В ноябре 1941 года бригада была доставлена из Сибири под Москву. Затем перебазирована на Карельский фронт и стояла в обороне на Свирьском направлении. В начале 1942 года я был переведен из роты ПТР в роту связи артдивизиона радистом. Радистом и провоевал до конца войны. В 1944 году бригада участвовала в известных Тулоксинской десантной и Петсамо-Киркенесской наступательной операциях Карельского фронта. Бригада получила имя Печенгской и Краснознаменной. Я был награжден орденом Красной Звезды. В 1945 году, после пополнения, бригада воевала на 4-м Украинском фронте, участвовала в Моравско-Остравской наступательной операции, закончила военные действия 13 мая 1945 года под городом Пардубицы (Чехословакия). Героических поступков совершать не пришлось. Выполнял положенную работу, которая отличалась тем, что рядом стояла смерть. Приходилось ходить и в атаку, и в разведку, и входить к немцам и их расположения. - Вы являетесь руководителем научного семинара «Проблемы миропонимания». Расскажите, пожалуйста, о вопросах, рассматриваемых на семинарах. - Научный семинар был организован в 1993 году в Московском государственном агроинженерном университете им. В.П. Горячкина. Научный интерес семинара - системное понимание нашего мира: что мы о нем знаем, какие имеются гипотезы и как представляем наше мироздание. На семинаре выступали ученые, писатели, общественные и религиозные деятели, представители различных школ и направлений. Выступали известные ученые П.П. Горяев, А.Н. Кожин, В.С. Шевелуха, И.Н. Яницкий, А.П. Федотов, С.Г. Кара-Мурза, И.А. Гундаров, Ю.И. Мухин, С.А. Шатохин, В.А. Задерей, В.А. Грязнов и др. По содержанию докладов выделяются такие группы проблемных направлений как: построение мира, мироздание; человечество и его деятельность; наука о Духе, религии, Священное Писание; Россия в мировой системе. Семинар дает нам понять каково состояние нашего земного Мира, человечества. Обсуждая проблемы мира, в котором мы живем, всё более явственно представляется, что он перегружен, и человечество поставлено на путь движения к катастрофе. Ускоренно растет потребление энергоресурсов Земли, рост населения планеты, загрязнение биосферы, вырубка лесов и т.д. А наш земной Мир не бесконечный. Человечество, к сожалению, до сих пор не может перестать убивать себе подобных. Впереди состояние бифуркации, включая и катастрофы человечества. Ученым известны силы, поставившие человечество на этот путь, и как избежать катастрофы. Вот главной, на мой взгляд, ценностью нашего семинара и является выработка предложений по преодолению мировой катастрофы.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/07/...

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тоне, римском императоре Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III — первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, авторе замечательных произведений о русской иконе религиозном философе Евгении Трубецком, а также его брате — религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий, организаторе репрессий против Православной Церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности, о пострадавшем при императоре Диоклетиане священномученике Транквиллине, казненном в Константинополе в XVII в. за исповедание христианской веры новомученике Триандафилле, о 30 отцах Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, Константинопольском Патриархе Трифоне, канонизированном ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), мученике Трифоне Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, а также о Тунисе, Туркменистане, Турции и Уганде. Из статьи о Турции читатель узнает о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

