Важно отметить, что именно личное произволение задает вектор движения воль и энергий человека в его ипостасно-природном единстве к Богу или от Него, продолжающегося и после смерти, как временного разлучения частей единого ипостасно-природного бытия человека. Поэтому святоотеческая мысль, по слову которой, «Бог и намерения целует» 34 , подчеркивает важность личного произволения человека в его окончательном вечном определении. Использованная литература 1 . Августин Иппонский, блаж. Исповедь//Он же. Творения. В 4-х т. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. Т. 1. С. 469–741. 2 . Баскин М. П. Волюнтаризм. URL: (дата обращения 25.07.2020). 3 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Преп. Симеон Новый Богослов . Париж: YMCA-PRESS, 1980. 4 . Воробьев Н. Нравственное учение прп. Максима Исповедника . Диссертация, рукопись МДА. М., Загорск, 1957. 5 . Гете И.В. Фауст. М.: Художественна литература, 1961. 6 . Дорофей, преп. Подвижнические наставления//Добротолюбие. В 5-ти т. М.: Типолит. И. Ефимова, 1895–1900. Т. 2. С. 601–642. 7 . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Аскетические опыты. Собрание творений. В 8-ми т. М.: Паломник, 2006–2007. Т. 1. С. 73–532. 8 . Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры /Пер. А.И. Сарагды и В. А. Беляева и др.//Полное собрание творений преподобного Иоанна Дамаскина . СПб.: Изд. Императорской СПбДА, 1913. Т. 1. С. 157–345. 9 . Иоанн Златоуст , свт. На слова Гефсиманской молитвы Христа «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф 26. 39 )//Творения отца нашего, свт. Иоанна Златоуста , архиеп. Константинопольского в русском переводе. В 12-ти т. СПб.: Изд. СПбДА, 1898–1906. Т. 3. Ч. 1. С. 16–26. 10 . Иоанн Златоуст , свт. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения//Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Московской Патриархии. В 8-ми т. 1977–1983. Т. 4. 1983. С. 571.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Из старинных сочинений, в которых излагаются и опровергаются все или многие заблуждения латинян в вере и погрешности их в обрядах и в церковной дисциплине, кроме вышеупомянутых Апокрисиса, Сборника Василия, Палинодии Копыстенского и других, упомянем следующие: Мечец духовный, творение двух ученых Греков братьев Софрония и Иоанникия Лихудов, учительствовавших в Москве при Софье Алексеевне; Мечец был написан на греческом языке, но вскоре был переведен на язык Славянский; Исповедание веры Палладия Роговского, напечатанное в 18 т. «Древней Российской Вивлиофики» Новикова; Вопросы и ответы православному с папежником, – напечатаны в «Русской Исторической Библиотеке», 7 т., 2 кн. Не указываем сочинений, доселе остающихся в рукописи. Кроме того во всех вообще старинных богословских системах, из которых иные сохранились в рукописях, а другие напечатаны, были излагаемы и опровергаемы догматические заблуждения латинян. Из критико-библиографических трудов для ознакомления с древней православной полемической литературой укажем: Иеромонаха Августина Полемические сочинения против латинян, писанные в Русской церкви в XI и в XII в. в связи с общим историческим изысканием относительно разностей между Восточной и Западной церковью, в «Трудах Киев. Дух. Академии» 1867 г., 6 и 9; А. Н. Попова Историко–литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV вв.) 1875 г.; А. Павлова Критические опыты по истории древнейшей греко–русской полемики против латинян; Преосв. Филарета Обзор русской духовной литературы. Из сочинений нового времени достойны внимания следующие: Богословие Обличительное Ректора Каз. Дух. Семинарии Архимандрита Иннокентия. Казань. 1859 г. (обличению латинской веры посвящена вся вторая часть); Халколиванова брошюра О римско-католической церкви. Самара. 1865 г.; статьи профессора Н. Я. Беляева в «Прав. Собес.» за семидесятые и восьмидесятые годы и посмертное издание последнего его труда: Основной принцип Римского католичества; А. М. Иванцова: О римском католицизме и его отношениях к православию. Ч. 1 и 2. Москва. 1869–1870 г.; Его же: О западных вероисповеданиях, – лучшее издание – третье. М. 1894 г.; Филарета М. М. Разности в вере между Восточной и Западными Церквами, в «Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв.» 1872 г. 2; его же другая статья о разностях догматических и обрядовых между В. и З. Церквами в том же журнале за 1874 г.; В. Краинскаго: О католицизме по католическим источникам. Киев, 1873 г.; Владимира Геттэ Папство схизматическое; Папство еретическое; оба сочинения с французского переведены на русский язык; Никанора, Архиепископа Херс., Беседа о том, есть-ли что еретическое в Латинской Церкви? Спб. 1889 г. Характер латинства раскрыт особенно в сочинениях Прот. А. А. Лебедева , А. С. Хомякова и других славянофилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Как-то у нас в монастыре была служба в честь архиепископа Августина (Беляева) погибшего за Христа в 1937 году: одно время он занимал архиерейскую кафедру в Иванове. Иконы его у нас еще не было, и на аналой положили общую икону Российских Новомучеников ХХ века.  Когда я подошел к аналою для поклона, оказалось, что это репродукция с нашей бостонской иконы: я заметил знакомый крест, спокойный взгляд печальных глаз, высокий белый храм и наклоненную детскую голову. Наша Земля – шар; православная культура, как земная поверхность, не знает границ. Читайте также: О духовной жизни и прелести О псевдоправославии Иеромонах Макарий Маркиш Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 июня, 2023 16 марта, 2023 8 февраля, 2023 14 ноября, 2022 11 ноября, 2022 5 ноября, 2022 5 июня, 2022 7 апреля, 2022 4 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/priklyucheniya-i-podvi...

