Подошли остальные. — Умирает олень? — спросил один из них. Стоявший на коленях ничего не ответил на вопрос, он даже не обернулся к подошедшим таким же, как и он сам, людям. — Да, олень умирает… умирает… — послышались голоса. Олень доживал последние минуты. Он было приподнял голову, но она беспомощно упала. Ноги его стали еще сильнее подергиваться, слезы неудержимее потекли из глаз. Стоявший на коленях человек подался всем телом вперед. — Ильмаринен, — обратился к нему один из пришедших людей, — что же ты не собираешь его слез? Ильмаринен — таково было имя стоявшего на коленях. Он вздрогнул и как-то безразлично отозвался: — Ах, да, да… И, достав из-за пазухи долбленую чашечку, стал собирать в нее слезы, текшие из глаз умирающего животного. По верованию этих детей северной пустыни, слезы умирающего оленя обладают чудесной силой и помогают в минуты тяжелых испытаний, которые судьба посылает людям на их жизненном пути. Собрав слезы, Ильмаринен сжал чашечку в руках, продолжая все так же неотрывно смотреть в глаза оленю. Наконец тот потянулся, еще раз поднял голову, но она опять упала, вновь встрепенулся и — остановил на людях свой враз помутившийся взгляд: в стаде одним оленем стало меньше. Ильмаринен обнял мертвое животное, погладил по шее и со вздохом поднялся с колен. — Нет оленя, — промолвил он. — Мало их у нас! Эна, сколько бродит! — с уверенностью отвечал хриповатый голос. В самом деле, по тундре бродило большое оленье стадо, пощипывая ягель. Высокие гранитные горы стояли цепью, которая в одном месте разрывалась, открывая вход в Печенгскую губу. Миль на девять протянулась эта губа и, образовав колено, вдавалась в материк. Вдали блеснуло зеркало озера. Кроме Печенгской губы, далее, на запад, прошла Паза-губа. Громоздятся острова. Утонул в зелени мыс, словно богатырь загородивший вход в Пазу-реку. Из синеватой дали доносится шум падунов (водопадов). Могучая, гордая, но дикая природа! Между тем маленькие люди, одетые в оленьи шкуры, отошли от мертвого животного и вскоре исчезли: одни — в шалашах из древесных ветвей, другие — под землею в ямах с острыми крышами из торфяника. Иных жилищ здесь нет. Эти маленькие люди, кочуя по тундре со стадами оленей, не строят изб. Шалаш служит прекрасным убежищем в непогоду, яма — отличным укрытием от врага: разбойников, вольницы, финнов и новгородских добрых мОлодцев, которые не прочь заглянуть в эту далекую, горькую пустыню и поживиться у простодушных ее детей, даже не имеющих, чем защититься.

http://azbyka.ru/fiction/na-severe-dikom...

