Последующие папы на практике отвергли теорию высшей власти общецерковных соборов, которую там с таким достоинством отстаивали. Продолжавшийся собор в Ферраре уже не пытался решать проблему церковных реформ или соперничать с Базельским собором. После шестнадцати заседаний в Ферраре папа Евгений в феврале 1439 г. перенес собор во Флоренцию. В качестве причины указывались нездоровые условия в Ферраре, но на самом деле флорентийцы предложили Евгению обеспечить гарантированную поддержку гостями с Востока, удалив их от побережья, чтобы греки не могли вернуться домой до заключения союза. В 1442 г. собор переехал в Латеранский дворец в Риме. Заседания в Ферраре, Флоренции и Риме прибавляются к первым двадцати пяти заседаниям в Базеле, и все вместе они считаются в католицизме XVII Вселенским собором. 7 августа 1445 г. папа Евгений распустил этот долгий собор (1438–1445 гг.: до 1439 г. в Ферраре, в 1439–1442 гг. – во Флоренции, в 1443– 1445 гг. – в Риме). «Флоренция положила конец развитию концилиаристского движения на Западе, которое угрожало изменить само устройство церкви. Великим достижением Флорентийского собора для Запада было то, что он обеспечил победу пап в борьбе против концилиаризма и выживание традиционного порядка церкви», – так оценивается значение Ферраро-Флорентийского собора католическими учеными. При первой же возможности Святой престол довершает дело разгрома концилиаризма. Постановление собора в Констанце о высшей власти вселенских соборов, которое Евгений IV фактически проигнорировал, было решительно дезавуировано папой-гуманистом Пием II 18 января 1460 г. в булле Execrabilis, запрещавшей апелляции против папских решений и провозглашавшей, что авторитет папы непререкаем, а папские решения – окончательны. Папа Пий объявляет неслыханным злоупотреблением апеллировать к собору против решений римского понтифика – наместника Христа, которому поручено питать Его овец, связывать и разрешать на земле и на небесах. Чтобы избавить церковь от этой губительной заразы (pestiferum virus), он проклял сами апелляции и апеллирующих, заявив, что отменить проклятие может только сам римский понтифик и только на смертном одре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

He прекратилась и схизма. Ни один из конкурентов не подчинился соборному решению, так что после 1409 г. католической церковью правили уже три папы. При этом Шотландия и Испания оставались верны Бенедикту, Неаполь и области Центральной Европы продолжали слушаться Григория, но большая часть христианского мира была склонна поддержать Александра, хотя Парижский университет выступил против него, когда он распространил на нищенствующие ордена право принимать исповедь. «Пизанский папа» Иоанн XXIII созвал собор в Риме в апреле 1412 г., но от его малолюдных заседаний мало что сохранилось – кроме постановления сжечь произведения Уиклифа. Собор был распущен 10 февраля 1413 г. Таким образом, Пизанский собор 1409 г. не только не оздоровил католическую церковь , но даже не уничтожил схизму: вместо двух пап стало трое. В то же время Пизанский собор показал, что латинская церковь не утратила внутреннего сознания своего единства, несмотря на присутствие в ней двух понтификов, и сыграл важную роль в подготовке к впечатляющему собору, который состоялся в Констанце пять лет спустя. В ноябре 1414 г. еще не коронованный император Священной Римской империи Сигизмунд I, обеспокоенный не только великой схизмой, но и нарастанием проблем в Богемии, связанных с народно-еретическим движением Яна Гуса, принудил Uoahha XXIII созвать Констанцский собор, который осудил всех троих. 