Занесет буйный хвиюс чудь разбойную — пастухи и руки опускают. Знать, кебуны (колдуны и жрецы) не умолили «северного духа» предотвратить нашествие, или чудь сильнее, что ли, этого духа? Но коли нашла она, расплачивайся с нею, разбойною. И пастухи отдают оленей, шкуры животных и всякое наличное добро, сколько чудь потребует. А новгородские добрые мОлодцы или бездомная вольница явятся — тоже на страх пустыне… — «Стало» пришли! Ой, «стало» пришли! — с ужасом повторяют маленькие обитатели пустыни и уже прямо забиваются в свои ямы, оставив на произвол судьбы стада. И сидят в этих ямах ни живы ни мертвы, пока «стало» хозяйничают около стад, занимаясь грабежом. — Ой, страшны «стало»! Почему страшны? Потому что «стало» — это ведь дюжие мОлодцы, закованные в сталь. Сами закованные в непроницаемые доспехи, они приносят с собою смертоносное оружие. Где же карликам бороться с богатырями? Но кто они, карлики? Кого обижают все пришельцы с мятежной душой и буйным нравом? Это — «дикая лопь», по-нынешнему, лопари. И над этими дикарями-язычниками, и над этой-то дальней и суровой страной пролился свет веры Христовой. Новгородская сторона озарила этим светом дальний Север: из города Торжка пришел апостол в народ лопарский. То был Митрофан, в иноческом постриге Трифон, просветитель лопарей, Печенгский чудотворец. Дикая лопь Среди русских того времени, к которому относится наше повествование, то есть конца пятнадцатого и первой половины шестнадцатого века, ходили про дальний Север удивительные рассказы. Историк Н.М. Карамзин прямо говорит: «Уверяли, что там, на берегах океана, в горах, пылает неугасимый огнь чистилища; что в Лукоморье есть люди, которые ежегодно 27 ноября умирают, а 24 апреля оживают снова; что перед смертью они сносят свои товары в одно место, где соседи в течение зимы могут брать оные, за всякую вещь оставляя должную плату и не смея обманывать, ибо мертвецы, воскресая весною, рассчитываются с ними и всегда наказывают бессовестных; что там есть и другие странные люди, покрытые звериною шерстью, с собачьими головами, с лицом на груди, с длинными руками, но безногие; есть рыбы человекообразные, но только немые и прочее».

http://azbyka.ru/fiction/na-severe-dikom...

Какие там службы, молитвенные правила. Сколько сил потребовалось отцам Геронтию и Вячеславу, чтобы держать в узде такое общество… Но ничего, слава Богу, справились. Когда владыка Митрофан назначил меня настоятелем Архиерейского подворья, мы решили так: для того, чтобы не закрывать приют и дать возможность искренне ищущим Бога продолжать свои поиски, этот несплоченный коллектив нужно разделить. Кому-то предложили обратиться в центр реабилитации для наркозависимых (некоторые согласились), другим сообщили, что приют меняет свой статус, и здесь будут не рабочие, а монастырские трудники. Кто хочет – милости просим, но правила здесь именно монастырские, и нарушение их приводит к выселению из обители. Мы не требуем от вас становиться монахами, но требования к достойному поведению в монастыре естественны: труд и молитва, дисциплина, трезвость. Если вы согласны, оставайтесь, если нет – уходите. Часть ушла, часть осталась, и я стал приходить к ним в бараки каждый вечер, год-полтора ходил – мы читали утреннее и вечернее правила, вели беседы. Через какое-то время трудники уже сами стали исполнять молитвенное правило, поддерживать необходимую дисциплину, опять же, с помощью людей, имеющих дар разумного руководства, педагогический дар, из своей среды. Рыбий жир как помощь в дороге к Христу – Каково жить монастырю в городской суете? Мурманск – порт, большой город со всеми искушениями. Как чувствует себя обитель Преподобного Феодорита Кольского в таких условиях? – Напомню слова преподобного Феодора Студита, жителя другого портового города – Константинополя: «Невелика похвала безмолвствовать в пустыне и в уединении блюсти безмятежие. Но другое дело – в городе жить, как в уединении, и среди шумной толпы быть, как в пустыне». Это не значит, что мы «напрашиваемся» на похвалу, претендуем на нее, нет, конечно. Просто у монастырей разные служения – Трифонов Печенгский, например, находится в труднодосягаемом месте, и там свои условия, свои особенности служения Богу, а здесь – свои. Разумеется, у нас много трудностей: город со своими «благами цивилизации» в этом случае – большое искушение для кого-то.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/13/igumen...

