Кроме вопроса о епископах, состоявшееся соглашение касается также католических семинарий и богословской академии. И здесь «Московские ведомости» недовольны тем, что наше правительство, сохраняя за собой контроль за преподаванием общеобразовательных предметов, не хочет подчинить своему влиянию направление догматических и канонических предметов преподавания, предоставляя их вполне ведению епископов. Любопытно, однако, было бы знать, каким именно способом светское и притом не католическое правительство могло бы направлять преподавание догматов и канонов Католической Церкви? Такое требование могло бы еще иметь какой-нибудь смысл, когда в области католичества существовали два направления – так называемое ультрамонтанское и галликанское, из которых одному могло оказываться предпочтение и покровительство со стороны государства. Но теперь, когда епископы, державшиеся галликанских мнений, должны были торжественно от них отречься, – теперь уже не может быть двух направлений в католичестве, а только одна чисто-римская, для всех католиков безусловно обязательная доктрина, и всякое иное направление является уже не католическим. Русское правительство может упразднить вовсе преподавание догматики и канонического права, но заставить католических богословов преподавать эти предметы в не католическом направлении оно не может, и у русских дипломатов было достаточно благоразумия, чтобы не заявлять таких притязаний, которые не имели совсем никакого смысла. Подвергая крайне резкой, но, к сожалению, не довольно осмотрительной критике различные пункты нашего соглашения с римским престолом, московские газеты во всем этом видят только одно – польский вопрос. И действительно, в данную минуту польские дела играют главную роль в наших сношениях с Ватиканом. Но политика великого народа не может руководиться одними соображениями данной минуты. Две такие всемирные силы, как Рим и Россия, должны стать в определенное отношение друг к другу, независимо от всяких исторических осложнений вроде польского вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

472 Бенедикт XIV (1675–1758) – папа римский с 1740 г. В миру – Просперо Ламбертини. Происходил из старинного дворянского рода. Получил гуманитарное образование, является автором трудов по каноническому праву, в том числе «О беатификации и канонизации слуг божьих» (1734). Известен определенной терпимостью к процессам, происходившим в общественной жизни в эпоху Просвещения. Ш. Монтескье назвал его «папой ученых». Находясь в дружественном общении с просветителями, развивал науки в Риме. Им основаны папские литургическая и археологическая академии, кафедры точных и естественных наук в университете, в том числе для профессоров-женщин. Он оказывал помощь ряду художников и ученых (напр., А. Муратори). При известной терпимости к проявлениям инакомыслия – янсенизму, протестантизму, просветительской литературе, его понтификат отмечен и репрессивными мерами: в 1751 г. опубликована булла антимасонского содержания, в 1753 г. осуждены труды Вольтера. Подписанные Бенедиктом XIV конкордаты с рядом европейских государств (Испанией, Португалией, Савойей, Неаполем) отразили уменьшение влияния пап на политику национальных Церквей. 473 Лев Х (1475–1521) – папа римский с 1513 г. В миру Джованни Медичи, сын правителя Флоренции Лоренцо Великолепного. Кардинал с 1489 г. В 1511 г. легат в Болонье. В основе его политики лежало стремление упрочить влияние семьи Медичи. Расточительность Льва X привела к финансовому краху, который он пытался преодолеть широкой продажей индульгенций, что вызвало особое недовольство в Германии и спровоцировало выступление М. Лютера. В 1520 г. Лев Х отлучил Лютера от Церкви. В 1516 г. заключил конкордат с Франциском I, что расширило права короля над французской церковью. Лев Х прославился как меценат. Климент VII (1478–1534) – папа римский с 1523 г. В миру Джулио Медичи, двоюродный брат Льва X. С 1513 г. архиепископ Флоренции и кардинал. Пытался лавировать