— Контрреволюционной деятельности и агитации я не проводил. — В каких взаимоотношениях вы находились с архиепископом Августином Беляевым? — К архиепископу Августину я относился как к носителю высшего священного сана. Следователи стали спрашивать об архиепископе Августине и требовать подтверждения лжесвидетельств против него, но священник категорически отказался. На одном из последних допросов следователь сказал: — На предыдущих допросах вы уклонились от дачи правдивых показаний. Следствием достоверно установлено, что вы являетесь участником контрреволюционной монархической организации, состоя в которой, вы проводили работу по обработке верующих граждан в антисоветском духе. Признаете вы это? — Нет, не признаю. В контрреволюционной организации я не состоял и не знаю о ее существовании… — Вам зачитываются выдержки из показаний обвиняемых, которые признали себя участниками существующей в городе Калуге контрреволюционной монархической организации и показали, что и вы являетесь ее участником; состоя в ней, вы занимались контрреволюционной деятельностью. Теперь вы признаете себя виновным? — Вновь заявляю, что я в контрреволюционной церковно–монархической организации не состоял и контрреволюционной деятельностью не занимался. Если мне будут устроены очные ставки, я и на них буду отрицать свою виновность. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Иоанн (Троянский), епископ Великолукский и Торопецкий (память 22 августа по старому стилю) С вященномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 года в селе Ново–Клинском Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан священника.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили»изъять»Матрону Григорьевну Белякову как»вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста. После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел… Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда–то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных. По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных — хронически больных. Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Мученик Михаил (Арефьев) (память 10 ноября по старому стилю) М ученик Михаил (Михаил Павлович Арефьев) родился 27 июня 1865 года в городе Калуге. До 1917 года Михаил Павлович был приказчиком и доверенным лицом одного из калужских фабрикантов. Будучи глубоко верующим человеком, он в 1928 году вошел в состав церковного совета Одигитриевской церкви в Калуге. В октябре 1937 года власти арестовали его. На допросах Михаил Павлович не признал себя виновным в возводимых на него обвинениях. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

«Некоторые, говорит блаж. Августин, под антихристом хотят разуметь не самого князя, а как бы все тело его, т.е. вместе с князем и все принадлежащее ему множество людей». О граде Бож. XX, 19. 652 Лютер высказывал такое мнение не как повторение чужого мнения, случайно или нерешительно, но настойчиво, как глубокое свое убеждение, и старался подтвердить его разными соображениями и доказательствами. В своих сочинениях он постоянно называете папу «антихристам», «последним антихристом», «настоящим антихристом». Одно из его сочинений (1520 г.) имеет такое заглавие: Wider die Bulle Endehrists («Против буллы антихриста», которого Лютер отлучался от церкви). Часто называл он папу «диаволом», «воплотившемся диаволом», а вообще папство с его иерархией и папскую церковь – «царством диавола и антихриста», «синагогою сатаны». Он написал даже особое сочинение под заглавием: Wider das Papstthunn zu Rom vom Teufel gestiftet («Против папства в Риме, основанного диаволом»). Подробно изложено воззрение Лютера на папу, как антихриста, в кн. проф. Беляева. О безбожии и антихристе. XVII гл. 653 В Artie. Smalcald., составленных Лютером, в члене, озаглавленном «De Papatu» (pars II, art. IV), говорится: «папа есть самый истинный антихрист (papam esse ipsum verum antichristum), который превознесся над Христом и против Христа, так как он не хочет. чтобы христиане были спасены без его власти, которая, однако, есть ничто и от Бога ни установлена, ни заповедана. Об этом именно и сказано, что он превознесется выше и против Бога ( 2Сол. 2 гл.). И это по истине делают не турки и не татары, которые, сколь ни жестокие они враги христиан, дозволяют кому угодно веровать во Христа и берут с христиан только дань, требуют внешнего или телесного подчинения. Но папа запрещает эту веру, говоря, что нужно ему повиноваться, если кто хочет спастись. Но делать этого мы не