Тихое и доброе пристанище яви нам Господь, в земли Олонецтей Божественный Свой виноград насадив, из коего вино чудное источи, спасительным и духовным питием нас напояя. Явил еси, Христе Боже, угодники Твоя, Авраамия и Корнилия Палеостровских, ихже терпеливно на добрых пажитех веры возрастил еси. Преподобнии отцы наши, Ионо Яшезерский и Ионо Клименецкий, вы слезными потоки души напоили есте и непорочнаго жития духовное благомощие явили есте, богомудрии. Радуйся, преподобне отче Макарие Высокоезерский, ты, яко мудрая пчела, мед духовный собирая, сосуд избранный явился еси. Темже достойно тя ублажаем. Богородичен: Б огородице Дево, Ты еси нам святое ограждение, источник исцелений и совершенное спасение душ наших. Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследую милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи. Воспеваем вас, вси святии земли Олонецкия, яко противу начал и властей злобы поднебесныя дерзновенно ополчистеся и тех коварства любовию и смирением победисте. Звезды пресветлыя явистеся, вернии раби Господни: Пахомие Кенский, Александре Ошевенский, Кириаче Каргопольский. Вы бо, узким путем шествовавше, яко постницы, в алчбе и жажде временное житие проводисте; яко послушницы, Христово смирение стяжасте; и яко молитвенницы, блаженство плача о гресех познасте. Трудницы Господни бысте, преподобнии отцы наши, Афанасие Сяндемский, Елеазаре Анзерский, образ злострадания и терпения показавшии, страстей прилоги и козни вражия попалившии и поругания яко врачество чистительное испившии. Врага рода человеческаго именем Христовым отгнав, преподобне Трифоне Печенгский, языческая жертвы упразднил еси и жертву хвалы на месте сем Богу принесл еси. Богородичен: И сцелений неоскудное Сокровище еси нам, Богородице Дево, молим Тя, Владычице, даруй нам душ очищение и от бед свобождение. Кондак, глас 3: Днесь лик святых, в земли Карельстей Богу угодивших,/предстоит в церкви и невидимо за ны молится Богу./Ангели с ним славословят/и вси святии Церкве Русския ему спразднуют,/о нас моляще купно Превечнаго Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А дьявол тут-как-тут, отбил дверь, будто человек какой прохожий, да в келью. Девчонка к нему, повисла на шее, дрожит вся, и горько так заплакала: — Батюшка, родимый мой, кому ты оставил нас? Меня замучал к худым делам, а брату вон отрубил голову. И уж полна келья, Бог его знает, кто набежал, — лягастые, квакастые и ивкают, и гайкают, ногами затопали, прыгают, хлопают, и все на старца, да как вцепятся и потащили… — Наша! Наша душа! — и потащили. А сам дьявол-то по головке его, по головке… — Погляди-ка мне через левое-то плечо! Сколько лет я ходил, сколько лаптей проносил, да вот и уловил голубчика! Тут старец словно бы опамятовался, — оградился крестом. — Нет, ты погляди мне через правое-то плечо! Бес поглядел, да так и согнулся. — Святый Боже, Святый Крепкий! — душу несли его ангелы с пением райским. И все бесы, кто как был, так и проскочили сквозь землю. 1915 г. Семь бесов 1 Есть такие города у нас на матушке на Руси, куда в Христову ночь не только серебряный кремлевский ясак, а зазвони и сам царь-колокол, сам царь-колокол не донесет. В Сольвычегодске на пустынном усолье, где над холмиками-домами одни церкви-кресты стоят, там случается, задастся год, и счастливые в полночь слышат звон… разливной, гудёт по Устюжине шире Сухоны, Лузы, Юга и Вычегды — «Христос воскрес!» А Сольвычегодск ведь — на полпути от той дебери печорской, где нам выпало провождать дни, и среди нас Винокурову с замоскворецких Толмачей. Человек по языку и ухваткам московский, жилистый и упорный, от крепкого кореня гостя московского, был Винокуров не без того… и чем кончил, одному Богу известно. А ожидать всего можно было, и сказывали — лет пять назад такой слух прошел, — будто уж вольный, очищенный от грехов всяких, попался он в мошенничестве и угнан под наказание. Впрочем, может, и неверно все, и живет он себе, слава Богу, где у печенгских старцев в работе духовной, да китов ловит мурманских, либо на Алтае где дела делает, либо… и совсем недельно, замореный, гнет свою линию деловую в Петрограде на Неве-реке. Мы его семь бесов называли. А окрестил его так Костров Веденей Никанорыч, человек учительный и верховой, с тем и пошло.

http://azbyka.ru/fiction/na-vse-gospod/7...

