Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ VI Климент VI, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Климент VI, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (май 1290 или 1291, замок Момон, Лимузен - 6.12.1352, Авиньон; до избрания папой - Пьер Роже), папа Римский эпохи «Авиньонского пленения пап» (с 7 мая 1342). Род. в небогатой дворянской семье, 2-й сын Гийома Роже (в 1333 получил титул сеньора Розье-д " Эглетона) и Гийометты де Местр. В 10-летнем возрасте родители отдали его в бенедиктинский мон-рь Ла-Шез-Дьё в Оверни, где впосл. он принес монашеские обеты. В 1307 г. по настоянию аббата был отправлен в Париж, изучал там богословие и каноническое право; в 1323 г. получил степень д-ра богословия. В качестве бенефициев получил приораты св. Пантелеимона в Лапло (1316), Савиньи в еп-стве Лион (1323), св. Баудилия в еп-стве Ним (1324). Участвовал в богословских диспутах (в т. ч. против францисканских богословов Франциска из Мейрона и Пьера Ориоля), быстро стал широко известен благодаря проповеднической деятельности (сохр. ок. 90 текстов его проповедей и речей - Mollat. 1928; Schmitz. 1929). В 1325 г. составил комментарий к булле папы Иоанна XXII «Quia quorundam mentes» от 10 нояб. 1324 г., в к-рой разъяснялось понятие «евангельская бедность» (попытка папы урегулировать вопрос о собственности нищенствующих орденов, отвергавших ее, стала причиной открытого конфликта с орденом францисканцев), и подтвердил право понтифика давать определения доктринального характера по тому или иному вопросу. Получил известность как знаток канонического права. В 1326 г. папа Римский предоставил ему в качестве бенефиция крупное аббатство Св. Троицы в Фекане (Нормандия). Роже оказывал покровительство франц. кор. Филипп VI Валуа (1328-1350); по поручению короля прелат выполнял различные дипломатические миссии. В 1328 г. он отправился в Англию, чтобы добиться от кор. Эдуарда III принесения оммажа новому франц. монарху за герц-ство Аквитания, сюзереном к-рого являлся король Франции. Будучи членом королевского совета, Роже высказался за конфискацию доходов герц-ства Аквитания (и сам руководил ею в 1328), пока англ. король не принесет оммаж. Видимо, в это же время он был назначен в следственную палату Парижского парламента, высшей судебной инстанции Французского королевства (следственная палата готовила дела для последующих судебных разбирательств). При поддержке кард. Пьера де Мортмара Роже был назначен на епископскую кафедру Арраса (3 дек. 1328), через год занял архиепископскую кафедру Санса (24 нояб. 1329), еще через год стал архиепископом Руана (14 дек. 1330).

http://pravenc.ru/text/1841387.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Богатство и бедность святого Петра. Административно-финансовая система средневекового папства Предлагаемая вниманию читателей книга И.П. Потехиной представляет собой первый в отечественной медиевистической литературе обзор истории папской административно-финансовой системы, сложившейся в VI-XIV столетиях. Опираясь на широкий круг источников и многообразные достижения мировой историографии, автор рассматривает процесс становления и трансформации основных административных структур, отвечавших за финансовое обеспечение папства эпохи Средневековья, а также исследует приоритетные статьи папского дохода, актуальные для разных этапов истории средневековой католической церкви. Особое место в монографии уделено периоду Авиньонского пленения пап (1309-1378), ставшему, по мнению большинства современных исследователей, временем наивысшего финансового могущества св. Престола и максимального усиления его главного фискального ведомства - Апостолической камеры (Camera Apostolica). В отсутствие соответствующей русской историографической традиции автор вводит специальную терминологию для обозначения как отдельных финансовых чиновников папского двора, так основных поборов, взимавшихся в пользу папы. Книга также снабжена рядом ценных приложений. Евразия , 2018 г.  320 с.  ISBN 978-5-8071-0382-6 Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/book/5829279

