Со стражей понятно: во 2-й главе говорится: « на стражу мою стал я » (Авв. 2, 1), чтобы услышать ответ Божий. Но где о воскресении Христовом говорится в этой песни? Обратимся к тексту: « Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные...Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты вступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха » (Авв. 3:5-13). Блаженный Феодорит говорит: «Ибо шествиями называет пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение, Крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие из начала и до устранения мира, исполнив же напоследок дней» т. 30, c. 34]. Здесь, конечно же, раскрывается и смысл сказанного ранее: « праведный верою жив будет » (Авв. 2:4). Какою верою он жив будет? Неоднократно книги Священного Писания показывают, что эта животворящая вера есть вера во Христа, распятого и воскресшего, — это очевидно и на примере Авраама, и в случае с Иовом. То же и здесь. О чем говорится? Вспомните вот эти слова : « во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы » (Авв. 3:12). У Исаии мы видели некоторое видение. Вспомните, там был Некто, топтавший точило (гл. 63) в ризах красных, и мы с вами вслед за толковниками относили эти слова ко Христу, Который на кресте совершает спасение людей. И здесь то же самое: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего» (Авв. 3:13). Вера, которой будет жить праведник, есть вера во Христа распятого и воскресшего.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

Потому пророк вопиет к Богу: «для чего Ты, Господи, даешь мне видеть беззаконие и смотреть на злодейство? Грабительство и притеснение предо мною, и вражда происходит, и брань поднимается», ( Авв. 1:2–3 ). Явно, что дикие страсти были в полном развитии, а правление было настолько слабо, что не только не могло удержать злодеев в пределах законности, но своим примером само подавало повод обижать слабых. Закон, имеющий целью – обуздывать таких наглецов, при всеобщем невнимании к нему, попираемый на каждом шагу, слабел и бездействовал. «Цепенеет закон, продолжает пророк, и не является в чистоте правда». Этот закон особенно слаб был и цепенел в судилищах, где невинные, притесняемые должны получать защиту и безопасность. Потому пророк и говорит: «поскольку беззаконник берет верх над праведником, то и пойдет от сего суд превратный ( Авв. 1:4 )». Развращенный суд, оправдывая беззаконника и притесняя невинного, вносил в общество, разумеется, одни смуты и нестроения, от которых оно стоять долго не могло. Оно, действительно, клонилось к падению при Манассии и при следующих царях. Суд Божий уже начал посещать Иудеев еще при Манассии. Сам Бог привел, как говорит Свящ. Писатель, на Иудеев военачальников царя Ассирийского, которые заковали Манассию в кандалы, оковали его цепями и отвели в Вавилон ( 2Пар. 33:11 ). При благочестивом царе Иосии Египет. царь Нехао опустошил и подчинил себе Иудею, брал дань с нее золотом и серебром. Сам царь Иосия пал на этой злосчастной войне ( 2Пар. 35:23 ). Кажется, такой урок, данный Богом Иудеям, должен бы был отрезвить и образумить Иудеев. Напротив, они продолжали прогневлять Бога языческим нечестием и своими пороками. Потому св. Аввакум изрекает им наказание от Господа, предрекает им такое страшное событие, которому трудно было поверить ( Авв. 1:5,12 ) – именно разрушение храма и Иерусалима и плен Вавилонский. Орудиями сего наказания св. Аввакум представляет Халдеев 7 – народ свирепый и быстрый, который ходит по пространствам земли, чтобы завладеть не своими селениями, народ страшный и ужасный ( Авв. 1:6,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Взывает, кричит к небу Аввакум: 1. 