6. Констанцский собор (1414–1418 годы) Перед собором (XVI Вселенским по католическому счету), который историки называют «самым важным собором Средних веков», стояли три главные задачи: защита католической веры от ереси (causa fidei), восстановление церковного единства прекращением схизмы (causa unionis) и преобразование католической церкви, средневековое устройство которой оказалось к тому времени совершенно неприспособленным (causa reformationis). Он продолжался почти четыре года и оказался одним из самых впечатляющих собраний, которые когда-либо созывались в Западной Европе. Это был настоящий парламент народов, съезд ведущих умов того времени, которые сплотились для того, чтобы высказаться по самому животрепещущему вопросу – о воссоединении христианского мира под одним не вызывающим сомнения главой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор в Риме осудил действия французов, а папа издал знаменитую буллу «Unam Sanctum», в которой развил с полной определенностью теократическую теорию Григория VII. Христос вручил Церкви два меча, говорилось в булле, символ двух властей – духовной и светской. И та, и другая власть установлена в пользу Церкви. Духовная власть выше власти светской, как душа выше тела, и поэтому, как тело находится в подчинении у души, так и светская власть должна находиться в подчинении у духовной. Только при этом подчинении светская власть может с пользой служить Церкви. В случае злоупотреблений светской власти она должна быть судима властью духовной, духовная же власть ни от кого не судится. На новом собрании представителей французского государства юрист Вильгельм Ногаре обвинил папу в различных преступлениях и предложил уполномочить короля арестовать его для суда. В 1303 году Бонифаций проклял Филиппа и наложил на Францию интердикт. Филипп собрал третье собрание. Здесь его ловкие юристы обвинили Бонифация в симонии и других преступлениях, в том числе несуществующих, например, в волшебстве, вследствие чего было решено немедленно собрать Вселенский Собор в Лионе для суда над папой и для оправдания короля. Потрясенный всем случившимся, папа скончался в этом же году. Преемник Бонифация Бенедикт XI, сознававший, что его предшественник действовал слишком круто, старался примириться с Францией, но он через восемь месяцев умер (1304 г.). При выборе нового папы предпочтение было отдано французу архиепископу Бордосскому, взошедшему на престол под именем Климента V (1305–1314 гг.). Филипп Красивый, без сомнения, имевший влияние на выбор, взял с нового папы клятву уничтожить все распоряжения Бонифация относительно его, осудить Бонифация и уничтожить орден Тамплиеров 11 . Опасаясь встретить неприятности в Риме за свою уступчивость Франции, Климент решил остаться во Франции навсегда, вызвал туда кардиналов и в 1309 году утвердил своё местопребывание в Авиньоне. Здесь папы находились до 1377 года, и это почти 70-тилетнее пребывание их в Авиньоне известно в истории как «Авиньонское пленение пап» . Авиньонские папы, начиная с Климента V, были в полной зависимости от французских королей и действовали под их влиянием. В то же время они почти все вели жизнь, недостойную звания верховных первосвященников, чем еще более ослаблялось их влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1313). Основным соперником Л. Б. выступал герц. Фридрих Красивый, к-рого провозгласили королем 4 курфюрста (Кёльнский архиеп. Генрих фон Фирнебург, курфюрст Пфальцский Рудольф I Заика, герц. Каринтии Генрих VI, претендовавший на чеш. престол, и Рудольф Саксен-Виттенбергский, один из претендентов на титул курфюрста Саксонии), собравшиеся 19 окт. 1314 г. в Заксенхаузене. На следующий день 5 др. курфюрстов (Майнцский архиеп. Петер фон Аспельт, Трирский архиеп. Балдуин Люксембургский, маркгр. Бранденбургский Вальдемар, кор. Чехии Иоанн Люксембург и Иоганн Саксен-Лауэнбургский, др. претендент на титул курфюрста Саксонии) во Франкфурте объявили об избрании королем Л. Б. Оба кандидата - Л. Б. и Фридрих Красивый - были коронованы в один и тот же день, 25 нояб.: Л. Б. в Ахене (традиц. месте коронации герм. королей), Фридрих Красивый в Бонне (использовались подлинные имп. инсигнии , коронацию совершил архиепископ Кёльнский, к-рый всегда проводил этот обряд). В начавшейся войне Л. Б. в битве при Мюльдорфе (28 сент. 1322) разбил войска Фридриха и взял его в плен. В 1323 г. Л. Б. передал своему старшему сыну Людовику (1315-1361) вакантный титул маркграфа Бранденбургского, а в следующем году женился (2-й брак) на Маргарите, дочери Вильгельма I († 1337), гр. Геннегау (Эно) и Голландии. Укрепив свои позиции в Германии, Л. Б. вмешался в итал. дела, оказав военную поддержку правителю Милана Галеаццо Висконти (1277-1328) и другим лидерам партии гиббелинов, сторонников императоров в противостоянии с папами Римскими (подробнее см. ст. Гвельфы ). Это привело к открытому конфликту с находившимся в Авиньоне (см. «Авиньонское пленение пап» ) папой Иоанном XXII (1316-1334), к-рый ранее уже объявил незаконными избрание и Л. Б., и Фридриха Красивого. Папа заявил, что в период междуцарствия власть в Свящ. Римской империи должна перейти к нему как к сеньору империи и викарию Христа (MGH. Const. T. 5. P. 340-342), и назначил викарием Италии Роберта Анжуйского, кор. Неаполя (1309-1343). Противостояние Иоанна XXII и Л.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РИМСКИЕ ПАПЫ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Список Римских архиереев Мнение, что основателем Римской кафедры , занимавшим ее с 42 по 67 год, был апостол Петр , на котором уже с конца II века Римские предстоятели основывает свои притязания на исключительно высокое положение во вселенской Церкви, ошибочно. Подробнее см. ст. " Римская Церковь " . Первый известный случай когда епископ Римский назвал себя " папой " относится к 384 году. Римские епископы в период становления Церкви Признание и начало становления Папства Папы раннего Средневековья Процесс размежевания Восточной и Западной Церквей и уклонения последней от Православного учения продолжался в течении столетий. Так, уже Константинопольский Собор 867 года объявил добавление филиокве в Никео-Цареградский Символ - ересью . При этом традиционно отпадение Римской Церкви от полноты Православия датируется 1054 годом. С этого времени можно говорить о папах Римских как о предстоятелях Римо-католической Церкви . См. подробнее ст. Римская Церковь . Возвышение Папства Папство на вершине власти От Авиньонского пленения пап до Констанцского собора Папы эпохи Ренессанса Папы Реформации и Контрреформации Упадок Папства. Эпоха Просвещения и буржуазных революций Папство в Новейшее время См. также   Память: 16 сентября (Антиох.-зап. - см. " Ss. Cornelius & Cyprian, Bishops & Martyrs "http://Ordo 2019 for reciting the Divine Office and Celebrating the Mass according to the calendar of The Universal Church and the use of the Western Rite Vicariate General of the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America. Pro Anno Domini MMXIX. - St. Luke’s Priory Press, p. 100, . Ср. запись в Римском мартирологе: " Th Sixteenth Day of September. The Saints Cornelius and Cyprian, pontiffs and martyrs, whose birthday is the 14th of this month "http://The Roman Martyrology. Published by order of Gregory XIII. Revised by the authority of Urban VIII, and Clement X. Afterwards, in the year 1749, Augmented and Corrected by Benedict XIV. Last edition, according to the copy printed at Rome in 1914. Translated from the Latin with an introduction by the Most Rev. Archbishop of Baltimore. Revised Edition, with the Imprimatur of His Eminence Cardinal Gibbons. - John Murphy Company, Publishers, Baltimore. 1916. P. 285, ; " September 16 ... Cornelius + 253. Pope of Rome "http://Филлипс Андрей, свящ. The Latin Saints of the Orthodox Patriarchate of Rome, http://www.orthodoxengland.org.uk/stdsep.htm. ), 30 сентября (Серб. - см. Хризостом Хиландарац. Православни светачник. Месецослов светих. Том први - Београд, 1988, с. 65.)