Он говорил новокрещённым пермякам: «люди и братья Пермяне! Почто оставляете своих отеческих богов и веру? Зачем перестаёте приносить богам жертвы, как приносили отцы ваши? Кого слушаете: человека ли из Москвы пришедшаго? Может ли нам из Москвы быть какое добро, и женам нашим, и детям нашим? Не оттуда ли нам были тяготы многие и насильство безмерное, тиуны частые, доводчики и приставы? Тяжко, братья, житье наше будет». В прении со Стефаном пермский кудесник, между прочим, говорил: «вера наша многим лучше вашей – христианской веры, потому что у вас христиан один Бог , а у нас много богов и много помощников: они дают нам ловлю, всё, что в водах – рыбы, в воздухе – птиц, и всё, что в болотах, борах, лугах, в порослях, в чащах, в березняках, в ельниках, в сосняге и в раменьи и в прочих лесах – белок, соболей, куниц, рысей, и прочая ловля наша от них, от богов наших и до вас доходит: ныне нашею ловлею и ваши князья и бояре обогащаются и одеваются, ходят и гордятся опушками на подолах своих шуб» и проч. 19 Известно также, какие страдания претерпел Трифон Печенгский, просветитель кольских лопарей, в борьбе с их кебунами-кудесниками: «народ, омрачённый неведением, – говорит жизнеописатель Трифона, – а паче кебуны их спорили с ним, и ярились как звери, за волосы его терзали, о землю метали, били и пихали, называя его незнаемым странником и юродом, кричали на него: «если он не выйдет из их страны, то горькою мукою и самою смертию угрожали ему, и говорили между собой: пойдём, убьём его, ибо поносит нас падением в беззаконие» 20 . И после такой открытой оппозиции против христианских учителей, – кудесники и волхвы постоянно старались отвлекать массу народную от усвоения христианской веры и снова обращали их к языческому идолослужению. Великий пермский волхв и чародей Пам, по словам жизнеописателя Стефана Пермского, «ненавидя веры христианские и не любя христиан, некрещённым пермякам не веляше креститися, хотящим же веровати возбраняше, запрещаше; уверовавших же и крестившихся снова развращаше своим ветхим учением» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Мурманске завершились IV Трифоновские образовательные чтения 31.12.2008 В Мурманске завершили работу IV Трифоновские образовательные чтения «Образование и культура в Заполярье: духовно-нравственные основы и пути развития. Путями преподобного Трифона Печенгского». Организатором научного форума выступила Мурманская и Мончегорская епархия. В ходе работы секции «Православное воспитание и образование» были подняты такие вопросы как: существует ли необходимость в религиозном христианском воспитании и образовании, какие существуют формы работы с учащимися как современные, так и дореволюционные, как преподавать православные дисциплины, чтобы заинтересовать, не оттолкнуть и, в то же время, преподать необходимые знания, навыки и воспитать христианина? В итоге работы и обсуждений была подчеркнута необходимость ренессанса православного воспитания и образования, в связи с общемировым упадком культуры и межличностного общения. Вся история европейской цивилизации построена на христианском мировоззрении. Знание литературы, архитектуры, истории полноценно невозможно без знания основ христианской веры, а применительно к нашей стране, без знания основ Православия. Были заслушаны доклады по теме секции. Руководитель отдела религиозного образования Мурманской епархии Антон Тучков показал ретроспективу от античных времен к современности, отметил, что те или иные процессы, происходящие в мире, связаны с религией. Войны, государственные кризисы, общественная напряженность являлись и являются результатом отношения человека и государства к религиозному воспитанию. По его мнению, без малого, сто лет коммунистической идеологии наложили отпечаток на сознание людей в нашей стране, как на простых верующих, так и на священнослужителей. В подтверждение этого А. Тучков привел пример становления воскресных школ Мурманской и Мончегорской епархии. Во многих воскресных школах поначалу велось преподавание предметов, вообще не относящихся ни к Православию, ни к религии; преподаватели были, а иногда и остаются людьми малосведущими в христианском знании, малоцерковными, иначе говоря, остаются неофитами. Внося светские традиции, такие преподаватели иногда искажают вероучение и церковные традиции, накопленные многими веками. В связи с этим была подчеркнута необходимость минимального религиозного образования для тех, кто имеет дело с духовным просвещением и воспитанием в православной традиции. Для этого существуют Свято-Феодоритовские катехизаторские епархиальные курсы, а в перспективе намечено и открытие Духовного училища в Мурманской епархии.

