(генеральная линия которой начавшийся системный кризис феодализма и процесс первоначального накопления капитала) и предопределившей поиски новых ориентиров и жизненных ценностей, нашедших свое выражение в двух идеологических системах возрожденческом гуманизме и протестантизме. Таким образом, к узловым вопросам данной темы можно отнести: 1 . Рассмотрение одной «Из основных тенденций эпохи переход от идеи универсализма к индивидуализму и национально-политическому разъединению. 2 . Проблему человека в католической антропологии и поиски новых путей спасения, «очеловечение» жизни и истории. 3 . Проблему «порчи церкви» в буквальном и метафорическом смысле. Буквально это упадок нравов и невежество духовенства. Средневековый католицизм, по крайней мере, пережил три мощные кризисные волны. В двух из них удалось выстоять. Обмирщение церкви в IXXI вв. (8821046 гг.) было преодолено во многом благодаря клюнийскому движению. В в. истинную духовность и церковность продемонстрировали члены нищенствующих орденов. Их деятельность, а также «социальная критика» авторов «примеров» (exempla века), осуждавших различные пороки церкви и общества богатство, алчность, праздность, лицемерие, расточительность, симонию, святотатство, похоть, ростовщичество и т.п., способствовали складыванию определенного общественного мнения и снимали социально-религиозное напряжение. В XVI веке произошел раскол. Противостояние низшего духовенства и прелатов церкви особо проявилось в период Авиньонского пленения пап и Великой схизмы. Оппозиция такой «порче» вызрела в самой церкви и вылилась в соборное движение первой половины XV в. (церковные соборы в Пизе 1409 г., Констанце 14141418 гг., Базеле 14311437 гг., Ферраре и Флоренции 14381449 гг.). Неуспех движения, среди прочих, стал одной из причин Реформации. Метафорический смысл этой фразы более широкий. Он предполагает необходимость исследования той потребности времени, которую можно охарактеризовать как признание приоритета и утверждение светских начал в жизни общества и государства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXXV 35-й том «Православной Энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву «К» по таким направлениям, как богословие, церковная история, патрология, история философии, археология, страноведение и т.д. Новый том содержит большое число статей посвящённых крупным церковным и политическим деятелям. Наибольший объём нового тома занимает блок статей, посвящённых носителям имени Климент. Среди них следует особо выделить статью, посвящённую священномученику Клименту, епископу Римскому, одному из мужей апостольских. Помимо биографических данных, в данной публикации рассматриваются вопросы, касающиеся его литературного творчества, истории почитания св. Климента в Западной и Восточной Церквях, в частности на Руси, гимнографии и иконографии. Также обращаем внимание читателей на объёмную статью «Климент Александрийский», в которой представлены биографические данные, анализ литературных трудов и богословских взглядов этого знаменитого христианского учителя и основателя т.н. Александрийской богословской школы. Помимо этого в томе представлен блок статей, посвящённых многочисленным Римским Папам, носившим имея Климент. В частности стоит выделить такую статью, как Климент V, с которым связаны такие известные широкой публике исторические вопросы, как Авиньонское пленение Пап и судебный процесс над рыцарями-тамплиерами. Том также содержит статью, посвящённую Папе Клименту VII. Время его понтификата пришлось на период т.н. Итальянских войн, одним из самых известных событий которых было разграбление Рима войсками императора Карла V весной 1527 г. При этом Папе продолжал разрастаться процесс реформации в германских землях. Также возникает конфликт с английским королём Генрихом VIII, который впоследствии привёл к отпадению Церкви Англии от Рима. При Клименте VIII также началось усиление экспансии Османской империи вглубь Европы.