между французским королем Франциском и императором Карлом V, боровшимся за господство в Италии. Климент VII создал с Францией в 1526 г. Коньякскую лигу, но в 1527 г. заключил мир с императором, войска которого, выйдя из повиновения, разграбили в мае 1527 г. Рим. Папа попал в плен и в ноябре заключил новый мир. С помощью императора в 1530 г. во Флоренции была восстановлена власть изгнанных в 1527 г. Медичи. Нерешительная политика Климента VII способствовала распространению Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Так, некоторые российские сайентологи выдают себя за членов Православной Церкви. Один из них – капитан 1 ранга запаса Витольд Георгиевич Шлопак, ответственный работник «Гуманитарного Центра Хаббарда» (Москва). Выступая от целой группы «православных сайентологов», он заявил: «Мы, как православные русские люди (что не мешает нам быть сайентологами).., считаем, что смирение паче гордости; как сайентологи, мы принципиальные сторонники веротерпимости… У сайентологов и у Православной Церкви общая цель – духовное возрождение современного общества. Мы успешно боремся с наркоманией, преступностью, безнравственностью, предлагаем действенные методы преодоления кризиса образования». 693 Сайентологи также пытаются найти союзников среди приверженцев восточных религий. Одним из них стал Фумио Савада – один из самых известных в Японии специалистов в области религии, «Восьмой Хранитель тайн Ю-итсо Синто». Он так пишет о сайентологии: «Идея, что человек уже жил раньше, стара и полностью признается религиями Востока. Сайентологическая теория и практика строится на идее, что человек является духовным существом, которое Л. Рон Хаббард назвал «тэтан», на идее, что человек может вызвать в памяти свои прошлые жизни, и поскольку он является духовным существом, его действия в прошлом определяют его состояние в настоящем. С точки зрения японцев Сайентология является религией, такой же, как и другие уже существующие здесь. Она имеет больше сходства с религиями Японии, чем с религиями Запада, и поэтому на Западе она может быть понята неправильно из-за несхожести с другими основными религиями. Сайентология является религией и невозможно прийти к какому-либо иному решению» 694 . В России сайентологи пытаются реализовывать свои идеи о некой «сверхцеркви», причем в этой сфере у них обнаруживаются единомышленники среди мунитов. Так, в апреле 1994 года в здании президиума Российской Академии наук состоялся третий «круглый стол» «Христианская миссионерская деятельность и национальные традиции России». Инициатором этой межрелигиозной встречи выступил Международный религиозный фонд, основанный Ассоциацией Святого Духа за объединение мирового христианства (муниты) и включающий представителей самых разных религий. 695 В этом собеседовании приняли участие представители Московской Сайентологической Церкви, священнослужители Русской Православной Церкви, Русской Древле-Православной Церкви, первоиерарх одной из ветвей Катакомбной Церкви епископ Феодор, священник Истинно-Православной Церкви, пасторы Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства (муниты), а также иудейские раввины и монахи буддийского ордена «Лотосовой сутры».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

– Не будем же мы тратить капитал накопленных знаний на то, чтобы уничтожить дианетику! Все школы сознания – это азбука, грамотному человеку надо научиться складывать ее в слова. Дианетика укладывается в понятие «конечного продукта» цивилизации так же, как последнее изобретение инженеров и дизайнеров – стул ХХ1 века. Человек материализуется в «конечном продукте», ему ничего не хочется – только сидеть на «стуле ХХ1 века» или изучать дианетику» 704 . И хотя «сознаниеведение» не претендует на «харизматичность» и является внерелигиозной дисциплиной, сайентологи усмотрели в ее создателе своего конкурента. «Приверженцы Рона Хаббарда грозились завести на нас уголовное дело, но не нашли состава преступления, – рассказывает Н. И. Заикин. – Мы не изучаем в тайне от них дианетику, а только говорим о ней. С научной точки зрения «расширение» сознания – это некорректно» 705 . Один из независимых экспертов-религиоведов – Е. Н. Волков (С.