http://drevo-info.ru/news/6020.html

Один человек погиб 8 сентября. ПРАВМИР. В Баренцевом море, у берегов Мурманской области, перевернулось судно, сообщает «Интерфакс». На борту находилось пять человек. Один человек найден живым, один погиб. Еще три человека пропали без вести. Спасатели занимаются поисками, задействован вертолет Ми-8. По имеющимся данным, на борту судна Grizzly 740 Cabin Pro Jet находились хозяин и четыре пассажира. Они направлялись на рыбалку. Из-за плохих погодных условий катер перевернулся в воде, позже его вынесло на берег около бухты Долгая Щель (Печенгский район). Катер вышел в море утром 7 сентября, вечером того же дня его нашли перевернутым на берегу сотрудники пограничной службы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 апреля, 2024 26 февраля, 2024 17 января, 2024 10 ноября, 2023 6 октября, 2023 4 октября, 2023 31 августа, 2023 29 августа, 2023 28 июня, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-barenczevom-more-pro...

Радуйся, иереа Божия радосте и матере твоея веселие. Радуйся, родителей честных чадо, от Бога зело возлюбленное. Радуйся, девство драгое и чистоту душевную соблюдый непорочны. Радуйся, издетска в дому Божии, аки Христос отрок, приметатися изволивый. Радуйся, услышавый тамо слово реченное: пустынным живот сокровен есть, божественным рачением воскриляющымся. Радуйся, оным гласом, яко воин, на служение Царю призванный. Радуйся, пустынным житием себе в добрем изволении утвердивый. Радуйся, во юности плотския страсти умертвивый. Радуйся, постом душу свою, во еже глас свыше слышати, предочистивый. Радуйся, от Христа языку лопску избранный благовестниче. Радуйся, еже о мире сем отложивый попечение и абие вослед Христу последовавый. Радуйся, Трифоне, страны северныя просветителю, Печенгский чудотворче. Кондак 3 Силою во еже благовестити, свыше Христос облече тя, досточудне Трифоне. В пустыни бо, аки Моисеови древле в купине, глас ти бысть: «Иди в землю необетованную и рцы, яко любы обручения Моего не разорится». Егда же рекл еси: «Кто еси Господи»; отвеща ти: «Иисус Есмь, Егоже ты ищеши». Сия же слышав, со умилением преклонься, возопил еси Тому: Аллилуиа. Икос 3 Имущу ти, аки Моисей, смирение велие, во еже отрещися такова звания, рекл еси, преподобне: «Невежда есмь, Господи, и малокнижен». Обаче Той заповеда ти: «Ничесоже вопреки глаголи, яко на вся послю тя, и идеши. вся, яже заповедаю ти, глаголи, не убойся, с тобою бо Есмь». Сего ради вопием ти: Радуйся, радости родителей твоих оправдание. Радуйся, видевый славы Отчия сияние. Радуйся, яко благодать Божия излияся на тя богатно. Радуйся, яко разумение ти языков дадеся. Радуйся, яко найде на тя дух премудрости и ведения. Радуйся, Духа Святаго приятелище. Радуйся, силою Божиею аки мечем препоясанный. Радуйся, яко рыбарь ко океану на уловление душ человеческих во спасение призванный. Радуйся, Андреа Первозваннаго, на горах Киевских благовестника ревнителю. Радуйся, Мефодиа и Кирилла избранный последователю. Радуйся, Гуриа и Варсонофиа, Стефана и Иннокентиа достойный преемниче.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010