желаем». И еще: «как мы не можем покланяться самому диаволу и почитать его вместо Господа и Бога, так не можем терпеть апостола его, папу или антихриста (papam seu antichristum) в его царстве, как главу и владыку; ибо лгать и убивать, души и тела на веки погублять, это свойственно папскому царству, как это я нагляднейшим образом доказал во многих книгах». К «Шмалькальд. членам» присоединено приложение: «De potestate et primatu papae», – трактат, составленный богословами, собравшимися в Шмалькальдене в 1537 г., в котором также утверждается, что свойства антихриста несомненно совмещены в царсте папы и в его членах. См. Die symbol. Вьснег d. evang. – luther. Kirche. Editio Mьller, pag. 42. 51. 52. 57.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Несколько раз власти помещали блаженного в психиатрическую больницу, но врачи признавали его здоровым. В 1937 году, заранее зная о своём аресте, блаженный пришёл к родным в свой дом в Каурчихе, принёс все свои вещи, роздал их, попросил родных похоронить его. Наутро отправился в деревню Парфёново Костромской области, где его арестовали и заключили в тюрьму города Кинешмы. Поместили его в камеру к уголовникам. Блаженный постоянно молился, почти не спал, раздавал свой скудный паёк. Хотя обвинить блаженного было не в чем, следователи прибегали к пыткам — ставили босыми ногами на раскалённую плиту. Измученный блаженный попал в тюремную больницу и там скончался. Его тело на тринадцатый день было выдано родственникам. Впоследствии при переносе кладбища, упразднённого властями города Кинешмы, 12 (25 н. ст.) сентября 1985 года были обретены честные останки блаженного Алексия и перенесены в храм села Жарки. Ныне мощи его почивают в Свято–Введенском женском монастыре города Иванова. Канонизован в 1993 году как местночтимый святой Ивановской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Мученик Алексий (Горбачев) (память 10 ноября по старому стилю) М ученик Алексий родился 5 февраля 1892 года в деревне Куровской Калужской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Окончил сельскую школу. С 1911 года Алексей Григорьевич служил в храме села Мурманцево псаломщиком. Осенью 1937 года власти арестовали его. Допрошенный по обвинению в контрреволюционной деятельности, Алексей Григорьевич виновным себя не признал. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

О моделях образования эпохи «нового времени» или эпохи «модерна» будет наш следующий рассказ.     Уместно отметить, что «Царская школа» имеет гриф: «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви. ИС 14-401-0006». Августин (Анисимов), игумен. Образование как системообразующая категория.//Государственная образовательная политика: история и современность. М.: ИИЕТ РАН им. С.И. Вавилова, 2007. Шаутбенахт (от нидерл. schout-bij-nacht − «в ночь смотрящий») – звание, соответствующее примерно контр-адмиралу, и в последствии и замененное «контр-адмиралом» в Табели о рангах. Под стягом России. Сборник архивных документов. – М., 1992. С. 122./Цит. по: Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М.: Международные отношения, 2005. С. 495. Воинский Устав. Артикул 20.//Платонов С.Ф. Лекции по Русской истории. Изд. 10. – Петроград: Сенатская типография, 1917. С. 540. Примечание. Дневник иером. Никона (Беляева). 22 января 1908 г. Машинопись./Цит. по: Осипов А.И., проф. Русское духовное образование. Свт. Игнатий Брянчанинов. Будущее России в руках Божественного промысла. Письма к Н.Н. Муравьеву-Карскому. Издаются впервые. – М.: Изд. им. Свт. Игнатия Брянчанинова, 1998. Письмо 9. С. 27-28. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. (555 писем). M.-Paris, 1995. С. 38. Никольский Вл. Свят. Философские основания академической свободы. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени докт. филос. наук – М., 2011; Повзун В.Д. д.п.н., проф. Миссия университета, как аксиологический феномен.//Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования». Высшее образование в современном мире; Сапрыкин Д.Л. Принцип государственно-общественного управления образованием: история и современность.//Государственная образовательная политика: история и современность. М.: ИИЕТ РАН им. С.И. Вавилова, 2007; Сапрыкин Д.Л. Государство, общество и фундаментальное образование: континентальная, британская и американская модели.//История науки в философском контексте. – СПб.: РХГА, 2007; Шнедельбах Герберт. Университет Гумбольдта.//Логос 5-6 (35). 2002.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/21/...