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Католицизм ИНГЕНУИН [Генуин] (VI - нач. VII в.), св. (пам. зап. 5 февр.), еп. Сабионы (нем. Зебен, близ совр. г. Кьюса (Клаузен), обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия) ИНГОФРИД († до 678), св. (пам. зап. 9 апр.), 4-й аббат монастыря Луксовий (Люксёй, на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция) ИНДАЛЕЦИЙ (I в.?), св. мч. (?) (пам. зап. 15 мая, 30 апр.), первый еп. г. Урци (Урцитана, в окрестностях совр. г. Альмерия, Испания) ИНДУЛЬГЕНЦИЯ в Римско-католической Церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве Покаяния грехи, а после смерти - от страданий в чистилище, очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист ИННОКЕНТИЙ V (1225 - 1276; до избрания папой - Пьер де Тарантез), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 июня), папа Римский (с 21 янв. 1276) ИННОКЕНТИЙ XI (1611 - 1689; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676) ИННОКЕНТИЙ XII (1615 - 1700; до избрания папой - Антонио Мария Пиньятелли дель Растрелло), папа Римский (с 12 июля 1691) ИНСТИТУТЫ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ в Римско-католической Церкви канонически утвержденные церковной властью сообщества, к-рые добровольно принимают посвященную Богу форму жизни, заключающуюся в следовании «евангельским советам» (обетам) «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора ИОАНН [Иоанн Реомский] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 26-28 янв.), основатель мон-ря Реомай (Реом, впосл. Мутье-Сен-Жан) в обл. Бургундия (совр. Франция) ИОАНН [Жан из Шатийона] (1098-1163), св. Римско-католической Церкви (пам. зап. 1 февр.), еп. Алета и Сен-Мало (Бретань) ИОАНН XXII (1244/45 - 1334; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» ИОАНН XXIII (ок. 1370 - 1419; до избрания папой - Бальтазар (Бальдасаре) Косса), антипапа т. н. пизанской линии (1410-1415) в период схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в.

http://pravenc.ru/rubrics/122076_15.html

Уже самым своим восхождением на папский престол Гильдебранд бросил вызов императору Генриху VII, не спросив его дозволения на этот шаг, а лишь post factum известив его об этом. Гильдебранд был проникнут идеями о папском всевластии, которые уже давно созрели у него и вылились в целую систему. Он видел папство как богозданный вселенский абсолютизм, которому должны повиноваться все и от которого зависит не только духовное благосостояние всех земных правителей и властелинов, но и их правление в этом мире. Знаменитый документ Dictatus Papae, составленный при дворе папы Григория VII, ясно выражает его взгляды и принципы: «Римская Церковь была основана Самим Богом и никем кроме Него»; «Никто кроме Римского первосвященника не имеет права называться вселенским (универсальным)»; «Только он может низлагать епископов и возвращать им архиерейское достоинство»; «Только он может возлагать на кандидата имперское достоинство и отбирать его у недостойных»; «Ему должно быть позволено низлагать императоров»; «Он не может быть судимым никем»; «Он может освобождать народы от их присяги недостойному человеку». Естественно, все это были лишь заявки, недостижимый идеал всемирной теократии. Никогда в истории Римский папа не обладал такой властью, к которой стремился Гильдебранд. Драматическая борьба папы Григория VII с императором Генрихом VII, несмотря на такие перипетии, как отлучение от Церкви императора папой и беспримерное унижение Генриха в Каноссе (1077 г.), не принесла результатов при жизни папы. Он скончался в изгнании. Его город Рим лежал в руинах. Такой крах был плодом чрезмерного увлечения Гильдебранда политической деятельностью. Борьба между папством и империей продолжалась более 100 лет. В ходе ее папы много раз прибегали к запретам и отлучениям от Церкви как отдельных лиц, так и целых народов. Постепенно эти меры делались все более привычными и девальвировались. Отлучение от Церкви, которое почти что лишило императора Генриха его короны и заставило три дня, стоя босиком в снегу, выпрашивать у папы прощения, больше уже никого не пугало. Необычайным напряжением всех сил следующим поколениям пап все-таки удалось победить германскую императорскую династию Гогенштауфенов - «породу аспидов», как они ее называли. Западная Римская империя как единая сверхдержава перестала существовать.