Норвегии от нем. войск. Общий ущерб, нанесенный фашистами хозяйству М. о., составил 920 млн р. Работа по восстановлению началась еще в ходе Великой Отечественной войны, однако только с 1945 г. она приобрела приоритетный характер: происходило возрождение горно-химической, металлургической и лесной промышленности. Наиболее быстро шло восстановление рыбной промышленности, которая уже в 1948 г. на 11,5% превзошла наивысшие довоенные достижения. В 1953 г. было создано Мурманское гос. морское арктическое пароходство - крупное предприятие, в задачи которого входило обеспечение транспортных нужд портов и полярных пунктов зап. сектора Арктики, Кольского п-ова, осуществление загранперевозок в межнавигационный период. К 1989 г. в составе Мурманского морского пароходства было более 60 транспортных судов ледокольного типа, 6 дизель-электрических ледоколов, единственный в мире специализированный атомный ледокольный флот (ледоколы «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия»), 4 порта и др. предприятия и подразделения. Более сложной задачей после войны являлось восстановление тяжелой промышленности, однако и в этой отрасли к кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в. комбинаты «Апатит» и «Североникель» достигли довоенного уровня производства, были восстановлены разрушенные мощности никелевого комбината в Печенгском р-не. В кон. 40-х гг. на Кольском п-ове возникли предприятия 2 новых отраслей - железорудной (Оленегорский горно-обогатительный комбинат) и алюминиевой (Кандалакшский алюминиевый завод). В 1949 г. введена в строй Нива ГЭС-3 на р. Нива. С 1955 по 1965 г. были запущены Оленегорский и Ковдорский горно-обогатительные комбинаты, Кировская гидроэлектростанция и Апатитонефелиновая обогатительная фабрика в Апатитах. В 1966 г. начала работу самая крупная гидроэлектростанция Кольского п-ова - Верхнетуломская ГЭС. 18 мая 1969 г. началось строительство Кольской атомной электростанции, а 29 июня 1973 г. она была введена в эксплуатацию. В процессе восстановления М. о. использовался труд заключенных 12 ИТЛ ГУЛАГа (в районе городов Кировска, Мончегорска, Оленегорска, Мурманска), а также нем.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Конечно, верность таким предразсудкам ничего общаго не имеет с духом русским и никогда не нашла бы себе места среди потомков русскаго народа, если бы иностранцы не овладели посредством лести и обмана воспитанием его детей и юношей. Правда, кроме влияния Запада все подобные предразсудки имели почву и в общей греховности человечества, которое отпало от Бога, поддавшись горделивому непослушанию, но культура Востока Дальнаго и Ближняго не одобряет этого греховнаго настроения воли потомков падшаго Адама и, подобно Евангелию, ставит во главу угла добродетель смиренномудрия перед Богом, согласно первому блаженству перваго Евангелия. Согласно первому правилу добродетели, т. е. смирению, к душе христианина, усвоившей эту добродетель, постепенно присоединяется и милосердие, и всепрощение, и доброжелательство. Вот замечательныя слова, которыми один русский богатырь наставлял другого, выходившаго в поход: " Н е убей в чистом поле крестьянина, Н е помысли злом на татарина». Это повеление давалось не изнеженному барченку, а воину, выходившему в поход против врагов своего народа. Они неизбежно должны были убивать и воевать, но не имели права помыслить злом, т. е. ненавидеть и злорадствовать. Конечно, на практике такое правило часто нарушалось, но соблюдалось то, что люди никогда не считали своего греха справедливым и принимали покаяние за все грехи подобнаго нарушения. А когда в 1900 г. состоялось избиение 20 тысяч неповинных китайцев, то искренние мыслители говорили, что Бог также с Дальняго Востока покарает русскую землю за такое, хотя и не общенародное, но безчеловечное преступление, что начало сбываться с 1904 года и не окончилось еще доныне. III. Отношение русских к восточноазиатским инородцам не должно прежде всего исчерпываться борьбой или конкуренцией, хотя бы на почве материальных интересов, но выражаться в доброжелательстве не только отдельных лиц к отдельным лицам, но и к целой народности, к целой стране. Святители Стефан Пермский, Препод. Трифон Печенгский, Кирилл и Мефодий справедливо почитались не только, как ревностные проповедники Христа и Христовой веры, но как друзья того народа, к которому они принесли проповедь Евангелия, в этом и заключалась сила их влияния на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Итак, 1 февраля 1532 года в «предгорчайшей пустыне» состоялось событие, подобного которому этот край не ведал: новые христиане с умилением молились Богу в храме пред иконами святых, лики которых озарялись возжженными свечами. Кадильный дым возносился, наполняя храм благоуханием. И аропат ладана, казалось, проникая в души новообращенных лопарей, вытеснял из них память о годах языческого существования. Митрофан, теперь уже инок Трифон, пел и читал в храме и своим примером благочестия увлекал всех. Сам вид его вдохновлял обращенных, каждый чувствовал себя исполненным каким-то особенным, неизведанным до сего времени счастьем. Трифон ликовал, может быть, больше всех. И как было не ликовать ему, если сбылось наконец то, к чему он так стремился, если сбылась мечта его юношеских лет и свет христианства озарил десятки человеческих душ! Север осиян! Север пробужден! Мрак язычества рассеивается! Над тундрой звучит святое имя — Христос! Разрушены жертвенники кебунов: одни из них где-то затаились, посрамленные, другие, узрев всю ложь своего учения, прониклись верой в Господа. Теперь громче плача белых чаек, громче шума океанских волн над тундрой звучит хвала и благодарение Царю царей, Владыке неба и земли. Точно сквозь пологи туч, распахнув их края, солнце выглянуло и согрело землю, и осветило горы, и возрадовались души людские. Отныне уже не царить мраку! Прошлое не возвращается. Свет Истины, воссияв у печенегского устья, разольется по всему великому северному краю, и ничто не заглушит благовеста печенгской монастырской звонницы… Если Митрофан был еще как-то связан с миром, то Трифон стал чужим для него. Иноку чужды все мирские блага, радости и невзгоды. Он живет духом в Боге, всецело угождая Ему. Трифоном овладело одно желание – устроить на Печенге обитель, чтобы она изливала свой неугасимый свет на тундру, всегда являясь днем, победившим мрак языческой ночи. Считая себя не равным, и уж не бОльшим среди других, но последним и меньшим, смиренный инок наметил и будущего игумена, настоятеля обители. Но если явилась надобность в игумене, значит, были и иноки? Да, были.

http://azbyka.ru/fiction/na-severe-dikom...