2–4 Доколе, Ягве, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: Так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. К какому времени относится описанное пророком Аввакумом состояние дел? На этот счет имеются две точки зрения. Некоторые иудейские толкова­тели (например, РАШИ), блж. Иероним и некоторые современные экзегеты относят текст Авв. 1, 2–4 ко времени полонения иудеев и насилия халдеев над ними. Так, блж. Иероним пишет: «Согласно буквальному значению пророк вопиет против Бога относительно того, почему Навуходоносор будет разо­рять храм и Иуду, почему Иерусалим будет подвергнут разрушению, хотя он – город Божий» 16 . Сторонники такой точки зрения оправдывают ее тем, что в тексте 1, 2–4 и в тексте 1, 5–11, где, очевидно, говорится о халдейском нашествии, исполь­зованы одни и те же слова для описания беззаконного положения дел. (хамас), что означает «насилие» использовано в 1, 2 и 1, 9 (в синодаль­ном переводе – «грабеж»). (амал), что значит «притеснение», использовано в 1,3 и 1,13. Аргумент этот слаб, так как насилие и притеснение могло быть производимо, как халдеями над иудеями, так и иудейскими старейшинами над народом. Другая точка зрения относит описанное в Авв. 1, 2–4 к состоянию Иудеи незадолго до вавилонского пленения иудеев. Так думал св. Кирилл Алексан­дрийский, говоря об этом Аввакумовом пророчестве: «В том же самом пре­ступлении Бог упрекает сонмище иудейское и устами других пророков...» 17 . Так же понимает блж. Феодорит: «Сказал же сие о поступающих беззаконно в Иерусалиме [т.е. об иудеях. – Г.Ф.]» 18 . Что касается словоупотребления, то в тексте Авв. 1, 2–4 использова­ны слова, могущие относиться только к иудеям в своей внутренней жизни, а отнюдь не к халдейским притеснениям (рив), т.е. «тяжба», «ссора» и (мадон) «брань», «раздор» не могли быть между халдеями и иудеями – какая могла быть между ними «тяжба» или «брань»? Их просто убили бы! В стихе 1, 4 и вовсе говорится о «Торе» (), что означает Закон Моисеев, пренеб­регаемый иудеями. Не могло бы иметь никакого смысла укорение халдеев в нарушении Торы. Можно сказать, что перевод словом «закон» не вполне уда­чен, т.к. заставляет думать о законе вообще, а не конкретно о Торе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таже тропари сия по дважды поем. Творение Софрония, Патриарха Иерусалимскаго, глас 8: Затем поем стихиры, творение Софрония, Патриарха Иерусалимского, повторяя каждую из них дважды. Стихиры первого часа, глас 8 Вифлееме, уготовися,/благоукраситеся, ясли,/вертепе, приими: Истина прииде./Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися,/вообразився якоже мы и обожив плоть./Тем Адам обновляется, со Евою зовуще:/на земли благоволение явися спасти род наш. Вторый лик, тойже тропарь без припева: Вифлеем, готовься,/да устраиваются ясли;/пещера, принимай: Истина пришла./Тень пробежала, и Бог человеком от Девы явился,/приняв образ подобный нам и обожив то, что принял./Потому Адам обновляется, с Евою восклицая:/“На земли благоволение явилось, чтобы спасти род наш!” (2) Стих: Бог от юга приидет/и Святый из Горы приосененныя чащи. Стих: Бог от юга придёт,/и Святой – от горы осеняющей чащи. Авв 3:3А Глас 3: Ныне пророческое прорицание исполнитися грядет,/тайно глаголющее:/и ты, Вифлееме, земле Иудова,/никакоже наречешися менши во владыках,/предуготовляющи вертеп:/из тебе бо ми изыдет Игумен языков во плоти,/от Девы Отроковицы Христос Бог,/Иже упасет люди Своя новаго Израиля;/дадим Ему вси величие. Глас 3: Ныне таинственно спешит исполниться/пророческое предсказание, гласящее:/“И ты, Вифлеем, земля Иудина,/никак не меньший среди правителей,/ты, предутовляющий пещеру;/ибо из тебя выйдет для меня во плоти от Девы Отроковицы/Предводитель племен, Христос Бог,/Который будет пасти народ Свой, новый Израиль”./Воздадим Ему все величие! Стих: Господи, услышах слух Твой и убояхся;/Господи, разумех дела Твоя и ужасохся. Стих: Господи, услышал я весть Твою и убоялся,/уразумел дела Твои, и изумился. Авв 3:2А Паки тойже тропарь. Таже: Ныне таинственно спешит исполниться: Слава, глас 8: Сия глаголет Иосиф к Деве:/Марие, что дело сие, еже в Тебе зрю?/Недоумею, и удивляюся, и умом ужасаюся;/отай убо от мене буди вскоре./Марие, что дело сие, еже в Тебе вижу?/За честь – срамоту, за веселие – скорбь,/вместо еже хвалитися, укоризну ми принесла еси./Ктому не терплю уже поношений человеческих,/ибо от иерей из Церкве Господни яко непорочную Тя приях,/и что видимое?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