http://pravenc.ru/shop/1817559/

Главным результатом авиньонского пребывания папства были чрезвычайная централизация и фискальная эксплуатация церковных структур. Интересно, что за это время бюрократическая структура католической церкви неузнаваемо изменилась. Только лишь число служащих папской курии выросло в три раза - с 200 до 600 человек. Сбор средств и поток финансовых поступлений был четко организован. Система распределения привилегий, званий и услуг за наличные была также организована и доведена до совершенства. Сбылись худшие страхи св. Бернарда: папство сделалось юридической конторой или бизнес-офисом. Правда, несомненно, оно стало самой эффективной юридической и административной системой своего времени. Но цена, заплаченная за это, была слишком велика: недаром св. Екатерина Сиенская говорила, что авиньонский дворец, будучи источником злоупотреблений и коррупции, издавал адскую вонь. Централизация католической церкви достигла громадных размеров. К 1330 г. практически каждое назначение в церкви было зарезервировано для папства. Один из таких папских декретов (выпущенный в 1335 г. Бенедиктом XII) оставляет исключительно на папское усмотрение «патриаршие, архиепископские и епископские церкви, все монастыри, аббатства, достоинства, приходы и должности, все каноники, пребенды, храмы и иные церковные бенефиции... будь они светские или королевские или любого вида, вакантные или которые в будущем должны стать вакантными». При неограниченной юрисдикции, о которой заявляли римские папы, бесконечный поток прошений о бенефициях никак не мог быть остановлен. Важно, что этот процесс, помимо всего прочего, имеет параллели с распространением индульгенций. Их тоже продавали за наличные, и они также были выражением папской полноты власти. Именно в Авиньоне продажа индульгенций получила теоретическое обоснование. В общем, вся описанная ситуация повсеместно признавалась ненормальной, разговоры о необходимости возвращения пап в Рим шли постоянно. Папы также начинали осознавать, что перемены были неизбежны: возвращение в Рим необходимо для сохранения остатков папского авторитета.

http://sedmitza.ru/lib/text/434826/

4) Людовик IX Святой (1226-1270): Людовик IX провел реформы, укрепившие королевскую власть. Судебная реформа дала права каждому французу требовать королевского суда, а не суда своего феодала. Король постарался запретить войны между баронами – теперь между объявлением войны и началом боевых действий должны были пройти 40 дней, во время которых противники могли потребовать королевского суда. Людовик IX ввел во Франции единую монету, чеканить которую мог только король. Людовик IX получил прозвище «Святой» за справедливый суд и последние попытки вернуть христианам Иерусалим. К сожалению, организованные им VII и VIII Крестовые походы оказались неудачными. Во время последнего король умер в Тунисе. 5) Филипп IV Красивый (1285-1314): Реформы, направленные на укрепление королевской власти, продолжились при Филиппе IV Красивом. Он решил собирать налоги с церковных земель, а когда Папа воспротивился, созвал в 1302 г. Генеральные Штаты (собрание представителей от 3 сословий: духовенства, рыцарства и горожан), которые постановили, что Папа не имеет права распоряжаться имуществом французской церкви. Королевский отряд отправился в резиденцию Папы Бонифация и выгнал оттуда Папу, а руководитель отряда ударил Папу по лицу. Через несколько дней Папа скончался, а нового избрали уже не в Риме, а во французском городе Авиньоне, где он находился под контролем короля. Этот период назвали «Авиньонское пленение Пап». После этого Филипп IV расправился с могущественным Орденом тамплиеров. Рыцари были арестованы и обвинены в ереси, земли тамплиеров перешли королю. Магистр Ордена Жак Моле был сожжен на костре. Перед смертью он проклял Филиппа IV и тот через полгода скончался. Итак, в XII - XIII вв. во Франции шел процесс укрепления королевской власти. 8. (Брандт, § 31,32) Столетняя война между Англией и Францией. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины Столетней войны (1337-1453). 2) Первый период (1337-1360). Разгром французской армии в битвах при Креси (1346) и Пуатье (1356). 3) Второй период (1369-1389). Победы французов. Маршал Дюгеклен.