Он ими точно и не интересуется. Он никак не связывает своего толкования с Халкидонским догматом о двух природах и с оросом VI-ro собора о двух волях. И образ Христа Спасителя остается в его изображении очень неясным. Антония все время занимает только один вопрос: « почему для нас спасительны Христово воплощение, страдания и воскресение», почему и как нам сообщается, или вменяется, или усвояется Его жизнь, Его святость, Его победа. И на этот вопрос, ему кажется, удовлетворительно отвечает только «нравственный монизм». Наше спасение есть возрождение . И вот возрождает нас « сострадательная любовь, принимающая падения ближнего с такою скорбью, будто грешит сам любящий». Сострадание есть страдание за другого . От человеческого и мирского опыта Антоний восходит к опыту Спасителя. «Должно думать, что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяло всех падших людей в числе их многих миллиардов и оплакало с любовной скорбью каждого в отдельности, что, конечно, было доступно только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление …» В мировоззрении Антония, при всей недосказанности, есть большая цельность. Но синтез богословский ему не удался. «Нравственный монизм» не был для того достаточно прочной основой… Склонность к «нравственному» толкованию догматов на время становится преобладающей в нашем богословии. Нужно отметить уже книгу А. Д. Беляева, Любовь Божественная, опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной (1880; 2 изд. 1884). Эта книга написана еще в старой манере. под решительным влиянием немецкого спекулятивного богословия, с неожиданным пренебрежением к отеческим творениям. Автор отмечает «скудость и незначительность» данных о любви у отцов, исключая только Августина, и отказывается считать творения отцов в числе своих источников. В книге немало свежих мыслей и наблюдений. Но поражает в ней рассудочный психологизм. Автор старается разгадать именно психологию жертвы и страданий Спасителя, его послушания и огорчения и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Отметить нужно ещё, что Платон  сам  немало жертвовал  денег  на содержание студентов  Академии и внёс, кроме того, отдельный капитал  на содержание пяти лучших  студентов, которые потому к своей фамилии должны были по выходе из  Академии прибавлять прозвище «Платонов». Всего лучше можно представить себе отношение Платона к  его питомцам  на примерах  некоторых  лиц, можно сказать, всем  обязанных  заботливости Платона. Так, он  особенно благоволил  к  окончившему в  1800-м  году курс  в  Троицкой семинарии Андрею Казанцеву (впоследствии архиепископу ярославскому, Евгению). Казанцев  написал  хорошую оду, и Платон  назначил  его преподавателем  высшего грамматического класса в  только что открытую Вифанскую семинарию. Здесь Казанцев, наряду с  ректором  и префектом, каждый день в  пятом  часу был  приглашаем  к  Платону, который поил  всех  их  чаем, беседовал  с  ними и никогда не отпускал  их  ранее десятого часа, даже и в  том  случае, когда y него были посторонние гости. С  Казанцевым  Платон  больше чем  с  другими разговаривал, давал  ему поручение угощать по праздникам  учителей, помогал  ему в  материальных нуждах, делал разные подарки (Отношение Платона к  своим  питомцам. A. А. Беляева М. 1895 г., стр. 3–5). Благодаря такому поощрению Платоном истинно-талантливых  людей (заметить нужно, что Платон  некоторых  воспитанников  Славяно-греко- латинской Академии отравлял  для усовершенствования в  науках  в  петербургскую Академию Наук, в  Московский Университет и даже за границу), русская Церковь и общество получили много полезных деятелей. Таковы были: Филарет  (Дроздов), митрополит московский, три Амвросия (Подобедов , Серебряников  и Протасов), Макарий (Сусальников), Аполлос  (Байбаков), Аеанасий (Иванов), Моисей (Гумилевский), Павел  (Пономарев), Дамаскин  (Руднев), Моисей (Платонов), Митрополиты: Серафим, Михаил и Никанор, Августин, архиепископ  московский, и многие другие. Замечательно, что Платон  обнаруживал какое-то особое прозрение при знакомстве с  людьми. Так, он  придавал  особое значение Филарету. Когда в  Коломне открылась священническое место, то прихожане просили Платона дать им  в  священники учителя Дроздова. Но Платон  ответил  им: «Дам  я вам  его! Я берегу его на своё место». Другой раз, садясь в  карету после прогулки в  Вифанской роще, Платон  подал, мимо других  его провожавших, свою руку Дроздову с  словами: «ты меня один поддержишь!» Никанору (митрополиту Петербургскому) при посвящении его в  иеродиаконы Платон  сказал: «храни обеты, иди путём  смирения и терпения – будешь первенствовать в  соборе владык »...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010