-Петербург), выделил основные аспекты, по которым Сайентология может рассматриваться как деструктивная в социальном и психологическом отношении группа и система деятельности. 1 . Противостояние на глубоком психологическом и доктринальном уровне основному обществу и его общепризнанным ценностям (несмотря на постоянные заявления об обратном). 2 . Своеобразный фантастический расизм: отнесение групп и организаций, не устраивающих сайентологов, к «агентам враждебной инопланетной цивилизации», а самое главное, к тем, к кому Сайентология отказывается применять даже видимость правил и норм цивилизованного, гуманного отношения. 3 . Глубинная психолингвистическая дезориентация личности: замена обширных словарных пластов сайентологическим «новоязом», принципиально не соотнесенным и не связанным с общепринятой научной или бытовой лексикой. 4 . «Замыкание» личности на данной группе, что приводит к крайней степени зависимости в самовосприятии, поведении и мировоззрении от установок и интересов этой группы. Как пишет Роберт Пенни, основным продуктом, продаваемым Церковью Сайентологии, является на самом деле всего лишь принадлежность к этой группе. В результате человек отказывается от самостоятельного и независимого отношения к окружающему миру, к реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Бывший глава «службы безопасности» секты Ричард Азнаран вспоминает, как гаава сайентологии Мискевидж постоянно вышучивал при подчиненных постоянную неверность Траволты своим гомосексуальным партнерам. Но опасность огласки в данном случае уже неактуальна: в мае 1990 года некая «мужская порнозвезда» продала одной бульварной газете за 100 000 долларов воспоминания о своей двухлетней любовной связи с голливудским кумиром. Траволта отказался прокомментировать публикацию, а его адвокат отверг все вопросы на эту тему как «странные». Две недели спустя актер объявил, что женится на актрисе Келли Престон, своей коллеге по сайентологии. 328 Тем не менее, российские сайентологи активно «разрабатывают» Джона Траволту. Одну из своих заказных статей сайентолог Анатолий Мигов опубликовал под заголовком в стиле ретро: «Как простой советский слесарь подружился с Джоном Траволтой» «С Вячеславом Ионовым я познакомился год назад. Почему-то сразу решил, что он из научных кругов. Хорошая речь, остроумен, тактичен, всегда при галстуке. Словом, по виду – типичный кандидат каких-нибудь физико-математических наук. Как же я удивился, узнав, что Слава – простой слесарь с обычным средним образованием» 329 , – так начинается рассказ о «простом советском труженике». После чего из колоды знаменитостей журналист-сайентолог извлекает козырного туза: «Но еще больше меня поразила фотография из его альбома. На ней наш простой слесарь в шикарном фраке стоит в обнимку с самим Джоном Траволтой – суперзвездой Голливуда» 330 . Далее в статье повествуется о злоключениях Вячеслава «в стране большевиков»: «Родители мои – простые рабочие. И сам я сразу после школы пошел на завод. Сначала трудился на «Рубине», затем помощником машиниста в метро, потом пришел на Второй московский часовой завод. Пятнадцать лет проработал там слесарем-инструментальщиком». 331 Но при советском режиме был негласный закон: «Кесарю – кесарево, слесарю – слесарево». Официальная установка гласила: «Народ и партия едины», однако простые совграждане «чуяли нутром»: «Между нами и вами утверждена великая пропасть» ( Лк. 16, 26 ). И ведь никуда не деться: дальше Союза не убежишь. Вот романтики и уходили – кто в тайгу, кто в горы, кто – в запой: «Самая обычная жизнь была: завод, дом, семья. Иногда выпивал после работы, потом скандалил в семье… Все чаще стали возникать ссоры. Дело уже и до драки доходило. Жена терпела-терпела, да и ушла. И тут на меня такая тоска навалилась! – исповедуется слесарь Ионов. – Такое чувство одиночества и потери… Я весь мир возненавидел. Каждую улыбку окружающих воспринимал как личное оскорбление. Как может кто-то веселиться, когда МНЕ плохо?» 332