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Пастор начинает свое исследование с понтификата Климента V (1305–1314), открывшего период Авиньонского пленения пап, – именно этим временем начинается основной блок дошедших до нас ватиканских архивных документов, – и заканчивает понтификатом Пия VI и вторжением Наполеона в Рим в 1799 г. Работа Пастора ввиду уникальности использованного источникового материала своим качеством намного превосходит все имевшиеся к тому времени истории папства. Сам автор успел опубликовать 15 томов своего исследования; 16-й том выходит посмертно, в 1933 г. Оценкой научных заслуг Пастора стало его членство в пражской Академии императора Франца Иосифа, в Папской академии наук в Риме, Краковской академии и Бельгийской Королевской академии археологии в Антверпене; кроме того, он был избран членом-корреспондентом Società colombaria во Флоренции, почетным членом Академии св. Луки в Риме, почетным доктором Лувенского университета, членом исторической секции Görres society, командором папского ордена св. Сильвестра, рыцарем папского ордена св. Пия, командором орденов австрийского Франца-Иосифа и итальянских Морица и Лазаря. Отметим также обобщающее исследование венгерского лютеранского историка Éнё Гéргея (Gergely Jen; p. 1944) «История папства» (Будапешт, 1982) 208 , рассматривающее историю христианства, в основном западного, с позиций становления и динамики папской власти от периода возникновения христианства до времени аджорнаменто. Автор не стремился подготовить абсолютно оригинальное произведение, его цель скорее объективистски-популяризаторская, поэтому он основывается главным образом на анализе литературы, намеренно отказываясь от работы с архивными материалами. Гергей стремится отойти как от «односторонних взглядов буржуазной историографии», видевшей в папстве только «закоснелого защитника средневекового феодализма и отсталых идей», так и от позиций «предвзятой протестантской историографии» и православных историков, которые «не способствуют выработке более объективных взглядов на папство». В то же время не устраивает его и излишне апологетический характер исследований католических историков. Он видит свою задачу в манифестации объективного и принципиального взгляда на историю папства, в ходе которой сформировалось специфическое иерархическое положение папы в Католической церкви – как епископа Рима, архиепископа римской Церковной области, кардинала Италии и патриарха Запада, сочетаемое с его функциями суверена Папского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом послании король говорит, что до него дошли вопли и просьбы его подданных поводу того, что легаты производят разные неслыханные доселе притеснения и вымогательства, которые истощают народ, как духовенство так и мирян, и повлекут за собою в будущем, если потворствовать им, великое зло. Тронутый жалобами, король теперь приказывает легатам, чтобы они отныне не смели предпринимать в его владениях относительно духовенства и мирян чего–либо такого, что было бы оскорбительно для короны и королевского достоинства. В том же году король пишет другое предписание к одному из тех же легатов. «До сведения вашего дошло, пишет король, что вы требуете и собираете динарий св. Петра не так, как это было обычно во времена наших предшественников, налагая при этом тяжкие церковные наказания к великому беспокойству и вреду подданных нашего королевства, которые и обратились теперь к нам с жалобою и просьбою о защите». Вследствие этой просьбы король и приказывает далее, чтобы легаты не смели взимать с поземельных угодий и аренд динарий св. Петра в какой–либо иной форме или иным каким–либо способом, нежели как это было обычно при его предшественниках и с начала его правления до тех пор, пока дальнейшие меры не будут установлены в высокой палате парламента по совету нобльмэнов и пэров королевства, без обиды для короны и без вреда для подданных. За нарушение этого приказа король угрожает легату тяжким наказанием 50 . Но ни одна эпоха Английской истории, до самых времён реформации, не изобилует так столкновениями с папством и не представляет вниманию исследователя такой массы разного рода мер, направленных против папских притязаний, как царствование Эдуарда III–ro, который занимал престол Англии более полувека и был современником Авиньонского пленения пап, т. е. той эпохи, когда папские злоупотребления достигли чрезвычайного развития и когда, следовательно, и Англия должна была терпеть от них более, чем когда–либо. Струя общественного недовольства против папских притеснений и вымогательств проходит чрез все царствование Эдуарда 3–го, проявляясь в различных оттенках и направлениях, а потому потребуется слишком много места и времени, если проследить в полноте все проявления этого недовольства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Публикация кратко обрисовывает проблематику книги «Четвертая промышленная революция» К. Шваба. Автор в статье подчеркивает, что вызовы, которые ставит перед человечеством это новое экономическое явление, перекликаются с вопросами, над которыми размышляли философы и писатели в прошлом столетии. 