http://sedmitza.ru/lib/text/434826/

367-368 368-369 369-376 КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса 376-381 КЛЕРМОН город (с 1630 Клермон-Ферран) на юге центральной части Франции, кафедра католич. архиеп-ства 381-394 КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР (1095), собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция) 394-397 КЛЕСЛЬ Мельхиор (1552-1630), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации 397-399 КЛИБАНОВ Александр Ильич (1910-1994), советский историк, источниковед, религиевед, исследователь сектантства 399-402 КЛИМЕНЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Климецкий, Клименицкий, Клименцы), находился в Петрозаводском у. Олонецкой губ., на юж. побережье Климецкого (Клименцы) о-ва Онежского оз. 402-406 КЛИМЕНТ (I в.), ап. от 70 (пам. 22 апр., 10 сент., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 сент. и 30 июня - в Соборе всех апостолов) 406-407 407-408 408-409 409-413 КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) 413-462 462-463 462-469 470-471 КЛИМЕНТ (Верниковский Константин Александрович; 1863-1909), еп. Винницкий, викарий Подольской и Брацлавской епархии 472-473 КЛИМЕНТ (Друмев Васил Николов) (ок. 1841 - 1901), митр. Тырновский, болг. писатель, церковный и политический деятель 473-475 475-477 КЛИМЕНТ (Зедергольм Карл Густав Адольф, после принятия Православия - Константин Карлович; 1830-1878), иером., переводчик, писатель 477-480 480-482 482-483 483-485 486-488 КЛИМЕНТ (Тризна; † между янв. 1685 и июлем 1686), нареченный еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский (1679-1686) 488-489 489-491 491-494 494-496 496-499 499-512 КЛИМЕНТ VI (1290 или 1291 - 1352, до избрания папой - Пьер Роже), папа Римский эпохи «Авиньонского пленения пап» (с мая 1342)

http://pravenc.ru/vol/xxxv.html

Бенедикт XVI посетил гробницу Целестина V в Сульмоне и возложил на нее свой епископский паллиум (аналог омофора в византийской традиции). Жест Бенедикта остался незамеченным тогда, но в наши дни со всей очевидностью раскрылся в своем значении (ср. http://www.bogoslov.ru/text/3151791.html). Бонифаций VIII (Бенедетто Каетани) (1235—1303) (римский епископ с 24.12.1294 по 11.10.1303) – папа римский, значение деятельности которого для жизни Церкви Средневековья и последующих времен трудно переоценить. Реформатор, канонист и автор Буллы Unam Sanctam (18.11.1302) – одного из выдающихся памятников христианской теократической мысли. Гробница Бонифация находится в Соборе Святого Петра в Риме. Авиньонское пленение – период, в который семь канонически признанных Римской Церковью пап имели своей резиденцией не Рим, а Авиньон. Это длилось с 1309 по 1377 год. Dominus Jesus (рус.: «Господь Иисус») саморепродукции – экклезиологический Документ Римской Католической Церкви, опубликованный 6 августа 2000 года. Название восходит к тексту Послания к Римлянам (Рим. 10, 9). Одним из наиболее богословски релевантных высказываний Документа является утверждение о «воипостазировании» Единой Истинной Церкви Иисуса Христа в Католической Церкви (в 17 параграфе Документа: Es gibt also eine einzige Kirche Christi, die in der katholischen Kirche subsistiert und vom Nachfolger Petri und von den Bischöfen in Gemeinschaft mit ihm geleitet wird). Учение о воипостазировании, сформулированное и примененное в данном случае, по аналогии с классической христологической терминологией, в экклезиологической перспективе помогает избежать т.н. «эксклюзивизма», когда той или иной Церкви или традиции приписывается единственность и исключительность в посредничестве спасения во Христе Иисусе, с неизбежным отождествлением данной исторической Церкви с Единой Истинной Церковью Иисуса Христа.    Текст: . Братство Пия X (Fraternitas Sacerdotalis Sancti Pii X (FSSPX) – братство священнослужителей, основанное в 1970 году епископом Марселем Лефевром (Marcel Lefebvre) для сохранения в Церкви традиций и практик, якобы или на деле отмененных Вторым Ватиканским Собором (1962-1965). Формальным поводом для неприятия решений Ватиканского Собора послужило принятие Собором документа о свободе совести. В 1975 году братство утратило канонический статус, а в 1988 году подверглось отлучению от церковного общения за самостоятельное рукоположение епископов, распространявшееся, впрочем, только на рукоположивших и рукоположенных иерархов. В ответ на письменное признание авторитета римского епископа в целом и Бенедикта XVI в частности, отлученные были возвращены в общение с Католической Церковью 21 января 2009 года. В соответствии с богословской и канонической практикой Римской Церкви, клирики братства не считаются раскольниками, но также не обладают никаким каноническим статусом. Братство распространено более чем в 60 странах на всех континентах, каноническое руководство находится в Швейцарии.