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Судья ничего не узнаёт непосредственно от сайентологии. Более того, в курьеров для доставки ему сайентологических сообщений обманным путем превращаются его друзья и близкие знакомые, причем в первую очередь они действуют из личной и искренней озабоченности благополучием судьи. Судья загнан в угол. Естественно, он не может заявить властям, что его шантажируют его друзья и бывшие коллеги. Хотя все вместе они и донесли до судьи завуалированную угрозу, но действовали-то они по своей собственной воле, исходя из дружбы или профессиональной заботы о судье, абсолютно не подозревая, что они работают на сайентологию. Более того, ни один человек не донес до судьи информацию, которая могла бы считаться достаточно полной или завершенной для ясного и четкого доказательства того, что судью собираются шантажировать. Каждое отдельное сообщение представляет настолько завуалированную угрозу, что судья не может привлечь к ней внимание властей, не опасаясь, что, сделав это, он выставит себя как глупого или страдающего манией преследования человека. Именно в этом и проявляется изощренное коварство сайентологических приемов по оказанию давления на судей. Лишь через постепенное нарастание отрывочных намеков и скрытых угроз все части мозаики складываются в ясное и четкое предупреждение: «Не трожь сайентологию, или все до одного секреты твоей жизни будут сделаны явными!» Угроза абсолютно недвусмысленна и тем не менее формально она совершенно не связана с сайентологией. Судья ровно ничего не может с этим сделать. Шаг третий: ловушка. Если вся вышеописанная тактика все же не может заставить судью принять нужное сайентологии решение, следующий шаг – это провести тайную операцию по созданию ловушки. К этому моменту сайентология уже владеет всей необходимой информацией для того, чтобы, используя слабости судьи, спровоцировать его на какой-либо недостойный шаг. Один из любимых сайентологических методов – это ловушка, связанная с сексом. Например, однажды секта потратила 260 тысяч долларов для того, чтобы судья оказался на одной яхте с двумя проститутками у берегов Флориды, где и был «застукан» заинтересованными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

359 311 Атак Джон. Капкан безграничной свободы//Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.32. 317 Цит. по: «Прозрение». Православный информационно- просветительский журнал. 1, 1998, С.15–18. 318 Для некоторых сайентологов паломничество закончилось смертью. Газета «Сэйнт Питерсберг Таймс». 7 декабря 1997 г. (дано в 1 (2), 1999, С. 16–17 319 Сайентологии предъявлено обвинение в уголовном преступлении. По материалам статьи в газете «Майами Хералд» от 14 ноября 1998 г. и сообщений агентств Рейтер от 13 ноября 1998 г. и Ассошиэйтед Пресс от 14 ноября 1998 г.//«Прозрение». Православный информационно-просветительский журнал. 1(2) 1999, С. 21. 320 Рут Дэниэл. Лучше, чем никак. Газета «Тампа Трибьюн». 16 ноября 1998 г. (дано в сокращении).//«Прозрение». Православный информационно-просветительский журнал. 1(2) 1999, С. 21–22. 321 Люси Морган. Для некоторых сайентологов паломничество закончилось смертью. Газета «Сэйнт Питерсберг Таймс». 7 декабря 1997 г. (дано в 1 (2), 1999, С. 16–21. 322 Ответ Федеральной канцелярии (г. Кельн) Рабочей группе по вопросам сайентологии при Управлении внутренних дел Свободного Ганзейского города Гамбурга о действии и правовом статусе сайентологической организации за рубежом. (Информация немецких зарубежных представительств о сайентологической организации)//Секты против Церкви. М. 2000, С.538. 328 Бехар Ричард. Сайентология – культ алчности. Журнал «Тайм» от 6 мая 1991 г. (пер. с англ.)//Секты против Церкви. М. 2000, С. 599. 