырь. А на самом деле всё не так было. На самом деле он был разбойником, атаманом. И вот этот Баданин, который епископ, а раньше он был студентом этого Тихоновского института, а еще раньше – капитаном первого ранга в военно-морском флоте, разобрался в этом. Он нашел какой-то древний канон Трифону Печенгскому и по тропарям канона воссоздал его житие. Оказалось совсем по-другому. Согласно результатам исследования, святой оказался покаявшимся разбойником. Предводителем покаявшихся разбойников.

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

И он не только диссертацию написал, но и в своей архипастырской практике столкнулся с такими же явлениями в наше время. Потому что там, где Трифон Печенгский основал свой монастырь, сейчас рядом колония, зона. В ней приход есть во имя Царственных мучеников. И как раз вот эти разбойники покаявшиеся пополняют число братии монастыря, где был Трифон Печенгский. Вот такая же история происходит в наше время. Я хочу зачитать публикации епископа Митрофана: «По мере углубления в изучение исторического материала, всё более явно обозначалась проблема серьезного несоответствия сохранившихся редакций житий подвижников Севера XVI века историческим документам и свидетельствам современников. Наиболее ярко эта проблема «искусственных житий» коснулась именно истории жизни преподобного Трифона Печенгского. В начале XVIII века, видимо, с самыми благочестивыми намерениями первоначальное житие Трифона, «записанное самовидцами», было приведено в соответствие с неким «каноном», согласно которому преподобный, основатель монастыря должен соответствовать ряду требований: с младенчества уклоняться от игр, первым приходить в церковь, затем услышать призыв идти основывать обитель, и так далее, в соответствии с так называемыми «житийными топосами». Те же свидетельства современников и лопарские предания о разбойной юности преподобного, о его кровавом атаманском прошлом не вписывались в эти «нормы», потому в XVIII веке были признаны соблазнительными и «не служащими добрым примером». Усилия Комиссии по воссозданию подлинного жития преподобного Трифона, истинного смысла подвига его жизни и истории непростых отношений святого с монастырской братией встретили очевидное неприятие у «ревнителей памяти» Трифона. В то время можно было услышать от иных «маститых протоиереев»: «Мы-то думали, Трифон святой, а он, оказывается, разбойник!» И то обстоятельство, что в Рай первым вошел покаявшийся разбойник, как-то не вразумляло и не снимало остроты противостояния. Тем временем исследования углублялись и пополнялись новыми доказательствами правоты нашего подхода. Вскоре мною была подготовлена диссертация «Прп. Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию жития», где были подробно и на историческом фоне рассмотрены все эти острые проблемы. Это исследование было повергнуто пристальному анализу в ПСТГУ, и, как результат, мои аргументы и выводы были признаны обоснованными и диссертация была успешно защищена.

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Иоанн; † 2.12.1589, Успенская пуст. Печенгского Свято-Троицкого мон-ря), прмч. (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Печенгский. Основным источником сведений об И. является Житие прп. Трифона Печенгского. Согласно Житию, И. до пострижения в монашество имел священнический сан и был настоятелем Никольской ц. в г. Кола - единственным священником на всю округу. После рождения дочери, к-рая оказалась тяжело больной, свящ. Иоанн и его супруга приняли решение расстаться, Иоанн дал обет принять монашеский постриг и удалился в Трифонов Печенгский во имя Святой Троицы монастырь , где стал учеником прп. Трифона и «от преподобнаго навыче искусного монашества». И. служил в Успенской ц. в пустыни у Трифонова ручья, куда прп. Трифон часто удалялся «на богомыслие и молчание». После преставления преподобного И. остался в пустыни. На рассвете 2 дек. 1589 г. финны из Эстерботнии (подданные швед. короля), вторгшиеся в пограничные земли Русского гос-ва, сожгли Успенскую пуст., «иеромонаха праведнаго Иону и служебники умучиша». Согласно монастырскому преданию, во время нападения И. служил литургию и был убит на солее храма. Через неделю был разгромлен и Печенгский мон-рь. В кон. XIX в. в Норвежском гос. архиве был обнаружен поименный список убиенной братии, составленный дат. сборщиком податей. В документе одним из первых значится имя И.- packum Jionno. И. был погребен близ могилы прп. Трифона в Успенской пуст. Согласно уставу Печенгского мон-ря, каждый иеромонах, проезжавший мимо пустыни, должен был остановиться и отслужить панихиду по убиенным инокам. Однажды иером. Иона (Сорокоумов), посетивший пустынь, по небрежению сел на братскую могилу, затем поехал в мон-рь, не отслужив панихиды. В дороге его разбил паралич. Осознав свой грех, он покаялся перед братией и 3 дня молился прп. Трифону о прощении. На 4-ю ночь ему явились прп. Трифон и И. Прп. Трифон повелел И. как «носящему фелонь» исцелить больного, что и было исполнено. Несмотря на пустынность места, погребения И. и прп. Трифона почитались на Кольском Севере. По свидетельству Жития прп. Трифона, земля у гроба И. поднялась на аршин «и что год в вышину прибавляется».