http://drevo-info.ru/articles/2437.html

Аббатство Сен-Пьер-де-Монмажур близ Арля. 1369 г., XVII–XVIII вв. Аббатство Сен-Пьер-де-Монмажур близ Арля. 1369 г., XVII–XVIII вв. В XII-XIII вв. в А. появились представители новых орденов католич. Церкви: в 1157 г. цистерцианцами был основан муж. мон-рь, в 1218 г.- францисканский мон-рь, в 1231 г.- доминиканский, в 1291 г.- кармелитский. В 1193 г. Арльский архиеп. Имберт предоставил перебравшимся из Св. земли в Юж. Францию тамплиерам церковь в Бокере. В период «Авиньонского пленения пап» кафедру А. занимали архиепископы, непосредственно связанные с Римской курией. После смерти папы Григория XI архиеп. А. кард. Пьер дю Кро инициировал избрание в Авиньоне Климента VII . Авиньонский папа Бенедикт XIII наложил арест на церковное имущество А., и в 1398-1404 гг. кафедра оставалась вакантной. Новый архиеп. кард. де Броньи принимал участие в избрании антипапы Иоанна XXIII (1410) и присутствовал на Констанцском Соборе (1414-1418). При нем из состава Арльского архиеп-ства было выделено Авиньонское еп-ство, к к-рому отошли кроме самого Авиньона еп-ства Вьерзон, Кавайон и Карпантра. Архиеп. А. кард. Луи Алеман был представителем папы Мартина V на Соборе в Базеле, инициатором низложения папы Евгения IV и избрания на его место Феликса V (1439). В свою очередь Евгений IV в 1440 г. лишил Луи Алемана архиепископского сана, но тот впосл. раскаялся, получил от нового папы Николая V все прежние титулы и бенефиции (1449). В XV-XVII вв. мн. архиепископы А., занимая высокие посты в Римской курии или при франц. королевском дворе, ни разу не посетили А. В 1499 г. соборный капитул А., действуя в духе Буржской прагматической санкции , предпринял 2 неудачные попытки самостоятельно избрать епископа. Однако реальное право назначения епископа в это время находилось в руках короля Франции, что и было закреплено Болонским конкордатом 1516 г . Протестантизм в нач. XVI в. не получил большого распространения в А., борьба с ним ограничилась запретом допускать лютеран. проповедников в церкви (1532) и распоряжением сжигать еретические книги (1533). Однако в 1562 г. архиеп. А. Жак де Брулла был низложен за то, что являлся сторонником гугенотской партии адмирала Г. де Колиньи . После гугенотских войн (см. Гугеноты ) А. остался католич., архиепископами были предприняты реформы, направленные на повышение авторитета католич. духовенства. В нач. XVII в. было восстановлено бенедиктинское аббатство Сен-Пьер-де-Монмажур, с 1639 г. ставшее резиденцией мавристов . Последний архиеп. А. Жан Мари Дюло погиб в Париже во время массовых убийств 2 сент. 1792 г. (см. Французская революция ). По конкордату 1802 г. архиеп-ство А. с зависимыми от него кафедрами было упразднено; с 1817 г. его территория вошла в состав архиеп-ства Экс-ан-Прованс.

http://pravenc.ru/text/76088.html

54. Список — перечень будущих пап — симонистов, который Николаю известен, ибо грешники в Аду обладают даром предвидения (А., X, 97-108). 19-56 56. Лучшую средь жен — церковь. Папа именовался " супругом церкви " . 19-57 57. Стезей обмана — коварными путями склонив своего предшественника Целестина V к отречению, чтобы занять его место. 19-70 70-72. Воистину медведицей зачат... — Николай III был из рода Орсини (итал. orsa — медведица). Медвежата — его родственники. 19-79 79-84. Но я здесь дольше обжигаю пятки... — Николай III торчит стремглав (то есть вниз головой) уже двадцать лет (с 1280 по 1300 г.), а Бонифацию VIII назначен более краткий срок: он явится ему на смену в 1303 г., а в 1314 г. будет и сам сменен пастырем без закона, Климентом V, который придет с заката, то есть из Франции. Климент V, архиепископ бордоский, родом француз (гасконец), был избран на папский престол в 1305 г. при содействии французского короля Филиппа IV, которому он за это обязался уступить на пять лет церковные доходы в пределах Франции и обещал полную покорность. Климент V короновался в Лионе, остался во Франции и в 1309 г. перенес папскую резиденцию в Авиньон, положив начало " авиньонскому пленению церкви " , длившемуся до 1377 г. и приведшему к полному падению ее самостоятельности и престижа. При Клименте V особенно широко процветала симония. В " Божественной Комедии " этого папу обличают Каччагвида (Р., XVII, 82-83), апостол Петр (Р., XXVII, 58-59) и Беатриче (Р., XXX, 142-148). 