33). Авв.3:4 . Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы! Ст. 4 изображает внешнюю, чрезвычайно блестящую обстановку грядущего явления Бога: и всей материальной природы только яркий свет солнца может приблизить к пониманию небесную величественность Богоявления; при этом лучи солнца, подобно разодевающие явление Бога (ср. Пс 103.2 ), уподобляются, – как это обычно и в арабской поэзии, – рогам (ср. Исх 34.29 ; Пс 21.1 ). Нечего и говорить, как приличен этот образ в предложении ко Христу – Солнцу правды. Последние слова ст. 4 – вместо евр. вешам хивион уззо, Vulg ibi abscondita est fortitudo ejus, русск. синод.: «и здесь тайник Его силы», – LXX имеют: και εθετο αγαπησιν κραταιανιαχυος αυτου, слав.: «и положи любовь державну крепости своея», откуда видно, замечает блаж. Иероним, что по чтению LXX «даже и эти слова следует понимать в отношении к Христу, (именно) что Бог Отец для того покрыл небеса силою Своею, и землю наполнил хвалениями, и Сияние Свое сделал как бы свет, и положил царство в руке Сына Своего, чтобы побудить людей любить Возлюбленного Своего и любить не слабою любовию, но крепко и сильно» (блаженный Иероним, с. 196–197). Авв.3:5–7 . Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер. Он стал и по­колебал землю; воз­зрел, и в трепет при­вел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Груст­ными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Ст. 5–7 указывают разные грозные явления, сопутствующие явлению Бога в мире, причем образы этих явлений очень употребительны в других священных писаниях. Так, для ст. 5, говорящего о язве т. евр. дебер, и убийственном зное, евр. решав, параллелями служат Исх 9.3 и Втор 32.24 . В тексте LXX слово дебер, прочитанное, очевидно, как дабар, слово (что всегда было возможно при отсутствии вокализации) передано через λογος, слово; иначе передается в греко-слав. тексте и вторая половина ст. 5. Блаженный Иероним замечает: «если согласно LXX мы прочитаем: Пред лицем его предидет слово, и по стопам его выйдет на поля, то это значит, что слово Божие пред пришествием Его, которое иносказательно теперь называется лицом, будет предшествовать Ему и уготовлять сердца верующих, чтобы исправить неправое и уравнять неровное, и чтобы душа слушателя, как бы подобная возделанному полю, могла воспринимать духовное семя» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

            mô’ t ywmiqqe dem в Мих 5:1 может означать как Его происхождение – из древности, так и Его исход – от востока. Игрой слов можно считать и парономазию. Эта стилистическая фигура часто встречается в библейской прозе, но и в поэтических текстах пророков она не редкость:             b i tqôatiq , в Ткоа трубите (Иер 6:1 )             hagilglglhyigleh , Галгал будет пленом пленен (Ам 5:5)             ti benrmôr , построил Тир крепость (Зах 9:3) Внимательный читатель пророческих текстов найдет немало и других примеров парономазии. Иногда пророки пользуются паронимами для саркастической насмешки над кем-нибудь, как, например, в серии пар паронимов в книге пророка Софонии (Соф 2:4-9):             azzh z b h , оставленная Газа             eqrôntqr , вырванный Экрон             ammônkamrh , Аммон – как Гоморра К звуковой области относится, несомненно, и ритм . Изысканная проза тоже может быть ритмичной, но четкая ритмическая структура характерна прежде всего для поэзии. Ритм – один из показателей поэтичности библейских текстов, в том числе пророческих. Не забудем, пророчества – изначально устные речи, а устным речам для лучшего их запоминания слушателями нужна ритмичность. «Поэтический ритм, – пишет испанский библеист Алонсо Шёкель, – это всегда вопрос звука и слуха… Ритм нельзя видеть, хотя графическая запись и помогает его определить; это не абстрактно-математический вопрос. Ритм или слышат, или не слышат… Исследователь еврейского ритма должен иметь хороший слух» . Самый распространенный ритм в древнееврейской поэзии выражается формулой 3+3: три ударных слога в первом полустишии (колоне) + три ударных слога во втором (симметрия). У поздних пророков в этом ритме написана, например, молитва Аввакума (Авв 3) и множество других текстов. Очень широко представлен также асимметричный ритм 3+2, за которым со времен Будде закрепилось еврейское наименование qînâ (у поздних пророков – напр., в Ион 2, во множестве пассажей и поэм Исайи и др.). Другие ритмические формулы менее часты: 2+2, 2+3, 2+4, 3+4, 4+4, 4+3, 4+2, но примеры и их использования читатель поздних пророков найдет без труда. Следует заметить, что если псалмы, как правило, выдерживают один ритм, то пророческие поэтические тексты постоянно его меняют, перескакивая с одного ритма на другой.