http://bogoslov.ru/article/3168987

В столь бурной канонизации можно проследить и мотивы повышения престижа той или иной церковной административной единицы (через возведение в ранг святого ее былого главы), и политические моменты, связанные с конфликтами и союзами как с монархами западноевропейских государств (особенно в период Авиньонского «пленения» пап). Например, в период Авиньонского «плена», когда папы сотрудничали с французскими монархами, были канонизированы четыре святых из Франции и только по два из Англии и Италии (Германия и Швеция получили по одному новому святому). А в 1320 г. под давлением английского короля авиньонский папа Иоанн XXII вынужден был канонизировать одного из английских епископов, даже несмотря на то, что тот скончался будучи официально отлученным от Церкви 232 . В западном христианстве канонизация нередко вызывала споры, но они касались святых, живших в средние века. Раннехристианские же мученики и исповедники, обретшие статус святых еще в античности, считались авторитетами неоспоримыми. И именно как величайшая заслуга Хлодвига и первых королей из династии Меровингов предстает забота франков о телах святых мучеников, которые были подвергнуты казням огнем, мечом и растерзанию зверями римлянами, а франками их реликвии были помещены «в золото и великолепный камень», пропагандируемая в пространном прологе к «Салической правде» (VIII в.) 233 . Когда при Карле Великом были предприняты попытки пресечь анархию с объявлением все возрастающего числа новых святых, то Франкфуртский Собор 794 г. объявил главным критерием для признания святых именно мученичество за веру 234 . В целом же и в Православии, и в католицизме раннехристианские мученики в средневековом культе святых составляли не только значительную часть от общего количества святых, но и занимали в нем ведущее место вместе с Девой Марией и апостолами (немало из которых сами были мучениками). Причем, в отличие от подавляющего большинства новых святых средневековья, почитание раннехристианских мучеников и исповедников носило общехристианский характер, а не локальный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXII (1244/45, Кагор (Каор), Юж. Франция - 4.12.1334, Авиньон, там же; до избрания папой - Жак Дюэз), папа Римский (с 7 авг. 1316) в период «Авиньонского пленения пап» . О родителях Дюэза ничего не известно; по мнению нек-рых исследователей, буд. папа происходил из семьи торговцев или ремесленников. Начальное образование получил в Кагоре, затем изучал право и богословие в Монпелье и в Париже, однако так и не получил университетского образования. В 1300 г. по рекомендации кор. Карла II Неаполитанского (1285-1309) был поставлен епископом г. Фрежюс. В 1308-1313 гг. занимал пост канцлера Неаполитанского королевства. В 1310 г. был назначен епископом Авиньона, в 1312 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Виталия, в 1313 г.- кардинала-епископа Порто. Конклав, избравший Дюэза папой, был первым, организованным в соответствии с конституцией «Ne Romani» (1311) папы Римского Климента V . Сначала конклав заседал в г. Карпантра (Юж. Франция), где с 1309 г. располагалась папская резиденция. Из-за разногласий между итал. и провансальскими кардиналами, с одной стороны, и гасконскими - с другой, период вакации Папского престола затянулся более чем на 2 года. В это время участились народные волнения, а светские государи активно вмешивались в дела католич. Церкви в своих странах. После переезда конклава в более спокойный Лион в ходе долгих переговоров была найдена компромиссная фигура - кард. Ж. Дюэз (во многом из-за его преклонного возраста и слабого здоровья). При поддержке кор. Роберта Неаполитанского и гр. Пуатье Филиппа (буд. франц. кор. Филипп V) 7 авг. 1316 г. Дюэз был избран папой (интронизация состоялась 5 сент. того же года). Несмотря на данное И. во время конклава обещание вернуться в Рим (о нем упоминает герм. хронист Генрих из Диссенхофена - Fontes rerum Germanicarum. Geschichtsquellen Deutschlands/Hrsg. J. F. Böhmer. Stuttg., 1868. Bd. 4. S. 21), главной папской резиденцией при нем стал Авиньон (летней резиденцией папы время от времени служил Сорг).