В прежние годы моей «боевой юности» я бы просто посмеялся над самой мыслью об этом. Но Господь призвал, и, как я понимаю сейчас, слава Богу, я эту работу выполняю довольно успешно. Вы упомянули мой последний труд «Кольский Север в Средние века». Цель этой моей работы – критическое переосмысление средневековой истории нашего края. Поэтому одним из принципов, положенных в основание этой работы, стал отход от механического переписывания ранее исследованного исторического материала, перечисления общеизвестных фактов и повторения устоявшихся мнений. У нас уже проведены исследования по всем Кольским святым. Преподобные Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, Варлаам Керетский имеют обоснованные жития, достойные исследования их жизни и подвигов. Каждая история жизни этих трех удивительных подвижников, соработников, единомышленников – это шедевр Божиего Промысла о человеке. Случаются такие коллизии, испытания, через которые должен пройти человек, чтобы достичь Царствия Небесного! Например, человек впадает в тяжелейший грех, и, казалось бы, он погубил себя, но, переплавляя этот грех через покаяние и веру, он восходит на вершину святости, становится великим святым. – Но уныние, бывает, просто убивает человека. Как не впасть в этот смертный грех? – Унынием мы страдаем все. В определенном смысле это признак успешности нашего пути к Богу. Святые отцы отмечают, что этот искус Господь посылает как особое избранничество тем, кто может понести. (Как тут не впасть в грех гордыни!) Само проявление этого весьма тяжелого искушения может подчас свидетельствовать о том, что мы идем в правильном направлении. И главная наша задача в этой ситуации – употреблять максимальную настойчивость, полное напряжение сил и продолжать идти. Победить уныние – это значит заставить себя заняться богоугодной работой, тем, к чему ты призван Так что отчаиваться не надо. Бог предлагает нам новую линию борьбы, новый рубеж, новую высоту, которую мы должны взять в этом сражении. Да, тяжелый период, да, скорбный, но воевать-то надо: победить уныние – это значит заставить себя заняться богоугодной работой, тем, к чему ты призван. Заняться тем, к чему у тебя есть данный Богом талант, тот, за который ты дашь ответ перед Господом. Важен сам факт борьбы. Только не отступать, а продолжать бороться до победы, которую Бог обязательно даст, и все непременно просветлеет.

http://pravoslavie.ru/103238.html

«Auf die gütigen vermöge ihrer Naturwunder thuenden Götter geht der Begriff der Zauberei nicht, скажем словами Гримма; erst den Gesunkenen, Verach­teten hat man Zauberei zugeschrieben. Mittelwesen, zwischen Göttern und Men­schen, altkluge, vielkundige Riesen, böse Riesinnen, listige Elfen und Zwerge zaubern; nur scheint ihre Fertigkeit mehr angeboren, stillstehend, keine errungene Kunst. Eigentlicher Zauberkünstler ist der emporstrebende Mensch» 54 . Вследствие такого языческого, нередко вредного в жизни народной значения, волшебство, кудесничество, – хотя и невдруг, но мало по малу теряло свою силу в христианском народном миросозерцании, под влиянием преследований церкви; никто пред ликами бесчисленных христианских чудотворцев; по учению церковных иерархов и монастырских властей, заменялось верой в чудеса святых. От мифологии языческой, ведунской народ переходил к мифологии христианской, книжно-легендарной. Он большей частью так же мифически, детски верил в чудеса святых, как прежде верил в кудеса ведунов. Почему волхвы, кебуны, чародеи, ревнуя о своих выгодах, отстаивая свое ведунство, всячески старались отвлекать народ от веры во святых, чудесам их пытались противопоставлять кудеса, как напр Зырянский Пама Стефану Пермскому, Лопарские Кебуны – Трифану Печенгскому. Но благочестивые иерархи, монахи и священники, при помощи церковных книг, при содействии, впоследствии, гражданской власти, мало по малу отучали народ от веры в кудеса. Не приводя всем известных, многочисленных, обличительных поучений церкви, направленных против прибегавших к волхвам, и обходивших святых 55 , мы укажем для примера два факта из житий святых: «Есть на Помории наволок Унежма, – читаем напр. в житии Зосимы и Савватия Соловецких, – в месте же том человек некий именем Никон. Сему Никону случися болезнь тяжка зело. Два кудесника бысть в волости той, имуще прю некую меж собой. Никону же тому случися промежу их свидетельствовати. Единому их угоди, а другого оскорби; оскорбленный же он зельне огорчися нань.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