19-85 85-87. Иасон — иудейский первосвященник, купивший этот сан у сирийского царя Антиоха IV Эпифана (II в. до н. э.) и введший в Иерусалиме языческие обычаи. 19-94 94-96. Петру и прочим... — Смысл: " Ни Петр, ни другие апостолы ничего не получили от Матвея, избранного ими жребием на место отпавшего Иуды " . 19-99 99. На Карла шел так смело. — Карл I Анжуйский (см. прим. Ч., VII, 112-114) отказался породниться с Николаем III, и тот стал его врагом. 19-106 106-110. Вас, пастырей, провидел Иоанн-автор Апокалипсиса, изобразивший языческий Рим в виде " великой блудницы " , сидящей на водах, на семиглавом и десятирогом звере. Данте, сливая воедино образы блудницы и зверя, превращает их в символ папского Рима. 19-111

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБОРНОС [испан. Albornoz] Эгидий (1302, Куэнка, Испания - 24.08.1367, Витербо, Папское гос-во), кард. и гос. деятель периода «Авиньонского пленения пап» , воссоздал патримоний св. Петра (см. Patrimonium Petri ), церковное гос-во в Центр. Италии. А. происходил из знатного рода, учился в ун-те Тулузы или Монпелье, в 1324 г. упомянут как каноник собора в Куэнке. С 1336 г. член королевского совета Кастилии, в 1338 г. архиепископ Толедо и канцлер. В 1350 г. папа Климент VI пожаловал А. титул кардинала. с 1352 г. апостольский пенитенциарий. В 1353 г. Иннокентий VI назначил его своим легатом в Италии и викарием в церковном гос-ве, поручив ему восстановить там контроль папы, практически утерянный после переезда в Авиньон. В 1353-1365 гг. А. с применением военной силы удалось восстановить власть папы на большей части территории церковного гос-ва. Лишь в Романье продвижение А. натолкнулось на сопротивление миланских герцогов Висконти. В Фано А. созвал совещание представителей всех провинций церковного гос-ва (29 апр.- 1 мая 1357), на к-ром была обнародована «Книга установлений святой Матери-Церкви» (Liber constitutionum Sanctae Matris Ecclesiae), известная как «Consmimumiones Aegidianae». Эти установления действовали в качестве уложения церковного гос-ва вплоть до 1816 г. и принесли А. славу второго его основателя. Ист.: Diplomatario del Cardinal Gil de Albornoz: Cancilleria Pontificia (1351-1353)/Ed. E. Sáez. R., 1976. Лит.: Erler A. Aegidius Albornoz als Gesetzgeber des Kirchenstaates. Fr./М., 1970. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: АНТОНЕЛЛИ Джакомо (1806-1876), кардинал (с 1847), католич. церковно-политич. деятель периода объединения Италии КЛЕСЛЬ Мельхиор (1552-1630), кард., еп. Венский, церковный и гос. деятель в Австрии в период Контрреформации КОНТАРИНИ Гаспаро (1483-1542), итал. католич. богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535) АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви

http://pravenc.ru/text/116058.html

Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный. Храм неоднократно перестраивался, вследствие чего ныне представляет собой пёстрое смешение различных архитектурно-художественных стилей. В реконструкции Латеранской базилики существенное участие принял Доменико Фонтане, в том числе он установил в нишах гигантские статуи апостолов (ок. 1586). Элементы барочной архитектуры базилике придал Франческо Борромини (1646-50). Нынешний классицистский фасад с гигантскими скульптурами Иоанна Крестителя, Евангелиста Иоанна, главными отцами церкви и Иисусом в центре композиции воздвиг Алессандро Галилеи (1735). Средневековое наследие сохранилось в интерьере собора. В апсиде находятся мозаики в византийском стиле Якопо Торрити и Якопо да Камерино, которые датируются 1288—92 гг. (в том числе изображения Франциска Ассизского и Антония Падуанского). Киворий (предположительно с головами Петра и Павла) датирован 1367. Среди многих фресок выделяется фреска Джотто; на ней изображён папа Бонифаций, объявляющий 1300 год Юбилейным годом. В собор ведут пять дверей и крайняя правая — «юбилейная» то есть открывается только в Юбилейный год. Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII. В Католической церкви установлен праздник «Освящение Латеранской базилики», отмечаемый ежегодно 9 ноября. Святыни [ править править код ] Контакты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

При папе Григории X партия Г. постепенно переориентировалась на франц. королевский дом. Папа, стремившийся к примирению партий, наложил на Флоренцию интердикт (1274) за нежелание прекратить преследования гибеллинов. Папа Николай III , напуганный ростом франц. влияния, попытался создать противовес французам, опираясь на гибеллинов. Он послал во Флоренцию своего легата кард. Латино деи Франджипане (1279-1280) с заданием уладить спорные вопросы в городе. После периода господства Г. (1267-1280) во Флоренции в янв. 1280 г. было создано смешанное правительство, опиравшееся на городские ремесленные цехи, но компромисс оказался неустойчивым. Партия Г. стала одной из главных орг-ций Флорентийской республики, к-рая принимала меры против тех, кого подозревали в гибеллинских симпатиях. Флорентийские Г., уничтожив гибеллинскую оппозицию, разделились на 2 партии - «белых» и «черных», группировавшихся соответственно вокруг семей Черки и Донати. К «белым гвельфам» принадлежала часть богатых горожан, «черные гвельфы» выражали интересы аристократических семей Флоренции. Отношения между представителями 2 партий быстро обострились, и после кровавого столкновения на пл. Санта-Тринита и в прилегавшем к ц. Св. Троицы квартале (1 мая 1300) вражда между партиями стала непримиримой. На нек-рый период «белые» одержали верх в борьбе за власть в республике. «Черные» обратились за поддержкой к папе Бонифацию VIII , к-рый вызвал им на помощь франц. отряд Карла Валуа, назначенного также командующим войсками католич. Церкви и губернатором Тосканы. 1 нояб. 1301 г. армия Карла Валуа, за к-рым следовало войско Корсо Донати, главы семьи Донати, вступила во Флоренцию. В 1302 г. «белые гвельфы» были изгнаны из Флоренции. Папа Бенедикт XI сделал попытки примирить Г. и гибеллинов, но после его смерти последовало «Авиньонское пленение пап» (1309-1378), усугубившее итал. усобицы. В 1310 г. герм. кор. Генрих VII вторгся в Италию, провозгласив своей целью заключение мира между партиями Г. и гибеллинов. Неаполитанский кор. Роберт и флорентийцы сумели ему противостоять. В 1312 г. Генрих VII был коронован императором и сумел завладеть рядом городов в Сев. Италии. После его смерти имперские наместники захватили власть в нек-рых городах. Угуччоне делла Фаджуола, в течение нек-рого времени синьор Пизы, сумел разгромить соединенные силы Неаполя и Флоренции в битве при Монтекатини (15 авг. 1315), что определило преобладание гибеллинов. В Милане Г. потерпели поражение, после того как Маттео Висконти, получив сан имперского викария (1311), стал графом Милана (1313). Объявив себя пожизненным синьором Милана (1317), он закрепил власть в Милане за представителями своего рода. Каструччо Кастракани, кондотьер (предводитель наемных военных отрядов), захвативший в 1316 г. власть в Лукке, а в 1325-1327 гг. при поддержке герм. кор. Людовика Баварского завоевавший значительную часть Тосканы, попытался последовать примеру Висконти. Но после его смерти Лукка снова стала гвельфской республикой.

http://pravenc.ru/text/161777.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010