http://pravenc.ru/text/469712.html

С ноября 1414 г. по январь 1415 г. собор, как отметил в своем дневнике Филластр, придерживался тактики noli me tangere (ср.: Ин. 20:17 ) – воздержания от конкретных решений. В начале февраля 1415 г. было начато обсуждение правила, требующего голосования народов (их было 5: итальянский, немецкий, к которому были причислены венгры, поляки, датчане, шведы и норвежцы; французский, английский и испанский; кардиналы образовали особую группу). Оно было принято 7 февраля для преодоления голоса восьмидесяти итальянских епископов и докторов, которые были верны папе Иоанну (правда, никаких сведений о формальном постановлении собора, согласно которому был введен этот способ голосования, до нас не дошло). Согласно этому правилу, которому не следовал ни до, ни после ни один собор, кроме незначительного собора в Сиене (1423 г.), Англия, Франция, Италия и Германия получали по одному голосу в принятии соборных решений, а в 1417 г., когда собору подчинились Арагон, Кастилия и Шотландия, право пятого голоса было отдано Испании. Представителей Англии было меньше всего. К германскому представительству были отнесены Скандинавия, Польша и Венгрия. Народы собрались в отдельных залах, каждый под своим председательством. Голоса, принятые большинством народа, учитывались на публичных заседаниях собора. Право голосования народов распространялось на разного рода ученых и князей. Кардиналы попросили, чтобы их группе было дано отдельное право голоса, но им было отказано. Они были отнесены к народам, к которым принадлежали, и пользовались таким же правом голоса, как и другие люди. С появлением итальянского трактата с обвинениями против Иоанна стало очевидно, что необходимо отречение всех трех пап. Иоанн (говорят, что до собора он подарил императору 50 тыс. гульденов, чтобы гарантировать своё папство) согласился отречься во избежание худшей участи (были слухи, что он получил за это 30 тыс. гульденов). Под радостный колокольный звон он объявил об этом на втором заседании собора 2 марта 1415 г. «Я, Иоанн XXIII, папа, обещаю, соглашаюсь и обязуюсь, приношу обет и клянусь перед Богом, церковью и этим святым собором, по доброй воле и искренне, даровать мир церкви посредством отречения, если другие претенденты, Бенедикт и Григорий, поступят так же», – подтвердил он свои слова пять дней спустя буллой pro timore regis Romanorum, a 20 марта в отчаянии бежал «на маленькой лошаденке» из Констанца, на «нездоровый воздух» которого давно жаловался, и начал рассылать письма всей Европе, чтобы возбудить к себе сочувствие и найти поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Великая схизма» привела к весьма серьезным последствиям для жизни католической церкви: – экклезиологические последствия вели к кризису церковного управления: епископы и суверены стали с подозрением относиться к папству и доверяли лишь собору, которого, в свою очередь, опасались папы; – богословские последствия были связаны с влиянием духа секуляризма: внутри самой католической церкви Ян Гус в Богемии и Джон Уиклиф в Англии развивали учения, противоречившие католической доктрине; мученичество Яна Гуса, осужденного Констанцским собором и сожженного за ересь, превратило его в народного героя и лишь сильнее разожгло пламя чешского национализма; – психологические последствия схизмы вели к смущению умов верующих: взаимные отлучения приводили к тому, что простые христиане оказывались под угрозой отойти в иной мир без последнего причастия в смутные времена, когда умирали часто и внезапно; церковь представляла собой множество людей, покинутых своими пастырями – христианин был полностью предоставлен самому себе и психологически травмирован тем, что, принадлежа церкви, он оставлен своими пастырями или уже не может испытывать к ним доверия. Как отмечается в литературе, христианский народ нашел способ преодолеть постигшие его потрясения и ужасающее духовное одиночество. Возникают новые формы личного религиозного поведения – пристрастие к конкретному и видимому, а также к внутреннему, дающему успокоение благочестию. В ряде случаев оно выливалось, например, в благоговейное отношение к реликвиям – к ним прикасались, их хранили при себе, чтобы обрести защиту. Одиноко стоящий в огромном храме, где звучит латинская речь, народ просил дать ему «увидеть Бога» – созерцать с молитвой евхаристическую Хостию и поклоняться Святым Дарам; этот обряд совершался в праздник Тела Господня (Corpus Domini), широко распространившийся в начале XIV в. В христианский мир вошел страх смерти и загробной участи, который питали распространившиеся по всей Европе наставления валенсийского доминиканца Винсенте Феррера (1350–1419), полные впечатляющих рассказов об аде и Страшном суде. Кладбища ассоциировались с пляской смерти, картина которой говорила об ужасающем равенстве перед ней всех людей – пап, королей, крестьян и горожан. Преждевременная смерть во время эпидемии или на войне была обычным делом. Люди перебирали четки, накапливали добрые дела или собирали индульгенции, и это вселяло уверенность и оберегало в случае внезапной смерти, после которой, согласно верованиям того времени, душа должна была попасть в чистилище, а получившая большое влияние в ту эпоху богословская концепция взятия в небесную славу Пресвятой Девы давала христианину надежду избежать тлена смерти через веру в нетленность тела Марии и в свое собственное воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010