http://bogoslov.ru/article/3584523

Так, спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в спасителе: «вси бо , — говорит св. Павел, — согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим. 3:23). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным; не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали врача. Один говорил: «Господи, преклони небеса, и сниди» (Псал. 143:5). Другой взывал: «Исцели мя, Господи, и исцелюся» (Иер. 17:14); «воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Псал. 79:3). Иной: «яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли?» (3 Цар. 8:27); «скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело» (Псал. 78:8). Другие говорили: «о, люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть» (Мих. 7:2); «Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися» (Псал. 69:2); «аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет и не умедлит» (Авв. 2:3); «Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего , уповающаго на Тя» (Псал. 118:176); «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Псал. 49:3). Потому Тот, кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола; благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властию диавола: Присносущий пришел и дал в уплату Свою кровь; для искупления рода человеческого от смерти, отдал Свое тело, которое принял от Девы; освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертию. «Христос ны искупил есть от клятвы законныя» , восклицает св. Павел (Гал. 3:13). Так знай, иудей, что Искупитель наш не есть простой человек, потому что весь род человеческий порабощен греху; но также Он и не Бог только, непричастный естества человеческого, каковым хочешь считать его ты, манихей: Он имел тело, потому что если бы Он в меня не облекся, то и не спас бы меня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3853...

В Псалме повторяется первое обетование Аврааму: «создам тебя народом (гой) великим… и благословятся в тебе все племена (мишпахот) земли» ( Быт.12:2,3 ) 147 . Пс.17:45             По одному слуху они послушались меня;                         сыны чуждые лукавствовали мне. «По одному слуху» – букв.: «по слуху уха». «По слуху послушались» – оборот внутреннего содержания говорит о силе евангельской проповеди:        всякий, кто впустил в ухо слово о Христе, стал Ему послушен. Иное поведение у тех, кто не хочет впускать в свое ухо слово Божие, это – «сыны чужие», отнюдь не «иноплеменники». Это те, кто начал лгать и полюбил ложь (ср. Пс.4:3 ). «Лукавствовали» – понять глагол кахаш можно только из основ библейского мировоззрения. 1) Исходное значение глагола – истощаться, лишаться: «плоть моя лишилась тука» ( Пс.109 /108:24). 2) То, что опустошается от доброго, заполняется негодным. Отсюда значение – отрекаться, лгать ( Быт.18:15 ). 3) Ложь и притворство может стать манерой поведения, когда слабый перед сильным «лукавит, заискивает, притворяется, изворачивается, раболепствует». Так ведут себя враги Яхве перед лицом Его силы: «по множеству силы Твоей заискивают (лукавят) пред Тобою враги Твои» ( Пс.66 /65:3). 4) Ложь может проникнуть в самую природу человека; вынужденная манера поведения – заискивания и лжи, лавирования и лукавства – может стать неотчуждаемой, войти в естество. Образом такого человека и народа в Писании является лоза или плодовое дерево, которое не дает ожидаемого плода, – о таком говорят, что оно кахаш – «изменило, обмануло, солгало» ( Ос.9:2 ; Авв.3:17 ). Те сыны Израиля, которые «изменили» своему назначению и не принесли желаемого плода, «солгали» Яхве, стали готовы на вековечное притворство и лавирование. Оттоле они называются «сыны чуждые». Образом таких людей в Новом Завете стала бесплодная смоковница. Рассказывается, что Иисус, «возвращаясь в город (Иерусалим), взалкал; и, увидел при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». ( Мф.21:18,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