4 июня 2018 В книге исследуется влияние культуры на экономическое развитие. Изложение строится на основе введенного автором понятия «культурного капитала» и предложенной им и его коллегами типологии культур, позволяющей на основе 25 факторов определить, насколько высок уровень культурного капитала в той или иной культуре. Наличие или отсутствие культурного капитала определяет, создает та или иная культура благоприятные условия для экономического развития и социального прогресса или, наоборот, препятствует им. 22 мая 2018 Он призывает сделать глобальную финансовую систему более справедливой 16 мая 2018 Казанский кооперативный институт с 2018 года впервые начнет обучать студентов исламской экономике в рамках подписанного соглашения с Ассоциацией предпринимателей-мусульман России, передает  ТАСС . Об этом сообщила в пятницу журналистам ректор института Алсу Набиева. Предлагаемая вниманию читателей книга И.П. Потехиной представляет собой первый в отечественной медиевистической литературе обзор истории папской административно-финансовой системы, сложившейся в VI-XIV столетиях. Опираясь на широкий круг источников и многообразные достижения мировой историографии, автор рассматривает процесс становления и трансформации основных административных структур, отвечавших за финансовое обеспечение папства эпохи Средневековья, а также исследует приоритетные статьи папского дохода, актуальные для разных этапов истории средневековой католической церкви. Особое место в монографии уделено периоду Авиньонского пленения пап (1309-1378), ставшему, по мнению большинства современных исследователей, временем наивысшего финансового могущества св. Престола и максимального усиления его главного фискального ведомства - Апостолической камеры (Camera Apostolica). В отсутствие соответствующей русской историографической традиции автор вводит специальную терминологию для обозначения как отдельных финансовых чиновников папского двора, так основных поборов, взимавшихся в пользу папы. Книга также снабжена рядом ценных приложений.

http://bogoslov.ru/topic/250330

С XII в. большое распространение получила практика, когда Л. в своих церковных провинциях становились не представители Римской курии, а архиепископы, занимавшие особо значимые кафедры (Кентербери, Зальцбург, Кёльн, Арль, Толедо, Прага и др.). Необычная ситуация сложилась в Сицилийском королевстве, где, согласно постановлениям Урбана II (1098) и Пасхалия II (1117), наследственными папскими Л. были сами короли. Возросшее значение Л. вызвало необходимость осмысления их полномочий и функций в каноническом праве. В «Декрете» Грациана (где цитировалось послание папы Григория IV 833 г.) и трудах декретистов не содержалось четкой классификации разновидностей Л., ее зачатки содержатся в Декреталиях Григория IX (Liber Extra. I 30) и «Liber Sextus» Бонифация VIII (Liber Sextus. I 15), а в дальнейшем более подробно разрабатываются юристами- декреталистами , в т. ч. Вильгельмом Дурандом , написавшим трактат «Зерцало легата» (Speculum legati). В их трудах была выработана 3-частная классификация Л. Наиболее высоким статусом обладал legatus a latere (букв.- «легат со стороны») - как правило, кардинал, выступавший как полноправный представитель папы Римского (tamquam alter ego). Л. более низкого статуса именовались legati missi (легаты-посланники), часто обозначавшиеся также словом «нунций» (nuntius). Наконец, архиепископы, являвшиеся Л. на территории своих церковных провинций, назывались legati nati (букв.- «природные легаты»). C XIII в. Л. часто отправлялись в посольство с собственной канцелярией, подробно документировали свою деятельность. В период «Авиньонского пленения пап» (1309-1377) назначались специальные Л. для управления Папской областью в Италии; наиболее заметным из них был кард. Э. Альборнос (Л. в 1353-1357 и 1358-1367). Значительный рост активности Л. пришелся на период схизмы в католической Церкви (1378-1417), когда претенденты на Папский престол стремились с помощью дипломатии привлечь на свою сторону как можно больше светских правителей и церковных прелатов. С кон. XV в. в нек-рых католических странах возникали постоянно действующие папские представительства - нунциатуры. К 1530 г. они существовали в Испании, во Франции, в Венецианской республике и Свящ. Римской империи. Наряду с этим папы продолжали назначать и Л. старого типа для конкретных дипломатических поручений. В посттридентскую эпоху число таких Л. «a latere» (или «de latere»), которых назначали исключительно из числа кардиналов, постепенно сокращалось. К XVII в. их стали отличать от постоянных и экстраординарных нунциев ( Barbiche. 2005).