329 Мигов Анатолий. Как простой советский слесарь подружился с Джоном Траволтой//АиФ-Петербург, 5, 1999. 336 Цит. по: «Прозрение». Православный информационно- просветительский журнал. 1, 1998, С. 18–19. 337 Цит. по: «Прозрение». Православный информационно- просветительский журнал. 1, 1998, С. 19–21. 338 «Поле битвы: Земля». (Battlefield: Earth), США, 2000 г. Режиссер: Роджер Кристиан. В ролях: Джон Траволта, Форест Уитакер, Барри Пэппер, Ким Коатс. 346 Сайентология разрушила мою жизнь.Выдержки из телешоу Салли Джесси Рафаэль.Дата трансляции: 9 июля 1991 г. (Перевод с английского)//Секты против Церкви. М. 2000, С.611. 351 Красников Никита. Том Круз тоже зароется под землю//Комсомольская правда – Санкт-Петербург, 16 ноября 2007, С. 3. 355 Лоуренс Уоллершейм. Как сайентология борется за правосудие//«Прозрение». Православный информационно-просветительский журнал. 1(2) 1999, С. 61–63. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Образы «Песни Песней», но с еще более подчеркнутой струей тоски и томления, которая не только пронизывает всю драму искания Возлюбленного, но и все картины природы, дышащие какой-то потусторонней, мистической устремленностью. Какой-то иной мир, более богатый и цветущий, чем знакомый нам, более полновесный, и полнозвучный, и вместе с тем более загадочный, встает перед нами, исполненный неясных шептаний и зовов и напоминаний о преизбыточествующей Божественной Полноте. Y todos cuantos, vagan, De ti me van mil gracias refiriendo Y todos mas me llagan, Y dejame muriendo Un по ce que que quedan balbucendo. И все, кто только встречаются мне, Говорят мне о бесчисленных потоках Твоей благодати, И все они только еще больше меня ранят, И то, что они неясно лепечут, заставляет меня умирать от томления. Все, что есть в мире прекрасного, захватывающего, умиляющего и умиряющего душу, есть отображение Возлюбленного, есть напоминание о Нем: «Мой Возлюбленный, это – горы», читаем дальше в том же «Cantico espiritual». Уединенные, поросшие лесами долины, Таинственные, странные острова, Звучание рек, И шепот охваченных любовью ветерков. Это – тихая ночь Перед самым восходом зари, Безмолвная музыка, Звучное уединение, Трапеза, что обновляет и исполняет любовью. Так обращается Возлюбленный ко всей твари: A las aves ligeras, Leones, ciervos, gamos saltadores, Montes, valles, riberas, Aguas, aires, ardores Y miedos de las noches veladores. Рог las amenas liras Y canto de sirenas os conjuro, Que cesen vuestras iras. Y no toqueis al muro, Porque la esposa duerma mas seguro. Обращаюсь к вам, легкокрылые птицы, Львы, олени, скачущие серны, Горы, долины и реки, Воды, ветры и порывы зноя, Заклинаю вас сладостным звуком лир И пением сирен – Да утихнет вся ваша ярость, Не прикасайтесь к стене, Чтобы сон Супруги не был нарушен! Супруга обращается к своему Возлюбленному с такими словами: «Давай услаждаться, о Возлюбленный, и пойдем созерцать Твою красоту – туда к горе и к холму, где вытекает чистый источник, уйдем поглубже в чащу леса...» Это – образ Невыразимого, встречи души с ее Царем и Владыкой. И далее:

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Имея в своем распоряжении столь скудные данные, М.Ростовцев смог, однако, сделать глубокие научные выводы: «Уже беглый осмотр делает более чем вероятным, что найденные остатки принадлежат к набережной города, Это подтверждается тем, что в связи с нашими остатками стоят довольно значительные остатки мола, которыми пользуется и теперь наше подворье, как пристанью для лодок. Набережная эта была, очевидно, украшена портиками, может быть, в два этажа по всему ее протяжению. За этими портиками шли однородные помещения, 5 из которых, как сказано, найдены были почти целыми, вероятно, лавки и склады, на что указывают и найденные мельницы. (Найден целый ряд частью полностью сохранившихся зерновых мельниц, приводившихся в движение людьми или животными.)». М.