— Существует ли православная служба на норвежском языке? — Уже не одно десятилетие существуют норвежские переводы основных богослужебных текстов, которые осуществлялись в столичных православных приходах в Осло. Есть переводы жития преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Трифона Печенгского. Число православных норвежцев и просто интересующихся истинной верой растет. Для человека важно молиться на родном языке. Имеются и переводы некоторых акафистов, часть их сделана в Ирининском приходе Ставангера. Во всех случаях, насколько мне известно, переводы выполнялись этническими норвежцами. Чужая душа — потемки — Что вас удивляет в норвежцах? Чем для вас привлекательна эта страна? — Когда 17 лет назад я приехал в эту для меня прежде малоизвестную — и то лишь по школьным урокам географии и выпускам новостей — холодную северную страну, то был согрет тем, как много тут оказалось родного: березы и ели, ромашки и одуванчики, сороки и воробьи. Восхищает любовь норвежцев к спорту, особенно — лыжам и конькам. Это характерно для всех поколений. Массово распространены прогулки и походы в лес и горы. С самого начала Норвегия, помимо своей масштабной и уникальной природы, поразила меня миролюбивым отношением к иностранцам. Их искренняя доброжелательность во многом облегчила мою интеграцию в общество. С детского сада и школы воспитывается доброе и заботливое отношение к слабым и людям с физическими недостатками. Здесь в обществе индивидуалистов как-то парадоксально ценится общность в жизни людей, хотя в межличностных отношениях все же больше дистанция и формализованность, когда редкость — простосердечная откровенность и внутренний мир нараспашку, так что быстро убеждаешься, что «чужая душа — потемки». Это законопослушный народ. Импонирует способность норвежцев выслушивать иное мнение и уважать его, что упрощает попытку рассказать о Православии. В этом же ряду принято держать свое слово, исполнять обещанное. Политика государства, направленная на бережное отношение к окружающей среде, это и внутреннее убеждение, и повседневная норма жизни большинства жителей страны.

http://patriarchia.ru/db/text/5396399.ht...

Тут Посол с досадою возразил, что нет Венценосцев знаменитее Елисаветы; что она не менее Императора, коего отец ее нанимал воевать с Франциею; не менее и Царя. За сие слово, как пишет Баус, Иоанн с гневом выслал его из дворца, но скоро одумался и, хваля усердие Посла к Королевиной чести, примолвил: «Дай Бог , чтоб у меня самого был такой верный слуга!» В знак особенного снисхождения Государь соглашался, чтобы одни Англичане входили в пристань Корельскую, Варгузскую; Мезенскую, Печенгскую и Шумскую, оставляя Пудожерскую и Кольскую для иных гостей. Баус твердил: «мы не хотим совместников!» Думая, что Вельможи Царские, в особенности Государственный Дьяк Андрей Щелкалов, подкуплены Нидерландскими купцами, он требовал личных сношений с Царем: Иоанн призывал – и всегда с неудовольствием отсылал его, как упрямого, непреклонного. Надеясь по крайней мере кончить с ним дело о сватовстве, Государь велел ему быть у себя (Декабря 13) тайно, без меча и кинжала. Все Царедворцы вышли из комнаты: остались только Бояре, Князь Федор Трубецкий, Никита Романович Юрьев, Дмитрий Иванович Годунов, Бельский и Думные Дворяне: Татищев, Черемисинов, Воейков: они сидели далее от Царя; а Дьяки (Щелкалов, Фролов, Стрешнев) стояли у печи. Дав знак рукою, чтобы Баус с толмачом своим, Юрьев, Бельский, Андрей Щелкалов к нему приближились, Иоанн рассказал всю историю Английского сватовства, все слышанное им от медика Роберта и Писемского; изъявил добрую волю жениться на Марии Гастингс; хотел знать, желает ли Королева сего брака и согласна ли, чтобы невеста приняла нашу Веру? Баус ответствовал, что Христианство везде одно; что Мария едва ли решится переменить Закон; что она слабого здоровья и не хороша лицом; что у Королевы есть другие ближайшие и прелестнейшие свойственницы, хотя он, без ее ведома, и не смеет назвать их; что Царь может свататься за любую... «С чем же ты приехал? – спросил Иоанн: – с отказом? с пустословием? с неумеренными требованиями, на которые мой Посол уже ответствовал в Лондоне Министрам Елисаветиным? с предложением нового, безыменного, следственно невозможного сватовства?» Назвав его Послом неученым, бестолковым, сказав: «не прошу Елисаветы быть судиею между Баторием и мною, а хочу только союза Англии», Иоанн велел Баусу готовиться к отъезду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В 69-й том вошел ряд биографических статей. Следует особо отметить материалы об основоположнике русского стиля в архитектуре Константине Тоне, римском императоре Марке Ульпии Траяне, армянском царе Трдате III — первом из правителей провозгласившем христианство государственной религией, авторе стихотворного переложения Псалтыри Василии Тредьяковском, композиторе Александре Третьякове, церковном историке Сергее Троицком, композиторе Сергее Трубачеве, авторе замечательных произведений о русской иконе религиозном философе Евгении Трубецком, а также его брате — религиозном философе Сергее Трубецком, политическом авантюристе монахе Илиодоре (Сергее Труфанове), ученом Анатолии Турилове, ученике преподобного Максима Грека Василии Тучкове, координаторе антицерковных действий, организаторе репрессий против Православной Церкви Евгении Тучкове, мастере позднего классицизма в архитектуре Евграфе Тюрине, супругах Алексее и Прасковье Уваровых, много сделавших для развития российской археологии. В 69-й том вошли также биографические статьи о деятелях Церкви, в частности, о пострадавшем при императоре Диоклетиане священномученике Транквиллине, казненном в Константинополе в XVII в. за исповедание христианской веры новомученике Триандафилле, о 30 отцах Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, о мученице Трифене Кизической, епископе Трифиллии Лефкосийском, Константинопольском Патриархе Трифоне, канонизированном ростовском архиепископе Трифоне, преподобном Трифоне Печенгском, преподобном Трифоне Вятском (Подвизаеве), мученике Трифоне Апамейском, епископе Суздальском Трифоне (Ступишине), митрополите Трифоне (Туркестанове), апостоле от 70 Трофиме, юродивом Христа ради Трофиме Суздальском, мучениках Трофиме, Доримедонте и Савватии, египетском мученике Уаре, убитом в Карлаге священномученике Уаре (Шмарине). Том содержит ряд страноведческих статей. В него вошли материалы о государствах Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, а также о Тунисе, Туркменистане, Турции и Уганде. Из статьи о Турции читатель узнает о географии, государственном устройстве, религии и религиозном законодательстве, истории страны с момента распада Османского государства. Статья содержит данные о религиозных и этнических меньшинствах в Турции. Статьи о других странах обладают схожей структурой.