http://pravenc.ru/text/578274.html

Православие в Финляндии Православное христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода с православными купцами и монахами уже в XII веке. Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). 25 мая, 2011 Православное христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода с православными купцами и монахами уже в XII веке. Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). Возникновение православия в Финляндии Валаам. Главный собор Православное христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода с православными купцами и монахами уже в XII веке. Первыми православными на территории Финляндии были крещеные карелы (потомки карелов и в настоящее время составляют большую часть Финской церкви). Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV века и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI веке. Коневецкий монастырь В ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены дотла. В начале XVI века западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство. Трифоно-Печенгский монастырь После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX века был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула, позднее получившая статус монастыря. Линтула. Большой толчок развитию Православия дало присоединение Финляндии к России в 1809 году. Был совершен перевод богослужения, а также многих духовных сочинений на финский язык. В 1892 была образована Финляндско-Выборгская православная епархия. До 1918 года Финляндско-Выборгская епархия в Великом Княжестве Финляндском была частью Русской Православной Церкви. После получения Финляндией независимости чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 года принял обращение к Патриарху Московскому и всея России о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, что было признано Патриархом 11 февраля 1921 года.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-finlyand...

В 2007 году сгорела Рождественская церковь в Печенге. В 2009 году началось строительство монастыря на историческом месте упокоения преподобного Трифона в районе посёлка Луостари. В 2012 году братия переселилась на территорию новоотстроенного монастыря. http://trifon-luostari.cerkov.ru Рождества Христова церковь «нижнего» Трифонов Печенгского монастыря, крестообразная в плане, колокольня в виде ротонды. Построена в пос. Печенга в 1908 г. на месте сожженного в ночь на Рождество 1589 г. шведско-финским отрядом Троицкой церкви. Освящена 15.07.1911 г. митрополитом Дмитровским Трифоном (Туркестановым). После отхода Печенгского района к Финляндии в 1920 г. в храме проходили лютеранские богослужения. По окончании Великой Отечественной войны здание использовалось военными для бытовых целей. Передана Русской Православной Церкви в 1995 г. С 1997 г. в ней размещался Трифонов Печенгский монастырь. В крипте храма под спудом — могила 116 местночтимых монахов-мучеников, погибших в 1589 г. Храм (весь Нижний монастырь был лимитирован одним только этим зданием) полность сгорел 01.12.2007 г. Сохранившийся при пожаре антиминс был перенесен в находящееся рядом монастырское здание (2002 г. постройки; строилась как чайная для путников), где и проходили службы. 22.12.2015 г. храм освящен еп. Митрофаном во имя 116-ти преподобномучеников Печенгских. На Кольской земле не осталось ни одного храма в честь Рождества Христова. http://lexicon.dobrohot.org/ Трифонов Печенгский мужской монастырь - самая северная в мире православная обитель. Являлся гордостью державы Российской как в XVI веке, так и в период первого возобновления на рубеже XIX-XX веков. Основанный в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским (1495-1583 гг.), просветителем лопарей, монастырь являлся оплотом православной веры и государственности на северных рубежах России. Пользуясь поддержкой царя Иоанна Грозного, окормляемый преподобным Трифоном и укрепляемый трудами братии, монастырь к 70-80-м годам XVI века имел исключительно крепкое хозяйство, самое крупное на Крайнем Севере. Широкая хозяйственная деятельность монастыря позволяла иметь обширную торговлю продуктами промыслов и с центральными русскими землями, и с западноевропейскими купцами. Все эти годы горел и сиял в обители, как благодатный светильник, преподобный Трифон, озаряя светом христианского подвижничества своих духовных чад. Под его опытным руководством обитель процветала как рассадник веры и благочестия, являясь источником просвещения Кольской земли.

http://sobory.ru/article/?object=20179

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010