Ростовцев не ограничился в своих рассуждениях теми фактами, которыми располагал и на основании которых построил гипотезу. Для обоснования своего предположения он обратился к древним письменным свидетельствам и прежде всего отметил их чрезвычайную скудость: «Хотя нам о городе Тивериаде известно довольно много, главным образом из автобиографии Иосифа Флавия, и вообще благодаря интересу этого писателя к нашему городу, который сыграл в его жизни немалую роль, хотя нам известно кое-что и об топографии и об его истории, тем не менее прямого указания на существование в этом городе порта, гавани и набережной я в известных мне источниках не встречал… И тем не менее существование порта в городе, основанном Иродом Агриппой, мне представляется почти несомненным. К этому ведет, во-первых, указание Иосифа Флавия на то, что значительная часть «черни» города составляли матросы… и его же частое упоминание озера как пути, по которому легко и удобно было проникнуть почти в самый центр города. Обращу внимание еще и на то, — рассуждает далее ученый, — что население Тивериады было по преимуществу торговым, причем вело торговлю не только внутреннюю, но, очевидно, отправляло продукты Галилеи и за море, специально в Рим, где у тивериадцев была своя большая торговая контора… Такое центральное значение Тивериады в Палестине, приравнивавшее ее к таким городам, как Тир, Таре и др., почти немыслимо, если не предположить существования в этом городе хорошо защищенной гавани: Генисаретское (Тивериадское. — Авт.) озеро может быть очень и очень злым».

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

... В гостинице ещё успеваю на завтрак. «Толмач» мрачен; на яичницу с беконом не смотрит: его мутит «после вчерашнего». Только крепкий чай – и в аэропорт. В Шереметьево-2 прощаемся: мне на поезд и в Питер. А через неделю – выволочка от митрополита Антония (Мельникова). И не за «речевой контакт» с Антонием (Блюмом), а за то, что в Лондоне я... не ночевал в гостинице! Как сказали бы первоклашки в школе с усиленным изучением английского, «брэд оф сив кэйбл!» («бред сивой кобылы»). Из-за таких вот «проработок» и «вызовов на ковёр» основатель и главный режиссёр Московского театра на Таганке Юрий Любимов в 1984 году, находясь в Лондоне, попросил политического убежища. В начале 1984 г. Юрий Любимов ставил там пьесу по роману Достоевского «Преступление и наказание». И сделал неосторожное заявление для печати – сказал, что в 65 лет у него нет времени дожидаться, пока советские чиновники начнут понимать культуру, которая достойна его страны. Через несколько дней он повторил эти слова для советских радиослушателей на радиостанции Би-Би-Си. По советским понятиям – преступление. И сразу последовало наказание: он был смещён с должности главного режиссёра театра 468 . И это при том, что в 1940–1947 гг. начинающий Юрий Любимов служил конферансье ансамбля песни и пляски НКВД 469 . (Это как если бы Гитлер организовал ансамбль песни и пляски Гестапо.) А уж потом – от Лубянки до Таганки. И когда Любимова упрекали, что его жутко смелый театр существует с разрешения КГБ, при покровительстве Андропова, он в ответ говорил: «Дорогие мои, да у нас всё существуют с разрешения КГБ; если КГБ не разрешит, то никто не будет существовать». ... Через год-полтора «буря в стакане воды» по поводу моей «неночёвки» утихла; Лубянке было не до этого. Примерно тогда же разразился очередной скандал. Тогдашний заместитель резидента КГБ Олег Гордиевский перебежал к англичанам. А незадолго до этого он вышел из посольства с пачкой секретных документов. Гордиевский направлялся на очередную встречу со своим куратором Джоном Скалеттом. Тот, между прочим, потом возглавил МИ-5 (контрразведку). У ворот Гордиевский столкнулся с резидентом – генералом Аркадием Гуком. Экс-полковник, а позже перебежчик вспоминал, что это был один из самых страшных моментов в его жизни. «Конец!» – подумал он. Но Гук настолько торопился, что не взглянул на него 470 . Зато за нами был нужен глаз да глаз...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010