http://pravoslavie.ru/155384.html

Развитие мурманского промысла способствовало появлению сел. Кола на слиянии рек Тулома и Кола. В 1581-1584 гг. в Коле был построен острог, и селение преобразовалось в город, сюда из Кандалакши переместился адм. центр. Кольским острогом управляли воеводы, назначавшиеся из Москвы. Здесь был создан стрелецкий гарнизон (к 1625 насчитывал 500 военнослужащих). Создание в Коле адм. центра способствовало оформлению Кольского у., к которому относилась территория Кольского п-ова (за исключением Терского берега - части Двинского у.) и сев. районы Карелии. Территория Кольского п-ова, не имевшая до XVI в. определенного адм. статуса, являлась объектом притязаний со стороны Дании и Швеции, что породило дипломатический и военный конфликт гос-в (т. н. Лапландский спор). В 1582 и 1621-1623 гг. военные корабли Дании совершали нападения на Мурманский берег. В 1589/90, 1591 и 1611 гг. военные отряды Швеции осаждали Кольский острог, разорили Троицкий Печенгский и Кандалакшский Пречистенский монастыри, ряд поморских волостей. Лапландский спор породил двое- и троеданничество ряда саамских погостов: они одновременно платили дань 2 или 3 государствам. С 1708 г. Кольский у. входил в состав Архангельской губ. В 1775 г. в ходе адм. реформы в состав Кольского у. вошел Терский берег, а сев. районы Карелии отошли Кемскому у. 2 мая 1826 г. была подписана русско-швед. конвенция о разграничении территории на Кольском п-ове. В результате Швеции отошел район к западу от р. Ворьема (совр. территория Норвегии, где река именуется Якобсэльв). В кон. XVIII в. из Колы был выведен гарнизон и город утратил военное значение. В период Крымской войны 1853-1856 гг. Кольский п-ов неоднократно (в 1854-1855) подвергался нападениям брит. и франц. военных судов. 11-12 авг. 1854 г. в ходе брит. бомбардировки Колы были уничтожены острог и Воскресенский собор - шедевр рус. деревянного зодчества. В 1858 г. Кольский у. был ликвидирован и вошел в состав Кемского у. В 60-х гг. XIX в. продолжилась колонизация Мурманского берега, в результате к-рой возникли постоянные поселения на побережье Баренцева м. Наряду с русскими в колонизации участвовали норвежцы, финны и шведы.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010