3) луча Изображая торжественное шествие Господа, пророк Аввакум говорит: Бог от Фемана грядет и святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; От руки Его лучи (qarnayim) , и здесь тайник силы Его ( Авв.3:4 ). Использование слова qeren в подобном значении в Священном Писании встречается единственный раз. Однако в книге «Исход» есть текст, имеющий подобную интерпретацию ( Исх.34:29,30,35 ). Это достаточно загадочное место Священного Писания, где повествуется о сиянии лица Моисея после его общения с Богом на Синае. В этом стихе мы видим корень, но не в форме существительного, а в форме глагола qaran – 1) «быть рогатым»; 2) «излучать, сиять» 20 . Возможность двоякого перевода глагола qaran послужила причиной появления двух традиций чтения указанных стихов: в Септуагинте – и не знал он (Моисей) , что прославился вид лица его ( Исх.34:29 ); и в Вульгате – et ignorabat quod cornuta esset facies sua – и не знал, что рогато лицо его . Латинский перевод повлиял на формирование западноевропейской традиции изображения Моисея; 4) силы, крепости, царства, владычества В указанном значении слово «рог» в Священном Писании встречается в нескольких устойчивых выражениях: а) rama qeren – «рог вознесся» ( 1Цар.2:1, 10 ; Пс.74:11; 88:18; 91:11; 111:9 ); б) gada qeren – «сломил рог» ( Пс.74:11 ; Плач.2:3 ). Рассмотрим эти выражения подробнее. Пророчица Анна в благодарственной молитве к Богу по случаю рождения Самуила говорит: Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо я радуюсь о спасении Твоем ( 1Цар.2:1 ). И завершая свое благодарение, возглашает: Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего ( 1Цар.2:10 ). Очевидно, что слово «рог» в указанном контексте употреблено в переносном значении. Перед нами библейская метафора. Согласно классификации метафор Б. В. Томашевского это тот случай, когда явления порядка нравственного и психического заменяются явлениями порядка физического. Но какие мысли и чувства передает рассматриваемая метафора? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо выяснить, что означает слово «рог» в анализируемом контексте.

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

руах) или «духа и силы» ( Лк.1:17 ) Илии, духа пророчества и чудотворения – уделить ему преимущественную часть, а не двойную, сугубую часть в сравнении с духом Илии, как в текстах LXX-mu, Vulg., славянском, русском синодальном списках: как пророк Илия мог сообщить преемнику своему больше, чем сам имел? Просьбу Елисея пророк Илия находит трудной (ст. 10), поскольку выполнение ее зависит от того, удостоит ли Бог Елисея, откроет ли ему духовные очи (ср. 4Цар.6:17 ) видеть преславное преставление пророка Илии. Пророк Елисей духовным оком узрел ( 4Цар.2:11–12 ) это, и это было знамением для него, что просьба его (ст. 9) услышана и исполнена; напротив, близко стоявшие ( 4Цар.2:7 ) сыны пророческие, очевидно, ничего не видели, как отошел из этой жизни Илия, почему и искали его на земле ( 4Цар.2:16–18 ). Ср. блаж. Феодорит, вопр. 7 на 4 книгу Царств. 4Цар.2:11 .  Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. 4Цар.2:12 .  Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. Образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы вихря, огня, колесницы и коней – обычные символы ветхозаветных богоявлений ( Ис.66:15 ; Авв.3:8 ; Пс.49:3,103:3 ). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии ( Сир.48:1–12 ); колесницы же и кони, как главная сила, опора и слава народа ( Исх.14:9,17 ; Втор.20:1 ; 3Цар.10:29 ; Ис.31:1 ; и далее) обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 1, 11: ς ες τν σρανον, яко на небо). Указанное здесь символическое значение колесниц и коней служит к объяснению и восклицания пророка Елисея (ст. 12) в отношении к исчезнувшему пророку Илии: «отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!»: цари других народов на войне употребляли коней и колесницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010