http://pravenc.ru/text/2463343.html

влияния. В И. схоластика соседствовала с протогуманистическими течениями (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо), а мистика - с радостным мироощущением и поэтическим восприятием христианства, явленным миру Франциском Ассизским и его последователями. Идея готического собора как Космоса, включающего в себя все мироздание (наподобие схоластической суммы), к-рая определяла образный строй франц. готики ( Panofsky. 1957), не получила воплощения в итал. архитектуре. Готика И. лишена также мистического и экстатического начал, свойственных готике Франции, Германии и в меньшей степени Англии. Но именно итал. архитектура XIII-XIV вв. продемонстрировала плодотворность соединения таких на первый взгляд противоположных черт, как стрельчатая арка и горизонтальное развитие пространства, каркасность конструкции и подчеркнутая материальность стены, линеарность и тектоническая ясность, одухотворенность пространства и отчетливая артикуляция его частей. Разнообразие культурных и политических условий (в частности, отношений с правящими дворами др. европ. гос-в) объясняют разную степень распространения и разный характер готики в итал. регионах. Церковная архитектура на севере И. (особенно в Ломбардии) испытывала непосредственное влияние европ. готики; в XIV в. для строительства кафедрального собора Санта-Мария-Нашенте в Милане были приглашены нем. и франц. мастера. На юге - в Апулии и на Сицилии - готические храмы строились в период правления королей Анжуйской династии и потому имеют много франц. черт. На Сардинии, оказавшейся в XIV в. под властью Арагонской династии, архитектура развивалась в русле каталонской готики. Представленная единственным храмом - ц. Санта-Мария-сопра-Минерва - готика в Риме почти не имела распространения в связи с прочностью классического наследия и из-за остановки церковного строительства в период «авиньонского пленения» пап в XIV в. В XI-XII вв. в итал. храмах возникали элементы, предвосхищавшие те, что стали неотъемлемой частью готической системы. Крестовые своды с ярко выраженными нервюрами (нестрельчатых очертаний) появились в ломбардских храмах (ц.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Главными событиями понтификата К., к-рый длился 8 лет и 10 месяцев, считаются созыв Вьеннского Собора , упразднение ордена тамплиеров и пополнение корпуса канонического права католич. Церкви 7-й книгой папских декреталий ( «Clementinae» ). В исторической традиции обычно даются уничижительные оценки деятельности К.: его понтификат связан с началом «Авиньонского пленения пап» , К. обвиняли в подчинении воле франц. короля, в слабохарактерности. Понтификат К. пришелся на драматичный и переломный период в истории папства, ознаменованный поражением папы Бонифация VIII в столкновении с франц. кор. Филиппом IV Красивым. Попытка Бонифация VIII отстоять примат духовной власти над светской и защитить идею папского универсализма, которая противоречила интересам оформлявшихся национальных гос-в, была неудачной. В правление Людовика IX Святого франц. монархия кроме экономической и политической мощи приобрела моральный авторитет, а король фактически стал сильнейшим монархом Европы. Только в союзе с франц. королем папа Римский мог обеспечить мир и реализовать политические планы, в т. ч. крестовый поход. Филипп IV и его советники отвергали тезис о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о папском превосходстве как во внутрицерковных делах, так и в отношениях с правителями (см. Двух мечей теория ). Франц. духовенство поддержало действия короля в конфликте с Папским престолом; в этом проявился национальный партикуляризм, ориентация на национальные интересы в ущерб универсализму папской власти, что было новым явлением той эпохи. Вынужденный учитывать эти настроения и новые политические реалии, предшественник К. папа Бенедикт XI снял обвинения с кор. Филиппа Красивого и стремился заключить с ним союз. Главная задача К. состояла в том, чтобы достичь окончательного примирения с франц. королем и найти новые формы взаимодействия духовной и светской власти. «Черная легенда» о К., сложившаяся у современников и в историографии, частично объясняется переломным характером понтификата К., когда обозначились основные тенденции политики Папского престола.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010